Научная статья на тему 'Социальное воспитание школьников в условиях Крымской экспедиции'

Социальное воспитание школьников в условиях Крымской экспедиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL UPBRINGING / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL-PEDAGOGIC SUPPORT / ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ЭКСПЕДИЦИЯ / EXPEDITION / TEMPORAL COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симиновский Павел Михайлович, Фокин Владимир Андреевич

В статье описывается опыт организации археологической деятельности обучающихся лицея, рассматриваются педагогические возможности социально-педагогического сопровождения учащихся в процессе их социального воспитания в условиях временного коллектива, созданного в ходе исследовательской экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social upbringing of pupils in conditions of the Crimea expedition

Social upbringing of pupils in conditions of the Crimea expedition The article is dedicated to pedagogic possibilities of social-pedagogic support to pupils in a process of social upbringing in conditions of temporal collective in research expedition.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание школьников в условиях Крымской экспедиции»

УДК 37.018

Симиновский Павел Михайлович

кандидат педагогических наук Лицей № 1, г. Тула

Фокин Владимир Андреевич

доктор педагогических наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

pal-mail@rambler.ru, fokine@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРЫМСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

В статье описывается опыт организации археологической деятельности обучающихся лицея, рассматриваются педагогические возможности социально-педагогического сопровождения учащихся в процессе их социального воспитания в условиях временного коллектива, созданного в ходе исследовательской экспедиции.

Ключевые слова: социальное воспитание, социально-педагогическое сопровождение, временный коллектив, экспедиция.

В настоящее время одной из самых часто обсуждаемых новостных тем, как в газетах, журналах, так и по радио, телевидению, в сети Интернет является тема событий в Украине и в Крыму. Практически все россияне от мала до велика обсуждают в самых разных вариантах и с разными аргументами эти события, спорят, в том числе и об истории возникновения данной темы. Не исключением являются и наши учащиеся - юные археологи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1» города Тулы. Но они, на наш взгляд, как никто другой, хорошо знают историю обсуждаемых вопросов. С 1993 года учащиеся лицея принимают самое активное участие в работах Восточно-Крымской экспедиции Института археологии РАН. Свыше шестисот старшеклассников прошли в этой экспедиции школу полевой жизни, социального воспитания и приобщились к увлекательному занятию - научному поиску, который продолжается уже 22 года. Последнее десятилетие лицеисты работают в Крыму на основе долгосрочных договоров, заключённых с Институтом археологии РАН и Керченским историко-археологическим заповедником под руководством доктора исторических наук, начальника отдела полевой археологии ИА РАН А.А. Масленникова.

В 2012-2015 годах мы организовали целенаправленную опытно-исследовательскую деятельность по социальному воспитанию юных археологов лицея № 1 города Тулы. В основу нашей воспитательной работы с учащимися мы положили идеи М.И. Рожкова о социально-педагогическом сопровождении детей в условиях временного коллектива. По мнению М.И. Рожкова «Важнейшей задачей социально-педагогического сопровождения является педагогическая поддержка, предметом которой является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем)» [2, с. 24].

Вся деятельность детей была организована нами в рамках совместных с учеными РАН про-

ектов. Организующим началом экспедиций учащихся в Крым и воспитательной работы с ними во многом послужил проект «Античный мир Северного Причерноморья в культурном наследии России», разработанный преподавателями лицея вместе с лицеистами под руководством профессора А.А. Масленникова. Цель проекта - расширение общего гуманитарного образования лицеистов через их активное знакомство с наследием античной культуры и, прежде, всего с теми её памятниками, которые сохранились и исследуются в Крыму. Важной задачей этого проекта явилось изучение учащимися вопросов истории античного и древнего Крыма, которые нашли отражение в исследованиях российских учёных второй половине XVIII-XX веков. Для достижения поставленной цели и решения этой задачи в лицее была организована работа археологической секции по специально разработанной программе. Занятия в этой секции проводились под руководством учёных Института археологии РАН. Необходимо отметить, что помимо чисто археологической тематики большое внимание на занятиях уделялось литературоведческим и искусствоведческим вопросам знакомства учащихся с античностью. Благодаря этому лицеисты, занимающиеся в секции, неплохо ориентируются в областях культуроведения, знакомы со многими античными сюжетами в произведениях русских писателей поэтов и художников. Особое место в этой работе отводилось изучению античных мотивов в творчестве А.С. Пушкина и других поэтов первой трети XIX века. Мы всегда связываем организуемую нами воспитательную работу с именем А.С. Пушкина, поскольку второе название нашего лицея № 1 - «Лицей на Пушкинской», ибо наш лицей расположен на Пушкинской улице, и в просторечье он так и называется.

Особой задачей проекта являлось социальное воспитание детей в ходе их краеведческо-иссле-довательской деятельности, которое мы понимаем как относительно социально контролируемую социализацию наших учащихся, осуществляемую специально применяемыми воспитательными

© Симиновский П.М., Фокин В.А., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

225

средствам, которые помогают развивать возможности детей, включающие их способности, знания, образцы поведения, отношения, позитивно ценные для общества, социума, в котором они живут.

На первом этапе проекта мы тщательно подходили к отбору участников предстоящей поездки в Крым. Отбор происходил в ходе занятий, готовящих лицеистов к работе в экспедиции. На этих занятиях учащиеся знакомились с историей русской культуры в Крыму через цикл лекций «Россия и Крым». Все они готовили творческие сообщения и презентации, используя материалы предыдущих полевых сезонов лицеистов, исследователей РАН. В числе высоких достижений отметим сообщения и презентации «А.С. Пушкин и античные реалии Восточного Крыма», «Античные мотивы в лирике поэтов пушкинской поры». Эти работы лицеистов были награждены дипломами первой степени на Международной конференции «Шаг в будущее» (2013 г.). Первая работа также награждена дипломом на IV Международной детско-юношеской конференции «Санкт-Петербург и Россия» (2014), а вторая дипломом Международного форума юных археологов (Мюнхен, 2015 г.).

На втором этапе проекта мы организовывали выезд лицеистов в Восточный Крым и их непосредственную работу в академической экспедиции. Жизнь, быт временного коллектива учащихся были построены по образцу лагеря труда и отдыха. В основу создания временного коллектива детей в экспедиции легли педагогические идеи Б.З. Вуль-фова и В.Д. Иванова [1].

Группа учащихся в составе 30-40 человек существует автономно как отдельный отряд в составе экспедиции ИА РАН. Все бытовые вопросы решаются учителями лицея при непосредственном и самом активном участии самих учащихся, которые приобретают необычные в городских условиях навыки жизнедеятельности: установка палаток, дежурство в столовой, оборудование лагеря с учётом неблагоприятных условий, оказание первой помощи. Безусловно, эта жизненная школа в условиях временного коллектива не только раздвигает их личностный кругозор, но и формирует знания, умения и навыки коллективной жизни, коллективных взаимоотношений.

Участие лицеистов в археологических раскопках является главным видом деятельности в ходе экспедиции. Ежедневно учащиеся вместе с другими членами и сотрудниками экспедиции работают на объектах, выбранных для исследования в данном сезоне. За годы серьезных научных исследований ребята узнали, что Восточный Крым 25001500 лет назад был частью Боспорского царства, пожалуй, самого отдалённого из всех государств античной Ойкумены. Его соседями и жителями были в разное время многие народы, исторические судьбы которых надолго определили специфику

развития Северного Причерноморья. Земли полуострова Крым необычайно богаты разнообразными археологическими памятниками этой эпохи. Здесь скрыты развалины городов, множества различных поселений, некрополей, древних оборонительно-пограничных сооружений, святилищ.

Изучение древних памятников этих мест началось после присоединения Крыма к России в последней трети ХУШ века. Этому факту истории Крыма мы уделяем особое внимание в социальном воспитании в связи с последними событиями в Украине и в условиях существования Крыма как субъекта Федерации современной России. В этой работе мы активно сотрудничаем со специалистами Керченского краеведческого музея, одного из старейших музеев России, открытом в Керчи в 1826 году. В нем собраны многочисленные находки: надписи, монеты, расписные вазы, терракотовые статуэтки, которые пополнили и собрания аналогичных музеев России, Украины и других стран. Интерес к Боспорским древностям в кругах русского образованного общества существовал всегда. Достаточно вспомнить о посещении этих мест академиком Палласом, графом Сумароковым, полководцем Суворовым, членами ряда знатных и влиятельных фамилий тогдашней России, наконец, А.С. Пушкиным. Здесь родилось российская античная археология, многие достижения которой стали достоянием мировой науки.

Восточно-Крымская археологическая экспедиция РАН, в которой принимают участие наши учащиеся, успешно продолжила традиции русских исследователей. Её изыскания в последние два десятилетия были сосредоточены в районе Караларского побережья - самом живописном и диком участке Крымского Приазовья, представляющем собой чередование неприступных скалистых мысов с хаотическим нагромождением скал. Песчаные дюны, скалистые кряжи, обрывающиеся в море, разрезают длинные песчаные пляжи, образуют уютные «карманные» бухточки. За годы археологических изысканий лицеисты-археологи ознакомились с Караларским региональным ландшафтным парком, площадью свыше 6000 гектаров. Его природная ценность обусловлена, в первую очередь, наличием большого массива ненарушенной растительности. Сотрудничество с местными экологами, в частности с экологом Р. Земнуховым, позволило лицеистам зафиксировать 261 вид довольно редких растений, выявить не менее 190 видов наземных позвоночных, занесённых в Красную книгу и находящихся под охраной Бернской Боннской конвенции. Обилие античных поселений, крепостей, святилищ, культовых и оборонительных сооружений сделало эту территорию совершенно уникальной. Не случайно здесь обнаружены разные следы древней жизни. Юные археологи изучают укреплённые городища и селища, грунтовые

и курганные могильники, сторожевые башни, заброшенные колодцы и старинные дороги, оборонительные валы и рвы, где находят обломки амфор, пифосов, черепицы и др.

Кроме этого, учащиеся вместе со взрослыми за два десятилетия изучили остатки святилищ I-III вв. до н.э., развалины достаточно хорошо сохранившейся сторожевой башни Узунларского оборонительно-пограничного вала, пересекающего весь полуостров от Азовского до Чёрного моря, остатки большой сельской усадьбы эллинистического времени, могильники первых веков до н.э. В ходе краеведческо-исследовательской деятельности лицеисты приобщаются к труду в составе большого научного коллектива с особым режимом, дисциплиной и распределением обязанностей, непосредственно участвуют в неповторимом процессе научного поиска. Они сами помогают открытию больших и малых, значимых и почти незаметных исторических ценностей, относящихся к уже достаточно знакомой им эпохе. Все исследуемые Восточно-Крымской экспедицией объекты датируются античным временем. Лицеисты своими руками достают и отчасти реставрируют те типы сосудов, о которых им рассказывали на заседаниях секции, видят те места, которые вдохновляли поэтов и писателей и были связаны с деятельностью исторических лиц.

Мы часто организуем краеведческие экскурсии детей, в которых чрезвычайно важен не только познавательный, но и воспитательный их аспект. К их числу таких воспитательных экскурсий мы относим, прежде всего, поездки в Керчь, богатую различными археологическими памятниками античной эпохи. Это и посещение Золотого и Царских курганов с монументальными склепами, великолепными примерами античного строительного мастерства, раскопок на вершине горы Митридат - центральной части древнего Пантикапея - столицы Боспорского царства, знакомство с коллекциями старейшего на юге Керченского музея, собранием местной картинной галереи. Важное воспитательное значение имеет то, что всё эти места связаны с А.С. Пушкиным, посетившим Керчь в 1820 году. Как было уже отмечено, имя великого российского поэта имеет особое значение для лицеистов. Уже стало традицией посещение лицеистами памятных мест в Керчи и ближайших окрестностях, где жил и бывал великий поэт. Учителями литературы лицея, участниками археологической экспедиции разработана для Восточно-Крымской экспедиции тематическая экскурсия «Пушкинская тропа в Керчи».

В минувшие полевые сезоны (2014-2015 гг.), как и в три предыдущих, юные археологи работали на раскопках интереснейшего памятника Крымского Приазовья - поселения «Крутой берег», расположенного в тридцати километрах северо-западнее Керчи на высоком скалистом береговом обрыве

Караларского побережья и основанного выходцами из Милета в IV веке до нашей эры. Вместе со старшими товарищами лицеисты вели исследование жилых кварталов и оборонительной системы, защищавшей греческое поселение от набегов степняков. К радости ребят, в одном из жилых помещений был открыт крупный очаг, сохранивший следы сильного горения. Совсем рядом с ним ребята нашли остатки небольшого лепного горшка, глиняное пряслице, миниатюрные лепные сосуды. В углу, где по-видимому находился небольшой домашний алтарь, молодые исследователи обнаружили под слоем присыпки терракотовую статуэтку Кибелы со львёнком на коленях, держащей в одной руке чашу, а в другой больной тимпан, и две лепные курильницы. Кибела, имевшая фригийское происхождение, считалась покровительницей всего живого на планете, и греки почитали её как Великую Матерь богов. Внутри однокомнатных жилых помещений было найдено большое количество фрагментов амфор из Синопы, Родоса, Колхиды, Гера-клеи, Фасоса Херсонеса, что свидетельствовало об оживлённых торговых связях поселения не только с местными центрами, но и с метрополией. За два с лишним десятилетия лицеисты участвовали в раскопках по-своему примечательных поселений «Бакланья скала», «Полянка», «Пустынный берег», сакрального комплекса в урочище «Ущелье ведьм», крупного земельного владения «Генеральское Западное», принадлежавшего, по всей видимости, судя по архитектуре и находкам, одному из самых влиятельных лиц Боспорского государства.

Для социального воспитания большое значение имеют увлекательные экскурсии юных участников экспедиции в Феодосию, где находится музей писателя А. Грина и картинная галерея К. Айвазовского, в литературный дом-музей М. Волошина в Коктебеле. По результатам посещения последнего музея была подготовлена научная работа «Античная лирика в переводах В.В. Вересаева и археологические реалии Восточного Крыма». Осмотр музеев стал обязательным в социальном воспитании учащихся в ходе данного проекта.

За три последних года лицеисты, участники экспедиции, представили 9 работ по археологической тематике на международных и российских конференциях в Белгороде, Харькове, Москве. Все авторы этих работ были отмечены дипломами. Лицейской археологической экспедиции был присуждён грант Президента РФ В.В. Путина по поддержке творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства с целью осуществления программы «Античный мир Северного Причерноморья в культурном наследии России». Особый успех имела работа лицеиста И. Фо-мичёва «Историческая и современная топонимия Крымского Приазовья». Автор был удостоен золотой медали на Международной конференции в Гре-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

227

нобле. Такую же награду, но в Будапеште, получила учащаяся Е. Хохлова - автор исследовательской работы «Археологические колодцы как новый вид памятника».

Подводя итог, мы хотели бы сказать следующее. Педагогам лицея, на наш взгляд, удалось организовать эффективную воспитательную работу с учащимися по их гуманитарному образованию, социальному воспитанию, значительно расширить культурный кругозор и жизненный опыт детей. Особое место в этой работе занимает приобщение учащихся к наследию античной культуры. Все лицеисты - юные археологи приобрели навыки научной работы и публичных выступлений, приобщились к жизни во временном научном коллективе. Но, самое важное, учащиеся, пребывая в экс-

педиции, начинают лучше понимать современные вопросы объединения Крыма и России. Соприкасаясь с культурным наследием России в Северном Причерноморье, которое является достоянием всего человечества, они убеждаются в том, что к нему надо бережно относиться, заботиться о нём, гордиться им в рамках каких бы национальных территорий оно не находилось.

Библиографический список

1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 1999.

2. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей // Ярославский педагогический вестник. - 2013. -№ 4. - Том II (Психолого-педагогические науки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.