Научная статья на тему 'Социальные денежные льготы: понятие и классификация'

Социальные денежные льготы: понятие и классификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1894
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные денежные льготы: понятие и классификация»

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЛЬГОТЫ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Теоретические аспекты проблемы предоставления социальных льгот до последнего времени не рассматривались в финансовой науке и литературе. Очевидно, что такая необходимость назрела в связи с реализацией масштабной государственной задачи упорядочения трансфертов населению в составе текущих расходов бюджетов всех уровней.

Несомненно, подходы к трактовке социальных льгот должны быть основаны на анализе сущности финансов. Последняя проявляется в функциях финансов, которые образуют каркас организационной структуры и процесса перераспределения денежных средств в любой социально-экономической системе.

Классическая теория финансов,исторически ограничиваемая временами Римской империи и серединой XX в., усматривает доминирующую роль государства в финансах, сосредоточиваясь при этом на государственных доходах.

Неоклассическая теория финансов, получившая импульс развития после Второй мировой войны в связи с разработками английских и американских ученых, акцентирует внимание на управлении финансовой триадой: рынки, ресурсы, отношения. Данная задача решается в системе нескольких субтеорий: теории полезности; теории арбитражного ценообразования; теории структуры капитала; теории портфеля и ценообразования на финансовом рынке; теории ценообразования на рынке опционов; теории предпочтения ситуаций во времени.

1Аляахвердян Д. А. Финансово-кредитная система СССР. - М.: Наука, 1982; Никольский П. С. Финансы в системе финансового механизма управления промышленностью. - М.: Фин. и статистика, 1982.

2 Финансовые ресурсы народного хозяйства / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Фин. и статистика, 1982. С. 12. - С. 11.

■'Финансы н кредит СССР / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной,-М.: Фин. и статистика, 1982; Финансы СССР: Учебник/ Под ред. Н.Г. Сычева.- М.: Финансы, 1979; Чантладзе В.Г. Вопросы теории финансов. - Тбилиси: Изд-воТбГУ, 1979.

М.В. ГОНЧАРОВА, кандидат экономических наук Волгоградское отделение Сбербанка России

Здесь можно отметить, что неоклассическая теория финансов, в основном, изучает частные негосударственные финансы, особо выделяя рынок капитала.

При рассмотрении взглядов советских и современных российских экономистов на сущность финансов выделяют два основных подхода: воспроизводственный и распределительный.

Сторонники первого (Д.А. Аллахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.)1 определяют финансы как категорию единого процесса производства, обмена, распределения, потребления и включают в содержание финансов все денежные отношения воспроизводства.

В этой связи заслуживает внимания позиция В.К. Сенчагова: «Финансы общества представляют собой совокупность производственных отношений, складывающихся вденежной форме в процессе... создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и образования на этой основе финансовых ресурсов, которые распределяются между государством, отдельными звеньями общественного производства и населением с целью обеспечения расширенного... воспроизводства, удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся, содержания органов государственного управления и укрепления обороноспособности страны... Объектом финансовых отношений является образование и распределение финансовых ресурсов на стадиях создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода»2.

Приверженцы распределительного подхода (Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, В. Г. Чантладзе и др.)3 отстаивают положение о том, что финансовые отношения ограничиваются рамками лишь одной стадии воспроизводственного процесса - распределением.

Компромиссную точку зрения сформулировал Э.А. Вознесенский, который наделил финансы следующими функциями:

• обслуживание системы исключительно денеж-ных отношений (натуральных отношений здесь нет);

• опосредование только процесса перераспределения различных частей стоимости уже распределенного национального дохода;

• непосредственная обусловленность деятельностью государства, что придает им императивную форму;

• реализация отношений по формированию и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств4.

В целом, и исследования российских ученых до 1917 г., и научные разработки представителей советской финансовой школы, к сожалению, не касались вопросов сущности социальных льгот, хотя в хозяйственном социалистическом механизме распределительные отношения охватывали подавляющую часть общественных отношений. Вероятно,данный вопрос считался идеолого-политическим, но не проблемой финансовой науки и практики.

Из современных российских исследователей особенно привлекает внимание A.B. Улюкаев, который в своей монографии подробно рассматривает проблемы финансирования бюджетных расходов по некоторым статьям функциональной классификации, среди которых: социальная помощь населению; здравоохранение; образование. Указанный автор справедливо отмечает, что по действующему российскому законодательству более 70% населения имеет право на получение одной или нескольких социальных льгот, включая денежные и натуральные пособия, например на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, приобретение лекарств и др. К 2000 г. федеральные органы власти установили 156 видов социальных трансфертов - выплат, льгот, пособий и дотаций. Среди них преобладала натуральная помощь - льготы на получение товаров и услуг бесплатно или с частичной оплатой. Федеральное законодательство России определило 236 категорий граждан, имеющих право на получение социальных льгот, в 2000 г. их число составило примерно 100 млн человек. Но в действительности различные социальные льготы и пособия получают толь-

4Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. - М.: Фин. и статистика, 1985. С. 84. - 91.

5Улюкаев А. В. Проблемы государственной бюджетной политики: Науч.- практич. пособие. - М.: Дело, 2004. С. 488.

ко 33 - 37% домохозяйств, что связано с недофинансированием социальной сферы из бюджетов различных уровней. Принципы, положенные в основу определения льготников, в абсолютном большинстве случаев никак не соотносятся с уровнем их обеспеченности5.

Льготы в обозримой исторической ретроспективе всегда были присущи российскому обществу, даже на его первичных (более 10-15 веков назад) этапах формирования. С. И. Ожегов в Словаре русского языка определяет, что «льгота - это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил», и в качестве толкования приводит словосочетание льготные условия. Бесспорно, что и в первобытных славянских племенах кто-то имел отличающиеся от общих условия труда и быта, а в дальнейшем число привилегий стало еще больше расти. Вместе с тем мы считаем, что в полном объеме явление льгот имманентно высокому уровню развития общества и государства (как специального аппарата системной реализации социальных потребностей).

Успешно развивающийся социум отличается глубоким вниманием к процессам развития государства и общества и накоплением знаний о них. Страны, обладающие значительными финансовыми ресурсами, имеют большие возможности финансового перераспределения общественного продукта и выравнивания до некоего приемлемого уровня экономического положения своих соотечественников. В данном контексте не обойти острого вопроса социальной справедливости, который непременно имеет место при реализации льгот. Часть членов общества изначально лишается самим обществом того, что будет иметь другая часть общества, хотя подразумевается, что у нельготиру-емой части положение заведомо лучше. Тогда рациональным и становится прием перераспределения финансовых ресурсов через государственный механизм социальной поддержки. Сначала государство изымает у хозяйствующих субъектов часть их дохода, затем уже из бюджета организует помощь тем, кто получил на это право. Таким образом, льготы всегда отражают часть общественного продукта, в большей части заработанную одними, а полученную другими социальными субъектами.

Неотделим от предыдущего следующий острый вопрос - о том, сколько давать получателю льготы и как определить, хватает ли ему этой помощи. В данной ситуации общество (через государственный аппарат) определяет виды и количество средств, которые систематически получает некая

укрупненная категория населения. Но человек, пусть по формальным признакам и являющийся представителем такой категории, не имеет возможности по своему усмотрению использовать (например, в части формы) льготу, предоставленную ему явочным порядком. Таким образом, льготы всегда отражают отклонения от основной линии существования обыкновенного человека. По нашему мнению, исключений из правил в любом процессе должно быть принципиально мало, иначе правила и исключения неизбежно придется поменять местами.

Социальные льготы обладают следующими основными отличительными признаками:

• они присущи экономически развитым обществам с эффективно работающим государственным аппаратом;

• опосредуют процесс перераспределения общественного продукта от одних членов общества к другим через государственный механизм социальной поддержки;

• отражают конкретные различия в социально -экономическом положении одних членов общества по сравнению с другими;

• выражают компенсацию отклонения от нормального общепризнанного положения членов общества;

• достигают своего предназначения, будучи денежными по содержанию.

Последний из приведенных признаков, на наш взгляд, является важнейшим в понимании сущности самого явления. Деньги как общеобязательный универсальный обменный эквивалент обеспечивают все финансовые трансакции, связанные с движением товаров и услуг в любой социально-экономической системе. Значит, если какой-то член общества в силу тех или иных причин выделяется обществом как исключение из правил, это исключение наиболее рационально и справедливо может быть закреплено именно деньгами. Такое закрепление исключительности возможно как выплатой ему денег, так и уменьшенным их изъятием из его доходов. Затем государственный аппарат, реализуя решение о той или иной льготе конкретным социальным субъектам, будет на практике осуществлять доведение до них денежных средств в рамках бюджетных расходов либо оставлять им больше собственных денег в процессе налогообложения.

Таким образом, социальные льготы есть государственный финансовый (денежный) механизм

'Финансы: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2003. С. 145, 146.

выравнивания за счет большинства населения экономического положения меньшинства населения до уровня, принятого за нормальный.

Следует согласиться с С.И. Лушиным, что четко отделить действительно нуждающихся от имитирующих нужду симулянтов не всегда возможно. Кроме того, нужно учесть громадную инерцию уже принятых решений, сложившихся традиций. Например, во многих странах, в том числе и в России, имеются дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям. Все попытки сократить эти выплаты, поставить их в зависимость от реальной эффективности производства пресекаются аграрным лобби в парламентах большинства стран. Получатели этих денег не желают расставаться с ними, приводя в свою защиту всевозможные аргументы. Такие ситуации возникают очень часто и по другим поводам, и не только в России. Пусть когда-то была введена льгота по важной причине, позднее обстоятельства изменились, и надобность в помощи отпала. Но прежние получатели категорически против отмены льготы, они будут получать ее до тех пор, пока общество не предпримет самых решительных мер. Льготы легко вводить, но трудно отменять6.

Мы считаем единственно правильной такую долгосрочную государственную финансовую стратегию, которая год от года обеспечивала бы уменьшение количества льгот и льготников в обществе. Бюджетные расходы должны направляться: на укрепление здоровья населения и достационарную профилактику заболеваний, чтобы не росло количество инвалидов от рождения; на обеспечение внутренней общественной безопасности, чтобы не росло количество инвалидов от противоправных деяний; на поддержание стабильного международного положения страны, не допускающего войн и конфликтов и как следствие пострадавших от них; на предупреждение техногенных катастроф во избежание роста инвалидов вследствие таких событий. Кроме того, усилия государства стратегически должны быть направлены на уменьшение бедной части населения, чтобы люди, в том числе и государственные служащие, имели возможности без бюджетных трансфертов оплачивать большинство социальных благ из собственных доходов. Мы не отрицаем необходимости существования социальных льгот вообще, поскольку, как выше отмечено, всегда существуют исключения из правил.

Все социальные льготы можно классифицировать на два вида. Первый вид: льгота-помощь; второй вид:льгота-награда.

Льгота-помощь - это социальная денежная поддержка, предоставляемая определенной категории людей для выравнивания их экономического положения до уровня большинства населения. К указанному виду льгот относятся: все трансферты инвалидам, пострадавшим в вооруженных конфликтах, безработным, лицам из неполных и многодетных семей, другим социально не защищенным слоям; льготы лицам, пострадавшим от радиации; льготы участникам, ветеранам Великой Отечественной войны и пострадавшим от нее; льготы государственным служащим; льготы военнослужащим и членам их семей; льготы иным категориям граждан России.

В части социальной помощи государственным служащим и военнослужащим очевиден спорный момент. Военные и госслужащие (сотрудники органов власти и управления, милиционеры, прокурорские работники, судьи и др.), как правило, люди вполне здоровые и способные из собственных заработков платить за соответствующие социальные блага. В данном случае налицо неверный государственный подход привлечения к военной и государственной службе людей путем обозначения их исключительности относительно основной массы населения, но не путем установления высокой зарплаты.

Льгота-награда - это денежное вознаграждение, предоставляемое определенной категории людей для закрепления их экономического положения выше уровня большинства населения.

К указанной категории населения относятся: Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, почетные доноры, другие лица. Общество за выдающиеся заслуги пожизненно предоставляет этим людям определенный набор особых возможностей, которых лишено большинство населения.

Например, существует особый порядок предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», и распространяющийся на граждан, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор СССР». Этим лицам предоставляется ежегодная денежная выплата в размере 6 тыс. руб. (с последующей индексацией)7.

Оба вида социальных льгот имеют подвид: административные льготы. К административным

'Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. № 663 «О порядке награждения граждан нагрудным знаком «Почетный донор России» и предоставления ежегодной денежный выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» // СЗ РФ. 2004. № 48. Сг. 4793.

следует отнести таможенные, налоговые, льготы по уплате государственной пошлины.

Например, согласно подп. 13 п. 1 ст. 333(35) Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) физическое лицо - гражданин РФ, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны, освобождается от уплаты части государственной пошлины за совершение действий, предусмотренных пп. 4 - 7 ст. 333(30) НК РФ. Здесь также очевиден дискуссионный момент: насколько реальной является ситуация, что ветеран войны, которая окончена без малого 60 лет назад, может быть автором программы для ЭВМ, но льгота по уплате государственной пошлины все равно имеется.

Налоговые социальные льготы, в свою очередь, подразделяются на налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Как правило, все лица, получающие льготу-помощь и льготу-награду, как налогоплательщики одновременно имеют право на получение стандартных налоговых вычетов (подп. 1,2 п. 1 ст. 218 НК РФ). Причем налогоплательщикам, имеющим в соответствии с указанной ст. НК РФ право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из них.

Например, налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется, в частности, на Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней.

На получение профессиональных налоговых вычетов имеют право налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Так, государство путем неполного изъятия оставляет у данных льготников больше доходов в сравнении с большинством населения.

Реорганизация государственной финансовой политики как часть глобальной задачи модернизации российской экономики предполагает системные меры по оптимизации бюджетных расходов. В этой связи понимание сущности социальных трансфертов и их классификация имеют важное научно-практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.