Научная статья на тему 'Социальные аспекты бюджетной классификации доходов'

Социальные аспекты бюджетной классификации доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / НАЛОГИ С НАСЕЛЕНИЯ / СРЕДНИЙ КЛАСС / CLASSIFICATION OF INCOME / INDIVIDUALS / LEGAL PERSONS / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / TAXES FROM THE POPULATION / THE MIDDLE CLASS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагайдачная Надежда Константиновна

Анализируется бюджетная классификация доходов, действующая в настоящее время, и выясняются ее недостатки как группировки доходов. К числу таких недостатков, являющихся системными, относятся отсутствие социальной направленности и единого критерия группировки. Устранение этих недостатков будет способствовать расширению аналитических возможностей бюджетной классификации и повышению прозрачности бюджетов, усилению ее социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper analyzes the budget classification of revenues, currently in force, and explain its shortcomings as a grouping of income. These shortcomings are systemic, include the lack of social orientation and a single criterion groups. Remedy these deficiencies will contribute to increasing the analytical capacity of the budget classification and budget transparency, strengthen its social orientation.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты бюджетной классификации доходов»

26

УДК 336.14

Н. К. Сагайдачная

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ДОХОДОВ

Анализируется бюджетная классификация доходов, действующая в настоящее время, и выясняются ее недостатки как группировки доходов. К числу таких недостатков, являющихся системными, относятся отсутствие социальной направленности и единого критерия группировки. Устранение этих недостатков будет способствовать расширению аналитических возможностей бюджетной классификации и повышению прозрачности бюджетов, усилению ее социальной направленности.

Ключевые слова: классификация доходов, физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, налоги с населения, средний класс.

Финансовая деятельность государственных и муниципальных органов связана с мобилизацией и расходованием финансовых ресурсов, в ходе которых возникают отношения по поводу образования и использования средств соответствующих бюджетов и которые материализуются в таких категориях, как доходы и расходы бюджетов. Учет и классификация доходов, расходов бюджета, а при дефиците бюджета - источников его финансирования - одна из важнейших задач финансовых органов, связанных с построением и применением бюджетной классификации. Особую значимость классификации доходов придает то обстоятельство, что одной из сторон отношений, возникающих при формировании доходов, является сторона, у которой происходит отчуждение части имущества, собственности на каких-либо основаниях (возмездных, частично возмездных и индивидуально безвозмездных), то есть это физические и юридические лица.

Бюджетная классификация как в части доходов, так и в части расходов никогда не являлась вопросом только статистических группировок,

хотя с формальной точки зрения она выглядит именно таким образом. Для такого представления, к сожалению, имеются основания, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит определение и состав бюджетной классификации, а затем более подробно раскрывает строение кодов бюджетной классификации, уделяя им главное внимание. Создается впечатление, что раскрытие состава двадцатизначного кода, его строения -первоочередная задача бюджетной статистики.

Между тем вопросы классификации доходов и расходов бюджета не только организационностатистические. Пожалуй, ни одна из группировок в финансовой сфере не несет на себе такой социально-экономической нагрузки, как бюджетная классификация: сама природа государственного бюджета определяет направления группировок, в первую очередь требует ответа на вопрос, за счет кого государство получает финансовые ресурсы, из каких источников они формируются, на какие цели и в чьих интересах они используются.

В настоящее время ФНС может только приблизительно указать, какую долю вносит население в бюджетную систему РФ в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, поскольку действующая классификация доходов не предусматривает деление доходов на поступления от юридических и от физических лиц: такая цель при разработке структуры кода доходов не ставилась. Конечно, можно разделить налоговые поступления на налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами, но имеется большая группа так называемых смешанных налогов, плательщиками которых являются и физические, и юридические лица, но не по всем из смешанных налогов имеются коды, предусматривающие раздельный учет поступлений от юридических и физических лиц.

Если, например, по транспортному налогу в настоящее время возможен такой отдельный учет поступлений, поскольку имеются разные коды для учета поступлений от физических и юридических лиц, то в отношении упрощенной системы налогообложения, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов и некоторых других платежей нет кодов, предусматривающих учет поступлений от разных категорий плательщиков.

Между тем одним из актуальнейших вопросов, всегда волнующих общественность, является вопрос о соответствии величины налоговых платежей населения размеру обязательств, которые выполняет публично-правовое образование по выплате денежных средств или предоставлению услуг. Без точного учета и точных расчетов по поступлениям от населения, включая налоговые, ответить на этот вопрос невозможно.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ №3, 2011

Общемировой тенденцией последних десятилетий является увеличение налоговых доходов всех бюджетов от налогов с физических лиц при соответствующем уменьшении поступлений от предприятий, корпораций, организаций.

Социалистическое прошлое России свидетельствует об обратной тенденции: с 50-х годов прошлого века в СССР начала реализовываться политика постепенного уменьшения доли государственных налогов с населения, хотя за 10 лет -с 1953 по 1963 год - госналоги с населения увеличились в абсолютном выражении: в 1953 году они составляли 4,6 млрд. р., в 1958 году - 5,2 млрд. р., в 1963 году - 6,3 млрд.р., то есть за 10 лет государственные налоги с населения увеличились в 1,37 раза [2. Т. 1. С. 177]. Правда, при этом делалось разъяснение о том, что увеличение размера поступлений связано с ростом фондов заработной платы при одновременном понижении уровня обложения.

В то же время относительные показатели имели противоположное направление: если в 1953 году доля поступлений налогов с населения составляла 8,5 % от доходов госбюджета, то в 1963 году эта цифра составляла 7,2 %, то есть уменьшилась на 18 %. По сравнению с 1928-1929 годами, когда удельный вес налогов с населения составлял 10,3 %, за 34 года произошло снижение доли государственных налогов с населения на 3,1 процентных пункта [3. С. 41]. Переломной в этой тенденции стала середина 60-х годов прошлого века, когда начиная с 1965 года началось постепенное повышение удельного веса государственных налогов с населения, достигнув 10,2 % в 1990 году [2. С. 15-16]. На протяжении 70-х и 80-х годов средний удельный вес налогов с населения в доходах государственного бюджета СССР стабильно составлял 8,0-8,2 %.

С позиций сегодняшнего времени такой относительно невысокий удельный вес налогов, взимаемых с населения в советское время, выглядит как недостаток структуры доходов госбюджета. Между тем эти данные следует рассматривать в ретроспективном аспекте и в связи с общей структурой доходов государственного бюджета СССР. В условиях, когда подоходный налог с колхозов, коопераций и общественных организаций составлял от 0,6 % до 2,4 % от доходов бюджета, а все остальные поступление формировались за счет поступлений от социалистических государственных предприятий и от населения, основным источником поступлений в госбюджет становились поступления в виде налога с оборота, отчислений от прибыли социалистических предприятий - около 88-91 %. Имея такие доходы от собственных предприятий, социалистическое государство не

нуждалось в значительном увеличении налоговых поступлений с населения, тем более что небольшая доля государственных налогов с населения выступала одним из экономических аргументов в противостоянии и идеологическом споре двух систем. Поэтому цель учета и выделения поступлений от населения в бюджетной классификации советского периода диктовалась не только экономическими, но и идейными соображениями, подкреплявшимися социальным патернализмом государства.

Введение в налоговую систему современной России большой группы смешанных налогов при отсутствии раздельного учета налоговых поступлений от физических и юридических лиц имеет ряд негативных моментов. Прежде всего, невозможно построить динамические ряды поступлений от разных субъектов налогообложения за длительный период, включая и советский, поэтому серьезного сравнительного анализа налоговой нагрузки на население не может быть произведено, а выводы будут носить приблизительный характер и могут в силу этого интерпретироваться по-разному, использоваться в качестве аргументов разными сторонами. Ясно, что точные данные о структуре доходов бюджетов препятствовали бы манипулированию общественным сознанием различными политическими силами.

При отсутствии точного учета и разделения по субъектам налога не прослеживается своевременно тенденция в изменении структуры доходов бюджета, не определяется тренд, а это уже напрямую связано с вопросами бюджетной политики.

Формирование среднего класса и развитие индивидуального предпринимательства - одна из проблем современной России; для субъектов малого предпринимательства в налоговой системе РФ предусмотрены такие системы налогообложения, как упрощенная, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог. Плательщиками по этим системам наряду с организациями законодатель называет и индивидуальных предпринимателей, но ни по одной из систем налогообложения не предусмотрен учет поступлений от данной категории плательщиков. Отсюда возникают неясности в вопросе о вкладе разных субъектов малого бизнеса в бюджет, о нагрузке на малый бизнес и т. п.

Кроме того, индивидуальные предприниматели являются плательщиками и НДС, и акцизов, но опять же государство не знает и, судя по строению бюджетной классификации, не желает особенно знать, а сколько же оно получает по этим налогам от индивидуальных предпринимателей.

Очевидно, что наряду с физическими лицами в качестве отдельных плательщиков налогов необ-

28

ходимо выделять и индивидуальных предпринимателей, т. е. ту группу физических лиц, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей и осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также глав крестьянских и фермерских хозяйств. Именно эта группа физических лиц является основой формирующегося среднего класса России, для нее предназначены специальные налоговые режимы и именно ей при бюджетных группировках следует уделять особое внимание.

В целом анализ действующей классификации доходов позволяет выделить несколько важных моментов ее построения.

1. Совершенно очевидна ориентация разработчиков классификации на учет налоговых поступлений в зависимости от объекта налогообложения и ставки (по некоторым налогам). Выделение в качестве иных оснований для классификации доходов объектов и ставок не дает ответа на вопрос о категории плательщиков и их вкладе в бюджет, что не соответствует ни запросам общества, ни принципу прозрачности бюджетной системы.

2. Очевидна слабая связь классификации налоговых доходов с элементами налогообложения. Важнейшими элементами налогообложения являются его субъект и объект, но акцент в группировках сделан на объект налогообложения. Безусловно, можно дискутировать о приоритете того или иного элемента в классификации налоговых доходов, но в дихотомической связке «объект -субъект» социальную нагрузку несет прежде всего субъект, являющийся носителем налогового бремени. Именно субъект вступает в те или иные безвозмездные отношения с государством, именно у него возникает налоговое обязательство, и поэтому вопрос о поступлениях от физических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их раздельном учете друг от друга и от поступлений с юридических лиц приобретает социальную значимость. В то же время мы считаем: раздельный учет налоговых поступлений от разных категорий налогоплательщиков является хотя и важным, но частным вопросом совершенствования бюджетной классификации по доходам.

3. Общим моментом совершенствования классификации доходов является вопрос о выделении групп доходов, которые формируют бюджеты. В действующей бюджетной классификации выделяется только две группы доходов: налоговые и неналоговые доходы (1-я группа) и безвозмезд-

ные поступления (2-я группа). При этом в одну группу сведены налоговые и неналоговые доходы, которые различаются по методам мобилизации средств в бюджет, по признаку безэквивалентно-сти и безвозвратности и которые в совокупности характеризуют финансовую политику и финансовую деятельность государства. Для получения информации о величине налоговых и неналоговых доходов группу доходов следует разделить на две подгруппы, но классификация выделяет 19 подгрупп, часть которых относится к налоговым доходам, а другая - к неналоговым. Технически это перегруппировать не очень сложно, но с позиций методологических это нежелательно, поскольку появление промежуточной группировки свидетельствует о слабости действующей классификации.

Выделение второй группы доходов - «безвозмездных поступлений» - вызывает вопросы, поскольку другая группа (налоговые и неналоговые доходы), по логике разработчиков, должна отражать возмездные поступления. Но состав первой группы не позволяет это сделать, так как наряду с неналоговыми доходами (частично возмездные поступления и безвозмездные) в ней отражаются и налоговые доходы, являющиеся индивидуально безвозмездными. Получается, что при делении бюджетных доходов на две группы использовались одновременно два разных критерия (основания), что в отношении одной и той же совокупности доходов методологически недопустимо.

Выделение единого критерия группировки доходов и показателей, его раскрывающих, является первоочередной задачей совершенствования бюджетной классификации доходов бюджета. Устранение выявленных недостатков классификации доходов будет способствовать расширению аналитических возможностей бюджетной классификации и повышению прозрачности бюджетов.

Литература

1. Народное хозяйство в 1990 г. Статистический ежегодник. М.: Госкомстат СССР, 1991.

2. Финансы и кредит СССР / Кол. авторов под руководством В. В. Лаврова. М.: Финансы, 1964. Т. 1.

3. ЦСУ СССР. Страны советов за 50 лет. Сборник статистических материалов. М.: Статистика, 1967.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ №3, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.