Научная статья на тему 'Социальные аспекты инновационного развития муниципальных образований'

Социальные аспекты инновационного развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТИПОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / SOCIAL INNOVATIONS / MUNICIPAL ENTERTAINMENTS / MUNICIPAL ENTERTAINMENTS TYPOLOGY / INVESTING CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеева Н. А., Антипина О. В.

Определяется значимость инноваций как неотъемлемого элемента современного государства. Рассмотрены технологические и социальные инновации, их особенности, взаимосвязь. Проанализирована специфика инновационного процесса и инновационной деятельности применительно к конкретной территории, в качестве который выбрано муниципальное образование как первоначальное звено жизнедеятельности каждого гражданина страны. Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся инвестирования инновационной деятельности. Содержится анализ типологий регионов и муниципальных образований, используемых для задач инновационного и инвестиционного развития. Исследована методика оценки инвестиционного климата муниципального образования с учетом инновационной составляющей. Проведено ранжирование крупных городов Иркутской области по интегральному показателю инвестиционной привлекательности. Изложены некоторые аспекты управления инвестиционно-инновационным развитием муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF MUNICIPAL ORGANIZATIONS INNOVATINAL DEVELOPMENT

The importance of innovations is defined in this article as the necessary element of modern state. Technological and social innovations and its connections are also considered here. The specify of innovational activity within regional territory is analyzed. Municipal entertainment is considered to be the primary element of every citizen life. Some questions connected with innovational activity investing are discovered. The analysis of region and municipal entertainments typology is used for the dissolving of innovational tasks. The estimating investing climate methodology is investigated by means of innovational component. The ranging of Irkutsk region centers investing attractiveness is made. Some aspects of investing innovational development steering are described.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты инновационного развития муниципальных образований»

УДК 001.895:334.72

Н.А. Агеева, О.В. Антипина

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Иркутский государственный технический университет

Определяется значимость инноваций как неотъемлемого элемента современного государства. Рассмотрены технологические и социальные инновации, их особенности, взаимосвязь. Проанализирована специфика инновационного процесса и инновационной деятельности применительно к конкретной территории, в качестве который выбрано муниципальное образование как первоначальное звено жизнедеятельности каждого гражданина страны.

Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся инвестирования инновационной деятельности. Содержится анализ типологий регионов и муниципальных образований, используемых для задач инновационного и инвестиционного развития. Исследована методика оценки инвестиционного климата муниципального образования с учетом инновационной составляющей. Проведено ранжирование крупных городов Иркутской области по интегральному показателю инвестиционной привлекательности. Изложены некоторые аспекты управления инвестиционно-инновационным развитием муниципального образования.

Ключевые слова: технологические инновации, социальные инновации, муниципальные образования, типология муниципальных образований, инвестиционный климат.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется коренными изменениями в технологическом укладе производства, что оказывает существенное влияние как на экономический потенциал, так и на социально-экономические отношения. Изменения во всех сферах хозяйственной деятельности и жизни человека неразрывно связаны с нововведениями, которые следует рассматривать в виде цели, процесса и результата.

По утверждению многих исследователей, определяющей чертой современной экономики является ведущая роль инноваций, что и позволяет употреблять термин «инновационная экономика», т.е. экономика, в которой господствует инновационный принцип хозяйствования, суть которого состоит в том, что главным источником различных нововведений начинают выступать наука и образование.

В сфере экономических и общественных отношений концептуальные основы инноваций были рассмотрены в работах как зарубежных исследователей Й. Шумпетера, Г. Менша, С. Кузнеца, П. Сорокина, так и отечественных специалистов, в частности, в работах Н. Кондратьева, Ю. Яковца, А.И. Анчишкина, С.Ю. Глазьева, Д.С. Львова, А.И. Пригожина и др.

На сегодняшний день понятие инновация применяется ко всем новшествам в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах. При этом в научной литературе насчитывается более сотни определений понятия инновации, но нет ни одного достаточно четкого. Под инновацией мы понимаем использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование производственных, экономических, социальных отношений в различных областях жизнедеятельности общества.

Важное значение для уяснения содержания инновации имеет их классификация. При этом типологию инноваций можно строить по разным основаниям. Одно и то же нововведение может оказаться в разных типологических группах, в зависимости от того, какой именно его признак будет в каждом случае принят во внимание. Поэтому в научной литературе наблюдается разнообразие классификаций инноваций, которое зависит от ряда критериев. Мы подразделяем инновации на две основные группы: технологические и социальные инновации.

© Агеева Н.А., Антипина О.В., 2010.

Большинство исследователей уделяют внимание технологическим инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивного типа развития производства. К ним относят все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс. Именно этот вид инноваций нацелен на создание новых или усовершенствованных продуктов, выпуск которых невозможен при использовании устаревшего оборудования или обычно применяемых методов организации производства.

Социальные инновации представляют собой процесс реализации мероприятий, направленных на изменение взаимоотношений в различных социальных группах, изменение экономических, экологических, культурных, образовательных и организационных аспектов. Социальные инновации нацелены на гармоничное, сбалансированное развитие человека и общества в целом; улучшение качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества; снижение социальной дифференциации путем увеличения доступности оказываемых услуг и т.п.

Важно подчеркнуть, что технологические и социальные инновации взаимосвязаны. При этом каждое нововведение необходимо рассматривать как комплексное, поскольку не бывает «чисто» технологических или социальных нововведений, каждое их них имеет свои аспекты и последствия.

Инновации разрабатываются и осуществляются на конкретных территориях: будь - то регион или муниципальное образование. Любое управленческое решение или новый способ организации производства предназначен именно для конкретной территории и разработан с учетом её специфики. А значит, данные инновации являются пространственно ограниченными рамками определенных объектов. В связи с этим мы считаем необходимым рассматривать особенности инновационного процесса и инновационной деятельности применительно к конкретным территориям. В рамках нашего исследования такой территориальной единицей выбрано муниципальное образование как первоначальное звено жизнедеятельности каждого гражданина страны.

Анализируя исследования современных авторов, можно сделать вывод о том, что в их работах инновационное развитие рассматривается лишь относительно территорий, обладающих высоким научным, научно-техническим, образовательным и производственным потенциалом и расположенных преимущественно в западных регионах страны. По нашему мнению, такой ограниченный подход к осуществлению инновационной деятельности в современных условиях, особенно в условиях перехода РФ на инновационный путь развития, недостаточен.

Производство инноваций, прежде всего, технического характера, безусловно, происходит на подготовленных территориях, где имеются соответствующие условия для данного вида деятельности. Но это не должно стать причиной для исключения большей части территорий из инновационного процесса. Каждую отдельную территорию необходимо включать в процесс перехода страны к экономике нового типа. При этом территорию следует рассматривать как совокупность муниципальных образований и уже на основе анализа их инновационных и инвестиционных возможностей строить концепцию инновационного развития территорий.

В инновационном развитии территорий особое внимание должно быть уделено социальным инновациям. По нашему мнению, именно они формируют инновационную среду территорий, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышение эффективности использования новой техники и технологий и это, в конечном итоге, способствует формированию нового качества жизни населения.

Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ предполагает введение ряда существенных социальных нововведений, которые применительно к муниципальным образованиям мы классифицируем как экономические, организационные и управленческие инновации.

Экономические инновации муниципальных образований включают новые механизмы формирования доходов муниципальных образований; новую систему межбюджетных отношений.

Организационные инновации муниципальных образований связаны с созданием новых форм территориальной организации местного самоуправления, участием населения в осуществлении местного самоуправления; новым порядком формирования органов местного самоуправления, взаимодействием органов местного самоуправления разных уровней и органов государственной власти.

Управленческие нововведения предполагают целенаправленное изменение принципов управления с целью ускорения, облегчения или улучшения выполнения поставленных задач. Они направлены на повышение эффективности функционирования системы управления.

Развитие инновационной деятельности территорий невозможно без достаточного использования капитальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, материальных ресурсов. В связи с этим особое место в разработке стратегии перехода муниципальных образований на инновационное развитие принадлежит формированию системы эффективного инновационного инвестирования.

Привлечение инвестиций в инновационную сферу территорий и умение эффективно инвестировать бюджетные средства для поддержания и развития этих территорий является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем.

В современных российских условиях наиболее типичными представителями территорий высокой концентрации науки и наукоемкого производства можно считать территории научно-технического развития, территории инновационного развития, территории комплексного развития по инновационному пути и территории традиционного развития экономики. Данная классификация характерна для субъектов РФ и крупных муниципальных образований, расположенных в западных регионах страны. Считая такой подход ограниченным, мы полагаем, что инновационное развитие возможно для любой территории, но с учетом особенностей их инновационного и инвестиционного развития. Эти особенности можно учесть посредством разработки типологии муниципальных образований.

Различные типы регионов и муниципальных образований в силу сложившихся истори-ко-географических, этнокультурных, социально-экономических особенностей своего развития имеют различную восприимчивость к инновациям, обладают различными конкурентными преимуществами, инвестиционными возможностями, и как следствие, существенно отличающимися целями и стратегиями развития, разными типами экономической политики, выбором приоритетов развития.

Существует ряд типологий территорий, используемых для задач инновационного развития и воспроизводства, управления инновационным развитием. Может быть предложен ряд подходов к построению такой типологии - на основе инновационных социологических качественных оценок, на основе оценок инвестиционной активности и рейтинга, на основе инновационных рейтингов по типу инвестиционных рейтингов (по экспертным комплексным характеристикам инновационного климата, потенциала), на основе инновационных количественных показателей (инновационной активности, насыщенности и т.п.).

Прежде всего, рассмотрим типологии регионов, построенные с учетом инновационной составляющей. В качестве базовой типологии, по мнению некоторых исследователей [2, С. 31], может быть принята укрупненная классификация на основе инновационных социологических качественных оценок. В соответствии с данной типологией выделяют регионы - генераторы инноваций, осуществляющие миссию активного экспортера продукции и услуг высокой технологии; регионы - преобразователи и распространители инноваций действуют по стратегии обеспечения других регионов наукоемкой продукцией; регионы - потребители инноваций адаптируют инновации к потребностям региона, занимаются развитием предприятий своего региона.

В ряде случаев употребляемой, но менее информативной, является типология по уровню наукоемкости территорий. Выделяют территории с высоким, средним (когда вклад по-

тенциала в валовый региональный продукт не является существенным и имеются лишь отдельные элементы региональной инновационной системы) и низким уровнем наукоемкости (когда имеются отдельные элементы региональной инновационной системы и проводится несистемная инновационная деятельность).

Кроме того, в российской практике широко известна методика оценки инновационного потенциала регионов национального рейтингового агентства «Эксперт РА». Это агентство проводит ежегодное исследование рейтинга инновационного потенциала российских регионов в рамках оценки инвестиционного потенциала субъектов РФ. Однако такая оценка не может дать полной картины инновационного развития, поскольку охватывает ограниченный круг показателей, входящих в состав инновационного потенциала.

По аналогии с классификацией регионов существует классификация муниципальных образований. Так, например, выделяют города - генераторы инноваций, выполняющие задачу приращения научного потенциала и разработки новшеств. Города - трансляторы - преобразователи инноваций, осуществляющие адаптацию инноваций к формам, доступным для массового использования, апробации. Города - адсорбенты инноваций. Данный тип городов характеризуется ориентированностью на широкое использование адаптированных инноваций и превращением их в элемент образа жизни населения.

Существует достаточное количество классификаций и с учетом инвестиционных особенностей развития территорий. Ведущие позиции по оценке инвестиционного климата в регионах России занимает рейтинговое агентство «Эксперт РА». Им в ходе оценки составляющих инвестиционного климата - инвестиционного риска и потенциала - используется около двух сотен исходных количественных и качественных характеристик. В соответствии с данной классификацией регионы подразделяются на 12 групп: максимальный потенциал - минимальный риск; высокий потенциал - умеренный риск и т.п.

При классификации муниципальных образований по уровню инвестиционного развития, по нашему мнению, может быть положена методика оценки инвестиционного климата муниципального образования.

Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя. Высокий индекс инвестиционного климата получает территория, имеющая стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.

Метод предполагает выведение балльных оценок муниципального образования по значениям каждого из показателей, характеризующих различные аспекты инвестиционной привлекательности территории.

Для получения балльных оценок строится шкала диапазонов реальных значений по каждому из показателей всех муниципальных образований. Диапазоны определяются исходя из минимальных и максимальных значений данного показателя. Диапазоны разбиваются на десять равных интервалов, где каждый интервал соответствует определенному количеству баллов, равному номеру интервала (от первого до десятого). Сумма балльных оценок по всем показателям данного муниципального образования, выведенная в соответствии с 10-балльной градуировочной шкалой, и составляет его интегральный показатель инвестиционной привлекательности.

В итоге, в соответствии с данной методикой, можно дать характеристику муниципальному образованию по различным видам инвестиционного потенциала (трудового, экономического, демографического и т.п.), выявив слабые и сильные стороны территорий.

Так, на примере крупных городов Иркутской области (Иркутска, Ангарска, Братска, Усть-Илимска, Усолья-Сибирского) была проведена оценка инвестиционного климата и подсчитана сумма баллов показателей, характеризующих виды инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Результаты подсчетов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Суммы баллов показателей, характеризующих виды инвестиционного потенциала и инвестиционного риска городов Иркутской области (2009 г.)

Иркутск Ангарск Братск Усть-Илимск Усолье-Сибирское

Демографический потенциал 3 -4 1 1 -18

Экономический потенциал 49 10 21 25 6

Трудовой потенциал 12 10 5 12 13

Финансовый потенциал 11 23 21 12 3

Экономический риск -3 -1 -1 -3 -1

Финансовый риск 1 -8 8 4 -1

Экологический риск -2 -18 -16 -17 -15

Затем мы провели ранжирование городов области по интегральному показателю инвестиционной привлекательности, результаты которого представлены в табл. 2.

Таблица 2

Ранжирование городов Иркутской области по интегральному показателю инвестиционной привлекательности

Рейтинг по интегральному Город Интегральный показатель

показателю инвестиционной инвестиционной

привлекательности привлекательности

1 Иркутск 71

2 Братск 39

3 Усть-Илимск 34

4 Ангарск 12

5 Усолье-Сибирское -22

По результатам оценки компонентов инвестиционного климата территорий мы видим, что, например, г. Иркутск занимает лидирующие позиции по таким видам инвестиционного потенциала, как демографический, трудовой, экономический; г. Ангарск, г. Братск - по финансовому потенциалу. В то же время практически все исследуемые города имеют высокий уровень экологического риска.

В целом анализ компонентов инвестиционного климата муниципального образования позволяет выявить сильные и слабые стороны территории, определить её возможности и угрозы. Так, например, высокий уровень трудового и экономического потенциала позволяет существующим предприятиям традиционных отраслей осуществить скачок в инновационно-инвестиционном развитии за счет внедрения новых технологий или новых способов производства, новых методов управления. Финансовый потенциал свидетельствует о наличии прибыльных предприятий, которые могут стать источником инвестирования перспективных, в том числе и инновационных проектов территорий. При разработке программ развития территорий с низким демографическим и трудовым потенциалом максимальное внимание должно быть уделено мероприятиям, направленным на их повышение, поскольку именно демографические и трудовые ресурсы являются основой для других видов потенциала.

При рассмотрении вопросов инвестирования инновационной деятельности в данной методике необходимо особое внимание уделять оценке инновационного потенциала территорий. Результатом комплексной оценки должна стать разработка инвестиционно -инновационной стратегии муниципалитета, направленной на более полную реализацию имеющихся возможностей территории, в то же время способствующей улучшению отдельных компонентов инвестиционного климата. Это в свою очередь позволит выбрать модель

управления инвестиционной и инновационной деятельностью, учитывающую специфику каждой территории.

В решении крупных социально-экономических управленческих проблем часто опираются на два основных подхода, на две традиции, идущие еще от Ф. Тейлора и Э. Мэйо в классическом менеджменте. Первый - это программно-целевой; предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернатив, выбор оптимального пути, формирование программ и обеспечение ее инфраструктуры (руководящих органов и институтов, системы сбора и анализа информации, обратных связей и контроля). В управлении на муниципальном уроне преимущественно применяется именно этот подход.

Второй подход вытекает из того факта, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой системы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутреннему позыву. Его сильной стороной является опора на механизмы самоуправления, авторегулирования; акцент перемещается на способность объекта управления к собственному развитию, а управление понимается как воздействие на этот процесс в желательном отношении (скорость, направление, радикальность).

Управление инвестиционно-инновационным развитием муниципалитета должно основываться, по нашему мнению, именно на втором подходе, поскольку основным фактором, препятствующим инновационному развитию территорий, является незаинтересованность органов местного самоуправления в использовании инноваций.

Таким образом, инновационное решение вопросов развития муниципального образования в современный период становится важнейшим условием преодоления социальных проблем.

Библиографический список

1. Глазырин, М.В. Инновационный социально-производственный комплекс на уровне муниципального образования / М.В. Глазырин. - М.: Изд-во «Наука», 2007. - 307 с.

2. Гусаков, М.А. Инновационное направление развития регионов / М.А. Гусаков, Е.М. Рогова, Д.В. Проскура // Экономика и управление. 2008. № 1 (33). С. 27-31.

3. Инновационный тип развития экономики России: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 184 с.

4. Колчина, О. Разработка методики оценки инвестиционного климата муниципального образования // Муниципальная власть. 2006. № 3. С. 35.

Дата поступления в редакцию 28.01.2010

N.A. Ageeva, O.V. Antipina

SOCIAL ASPECTS OF MUNICIPAL ORGANIZATIONS INNOVATINAL

DEVELOPMENT

The importance of innovations is defined in this article as the necessary element of modern state. Technological and social innovations and its connections are also considered here. The specify of innovational activity within regional territory is analyzed. Municipal entertainment is considered to be the primary element of every citizen life.

Some questions connected with innovational activity investing are discovered. The analysis of region and municipal entertainments typology is used for the dissolving of innovational tasks. The estimating investing climate methodology is investigated by means of innovational component. The ranging of Irkutsk region centers investing attractiveness is made. Some aspects of investing innovational development steering are described.

Key words: technological innovations, social innovations, municipal entertainments, municipal entertainments typology, investing climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.