Научная статья на тему 'Социальное воспитание в практике креативной самореализации в дошкольном образовательном учреждении'

Социальное воспитание в практике креативной самореализации в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / SOCIAL DEVELOPMENT / CREATIVE SELFREALIZATION / EDUCATIVE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Елена Юрьевна

Автор утверждает, что реализация процесса социального воспитания осуществляется в результате креативной самореализации дошкольников. Приведены образовательные программы и результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social upbringing in pre-school educative institution creative self-realization practice

The author asserts that social upbringing process realization is conducted in the result of preschoolers creative self-realization. Educative programs and research results are revealed.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание в практике креативной самореализации в дошкольном образовательном учреждении»

ходят на первый план. Снижение общей культуры общества напрямую связано с уровнем художественно-эстетической культуры личности. Именно потому так важна роль современного образования в процессе повышения уровня эстетической культуры личности с самого раннего возраста, а все лучшее, что накоплено в искусстве и культуре, гуманистические идеи должны стать ведущими в искусстве и художественном образовании будущих лет.

Библиографический список

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 441 с.

2. Ершова Н.Н. Смена художественно-образовательных парадигм в культуре общества (на

материале отечественного начального художественного образования): Дис. ... канд. культурологии. - М., 2004. - 167 с.

3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2002 - 192 с.

4. Разумный В.А. Драматизм бытия, или обретение смысла. - М.: Пихта, 2000.

5. Репринцев А.В. Педагоги и родители: слагаемые взаимопонимания // Семья и учреждения дополнительного образования: опыт и проблемы взаимодействия: Материалы третьих Брудновских чтений / под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2002. - С. 7-33.

6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрация. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.

УДК 373.2

Прохорова Елена Юрьевна

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

elenaprokhorova63@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРАКТИКЕ КРЕАТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Автор утверждает, что реализация процесса социального воспитания осуществляется в результате креативной самореализации дошкольников. Приведены образовательные программы и результаты исследования. Ключевые слова: социальное развитие, креативная самореализация, образовательные программы.

Современные дошкольные образовательные учреждения активно включаются в процесс социального воспитания детей.

Целью и результатом социального воспитания (В.В. Зеньковский, Д.И. Фельдтштейн,

А.В. Волохов, А.В. Мудрик, П.И. Бабочкин и др.), является социальное развитие личности. Под социальным развитием Д.И. Фельдтштейн понимает во-первых, процесс, который определяется уровнем освоения растущим человеком всеобщего социального во всей сложности и широте его определения, во-вторых, степень социальной «самости» индивида, проявляющейся в его независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности, незакомплексованности в реализации социального в индивидуальном, что обеспечивает реальное социокультурное воспроизводство человека и общества [6, с. 70-75].

Процесс социального воспитания, по мнению

Н.Ф. Головановой осуществляется через самораз-

витие, через свое жизненное самоопределение [2, с. 48].

Реализация процесса социального воспитания осуществляется в результате креативной самореализации дошкольников. Дошкольник с ярко выраженной креативностью наиболее полно отвечает требованиям выдвигаемым современным обществом, т.к. способен самореализоваться за счет приобретенных творческих способностей. «Креативность - одно из фундаментальных качеств человеческой природы, настоящий духовный путь самореализации и выхода за рамки привычного восприятия жизни» [7, с. 6].

Креативные способности дошкольников проявляются в процессе самореализации, которая рассматривается как важнейшая категория, неразрывно связанная с процессами самоопределения и саморазвития личности дошкольников [5, с. 318-322].

Под креативной самореализацией дошкольников мы понимаем продуктивную творческую

© Прохорова Е.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

277

деятельность дошкольников, направленную на реализацию своих возможностей, вследствие чего раскрывается культура и социально-психологические характеристики самой личности, её потенциальные задатки и ментальность, уровень проявления, которых обусловлен качественными отношениями с социальной системой и обстоятельствами [1, с. 99-112].

Сущность самореализации дошкольников в креативной деятельности - это раскрытие потенциальных возможностей дошкольников и их осуществление в процессе включения в различные виды творческой деятельности в рамках культурно-образовательного пространства [5, с. 422426]. Процесс социального воспитания реализуется через креативную самореализацию дошкольников, в рамках современных образовательных программ.

Изучение содержания деятельности дошкольных образовательных учреждений показывает, что на сегодняшний день они официально работают более чем по 40 образовательным программам: комплексным, парциальным, дополнительным. Все они, так или иначе направлены на обучение и развитие базовых умений и навыков детей, охватывая основные направления развития ребенка (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), обеспечивают креативную самореализацию. Программы отвечают традиционным требованиям содержания дошкольного образования и носят обязательный характер [8].

Программа «Развитие» (Москва) придерживается личностно-ориентированной модели воспитания, ориентированная на развитие познавательной деятельности ребенка и воображения, разработанная лабораторией Л.А. Венгера (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.).

Цель программы «Истоки» (Москва) разностороннее развитие ребенка; сохранение и укрепление их здоровья; формирование творческих способностей. Программа подготовлена коллективом авторов - сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (Т.И. Алиева,

А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова).

Содержание программы «Детство» (Санкт-Петербург) объединяется вокруг четырёх основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение!», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Блок «Созидание» направлен пробудить творчес-

кую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Авторский коллектив программы «Детство»: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.).

Программа «Радуга» (Москва) разработана

В.В. Гербовой, Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик. Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности: физическая культура, игра, изобразительная деятельность, конструирование, занятие музыкальным и пластическим искусством, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, математика, так же способствуют творческому мышлению дошкольников.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (Москва) ориентирована на создание условий и базы для верного формирования личности малыша и его разностороннего развития. В процесс обучения и воспитания большое внимание уделяется творческой активности самих дошкольников.

Несмотря на то, что все образовательные программы различаются по целям, они преследуют одну общую цель - развитие личности, которая способна принимать самостоятельные решения, разрабатывать и реализовывать нестандартные идеи, переносить полученные знания в другие области жизни, изменять тактики поведения при решении разнообразных задач.

В современных дошкольных образовательных учреждениях активно развиваются инновационные методы креативной самореализации детей, в частности технологии развития творческого мышления, творческой личности, творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [5]. Развитию креативной самореализации в дошкольном образовательном учреждении, помимо образовательных программ так же способствует компьютерное обучение, театрализованная деятельность, сказкотерапия, арттерапия, самостоятельное экспериментирование, поисковая активность самих детей, проектная деятельность.

В целях обеспечения креативной самореализации дошкольников наряду с отечественными программами используются и зарубежные программы воспитания: Монтессори (Италия), «Шаг за шагом» (Вашингтон, США), центр ранней со-

278

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Таблица1

Диагностика уровня креативной самореализации дошкольников на основе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Уровень креативной самореализации дошкольников Экспериментальная группа (кол-во, %) Контрольная группа (кол-во, %)

Приемлемый 3 23% 4 27%

Достаточный 7 54% 9 60%

Высокий 3 23% 2 13%

циализации детей «Зеленая дверца» (Франция, Франсуаза Дольто), Вальдорфский детский сад (Германия, Рудольфом Штейнер), многочисленное разнообразие методик: «Методика Глена Домана» (США), «Методика Сесиль Лупан» (США, Франция), «Методика Масару Ибуки» (Япония) и др.

Исследуя процесс креативной самореализации, нами была проведена диагностика креативной самореализации у 28 детей подготовительной к школе группе, на базе НОУ д/с «Капелька», в котором реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Дети разделены на две группы контрольная (15 детей) и экспериментальная (13 детей).

Для диагностики показателей креативной самореализации мы опирались на международные и российские практики:

1) наблюдение за испытуемыми и выявление у них уровня сформированности показателей: эмоциональная удовлетворенность, успешность, инициативность, самостоятельность, ответственность, развитый познавательный интерес, самосознание и самооценка [4, с. 36-39.];

2) методики определяющие уровень креативности дошкольников (показатели: оригинальность, вариативность, гибкость и подвижность):

- батарея тестов креативности, созданная Е.Е. Туник на базе креативных тестов Дж. Гилфорд;

- адаптированный опросник креативности Джонсона;

- методика диагностики творческих способностей дошкольников и младших школьников на основе ТРИЗ педагогики).

После получения результатов была проведена группировка испытуемых по трем группам в зависимости от уровня сформированности креативности самореализации: высокий, средний, низкий.

Полученные результаты в ходе диагностики свидетельствуют о том, что преобладает число детей с достаточным уровнем развития креативной самореализации. Таким образом, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой активизирует возможности креативной самореализации в дошкольном образовательном учреждении.

В процессе креативной деятельности у ребенка создаются объективные условия для формирования у него предпосылок к самореализации, что в конечном итоге ведет к способности творить самого себя, свою личность. Современные программы дошкольного образования и инновационные методы ориентированы на формирование креативной самореализации дошкольников, что способствует их социальному воспитанию.

Библиографический список

1. Бурая Л.В. Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - Т. 11. - N° 1. - С. 99-112.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Горычева С.Н., ДмитрукН.Г. Самореализация личности учащихся в процессе учебной деятельности // Вестник Новгородского государственного университета. - 2005. - № 31. - С. 36-39.

4. Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ: методическое пособие по развитию творческого мышления детей - СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2011. - 200 с.

5. Самореализация молодежи в социуме: Достижения. Проблемы. Перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конферен-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

279

ции с международным участием 19-20 ноября 2009 г. / под ред. Е.И. Тихомировой. - Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2009. - 320 с.

6. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. - М.: МПСИ;

Изд-во Флинта, 1997. - 160 с.

7. Cameron J. The Artist's Way: A Spiritual Path to Higher Creativity. - М.: Г аятри, 2005. - С. 320.

8. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/9/.

УДК 371.4

Смирнова Елена Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kozyzi@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ

Рассматривается становление духовного опыта как целостного ценностно-смыслового ядра личности, превращения фрагментов этого опыта в целостную структуру, включающую духовные потребности, побуждения, переживания и представления о себе и мире.

Ключевые слова: духовный опыт, личность, ценности.

Трактовка понятия «духовный опыт личности» может иметь как религиозную основу, так и опираться на современное нерелигиозное понимание духовности - понятия, обобщенно отражающего ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности к совершенству в процессе культурного развития, в накоплении и реализации духовного опыта. Духовность является ядром культуры и выступает «определенным хранилищем, а то и фабрикой» (по образному выражению Д.А. Леонтьева) ценностей и смыслов жизни, формой организации духовного опыта.

В условиях глобализации и информатизации мирового сообщества, негативными сторонами которых являются кризис культуры и социальные потрясения, возрастает роль духовности и духовного опыта личности как неотъемлемых признаков Человека. Духовный опыт личности - опыт целостного бытия, вдохновенного творчества, глубинных переживаний, опыт выхода за пределы удовлетворения своих биологических и социальных потребностей в сферу надличностного -духовного образа жизни личности. Духовность не является качеством личности, формируемым в определенном возрасте и в определенных условиях. Все определения сходятся в том, духовность - это собственно «человеческое в человеке», то, что придает жизни высший смысл.

Духовный опыт, собственно, является строительным материалом для духовного самосозида-ния личности, развития ее духовности. Духовность личности начинается с первых шагов преодоления эгоцентризма, расширения сферы своих чувств за пределы образа Я, появления мотивов, опосредствованных переживанием за Другого -опыта, связанного с ценностным отношением к жизни и основанного на переживании чувства единства с миром. «Благоговейное отношение к жизни» - основание всех мировых религий и религиозных учений, основа и закон духовного бытия личности. В этом постулате мы видим главное отличие понятий «духовность» и «нравственность»: духовность универсальна, это транскультурный феномен, нравственность сопряжена с межличностными отношениями, имеющими социальную и культурную (в том числе этнокультурную) окраску, свои интерпретации таких нравственных категорий, как добро и зло. Такой подход обеспечит реализацию одного из принципов государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 3.) - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде.

Трактовка понятия «духовный опыт личности» может иметь как религиозную основу, так и опираться на современное нерелигиозное понимание духовности - понятия, обобщенно отражающего ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») суще-

280

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Смирнова Е.Ю., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.