_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 г.) // http://base.consultant.ru/
3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895)
5. Аудитория ВКонтакте [Электронный ресурс] // ВКонтакте: [web-сайт]. < http://vk.com/about?w=page-47200925_44240810 >
6. Правила защиты информации о пользователях сайта VK.com [Электронный ресурс] // ВКонтакте: [web-сайт]. < http://vk.com/privacy >
© Шамсутдинов Р. Р., Юлдашева О. Н., 2016
УДК 31
Шустова Юлия Владимировна
Студентка Волгоградского Государственного Медицинского Университета, Волгоград, РФ [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В статье поднимается проблема делинквентного поведения подростков, а так же рассматриваются социальные факторы, влияющие на такое поведение.
Ключевые слова Делинквентное поведение, подростки, преступность.
Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
На основании анализа научной ли1тературы можно сделать вывод о том, что в качестве делинквентного поведения в основном понимают действия конкретной личности или социальной группы, отклоняющиеся от установленных в данном обществе законов или правил.
Актуальность проблемы делинквентного поведения подростков заключается в том, что с каждым
" 3
годом отмечается рост подростковой преступности3, а также прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка.
Окружающий мир постоянно изменяется, в настоящий момент стремительно развиваются интерактивные технологии, а влияние кино еще больше усилилось с появлением интернета и возможностью беспрепятственно смотреть все, что угодно и в любое время. Отсутствие цензуры и каких-либо мер по защите подростков приводит к плачевным последствиям. Подсознание личности напрямую из фильмов или игр получает информацию, которая воздействует на его поведение наподобие социальной установки, и
3 Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. / В.Г. Баженов, В.П. Баженова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
соответственно ребенок может переносить тенденции из игр в реальный мир, в том числе вне рамок правового поля.
Цель исследования: рассмотреть социальные факторы (противоправного, асоциального поведения) делинквентного поведения подростков
Объект исследования - делинквентное поведение подростков.
Предмет исследования - факторы формирования делинквентного поведения подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены главные задачи исследования:
1. Дать определение отклоняющегося поведения;
2. Выявить основные факторы делинквентного поведения у подростков;
3. Проанализировать полученные данные и на основе этих данных сделать выводы.
Под делинквентным поведением понимают действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающих благополучию других людей или
" 4
социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.4
Рассмотрение социальных факторов такого поведения поможет выявить особенности данного феномена, а также создать актуальные программы профилактики делинквентного поведения.
Для данного исследования, были использованы методы неструктурированного интервью (неструктурированное интервью не ограничивает исследователя определенным списком вопросов и позволяет контролировать направление беседы в зависимости от предыдущих ответов респондента) и контент-анализ документов, который помогает исследователю изучить документы в их социальном контексте.
По словам начальника отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых и ПДН УМВД России по городу Элисте, майора полиции Валерия Сухурова, самым главным и важным фактором, влияющим на поведение подростка, является семья, причем не имеет значения тот факт благополучная это семья или нет. Инспектор отметил, что в первую очередь важным является нравственное воспитание детей, а не только их материальное обеспечение.
В результате анализа документов также удалость выделить несколько социальных факторов возникновения делинквентного поведения:
• воспитание в семье и ближайшее окружение подростка;
• компания подростка,
• проникновение в молодежную среду стереотипов поведения;
• низкий уровень жизни населения;
• недостатки развития досуговой системы; недостатки организации трудоустройства;
• биологический фактор.
На основании этих данных невозможно выделить главный фактор, влияющий на преступное поведение подростка. Для этого возможно провести дополнительное исследование, которое поможет выделить и рассмотреть первостепенный фактор, влияющий на делинквентное поведение несовершеннолетнего.
Исследование заключается в том, чтобы с помощью дополнительного анализа документов, из полученных данных выявить самый важный фактор, который влияет на поведение подростка. Затем необходимо будет рассмотреть остальные факторы, выделив их процентное соотношение.
Данное исследование, как и говорилось раннее, поможет выделить главный фактор, влияющий на преступное поведение подростка. Выделив главный фактор, в дальнейшем планируется разработать программу предупреждения преступного поведения несовершеннолетних. Данная программа должна
4 Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Акадения, 2003. - 97 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
помочь сотрудникам комиссии по делам с несовершеннолетних разработать индивидуальный план профилактики преступного поведения для каждого подростка, который включает: индивидуальный план лекций, работу с семьей и ближайшим окружением, привлечение подростка в общественную деятельность, трудоустройство и т.д. Программа должна повысить эффективность работы служб по борьбе с подростковой преступностью и снизить уровень преступности в целом. Список использованной литературы:
1. В.Г. Баженов, В.П. Баженова Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. / - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.efremova.info/.
3. Евглевский А.Ю. Девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних и юридическая ответственность // Девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте права, психологии и педагогики. Курск, 2007. С. 61-65
4. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Акадения, 2003. - 97 с.
5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php.
6. Оферкина О. А. Социально-психологическая профилактика асоциального поведения подростковых групп : автореферат канд. психол. наук. - М. : ГУУ, 2013. - С. 22.
© Шустова Ю.В., 2016