Научная статья на тему 'Социальные факторы дифференциации моделей потребления медицинской помощи (на материалах социологического обследования на Юге России)'

Социальные факторы дифференциации моделей потребления медицинской помощи (на материалах социологического обследования на Юге России) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЮГ РОССИИ / HEALTHCARE / MEDICAL CARE / MENTAL PROGRAMS / BEHAVIOR MODELS / SOCIAL DIFFERENTIATION / SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вялых Никита Андреевич

Предлагается новый методологический подход к исследованию дифференциации социальных практик в сфере потребления медицинской помощи. Показано, каким образом социальная среда потенциального пациента влияет на стратегию поиска медицинской помощи и результат ее реализации. На основе эмпирических данных выделяются отличительные черты двух альтернативных моделей социального поведения в сфере здравоохранения на Юге России - либеральной и консервативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social factors of differentiation of medical care consumption models in the South of Russia

It is proposed a new methodological approach to sociological research of social practices differentiation in medical care consumption sphere. It is shown how social environment of a potential patient affect the production of help-seeking strategy and outcome of its realization. On the basis of empirical data it is identified the distinctive features of the two alternative modal patterns of social behavior: liberal pattern and conservative pattern in healthcare sphere in the South of Russia.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы дифференциации моделей потребления медицинской помощи (на материалах социологического обследования на Юге России)»

Н.А. Вялых*

кандидат социологических наук, доцент, докторант, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета

Социальные факторы дифференциации моделей потребления медицинской помощи (на материалах социологического обследования на Юге России)1

В современной российской научной литературе до сих пор доминирует интенция на макросоциологическую перспективу в изучении социальных процессов в сфере здравоохранения. Зачастую эмпирико-социологические исследования сводятся к количественной репрезентации неудовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощью с последующим вынесением практических рекомендаций по устранению дисфункций в системе российского здравоохранения. Эти рекомендации связаны преимущественно с обоснованием необходимости значительного ресурсного вливания в систему здравоохранения и принятия политических решений по модификации организационно-финансовой модели самой системы. Однако институт здравоохранения, как и любая социальная система, стремится к поддержанию внутренней стабильности и балансу с внешней средой. Радикальные преобразования, во-первых, чреваты еще большей дестабилизацией в силу разбалансировки и без того разновекторых интересов различных игроков (государства, страхового медицинского бизнеса, медицинских организаций, врачебного сообщества, производителей лекарств и медицинского оборудования), во-вторых, требуют политической воли и смелости от принимающих решения лиц, в-третьих, и самое главное, должны быть ориентированы на реальные потребности и социальные ожидания ключевых акторов. Следовательно, миссия современной социологии состоит не только в том, чтобы диагностировать проблемные зоны в системе здравоохранения, хотя и это очень важно, но и в том, чтобы понимать, каким образом социальные практики формируют вторичное стратификационное деление общества в сфере потребления медицинской помощи.

* Вялых Никита Андреевич, e-mail: sociology4.1 @yandex.ru

1 Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента РФ МК-4089.2018.6 «Социальная сущность и механизмы дифференциации потребления медицинской помощи в российском обществе» (соглашение № 075-15-2019-1051).

В статье предлагается аналитическое описание поведенческих стратегий и практик населения Юга России в сфере потребления медицинской помощи, выявленных по результатам выборочного социологического обследования, проведенного в рамках реализации технического задания второго этапа (январь-декабрь 2019 г.) гранта Президента РФ МК-4089.2018.6 «Социальная сущность и механизмы дифференциации потребления медицинской помощи в российском обществе». Способ отбора респондентов - квотная целевая выборка методом снежного кома. Всего было опрошено 853 чел. посредством личного анкетирования (по месту работы или проживания) и онлайн-опросника1. Основной массив выборочной совокупности составили жители Ростовской области и Краснодарского края (482 и 288 чел. соответственно). Также в выборку вошли жители Республики Крым, Адыгеи, Астраханской и Волгоградской областей, Ставропольского края (всего 83 чел.)2.

Гипотеза исследования базируется на научном предположении о том, что существуют социальные факторы, которые влияют на характер потребления медицинской помощи различными социальными группами, а также задают вектор социального поведения населения в сфере здравоохранения в регионах Юга России, дифференцируя его на консервативные, либеральные и гибридные (смешанные) модели (табл. 1).

По мнению большинства респондентов (50,8 %), система здравоохранения в России должна быть полностью бесплатной для всего населения; 39,2 % отметили, что система здравоохранения должна быть «смешанной», где сосуществуют бесплатная и платная медицинская помощь. Только десятая часть опрошенных (9,5 %) поддерживает идею преимущественно платного здравоохранения для трудоспособного населения, но с гарантиями оказания бесплатной медицинской помощи отдельным группам населения (детям, пенсионерам, инвалидам, больным тяжелыми хроническими заболеваниями); 0,6 % - остановили свой выбор на полностью платной для всего населения системе здравоохранения. Если сравнивать полученные данные с результатами социологического опроса двухгодичной давности (июнь-август 2017 г.), проведенного автором в составе научного коллектива в рамках реализации гранта РНФ № 16-18-10387 «Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе» (N=3900 чел., проживающих в Ростовской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской республике, Республике Крым), то можно констатировать увеличение доли сторонников смешанной системы

1

С электронной версией инструментария читатель может ознакомиться по ссылке опроса: http://www.ianketa.ru/anketa/664083288. Прим. автора.

2 Пользуясь случаем, автор выражает благодарность студентам Института социологии и регионове-дения (первый курс направления «Конфликтология», четвертый курс направления «Зарубежное ре-гионоведение», третий и четвертый курсы направления «Социология» 2019-2020 учебного года), которые приняли непосредственное участие в отборе респондентов, отвечающим параметрам выборочной совокупности, и сборе первичной социологической информации. Прим. автора

здравоохранения с 26,6 % до 39,2 %1. Следует отметить наличие обратной корреляции числа респондентов, считающих, что система здравоохранения должна быть полностью бесплатной в зависимости от типа населенного пункта: чем больше город, поселение (по численности проживающих), тем меньше доля респондентов, отметивших вариант полностью бесплатной для всего населения системы здравоохранения (табл. 2).

На вопрос о том, кто несет основную ответственность за здоровье человека, 66,5 % опрошенных ответили, что ответственность несет сам человек. Меньшая доля участников опроса склонна делегировать ответственность за здоровье человека другим агентам: государству (14,5 %), лечебно-профилактическим учреждениям и медицинскому персоналу (12,3 %), страховым медицинским организациям (4,7 %), работодателю (2 %).

Таблица 1

Ментальные программы консервативной и либеральной моделей

потребления медицинской помощи

Ментальная программа консервативной модели Ментальная программа либеральной модели

Представления Медицинская помощь - общественное благо; ответственность государства за здоровье человека и доступность медицинской помощи Рынок медицинских услуг - главный регулятор отношений в сфере здравоохранения

Ценности Справедливость, равенство, порядок в сфере оказания медицинской помощи Свобода как возможность индивидуального выбора стратегии поведения в ситуации заболевания; право выбора медицинской организации, страховой медицинской организации и врача

Установки Потребление медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий; ориентация на авторитет врача; конформизм Мобилизация всех видов капитала и их конвертация в доступе к медицинской помощи; готовность отстаивать свои интересы как пациента; нонконформизм

1 Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России / А.В. Лубский. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017. 452 с.

Таблица 2

Представления населения о должном устройстве системы

здравоохранения в зависимости от типа поселения (% по столбцу)

Какой должна быть, по Вашему мнению, система здравоохранения в России? Тип поселения

Свыше 1 млн. чел. От 250 тыс. до 999,9 тыс. чел. От 100 тыс. до 249,9 тыс. чел. От 50 тыс. до 99,9 тыс. чел. От 5 до 49,9 тыс. чел. До 4,9 тыс. чел.

Полностью бесплатной для всего населения 41,7% 48,3% 54,8% 53,1% 59,1% 60%

Смешанной (должна быть как платная, так и бесплатная медицинская помощь) 46,3% 39,3% 38,9% 35,7% 32,7% 35%

Преимущественно платной для трудоспособного населения 11,3% 11,7% 5,6% 10,5% 8,2% 5%

Полностью платной для всего населения 0,8% 0,7% 0,8% 0,7% 0% 0%

Итого 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Значительные барьеры контекстуальной доступности медицинской помощи побуждают подавляющее большинство респондентов оплачивать медицинскую помощь «дважды»: путем опосредованных страховых отчислений и непосредственных прямых платежей, т. к. на сегодняшний день система здравоохранения просто неспособна «переварить» растущие потребности общества в медицинской помощи. Опрос показал, что только 12,3 % респондентов и членов их семей не тратили денежные средства в течение года до опроса на лечение и обследования в медицинских организациях, исключая покупку лекарств и услуги стоматолога. Диапазон годовых расходов домохо-зяйств на медицинские услуги выглядит следующим образом: до 10 тыс. руб. - 34,3 %; 10,1-20 тыс. руб. - 22,4 %; 20,1-35 тыс. руб. -15,5 %; 35,1-50 тыс. руб. - 6,9 %; свыше 50,1 тыс. руб. - 8 %. С пози-

ции определения болевых точек здравоохранения интерес представляет иерархия мотивов обращения к платным медицинским услугам: отсутствие необходимых специалистов, технологий и оборудования для бесплатного лечения, диагностики (53,3 %); длительное время ожидания приёма врача из-за очередей, постоянный недостаток номерных талонов (46,3 %); получение услуг, не входящих в перечень гарантированной государством бесплатной медицинской помощи (27,8 %); отсутствие индивидуального подхода, внимания, заинтересованности со стороны медицинского персонала (25,5 %); недоверие к бесплатной медицине (25,1 %); получение дополнительной консультации или информации (19,2 %); неудобные графики работы врачей (15,4 %); удалённость, территориальное неудобство расположения

л

медицинских учреждений (7,8 %)'.

Добытые нами данные тревожно свидетельствуют о том, что 43,6 % опрошенных приходилось в течение последнего года частично или полностью отказываться от лечения или диагностики в медицинских организациях из-за отсутствия финансовой возможности оплатить услугу. Парный корреляционный анализ выявил сопряженность частоты отказов от медицинской помощи по финансовым основаниям с самооценкой здоровья, наличием хронических заболеваний, уровнем дохода. Респонденты с хроническими заболеваниями, оценивающие свое здоровье как удовлетворительное и плохое, имеющие доход менее 45 тыс. руб. в месяц, чаще отказываются от медицинской помощи по сравнению с группами, не имеющими подтвержденных врачебным диагнозом хронических заболеваний, с хорошей и отличной самооценкой здоровья и доходами от 45,1 тыс. руб. в месяц.

Опрос демонстрирует довольно высокий уровень доверия населения к медицинским организациям, куда людям приходится обращаться постоянно или время от времени: 15,1 % - вполне доверяют, 52,1 % - по большей части доверяют, 29,2 % - очень мало доверяют, 3,6 % - не доверяют совсем. Причем уровень институционального доверия выше среди группы населения, имеющей постоянного врача в поликлинике по местожительству, с которым есть возможность советоваться по всем или многим вопросам личного здоровья (табл. 3). Поэтому одним из стратегических направлений формирования доверия общества к системе здравоохранения является развитие института семейного врача и усиление первичного звена оказания медицинской помощи. Согласно результатам исследования, две трети респондентов (66,9 %) не имеют постоянного врача в поликлинике по местожительству, с которым они могут обсуждать вопросы своего здоровья.

1 Указан валидный процент ответов, т.к. вопрос предполагал до 3-х вариантов ответа либо пропуск, если респондент не прибегал к платным медицинским услугам в течение года до опроса. Прим. автора.

Таблица 3

Уровень доверия населения к медицинским организациям в зависимости от наличия/отсутствия постоянного врача в поликлинике по местожительству (% по столбцу)

Доверяете ли Вы в целом медицинским учреждениям, в которые Вам приходится обращаться постоянно или время от времени? У Вас есть постоянный врач в поликлинике по местожительству, с которым Вы советуетесь по всем или многим вопросам Вашего здоровья?

Есть Нет

Вполне доверяю 18,1% 13,7%

По большей части доверяю 60,3% 48%

Очень мало доверяю 20,2% 33,6%

Не доверяю совсем 1,4% 4,7%

Итого 100% 100%

Нельзя не обратить внимания на типичные формы поведения респондентов в ситуации заболевания, поскольку для измерения дифференциации моделей поведения в здравоохранении важно методологически различать «доступ к медицинским услугам» и реальное «использо-

л

вание медицинских услуг»1. Более половины опрошенных (53,6 %) отметили, что когда заболевают - лечатся самостоятельно, не обращаясь к врачам. Несмотря на внушительный объем расходов населения на платные медицинские услуги, социологические данные фиксируют сравнительно невысокий по выборке процент людей, предпочитающих сразу обращаться в платные клиники и/или к частнопрактикующим врачам (12,2 %).

Обращение за платными медицинскими услугами, как правило, вторично и мотивировано недоступностью медицинской помощи, оказываемой в рамках государственных гарантий. 27,4 % респондентов в случае возникновения проблем со здоровьем обращаются в поликлинику, больницу по местожительству, 1,9 % - к народным целителям, нетрадиционной медицине, 4,9 % - ничего не делают, все пуская «на самотек». В возрастной группе 60+ выявлено отклонение от средних значений по выборке: представители старшей возрастной когорты реже прибегают к самолечению (42,9 %), платным медицинским услугам (6,7 %), предпочитая сразу посетить врача в медицинской организации по местожительству (39 %).

С целью уточнения факторов, влияющих на медицинский выбор, мы поинтересовались у респондентов, какими источниками информации они руководствуются в ходе принятия стратегии поведения в ситуации

1

Pulok M.H. Horizontal equity in the Australian healthcare system: Exploring the unknowns and updating the knowns. Australia: University of Technology Sydney (UTS), 2019. 221 p.

заболевания (например, обращаться к врачу или нет, каким образом лечиться, какие купить лекарства, соглашаться или не соглашаться на операцию). В тройке самых популярных информационных источников оказались: сведения, рекомендации от медицинских работников (29,9 %); личная интуиция, собственный опыт (27,1 %); сведения, советы от знакомых и родственников (19,3 %). Каждый второй респондент (49,9 %) использует сервисы Интернет для записи на прием к врачу. Хочется отметить положительную динамику в этой сфере, т. к. в предыдущем нашем исследовании 2017 г., о котором упоминалось выше, мы установили, что всего лишь 35,3 % жителей Юга России пользовалась сервисами электронной регистратуры1.

Говоря о дифференциации стратегий медицинского поведения, следует отметить, что 51,8 % опрошенных принимает решение относительно своего здоровья совместно со своими родственниками, а 44,8 % опрошенных - самостоятельно. Также выявлена незначительная доля респондентов (3,4 %), решения за которых, как правило, принимают родственники и близкие люди. Важным фактором доступности медицинской помощи является не только наличие условий для ее оказания, но и усилия самого человека, в т. ч. использование социального капитала. Так, половине опрошенных (54,9 %) и членам их семей приходилось в течение года использовать знакомства, личные связи с целью получения необходимой медицинской помощи.

Для определения представлений респондентов о справедливости в сфере здравоохранения мы задали провокационный вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что человек, имеющий сравнительно большие финансовые ресурсы, должен иметь возможность получить медицинскую помощь более высокого качества, чем человек со сравнительно меньшими финансовыми ресурсами?». 79,4 % опрошенных не согласились с этим тезисом, 20,6 % лояльны к перспективе дифференциации качества медицинской помощи по критерию платежеспособности. Безусловно, любая медицинская помощь должна быть качественной независимо от того, кому она оказывается и каков объем компенсации затрат на ее оказание. Справедливость в здравоохранении достигается тогда, когда потребность определяет распределение и использование медицинских услуг независимо от таких параметров, как доход, регион, образование, профессия и др.2 Выявленная разница в ответах свидетельствует о выраженном консервативном характере ценностей социума в сфере здравоохранения и обостренном чувстве социальной справедливости. К слову, 60,8 % респондентов отметили, что готовы отстаивать свои интересы и права как пациента в установленном законом порядке в случае их нару-

1

Вялых Н.А. Модальные модели социального поведения в сфере здравоохранения на Юге России // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11. С. 192-203.

2 Braveman P. What is Health Equity: And How Does a Life-Course Approach Take Us Further Toward It? // Maternal and Child Health Journal. 2014. Vol. 18. Iss. 2. P. 366-372.

шения или несоблюдения, 11,3 % - не готовы, а почти треть участников исследования (27,9 %) затруднилась с однозначным ответом на данный вопрос.

Подводя итоги социологического обследования можно сделать вывод: факторами дифференциации моделей поведения в сфере здравоохранения являются не столько социально-статусные характеристики человека, сколько его представления и установки по отношению к своему здоровью и здравоохранению. На смену консервативной модели потребления медицинской помощи постепенно приходит гибридная - консервативно-либеральная модель, отличительной особенностью которой является признание человеком своей ведущей роли в достижении оптимального статуса здоровья и необходимости актуализировать экономический, социальный и культурный капитал для быстрого получения эффективной медицинской помощи. Вместе с тем существенная доля населения ожидает поддержки и социальных гарантий со стороны государства в сфере здравоохранения и готова нести бремя расходов лишь до определенного предела. Совсем невелика доля сторонников либеральной модели потребления медицинской помощи в ее чистом виде (10-12 % населения крупных городов), рассчитывающих только на свои силы и возможности. Как показывают добытые нами результаты, в повседневной реальности здравоохранения доминирует скорее неоконсервативная модель потребления медицинской помощи1.

Вектор потребления медицинской помощи во многом задается индивидуальными социально-психологическими ресурсами личности2, которые определяют наиболее предпочтительную стратегию поведения в случае возникновения болезни (недомогания, дискомфорта). Однако социокультурные условия и институциональные барьеры, главным из которых является невозможность оказаться на приеме у врача в момент возникновения потребности, не в меньшей степени определяют типичные практики потребления медицинской помощи. По оценкам специалистов Высшей школы экономики, в нашей стране до сих пор отсутствуют система государственных гарантий сроков ожидания, прозрачность в организации очереди на плановую медицинскую помощь и порядок ее прохождения, мониторинг сроков ожидания, фактические показатели ожидания по отдельным видам медицинской помощи.3

Таким образом, на формирование консервативной, либеральной или гибридной (неоконсервативной или неолиберальной) версии ментальных программ населения в сфере здравоохранения оказывает влияние субъективная интерпретация человеком своего статуса здоро-

1

Lubsky A., Vyalykh N. Modal Models of Social Behavior of Medical Care Consumers in the Russian Society // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Vol. 8. Iss. 5 (27). P. 1185-1192.

2 Русинова Н.Л., Сафронов В.В. Психологические медиаторы социальных неравенств в здоровье: «уверенность в себе» в Европе и России // Социологический журнал. 2018. Т. 24. № 4. С. 30-53.

3 Сроки ожидания медицинской помощи: зарубежный опыт и российская практика / И.М. Шейман, С.В. Шишкин. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 87 с.

вья и интериоризация внешних условий (контекста) потребления медицинской помощи. Одно только восприятие медицинской помощи как недоступной, возникающее в результате негативного личного опыта или опыта ближайшего окружения, формирует внутренние барьеры и существенным образом лимитирует «осознаваемую» степень доступности медицинской помощи1. В результате типичная «карьера болезни» начинается с попытки самостоятельного устранения нежелательного сим-птомокомплекса без профессионального медицинского вмешательства.

Вялых Н.А. Социальные факторы дифференциации моделей потребления медицинской помощи на Юге России. Предлагается новый методологический подход к исследованию дифференциации социальных практик в сфере потребления медицинской помощи. Показано, каким образом социальная среда потенциального пациента влияет на стратегию поиска медицинской помощи и результат ее реализации. На основе эмпирических данных выделяются отличительные черты двух альтернативных моделей социального поведения в сфере здравоохранения на Юге России - либеральной и консервативной.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинская помощь, ментальные программы, модели поведения, социальная дифференциация, Юг России.

Vyalykh N.A. Social factors of differentiation of medical care consumption models in the South of Russia. It is proposed a new methodological approach to sociological research of social practices differentiation in medical care consumption sphere. It is shown how social environment of a potential patient affect the production of help-seeking strategy and outcome of its realization. On the basis of empirical data it is identified the distinctive features of the two alternative modal patterns of social behavior: liberal pattern and conservative pattern in healthcare sphere in the South of Russia.

Key words: healthcare, medical care, mental programs, behavior models, social differentiation, South of Russia.

1 Лехциер В.Л., Готлиб А.С., Финкельштейн И.Е. Медицинский выбор хронических больных в крупном российском городе: ситуации, практики, факторы // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 2. С.78-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.