Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / ОРТОДОНТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОФИЛАКТИКА / ГИГИЕНА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ / ШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черноморченко Никита Сергеевич, Соколович Наталия Александровна

В статье исследуются социальные факторы, оказывающие влияние на стоматологическое здоровье детей школьного возраста. Работа базируется на материалах эмпирического исследования, реализованного в виде опроса родителей детей-пациентов стоматологических клиник Санкт-Петербурга и Тюмени. В статье актуализируется проблематика влияния социальных факторов на здоровья населения в целом и детей в частности. Рассматриваются такие факторы стоматологического здоровья детей, как посещение стоматолога, внимание будущих матерей на здоровье зубов ребёнка во время беременности, наблюдение за прорезыванием зубов, гигиена полости рта, правильное питание. Отдельно рассматривается аспекты, связанные с аномалиями прикуса, а также вопросы информированности и просвещения. Делается вывод о необходимости развития системы школьных стоматологических кабинетов и формирования региональных программ профилактики стоматологических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черноморченко Никита Сергеевич, Соколович Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FACTORS OF DENTAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the social factors that affect the dental health of school-age children. The work is based on the materials of an empirical study, implemented in the form of a survey of parents of children-patients of dental clinics in St. Petersburg and Tyumen. The article actualizes the problem of the influence of social factors on the health of the population in general and children in particular. Such factors of children’s dental health as visits to the dentist, the attention of expectant mothers to the health of the child’s teeth during pregnancy, monitoring of teething, oral hygiene, proper nutrition are considered. Separately, aspects related to malocclusion, as well as issues of awareness and education, are considered. The conclusion is made about the need to develop a system of school dental offices and the formation of regional programs for the prevention of dental diseases.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Социальные факторы стоматологического здоровья детей школьного возраста

Черноморченко Никита Сергеевич,

ассистент кафедры стоматологии факультета стоматологии и медицинских технологий Санкт-Петербургского государственного университета Е-mail: nik85041@gmail.com

Соколович Наталия Александровна,

доктор медицинских наук, профессор кафедры стоматологии факультета стоматологии и медицинских технологий Санкт-Петербургского государственного университета Е-mail: lun_nat@mail.ru

В статье исследуются социальные факторы, оказывающие влияние на стоматологическое здоровье детей школьного возраста. Работа базируется на материалах эмпирического исследования, реализованного в виде опроса родителей детей-пациентов стоматологических клиник Санкт-Петербурга и Тюмени. В статье актуализируется проблематика влияния социальных факторов на здоровья населения в целом и детей в частности. Рассматриваются такие факторы стоматологического здоровья детей, как посещение стоматолога, внимание будущих матерей на здоровье зубов ребёнка во время беременности, наблюдение за прорезыванием зубов, гигиена полости рта, правильное питание. Отдельно рассматривается аспекты, связанные с аномалиями прикуса, а также вопросы информированности и просвещения. Делается вывод о необходимости развития системы школьных стоматологических кабинетов и формирования региональных программ профилактики стоматологических заболеваний.

Ключевые слова: стоматология, ортодонтия, социальные факторы, профилактика, гигиена, здо-ровьесбережение, социализация, дети, школьники, родители.

Введение

Заболевания полости рта представляют собой одну из самых распространенных медицинских проблем во всем мире, а кариес - самым часто встречающимся заболеванием. По мере усиления урбанизации и изменения условий жизни, основные болезни полости рта продолжает расти. Это связано, в первую очередь, с недостаточным поступление в организм фтора на фоне распространения дешевых продуктов питания с высоким содержанием сахаров, а также ограниченной доступностью (в первую очередь, финансовой) квалифицированной стоматологической помощи. Несмотря на развитие профилактической и терапевтической стоматологии, заболевания полости рта продолжают наносить тяжелый урон социально незащищенным группам, усиливая социальное неравенство [3].

Здесь очень важно сделать одно примечание. С этиологической точки зрения, заболевание пародонта постоянно связывают с взаимодействием между микробной бляшкой и локальным иммунным ответом человека. Фактически известно несколько факторов, влияющих на вариации этого взаимодействия, в их числе, как генетические, так и системные элементы. Однако, обращение только к этим факторам как к причинам заболеваний полости рта не увенчались успехом в снижении бремени заболеваний полости рта. Таким образом, существующие научно-практические подходы не могут в полной мере объяснить социальные различия в здоровье полости рта [8].

Учитывая вышеизложенное, взаимосвязь между социальными факторами и иммунными процессами при заболеваниях полости рта стала предметом растущего интереса и изучения. Действительно, в то время как социальные модели заболеваний полости рта объясняются различиями в поведенческих, социальных, экономических и эко-

74

логических факторах, многое остаётся неизученным с точки зрения того, как социальное взаимодействие преобразуется в биологические процессы. Несмотря на консенсус в отношении того, что эти факторы являются ключевыми детерминантами заболеваний полости рта, психосоциальные и биологические механизмы, посредством которых социальные обстоятельства провоцируют заболевания полости рта, остаются неясными и заслуживают изучения.

Такое неравенство побудило несколько международных учреждений, например, Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и Международную ассоциацию стоматологических исследований (IADR), призвать к более глубокому пониманию причинно-следственных связей заболеваний полости рта с учётом социальных факторов.

Отдельно следует отметить роль стоматологического здоровья в контексте качества жизни. Являясь междисциплинарным понятием, качество жизни характеризуется, в первую очередь, уровнем удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей. Согласно определению ВОЗ, этот термин охватывает физическое, психологическое, эмоциональное и социальное здоровье человека, основанное на его восприятии своего места в обществе [5]. По мнению академика В.К. Леонтьева, здоровые зубы выполняют три важнейшие функции в установлении и поддержании высокого качества жизни человека. Во-первых, это главное условие качественного питания человека. Во-вторых, высокая эстетическая роль состояния зубов. В-третьих, здоровые зубов является символов и индикатором благополучия человека [2]. Добавим, что зубы являются неотъемлемой частью полноценной речи, что делает их важным фактором процесса межличностной коммуникации. Таким образом, стоматологическое качество жизни оказывает колоссальное влияние на психический и социальный статус человека в обществе.

В контексте вышесказанного особое значение приобретает стоматологическое здоровье в детском возрасте. Так,

детскии кариес сопутствует множеству различных проблем со здоровьем. Являясь постоянным источником инфекции, он создаёт нагрузку на иммунитет и повышает уязвимость перед инфекционными и простудными заболеваниями. Зачастую возникают заболевания желудочно-кишечного тракта. Другим следствием проблем с зубами является формирование негативных пищевых установок: ребёнок начинает есть и привыкает к продуктам, которые легче пережёвывать. Это в результате может привести к авитаминозу, дефициту микроэлементов и, как следствие, отставанию в физическом и интеллектуальном развитии. Ещё одна проблема проявляется в том, что кариес молочных зубов ведет к разрушению формирующихся постоянных зубов. Преждевременное удаление молочных зубов может стать причиной неправильного прикуса, а это хронические головные боли, нагрузка на шейный отдел, нарушение мозгового кровообращения, нагрузка на височно-нижнечелюстной сустав с последующим развитием артрита.

Таким образом, кариес остаётся социальной, политической, поведенческой и медицинской проблемой, которую можно контролировать только путем понимания социальных процессов в окружающей ребёнка среде. В этой связи исследование различных социально-экономических аспектов стоматологического здоровья детей является актуальной научно-практической задачей.

Методы

Весной 2023 года авторами статьи было инициировано и проведено социологическое исследование, основной целью которого выступила оценка влияния различных социальных факторов на стоматологическое здоровье детей школьного возраста. Основным методом сбора эмпирических данных выступил анкетный опрос, который был реализован посредством сервиса «Google Forms». Выбор данного метода сбора информации был обусловлен его преимуществами: возможность оперативного прохождения опроса при помощи смартфона; строгая

75

регламентация процедуры, позволяющая выборочно устанавливать обязательные для ответа вопросы, тем самым, свести число пропусков к нулю и получить структурированные результаты; отсутствие эффекта интервьюера и анонимность респондентов, повышающие искренность ответов. Ссылка на прохождение опроса предоставлялась родителям или иным лицам, сопровождающих пациентов-детей в стоматологический кабинет, непосредственно в медицинском центре.

Количество опрошенных составило 411 человек. При определении объёма выборки мы опирались на методические рекомендации В.А. Ядова[7, с. 118], который, приводит таблицу для определения её объёма. Значение, равное 400, репрезентирует генеральную совокупность практически с бесконечной численностью, с ошибкой выборки 5% и доверительным интервалом 95%. Онлайн-калькуляторы для расчёта выборки на специализированных исследовательских сайтах, которые мы также рассматривали, выдают те же значения.

Респондентами выступили жители двух крупных городов: Санкт-Петербурга и Тюмени. Их выбор был обусловлен задачами исследования, одна из которых предполагала осуществление сравнительного анализа большого столичного города с одним из типичных с точки зрения развития медицины, городов России. В настоящей работе данное сопоставление не вошло, поэтому информация о географическом разделении выборки носит справочный характер.

Обработка и анализ данных исследования осуществлялись в программном комплексе IBM SPSS Statistics 22. Для анализа данных использовались, в основном, частотные распределения и таблицы сопряжённости. Частоты позволили очертить и описать общие тенденции в ответах респондентов, а таблицы сопряжённости изучить возможное влияние на ответы социально-демографических характеристик респондентов и других факторов. Наличие либо отсутствие взаимосвязи между переменными фиксировалось при помо-

щи статистического критерия хи-квадрат Пирсона.

Результаты и обсуждение

В исследовании приняли участие родители детей в возрастном диапазоне 6-14 лет, а распределение по отдельным возрастам в выборке оказалось достаточно равномерным (от 8% до 16,5%). Соотношение детей респондентов по полу составило 57,7% девочек и 42,3% мальчиков. Возрастные характеристики самих респондентов выглядят следующим образом: 30 лет и младше - 8,8%, 31-35 лет - 17,8%, 36-40 лет - 36%, 41-45 лет - 14,6%, 46-50 лет - 2,9%, 51 и старше - 20%. Распределение по полу: 15,3% мужчин и 84,7% женщин. Приведённое распределение интересно довольно высокой долей респондентов старших возрастов. Исходя из этих данных можно утверждать, что вопросами здоровья каждого пятого ребёнка занимаются их бабушки. Действительно, на вопрос, кем ребёнок-пациент приходится респонденту, вариант «близкий родственник» отметили 24,1%. Родителей в выборке оказалось 72%, и лишь единицы оказались опекунами (1,7%) или приёмными родителями (2,2%).

Как уже было сказано выше, опрос проводился в двух крупных российских городах, в каждом из которых было опрошено примерно равное количество респондентов: в Тюмени -48,7%, Санкт-Петербурге - 51,3%. Ответы на вопрос о материальном положении семьи ребёнка распределились нормальным образом. Больше всего в выборке оказалось респондентов со средним уровнем дохода: тех, кому средств в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг - 31,1%. «Соседние» варианты, характеризующие тех, кому денег хватает почти на всё и тех, кому хватает лишь на повседневные траты, выбрали 24,8% и 24,1% соответственно. «Крайние» варианты выбирали очень редко: испытывающих нехватку средств даже на повседневные траты оказалось 1,2%, а тех, кто ни в чем себе не отказывает - 6,1%.

76

Характеризуя общее состояние здоровья, большинство респондентов отметили, что в целом их ребёнок здоров (66,4%). Треть указали, что ребёнок часто болеет (31,4%), а в единичных случаях имеет хроническое заболевание (1%) или инвалидность (1,2%). На вопрос о частоте посещения врача-стоматолога, большинство (41,6%) отметили, что ходят регулярно, не реже одного раза в год. Доля тех, кто ходит нерегулярно, по мере необходимости, а к моменту проведения опроса посетили врача несколько раз, составила 37,2%. Для 7,8% опрошенных визит оказался первым, а 12,4% указали, что ходят достаточно часто в связи с существованием потребности в лечении.

Посещение стоматолога

Частота посещения стоматолога для детей является важным аспектом поддержания здоровья полости рта. Согласно рекомендациям Министерства здравоохранения, детям следует посещать стоматолога один раз в шесть месяцев (оптимально один раз в три месяца). Регулярные визиты к позволяют выявить на ранних стадиях и предотвратить такие проблемы как заболевания дёсен и кариес. Посещения стоматолога также дают возможность обучать детей и их родителей правилам гигиены полости рта.

Дети, которые регулярно посещают стоматолога, с большей вероятностью сохранят хорошее здоровье полости рта на протяжении всей своей жизни. Однако частота посещений стоматолога мо-

Возможному посещению смежных специалистов

жет варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей и риска стоматологических проблем. При определении того, как часто ребенку следует посещать стоматолога, следует учитывать такие факторы, как возраст, диета, стоматологический анамнез и общее состояние здоровья. Независимо от частоты, для детей важно установить позитивные и комфортные отношения со своим стоматологом, чтобы поддерживать хорошие привычки гигиены полости рта.

Лечение детей у стоматолога сопряжено с множеством трудностей и неудобств, связанных с необходимостью затрачивать время на походы к врачу, психологическим дискомфортом ребёнка, зачастую принимающему крайние формы, а также дороговизной лечения. Лечение у стоматолога-ортодонта может быть значительно более обременительным. Ответы на вопросы анкеты о готовности респондентов к подобным сложностям, показали, что в большинстве случаев респонденты отвечают утвердительно. Исключение составляет лишь финансовый аспект. Так, к длительному лечению готовы 91,7%, к регулярному посещению стоматолога-ортодонта (1 раз в 1,5-2 месяца) - 80%, к посещению стоматолога с целью предварительной санации полости рта - 92,2%, к возможному посещению смежных специалистов - 75,4%. А вот готовность к дорогостоящему лечению выразили лишь 25,5%, очевидно, что для остальных 74,5%, финансовая составляющая является критически важным вопросом.

Посещению стоматолога с целью предварительной санации полости рта

Регулярному посещению стоматолога-ортодонта Дорогостоящему лечению Длительному лечению

I 77,2 75,2 77,8

92,9 1,6 100

-97,6

■ Высокий доход Средний доход Низкий доход

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о готовности респондентов к сложностям в ходе лечения стоматологических заболеваний детей (%)

77

74

- 0

83,3

0

Распределение ответов на данный вопрос в разрезе уровня благосостояния респондентов показало, что дорогостоящим лечением готовы воспользоваться лишь респонденты с высоким доходом. В то же время небогатые респонденты пытаются компенсировать отсутствие возможности лечения профилактическими мероприятиями, в частности, предварительной санацией полости рта (рис. 1.). Представленные данные свидетельствуют о существовании неравенства в доступе к качественной стоматологической медицине.

Беременность

Формирование основных систем организма плода происходит, когда будущая мать может не подозревать о своей беременности. В этот период наиболее велик риск влияния негативных факторов на развитие органов и тканей ребёнка, поскольку женщина не уделяет данному аспекту необходимого внимания.

Так, первые два месяца беременности являются наиболее критичными с точки зрения возможности возникновения и развития аномалий лицевого скелета, челюстей и зубов у плода. Например, зачатки молочных зубов появляются уже на 6-7 неделе беременности, а после их закладки начинается процесс минерализации, требующий поступления в организм кальция и необходимых микроэлементов. Таким образом, собственное правильное питание будущей матери во время беременности является залогом крепкого здоровья ее ребенка в целом, включая, здоровье зубов. Недостаток таких витаминов и микроэлементов, как кальций, витамины А и Д, белок, дефицит калорий, особенно в период беременности от 14 недель до 4 месяцев, может привести к дефектам полости рта. Согласно исследованиям, отсутствие или нехватка витаминов В6 или В12 - может быть фактором риска расщепления губ (заячья губа) и расщелины неба (волчья пасть).

В связи с вышесказанным, профилактику стоматологических заболеваний будущего ребёнка необходимо осуществлять ещё на этапе планирования бере-

менности. В ходе самой беременности также очень важно наблюдаться у специалистов различного медицинского профиля в женских консультациях, чтобы избежать будущих проблем.

На вопрос о том, планировалась ли беременность данного ребёнка, подавляющее большинство (88,6%) ответили утвердительно, 8,8% -отрицательно. Наблюдение во время беременности в женской консультации прошли 96,6% женщин, 2,9% не ответили на вопрос и лишь 0,7% указали, что не наблюдались. Плановые роды произошли у 88,6% матерей детей-пациентов, а запоздалые или преждевременные у 10,5%. Во всех трёх вышеприведённых вопросах незначительная часть (2,7%) пропустили ответы. Вероятно, это респонденты, не являющиеся родителями ребёнка, о котором шла речь и не имеющие информации на этот счёт.

Прорезывание зубов

У большинства младенцев первые зубы прорезываются в возрасте от 6 до 7 месяцев. Часто этот процесс может начаться значительно раньше или позже, в зависимости от ряда факторов, среди которых генетические особенности, заболевания, характер питания и даже географический регион проживания. В нашем исследовании подавляющее большинство респондентов (96,1%) отметили, что прорезывание зубов происходило в срок.

Первое посещение стоматолога рекомендуется осуществить ещё до начала прорезывания зубов, в первые месяцы жизни ребенка. Такой визит необходим для составления индивидуального плана профилактики болезней зубов и десен, консультаций по вопросам гигиены, а также для изучения состояния уздечки языка. В ходе прорезывания молочных зубов посещение детского стоматолога обязательно. Он поможет предотвратить появление негативной симптоматики и осложнений в период прорезывания. Регулярное посещение врача позволяет обнаружить любые заболевания полости рта на раннем этапе, и провести их безболезненное лечение. Профилактиче-

78

ские осмотры и лечение без боли и страха формируют у ребенка положительное отношение и к стоматологам, и вообще к врачам. В результате у него возникает понимание ценности своего здоровья и важности правильного ухода за ним. Практически три четверти опрошенных (74%) в нашем исследовании посетили врача стоматолога после прорезывания у ребёнка зубов, соответственно, каждый четвёртый (26%) этого не сделал, что представляется довольно значительной цифрой. Рентген-мониторинг прорезающихся зубов проводился у детей более чем половины респондентов: 54% на соответствующий вопрос ответили положительно, а 46% - отрицательно.

Гигиена

Вопросы гигиены играют большую роль в профилактике стоматологических заболеваний детей. Формирование санитарно-гигиенических навыков должно быть дифференцированным по целям и содержанию в зависимости от возраста пациента. Основная форма такого воспитания заключается в обучении с периодическим повторением. При этом существенная роль отводится личному примеру родителя или другого авторитетного для ребенка агента социализации. В раннем возрасте при соответствующем подходе гигиенический навык легко трансформируется в устойчивую привычку [6].

В нашем исследовании ключевым агентом, формирующим гигиенические навыки, оказались родители (49,6%). Каждый пятый указал что обучению ребёнка уходу за зубами осуществляли бабушка или дедушка (20,9%). Роль врача-стоматолога на профилактическом осмотре в этом процессе отметили 15,8%, а ещё для 8% наставником выступили старшие дети в семье - братья или сё-стры. В единичных случаях (0,7%) респонденты указали, что обучение не проводилось, а 1,5% выбрали вариант «другое», отметив, что обучал педиатр либо ребенок обучался самостоятельно.

Вопрос об информированности респондентов относительно дополнительных средств гигиены, помимо «стан-

дартных» зубной пасты и щётки, показал, что подавляющее большинство знакомы с лечебными зубными пастами (94,4%) и зубной нитью (90%). Ирригатор отметили 21,2%, а резиновые щётки-напальчники - 19,5%. Довольно много респондентов (около четверти) указали свой вариант, где чаще всего упоминались гели, ополаскиватели, жевательная резинка.

Стоматологическое просвещение населения является важнейшим компонентом программ профилактики заболеваний полости рта. Оно должно предшествовать и осуществляться параллельно с обучением гигиене. Ключевая цель просветительских мероприятий -формирование личной ответственности и мотивации к поддержанию здоровья, через предоставление сведений и знаний об основах здоровьесберегающего поведения и правилах выработки соответствующих привычек. Согласно результатам нашего исследования, на лекциях стоматолога в школах и детских садах присутствовали лишь 20,9% детей респондентов. Больше половины ответили на данный вопрос отрицательно (57,2%), а 21,9% затруднились ответить, по-видимому, не обладая информацией о том, проводились ли такие мероприятия в образовательных учреждениях их детей.

Питание

Питание ребёнка представляет собой один из основных аспектов в профилактике стоматологических заболеваний. Полноценный и разнообразный рацион, включающий в себя продукты богатые клетчаткой и микроэлементами - это основа здоровых дёсен и зубов. Для правильного развития челюстям обязательно нужна нагрузка. Пища должна быть достаточно жёсткой, чтобы её требовалось пережевывать, а в ежедневном рационе должна присутствовать сырая морковь, яблоко или груша. На вопрос о том, принимает ли ребёнок жёсткую и грубую пищу, утвердительный ответ дали 77,1% опрошенных. 10% ответили отрицательно, а 12,9% затруднились с ответом. Аналогичное распределение

79

ответов было получено на вопрос об употреблении рыбы, молочных продуктов, фруктов и овощей. Полученные данные свидетельствуют, что далеко не все родители осуществляют контроль за питанием детей.

Ортодонтия

Отдельный блок вопросов нашей анкеты касался ортодонтических аномалий. Ортодонтия - это направление в стоматологии, связанное с изучением причин возникновения, диагностикой, лечением и профилактикой зубочелюстных аномалий, которые проявляются в виде неправильного прикуса или неправильного расположения зубов. На возникновение ортодонтических нарушений влияет ряд факторов, которые на первый взгляд не имеют отношения к стоматологии. К их числу относятся, например, сидячий образ жизни, плохая осанка, вредные привычки, вялое жевание, плохая гигиена полости рта, повышенная нагрузка на нервную систему, ранняя потеря молочных зубов и т д.

Говоря об обычной цели визита респондента с ребёнком к стоматологу, почти половина указала на профилактический осмотр (49,6%). Чуть меньше респондентов (41,1%) посещают врача по причине уже существующих проблем с зубами, требующих решения. Это острая боль, плановое лечение, или консультация по состоянию здоровья полости рта. С целью коррекции аномалии окклюзии в кабинет обращаются 6,6%, а с заболеваниями слизистой полости рта - 2,7%.

Рекомендацию респонденту посетить с ребёнком врача-ортодонта чаще всего опрошенные получают от своего лечащего врача-стоматолога (47%). Чуть более четверти (27%) принимают такое решение самостоятельно, а пятая часть (19,5%) по совету лечащего врача-стоматолога. Значительно реже подобную рекомендацию можно получить от медицинского работника в школе и детском саду (1,9%) или родственников и знакомых (1,9%). Все остальные респонденты, выбравшие в этом вопросе

вариант «другое», указали, что получили рекомендацию от логопеда.

Чаще всего к стоматологу-ортодонту респонденты приводят детей с проблемой неправильно расположенных зубов (скученность, ротации и проч.) - 42,6%. Практически столько же (41,8%) нуждаются в исправлении прикуса. Ночное апноэ, которое проявляется в форме нарушения дыхания или храпа является причиной обращения для 5,8%, а неправильное глотание и атрофия мышц лица - для 4,4%. Выбравшие вариант «другое» (5,4%) указывали в качестве причин: боль, потребность в консультации, плановую санацию, пломбы, профилактику, стираемость зубов, хруст и щелканье сустава.

В нашем исследовании проблемы с прикусом ребёнка респонденты чаще всего стали отмечать в возрасте 7 лет (рис. 2).

18

1 6,3

■ ■ ■ 1 ■ _ _ 02

7 9

■ Возраст,

10 11 12 14

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о возрасте начала проблем с прикусом у ребёнка (%)

Сложные патологии прикуса, связанные с нарушением носового дыхания во сне, это фактор, провоцирующий ЛОР-заболевания. Это подтверждают и результаты нашего опроса: большинство детей-пациентов наблюдаются или наблюдались у врача ЛОР профиля (61,8%). Хронические воспаления носоглотки и гайморовых пазух при обострениях вынуждают принимать антибиотики. При этом точно установить связь с неправильным прикусом может не каждый врач.

Возникновение зубочелюстных аномалий и деформаций у детей часто связано с вредными привычками. Их негативный эффект может проявляться в развитии смещения нижней челюсти, нарушении положения зубов, измене-

80

40

нии формы зубных рядов, нарушении прикуса. С возрастом такие изменения закрепляются и могут приводить к лицевой асимметрии, заболеваниям пародон-та, височно-нижнечелюстных суставов, осанки. Устранение вредных привычек в ортодонтии является важной составляющей в исправлении прикуса, однако сложность борьбы с ними заключается в их автоматизме и непроизвольности. Факторы убеждения зачастую оказываются неэффективными, а других универсальных способов устранения не существует. Устранение вредных привычек требует внимательности к ребёнку и терпения, а также информированности о последствиях их влияния.

Привычка грызть ручки и карандаши в нашем исследовании оказалась наиболее распространённой, на неё указало почти две трети опрошенных (65,5%). На втором месте по распространённости оказалась привычка сутулиться во время ходьбы и при положении сидя (48,7%), на третьем - дыхание ребёнка ртом (39,7%). Значительно реже отмечались такие варианты, как ночной храп - 22,4%, сосание большого или указательного пальца (12,7%), а также неправильное положение языка при глотании жидкой пищи (язык между верхними и нижними резцами) - 8,8%.

Потеря молочного зуба у ребёнка сопровождается смещением соседних зубов. Вследствие дефицита места для постоянного зуба формируется неправильный прикус. На вопрос о том, было ли у ребенка раннее удаление молочных зубов и по какой причине было проведено удаление, больше половины указали на осложнение кариеса (55%), четверть на подвижность зубов (26%), а 11,9% -на травму. Ещё 7,1% выбрали вариант «другое», указывая при этом, что удаление не проводилось.

Беседу о профилактике у ребёнка патологического прикуса, как выяснилось из результатов опроса, проводил с респондентами в основном стоматолог (94,2%). Педиатр (38,7%), а также медсестра или фельдшер делали это реже (48,9%). Преподаватели проводят подобные беседы крайне редко (1,5%).

Выводы и рекомендации

Проведённое исследование продемонстрировало недостаточное внимание взрослых членов семьи к здоровью детей. Это проявляется в таких аспектах, как гигиена, питание, мониторинг состояния зубов ребенка, образовательная и просветительская работа. Как следствие, на первое место выходят проблемы не профилактического характера, а лечебного. В сложившейся ситуации трудно обвинить родителей, поскольку младшему школьному возрасту ребёнка обычно соответствует период максимальной социально-экономической активности и чрезмерной занятости родителей. Это период интенсивного продвижения и пик деловой карьеры, а также время потребительских кредитов и ипотеки.

Решение этой проблемы видится нам в развитии такой формы медико-социальной защиты детей, как школьные стоматологические кабинеты. Они позволяют оказывать детям необходимую помощь в рамках системы обязательного медицинского страхования по месту учёбы [4, с. 19]. Наряду с лечением, а также решением проблем детской стоматологической диспансеризации и плановой санации, школьные стоматологические кабинеты способны осуществлять и просветительскую работу. Важно и то, что младший школьный возраст - это наиболее благоприятное время для выработки и закрепления правильных привычек, которые в сочетании с обучением способны привести к положительным результатам [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Профилактическая работа и оперативное лечение неосложненного кариеса, являющегося наиболее распространённым стоматологическим заболеванием среди детей, не только эффективны с медицинской точки зрения, но и имеют долгосрочный социально-экономический эффект. Затраты на их проведение значительно ниже тех, которые неизбежно возникают в виде последствий игнорирования: лечения осложнений, удаления, протезирования, ортодонтического ле-

81

чения и имплантации. Иными словами, предупреждение и лечение стоматологических заболеваний школьников ведет к снижению потребности в квалифицированной и дорогостоящей помощи в будущем. Таким образом, минимальные потери учебного времени, без отвлечения от работы их родителей делают школьные стоматологические кабинеты незаменимым инструментом для решения медицинских и социальных задач государства и общества. Кроме того, их распространение будет способствовать снижению неравенства в доступе к стоматологической медицине.

Другим направлением социальной политики могло бы стать создание региональных программ формирования стоматологического здоровья детей, на которую могли бы ориентироваться все агенты социализации: родители, педагоги, врачи-стоматологи. Важен именно региональный характер таких программ, учитывающий местные географические, климатические особенности, качество водопроводной воды, культуру питания, и др. В нашем исследовании региональная специфика не рассматривалась, однако значимость представляется нам определяющей. Программа должна предназначаться для учащихся начальной школы поскольку именно в этот возрастной период проходит начальный этап смены молочных зубов на постоянные. Кроме того, возраст 7 лет, как показало наше исследование, является началом возникновения проблем с прикусом.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гончарик И. Г., Ларинская А.В. Оценка эффективности образовательной стоматологической программы «Здоровые зубы - Залог здоровья в целом», на примере детей младшего школьного возраста г. Хабаровск // Universum: медицина и фармакология: электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5). URL: https://7universum.com/ ru/med/archive/item/1227 (дата обращения: 08.05.2023).

2. Леонтьев В.К. Зубы и качество жизни. Труды V съезда Стоматологической Ассоциации. - М., 1999. С. 60-67

3. Охрана здоровья полости рта // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/ news-room/fact-sheets/detail/oral-health (дата обращения 08.05.2023)

4. Сабанов В.И., Романчук Е.В. Пути совершенствования организационной работы детского врача стоматолога в условиях школьного стоматологического кабинета // Медицинский альманах. 2014. № 2 с. 18-21.

5. Талалушкина Ю.Н. Опыт ООН в исследовании качества жизни населения // Экономический журнал. 2013. № 3. С. 46-53.

6. Холодкова О.Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. № 6 (265). С. 5358.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. M.: Добросвет, 2000. 596 с.

8. Gomaa N, Glogauer M, Tenenbaum H, Siddiqi A, Quinonez C. Social-Biological Interactions in Oral Disease: A 'Cells to Society' View. PLoS One. 2016 Jan 11;11(1): e0146218. doi: 10.1371/jour-nal.pone.0146218.

SOCIAL FACTORS OF DENTAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

Chernomorchenko N.S., Sokolovich N.A.

Saint Petersburg State University

The article examines the social factors that affect the dental health of school-age children. The work is based on the materials of an empirical study, implemented in the form of a survey of parents of children-patients of dental clinics in St. Petersburg and Tyumen. The article actualizes the problem of the influence of social factors on the health of the population in general and children in particular. Such factors of children's dental health as visits to the dentist, the attention of expectant mothers to the health of the child's teeth during pregnancy, monitoring of teething, oral hygiene, proper nutrition are considered. Separately, aspects related to malocclusion, as well as issues of awareness and education, are considered. The conclusion is made about the need to develop a system of school

82

dental offices and the formation of regional programs for the prevention of dental diseases.

Keywords: dentistry, orthodontics, social factors, prevention, hygiene, health protection, socialization, children, schoolchildren, parents.

References

1. Goncharik I.G., Larinskaya A.V. Evaluation of the effectiveness of the educational dental program "Healthy teeth - a guarantee of health in general", on the example of children of primary school age in Khabarovsk // Universum: medicine and pharmacology: electron. scientific magazine 2014. No. 4 (5). URL: https://7universum.com/ ru/med/archive/item/1227 (date of access: 05/08/2023).

2. Leontiev VK Teeth and quality of life. Proceedings of the V Congress of the Dental Association. - M., 1999. S. 60-67

3. Oral health // World Health Organization. URL: https://www.who.int/ru/news-room/

fact-sheets/detail/oral-health (Accessed 05/08/2023)

4. Sabanov V.I., Romanchuk E.V. Ways to improve the organizational work of a pediatric dentist in a school dental office // Medical Almanac. 2014. No. 2 p. 18-21.

5. Talalushkina Yu.N. Experience of the United Nations in the study of the quality of life of the population // Economic Journal. 2013. № 3. pp. 46-53.

6. Kholodkova O.G. Dynamics of the emotional component of value relations in primary school age. Vestnik SUSU. Series: Psychology. 2012. No. 6 (265). pp. 53-58.

7. Yadov V.A. Strategy of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality. M.: Dobrosvet, 2000. 596 p.

8. Gomaa N, Glogauer M, Tenenbaum H, Siddiqi A, Quinonez C. Social-Biological Interactions in Oral Disease: A 'Cells to Society' View. PLOS One. 2016 Jan 11;11(1): e0146218. doi: 10.1371/journal. pone.0146218.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.