И.П. Чернобровкин
Доктор философских наук, профессор Южного федерального университета*
Социальные беспорядки в вигилентном конфликте: аналитический дискурс
В современном мире рост потоков этнической миграции способствует распространению конфликтов местных жителей и мигрантов. Эти конфликты именуются вигилентными (лат. vigilant -«бдительный»). Инициатором вигилентного конфликта выступают местные жители, которые воспринимают девиантным поведение этнических мигрантов. В этих конфликтах частные группы обращаются к карательной самопомощи, и их тактика варьируется от предъявления иска до расправы и погромов1.
Сегодня вигилентные конфликты существуют во всех странах мира и в России. Типичным примером вигилентного конфликта служат события в Западном Бирюлево (Москва). В ночь на 10 октября 2013 г. в Западном Бирюлево, районе на юге Москвы, неизвестный кавказской внешности зарезал молодого человека Егора Щербакова на глазах его девушки, после чего скрылся. Через три дня жители района собрались, чтобы потребовать скорейшего расследования убийства и закрытия овощебазы, на которой предположительно работал убийца. «Народный сход» (40 человек) перерос в массовые беспорядки (3 тыс. человек). Молодые люди, скандируя националистические лозунги, занялись погромами, мародерством, направленными против имущества этнических мигрантов (разгром торгового центра «Бирюза»), по итогам которых правоохранительные органы задержали 400 участников беспорядков. Также был задержан предполагаемый убийца. Были попытки повторных беспорядков, которые предотвратила полиция.
В тенденции вигилентные конфликты имеют затяжной характер. Они отличаются чередованием мирного сосуществования сторон и карательной самопомощи в условиях низкой интегрированности этнических мигрантов в принимающее общество. Сосуществование достигается мирными соглашениями, отрицающими насилие в спорных ситуациях. Повторяющиеся противоправные инциденты провоцируют массовое этническое насилие. Поскольку вигилентные конфликты негативно влияют на выстраивание долгосрочной стратегии формирования глубоких толерантных отношений в обществе, они становятся объектом озабоченности политиков, общественного мнения
* Чернобровкин Игорь Павлович, e-mail: prof_garyk1943@yandex.ru
1 Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов н/Д., 2003. С. 69.
и предметной областью социологов, конфликтологов и представителей других наук. В аналитическом дискурсе обнаруживаются конкурирующие теоретико-методологические подходы в объяснении причин социальных беспорядков в вигилентном конфликте. Получило распространение утилитарное объяснение неустойчивости толерантности в период мирного сосуществования конфликтных сторон.
Д. Роулз, различающий номинальную и глубокую толерантность, следующим образом характеризует утилитарную перспективу: для участников конфликта «толерантность не обладает очевидным достоинством даже в обстоятельствах, в которых индивиды в ней наиболее нуждаются»2. Временное перемирие не означает отказ местных жителей от стратегических целей этнического преобладания. Этнические мигранты могут отказаться от провоцирования насилия, если отсутствуют шансы на победу и высокий риск карательных санкций. Вынужденная и временная толерантность модуса вивенди (номинальная толерантность) рассматривается борющимися сторонами как сомнительное благо. Хотя противники предпочитают сосуществование насилию, их главные установки оказываются несовместимыми. Для местных националистов отказ от гегемонии означает девальвирование этнической идентичности. Для этнических мигрантов отказ от этноцентризма означает потерю ресурсов внутренней мобилизации и сплочённости в конкуренции за ограниченные ценности. Поэтому терпимость временных мирных соглашений рассматривается ситуативным средством достижения долгосрочных целей. В границах утилитарной перспективы различаются три подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.
Примордиализм предлагает микроуровневый анализ мотивации вовлечения этнических масс в беспорядки. Накопление недовольства местных жителей поведением мигрантов блокирует мотивацию правомерного действия и побуждает к карательной самопомощи. Мотивация определяется изначальной потребностью людей в этнической идентичности, проявляющейся в противоположных солидарных действиях местных жителей и этнических мигрантов. Варианты примордиализма различаются в зависимости от трактовки биологических или культурных основ идентичности.
Биологический примордиализм видит в этнической солидарности расширенную форму родственных отношений. Угроза выживанию, например, рост преступности в принимающей стране после массового поселения мигрантов-нелегалов, вызывает агрессивность местных жителей, требующих депортации мигрантов. Жители воспринимают временное терпимое отношение к мигрантам возможностью осуществления требований депортации в будущем. По мнению М. Мур, участники вигилентных конфликтов готовы следовать этнической
2 Rawls Л. Ро!Шоа! ИЬегаНэт. Ы.У., 1997. Р. 158.
ксенофобии, поскольку не доверяют друг другу. Анализируя конфликты палестинских беженцев и жителей Ливана, Мур выступает за раздельное поселение палестинцев от ливанцев на том основании, что каждая группа «исключительно привержена идее самоопределения, имеет врожденное чувство национальной принадлежности и желает автономии»3.
Оппоненты биологического примордиализма выдвигают два возражения. Д. Кокс отмечает «узкую концептуальную аргументацию» Мур, игнорирование прошлой истории этнических отношений, которая определяет нынешнее отношение к мирным договоренностям участников вигилентного конфликта4. Ф. Рейнольдс и другие исследователи напоминают примордиалистам о различиях биологической и социальной эволюции. В отличие от биологической эволюции, человеческая история не является линейной. Образцы толерантной практики могут изменяться под влиянием внешних обстоятельств и «роста нашего знания и понимания других народов»5. Тем не менее в эмпирических исследованиях этнической ксенофобии (Ю.Г. Волков, В.В. Черноус, А.В. Сериков) оппоненты примордиализма не отрицают проблемы безопасности участников вигилентных конфликтов6.
Культурологический примордиализм отрицает врожденную этническую солидарность и не ограничивается защитным мотивом физического выживания членов этногрупп. Индивидуальная потребность в присоединении к группе формируется в ходе социализации под влиянием этнической культуры. Из культурологического понимания этнической идентичности вытекает гипотеза о влиянии фактора угрозы культуре на межгрупповую конфронтацию. По наблюдениям М. Мидларски, в бывшей Югославии после самопровозглашения независимости Хорватией местное сербское население оказалось в положении этнических мигрантов. Оно стало участником многочисленных местных конфликтов против хорватов и поддерживало силовую политику С. Милошевича против хорватского национализма под влиянием памяти о хорватском геноциде сербов в годы Второй мировой войны7. В аспекте культурологического подхода обращение к карательной самопомощи обусловлено исторической памятью прошлых межгрупповых конфликтов и неприятием обычаев внешней этногруппы.
Оппоненты культурологического примордиализма выступают против преувеличения прошлого исторического опыта в оценке беспорядков в вигилентном конфликте. Д. Роулз напоминает о многочисленных фактах прошлой истории, свидетельствующих о
3 Moor M. The Ethics of Nationalism. Oxford? 2001. P. 234.
4 Cooks J. Collectivises and Cruelty // Political Theory. 2004. Vol. 32(3). P. 421.
5 Reynolds U.S., Falger S.E., Yinel L. The socio-biology of Ethnocentrism. Athens, 1996. P. 271.
6 Волков Ю.Г., Черноус В.В., Сериков А.В. и др. Ростовская область: двадцать лет реформ глазами жителей // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 196-197.
7 Midlarsku M. System is War in the Former Yugoslavia. Pittsburgh, 1997. P. 105.
примирении «между разнообразными религиями и моральными верованиями, а также теми проявлениями культуры, к которым люди принадлежат»8. В этническом культурном наследии содержатся образцы не только конфронтации, но и кооперации между народами. В аргументе Роулза сторонники инструментализма и конструктивизма усматривают подтверждение своей позиции: националистические лидеры манипулируют этническим населением и побуждают неэлитные массы к социальным беспорядкам.
Инструментализм предлагает мезо- и макроуровневый анализ вигилентного конфликта и объясняет беспорядки активностью радикальных организаций и недостаточностью правительственных гарантий правопорядка в условиях статусного неравенства местных жителей и этнических мигрантов.
К разновидностям инструментализма относится элитарный инструментализм, который, по мнению В.А. Тишкова и Ю.П. Шабаева, акцентирует роль политических элит в эскалации этнической напряженности до уровня открытого конфликта9. Данный подход рассматривает номинальную толерантность как средство борьбы местных политических лидеров за власть. Своими публичными заявлениями лидеры пробуждают этническую ксенофобию у местного населения и увеличивают свой политический капитал у сторонников жестких мер в отношении мигрантов.
Другую разновидность инструментального подхода образует экономический инструментализм. В объяснении нестабильности толерантной установки местных жителей к мигрантам он ориентирует на изучение нерегулируемой миграции и экономической дискриминации. По мнению В.О. Сергиенко, нерегулируемая миграция в принимающую страну увеличивает численность мигрантов-нелегалов, обостряющих конкуренцию на рынке труда. Заинтересованность предпринимателей в приумножении прибыли ведет к росту экономической дискриминации мигрантов, коррупции, преступности и росту недовольства местных жителей бытовыми условиями жизни и снижением уровня оплаты
Л П
труда10. Вигилентные конфликты часто возникают в условиях грабительского передела собственности. Требования депортации этнических мигрантов-нелегалов и бездействие коррумпированной части полиции провоцируют акции бдительности, осуществляемые националистической организацией при поддержке местного населения.
К разновидностям инструментализма относится геополитический подход. Он акцентирует вовлечение в местный конфликт внешних сил, заинтересованных в своем господстве в регионе (К.С. Гаджиев)11.
8 Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 198.
9 Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: учебник. М., 2011. С. 212.
10 Сергиенко В.О. Коррупционные практики в российском обществе: влияние и включённость в социальные позиции населения. Ростов н/Д., 2013.
1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001. С. 7-8.
Вигилентные конфликты, происходящие внутри государства, могут иметь расширенную базу поддержки за счет вовлечения в борьбу внешних сил иностранных государств и частных организаций. Вероятность внешнего пособничества повышается по мере обострения региональных международных отношений. Т. Гурр и Б. Харфф называют три механизма интернационализации местного конфликта: внешнее гуманитарное пособничество; внешняя поддержка соперничающих сторон; создание международных условий, приводящих к затяжному
Л о
конфликту в полиэтничном регионе12. Внешнее пособничество вигилентному конфликту осуществляется по различным мотивам. Поддержка мотивируется симпатией вследствие полагаемого этнического родства, желанием ослабить соседнее недружественное правительство и усилить свое влияние в регионе. Если внешнее правительство отказывается поддерживать затяжной конфликт, частные организации третьих стран могут стать активными сторонниками возобновления вигилентных конфликтов.
Теоретическая ограниченность инструментализма состоит в следующем. Если вигилентный конфликт вызван противоположными интересами этногрупп различного статуса, то он, подобно классовому конфликту, может быть институционализирован, что не объясняет чередования мирного сосуществования и беспорядков в конфликте между местными жителями и этническими мигрантами.
Мезоуровневый анализ применяет конструктивизм. При объяснении причин вигилентного конфликта и неустойчивости толерантной практики конструктивизм отводит главную роль идеологии национализма, создаваемой представителями этнической культурной элиты. По словам Л.М. Дробижевой, националистическая часть культурной элиты может «сформулировать необходимые
Л ^
представления, а ненужные демонтировать»13. Восприимчивость местного населения к идеологии национализма возникает в условиях резкого изменения соотношения численности местных жителей и этнических мигрантов. В интерпретации конструктивизма нестабильность толерантной практики в вигилентных конфликтах возникает потому, что в период сосуществования националистическая часть культурной элиты контролирует символические ресурсы мобилизации сторонников насильственной борьбы и использует социальные сети. Недостаток конструктивизма состоит в игнорировании проблемы реальности угроз выживанию этногрупп и пределов воздействия идеологов на население. Агрессивный этноцентризм легко пробуждается в условиях неконтролируемой миграции. Но идеологам не удается его погасить в период сосуществования конфликтных сторон. Напрашивается примордиалистское объяснение устойчивости
12 Gurr T.R., Harff B. Ethnic Conflict in World Politics. Boulder; San Francisco; Oxford, 1994. Р. 91.
1
Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. С. 25.
этнических предупреждений, что противоречит принципу конструктивизма.
Альтернативный взгляд на вигилентные конфликты предлагают сторонники либерального подхода: отсутствие глубокой толерантности, отрицающей этническое насилие в конфликтных ситуациях, приводит к карательной самопомощи. Утверждается, что глубокую толерантность, основанную на межэтническом доверии, обеспечивает политика мультикультурализма. Теория мультикультурализма был реакцией либеральных интеллектуалов (например, Д. Роулз) на усиление местного этнического напряжения, вызванного массовостью иммиграционных потоков. Западные страны не могли справиться с этим давлением методами привычной политики ассимиляции. В основу новой политики были положены принципы терпимости к этническим различиям, культурная автономия этнических мигрантов и их участие в местном самоуправлении. Под влиянием роста местных протестов против мигрантов и беспорядков западные лидеры признали сегодня ограниченность политики мультикультурализма. Начался переход к политике социальной интеграции этнических мигрантов в принимающую страну.
Особое мнение высказывают сторонники кратологического подхода: насилие в вигилентном конфликте вызвано недоверием местного населения к органам власти. По мнению Д. Блэка, переход от коллективных исков к карательной самопомощи распространяется в той мере, в какой административные и правовые органы власти
Л л
оказываются слабыми или недоступными14. Вигилентные группы возникают при восприятии неадекватности местного правоприменения, недостаточной деятельности правоохранительных органов, полиции, суда.
В аспекте конфликтного управления возможен интегральный подход, включающий вышеназванные исследовательские перспективы. В его основу положены три принципа: 1) учет маргинальности этнических мигрантов; 2) многоуровневость причин вигилентного конфликта; 3) сочетание силовых и аккомодационных стратегий в управлении вигилентным конфликтом.
Противостояние местных жителей и этнических мигрантов происходит в условиях неприспособленности или повышенных жизненных рисков мигрантов в принимающем обществе. В социологическом аспекте неприспособленность и повышенные риски означают маргинальность (от лат. margo - «граница, предел») этнических мигрантов, т. е. пограничное положение между различными нормативно-ценностными системами этнической родины мигрантов и принимающего общества, налагающего на мигрантов социокультурные
Black D. Crime as social control // American Sociological Review.1983. № 48. Р. 34-45.
ограничения15. Маргинальность этнических мигрантов имеет несколько измерений - пространственное, структурно-ролевое, культурное и психологическое. Маргинальность мигрантов - источник номинально терпимого отношения к ним в принимающем обществе.
К макроуровневым причинам вигилентных конфликтов относится либеральная политика неконтролируемой миграции, приводящая к резкому росту мигрантов-нелегалов, понижающая способность регионов к созданию инфраструктурных условий принятия этнических мигрантов и их адаптации в поселенческой, трудовой и культурной сферах. Неконтролируемая миграция создает конкурентную среду вигилентных конфликтов. Динамику вигилентных конфликтов определяют мезоуровневые факторы: организованность групп карательной самопомощи, поддерживаемых националистической идеологией и внешним пособничеством, заинтересованность предпринимательства в труде нелегалов и, главное, слабое или коррумпированное местное правительство, не способное обеспечить правопорядок, противодействие экстремизму и своевременное разрешение споров местных жителей и мигрантов легитимными средствами. Микроуровневые причины - взаимное недоверие участников этнических споров и недоверие населения к органам власти - определяют местную предрасположенность к карательной самопомощи и противоправные инциденты со стороны мигрантов.
Управление вигилентным конфликтом обусловлено многоуровневым характером его причин. Управленческие стратегии направлены на смягчение действия или устранение этих причин. Набор управленческих стратегий зависит от понимания природы карательной самопомощи. Для юристов - это совокупность преступлений, совершенных на территории государства. Из юридического понимания этнического насилия следует, что конфликтное управление состоит из правительственных силовых (нормативно-властных) стратегий. Поскольку нарушаются нормы-запреты, правительство использует свое монопольное право на применение или угрозу применения силы в сдерживании этнического насилия. Набор стратегий расширяется, если карательную самопомощь понимать прерывностью отношений межэтнической кооперации или дружбы. Восстановление прерванных отношений и культивирование глубокой толерантности требуют аккомодационных стратегий конфликтного управления, адаптации и интеграции несиловыми средствами этнических мигрантов в нормативную систему принимающего общества. Эффективная миграционная политика невозможна без конфликтного управления.
В конституционных демократиях силовой контроль карательной самопомощи дополняет аккомодационные стратегии. При авторитарных
15
Mehretu A., Pigozzi B., Sommers L. Concepts in social and spatial marginality // Geogr. Ann. 2000. Vol. 82. № 2. P. 89-101.
режимах конфликтное управление вигилентным конфликтом имеет преимущественно репрессивный характер. Поэтому управленческие стратегии должны оцениваться с точки зрения не только эффективности (предотвращение социальных беспорядков, восстановление отношений), но и правовой легитимности (соблюдение прав человека). Применяемая в отдельности правительственная стратегия оказывается недостаточной в противодействии карательной самопомощи в вигилентном конфликте. Только сочетание силовых и аккомодационных стратегий способно гарантировать успех.
Чернобровкин И.П. Социальные беспорядки в вигилентном конфликте: аналитический дискурс. В аналитическом дискурсе о причинах социальных беспорядков в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов доминирует утилитарная перспектива в формах примордиализма, инструментализма и конструктивизма. Поскольку этническая миграция создает социальную среду для вигилентного конфликта, требуется интегральный исследовательский подход. В его основу положены три принципа: 1) маргинальность этнических мигрантов; 2) многоуровневость причин вигилентного конфликта; 3) сочетание силовых и аккомодационных стратегий в управлении вигилентным конфликтом.
Ключевые слова: вигилентный конфликт, этническая миграция, номинальная толерантность, карательная самопомощь, примордиализм, инструментализм, конструктивизм, интегральный подход.
Chernobrovkin I. P. Social unrest in vigilant conflict: an analytical discourse. In analytical discourse on the causes of social unrest in conflicts with locals and ethnic migrants dominates utilitarian perspective in forms primordialism, instrumentalism and constructivism. Since ethnic migration creates a social environment for vigilant conflict requires integral research approach. It is based on three principles: 1) the marginality of ethnic migrants; 2) multilevel reasons vigilant conflict; 3) a combination of power and accommodative strategies in managing vigilant conflict.
Keywords: vigilant conflict, ethnic migration, nominal tolerance, punitive self-help, primordialism, instrumentalism, constructivism, integral approach.