Научная статья на тему 'Социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей в позднеантичную эпоху'

Социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей в позднеантичную эпоху Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крещальное поручительство / «спонсорство» / таинство крещения / катехуменат / оглашение / крестное родство / фиктивное родство / свт. Кирилл Иерусалимский / свт. Иоанн Златоуст / блж. Августин / Феодор Мопсуестийский / baptismal sponsorship / sacrament of baptism / catechumenate / spiritual kinship / fictitive kinship / social ties / mentoring / friendship / St. Cyril of Jerusalem / St. John Chrysostom / St. Augustine of Hippo / Theodore of Mopsuestia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иван Андреевич Юрченко, Екатерина Александровна Юрченко

В статье анализируются социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей на основании свидетельств христианских авторов III–V вв. Исследование направлено на определение отличий и особенностей роли крещальных поручителей и крестных родителей. В позднеантичную эпоху поручительство представляло собой временные отношения, основанные на договорных принципах, с целью обучения оглашенных основам христианского вероучения и нормам поведения в общине. Кандидат, желающий принять крещение, должен был пройти испытательный срок под надзором поручителя в рамках процесса христианской инициации. Тем не менее, после того, как таинство было совершено, роль поручителя прекращалась, не предусматривая социальных отношений в будущем. Однако уже с середины IV в. христианские авторы использовали термины семьи и духовного родства в контексте крещального поручительства. На основе анализа источников делается вывод, что поручительство и крестное родство имеют различные социальные аспекты, обусловленные особенностями крещения взрослых и младенцев. Поручительство основывалось на временных договорных отношениях, в то время как крестное родство характеризовалось долгосрочными и прочными связями между крестным родителем и его духовным ребенком. Данная статья является отправной точкой для дальнейшего изучения феномена духовного родства в христианской религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иван Андреевич Юрченко, Екатерина Александровна Юрченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Aspects of Sponsorship in Adult Baptism during the Late Antiquity

The article analyzes social aspects of sponsorship at baptism of adults on the basis of testimonies of Christian authors of 3-5 centuries. The research is aimed at determining the differences and peculiarities of the role of baptismal sponsors and godparents. In Late Antiquity, sponsorship was a temporary relationship, based on contractual principles, for the purpose of teaching catechumens the basics of Christian doctrine and norms of behavior in the community. A candidate wishing to be baptized had to undergo a probationary period under the supervision of a sponsor as part of the Christian initiation process. However, once the sacrament was administered, the role of the sponsor ceased, providing no further social relationship. Nevertheless, already from the middle of the IV century Christian authors used the terms of spiritual kinship and family in the context of baptismal sponsorship. Based on the analysis of the sources, it is concluded that sponsorship and baptismal kinship have different social aspects due to the peculiarities of adult and infant baptismal practices. The sponsorship was based on a temporary contractual relationship, while baptismal kinship was characterized by a long-term and enduring bond between the godparent and his spiritual child. This article is a starting point for further study of the phenomenon of spiritual kinship in the Christian religion.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей в позднеантичную эпоху»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 (22) 2024

И. А. Юрченко, Е. А. Юрченко

Социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей в позднеантичную эпоху

УДК 27-558-9:316

DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_160 EDN JCNKOI

Аннотация: В статье анализируются социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей на основании свидетельств христианских авторов III-V вв. Исследование направлено на определение отличий и особенностей роли крещальных поручителей и крестных родителей. В позднеантичную эпоху поручительство представляло собой временные отношения, основанные на договорных принципах, с целью обучения оглашенных основам христианского вероучения и нормам поведения в общине. Кандидат, желающий принять крещение, должен был пройти испытательный срок под надзором поручителя в рамках процесса христианской инициации. Тем не менее, после того, как таинство было совершено, роль поручителя прекращалась, не предусматривая социальных отношений в будущем. Однако уже с середины IV в. христианские авторы использовали термины семьи и духовного родства в контексте кре-щального поручительства. На основе анализа источников делается вывод, что поручительство и крестное родство имеют различные социальные аспекты, обусловленные особенностями крещения взрослых и младенцев. Поручительство основывалось на временных договорных отношениях, в то время как крестное родство характеризовалось долгосрочными и прочными связями между крестным родителем и его духовным ребенком. Данная статья является отправной точкой для дальнейшего изучения феномена духовного родства в христианской религии. Ключевые слова: крещальное поручительство, «спонсорство», таинство крещения, катехуменат, оглашение, крестное родство, фиктивное родство, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, Феодор Мопсуестийский.

Об авторах: Иван Андреевич Юрченко

Магистр теологии, магистр патристических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургской духовной академии, аспирант Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8740-446X

Екатерина Александровна Юрченко

Магистр религиоведения, аспирантка Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1664-636X

Для цитирования: Юрченко И. А., Юрченко Е. А. Социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей в позднеантичную эпоху // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 2 (22). С. 160-173.

Финансирование: Исследование выполнено при поддержке Фонда развития ПСТГУ и Фонда «Живая традиция». Проект: Социальное значение крестного родства в современной России №1-0046/22, http://socrel.pstgu.ru/RU/grants/kinship, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Статья поступила в редакцию 29.12.2023; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 02.02.2024.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 (22)

2024

Ivan A. Iurchenko, Ekaterina A. Iurchenko

Social Aspects of Sponsorship in Adult Baptism during the Late Antiquity

UDC 27-558-9:316

DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_160 EDN JCNKOI

Abstract: The article analyzes social aspects of sponsorship at baptism of adults on the basis of testimonies of Christian authors of 3-5 centuries. The research is aimed at determining the differences and peculiarities of the role of baptismal sponsors and godparents. In Late Antiquity, sponsorship was a temporary relationship, based on contractual principles, for the purpose of teaching catechumens the basics of Christian doctrine and norms of behavior in the community. A candidate wishing to be baptized had to undergo a probationary period under the supervision of a sponsor as part of the Christian initiation process. However, once the sacrament was administered, the role of the sponsor ceased, providing no further social relationship. Nevertheless, already from the middle of the IV century Christian authors used the terms of spiritual kinship and family in the context of baptismal sponsorship. Based on the analysis of the sources, it is concluded that sponsorship and baptismal kinship have different social aspects due to the peculiarities of adult and infant baptismal practices. The sponsorship was based on a temporary contractual relationship, while baptismal kinship was characterized by a long-term and enduring bond between the godparent and his spiritual child. This article is a starting point for further study of the phenomenon of spiritual kinship in the Christian religion.

Keywords: baptismal sponsorship, sacrament of baptism, catechumenate, spiritual kinship, fictitive kinship, social ties, mentoring, friendship, St. Cyril of Jerusalem, St. John Chrysostom, St. Augustine of Hippo, Theodore of Mopsuestia.

About the authors: Ivan Andreevich Iurchenko

Master of Theology, Master of Patristic Studies; Researcher at the St. Petersburg Theological Academy; Postgraduate Student at the St. Tikhon's Orthodox University for Humanities. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8740-446X

Ekaterina Alexandrovna Iurchenko

Master of Religious Studies; Postgraduate Student at the St. Tikhon's Orthodox University for Humanities.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1664-636X

For citation: Iurchenko I. A., Iurchenko E. A. Social Aspects of Sponsorship in Adult Baptism during the Late Antiquity. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 2 (22), pp. 160-173.

Funding: The reported study was supported by the St. Tikhon's Orthodox University for Humanities Development Fund and the Living Tradition Foundation, project No. 1-0046/22: Social significance of kinship in modern Russia, http://socrel.pstgu.ru/RU/grants/kinship.

The article was submitted 29.12.2023; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 02.02.2024.

Введение

В историографии существует большой интерес к тому типу социальных связей, которые возникали в христианстве в процессе крещения. Известно, что в Средневековье кроме генеалогических и брачных связей существовал третий тип — «семейноподобные отношения» (familylike relationships), называемые «духовное родство» (spiritual kinship)1. Они формировались между поручителем и младенцем после крещения. В дальнейшем термин «поручитель» приобрел дополнительное значение и стал именоваться «крестный отец», что способствовало концептуальному закреплению идеи духовного родства в христианстве.

Исследования социологов показали значение крестного родства для жизни средневекового общества в Европе, что сделало его важным объектом для дальнейших исследований. Соотнесение феномена поручительства за взрослых людей в поздней античности и крестного родства в средневековую эпоху остается недостаточно исследованной и при этом перспективной областью, которая может помочь проследить изменение практик фиктивного родства в христианстве.

Институт катехумената в поздней античности был структурированной системой, которая была призвана обучить человека основам христианства. В ее рамках предполагался крещальный поручитель — свидетель катехумена. После ожидания и обучения оглашенный принимал участие в таинстве, которое означало его принятие в христианскую общину2.

К Раннему Средневековью сложная система подготовки человека к полноценному членству в общине утратила свои первоначальные цели и задачи. Распространение христианства на территории Римской империи и прекращение полномасштабных гонений привело к появлению нескольких поколений верующих, и поэтому крещение взрослых людей совершалось редко. Длительный процесс катехизации взрослых кандидатов, известный по источникам III в., начала приобретать рудиментарную форму в IV в. Таким образом, строгие ограничения постепенно исчезают, а главное усилие Церкви в области катехизации сосредоточилось на периоде нескольких недель перед празднованием Пасхи3. Востребованным осталось только поручительство за младенцев, которое трансформировалось в отношения духовного родства.

Неясно, когда именно крещение младенцев стало распространенным явлением, но к V в. блж. Августин Иппонийский (354-430) рассматривал его как норму4. Крещение младенцев создало проблему в совершении таинства,

1 См.: Lynch J. H. Christianizing Kinship: Ritual Sponsorship in Anglo-Saxon England. Ithaca, 1988. P. 7-8. В антропологических исследованиях для описания такого типа социальных связей принято использовать термин «фиктивное родство» (fictive kinship).

2 Шварц Д. Л. Пайдейя и культ: христианская инициация по Феодору Мопсуестий-скому. СПб.: Изд-во РХГА, 2023. С. 22.

3 См.: Dujarier M. A History of the Catechumenate. Üe First Six Centuries. New York, 1979. P. 92-97. Также см.: Pignot M. Üe Catechumenate in Late Antique Africa (4th-6th Centuries). Boston, 2022. P. 16.

4 См.: Ibid. P. 138-139.

т.к. требовалось осознанное участие и произнесение обетов. Таким образом, определилась роль людей, действовавших от имени ребенка — крестных родителей.

В случае крестного родства на духовных отца или мать возлагалась пожизненная ответственность за своего духовного ребенка, что предполагало другой тип социальных отношений — попечительство над взрослеющим членом Церкви5. Анализу этого феномена посвящены многочисленные исследования итальянского социолога Г. Альфани6. В связи с обилием сохранившихся памятников о крестных родителях и их духовных детях в эпоху Позднего Средневековья ученые выбирали небольшие территориальные области, чтобы исследовать роль и значение крестных родителей для европейского общества7.

Феномен крещального «спонсорства» был проанализирован с точки зрения возможности его использования в практике современного православия8. Однако вопрос о социальных аспектах позднеантичного поручительства за взрослых людей остается открытым. Ведь именно этот тип связей мог являться отправной точкой в отношениях фиктивного родства между крестными родителями и их духовными детьми.

Основная часть

Одним из самых авторитетных исследователей темы крещального поручительства был французский теолог М. Дюжарье9. В 1962 г. он опубликовал исследование, собрав и проанализировав тексты, в которых находились свидетельства о роли и значении крещальных поручителей в Древней Церкви10; его труд повлиял на всех последующих исследователей этого феномена. Несмотря на то, что Дюжарье сосредоточил свое исследование на источниках до 313 г., он также уделил внимание свидетельствам христианских авторов III — нач. V вв.11 На наш взгляд, за этот период были представлены самые репрезентативные примеры социальных аспектов феномена поручительства за взрослых кандидатов на крещение.

Главными авторами, которые предложили социологический взгляд на феномен отношений в области крещального поручительства и крестного

5 Lynch J. H. Christianizing Kinship: Ritual Sponsorship in Anglo-Saxon England... P. 193.

6 См. обзор работ исследователя: Юрченко Е.А. Социальные связи: духовное родство и феномен доверия в социологических исследованиях Гвидо Альфани // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. № 4. С. 136-145.

7 Например, Г. Альфани исследует отношения в рамках крестного родства на примере г. Ивреа. См.: Alfani G. Fathers and Godfathers Spiritual Kinship in Early-Modern Italy. Routledge, 2009.

8 Дикарева М. С., Копировский А. М. Возможности использования опыта поручительства древней церкви в современной практике оглашения // Вестник Свято-Филаретовского института. 2017. № 24. С. 81-100.

9 Мишель Дюжарье (Michel Dujarier) (1932-2023) — доктор теологии, католический священник, исследователь историко-богословских аспектов института катехумената и раннехристианских братств.

10 Dujarier M. Le parrainage des adultes aux trois premiers siècles de l'Eglise. Paris, 1962.

11 См.: Ibid. P. 37-67.

родства, были Дж. Линч (1986)12 и Б. Юссен (1991)13. Важно отметить, что «поручительство» и «крестное родство» как социальные отношения — составная часть крещальной практики позднеантичного и средневекового христианства. Однако оба исследователя согласны в том, что это не просто разные названия одного и того же типа социальных связей, но и также два разных социальных феномена, которые обладали уникальными функциями в обществе. С целью анализа социальных аспектов двух различных видов отношений исследователи проводят сопоставление свидетельств о роли поручителей во время крещения взрослых и младенцев.

Особый интерес для рассмотрения вопроса о роли «спонсоров» представляет анализ поручительства за взрослых людей. Линч и Юссен полагаются на ограниченный круг источников, который ранее был предложен Дюжарье, и при этом сокращают его до самых представительных с точки зрения социальной роли крещального поручительства14.

C первых веков существования христианской религии оглашение осуществлялось внутри общин верующих. Прохождение испытательного срока и наставление в вере было обязательным условием христианской инициации15.

Во II-III вв. катехизическая подготовка оформляется в институт, в структуре которого предполагалась роль поручителя или гаранта кандидатов на креще-ние16. Востребованность участия человека, который свидетельствует о добром нраве потенциального члена общины, по мнению Б. Юссена, можно связать с тем, что многие из тех, кто желал креститься, не были знакомы с традициями христианства или иудаизма17. Это подтверждается примером из Северной Африки, где при регистрации кандидата на крещение в первую очередь осматривалось его тело, чтобы выявить, нет ли там надрезов и татуировок, сделанных в языческих ритуальных целях18.

В связи с тем, что литературные памятники в патристике III-IV вв. преимущественно полемические, а их авторы не ставили целью описать катехизацию в различных уголках Римской империи, то у нас нет большого числа

12 Lynch J. H. Godparents and Kinship in Early Medieval Europe. Prinston, 1986. Джозеф Ховард Линч (Joseph Howard Lynch) (1949-2008) — медиевист, исследователь родства.

13 Jussen B. Patenschaft und Adoption im frühen Mittelalter. Künstliche Verwandschaft als soziale Praxis. Göttingen, 1991; пер. на англ.: Jussen B. Spiritual Kinship as Social Practice: Godparenthood and Adoption in the Early Middle Ages / Trans. by P. Selwyn. New York, 2000. Бернхард Юссен (Bernhard Jussen) — медиевист, исследователь средневековых практик поручительства и усыновления.

14 Социальные аспекты поручительства за взрослых при крещении в позднеантичную эпоху представлены в текстах христианских авторов с III по нач. V вв.: «Апостольском Предании» (ок. III в.), «Путешествии Эгерии» (ок. 383 г.), в катехизических проповедях свт. Кирилла Иерусалимского (315-386), свт. Иоанна Златоуста (ок. 347-407 гг.) и крещальном трактате Феодора Мопсуестийского (ок. 350-408 гг.). Также использовалась «Проповедь 213» блж. Августина и его письмо диакону Деограцию (ум. 457/8) «Об обучении оглашаемых» (De catechizandis rudibus).

15 Ср.: Dujarier M. A History of the Catechumenate... P. 11-13.

16 Обзор свидетельств II в. см.: Ibid. P. 35-43.

17 Jussen B. Spiritual Kinship. P. 115.

18 Pignot M. The Catechumenate in Late Antique Africa (4th-6th Centuries). Boston, 2022. P. 34.

свидетельств для полноценного анализа роли крещального поручительства в жизни Церкви. Только после к сер. IV — нач. V вв. мы находим катехизические гомилии как на Востоке, так и на Западе. Также необходимо учитывать, что памятники, которые будут использованы нашей статье, предлагают идеализированное представление о подготовке к таинству крещения и не могут передать того регионального разнообразия крещальных практик, которое могло существовать в позднеантичном христианстве. Даже в проповедях блж. Августина, посвященных оглашению (нач. V в.), невозможно найти развернутого описания роли и морального облика поручителей.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, М. Дюжарье, Дж. Линчу и Б. Юссену удалось раскрыть социальные аспекты феномена крещального поручительства в поздней античности.

Нечастое упоминание роли поручителей в памятниках христианских авторов позволяет Дюжарье сделать вывод, что функция «спонсоров» за взрослых претерпевает качественное изменение, точно такое же, что и институт оглашенных с сер. III и до конца V вв.19 Если в начале истории распространения христианства была необходимость испытать взрослого кандидата перед крещением, то в дальнейшем ситуация изменилась: Церковь была признана в римском обществе, христиан становилось все больше, и крещение взрослых ушло на второй план. Об этом косвенно свидетельствуют проповеди блж. Августина: в них роль поручителей упоминается только в связи с литургическим контекстом института катехумената20.

Различия в феномене поручительства и крестного родства исследователи определяют через процесс христианизации территории Римской империи. Прекращение полномасштабных гонений и институционализация христианской религии позволили образоваться нескольким поколениям верующих людей. Это обусловило распространение практики крещения младенцев, что в свою очередь сыграло решающую роль в социальных изменениях временной роли поручителя. Поручитель за младенцев становился духовным родственником с пожизненными обязательствами.

Линч подробно описывает различия между двумя типами социальных отношений: «нельзя называть поручителей "крестными родителями" (godparents) в позднейшем понимании этого термина <...> поручитель (sponsor) за взрослого человека, скорее всего, не нес пожизненных обязательств; не имел ни брачных табу, ни обременительных уз с семьей крещаемого; не осмыслялся как родитель новорожденного "духовного" ребенка, а скорее как гарант договора; не обязательно был одним и тем же лицом на протяжении всего процесса инициации»21.

Крещальное поручительство стало реакцией на христианизацию регионов Римской империи22: появление большого числа желающих стать членами

19 Dujarier M. Le parrainage des adultes. P. 62.

20 Eguiarte E.A. El catecumenado de San Agustín. Madrid, 2G2G. P. 81.

21 Lynch J.H. Godparents and Kinship. P. 84.

22 Об аспектах христианизации Римской империи см.: Brown P. Authority and the Sacred: Aspects of the Christianisation of the Roman World. Cambridge, 1995. P. 3-26.

Церкви ко II-III вв. заставил епископов выработать механизмы испытания кандидатов.

Так как Линч утверждает, что крещальное поручительство в Церкви позд-неантичной эпохи существовало вне социально-родственных связей, то важно прояснить истоки этого понятия. В римском праве поручитель, или «спонсор» (лат. sponsor от spondeo или susceptor от suscipio) — это третья сторона правовых отношений или их гарант. На Востоке в отношении таких людей использовалось причастие «âvaôexô^evoç». Ярким примером служит проповедь 390 г. свт. Иоанна Златоуста, в которой епископ сопоставляет роли финансового и духовного поручительства: «Если поручители [oi âvaôexô^evoi] в денежных делах подвергают себя ответственности, то тем более те, кто ручается за других в духовных делах, где речь идет о добродетели, должны проявлять великое бодрствование, назидая и советуя, исправляя и проявляя отеческую любовь»23.

Поручитель берет на себя ответственность на время, пока финансовый заемщик не выплатит ссуду. Таким образом, это понятие относится к области договорного права, т.е. договора, основанного на слове. Соглашения такого типа должны быть временными. В позднеантичном христианстве роль поручителя расширилась, она стала включать в себя наставничество и дружбу с ка-техуменом, поэтому в среде христианских авторов так часто употребляются образы родителя и ребенка.

Для кандидата важнее всего было не столько теоретически знать христианское учение, сколько постоянно показывать серьезность своих намерений, ведя себя в соответствии с христианскими нормами. В связи с этим роль поручителя заключалась в образцовом поведении, т.е. влиянии на кандидата через пример собственной жизни. Традиция обучения посредством «примера» (exemplum) засвидетельствована в христианстве и имеет корни в греко-римской образовательной традиции24. Наставничество с помощью личного примера было нацелено на простонародье, позволяя малограмотным людям обучатся поведению в обществе.

Этого же тезиса придерживается Линч, обосновывая причины возникновения такого типа социальных отношений между поручителем и кандидатом на крещение, т.к. «именно в связи с нравственным испытанием, которое требовалось от каждого взрослого катехумена возникла практика поручительства, которая стала второстепенным аспектом сложного процесса инициации в древней Церкви»25. Функция поручительства заключается в свидетельстве того, что желающие принять крещение должным образом настроены на то, чтобы быть допущенными к процессу инициации.

В отношении свидетельств христианских авторов по теме крещальных поручителей следует указать, что впервые «спонсоры» упоминаются в тексте «Апостольского предания». Этот памятник является сборником разрозненных

23 Иоанн Златоуст, свт. Оглашение второе, 15 // Огласительные гомилии / Пер., вступ. ст.: И. Пролыгина. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 169; см.: Jean Chrysostome, St. Catéchèse II, 15 // SC. Vol. 50 / Ed. A. Wenger. Paris, 1957. P. 142.

24 См.: Geerlings W. Christus exemplum: studien zur Christologie und Christusverkündigung Augustins. Mainz: Matthias-Grünewald, 1978. S. 146-167.

25 Lynch J. H. Godparents and Kinship. P. 90.

текстов литургического характера, традиционно приписываемый сщмч. Ипполиту Римскому26. Перед началом катехизации человек должен был пройти предварительный экзамен, в который входило свидетельство поручителя о серьезности желания кандидата принять таинство крещения: «Когда будут определены намеревающиеся принять крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела? И когда те, которые привели их [illi qui adduxerunt eos], засвидетельствуют о каждом: "Он поступал именно так", то пусть слушают Евангелие»27.

Период катехизации длился от полугода до трех лет. Можно предположить, что все это время поручитель должен был тесно общаться с оглашаемым.

В текстах христианских авторов поздней античности в качестве исключения упоминаются конкретные примеры дружбы между «спонсором» и кан-дидатом28. Напротив, в средневековую эпоху известны многочисленные примеров дружеских отношений между поручителем и биологическими родителями крещаемого младенца29. Важно проанализировать метафоры родственных отношений о крещальных поручителях, которые легли в основу реальных социальных связей между крестным родителем и крестником в эпоху Средневековья.

Блж. Августин связывал цицероновскую концепцию дружбы и таинство крещения. Согласно ему, вхождение в христианскую общину предполагало, что человек обретает новых друзей, которые одинаково стремятся руководствующихся к божественным вещам. В статусе катехумена кандидат находился только на первой стадии этой дружбы30. Принятие таинства позволяет окончательно упрочить дружеские связи. В парадигме процесса инициации поручитель играет значимую роль: он является человеком, который позволяет войти христианскую общину или обрести истинных друзей на всю оставшуюся жизнь.

Одна из сложностей в определении роли крещального поручителя состоит в том, что «спонсоры» могли напрямую не упоминаться в источниках. В тексте «Апостольского предания» «спонсоры» конкретно не названы и описываются через связку указательного местоимения и глагола «приводить» (adducere)31.

26 Подробнее см.: Морескини К., Норелли Э. История литературы раннего христианства на греческом и латинском языках. Т. I: от ап. Павла до эпохи Константина. М., 2021. C. 238-242.

27 Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание // Отцы и учители Церкви III века: Антология / Сост. иером. Иларион (Алфеев). М., 1996. Т. 2. С. 249. См.: Traditio apostolica, 20 // Fontes Christiani 1. Folge / Eds. G. Schöllgen, W. Geerlings. Freiburg. 1991. S. 252-254.

28 Фактор близких отношений мог являться основным мотивом кандидата при выборе поручителя. По свидетельству диак. Понтия, свящ. Цецилий по причине дружбы стал «спонсором» сщмч. Киприана Карфагенского. Ср.: Pontius the Deacon. Life and Passion of St. Cyprian, 4 // Ante-Nicene Fathers. Vol. 5. / Trans. by R. E. Wallis. New York, 1986. P. 268.

29 См.: Lynch J.H. Christianizing Kinship: Ritual Sponsorship in Anglo-Saxon England. P. 135.

30 См.: Pignot M. The Catechumenate in Late Antique Africa. P. 158-159.

31 Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание. С.249. См.: Traditio apostolica, 20. S. 252-254.

Их задача заключалась в том, чтобы они засвидетельствовали, что «приведенные готовы к слушанию Слова»32.

Перед вторым экзаменом для оглашенного, во время которого он произносил Символ веры в присутствии клира, «спонсор» свидетельствовал, что кандидаты жили благочестиво весь период катехизации. На этом наставническая роль поручителей заканчивалась. Главными действующими лицами на последующих этапах катехумената были взрослые кандидаты, епископ и община мирян.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Христианские авторы метафорически использовали уже существующие термины родства, чтобы передать идею вхождения крещенного христианина в «семью», т.е. общину верующих людей. Понятие семьи (familia) в поздней античности включало не только нуклеарную семью, но и широкий круг род-ственников33. Также идея о втором рождении при крещении позволяла называть наставников, принимавших участие в таинстве, «отцами» в духовном смысле этого понятия.

К сер. IV в. термины духовного родства начинают употребляться применительно к людям, которые принимали непосредственное участие в крещении кандидата. В тексте катехизических проповедей свт. Кирилла Иерусалимского, произнесенных между 347 и 350 гг., говорит о двух рождениях: «Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил [eyevvnüa^] кого посредством наставления в истинах веры [5ia катпхЛСТ£Ю?], и его предостереги, чтобы не принять ему лжи вместо истины»34. Понятие о духовном рождении отсылает нас к метафоре таинства крещения как рождения во Христе, и впервые мы видим связь этой идеи с наставнической ролью крещального поручителя.

В «Путешествии Эгерии», литературном источнике конца IV в., анонимная паломница рассказывает о региональных особенностях таинства крещения и о предкрещальной подготовке кандидата в Иерусалиме. В этом памятнике используются термины родства для крещальных поручителей. На второй экзамен у епископа кандидата мужского пола сопровождал отец, а кандидата-женщину — мать: «Здесь есть такой обычай, что тех, которые приступают к крещению, в течение сорока дней поста, ранним утром заклинают клирики, как только бывает утренний отпуст в Воскресении. И тотчас поставляется для епископа кафедра в большой церкви, в Мартириуме, и все приступающие ко крещению, как мужи, так и жены, садятся вокруг епископа,

35

отцы же и матери стоят» .

Епископ расспрашивал поручителей о привычках и поведении кандидата. Если его удовлетворял ответ «спонсоров», то кандидат принимал

32 Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание. С.220. См.: Traditio apostolica, 15... S. 244.

33 См.: Shaw B.D. The Family in Late Antiquity: The Experience of Augustine // Past & Present. 1987. № 115. P. 3-51.

34 Кирилл Иерусалимский, свт. Оглашение 15, 18 // Поучения огласительные и тайно-водственные. М.: Благовест, 2010. C. 244; см.: Cyrillus Hierosolymitanus, St. Catechesis XV, 18 // Patrologiae cursus completus. Series Graeca.T. 33. Col. 896A.

35 Паломничество по Святым местам конца IV века // Православный палестинский сборник. Вып. 20. СПб., 1889. C. 168.

на подготовку к таинству на время Великого поста. В обратном случае кандидату было предписано исправиться. Так как отношения между поручителем и кандидатом продолжались длительный период, то образы матери или отца могли использоваться для сглаживания достаточно напряженного процесса взаимоотношений между ними36. Лишь за редким случаем во время оглашения биологические родители могли выполнять функцию поручителей, однако не стоит считать эту практику нормой37.

Выражение «духовный отец» используется в проповеди свт. Иоанна Златоуста, где он назвал поручителей духовными отцами, а оглашенных — духовными детьми: «И пусть они не думают, что это пустяк, но твердо знают, что станут общниками славы, если своим наставлением приведут вверенных им на путь добродетели; и, наоборот, если они будут относиться к этому нерадиво, то подвергнутся суровому осуждению. Поэтому и существует обычай называть их «духовными отцами» [rcœrepaç rcvEu^aiiKoùç], чтобы они на деле знали, какую любовь должны питать к своим подопечным, давая им духовные наставления. Ведь если похвально внушать рвение к добродетели тем, кто к нам не имеет никакого отношения, то тем более мы должны исполнять это предписание в отношении тех, кого мы воспринимаем под именем духовных чад [tékvou rcvEu^aiiKou]»38. Антиохийский епископ ставит акцент на высоких требованиях для поручителей. Используемые автором термины «расширенной семьи» только подчеркивают наставнический тип отношений между «спонсором» и кандидатом на крещение.

Тем не менее у блж. Августина понятия «сын» и «отец» указывают не только на отношения между единственным наставником и катехуменом. Под «отцами» мог пониматься широкий круг людей, т. е. все соучастники таинства крещения. Понятие отцовства отсылало слушателя к цитате ап. Павла («Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» 1 Кор 4:15) и употребление этого термина всегда зависело от контекста. В таком случае роль «отцов» могли выполнять наставники в христианской вере, клирики-катехизаторы, епископы, совершающие Таинство или же просто биологические родители.

Данный тезис подтверждается свидетельством блж. Августина в Проповеди 213, которая была произнесена между 410-415 гг.39. Епископ использует образные выражения, называя поручителей «родственниками» и всех участников катехизации человека «отцами»: «Через восемь дней вы должны будете посвятить себя тому, о чем вы услышали сегодня. Пусть ваши родственники [Parentes vestri], ваши восприемники [qui vos suscipiunt], научат вас быть готовыми, быть бдительными до рассвета, и это важно для молитв, которые

36 Шварц Д.Л. Пайдейя и культ: христианская инициация. С. 154.

37 Некоторые исследователи считают, что св. Моника была поручителем блж. Августина в период его оглашения под руководством свт. Амвросия Медиоланского. Cf.: Pignot M. The Catechumenate in Late Antique Africa... P. 61.

38 Иоанн Златоуст, свт. Оглашение второе, 16 // Огласительные гомилии / Пер., вступ. ст.: И. Пролыгина. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 169-170; см.: Jean Chrysostome, St. Catéchèse II, 16 // Sources Chrétiennes. Vol. 50 / Ed. A. Wenger. Paris, 1957. P. 142.

39 Eguiarte E.A. El catecumenado de San Agustín. P. 263.

вы будете совершать здесь»40. Этот отрывок показывает, как блж. Августин использует термины родства и семьи, чтобы описать статус поручителей в жизни оглашенного.

Также примечательно, что Иппонийский епископ ободряет кандидатов перед произношением Символа веры, используя термин «отцы»: «Пусть никто не боится, пусть страх не мешает никому его произносить. Будьте уверены, мы — ваши отцы, у нас нет правил и розг грамматиков. Даже если кто ошибется в слове, пусть не ошибается в вере»41. Таким образом, отношения катехуменов с поручителями в Северной Африке были не только в период катехумената, но могли продолжаться и дальше — «спонсоры» могли обучать новообращенных литургической практике, возможно, ограниченное время.

В трактате «Об обучении оглашаемых» блж. Августина, в котором автор наставляет катехизаторов своей епархии, ни разу не употребляется латинский термин «sponsor». При описании регистрации указывается конкретный человек: «Несомненно, полезно быть заранее предупрежденным теми, кто знает его [ab his qui eum norunt], о том, какие внутренние склонности или мотивы побудили кандидата к принятию религии»42. Вероятно, автором подразумеваются социальные связи между поручителем и кандидатом на крещение. Если на первом экзамене вопросы в тексте «Апостольского предания» касались профессии кандидата и его образа жизни, то блж. Августин спрашивает «спонсора» об искренности кандидата и настаивает, чтобы «спонсор» непосредственно знал человека43. При этом блж. Августин не мешал становиться катехуменом тому, у кого не было достойного поручителя44.

Так как уже было сказано о временной роли крещальных поручителей, то нужно отметить, что «спонсоры» не несли ответственности за грехи новообращенных христиан. Об этом свидетельствует Феодор Mопсуестийский (ок. 350-428) в трактате, посвященном крещению (Liber ad baptizandos). Он использует метафору христианского града, проводником которого выступает крещальный поручитель45. Этот аллегорический отрывок сразу позволяет ин-

40 Augustinus Hipponensis, St. Sermo 213, 11 // Miscellanea agostiniana. Vol. I / Ed. Morin. Roma, 1930. P. 449.

41 Ibid. P. 449-450.

42 Augustinus Hipponensis, St. De сatechizandis rudibus, 5, 9 // Corpus Christianorum. Series Latina. 46 / Ed. I. B. Bauer. Turnhout, 1969. S. 129.

43 Это может свидетельствовать о рудиментарном характере института крещения взрослых к V в. См.: Ibid. S. 130.

44 «И если нет человека, от которого можно было бы получить эти сведения, необходимо допросить его [кандидата], чтобы положить начало нашей беседы в соответствии с тоном его ответов». (См.: Ibid. S. 130).

45 «Он должен думать, что становится гражданином нового и великого града <...> приходит в Церковь Божью, где его принимает должным образом назначенный человек <...> который расспрашивает его об образе жизни. Чтобы выяснить, обладает ли он всеми необходимыми качествами для гражданства этого великого града. После того как человек отрекся от всего зла этого мира и полностью выбросил его из головы, он должен показать, что достоин гражданства этого города и зачисления в него. Именно поэтому <...> специально назначенный человек, являющийся жителем града, в который он собирается быть зачисленным, и хорошо знакомый с его образом жизни, проводит желающего принять крещение к регистратору

терпретировать роль «спонсора» как наставника или проводника для неопытного кандидата на крещение. Также указывается конкретное название через термин договорного права: «Он справедливо называется "поручителем", потому что по его словам [катехумен] признается достойным принять крещение»46; поручитель «не берет на себя ответственность за них [оглашаемых] в отношении будущих грехов, поскольку каждый из нас отвечает за свои собственные грехи перед Богом»47. Возможно, были случаи, когда у поручителя и кандидата возникали глубокие отношения, основанные на духовной ответственности наставника за своего подопечного. Именно такой подход будет использоваться в Раннем Средневековье, в частности, в эпоху Меровин-гов для создания социальных связей между влиятельными семьями48. Однако Феодор Мопсуестийский решительно отвергает такую концепцию, тем самым опровергая гипотезу о том, что крещальное поручительство в позднеантич-ную эпоху могло быть привлекательным социальным инструментом49.

Наставничество в рамках института катехумената было вполне органичным для крещальных поручителей. Забота о христианском поведении кате-хуменов, искренности их намерений, знании христианского вероучения и литургических обрядов делало «спонсоров» значимыми лицами в христианской общине. Несмотря на временный характер их роли, община в лице епископа делегировала крещальным поручителям роль первых наставников, которые своим примером помогали катехумену пройти путь от обращения до вхождения в Церковь через крещение.

Заключение

Следует отметить, что крещальное поручительство в позднеантичную эпоху имело характерные социальные взаимоотношения. Главной их функцией было наставничество катехумена в основах христианского вероучения и правилах поведения в общине. В рамках поручительства люди вступали во временные отношения, имеющие под собой договорную основу. У них могли формироваться дружеские связи, но социальная общность верующих людей продолжала занимать первостепенное место во время процесса катехизации. Напротив, отношения в рамках крестного родства средневековой эпохи характеризовалось длительными отношениями и сильной связью между восприемником и ребенком.

и свидетельствует за него, что он достоин града и его гражданства, и что (поскольку он не знаком с жизнью града и не знает, как вести себя в нем) он сам готов выступить в качестве проводника для его неопытности» (См.: Theodore of Mopsuestia. Chapter 2 // Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Lord's Prayer and on the Sacraments of Baptism and the Eucharist / Ed. A. Mingana. Piscataway, 2009. P. 24-25).

46 Theodore of Mopsuestia. Chapter 2... P. 25. A. Мингана использует анахронизм «крестный отец» (godfather) для перевода сирийского существительного «erabba», буквально означающего «гарант» или «поручитель». Подр. см.: Lynch J. H. Godparents and Kinship. P. 107

47 Theodore of Mopsuestia. Chapter 2. P. 25.

48 См.: Jussen B. Spiritual Kinship as Social Practice. P. 145-170.

49 Ibid. P. 119-120.

В позднеантичную эпоху существовала особая необходимость в крещении взрослых, поэтому было необходимо пройти испытательный срок под надзором поручителя. В рассмотренных источниках отсутствуют какие-либо свидетельства об их функции после таинства крещения, за исключением свидетельства блж. Августина о том, что поручители продолжали обучать новообращенных христиан литургическим особенностям богослужения. После крещения литургическая и социальная роли поручителя прекращались. Никаких обязательств, в том числе духовной ответственности за действия нового члена общины крещальное поручительство не предусматривало.

На протяжении втор. пол. IV в. христианские авторы Востока, такие как свтт. Иоанн Златоуст и Кирилл Иерусалимский начинают использовать термины родства и семьи в отношении наставнической роли крещальных поручителей. Однако уже к нач. V в. блж. Августин допускает возможность катехизации без «спонсора» и говорит о всех участниках института оглашения как о «родственниках». В позднеантичном христианстве не было одного человека, который бы подобно крестному родителю в Раннем Средневековье представлял кандидата на всех этапах крещальной практики. Вместо этого была группа людей, которая выполняла свою роль на каждом этапе по отдельности. Это позволяло сразу нескольким участникам таинства крещения получить статус духовных «отцов» или «родственников».

По нашему мнению, термины родства использовались для актуализации наставнической роли поручителя, нежели для создания сильных связей между «спонсором» и его подопечным. Тезис о пожизненной духовной ответственности поручителя за взрослого человека после крещения был опровергнут Феодором Мопсуестийским, что может говорить о направлении изменений в области социальной роли крещального поручительства.

Источники и литература

Источники

1. Augustinus Hipponensis, St. De eatechizandis rudibus // Corpus Christianorum. Series Latina. 46 / Ed. I. B. Bauer. Turnhout, 1969.

2. Augustinus Hipponensis, St. Sermones // Miscellanea agostiniana. Vol. I / Ed. G. Morin, Roma, 1930.

3. Cyrillus Hierosolymitanus, St. Catechesis XV, 18 // Patrologiae cursus completus. Series Graeca. T. 33.

4. Jean Chrysostome, St. Huit catéchèses baptismales inédites // Sources Chrétiennes. Vol. 50 / Ed. A. Wenger. Paris, 1957.

5. Pontius the Deacon. Life and Passion of St. Cyprian // Ante-Nicene Fathers. Vol. 5. / Trans. by R. E. Wallis. New York, 1986.

6. Theodore of Mopsuestia. Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Lord's Prayer and on the Sacraments of Baptism and the Eucharist / Ed. A. Mingana. Piscataway, 2009.

7. Traditio apostolica // Fontes Christiani 1. Folge / Eds. G. Schöllgen, W. Geerlings. Freiburg, 1991.

S. Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии / Пер., вступ. ст.: И. Пролыги-на. Тверь: Герменевтика, 2006.

9. Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание // Отцы и учители Церкви III века: Антология / Сост. иером. Иларион (Алфеев). М., 1996. Т. 2.

10. Кирилл Иерусалимский, свт. Оглашение 15, 18 // Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Благовест, 2010.

11. Паломничество по Святым местам конца IV века // Православный палестинский сборник. Вып. 20. СПб., 1889.

Литература

12. Alfani G. Fathers and Godfathers Spiritual Kinship in Early-Modern Italy. Routledge, 2009.

13. Brown P. Authority and the Sacred: Aspects of the Christianisation of the Roman World. Cambridge, 1995.

14. Dujarier M. Le parrainage des adultes aux trois premiers siècles de l'Eglise. Paris, 1962.

15. Dujarier M. A History of the Catechumenate. The First Six Centuries. New York, 1979.

16. Eguiarte E.A. El catecumenado de San Agustín. Madrid, 2020.

17. Geerlings W. Christus exemplum: studien zur Christologie und Christusverkündigung Augustins. Mainz: Matthias-Grünewald, 1978.

18. Jussen B. Patenschaft und Adoption im frühen Mittelalter. Künstliche Verwandschaft als soziale Praxis. Göttingen, 1991.

19. Jussen B. Spiritual Kinship as Social Practice: Godparenthood and Adoption in the Early Middle Ages / Trans. by P. Selwyn. New York, 2000.

20. Lynch J. H. Christianizing Kinship: Ritual Sponsorship in Anglo-Saxon England. Ithaca, 1988.

21. Lynch J.H. Godparents and Kinship in Early Medieval Europe. Prinston, 1986.

22. Pignot M. The Catechumenate in Late Antique Africa (4th-6th Centuries). Boston, 2022.

23. Shaw B.D. The Family in Late Antiquity: The Experience of Augustine // Past & Present. 1987. № 115. P. 3-51.

24. Дикарева M. С., Копировский A. M. Возможности использования опыта поручительства древней церкви в современной практике оглашения // Вестник Свято-Филаретовского института. 2017. № 24. С. 81-100.

25. Морескини К., Норелли Э. История литературы раннего христианства на греческом и латинском языках. 2-е изд., испр. и доп. Том I: от ап. Павла до эпохи Константина. М., 2021.

26. Шварц Д. Л. Пайдейя и культ: христианская инициация по Феодору Мопсу-естийскому / Науч. ред. В. К. Пичугиной, пред. В. К. Пичугиной, З. А. Лурье, пер. З. А. Лурье. СПб.: Изд-во РХГА, 2023.

27. Юрченко Е.А. Социальные связи: духовное родство и феномен доверия в социологических исследованиях Гвидо Альфани // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. № 4. С. 136-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.