Научная статья на тему 'Социальное страхование в Германии в период национал-социализма (1933 -1945 гг. ): изменения в законодательстве'

Социальное страхование в Германии в период национал-социализма (1933 -1945 гг. ): изменения в законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SOCIAL LEGISLATION / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЕРМАНИИ / HISTORY OF STATE AND LAW OF GERMANY / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / THE NATIONAL SOCIALIST REGIME / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / CENTRALIZED MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чилькина Ксения Владимировна

В статье рассматривается законодательство Германии на этапе национал-социалистического режима. Сравнительный анализ правовых норм периода фашизма и норм, регламентирующих отношения в сфере социального страхования в кайзеровской Германии, свидетельствует о принципиальных изменениях социального законодательства в период 1933-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Insurance in Germany During the Period of National Socialism (1933-1945 years): Changes in Legislation

The article deals with German law period of the National Socialist regime. Comparative analysis of legal norms period of fascism and norms regulating relations in the sphere of social security in Wilhelmine Germany, suggests fundamental changes in social legislation in the period 1933-1945 years.

Текст научной работы на тему «Социальное страхование в Германии в период национал-социализма (1933 -1945 гг. ): изменения в законодательстве»

15 См.: Абрамова А.И. Актуальные проблемы планирования законодательной деятельности // Журнал российского права. 2012. № 3. С. 41-43.

16 Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах» (с изм. и доп. по состоянию на 4 июля 2013 г. URL: http:www.zakon.kz (дата обращения: 01.11.2013).

17 См.: Интервью министра юстиции Р. Тусупбекова «Руководители госорганов будут нести ответственность за качество законопроектов» (газета «Казахстанская правда» от 30 сентября 2011 г. .) // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2011. № 4(24). С. 7-9.

18 URL: http:www.levonevski.net (дата обращения: 01.11.2013).

19 Жогорку Кенеш - верховный законодательный орган Киргизской Республики.

20 URL:http://www.mkk.gov.kg (дата обращения: 18.11.2013).

21 URL:http://www.mmk.gov.kg (дата обращения: 19.11.2013).

22 См.: Рахманина Т.Н., СтуденикинаМ.С. Нормотворчество субъектов Российской Федерации: типология актов и законодательные программы / ТихомировЮ.А. [и др.]. Социально-правовые исследования в регионах. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

23 См.: КанчукоеваА.В. Планирование как условие эффективности подготовки и принятия нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2006. № 8.

24 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

25 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

26 См.: Постановление Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2012 г. № 983. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

К.В. Чилькина

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА (1933-1945 ГГ.): ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ*

В статье рассматривается законодательство Германии на этапе национал-социалистического режима. Сравнительный анализ правовых норм периода фашизма и норм, регламентирующих отношения в сфере социального страхования в кайзеровской Германии, свидетельствует о принципиальных изменениях социального законодательства в 1933-1945 гг.

Ключевые слова: социальное законодательство, история государства и права Германии, национал-социалистический режим, социальное страхование, централизация управления.

K.V. Chilkina

SOCIAL INSURANCE IN GERMANY DURING THE PERIOD OF NATIONAL SOCIALISM (1933-1945 YEARS): CHANGES IN LEGISLATION

The article deals with German law period of the National Socialist regime. Comparative analysis of legal norms period of fascism and norms regulating relations in the sphere of social security in Wilhelmine Germany, suggests fundamental changes in social legislation in the period 1933-1945 years.

Keywords: social legislation, History of State and Law of Germany, the National Socialist regime, social insurance, centralized management.

Сфера социального страхования в Германии в период национал-социализма подверглась существенным преобразованиям, как и другие отрасли государственного управления. Несмотря на принципиальное изменение основ социального страхования и в целом искажение в этот период понятия «право», современные немецкие исследователи включают период национал-социалистического режима в Германии в историю развития социального государства1.

Социальная политика фашистов в первую очередь была направлена на решение проблем безработицы. Собственно, отчасти их приход к власти обеспечивался

© Чилькина Ксения Владимировна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия)

*Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 12-03000150.

программным обещанием национал-социалистической партии решить проблему безработицы. За счет увеличения военного производства, расходов на вооружение проблема безработицы была решена2, однако происходило это на фоне дискриминации отдельных слоев населения и говорить о повышении качества жизни населения не приходилось. Однако даже создание рабочих мест не могло решить проблему безработицы и в 1941 г. было принято Постановление «О помощи безработным». Такая помощь гарантировалась с первого дня безработицы и состояла в содержании безработного и доплат семье, родственникам, находящимся на иждивении безработного (§3). Постановлением предусматривалась ситуация, когда человек мог быть уволен с работы, но при этом обязан был по требованию предоставить свою рабочую силу (§3)3. Социальное же страхование как направление социальной политики было наследием предыдущего периода Веймарской Республики и в том виде, в каком оно было создано на базе Свода законов о страховании рабочих 1911 г., не соответствовало задачам национал-социалистического режима.

Социальная политика Германии 1933-1945 гг. характеризуется созданием такой организации, как ДАФ - Германский трудовой фронт, в который были превращены профсоюзы. ДАФ предоставлял своим членам следующие права: профессиональное воспитание, профессиональное образование и повышение квалификации; право на юридическую помощь; пользование учреждениями организации «Сила через радость»; различные виды пособий4. Одним из главных пунктов деятельности ДАФ было социальное страхование. Германский трудовой фронт предоставлял поддержку безработным, недееспособным, травмированным или немцам, которых постигло несчастье. Длительность денежных выплат зависела от сроков, в течение которых вносились членские взносы.

Испытывала трудности и сфера социального страхования, фонды которой скла- т дывались из взносов работающих. Расходы на социальное страхование уже не могли к покрываться за счет этих взносов. По проекту изменения сферы социального страхо- а вания национал-социалистов, необходимо было увеличить фонд финансовых средств С на пенсии. Соответственно на 1,5% увеличивался размер взноса в страховые кассы. I

Согласно Закону от 7 декабря 1933 г. «Об обеспечении эффективности страхования Д инвалидов, служащих, горнорабочих» (Закон об оздоровлении). Империя вносила С ежегодный единовременный взнос в фонд социального страхования в размере 200 млн н имперских марок (§9)5. Данные средства нужны были для покрытия дефицита средств 1 в страховании инвалидов. Кроме того, этот взнос отменял другие обязанности рейха. | В целом фонд социального страхования инвалидности увеличился благодаря этим ч

е

мерам на 30 млн имперских марок6. Общее повышение размера страховых взносов о

I

не предусматривалось. Расширились сферы государственной помощи. Увеличение а зарплатных различий и размеров страховых взносов привели к дополнительным М поступлениям, однако эти меры не могли повысить качество жизни. и

В период национал-социализма стала по-другому исчисляться пенсия. Уста- 5 навливались значительные удержания из пенсии, по сравнению с предыдущим 00 периодом. Был исключен принцип социального выравнивания при исчислении 22 пенсий. В законодательство вводились нормы, согласно которым пенсионер (ин- 4 валид или вдова) мог быть лишен пенсии (§24 Закона об оздоровлении 1933 г.). В Свод законов о страховании была включена новелла (§615 а), в соответствии с которой число пенсионеров сокращалось на основании их признания врагами государства. Современные исследователи до сих пор не обладают информацией о том, какое количество лиц (евреев, свидетелей Иеговы, члены коммунистической партии Германии) было исключено из числа застрахованных и имеющих право 23

на пенсию. Согласно докладу учреждений социального страхования в Имперской службе страхования в 1937 г. 234 пенсионера были исключены только из числа лиц, имеющих право на получение пенсии. К 1943 г. в целом было зарегистрировано около 45000 лиц, чьи заявления на получение пенсии были утеряны7.

Введенный принцип расового деления сильно изменил сферу социального страхования. В литературе периода национал-социализма говорилось, что «социальное страхование национал-социалистического государства служит целям обеспечения расовой чистоты населения, а также этот круг задач может быть расширен соответственно государственно-политическим целям»8. В целом наблюдался фундаментальный перелом в нормативном осознании сущности социального страхования, контуры, принципы действия которого кардинально изменились в отношении евреев и лиц, привлеченных к выполнению обязательных работ.

Разделение населения по расовому признаку привело к тому, что люди вынуждены были теперь выбирать врачей не в соответствии с профессиональной квалификацией, а по принципу принадлежности к арийской расе, по принадлежности к определенному вероисповеданию. Соответственно у врачей-евреев могли лечиться только пациенты-евреи. Ухудшение положения пациентов-евреев наступило в 1937 г., когда они были исключены из числа получателей социального обеспечения. В 1938 г. вступило в действие Постановление «Об участии евреев в социальном обеспечении врачебными кассами». Большинство высокопрофессиональных врачей-евреев в 30-х гг. эмигрировали в США, где открывали частные практики, а в 1941 г. в Германии согласно ноябрьскому Постановлению евреи, проживающие за рубежом, лишались немецкого гражданства. а О введении расового деления в процесс социального страхования свидетельство-

? вал, в частности, Закон от 21 декабря 1939 г.«Об акушерках» и Постановление от

0

3 23 марта 1939 г. о страховании акушерок. Социальное страхование акушерок было

1/1 т>

ц возможно только в том случае, если они имели вид на жительство. В свою очередь,

1 вид на жительство выдавался только в случае соответствия расовым критериям9.

1 В период 1933-1945 гг. при сохранении юридической силы Свода законов о стра-

а

| ховании рабочих 1911 г. были приняты следующие законы, изменившие сферу

| социального страхования: от 7 декабря 1933 г. «Об обеспечении эффективности

| страхования инвалидов, служащих, горнорабочих» (Закон об оздоровлении); от

2 5 июля 1934 г. «О перестройке социального страхования»; в 1938 г. были приняты ° законы: «О пенсионном обеспечении работников ручного труда», «О социальной ж помощи и социальном попечении в вооруженных силах»10; от 9 марта 1942 г. - «Об | изменениях системы страхования от несчастных случаев». Сфера социального

0 страхования менялась также согласно нормам, содержащимся в законах, регули-

1 рующих другие сферы государственного управления (например, от 15 сентября

0

° 1935 г. «Об имперском гражданстве», от 21 декабря 1938 г. «Об акушерках» и др.).

а

Принципиальные изменения системы социального страхования в Закон от

1 5 июля 1934 г. «О перестройке социального страхования»11, согласно которому | страховые кассы отраслей пенсионного и страхования по болезни объединялись

в единую организацию; в систему социального страхования вводился принцип единого руководителя (фюрера) - все решения принимал имперский Министр труда (иногда по согласованию с другими министрами) (§1 ст. 2, §1 ст. 7)12. С этого момента основной административной единицей в сфере социального страхования становилось объединение под властью фюрера местного объединения страхова-

24

ния и общинного союза страхования от несчастных случаев (§2 ст. 2).

Изменялись и принципы формирования финансовых фондов социального страхования. Фонд социального страхования формировался за счет взносов работников и их работодателей в равных долях, взносы в страховой фонд от несчастных случаев делались только работодателями (§1 ст. 8)13.

Ведение хозяйства и ведение финансов учреждений социального страхования должно было осуществляться с точки зрения экономии и наглядности («прозрачности») (§1 ст. 8).

В целях устранения различий в размере взносов в больничные кассы все они облагались единым налоговым бременем, при этом сохранялся принцип ответственности каждой кассы за свою бухгалтерию и деятельность. Имперский Министр труда совместно с Министром питания и сельского хозяйства и с Министром экономики определяли минимальный размер заработка, который не мог быть превышен отдельными кассами (§3 ст. 8). Имперский Министр труда мог издавать положения о едином дополнительном взносе в сфере социального страхования по болезни и в сфере больничного страхования (§4 ст. 8).

Задачи органов страхования, действующих на местах, определялись теперь не потребностями земли или общины, а устанавливались Имперским бюро страхования. В соответствии с шестым Законом от 9 марта 1942 г. «Об изменениях системы страхования от несчастных случаев»14 изменялся круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и освобожденных от него. Подлежал изменению текст Свода законов о страховании 1911 г., в частности §537 - 554 с.15 Значительно менялся круг лиц, освобожденных от обязанности выплачивать страховые взносы16. Сравнительный анализ данных норм (Закона от 9 марта 1942 г. «Об изменениях системы страхования от несчастных случаев» и анало- е гичной нормы Свода законов о страховании 1911 г. свидетельствует об изменении и принципов страхования, об установлении приоритетов в вопросе освобождения а от обязанности страховаться. Если до 1942 г. действовал принцип широкого о

в

охвата населения обязанностью участвовать в системе социального страхования и о

й

освобождались от страхования лица, которые могли из других источников полу- с чить аналогичное возмещение вреда, рассчитанное специалистами больничных Р касс и другими, то с 1942 г. приоритетные возможности в процессе социального е

страхования получают представители администрации, члены духовных орденов о

й

и государственные служащие. Таким образом, обозначился принцип приоритет- р

ного классового обеспечения интересов в социальном страховании. Ч

В соответствии с § 542 Свода законов о страховании несчастными случаями о

на производстве признавались те, в которых были задействованы лица, осущест- К

влявшие деятельность, регламентируемую § 537-540. Под несчастным случаем м

понимались случаи, произошедшие как на рабочем месте, так и в процессе сле- I

дования к рабочему месту и от него, и во время установки, перевозки, ремонта ¡§

ш

профоборудования (§ 543). 00

На усмотрение Имперского правительства оставался теперь вопрос о принад- 22 лежности того или иного заболевания к числу профессиональных (§ 545). 14

Положения законодательства периода национал-социалистического режима были отменены предписанием Магистрата Берлина о перестройке и введении в действие системы социального страхования от 14 июля 1945 г., в котором прописывалось, что все занятые на предприятиях Берлина рабочие и служащие, а также рабочие мелких промыслов подлежат страхованию о болезни, инвалидности, несчастного случая и по возрасту. Взносы в страховые кассы составляли 10 % от размера заработной пла- 25

ты как для работников, так и для работодателей17. Окончательное восстановление системы социального страхования, его принципов, составляющих основу системы социального страхования до 1934 г., произошло с принятием Конституции 1949 г., в которой закреплялся принцип правового и социального государства.

Сфера социального страхования в Германии периода 1933 - 1945 гг. кардинально изменилась в отличие от предыдущих и последующих периодов развития данной отрасли. Был введен принцип единоличного руководства сферой социального страхования, сфера была централизована, задачи сферы социального страхования подчинялись интересам национал-социалистического режима, изменился круг лиц, обязанных страховаться, сильно пострадал состав лиц, профессионально задействованных в работе страховых касс.

1 Roth K. H. Die nationalsozialistischen Bemuhungen um Bismarks Erbe in der Sozialpolitik// Bismarks Sozialstaat: Beitruge zur Geschichte der Sozialpolitik und zur sozialpolitischen Geschichtsschreibung/in Zusammenarbeit mit der Hamburger Stiftung fur Sozialgeschichte des 20. Jahrhunderts hrsg. Von Lothar Machtan. - Frankfurt/Main$; New York, 1994. S. 385-450; MiquelM. v. Sozialversicherung in Diktatur und Demokratie. Begleitband zur Wanderausstellung der Arbeitsgemeinschaft "Erinnerung und Verantwortung" der Sozialversicherungstruger in NRW. 1. Aufl. Verlag: Essen : Klartext-Verl, 2007.

2 Фашистская Германия решала проблему безработицы путем создания новых рабочих мест, предоставления вакансий в развивающихся отраслях оборонной промышленности (авиастроение, кораблестроение, дорожное строительство). На практике, однако, даже при снижении уровня безработицы в 30-х гг, рабочие лишились ряда своих прав и с помощью законодательных постановлений были фактически «привязаны» к своему рабочему месту. Е. А. Паламарчук отмечает, что практика улучшения материального положения рабочего путем перевода его на предприятие с более высокой оплатой труда или более оплачиваемую отрасль была сведена к минимуму, даже вопрос о выплате премий работнику работодатель не мог решить единолично, необходимо было разрешение попечителя труда (см.: Паламарчук Е.А. Проблемы безработицы в нацистской Германии и методы их решения // Известия ВУЗов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 1. С. 46).

3 Verordnung uber die Arbeitslosenhilfe vom 5.September 1939, RGBI. I, 1674//Stolleis M. Quellen zur Geschichte des Sozialrecht. Guttingen [u. a.]; Musterschmidt, 1976.

4 См.: Арапина С. В. Германский трудовой фронт: создание и деятельность (1933-1939 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006. С. 18-20.

5 Reidegeld E. Staatliche Sozialpolitik in Deutschland. Bd. II: Sozialpolitik in Demokratie und Diktatur 1919 - 1945. 1. Aufl. Wiesbaden: VS, Verl. fur Sozialwiss. 2006.

6 Ibid. S. 452.

7 См.: MiquelM. v. Sozialversicherung in Diktatur und Demokratie. Begleitband zur Wanderausstellung der Arbeitsgemeinschaft "Erinnerung und Verantwortung" der Sozialversicherungstruger in NRW. 1. Aufl. Verlag: Essen,. 2007. S. 21.

8 Ibid. S. 22-24.

9 См.: ReidegeldE. Op. cit. S. 457.

10 В данном Законе говорилось, что служба в вооруженных силах - почетное занятие, и государство по отношению к своим солдатам несет почетную обязанность заботиться о них, обязывается обязывалось содержать солдат, оставивших службу в вооруженных силах, учитывая срок службы и полученное звание. В случае получения солдатом увечья при несении службы он обеспечивался в соответствии с тяжестью полученного увечья (Fursorge- und Versorgungsgesetz fur die ehemaligen Angehurigen der Wehrmacht und ihre Hinterbliebenen (Wehrmachtfursorge- und-versorgungsgesetz) vom 26. August 1938, RGBI. I, 1938 // StolleisM. Quellen zur Geschichte des Sozialrecht. Guttingen [u. a.]: Musterschmidt, 1976.)

11 Gesetz uber den Aufbau der Sozialversicherung vom 5.Juli 1934, RGBI. I, 577//Stolleis M. Quellen zur Geschichte des Sozialrecht. Guttingen [u. a.]: Musterschmidt, 1976.

12 До 1934 г. управление страховыми кассами и принятие решения по кругу их задач выглядело следующим образом: в соответствии с §36 Свода законов о страховании рабочих 1911 г. при каждом низшем административном учреждении образуется отделение по делам страхования рабочих (страховое управление). Страховые управления (соответственно они были на местах) решали задачи имперского страхования, выдавали справки, необходимые для получения пенсий и пр., могли оказывать содействие страховым учреждениям (больничным и страховым кассам) (§36 Свода законов о страховании рабочих 1911 г.)

13 Данная норма была новеллой, фактически ухудшающей положение лиц, получивших увечье на рабочем месте. Свод законов о страховании 1911 г. более детально регулировал вопросы получения социальной помощи. В законодательстве прописывались все возможные случаи возмещения расходов на лечение пострадавшего от несчастного случая, и работодатель часто привлекался в единственном лице к возмещению убытков, понесенных при лечении пострадавшего (см., например, § 576, 577 Свода законов о страховании 1911 г.).

14 Sechstes Gesetz zur Anderung der Unfallversicherung vom 9.Marz 1942, RGBI. I,107 // StolleisM. Quellen zur Geschichte des Sozialrecht. Gottingen [u. a.]: Musterschmidt, 1976.

15 От несчастного случая на производстве теперь страховались лица, состоящие в трудовых (либо служебных, либо учебных) отношениях с предприятием; лица, занятые в деятельности по охране здоровья, ветеринарной службе, в деятельности по обеспечению благосостояния населения; служащие Немецкого

В.Н. Тарасов • Судебная реформа 1864 года в Саратовской губернии: историко-правовой аспект

Красного Креста, Технической службы помощи, пожарной службы, а также служащие учреждений, осуществляющих пожарно-технический контроль; лица, задействованные на предприятии для оказания помощи при несчастном случае; лица, которые, будучи не обязанными по роду службы оказывать помощь при несчастном случае, такую помощь все-таки оказывали или пытались оказать; доноры крови; служащие национал-социалистической рабочей партии; лица, профессионально занятые в театральных постановках или в других областях культуры и искусства; лица, занятые в крестьянско-фермерском хозяйстве (собственном) или работающие на дому, а также члены их семей, задействованные в таких работах; предприниматели в сельском хозяйстве (фермеры), а также члены их семей; предприниматели в мелком производственном бизнесе, а также в рыболовном промысле и члены экипажа рыболовецкого судна, а также члены их семей, если они выполняют какие-либо трудовые функции на судне; учащиеся в процессе профессионального обучения (в специальных учебных заведениях: профучилищах, профкурсах и пр.), а в соответствии со Сводом законов о страховании 1911 г. страховались не физические лица, состоящие в трудовых отношения с каким-либо учреждением, а сами промышленные предприятия: рудники, солеварни, рудообогатительные заводы, каменоломни, копи; фабрики, верфи, горные заводы, аптеки, промышленные пивоварни, кожевенные заводы; строительные дворы, промышленные предприятия, занимающиеся выполнением строительных, декораторских, каменотесных, слесарных, кузнечных работ или по рытью колодцев; промыслы трубочистный, по мытью окон, мясной, бани, копальни (§ 537 Свода законов о страховании 1911 г.).

16 Теперь в соответствии с § 541 третьей книги Свода законов о страховании (в редакции шестого Закона об изменениях системы социального страхования при несчастном случае 1942 г.) от уплаты взносов освобождались служащие и учащиеся, а также те, кому обеспечение по инвалидности обеспечивалось на основании немецкого закона о служащих, за исключением почетных служащих; служащие в Вооруженных силах, морском флоте, а также служащие Имперской службы труда; члены духовных орденов, а также сестры учреждений, готовящих лютеранских сестер милосердия, а также те, кто обеспечивался согласно правилам их духовных орденов; сестры немецкого Красного Креста; адвокаты, нотариусы, врачи, дантисты, аптекари, а также лица, занимающиеся духовными практиками; помощники адвокатов и нотариусов; служащие, а также те, чье обеспечение по инвалидности гарантировалось соответствующими предписаниями, а в соответствии с § 169 Свода законов о страховании 1911 г. освобождались от страхования лица, занятые в предприятиях или на службе Империи, союзного государства или общинного союза, общины или страхового учреждения, если им обеспечивались на случай болезни, по крайней мере, либо помощь по размеру и продолжительности соответствовала тому, что обязаны были предоставить своим членам больничные кассы, либо сохранения в течение того же времени содержания, пенсии или т.п. выдач в полуторном против денежного пособия по случаю болезни размере.

17 Anordnung des Magistrats Berlin uber Wiederaufbau und Ingangsetzung der Sozialversicherung vom 14.Juli 1945, VOBI. D. Stadt Berlin 1945, 64 // Stolleis M. Quellen zur Geschichte des Sozialrecht. Gottingen [u. a.]: Musterschmidt, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Н. Тарасов

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА В САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье на основе анализа положений Судебных Уставов 1864 г. и документов, представленных Государственным архивом Саратовской области, рассмотрены некоторые вопросы становления и развития судебной системы в Саратовской губернии до известных событий октября 1917 г.

Ключевые слова: судебная реформа 1864 г., Устав гражданского судопроизводства, Учреждения судебных установлений, общие начала судоустройства, принципы гражданского судопроизводства, Саратовский окружной суд, Саратовская судебная палата.

V.N. Tarasov

JUDICIAL REFORM OF 1864 IN THE SARATOV PROVINCE: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

In this article on the basis of the analysis of provisions of Judicial Charters of 1864 and documents submitted by the State archive of the Saratov region some questions of formation and development of judicial system in the Saratov province to known events of October, 1917 are considered.

Keywords: judicial reform of 1864, Charter of civil legal proceedings, Establishment of judicial establishments, general beginnings of judicial system, principles of civil legal proceedings, Saratov district court, Saratov trial chamber.

© Тарасов Василий Николаевич, 2014 Председатель Саратовского областного суда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.