УДК 316.3
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Таранова В.А.
В статье рассматривается социальное время как переход социальных процессов из сферы настоящего в сферу будущего. Приоритетными становятся методологические и концептуальные аспекты. В контексте социального времени представляется малоизученная проблема «длительного настоящего». Показывается, что методологические аспекты социального времени позволяют выделить социальные процессы и социальную структуру. Демонстрируется, что социальный субъект правомерен конструировать определённые сценарии развития сегмента будущего времени. Обсуждается малоизученный в литературе вопрос, когда исследователь принимает определённую идеализацию относительно окончания длящегося настоящего.
Цель. Определить методологические основы корреляции концептов социального и будущего времени.
Методы проведения работы: компаративистский, метод системного анализа, единства исторического и логического.
Результаты: по результатам исследования определено, что сегмент будущего социального времени в этом смысле будет представлять исследовательское поле для реализации проектов и прогнозов не только относительно разрешения противоречивых или нестабильных периодов в развитии динамической картины реальности, но и даёт возможность наметить определённые модели, которые способствуют не только отражению этой нестабильности, но и, главным образом, её преодоления.
Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в социальной философии и методологии науки.
Ключевые слова: социальное время, настоящее, будущее, события, альтернативность, длящееся настоящее.
SOCIAL TIME AND FUTURE TIME: METHODOLOGICAL ASPECTS
Taranova V.A.
The article deals with social time as the transition from the sphere of social processes within the scope of this future. The priorities are the methodological and conceptual aspects. In the context of social time raises the problem is "long now." We show that the methodological aspects of social time can highlight social processes and social structure. Demonstrated that the social subject is legitimate to construct some scenarios of the future segment of time. Little-discussed issue in the literature, where the researcher takes a certain idealization of the relative completion of this continuing.
Purpose. Determine the methodological basis of correlation of social concepts and future time.
Methods of work: Comparative, method of system analysis, the unity of the historical and logical.
Results: the results of the study determined that the segment is the future of social time in this sense will be a research field for the projects and forecasts, not only for resolution of the conflicting or unstable periods in the development of a dynamic picture of reality, but also makes it possible to identify certain patterns that contribute not only to reflection of this instability, but, mainly, to overcome it.
Scope of the results: the results of research can be used in social philosophy and methodology of science.
Keywords: social time, present, and future events, alternatively, continuing the present.
Актуальность статьи связана с тем, что в современной социальнофилософской литературе проблема перехода социальных процессов и социальной реальности, как сферы настоящего в контексте восприятия его с позиции длительности будущего, не получила практически никакого развития. Подобный анализ весьма важен как с концептуальных, так и с методологических позиций, что определяет его новизну. С концептуальных позиций, речь идёт о том, что социальное время не просто получает оформление в виде той или иной структуры времени, но и в рамках этой структуры происходит соотнесение сегментов времени с различными структурными особенностями социального времени.
Все те концептуальные проблемы, которые могут составлять исследовательское поле в рамках проблемы подинтервальности будут значимы и актуальны и при рассмотрении различных сегментов социального времени, так как указанные выше проблемы, связанные с подвижными границами между прошлым настоящим и будущим действительно имеют важное методологическое значение. Оно проявляется в ситуациях, когда социальные процессы и развитие социальной структуры понимаются нелинейно. Имеется ввиду, что исследователь сталкивается с различным набором тенденций, альтернатив и перспектив, которые характерны и для настоящего и для перехода от настоящего в будущее. При этом исследователь мысленно предполагает, что подобные тенденции и альтернативы когда-то существовали и реализовались к настоящему времени.
Научно - исследовательский интерес к подобным моментам достаточно велик. Он усиливается в связи с тем, что специального исследования заслуживает проблема соотнесения социального времени с формированием системы социальных оценок, которые коррелируют с событиями,
происходящим в рамках различных сегментов социального времени. В подобной ситуации весьма значимыми представляются не только изменения самих параметров и характеристик социальных событий, которые имели место в длительном настоящем, но и то, насколько эти социальные события смогут получить своё продолжение и развитие в сегменте будущего социального времени.
Подобные методологические аспекты социального времени позволяют не только (в пределах социальной реальности) выделить социальные процессы и социальную структуру, но и зафиксировать её основные связи, элементы, взаимодействия между ними, а также определить основные пути противоречивого развития социальной реальности, включая изменения в социальной структуре.
В этой связи Н. Луман справедливо отмечает, что «благодаря событиям посредством их селективности всегда конституируется и время, поскольку селекция проявляется характерным образом в качестве события, лишь выделяясь на фоне сохраняющейся структуры возможности. Уже физические системы конституируют время в той мере, в какой отличаются от среды и могут принимать более чем одно состояние в отношении её. Возможность принимать более одного состояния, в свою очередь обусловлено неполной взаимозависимостью, то есть тем, что не всякое изменение имеет результатом изменение всего. А прерывание взаимосвязи возможны благодаря системам образования, выступают предпосылками того, что может происходить дифференциация будущего и прошлого» [1, с. 138-139].
Оценивая будущее относительно длящегося настоящего, которое соотносится с социальной реальностью, следует отметить, что сегмент будущего времени по отношению к длительному настоящему может получать оценки при различных подходах. Так, в современной социально-философской литературе встречаются позиции относительно того, что сегмент будущего
времени является определённым полем для прогнозирования тенденций развития социума.
Подобные тенденции, в большей степени, касаются его социальной структуры. Они подразумевают, что будущее время, как сегмент социального, вовсе не отрицает развития социального индивидуального времени субъекта. Однако социальный субъект правомерен конструировать определённые сценарии развития сегмента будущего времени.
В этой ситуации возникает определённая дихотомия в отношении субъективистских и объективистских позиций, связанных с будущим временем в том смысле, насколько сам социальный субъект способен оценивать ту структуру социальной нестабильности, которая не только к данному времени закончилась, но и может получить определённое развитие, а тем более получить некоторые перспективы в отношении ликвидации подобной нестабильности в сегменте будущего времени. Дискурс идёт о том, что возникновение нестабильных периодов в развитии социальных процессов, равно как и в развитии социальной структуры, может получить определённые сценарии с позиции прогнозирования уже в рамках длящегося настоящего. Сегмент будущего социального времени в этом смысле будет представлять исследовательское поле для реализации проектов и прогнозов не только относительно разрешения противоречивых или нестабильных периодов в развитии динамической картины реальности, но и даёт возможность наметить определённые модели, которые способствуют не только отражению этой нестабильности, но и, главным образом, её преодоления.
Структурно-функциональный подход к исследованию социального времени показывает, что в настоящее время отсутствуют системные исследования, связанные с выявлением онтологических аспектов социального времени, направленных на выработку методологических и концептуальносемантических подходов, позволяющих адекватно представить не только
сущность социального времени, но и рассмотреть его роль в рамках общей динамической картины мира.
Социальное время предполагает обращение к различным темпоральным структурам с позиции их адекватности поставленным исследовательским задачам. Ряд концептуально-семантических моментов, связанных, например, с подинтервальностью, с границами различных сегментов социального времени, как было показано, должного развития не получили.
Проблема социального времени в рамках его соотнесения с будущим временем, выступающим в качестве своеобразного сегмента социального времени, имеет самостоятельный исследовательский интерес, так как те социальные процессы, которые развиваются в социуме, проходя через настоящее время, имеют различные перспективы своей реализации в будущем времени. Подобная реализация предполагает в качестве исследователя социального субъекта, который выступает не только в качестве непосредственного реализатора, но и в качестве того исследователя, который и определяет познавательное поле, в русле которого не только обозначаются тенденции и перспективы противоречивого развития социальной реальности в будущем, но и определённую структуру получает сам сегмент будущего времени.
В этом смысле достаточно интересной является проблема, которая в рамках социального времени касается именно соотнесения сегмента длящегося настоящего с сегментом длящегося будущего с позиции тех социальных процессов, которые, протекая в настоящем времени, проходят в качестве перспектив и тенденций в будущее время.
Обратим внимание, что и данный аспект не получил должного развития в социально-философской литературе. Однако правомерно отметить наличие целого ряда дискуссионных аспектов, направленных на анализ структурных особенностей шкалы времени, выявление характеристик, связанных с представлением различных темпоральных сегментов, направленных на
рассмотрение проблемы структурирования самих временных интервалов. В этой связи возникают различные исследовательские задачи, непосредственно связанные с альтернативностью рассмотрения тех социальных процессов, которые происходят в настоящем. Эта альтернативность выступает в качестве определённой основы для построения некоторых сценариев в будущем времени.
Методологически важно понимать, что в русле хронологической последовательности социальных событий с учётом шкалы времени в длительном настоящем возникают перспективы и тенденции развития социальных процессов. Они определят будущее как некоторый сегмент, где и будет реализовываться уровень перспектив или тенденций развития социальных процессов, включая развитие социальной структуры. При этом правомерно предположить, что тот исследователь, который желает иметь адекватные результаты, связанные с построением сегмента будущего времени должен представлять себе ситуацию, когда реально существующие тенденции, проходившие через прошлое, проходят через настоящее и получат своё разрешение в будущем. Подобную ситуацию следует не только представлять, но и оценить для того, чтобы проследить противоречивое развитие социального процесса на различных его этапах.
Альтернативы в изучении социального времени позволяют представлять будущее в варианте усложнения некоторых параметров, если, допустим, речь идёт о социальных институтах или социальной структуре в отношении настоящего времени. Однако возникают вопросы относительно не только основных моментов, которые характеризуют длящееся настоящее время, но и по отношению к тем характеристикам, которые могут описывать концептуальные особенности длящегося настоящего времени. При этом весьма затруднительно рассуждать о том, что интервальная концепция времени, которая реально фиксировалась в отношении прошлого, не будет в какой-то мере действовать в отношении будущего.
Однако в этом плане необходимы определённые концептуальносемантические ограничения на данную концепцию. Поэтому, если исследователь имеет дело с социальным событием, то, например, при рассмотрении социальных переходов или социальных противоречий в контексте социальных процессов, ему следует продлить подобное длительное настоящее по отношению к сегменту будущего социального времени.
Методологически значимо, что когда исследователь принимает определённую идеализацию относительно окончания длящегося настоящего, то концепция в целом будет связана с тем, что возникает сегмент будущего времени, в котором сосуществуют интервалы различной длительности, обладающие своим набором темпоральных характеристик. Однако эти интервалы можно понимать и как определённые тенденции и сценарии развития социального процесса с точки зрения тех противоречивых моментов, которые содержались в длящемся настоящем. Следовательно, в данном случае исследование будет касаться проблемы альтернативы выбора перспектив и тенденций в отношении развития социума, его институтов и социальных структур.
Системные представления социальных переходов касающиеся, например, социальных процессов или социальных структур, предполагают, что альтернативность развития получает самые различные толкования. Возникает целый ряд сфер исследования, связанных как с представлением альтернативности развития социальных процессов, так и с альтернативностью механизмов разрешения противоречий, соотнесенных как с реальными процессами, так и с тем аппаратом, который предполагает описание этих процессов. В данном случае, исследование может переходить в сферу социально-культурологических, методологических, семантических и иных проблем.
Более того, проблема альтернативности, например, в рамках анализа структуры социума, в принципе обладает достаточно серьёзными
эвристическими возможностями, так как на приоритетные роли выходят вопросы, связанные с постулированием различных социальных событий, вполне сопоставимых с самой структурой социальных переходов или периодов стабильности и нестабильности. Проблема переносится в более широкую плоскость, связанную с тем, что исследователь выходит на уровень не просто семантического анализа хронологий в рамках исследования социальных процессов или социальной структуры, а выходит на уровень таких понятий как интерпретация, оценка и понимание. Происходит усложнение не только самого анализа структуры социального времени, но и совершенствуется исследовательский аппарат.
В качестве методологической основы развития и конструирования альтернативных сценариев социального развития, обозначения альтернативных тенденций и перспектив развития социальных процессов выступает концепция возможных миров, которая в историко-философском плане связывается с именами Аристотеля и Лейбница.
Список литературы
1. Луман Н. Мировое время и история систем // Логос. Москва, 2004. № 5. C. 138-139.
References
1. Luman N. Logos, no. 5 (2004): 138-139.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Таранова Вероника Андреевна, аспирант кафедры философии
Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова ул. Инициативная 50, г. Таганрог, 347936, Россия vitl_2002@list. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Taranova Veronica Andreyevna, graduate student, Department of Philosophy
Taganrog State Pedagogical Institute named after A. Chekhov 50, Initiative st., Taganrog, 347936, Russia vitl_2002@list. ru
Рецензент:
Щеглов Б.С., доктор философских наук, профессор