Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, САМОЗАНЯТЫХ И НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ'

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, САМОЗАНЯТЫХ И НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / РАБОТА / САМОЗАНЯТОСТЬ / РЕГУЛЯРНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ФРИЛАНС / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / НАЕМНЫЙ РАБОТНИК / ПРЕКАРИАТ / ТРУД / SOCIAL TIME / WORK / SELF-EMPLOYMENT / REGULAR EMPLOYMENT / FREELANCE / FREE TIME / HIRED EMPLOYEE / PRECARIAT / LABOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондарева Ирина Юрьевна, Лобойко Дмитрий Александрович

В статье изучены понятие, история социального времени, его особенности в повседневности современного общества. Также проанализированы иностранные источники, в которых исследуют повседневную жизнь людей разных профессий: предпринимателей, наемных работников, самозанятых и фрилансеров. Рассмотрены особенности самозанятых, влияющие на использование, восприятие времени и особенности фиксации этих особенностей и их рефлексии. В ходе исследования были выявлены принципы приоритетного планирования времени самозанятыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бондарева Ирина Юрьевна, Лобойко Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TIME IN IN EVERYDAY LIFE OF ENTREPRENEURS, SELF-EMPLOYED AND EMPLOYEES

The article studies the concept and history of social time, its features in the everyday life of modern society. Foreign sources are also analyzed in which they study the daily life of people of various professions: entrepreneurs, employees, self-employed and freelancers. The features of the self-employed, affecting the use, perception of time and the features of fixing these features and their reflection, are considered. During the study, the principles of priority time planning were identified by the self-employed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, САМОЗАНЯТЫХ И НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

УДК 316.4.06 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-3-228-232

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ В ПОВСЕДНЕВНО СТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, САМОЗАНЯТЫХ И НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ

Бондарева докторант, философский факультет, Университет в Нови Саде

Ирина (Сербия, г. Нови Сад]. E-mail: ibond.rs@gmail.com

Юрьевна

Лобойко независимый исследователь,

Дмитрий директор Центра «Региональные исследования» (Россия, г. Москва].

Александрович E-mail: d.loboyko@gmail.com

Аннотация

В статье изучены понятие, история социального времени, его особенности в повседневности современного общества. Также проанализированы иностранные источники, в которых исследуют повседневную жизнь людей разных профессий: предпринимателей, наемных работников, самозанятых и фрилансеров. Рассмотрены особенности самозанятых, влияющие на использование, восприятие времени и особенности фиксации этих особенностей и их рефлексии. В ходе исследования были выявлены принципы приоритетного планирования времени самозанятыми.

Ключевые слова: социальное время, работа, самозанятость, регулярная занятость, фриланс, свободное время, наемный работник, прекариат, труд.

В повседневной жизни пространство и время воображаются как что-то обыкновенное, явное и уже давно известное, не требующее рефлексии. Нас интересует не естественнонаучное, а так называемое «социальное время», которое в одном и том же месте и в одно и то же объективное время у разных людей может различаться. С точки зрения социологии повседневности - это рассмотрение особенно важно, так как касается обыденного, будто не замечаемого и не осознанного восприятия и использования времени - позволяет понять особенности социальной группы через то, что с точки зрения веберовской социологии, опирающейся на понятие социального действия, невозможно вычленить, выявить и, тем более, изучать.

Время: линейное, цикличное, иное

Полагание времени как циклического движения почти убирает вопрос о его направлении, указывает В.Б. Касевич; так как при движении по кругу о начале возможно говорить только с известной долей условности.

Циклическое время, по формулировке В.Б. Касевича, «периодичность, воссоздание определенных структур, признаков, явлений». Для любого человека время его существования линейно. Для общества в целом жизненный путь человека «рождение - инициация - свадьба -похороны» суть такие же регулярно повторяющиеся события [8].

В сознании нынешнего городского жителя, который только опосредованно сопряжен с природой, преобладает линейное представление о времени, хотя сохраняется и циклическое. Время начинает восприниматься как... страница делового ежедневника.

Сформированная идея линейного времени хорошо совместима с индустриальным обществом, где сформировано ощущение истории, технологические и общественные перемены быстры и в определенных взаимоотношениях кумулятивны, заявляет Кирни. Данная идея тесно интегрирована с современными тенденциями, направленных на стремление к прогрессу и развитию человечества. Люди и общество осознают следующую вещь: то, что было сегодня, завтра может быть совсем иным [9].

Линейность времени сейчас тоже под сомнением. Настоящее время общества складывается из времени субъектов и процессов, которые принадлежат разным эонам и хроносам [2], пишут Гибсон и Конгк, опираясь на предложенное Жилем Делёзом разделение между вещами и бестелесными событиями и две модальности (образа) времени «глубинного» и «поверхностного», которые одновременно и дополняют, и исключают друг друга [1].

Проблемы социологии

Теория осевого времени, внедренная Ясперсом, является концепцией осмысления цельности и единства истории. Осевое время описывает промежуток в истории человечества, в период которого мировозрение людей в сторону мифологических сущностей изменилось на рациональное, осмысленное и философское мышление, позволяющих быть такими, какими есть сегодня [14].

С возникновением человека время обретает особенную форму - делается социальным. Социальное время (а не физическое научное) - понятие разнородное, измеряемое с точки зрения индивида, семьи, того или иного социума. Его отличительными особенностями считаются синхронизация и институализация, вызванные потребностью координировать совместные действия большого количества людей.

Формирование технологий ускоряет время, но кроме того делает его наиболее «плотным», насыщенным. Основным катализатором ускорения темпа жизни на сегодняшний день признается постоянно нарастающий процесс информатизации [14].

Тем самым, временные ресурсы крайне важны для людей. Их управление - острая задача каждого индивидуума. Наилучшим инструментом распределения временных ресурсов является бюджет времени, концепция которого была разработана и описана в исследовательской работе российского ученного В.Д. Патрушева [10].

В.Д. Патрушев подчеркнул «значимость учета того, что разделение времени в взаимоотношении оплачиваемой работы и занятий в беспрепятственное время в расчете на одного трудящегося в конкретной степени отображает уровень формирования производительных сил в стране и организации труда» [10].

Исходя из его теории, можно прийти к выводам о том, что использование свободного времени также должно быть эффективным. На сегодняшний день, во многих развитых странах мира средняя часовая неделя работы большинства людей составляет менее, чем 50 часов. Это примерно треть всего времени. Большая часть временных ресурсов остаются под контролем самих людей, которые могут его использовать для своего развития.

Поколения, безработица и время

Время - невосполнимый ресурс. Карл Маркс писал, что рабочие в производственных взаимоотношениях продают собственный труд. На сегодняшний день наемные работники зачастую реализуют не только собственный труд, но и собственное время.

Рассматривая прогресс производства при капитализме, Маркс предположил, что производительность труда рабочих должна приводить к прогрессу, а не упадку общества. Если бы рост производительности труда высвобождал трудовые ресурсы, то тогда бы большое число людей остались бы без работы. Это привело бы к революционным настроениям внутри общества. А чтобы их не было, необходима максимальная трудновая занятость рабочего класса [12].

Джон Кейнс акцентирует внимание на таком виде безработицы, как технологическая, которая, по его мнению, «образовывается благодаря открытию средств экономить применяемый труд» [13].

Для него неоспорима вероятность сочетать повышение выпуска общественного продукта и экономию, высвобождение труда из производства.

Экономия труда рассматривается Кейнсом как источник безработицы и это перекликается с мыслью Маркса о возникновении излишнего населения в следствии технического прогресса. По мнению американского экономиста, освобождение рабочего времени может привести к кардинальным изменениям способа жизнедеятельности человека. Людям необходимо принимать решения о том, как использовать свой временный ресурс, который ранее был недоступен из-за более длительного периода рабочего времени. Необходимо научиться рационально и логично формировать свой свободный быт и использовать такую возможность [13].

По-разному распоряжаются временем люди разных поколений. Это возможно изучить через призму теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса. В ее основе - мнение о повторяющейся смене поколений с циклическими ценностями.

Они полагают, что «общественное поколение - это некая совокупность людей, рожденных в один двадцатилетний период и обладающих тремя общими аспектами: возрастное положение в истории, что предполагает под собою переживание одних и тех же исторических происшествий, единые верования и модели поведения и чувство причастности к данному поколению» [9].

«История формируется циклами, продолжительность каковых приблизительно одинакова длительности человеческой жизни, то есть примерно 80-90 лет. При этом один цикл состоит из четырех этапов, для любого из каковых свойственны какие-то конкретные установленные в мире ценности и традиции» [11].

Они выделяют несколько типов поколений:

- «строители» либо «победители»;

- «молчаливое поколение»;

- «беби-бумеры»;

- поколение Х;

- юное поколение Y либо «миллениумы»;

- формирующееся поколение 2.

Авторы выделили четыре архетипа [3]:

- «идеалистов»;

- «реагирующих»;

- «гражданских»;

- «приспособляющихся».

Поколения, относящиеся к одному архетипу, имеют не только похожий возраст, но и несколько базисных установок по отношению к культуре, семье, времени и так далее. Их модель показывает различие в цене и ценности времени, как ресурса, для различных поколений.

Новые социальные классы, время и свобода

Ряд исследователей характеристику «креативный» чаще всего используют, добавляя слова «экономика» и «город» [2]. В обоих случаях базовым является утверждение о социальном феномене креативного класса - людей, обустраивающих под себя новый «креативный мир» [3].

Само внедрение Р. Флорида данного термина является творческим и нетривиальным. Даже оппоненты этого концепта не предлагают особых понятийных альтернатив и критикуют аргументацию, но никак не тезисы-принципы Р. Флориды [7]. Одним из необходимых условием «креативности» является свобода. В том числе наличие времени, которым представители данного «класса» могут свободно распоряжаться. И речь в том числе о времени занятости.

Сам подход выделения прогрессивного социального слоя не является новым. В 60-х годах XIX века американец П. Друкер ввел термин «работник познания», а в 1973 г. Даниэль Белл заявил, что теоретическое знание становится все более важным фактором в экономике и потому формируется класс работников познания из ученых и инженеров [5].

В начале 90-х XIX века Р. Реич утверждал, что экономическое будущее США зависит от «аналитиков-символистов», а не от прибыльности корпораций [4].

Но качества, которые выделяли все эти умы, не требуют особенных отношений со временем, в отличие от концепта Р. Флориды.

Экономист Гай Стэндинг описывает классовые взаимоотношения в XXI веке и процесс формирования новейшего трудового класса, занимающего предпоследнюю позицию перед нищими. Стэндинг называет его «прекариат» [6] - это социально-экономическая группа с тремя отличительными чертами:

- ее представители не обеспечены стабильными рабочими местами;

- кроме оплаты труда, они не приобретают дополнительных социальных гарантий;

- нередко лишены части гражданских прав, что есть у иных членов общества.

Факторами, ведущих к появлению прекариата, Стэндинг называет переход к гибким трудовым отношениям. Разрешение «взрывоопасной» ситуации он видит в так называемой «политике рая». Он фиксирует ответ на вышеупомянутый вопрос Маркса о «лишних людях», которые появляются в связи с высвобождением времени.

Явление самозанятых характерно не только для западного общества, где отношение к труду и занятости отличается от восточного. Так, в Японии получило распространение социальное явление неполной занятости - так называемые «фурита». Данный термин используется для того, чтобы определить категорию людей молодого возраста, которые имеют непостоянный доход. Часто, данное определение используется к выпускникам высших учебных заведений, которые в начале своей профессиональной карьеры не проявляют желание на официальное трудоустройство. В дальнейшем, данный термин переходит к другому своему аналогу -фриланс.

Пр о бле мы со ци о ло ги и

Явление упоминает Юкико М. ^цумата в своей статье «Японские меры социального обеспечения в поддержку вышедших на пенсию» [15].

Не полным, но аналогом фурита на Западе является так называемое поколение NEET или поколение ни-ни. Это сокращение от NotinEducation, EmploymentorTraining. Речь идёт о молодых людях, в возрасте 15-29 лет, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся, которых британская Independent называет «потерянным поколением» экономического спада. Время как ресурс, товар и проблема

У людей с разной организацией работы, понимание времени также различается. Проанализируем на примере предпринимателей, наемных работников, а также фрилансеров.

Предпринимательство - это самостоятельная, исполняемая на собственный риск работа, нацеленная на регулярное получение дохода, то есть на формирование и развитие своего бизнеса. Предприниматели, как никто иной, обязаны наиболее результативно распоряжаться собственным временем, и чем более усилий в данной сфере они делают, тем больше это идет на выгоду их предприятию, точно также как и их индивидуальной жизни [8]. Время неповторимая субстанция - его невозможно копить, отдать, взять в аренду, купить. Для предпринимателей время - главный ресурс.

Наемный труд - наиболее массовый вариант занятости. Такого рода вариант наиболее стабильный, так как обещает социальные гарантии, однако в случае наемной работы, у людей минимальные возможности на использование своего свободного времени. Исходя из этого, фактически, каждый человек, выступающий наемным сотрудником, продает себя как товар/ресурс - трудовой, помимо профессиональных компетенций и навыков чего относится еще и их временной ресурс, находящийся в полном распоряжении работодателя/предприятия.

Термин «фрилансер» происходит от средневекового английского термина, дословно означающего «свободное копье». ^ючевое преимущество данного рода занятости - это свободный график и полное управление своим свободным временем. ^ждый человек имеет полное право на то, работать или нет. Он может брать разный объем работы и лишь после взятого заказа/обязанности проводить свою трудовую деятельность. Однако, фриланс имеет и ряд недостатков. Например, это отсутствие каких-либо социальных гарантий и защиты государства от безработицы и потери возможности трудоустройства. Также, это неравномерное распределение рабочего времени, но для многих индивидуумов это, наоборот, преимущество. Для фрилансеров время - это, конечно, и ресурс, и товар, но в большей степени это проблема.

Результативное управление временем уменьшает волнения и беспокойства, разрешая тем самым осуществлять оптимальные решения в краткие сроки. Выявлено, что определенные самозанятые работают более эффективно утром, прочие - днем, некоторые - по ночам.

В рамках нашего исследования был проведён качественный опрос 21 информанта (по семь предпринимателей, самозанятых и наемных работников] методом глубинного лейтмо-тивного интервью, показавший, что самозанятые в большей степени стремятся к восприятию времени как цикличного. А предприниматели ориентированы на его линейное восприятие. В отличие от наемных работников, самозанятые в большей степени акцентуируют ценность времени и стараются управлять им.

Литература

1. De Beistegui, Miguel. The Deleuzian reversal of Platonism // The Cambridge companion to Deleuze / Daniel Smith, Henry Somers-Hall (eds.). Cambridge: University Press, 2012. P. 67.

2. Gibson С., Kong L. Cultural economy: a critical review // Progress in Human Geography, 2005.

3. Florida R. The Flight of the Creative Class: The New Global Competition for Talent. HarperBusiness, 2007. 210 p.

4. Peck J. Struggling with the creative class // International Journal of Urban and Regional Research. 2005. № 29 (4].

5. Pratt A.C. Creative cities: The cultural industries and the creative class // Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. 2008. № 90 (2].

6. Standing G. A Precariat Charter, From Denizens to Citizens. London: Bloomsbury Academic, 2014. P. 320.

7. Wilson D., Roger K. The real creative class // Social & Cultural Geography. 2008. № 3.

8. Абульханнова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 c.

9. Асташева Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 108-114. 10.Золотов А. Развитие производительных сил и закон экономии рабочего времени // Экономист. 2013. № 4. С. 50-59.

11.Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290-295.

12.Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб: Речь, 2006. 371 с.

13.Keynes J.M. Possibilities for our Grandchildren// Essays in Persuaion. Macmillan and Co. Limited. 1931. Р. 358-374.

14.Малявина И.Ю., Логинова Т.П., Титова Н.Г. Современные тенденции соотношения рабочего и свободного времени в России // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50]. С. 782-787.

15.Katsumata Y.M. Japanese social security measures to support the retiring aged: From employment insurance and public pension. Helsinki: ISSA, 2000.

Bondareva Irina Yuryevna, doctoral student, University of Novi Sad, Faculty of Philosophy (Novi Sad, Serbia). E-mail: ibond.rs@gmail.com,

Loboiko Dmitry Alexandrovich, Independent Researcher, Director, Center of Regional Studies (Moscow, Russia). E-mail: d.loboyko@gmail.com

SOCIAL TIME IN IN EVERYDAY LIFE OF ENTREPRENEURS, SELF-EMPLOYED AND EMPLOYEES

Abstract

The article studies the concept and history of social time, its features in the everyday life of modern society. Foreign sources are also analyzed in which they study the daily life of people of various professions: entrepreneurs, employees, self-employed and freelancers. The features of the self-employed, affecting the use, perception of time and the features of fixing these features and their reflection, are considered. During the study, the principles of priority time planning were identified by the self-employed.

Keywords: social time, work, self-employment, regular employment, freelance, free time, hired employee, pre-cariat, labor.

References

1. De Beistegui, Miguel. The Deleuzian reversal of Platonism // The Cambridge companion to Deleuze / Daniel Smith, Henry Somers-Hall (eds.). Cambridge: University Press, 2012. P. 67.

2. Gibson S., Kong L. Cultural economy: a critical review // Progress in Human Geography, 2005.

3. Florida R. The Flight of the Creative Class: The New Global Competition for Talent. HarperBusiness, 2007. 210 p.

4. Peck J. Struggling with the creative class // International Journal of Urban and Regional Research. 2005. № 29 (4].

5. Pratt A.C. Creative cities: The cultural industries and the creative class // Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. 2008. № 90 (2].

6. Standing G. A Precariat Charter, From Denizens to Citizens. London: Bloomsbury Academic, 2014. P. 320.

7. Wilson D., Roger K. The real creative class // Social & Cultural Geography. 2008. № 3.

8. Abul'hannova K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. SPb.: Aletejya, 2001. 304 p.

9. Astasheva YU.V. Teoriya pokolenij v marketinge // Vestnik YUUrGU. Seriya: Ekonomika i menedzh-ment. 2014. T. 8. № 1. P. 108-114.

10.Zolotov A. Razvitie proizvoditel'nyh sil i zakon ekonomii rabochego vremeni // Ekonomist. 2013. № 4. P. 50-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Isaeva M. Pokoleniya krizisa i pod"ema v teorii V. SHtrausa i N. Houva // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 3. P. 290-295.

12.Kalinin S.I. Tajm-menedzhment: Praktikum po upravleniyu vremenem. SPb: Rech', 2006. 371 p.

13.Keynes J.M. Possibilities for our Grandchildren// Essays in Persuaion. Macmillan and Co. Limited. 1931. P. 358-374.

14.Malyavina I.YU., Loginova T.P., Titova N.G. Sovremennye tendencii sootnosheniya rabochego i svobod-nogo vremeni v Rossii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 9 (50]. P. 782-787.

15.Katsumata Y.M. Japanese social security measures to support the retiring aged: From employment insurance and public pension. Helsinki: ISSA, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.