Научная статья на тему 'Социальное законодательство французского Народного фронта как фактор обеспечения национальной безопасности Франции накануне Второй мировой войны'

Социальное законодательство французского Народного фронта как фактор обеспечения национальной безопасности Франции накануне Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1073
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФРАНЦИЯ / НАРОДНЫЙ ФРОНТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожевников Владимир Анатольевич

В статье рассматривается место социально-экономической политики французского Народного фронта как часть системы обеспечения национальной безопасности Франции накануне начала Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное законодательство французского Народного фронта как фактор обеспечения национальной безопасности Франции накануне Второй мировой войны»

УДК. 32.323.2

В.А. Кожевников

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФРАНЦИИ

НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается место социально-экономической политики французского Народного фронта как часть системы обеспечения национальной безопасности Франции накануне начала Второй мировой войны.

Ключевые слова: национальная безопасность, Франция, Народный фронт, экономический кризис, социальная политика.

Национальная безопасность - это сложное и многоаспектное понятие, имеющее различное толкование в силу своего междисциплинарного характера, применяемое по отношению к широкому кругу объектов и процессов, отражающее последствия многогранной жизнедеятельности общества. Гибель Французской третьей республики служит хорошим примером того, как постепенное нарастание кризисных явлений в различных областях общественной жизни приводит к подрыву национальной безопасности государства, и в конечном счете к потере национального суверенитета. Военно-политическое поражение Франции в мае-июне 1940 г. стало беспрецедентным событием в мировой истории. Накануне Второй мировой войны Франция была одной из крупнейших мировых держав со значительным военным и экономическим потенциалом, к которому с началом боевых действий на Западном фронте 10 мая 1940 г. был добавлен потенциал союзников Франции - Великобритании, Бельгии и Голландии. Но, несмотря на всю свою мощь и участие в боевых действиях союзников, Франция была разгромлена нацистской Германией в течение 45 дней, при этом половина французской армии на протяжении военной кампании не сделала ни единого выстрела. Более 70 лет исследуются причины этого поражения, и с течением времени данная проблема не потеряла своей актуальности, поскольку крушение Французской третьей республики стало событием «поворотным для истории XX века», ознаменовавшим собой разрастание Второй мировой войны до «глобального масштаба» [2, с. 74]. 21 июля 1940 г., через месяц после подписания Францией капитуляции, главнокомандующий сухопутными войсками генерал-фельдмаршал фон Браухич получил от Адольфа Гитлера приказ начать разработку детального плана войны на Востоке [7, с. 231]. Собранный научный материал и доступная источнико-вая база дают основания утверждать, что поражение Франции не стало результатом одних только просчетов военного и политического руководства Франции, а являлось последствием целого ряда факторов и процессов, протекавших во французском обществе, что позволяет взглянуть на причины французской катастрофы в рамках проблемы обеспечения Францией своей национальной безопасности в межвоенный период.

Впервые термин «национальная безопасность» был употреблен президентом США Т. Рузвельтом (1901-1909) в 1904 г. и до середины 1980-х гг. имел ярко выраженную военную и политическую подоплеку. Начиная с 1990-х гг. проблема национальной безопасности начала рассматриваться с социальной и экономической точек зрения. В обобщенном виде под национальной безопасностью следует понимать защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан. При этом правильнее рассматривать национальную безопасность не как полное отсутствие угрозы для государства и общества, а как состояние системы, достигнутое в результате предотвращения вреда для ее жизнедея-

тельности и дальнейшего развития. Желаемый уровень национальной безопасности часто рассматривается как цель, способ или необходимое условие успешного существования общества и функционирования государства, а их развитие представляется как движение по определенной траектории в среде, которая характеризуется совокупностью взаимообусловленных факторов внешнего и внутреннего.

При множестве научных работ, вышедших с 1940 г. на русском языке, посвященных дипломатии Франции, развитию ее военной мысли, социально-экономическим и социально-политическим процессам, протекавшим внутри французского общества в межвоенный период, отсутствует исследование, рассматривающие причины поражения Франции в 1940 г. в комплексе. Одним из наиболее заслуживающих внимания научных сюжетов на настоящий момент является социальное законодательства французского Народного фронта, оцениваемое большинством исследователей как попытка смягчить влияние на широкие слои общества мирового экономического кризиса либо как средство сплотить французское общество перед лицом внешней угрозы. Цель написания данной статьи - взглянуть на социальное законодательство Народного фронта как элемент системы национальной безопасности Франции во второй половине 1930-х гг.

Французский Народный фронт - это широкая коалиция левых политических сил, которая начала складываться после попытки государственного переворота, предпринятой французскими правыми радикалами 6 февраля 1934 г. По итогам проходивших во Франции 25 апреля и 3 мая 1936 г. парламентских выборов в нижней палате парламента Народный фронт был представлен 375 депутатами из 610 [16, с. 97] .

Необходимо отметить, что с точки зрения современников и исследователей социальное законодательство Народного фронта могло стать одной из причин катастрофы, постигшей Францию в 1940 г. Такого мнения придерживался Курт фон Типпельскирх, немецкий генерал, участник Второй мировой войны, занимавший с ноября 1938 по конец 1941 г. пост начальника разведывательного управления генерального штаба сухопутных войск Германии, в чью обязанность входила оценка состояния вооруженных сил потенциальных противников нацистской Германии. Он называл «гибельным для Франции» правительство Народного фронта, поскольку в «результате введения 40-часовой недели еще больше уменьшило и без того недостаточную мощность военной промышленности» [17, с. 30].

По мнению Андре Моруа, французского публициста, активного участника политической жизни Франции 1930-х гг., «занятие фабрик бастующими рабочими» в 1936 г., «инертность правительства, всякие бюрократические проволочки и сумасбродные требования профсоюзов катастрофически снизили продукцию авиапромышленности». В 1937 г. «ежемесячный выпуск самолетов во Франции выразился в невероятной цифре: 38» [10, с. 265]. Учитывая то, какую роль сыграла авиация во французской кампании, и количественное соотношение военных самолетов, участвовавших в боевых действиях с обеих сторон (на 10 мая 1940 г. Франция располагала на западном фронте 1400 самолетами первой линии против 3950 самолетов нацистской Германии, не говоря уже о лучших летных характеристиках германских машин) [12, с. 58]. Данное наблюдение заслуживает внимания.

Раймон Арон, один из крупнейших мыслителей Франции XX в. (изучавший политэкономию и преподававший экономику в «высшей нормальной школе Франции»), высказывал мнение, что экономическая политика Народного фронта носила прогрессивный характер и, безусловно, соответствовала интересам французского народа, но была непродуманной и безответственной [3, с. 56]. Высоко оценивая главу коалиционного правительства Л. Блюма по его человеческим качествам, Арон полагал, что тот не понимал до конца экономики 1930-х гг., так как его интеллектуальное становление завершилось в основном до 1914 г. [3, с. 67].

Необходимость кардинальных социально-экономических реформ, предложенных в предвыборной программе Народного фронта, была обусловлена последствиями затяжного экономического кризиса, охватившего Францию в 1930-1936 гг. В то время как другие стра-

ны Западного мира быстро ощутили на себе влияние кризиса, разразившегося в ноябре 1929 г. во французской экономике, вплоть до середины 1930 г. кризисных явлений практически не наблюдались. В дальнейшем «болезнь оказалась более злокачественной», хотя и «менее явной и жестокой, чем в других странах» [5, с. 71]. Рост промышленного производства продолжался во Франции вплоть до второй половины 1930 г., за счет заказов, вызванных началом строительства «Линии Мажино», системы долговременных укреплений вдоль франко-германской границы, возведение которой началось в 1929 г., восстановления пострадавших в ходе Первой мировой войны районов страны и постепенного обновления промышленной базы. Если принять уровень производства 1913 г. за 100, то в 1930 г. индекс производства составлял 140 [14, с. 132]. В 1931 г. объем промышленного производства по сравнению с показателями 1930 г. сократился на 11%, в 1932 г. - на 44%, в 1935 г. - на 46%. Оживление в экономике наступило лишь в 1936 г.

Доходы рабочих в период с 1930 по 1934 г. упали на 30%, а служащих на 15-18%, более 100 тыс. мелких торговцев разорились [18, с. 16]. По данным официальной статистики, учитывавшей только лиц, зарегистрированных на бирже труда, в декабре 1932 г. во Франции насчитывалось 277 109 безработных, а в ноябре 1934 г. - 369 435 [11, с. 94]. Морис Торез, лидер французских коммунистов, предполагал, что фактическое число безработных достигло к концу 1934 г. 1,5 млн чел. [18, с. 9], а французский публицист Андре Симон писал о 2,5 миллионах французов, не имевших постоянной работы [15, с. 28]. Получила распространение частичная безработица. В январе 1935 г. 48% французских рабочих были заняты неполный рабочий день [8, с. 139]. С 1930 по 1935 г. фонд выплачиваемой заработной платы сократился во Франции на 1/3 [4, с. 95].

Через месяц после парламентских выборов 1936 г., 4 июня 1936 г., было сформировано коалиционное правительство Народного фронта под председательством лидера социалистов Леона Блюма. В течение трех летних месяцев во Франции было принято более 100 законов социальной направленности [9, с. 145]. Из них наиболее значительными были следующие:

• Закон о среднем увеличении заработной платы на 12%;

• Закон об увеличение пенсий фронтовикам;

• Закон о введении 40-часовой рабочей недели с двумя обязательными выходными при сохранении прежнего уровня заработной платы (кроме предприятий, работающих на оборону);

• Закон о предоставлении ежегодных двухнедельных оплачиваемых отпусков для работников;

• Закон о введении обязательных коллективных договоров;

• Закон о возможности получения кредита для мелких торговцев;

• Закон об увеличении минимального срока обучения в школе до 14-летнего возраста;

• Закон о введении должности заместителя министра по вопросам спорта и отдыха;

• Закон о роспуске вооруженных праворадикальных лиг;

• Закон об организации общественных работ для безработных;

• Закон о введении отсрочки платежей по долгам в торговле, промышленности и сельском хозяйстве;

• Закон о предоставлении мелким торговцам доступного льготного кредитования.

При ознакомлении с перечнем проведенных реформ невольно возникает вопрос о том, насколько они были оправданы, в то время как в Европе сложилась непростая политическая ситуация, напрямую угрожающая безопасности Франции:

• 30 января 1933 г. к власти в Германии пришла нацистская партия во главе с Адольфом Гитлером, всячески подчеркивавшим в своей программной работе «Моя борьба», что «самым смертельным врагом германского народа является и будет являться Франция» [6, с. 340];

• 14 октября 1933 г. Германия покинула Лигу наций и Женевскую конференцию по разоружению;

• 16 марта 1935 г. вразрез с военными статьями Версальского договора Гитлером была восстановлена воинская повинность. За несколько дней до этого Германия объявила о формировании своих собственных ВВС;

• 8 июня 1935 г. Великобритания и Германия подписали военно-морское соглашение, позволявшее последней увеличить свой военно-морской флот;

• 7 марта 1936 г. германские войска в нарушение условий Версальского мирного договора вступили в Рейнскую демилитаризованную зону.

Казалось, что развитие событий должно было заставить французов «потуже затянуть» пояса и направить новые материальные и людские ресурсы на производство вооружения. Но ситуацию осложняло то обстоятельство, что миллионы простых французов, ждавших решительных действий французского правительства по преодолению кризиса, подстерегало горькое разочарование. В период с ноября 1929 по май 1936 г. во Франции сменилось 17 правительств [14, с. 453-454], ни одно из которых не смогло выработать четкой программы действий по оздоровлению социально-экономического положения страны.

В сложившихся условиях основным способом борьбы за улучшение своего положения для французских рабочих стали забастовки, количество которых росло год от года. Если в 1930 г. состоялось свыше 1700 забастовок, [4, с. 95], то в 1936 г. уже 12 тыс., из которых 9 тыс. сопровождались захватом предприятий [4, с. 125, 127]. Представители французской финансово-промышленной элиты не были готовы пойти на уступки, не понимая, «почему рабочий должен работать меньше, при этом не теряя в заработке». Победа Народного фронта на выборах 1936 г., сопровождавшихся невиданной волной стачек и забастовок, в головах многих французских политиков зарождала мысль о неизбежности революции в Европе, которая будет поддержана Советским Союзом. Гитлер, уничтоживший в своей стране крупнейшую в Европе коммунистическую партию, за которую накануне прихода к власти нацистов голосовало 6 миллионов избирателей, казался им защитником Европы от опасности коммунизма [15, с. 28.].

Однако лидеры Народного фронта не стремились к коренному слому существовавшей парламентской политической системы. Морис Торез всячески подчеркивал, что программа Народного фронта «не нацелена на ликвидацию капиталистического строя» [18, с. 111], а Леон Блюм говорил, «что реформы должны были носить социалистический характер, при сохранении капиталистического строя французского общества» [1, с. 95]. В то же время они понимали, что ради национальных интересов экономической и промышленной элиты следует отказаться от своих сверхприбылей, пойдя на уступки, и что безопасность - это не только физическое выживание общества, сохранение суверенитета и целостности государства, но и создание условий для его устойчивого функционирования и развития. Не стоит забывать, что социально-экономической сфера выступает в качестве своеобразного индикатора, посредством которого возможно проследить все проблемы в области обеспечения национальной безопасности [13. с. 47.]. Так, военное поражение может стать не столько результатом боевых действий, сколько следствием деморализации армии ввиду разложения тыла, а затяжной экономический кризис может привести к социальному взрыву. Поэтому компонентами национальной безопасности выступают все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни (а не только защищенность жизненно важных интересов личности, семьи от внутренних и внешних угроз). То есть дело не просто в отсутствии насильственного конфликта, в котором может пострадать конкретный человек и его близкие, но и в его доступе к экономическим возможностям, образованию, отдыху и медико-санитарному обслуживанию. Основополагающим принципом безопасности личности является избавление членов общества от страха и нужды. Иными словами, человек нуждается в уверенности в завтрашнем дне, в стабильности. Между безопасностью и стабильностью существует зависимость. Стабильность выступает одним из показателей, характеризующих степень безопас-

ности системы. Поэтому национальная безопасность во многом зависит от стабильности общества.

Народный фронт, в силу распространенности пацифизма во французском обществе, обусловленного катастрофическими последствиями Первой мировой войны, и своей антивоенной платформы не мог напрямую призывать французов к войне с Германией, но его лидеры считали возможным воодушевить миллионы тружеников, дав им чувство защищенности, вызванное ощущением заботы правительства о каждой французской семье после последствий разрушительного экономического кризиса. Не случайно введение обязательных оплачиваемых двухнедельных отпусков привело к такому перевороту в сознании французских рабочих, что ни нацисты, ни правительство Виши не пошли на то, чтобы лишить французов их отпусков (в то время, как многие коллективные договоры перестали действовать уже с конца 1938 г.). Окажись политика Народного фронта более последовательной и продуманной, то у нее был бы шанс «завоевать сердца» десятков миллионов французов, но, к сожалению, решающей оказалась позиция финансово-экономической элиты, которая, организовав бегство капитала, смогла заставить правительство свернуть реформы, не доведя многие из них до конца. В итоге Франция оказалась разгромлена, а многие политические противники Народного фронта возглавили французских коллаборационистов, открыв тем самым одну из самых мрачных и спорных страниц французской истории.

Библиографический список

1. Girault, R. Leon Blum socialist européen / R. Girault, G. Zieburd. - Paris, 1995. - 252 p.

2. ХХ век: Основные проблемы и тенденции международных отношений / общ. ред. Д.Г. Наджафова. -М., 1992 -312 с.

3. Арон, Раймон. Пристрастный зритель : пер. с фр. / Р. Арон. - М. : Праксис, 2006. - 416 с.

4. Брюа, Жан. Очерки истории Всеобщей конфедирации труда : пер с фр. / Ж. Брюа, М. Пиоло. - М. : Профиздат, 1959. - 191 с.

5. Виллар, Ж. Странная война и предательство Виши : пер с фр. / Ж. Виллар. - М, 1962.

6. Гитлер, Адольф. Моя Борьба : пер. с нем. [Электронный ресурс] / А. Гитлер. - Режим доступа: http://swiftmeister.ru/load/g/adolf_gitler_mein_kampf_moja_borba/37-1-0-397.

7. История Второй мировой войны 1939-1945 гг. : в 12 т. - Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР / общ. ред. А.А. Гречко. - М. : Воениздат, 1974. - 536 с.

8. История Франции : в 3 т. - Т. 3 / общ. ред. А.З. Манфред. - М. : Наука, 1973. - 600 с.

9. Кащенко, С.Г. Всеобщая история государства и права новейшего времени / С.Г. Кащенко. - Симферополь, 2006. - 696 с.

10. Моруа, Андре. «Я обвиняю» // Трагедии Франции : пер с фр. А. Моруа. - М., 1941. - 400 с.

11. Очерки рабочего движения во Франции / общ. ред. В.В. Любимовой. - М. : Мысль, 1968. - 437 с.

12. Палю, Жан-Поль. План «Гельб» : пер. с фр. / Ж-П. Палю. - М. : Эксмо. - 481 с.

13. Пирогов, Г. Концепция социальной безопасности / Г. Пирогов // Observer : науч.-аналитич. журнал. - М., 1997. - № 9. - 47-58.

14. Рубинский, Ю.И. Тревожные годы Франции. Борьба классов и партий от Версаля до Мюнхена (1919-1939) / Ю.И. Рубинский. - М. : Мысль, 1973. - 438 с.

15. Симон, Андре. «Я обвиняю» // Правда о тех, кто предал Францию : пер с фр. А. Симон. - М., 1941. -

400 с.

16. Смирнов, В.П. Краткая история Второй мировой войны. / В.П. Смирнов. - М. : Весь мир, 2005. - 352 с.

17. Типпельскирх, Курт. История Второй мировой войны : пер. с нем. / К. Типпельскирх. - СПб. : Полигон ; М. : АСТ, 1999. - 452 с.

18. Торез, Морис. Современная Франция и народный фронт : пер. с фр. / М. Торез. - М., 1937. - 148 с.

V.A. Kojevnikov Omsk State University of F.M. Dostoevsky SOCIAL LEGISLATION OF THE FRENCH PUBLIC FRONT AS THE FACTOR OF NATIONAL SECURITY OF FRANCE ON THE EVE OF THE SECOND WORLD WAR

The article considers the place of socio-economic policy of the French Popular Front as part of the national security system in France on the eve of the Second World War.

Keywords: National Security, France, the Popular Front, the economic crisis and social policy.

References

1. Girault R., Zieburd G. Leon Blum socialist européen. Paris, 1995. 252 p.

2. XX vek: Osnovnie problem i tendencii mejdunarodnich otnosheniy [Twentieth Century. Key issues and trends of international]. Moscow, 1992, 312 p.

3. Aron R. Pristrastniy zritely [Partial viewer]. Moscow, 2006. 416 p.

4. Jean Bruhat, Piola Mark. Otcherki istoriyi Vseobshey confederacii truda [Essays on the History of the Universal konfediratsii labor]. Moscow, 1959. 191 p.

5. Villar Zh. Strannaja vojna i predatel'stvo Vish [Strange war and treachery of Vichy]. Moscow, 1962, 202 p.

6. Hitler Adolf. Moya boryba [My Struggle]. Available at: http://swiftmeister.ru/load/g/adolf_gitler_mein_kampf_moja_borba/37-1-0-397.

7. Istotiya Vtoroy mirovoy voyni 1939-1945 v 12 t. t. 3: Nachalo voyni. Podgotovka agressii protiv SSSR [History of the Second World War, 1939-1945. in 12 volumes. Tom. 3: Start of war. Preparation of aggression against the USSR]. Moscow, 1974. 536 p.

8. Istorija Francii v 3 t. T. 3 [History of France in 3 Volume. Volume 3]. Moscow. 1973, 600 p.

9. Kashchenko S.G. Vseobshhaja istorija gosudarstva i prava novejshego vremeni [General history of state and law of the latest time]. Simferopol, 2006, 696 p.

10. Morua Andre Tragidiya Francii. Moscow, 1941, 400 p.

11. Ocherki rabochego dvizhenija vo Francii [Sketches of labor movement in France]. Moscow, 1968, 437 p.

12. Palu Jean-Paul. Plan Gelb [Gelb plan], Moscow, 481 p.

13. Pirogov G. Concepciya socialynoy bezopasnosti [The concept of social security]. Observer, 1997. Vol. 9. pp. 47-57.

14. Rubinsky Yu.I. Revozhnye gody Francii. Bor'ba klassov i partij ot Versalja do Mjunhena (1919-1939) [Disturbing years of France. Fight of classes and parties from Versailles to Munich (1919-1939)]. Moscow, Thought, 1973, 438 p.

15. Simon André. «Ja obvinjaju». Pravda o tech ktopredal Franciju ["I accuse". The truth about those who betrayed France]. Moscow, 1941, 400 p.

16. Smirnov V.P. Kratkaya istoriya Vtoroy mirovoy voyni [A Brief History of World War II], Moscow, 2005.

352 p.

17. Kurt Tippelskirch. Istotiya Vtoroy mirovoy voyni [History of the Second World War], Moscow, 19996 452 p.

18. Thorez Maurice. Sovremennaja Francija i narodnyj front [Modern France and popular front]. Moscow, 1937, 148 p.

© Кожевников В.А., 2014

Автор статьи - Владимир Анатольевич Кожевников, аспирант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

С.В. Фоменко, доктор исторических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В.А. Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.