Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БИЛИНГВИЗМА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БИЛИНГВИЗМА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУЯЗЫЧИЕ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова Мичээрэ Витальевна, Осипов Виктор Федотович

В статье рассматриваются особенности языкового образования в Республике Саха (Якутия), где функционирует активный билингвизм, а в последние годы - полилингвизм. Республика Саха (Якутия) является самым большим регионов по территории, но с небольшим населением. Национальный состав республики, количество функционирующих языков в регионе всего был и остается предметом обсуждений в политических, образовательных, социальных, исторических сообществах. В статье затрагиваются проблему функционирования не только двух государственных языков (русского и якутского), но и языков малочисленных народов Республики Саха (Якутия) - эвенского, эвенкийского, юкагирского, долганского и чукотского. Автором рассматриваются основные положения Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), Конституции Республики Саха (Якутия) и Закона Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF THE MANIFESTATION OF BILINGUALISM IN THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article examines the features of language education in the Republic of Sakha (Yakutia), where active bilingualism is functioning, and in recent years, polylinguism. The Republic of Sakha (Yakutia) is the largest region in terms of territory, but with a small population. The national composition of the republic, the number of languages functioning in the region has been and remains the subject of discussion in political, educational, social, historical communities. The article touches upon the problem of the functioning of not only the two state languages (Russian and Yakut), but also the languages of the small peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) - Even, Evenk, Yukagir, Dolgan and Chukchi. The author examines the main provisions of the Declaration on State Sovereignty of the Republic of Sakha (Yakutia), the Constitution of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) “On languages in the Republic of Sakha (Yakutia)”.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БИЛИНГВИЗМА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

Социальные аспекты проявления билингвизма в системе образования в Республике Саха (Якутия)

Макарова Мичээрэ Витальевна,

студент, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: micheere@mail.ru

Осипов Виктор Федотович,

старший преподаватель кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: velen84@mail.ru

В статье рассматриваются особенности языкового образования в Республике Саха (Якутия), где функционирует активный билингвизм, а в последние годы - полилинг-визм. Республика Саха (Якутия) является самым большим регионов по территории, но с небольшим населением. Национальный состав республики, количество функционирующих языков в регионе всего был и остается предметом обсуждений в политических, образовательных, социальных, исторических сообществах. В статье затрагиваются проблему функционирования не только двух государственных языков (русского и якутского), но и языков малочисленных народов Республики Саха (Якутия) - эвенского, эвенкийского, юкагирского, долганского и чукотского. Автором рассматриваются основные положения Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), Конституции Республики Саха (Якутия) и Закона Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)».

Ключевые слова: двуязычие, языковое образование, язык обучения языковая политика, функционирование языков, языковая личность.

Глобальные изменения, происходящие в современном мире: демографический дисбаланс, миграционные процессы, новая технологическая парадигма, цифровизация, развитие искусственного интеллекта, кризис ценностей цивилизации, вносят большие изменения в систему образования, меняя ее парадигму.

В последние годы изменилось образовательное законодательство, принимаются и модифицируются образовательные стандарты общего среднего и высшего образования, меняются содержание образования, формы и методы работы.

Сейчас общество старается по-новому понимать цели и ценности образования, его отношение к смыслу образовательных результатов высоко, чем было 5-10 лет назад. Все это определяет необходимость формирования всесторонне развитой, творческой личности, которая способна к самореализации и социализации в новых условиях жизнедеятельности для реализации своего личностного и профессионального потенциала в соответствии с новыми вызовами времени.

В основе модернизации образовательной системы лежит стремление перевести образование в деятельност-ную позицию, вооружить обучающихся не только знаниями, но и компетентно-стями.

В целом, сегодня изменился характер детства, появился иной тип восприятия информации, другая память, иначе происходят некоторые психофизиологические процессы. Можно утверждать, что сегодняшний школьник опережает взрослого в способах получения информации из Интернет. Эти процессы способствуют появлению межпоколен-ческого разрыва. Для того чтобы найти с современными обучающимися общий язык, учителям и педагогам нужно научиться понимать их ценности. Таким об-

111

разом, тенденции постиндустриальной культуры, глобализация и многие другие социальные процессы способствуют обновлению содержания образования, поиску новых эффективных методов, технологий обучения и воспитания.

В современных условиях, наряду с традиционной формой организации учебного процесса, родители чаще стали обращать внимание на неформальное образование. Это и понятно, так как дистанционное образование, которое было 2 года назад новой, не достаточно изученной формой организации учебного процесса, сейчас стало обыденным и прочно вошло в образовательную жизнь общества в целом.

В нашей Республике Саха (Якутия) действует 3335 детских объединений и 17 научных обществ дополнительного образования. Как показывает практика, дополнительное образование развивает гражданско-патриотическое, научное и техническое творчество, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и другие направления. Между тем в этой системе кроется огромный потенциал в плане развития языковой личности.

Изучение языковой политики субъекта напрямую связано с данными переписей населения. Перепись населения выявляет сколько человек какой-либо определенной национальности проживает на территории страны и субъекта данной страны. То, к какой национальности себя относит человек, зависит от него самого. Зачастую принадлежность к какой-либо нации человек определяет по языку, которым он свободно владеет и который считает своим родным.

Как известно, Республика Саха (Якутия) территориально самый большой регион в Российской Федерации, но плотность населения мала - всего 0,3-0,4 человека на 1 кв.м. (на 3103 тыс. кв.м. примерно 950 тыс. чел). На территории республики проживают представители более 40 национальностей со своим языком, культурой, менталитетом.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. распространенность владения различными языками в Республике Саха (Якутия) составила: русским владели 885504 чел. из 949280 чел (93%)., в том числе: 376439 чел. из 432290 якутов -87%, 16241 чел. из 18232 эвенков - 89%, 10430 чел. из 11657 эвенов - 89,5%, 1046 чел. из 1097 юкагиров - 95,3%, 592 чел. из 602 чукчей - 98,3%.

История языка - это история народа, говорящего на нем. Территориальная разобщенность народов Саха (Якутии) обусловила в том числе и проблемы владения родным языком, при этом народ саха один из немногих народов, сохранивших свой язык (на нем говорят около 400 тысяч якутов), но совсем плохо обстоят дела с языками малочисленных народов Севера - эвенским (1,5% от общего числа эвенков владеют родным языков на бытовом уровне), эвенкийским (2%), юкагирским (0,1%), долганским (0,2%) и чукотским (0,07%).

Стоит упомянуть, что якутский язык был не обязательным для изучения в 70-80 годах прошлого столетия. В общеобразовательных учреждениях городских населенных пунктов, районных центров, промышленных и северных районов обучение велось на русском языке, бытовой разговорный строился на русском языке. Почти 30 лет назад 4 апреля 1992 года Якутия была принята Конституция Республики Саха (Якутия), которая определила республику «суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение». Этой конституции предшестовала принятая 27 сентября 1990 года Декларация о государственном суверенитете, которая считалась основой для будущей конституции. 16 октября 1992 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)», который учитывает интересы не только двух официальных языков, но и 5 других языков - эвенского, эвенкийского, юкагирского, долганского и чукотского. С принятием этого закона в лучшую сторону изменилось обра-

112

зовательное, политическое отношения к языкам. Одним из положений закона является «расширение общественных, социокультурных функций языков коренных народов при одновременной поддержке функционирования языков других народов республики», а самым большим достижением является расширение сферы функционирования языков коренных народов в дошкольном воспитании и школьном и вузовском обучении.

В Республике обучение осуществляется на двух государственных языках: русском и якутском. Кроме этого, как отдельный предмет ведется изучение якутского языка, а также 5 официальных языков республики: эвенского, эвенкийского, юкагирского, чукотского и долганского.

В системе языкового образования республики русский язык как государственный играет доминирующую роль. Он является языком изучения и обучения другим предметным областям. Именно средствами русского языка мы должны способствовать личностному и социальному росту ученика, а формирование личности, в первую очередь, связано с процессами познания и с когнитивной сферой. От того, на каком уровне школьник овладеет русским языком, будет зависеть его качество обучения. Анализ практики преподавания русского языка в школе и вузе свидетельствует о том, что мы не учитываем когнитивный потенциал обучаемого языка, отдавая предпочтение коммуникативному. Поэтому в современной методике преподавания языков, в частности, русского, ведущим должен стать коммуникативно-когнитивный подход.

В республике действует активное двуязычие, а последние годы еще и по-лиязычие (в силу того, что в последние годы большое внимание уделяется вопросам возрождения и сохранения языков малочисленных народов республики). Этим отличается наша республика от других регионов страны, и этот факт выделяет систему образования республики. Реализуются 3 языковых моде-

лей обучения, в зависимости от социокультурной ситуации.

Первая модель. С 1 по 11 класс обучение ведется на русском языке в течение всего периода обучения в образовательной организации (русский как родной).

Вторая модель. С 1 по 8 класс обучение - на родном (нерусском), преимущественно, на якутском языке. В старших классах (10-11) образовательный процесс осуществляется на русском языке.

Третья модель. Язык обучения -русский (не родной), изучение родного (якутского, эвенского, эвенкийского, юкагирского, долганского и чукотского) языка организуется в качестве учебного предмета.

Общество обеспокоено состоянием языков, которые через некоторое время могут навсегда исчезнуть и перейти в разряд «умерших» языков. Такие языки существовали только в устной форме и сейчас являются средствами устной коммуникации. Главной задачей ревитализации является сохранение их устных функций в нормальном повседневном общении, а дальше создание на базе устной речи письменности этих языков.

Литература

1. Декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия) от 27.09.1990 г.

2. Конституция Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 г.

3. Закона Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» 16.10.1992 г.

SOCIAL ASPECTS OF THE MANIFESTATION OF BILINGUALISM IN THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Makarova M.V., Osipov V.F.

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

The article examines the features of language education in the Republic of Sakha (Yakutia), where active bilingualism is functioning, and in recent years, polylinguism. The Republic of

113

Sakha (Yakutia) is the largest region in terms of territory, but with a small population. The national composition of the republic, the number of languages functioning in the region has been and remains the subject of discussion in political, educational, social, historical communities. The article touches upon the problem of the functioning of not only the two state languages (Russian and Yakut), but also the languages of the small peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) - Even, Evenk, Yukagir, Dolgan and Chukchi. The author examines the main provisions of the Declaration on State Sovereignty of the Republic of Sakha (Yakutia), the Constitution of the Republic of Sakha (Yakutia) and the

Law of the Republic of Sakha (Yakutia) "On languages in the Republic of Sakha (Yakutia)".

Keywords: bilingualism, language education, language of instruction language policy, functioning of languages, language personality.

References

1. Declaration on State Sovereignty of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 09/27/1990

2. The Constitution of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 04.04.1992

3. Law of the Republic of Sakha (Yakutia) "On languages in the Republic of Sakha (Yakutia)" 10.16.1992

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.