Научная статья на тему 'Социальное сопровождение бывших осужденных в условиях постпенитенциарной системы'

Социальное сопровождение бывших осужденных в условиях постпенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / POST-PENAL SYSTEM / SOCIAL SUPPORT / LABOR ACTIVITY / LABOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Смолонская Анна Николаевна, Смолонский Сергей Игоревич

В статье раскрываются основные положения социального сопровождения бывших заключенных в условиях постпенитенциарной системы. Рассматривается процесс социализации указанной категории, в основе которого лежит нравственная культура, система социальных отношений и трудовой деятельности. Анализируется значение труда и коллектива в переосмыслении жизненной позиции и мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Смолонская Анна Николаевна, Смолонский Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main characteristics of social support of former convicts under post-penal system are described and analyzed in the article. The very process of their socialization which is based on moral culture, system of social relations and labor activity is considered. The significance of labor and group in rethinking of life position and world view is described in the article.

Текст научной работы на тему «Социальное сопровождение бывших осужденных в условиях постпенитенциарной системы»

УДК 364.465:343.8

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЫВШИХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

В. И. Колесов, А. Н. Смолонская, С. И. Смолонский

Для цитирования

Колесов, В. И. Социальное сопровождение бывших осужденных в условиях постпенитенциарной системы / В. И. Колесов, А. Н. Смолонская, С. И. Смолонский // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3 (44). -С. 37-40.

Аннотация. В статье раскрываются основные положения социального сопровождения бывших заключенных в условиях постпенитенциарной системы. Рассматривается процесс социализации указанной категории, в основе которого лежит нравственная культура, система социальных отношений и трудовой деятельности. Анализируется значение труда и коллектива в переосмыслении жизненной позиции и мировоззрения.

Ключевые слова: постпенитенциарная система, социальное сопровождение, трудовая деятельность, трудовые отношения.

Проблема социальной адаптации, ресоциализации, попытки повторного вхождения человека, характеризуемого как асоциальный, в общество по-прежнему носит дискуссионный характер. Построение стратегии данно-

© Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И., 2018

го процесса должно основываться на анализе личностных особенностей и специфических черт постпенитенциарной системы.

Личность объекта, точнее содеяте-ля, ресоциализации характеризуется сложившимся мировоззрением и наличием определенного жизненного опыта. При этом данные личностные особенности рассматриваются обществом не только как негативные, но в большинстве случаев как деструктивные.

Специфичность постпенитенциарной системы заключается в ее тесной взаимосвязи с пенитенциарной, которая воспринимается сегодня как обособленная от жизни общества: с одной стороны, безусловно подчеркивается ее важность, с другой - большинство людей старается не соприкасаться с ней.

Исходя из указанных факторов стоит подчеркнуть основную цель существования постпенитенциарной системы, заключающуюся в создании новых ценностных ориентиров, освоении социально одобряемых моделей межличностных отношений, приобретении нового положительного опыта, отказе от негативных черт.

Подобное понимание приводит к выработке механизмов переключения конкретного человека на новые позитивные формы взаимодействия. В связи с этим ядром работы в этой сфере

становится переосмысление и понимание собственного общественного статуса через самоанализ и рефлексию, подведение итогов усвоенных навыков межличностных отношений и накопленного жизненного опыта. Фактически данный процесс - видение своих личностных качеств и характеристик через призму общественных запросов и ожиданий. На основании этого отрицательные аспекты личности оттеняются наиболее четко, поскольку входят в диссонанс с моделями отношений, свойственных здоровому социуму. Следовательно, формируются установки на приведение индивидуального в гармонию с общественным, что проявляется в раскрытии позитивного потенциала человека.

В первую очередь работа в условиях пенитенциарной системы должна быть направлена на развитие потребности в труде как в наиболее приемлемом обществом, оптимальном способе удовлетворения собственных материальных потребностей. Ведущими элементами этого процесса становятся переосмысление имеющегося опыта и понимание основной причины собственных неудач, оценивание своих действий с позиции общественного интереса. В данном случае важны механизмы педагогического и психолого-педагогического воздействия. Однако способности педагога не имеют существенного значения без одного элемента - сосубъектности объекта воздействия, что поднимает его на уровень взаимодействия и сотрудничества. При этом созидательная деятельность становится основой переосмысления собственной позиции, поскольку в ней человек находит силы для изменения мировоззрения в соотнесении с реалиями социальной экономической системы.

Стоит учитывать, что педагогическое воздействие в данном направлении должно быть нацелено в первую очередь на формирование установки на общественно значимую деятельность, преобразование окружающей действительности в позитивном ключе, то есть ведущим элементом указанного процесса становится профессиональная адаптация.

Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, субъект созидательной деятельности реализует собственный потенциал, представляя его через творческую деятельность [1, с. 7].

Деятельность в указанном направлении осуществляется в рамках определенной педагогической системы, включающей в себя несколько задач: постепенное совершенствование морально-нравственного развития;

развитие внутреннего творческого потенциала, нацеленного на благо общества;

переосмысление накопленного опыта и приобретение нового;

накопление навыков, необходимых для профессии и позитивного межличностного общения;

развитие способности самостоятельно принимать ответственные решения в согласии с социально-нравственными установками;

построение жизненных перспектив. Названные цели достижимы, однако основное препятствие на пути их реализации в условиях пенитенциарной и постпенитенциарной систем - диссонанс между личными и социальными ценностями, поскольку в большинстве случаев рассматриваемая категория характеризуется социопатией и эгоизмом, которые вступают в противоречие с нормами и эталонами общества [7].

В связи с этим основным механизмом переосмысления основ взаимодействия с социумом становится формирование определенной среды на трех уровнях: микрогруппы, мировоззрения, жизненных ориентиров.

В первую очередь решение данных задач возможно в рамках коллектива представителей рассматриваемой категории. С одной стороны, коллектив важен как среда, обеспечивающая поддержку в условиях постпенитенциарной системы, с другой - необходимо надежное сопровождение группы с целью предупреждения рецидивов и отклонений от общественных норм. Данный аспект определяет характер работы с подобной категорией людей, поскольку педагогический процесс в этом случае приобретает черты организацион-но-коррекционной направленности и просветительской работы. Коммуникация между специалистом и группой сопровождения должна носить «сора-ботнический» и партнерский характер.

Организация педагогического процесса в рамках постпенитенциарной системы предполагает сочетание практической трудовой активности и участие в общественной жизни, полезное для социума и самого человека.

Практическая трудовая активность способствует раскрытию внутреннего позитивного потенциала в сфере целе-полагания как в ежедневных рутинных ситуациях, так и в построении жизненных стратегий [5].

Основной особенностью труда является его качественное значение в осознании собственной положительной значимости для общества: человек воспринимает себя не как пассивную единицу, но как творца, работающего на благо окружающих. Ведущие элементы данной деятельности - трудо-

вые отношения, формирующие умение налаживать коммуникацию с окружающими, концентрируясь на достижении нужного результата.

Указанные аспекты позволяют проявить ответственность за собственные достижения перед коллективом и перед самим собой.

Таким образом, в качестве первостепенных задач организации микросреды в условиях постпенитенциарной системы выступают:

1) разработка программы социально-педагогической коррекции ценностной и коммуникативной сфер бывших заключенных, а также совершенствование имеющихся технологий социальной адаптации рассматриваемой категории граждан;

2) педагогическое сопровождение специалистов постпенитенциарной системы;

3) усиление дифференцированного подхода в условиях постпенитенциарной системы в отношении различных подкатегорий бывших заключенных (гендерные, возрастные особенности и т. п.).

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2016.

2. Гонеев А. Д. Основы коррекцион-ной педагогики / под ред. В. А. Сласте-нина. М. : Академия, 2007.

3. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли:учеб. пособие для студентов педвузов. М. : ВЛАДОС, 2008.

4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009.

5. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М. : МИФ, 2016.

6. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. М. : МарТ, 2008.

7. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии : учеб.-метод. пособие. М. : Гном и Д, 2007.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.