Научная статья на тему 'Социальные детерминанты суицидального риска'

Социальные детерминанты суицидального риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные детерминанты суицидального риска»

мерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая профессионального «выгорания» и проявляется в эмоциональном перенасыщении и, как результате, впоследствии, в сниженном эмоциональном фоне. Постепенно эмоции приглушаются, утрачивается острота чувств, возникает равнодушие ко всему окружающему, и в первую очередь - к профессиональной деятельности.

Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. В одних случаях это может проявляться в возникновении негативизма, циничных установок в повседневных контактах как с коллегами, так и с другими лицами. В иных случаях может быть, наоборот, повышение зависимости от других людей.

Редукция личностных достижений. Указанный комплекс симптомов сопровождается снижением самооценки и может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов либо в редуцировании собственного достоинства, негативизме в оценке служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, в снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении окружающих.

Показано, что под влиянием воздействия отрицательных факторов среды у сотрудников учреждений исполнения наказания постоянно снижается требовательность к себе, своим поступкам, действиям, решениям.

Профессиональное «выгорание» проявляется: в стремлении ужесточить условия отбывания наказания; в завышении требований к осужденным; в уверенности в собственной правоте; в правовом нигилизме (сознательное игнорирование правовых предписаний, регламентирующих служебную деятельность) (1,530).

Профессиональное «выгорание» сотрудников вызывает понижение доброжелательности, коммуникативности, снижение позитивного эмоционального отношения ко всем людям, не только осужденным. При этом повышаются агрессивность, раздражительность, негативизм,

обидчивость, подозрительность. Эти изменения подспудно побуждают развитие чувства вины и приводят к возникновению внутри личностного конфликта. Как ни парадоксально это звучит, но синдром «выгорания» в определенной степени является защитным механизмом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. Однако данное утверждение справедливо лишь в том случае, когда речь идет о начале формирования этого состояния. На более поздних стадиях «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с окружающими. Синдром «выгорания» имеет много последствий, начиная от усталости, неспособности концентрироваться, нарушений сна, и заканчивая раздражительностью, тревогой и депрессией. Один из существенных признаков «выгорания» -утрата интереса к работе. Поэтому синдром «выгорания» негативно сказывается не только на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. -М., 2001.

2. Волков И. П. Групповая эффективность в зависимости от психических состояний членов группы // Экспериментальная и прикладная психология. -Л., 1981.

3. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1997.

4. Ершова Н. Н. Развитие социальной перцептивной компетентности в системе профессионального общения: дис. ... канд. психол. наук. - М. - 1997.

5. Ласовская Т. Ю. Профессиональное выгорание. - Новосибирск, 2004.

6. Сафронова О. Л. Модели профессионального стресса // Наука. Техника. Инновации: мат-лы докладов региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Новосибирск, 2002. - Ч. 5.

7. Спасенников В. В. Выбор оптимального варианта комплектования малых групп с учетом совместимости и срабаты-ваемости // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. -М., 1990.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

О. В. Бровчук, начальник отделения психологического обеспечения

ОрЮИ МВД России

Трансформация важнейших сфер жизнедеятельности современного российского общества, главным и прямым результатом которой должно стать качественное преобразование его базовых социальных институтов и улучшение качества жизни людей, в настоящее время сопровождается усилением роли не контролируемых человеком тенденций, нарастанием неуверенности и неопределенности, социальной апатии, что порождает страхи и тревогу. По мнению отечественных социологов, нормативный идеал современной России приобретает защитный характер и представляет собой не достижение лучшего, а предотвращение худшего.

Социологические исследования конца 90-х гг. XX в. показали, что в числе наиболее сильных факторов страха российского населения оказались обнищание (70,7% респондентов испытывают сильную тревогу и постоянный страх по этому поводу), полное беззаконие (62,2%), криминализация общества (60,1%) и коррупция (58,1%) (4,67). В числе других факторов были названы распространение эпидемий и СПИДа, терроризм и захват власти в стране экстремистами или мафией, распространение ядерного оружия.

Число респондентов, отметивших рост уровня стресса в сфере семейных отношений, удвоилось, и на 10,0%

возросло число респондентов, указывающих семейные конфликты причиной ухудшения здоровья (2,174). Большинство респондентов оценивают свое здоровье как удовлетворительное, но число респондентов с плохим здоровьем в последнее время удвоилось. Интересным фактом является то, что ценность здоровья в периоды ухудшения условий жизни сильно понижается, а число людей, считающих, что ради достижения целей можно пренебречь здоровьем,увеличилось.

Результаты других исследований позволяют сделать вывод о том, что платой за политические реформы и экономические преобразования в стране является длительное психоэмоциональное напряжение российского населения. Это служит спусковым механизмом хронических заболеваний и блокирует процесс адаптации многих социальных групп (2,170-183).

Важной характеристикой прогноза адаптационных ресурсов человека, а значит и его психосоматического здоровья является ориентация на собственные усилия в преодолении стрессовых и иных нагрузок, в поддержании своего здоровья. Если принять во внимание, что необходимыми специальными знаниями и практиками борьбы со стрессом^ депрессией и аффектами большинство людей не владеют, то можно предположить, что уровнь суицидального риска в современном российском обществе достаточно высок.

Так, по данным социологического опроса среди молодежи г. Орла (ТЧ = 328), более половины респондентов (58,6%) отмечают наличие в их жизни затруднений (диаграмма 1). Причем мужчины чаще, чем женщины, сталкиваются со сложными ситуациями. И только юноши в возрасте до 18 лет, имеющие неполное среднее образование, считают, что в их жизни нет никаких проблем. Испытывают сильное эмоциональное напряжение по поводу жизненных затруднений женщины в возрасте от 18 до 25 лет с высшим или незаконченным высшим образованием.

Диаграмма 1 Распределение ответов на вопрос: «Испытываете ли вы трудности?»

7.1%

21.7%

6,9% 5,7%

58.6%

□ Да

□ Скорее да, чем нет

□ Нет

□ Не думал об этом

■ Скорее нет, чем да

Различные условия, формы и виды жизненных ограничений вызывают у населения не только материальные, но и духовные проблемы, которые в критических ситуациях могут спровоцировать аномальные формы поведении человека, включая суицидальные попытки (диаграмма 2).

Анализ сложившейся ситуации позволяет выделить в числе основных факторов возникновения суицидального риска в современном российском обществе следующие: социально-экономический, политико-правовой, духовно-нравственный, социально-психологический и социокультурный.

Диаграмма 2 Распределение поведенческих реакций при жизненных затруднениях

□ Использую помощь родных и близких

□ Стараюсь осмыслить трудность

□ Предпринимаю практические меры

□ Оцениваю степень угро-

\%

зы

■ Надеюсь на помощь государства

□ Предпринимаю риско-

20,3% ванные действия

□ Остаюсь пассивным, с негативными чувствами

Снижение уровня жизни и поляризация социальной структуры создают условия для роста социальной напряженности, маргинализации части населения, распространения социальных отклонений (наркомании, алкоголизма, проституции, преступности).

Низкий уровень жизни охватил в первую очередь работников бюджетной сферы, страдающих от закрытия предприятий и хронической невыплаты и без того низкой зарплаты. Среди беднейших слоев оказалось подавляющее большинство научной и творческой интеллигенции, учителей, инженеров и служащих. Крайне низкий уровень оплаты труда этой части населения входит в противоречие с прогрессирующим ростом цен на продукты питания, транспорт, жилье, медицинское обслуживание.

Трасформационные процессы в российской экономике привели к изменениям в структуре занятости населения. Как отмечают экономисты, российская безработица носит региональный характер: по уровню безработицы к кризисным принадлежат 12 регионов, а к предкризисным -17 (1,46).

Политико-правовой фактор суицидального риска связан одновременно с несовершенством и неисполнением действующего законодательства и с отсутствием развитой системы правовой и социальной защиты населения, низким уровнем правовой и политической культуры населения. Результаты социологических исследований, проведенных в разных регионах, свидетельствуют о том, что российские граждане итоги своего обращения в правовые учреждения оценивают не вполне положительно (3,119):

- обращение в правовые органы за помощью в целом было успешно, хотя не обошлось без бюрократической волокиты (27,6%);

- обращение было успешным (22,5%);

- проблему в целом разрешили, но не так, как хотелось бы (17,1%);

- проблему не удалось решить по причине несовершенства закона (10,9%);

- проблему не удалось решить по причине бюрократической волокиты (8,8%);

- проблему не удалось решить по объективным причинам (5,4%);

- проблему не удалось решить по причине некомпетентности правовых органов, в которые обращались за помощью (7,7%).

Чаще всего с трудностями опрошенные сталкивались в районном суде (12,4%), милиции (13,4%), нотариальной конторе (4,6%).

Несмотря на предпринятые в настоящее время политические реформы, в общественном сознании и властных (политических) структурах отсутствуют четкие представления о возможных моделях развития общества, что делает российскую политику и поведение различных социальных групп непредсказуемыми. Важным фактором нестабильности в российском обществе являются межэтническая напряженность и межнациональные конфликты, особенно их политическая составляющая (сепаратизм, дискриминация, дискредитация, терроризм).

На современном этапе развития российского общества состояние нравственного сознания и поведения людей представляет собой глубоко противоречивую картину. Изменилась этическая и эстетическая мотивация поведения, нарушились взаимоотношения личности и общества, межличностные отношения, в негативную сторону изменилась демографическая ситуация - увеличилось количество разводов, беспризорных детей. Ситуация обострилась резким ростом криминализации, наркомании, алкоголизма, распространения СПИДа. Все это привело к снижению у большинства людей ощущения полноты жизни, к изменению социального самочувствия, доминированию ценностей субкультур над традиционными ценностями.

Усиление социально-психологического фактора суицидального риска обусловлено тем, что субъективное мироощущение, удовлетворенность жизнью, социальное самочувствие современного человека во многом стали зависимыми от содержания процессов, происходящих как в российском обществе, так и в мире в целом. Сложность и, нередко, неразрешимость конфликтных ситуаций во всех сферах нашего общества приводят к депрессивным состояниям, анормативному поведению, в том числе добровольному уходу из жизни.

Социокультурный фактор суицидального риска выделяется в связи с тем, что в историческом контексте отношение к суициду, его причинам и совершению оп-

ределялось тем, как то или иное общество, социальная группа или культура воспринимали понятие смерти. Поэтому самоубийство в разных обществах и в разное время приобретало различную религиозную, нравственную и правовую оценку. В настоящее время наиболее остро обозначена проблема так называемых деструктивных организаций (деструктивные культы, тоталитарные секты), которые представляют собой авторитарные, иерархически построенные организации любой ориентации. Как правило, их деятельность носит разрушительный по отношению к естественному духовному, психическому и физическому состоянию личности характер. По мнению экспертов, 15,0% от общего числа самоубийств совершаются именно в среде деструктивных организаций, где с каждым годом все чаще встречается такое явление, как ритуальный суицид, когда адепт (приверженец секты) приносит в жертву себя. По оценкам специалистов, на территории России активно действуют около 100 сект, и такая ситуация вызывает общественный резонанс.

Таким образом, можно говорить о том, что системный кризис российского общества обострил проблему суицидального риска, с одной стороны, как индивидуального поведенческого акта, с другой - как социального явления. В этих условиях необходимо серьезное переосмысление накопленного опыта государственной демографической и социальной политики в Российской Федерации, а также корректировка ее целей, приоритетов и механизмов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губин Б. В., Павлов В. И., Сенчагов В. К., Сорокин Д. Е. Стратегические угрозы и риски в экономической сфере // Управление риском. Ежеквартальный аналитический журнал. -2000. -Спец. вып.

2. Страхи и тревоги россиян. - СЕК., 2004.

3. Шереги Ф. Социология права: прикладные исследования. - СЕК., 2002.

4. Шубкин В. Н., Иванова В. А. Страх и тревога в современной России: опасности XX века и способность противостоять им // Страхи и тревоги россиян. - СЕ16., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.