Научная статья на тему 'Социальные аспекты формирования нарушений репродуктивного здоровья современных девушек-подростков'

Социальные аспекты формирования нарушений репродуктивного здоровья современных девушек-подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
352
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПОЛОВОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ADOLESCENTS / REPRODUCTIVE POTENTIAL / REPRODUCTIVE HEALTH / SEXUAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT / SOCIAL RISK FACTORS / LIFE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лещенко Ольга Ярославна

В статье представлены результаты исследования условий жизни и оценки факторов социального риска, а также их влияния на формирование нарушений состояния репродуктивного здоровья и развития девушек-подростков 14-17 лет Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF REPRODUCTIVE HEALTH DISORDERS FORMING IN GIRLS-ADOLESCENTS

This article presents the results of life conditions study and estimation of social risk factors and their influence on reproductive health disturbances in 14-17 years old girls-adolescents in Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты формирования нарушений репродуктивного здоровья современных девушек-подростков»

■ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Лещенко О.Я.

Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН,

г. Иркутск

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ

В статье представлены результаты исследования условий жизни и оценки факторов социального риска, а также их влияния на формирование нарушений состояния репродуктивного здоровья и развития девушек-подростков 14-17 лет Иркутской области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подростки; репродуктивный потенциал; репродуктивное здоровье;

половое и физическое развитие; факторы социального риска; образ жизни.

Leshenko O.Ya.

Scientific center of family health and human reproduction problems,

Siberian branch of Russian academy of medical sciences, Irkutsk SOCIAL ASPECTS OF REPRODUCTIVE HEALTH DISORDERS FORMING IN GIRLS-ADOLESCENTS

This article presents the results of life conditions study and estimation of social risk factors and their influence on reproductive health disturbances in 14-17 years old girls-adolescents in Irkutsk region.

KEY WORDS: adolescents; reproductive potential; reproductive health; sexual and physical development; social risk factors; life style.

В последние годы отмечается прогрессирующее ухудшение репродуктивного здоровья и увеличение гинекологической заболеваемости де-вушек-подростков. Во многих регионах уровень распространенности гинекологической патологии среди подростков крайне высок, что связано с ухудшением социально-экономических условий, качества питания, влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды, особенностями сексуального поведения подростков [1-4]. У 50-75 % девочек-под-ростков отмечаются расстройства здоровья, способные оказать отрицательное влияние на реализацию репродуктивного потенциала [5-8].

В отечественной и зарубежной научной медицинской литературе все больше внимания уделяется медико-социальным факторам формирования репродуктивного здоровья и репродуктивного потенциала де-вушек-подростков как будущих матерей [2, 9-12]. В подростковом периоде происходит становление общесоматического здоровья женщин, берут начало многие органические, а тем более функциональные заболевания женских половых органов, закладывается фундамент полового и физического развития.

В основном всеобщим признанием пользуются общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым вклад социальных факторов составляет около 50 %, биологических — около 20 %, антропогенных — также до 20 % и медицинского обслуживания — до 10 % [13].

Корреспонденцию адресовать:

ЛЕЩЕНКО Ольга Ярославна,

664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 16,

НЦ ПЗСРЧ СО РАМН.

Тел. 8 (3952) 29-22-07; факс 8 (3952) 20-76-36. E-mail: loyairk@mail.ru

Среди причин нарастания негативных тенденций в состоянии здоровья подростков первостепенную значимость отдают тем, что обусловлены социально-экономическими аспектами. Максимова Т.М. в качестве ведущего реального фактора, определяющего здоровье с первых лет жизни, выделяет социальный градиент: «...устойчиво повторяющиеся однонаправленные различия в характеристиках здоровья подростков, различающихся по социальному статусу и экономическому положению семьи». По данным исследования около 40 % детей с отклонениями в развитии — из семей с низким социальным статусом, и лишь 4 % — из наиболее благополучных в материальном отношении [9].

Анализ здоровья и условий жизни практически здоровых и больных подростков позволяет сделать вывод о том, что здоровье ребенка и его развитие во многом определяются потребностями семьи, условиями жизни в семье, уровнем взаимоотношений членов семьи со службами здравоохранения, состоянием здоровья родителей, наличием у них вредных привычек [1, 2, 5]. Анализируя условия и образ жизни среднестатистической семьи, можно, в определенной мере, прогнозировать вероятность частоты возникновения различных заболеваний, в том числе и репродуктивной сферы у подростков.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объекты исследования: проведено углубленное медико-социальное исследование репродуктивного и соматического здоровья девушек-подростков в коллективах учащихся 9-11 классов МОУ «Ангарский лицей № 2» (110 чел), «Лицей № 3» г. Иркутска (87 чел.) и средней школы п. Белореченский (78 чел.), средний возраст 15,3 ± 0,8 лет.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ

Методы исследования:

Анкетный опрос. С целью оценки социально-экономического и поведенческого статуса, образа жизни старшеклассниц проведено социологическое исследование на основе метода анонимного опроса с использованием анкеты, разработанной в Норвегии университетом г. Берчена (HBSC — Health Behavior among School-Aged Children). Анкета была протестирована в школах Москвы, Оренбурга [14]. Данная анкета была нами адаптирована, дополнена с учетом разработок и рекомендаций отечественных авторов [2, 9]. Вопросы анкеты были объединены в разделы: характеристика семьи (состав, профессиональный статус родителей, материальное положение); характер и особенности питания; физическая активность; вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ); самооценка состояния своего здоровья; отношение к медицинской помощи и возможности семьи в ее получении; психологический статус и жизненные ценности; продолжительность сна в течение суток и режим дня; работа в свободное время. При этом были предложены анонимные и адресные анкеты, дублирующие отдельные вопросы.

Общеклиническое обследование включало антропометрическое обследование, регистрацию АД, пальпацию молочных желез, оценку степени галактореи и характера оволосения, оценку половой формулы [J. Tanner, 1976; Гуркин Ю.А., 2000], ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2, гинекологическое исследование. Характер выявленных гинекологических нарушений рубрифицировали в соответствии с МКБ-10. Все девушки-подростки осмотрены педиатром, гинекологом, эндокринологом и неврологом.

Инструментальные методы исследования. Ультразвуковое исследование органов малого таза проводили абдоминальным конвексным датчиком 3,5 мГц на аппарате «Aloka-5500». Оценку анатомического состояния щитовидной железы проводили на аппарате «Aloka-5500» с каротидным датчиком 5 МГц.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием прикладных программ StatSoft Statistica 6.0, а также программного средства Excel пакета Office 2003 (в ОС «Windows» XP). Оценка параметров физического развития проведена методом центильного анализа. Для оценки различий качественных показателей и выявления связей показателей здоровья и развития девушек-подростков с факторами риска применен метод анализа таблиц сопряженности с использованием критерия х2 или точного критерия Фишера. Различия сравниваемых показателей считали значимыми при р < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение факторов, оказывающих влияние на становление репродуктивной системы, позволяет прог-

нозировать возможные нарушения репродуктивной системы и своевременно предупреждать их развитие.

В стратегии ВОЗ по профилактике заболеваний важнейшим и наиболее значимым фактором, воздействующим на здоровье, назван образ жизни. Образ жизни рассматривается как комплексное понятие, включающее социальные, экономические, психологические, этические и другие аспекты. К факторам образа жизни относится уровень благосостояния (уровень доходов), условия труда (обучения), быта, характер питания, поведенческие характеристики и т.д. Именно они могут существенно ослабить или усилить влияние факторов генетического, медико-биологического, экологического риска.

При установлении отягощенности социального анамнеза оценивались следующие признаки: тип семьи (полная, неполная), образование и профессия родителей, наличие или отсутствие в семье вредных привычек, материальная обеспеченность семьи, жилищные условия, взаимоотношения между членами семьи, психологический статус подростка, физическая активность, продолжительность просмотра телепередач и работы за компьютером, особенности питания. Неблагоприятная характеристика того или иного признака (например, неполная семья) расценивалась как фактор социального риска. Показатели распространенности основных факторов социального риска среди обследованных девушек-подростков представлены на диаграмме (рис. 1).

Степень отягощенности социального анамнеза девушек-подростков определялась в зависимости от количества имеющихся факторов риска. Группу с низкой отягощенностью социального анамнеза (от 0 до 2-х факторов риска) составили 1,6 % сельских и

12,5 % городских девушек-подростков. Группу умеренного риска (3-4 фактора риска) составили 16,6 % сельских и 14,3 % городских старшеклассниц. Группу с выраженной отягощенностью социального анамнеза (5-6 факторов риска) составили 29 % сельских и 16,1 % городских девушек-подростков. Группу с высокой степенью отягощенности социального анамнеза составили 53,2 % и 57,1 % старшеклассниц, соответственно (рис. 2).

В ходе исследования факторов риска отягощен-ности социального анамнеза старшеклассниц выявлены следующие особенности: среди сельских жительниц доля девушек с низкой степенью отягощенности была значимо меньше в сравнении с городскими девушками, а доля старшеклассниц с выраженной степенью социального риска — значимо больше (р < 0,05 для х2). Доля старшеклассниц с высокой степенью отягощенности социального риска в исследуемых населенных пунктах значимо не различалась.

Далее всех девушек-подростов с выраженной и высокой степенью отягощенности социального анамнеза объединили в группу риска (основную) — 20,2 %; в

Сведения об авторах:

ЛЕЩЕНКО Ольга Ярославна, канд. мед. наук, научный сотрудник, лаборатория гинекологической эндокринологии НЦ ПЗСРЧ СО РАМН, г. Иркутск, Россия. E-mail: loyairk@mail.ru

■ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ

Рисунок 1

Показатели распространенности факторов социального риска среди девушек-подростков (%)

Низкий уровень жизни семьи

Несбалансированное питание

Неполная семья

Напряженные отношения в семье и со сверстниками

Неудовлетворенность своей жизнью

Высокая учебная и информационная нагрузка

Рисунок 2

Распределение девушек по степени отягощенности социального анамнеза (%)

Примечание: * р < 0,05 для %2.

Высокая

Выраженная

Умеренная

Низкая

,1

Ш Село □ Город

0 10 20 30 40 50 60

контрольную группу вошли лица с низкой и умеренной отягощенностью социального анамнеза — 79,8 %. Социальный портрет девушек группы риска существенно отличался от такового у девушек контрольной группы более высокой распространенностью среди них тех поведенческих и социальных характеристик,

которые рассматриваются как факторы риска. Они чаще проживали в неполных семьях (35,6 % в группе риска против 3,2 % в контрольной группе), в семьях с плохим психологическим микроклиматом и недружественными взаимоотношениями с родителями (соответственно, 35,6 % против 6,3 %). Они чаще

Information about authors:

LESHENKO Olga Yaroslavna, candidate of medical sciences, researcher, laboratory of gynecological endocrinology, Scientific center of family health and human reproduction problems, Siberian branch of Russian academy of medical sciences, Irkutsk, Russia. E-mail: loyairk@mail.ru

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

испытывали беспокойство о своем будущем (35,6 % против 9,4 %), их питание, как правило, не было сбалансировано по основным питательным веществам (68,9 % против 9,4 %).

Проведена оценка взаимосвязи между факторами социального риска и показателями состояния здоровья и развития девушек, в т.ч. нарушениями полового и физического развития, менструального цикла, эндокринной патологией, воспалительными заболеваниями, а также соматической патологией.

Анализ таблиц сопряженности с применением критерия х2 Пирсона и точного критерия Фишера выявил статистически значимые связи между увеличением степени отягощенности социального анамнеза девушек и более высокой частотой нарушений полового развития: 2,1 % группы социального риска против 0 % контрольной группы; нарушений физического развития — 32,4 % против 9,1 %, соответственно. Частота нарушений менструального цикла у девушек-подростков группы социального риска была значимо выше (32,4 %) в сравнении с контрольной группой (9,1 %), гипоталамический синдром пубертатного периода также значимо чаще диагностирован у старшеклассниц с отягощенным социальным анамнезом:

17,6 % против 6,5 % девушек с умеренной и низкой отягощенностью социального анамнеза. Воспалительные заболевания органов малого таза также чаще встречались в группе социального риска — 8,3 % против 1,2 % в контрольной группы. Выявлены статистически значимые связи между увеличением степени отягощенности социального анамнеза девушек и более высокой частотой соматической патологии: вегето-сосудистая дистония — 41,4 % против 12 %, хронический гастрит и гастродуоденит — 19,6 % против 6,1 %, хронический тонзиллит — 18,4 % против 4,2 %, диффузный нетоксический зоб — 30,6 % против 10,4 % (рис. 3).

Таким образом, наиболее неблагоприятное воздействие на здоровье и развитие девушек-подростков старшего школьного возраста оказывают факторы социального, психосоциального риска и образа жизни: низкий уровень жизни семьи, проживание в неполной семье, неблагоприятный психологический микроклимат в семье, нарушения питания, недостаточная двигательная активность, повышенная информационная нагрузка, слабая информированность о состоянии своего здоровья и, как следствие, невысокая мотивация к здоровому образу жизни.

Рисунок 3

Показатели состояния здоровья и развития девушек в зависимости от отягощенности социального анамнеза (%)

Примечание: НПР - нарушения полового развития; НФР - нарушения физического развития; НМЦ - нарушения менструального цикла; ГСПП - гипоталамический синдром пубертатного периода;

ВЗОМТ - воспалительные заболевания органов малого таза; БОП - болезни органов пищеварения; БЛО - болезни ЛОР-органов; ДНЗ - диффузный нетоксический зоб; ВСД - вегетососудистая дистония.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

СИ Контрольная группа (низкая и умеренная степень отягощенности социального анамнеза)

Ш Группа социального риска (выраженная и высокая степень отягощенности социального анамнеза

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богданова, Е.А. Организация медицинской помощи девочкам с гинекологической патологией /Богданова Е.А. //Рос. педиатрический журнал. - 2002. - № 4. - С. 4-6.

2. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ /Журавлева И.В. - М., 2002. - С. 7.

3. Ушакова, Г.А. Репродуктивное здоровье современной популяции девочек /Ушакова Г.А., Елагина С.Е., Назаренко М.Ю. //Акуш. и гинекол. - 2006. - № 1. - С.34-38.

4. Хамошина М.Б. Особенности репродуктивного поведения и контрацептивный выбор девочек-подростков Приморского края в современных условиях /Хамошина М.Б. //Репрод. здоровье детей и подростков. - 2006. - № 4. - С. 76-83.

5. Кротин, П.Н. Медико-социальная помощь в охране репродуктивного здоровья девочек-подростков /Кротин П.Н. //Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - № 4. - С. 52-59.

■ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ

6. Кулаков, В.И. Реалии и перспективы совершенствования охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков /Кулаков В.И., Уварова Е.В. //Доклад в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, г. Москва, 2005.

7. Нечаева, И.В. Социально-гигиеническая оценка формирования и сохранения репродуктивного потенциала у женщин начального фертильного возраста (по материалам исследований учащихся колледжей в Новосибирской области) /И.В. Нечаева: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004. - 22 с.

8. Уварова, Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек /Уварова Е.В., Кулаков В.И. //Репрод. здоровье детей и подростков. - 2005. - № 1. - С.6-10.

9. Максимова, Т.М. Здоровье населения и социально-экономические проблемы общества / Максимова Т.М., Гаенко О.Н. //Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2003. - № 1. - С. 3-7.

10. Sexual behaviour among Italian adolescants: Knowledge and use of contraceptives /Capuano S., Simeone S., Scaravilli G. et al. //Eur. J. Con-tracept. Reprod. Health Care. - 2009. - N 4. - P. 285-289.

11. Golbasi, Z. Evaluation of school-based reproductive health education program for adolescent girls /Golbasi Z., Taskin L. //Int. J. Adolesc.

Med. Health. - 2009. - V. 21(3). - P. 395-404.

12. Prevalence of and risk factors for sexual victimization in college women in Chile /Lehrer J.A., Lehrer V.L., Lehrer E.L., Oyarz^ P.B. //Int. Fam.

Plan. Perspect. - 2007. - V. 33(4). - P. 168-175.

13. Юрьев, В.К. Здоровье населения и методы его изучения: уч. пособие /Юрьев В.К. - СПб., 1993. - 192 с.

14. Исследование поведения и образа жизни подростков-школьников г. Оренбурга /Скворцова Е.С., Чехонадская Н.И., Карпов А.И., Тимина С.А. //Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний. - М., 2000. - С. 94-107.

Материал представлен в рамках проекта РГНФ 08-06-00111 (2008-2010 гг.)

«Закономерности формирования демографического потенциала Сибири (теоретический анализ, оценка, прогноз)».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ УЛУЧШАЕТ РАБОТУ МОЗГА Когда человек устал от трудовых будней, ему нередко советуют выбраться за город, пожарить шашлыки, поудить рыбу, погулять в лесу. Последние исследования ученых из Университета Бредфорда, Университета Шеффилда в Англии и Института медицины и неврологии Германии показали: данными советами нельзя пренебрегать.

Оказывается, наблюдение за спокойными пейзажами и живописной природой, к примеру, любование озером, улучшает сигналы и связи между различными областями мозга. А вот, если постоянно смотреть на городскую застройку и дорожные развязки, связь между нейронами будет нарушена.

К таким выводам ученые пришли после того, как сделали функциональное сканирование головного мозга группы добровольцев. Людям показывали различные изображения на видео, при этом изучая активность их мозга. В итоге выяснилось, что лицезрение спокойных, умиротворяющих сцен природы синхронизировало работу различных областей мозга, а городские, индустриальные и шумные виды нарушали связи между ними.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сравнения: природные шумы (звуки морских волн, дождя) только улучшали нейронные сигналы в мозге. Исследователи подчеркивают: окружающая среда воздействует на нас сильнее, чем мы думаем. Она затрагивает не только психику, но и работу мозга напрямую. Не даром многие люди стремятся сбежать из городов.

Источник: newsru.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.