66
УДК 37.01
П. Б. Торопов
СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Представлены некоторые результаты исследования связи между отношением молодежи к мигрантам и их компетентностью в социальном содействии, а также опыт формирования, компетенции в социальном содействии как фактор, снижающий интенсивность межэтнических противоречий. Доказано, что становление компетенции в социальном содействии наиболее результативно происходит в процессе самой социально значимой деятельности (поведения), при условии ее результативности.
This article presents the results of a study into the connection between the youth's attitudes to migrants and prosocial cooperation competence, as well as the development experience and prosocial cooperation competence as a factor mitigating ethnic tension. It is shown that the development of prosocial cooperation competence is most efficient in the course of the activity (behavior) in the condition of its effectiveness.
Ключевые слова: межэтнические противоречия, социальное содействие, этапы формирования компетенции в социальном содействии, влияние опыта социального содействия на отношение к мигрантам.
Key words: ethnic tension, prosocial cooperation, stages of formation of prosocial cooperation competence, influence of prosocial cooperation experience on attitudes towards migrants.
© Торопов П. Б., 2014
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 66 - 73.
Миграционные процессы в Калининградской области, несмотря на ее эксклавное положение, сходны с происходящими на основной территорией России.
Согласно статистике, в 2011 г. в Калининград для проживания прибыло 8412 человека, а в 2010-м — около 4000. За 2012 г. приехало 15063 человека. Уехало же из города 6 748 человек. Таким образом, прирост населения за счет миграции составил больше 8 тыс. человек [1; 2].
Само наличие мигрантов, которые обычно занимают невысокооплачиваемые рабочие места, а чаще и их отличие в языке, внешнем виде и культуре, приводит к негативным оценкам процесса миграции у значительной части жителей города [3]. При этом обращается внимание на широкий спектр проблем — от правонарушений среди мигрантов и случаев насилия до своеобразного вождения водителями-мигрантами рейсовых микроавтобусов по улицам города и переговоров на их родном языке в процессе вождения.
К сожалению, усилия государственной системы воспитания (школы) недостаточно результативны. Декларированные в СССР интернационализм, братство и дружба народов канули в лету, частично сохранившись лишь у более старшего поколения. Воспитание в домашних условиях носит несистематический, интуитивный, субъективный характер и далеко не всегда способствует взаимопониманию представителей разных этносов и культур. Все это усугубляется отсутствием четкой системы формируемых ценностей в государстве и системе образования.
Для нахождения путей управления проблемой, в том числе и на уровне учреждения высшего образования, в течение 2011 — 2013 гг. было проведено исследование молодежи (студентов ряда вузов Калининграда) с целью выявления особенностей связи между отношением к мигрантам и социальным содействием как социальной компетенцией высокого уровня.
Социальное содействие — это инициативная, совместная, осознаваемая как ценность, систематическая, результативная активность, направленная на общественные интересы — совершенствование социальных отношений и условий развития цивилизации [4].
Методики
Для анализа были использованы следующие методики:
— методика для исследования социальных установок к мигрантам из среднеазиатских республик бывшего СССР (опросник на основе шкальной техники С. Крит, Р. Фабригар и Р. Петти);
— интервью «Мигранты и их поведение» для уточнения некоторых параметров и оснований установки;
— методика «КСС-100» [4] для изучения компетентности в социальном содействии.
Использование последней методики требует пояснений, так как она является авторской и разработана именно для исследования феномена «компетенция в социальном содействии», а апробирована нами в 2012 — 2014 гг.
67
68
Структура методики соответствует структуре компетенции личности [4; 7] и содержит следующие компоненты, выраженные в отдельных шкалах:
1. Осведомленность личности о глобальных социальных проблемах.
2. Мотивы социального содействия.
3. Личностные цели — ценности жизни.
4. Опыт социального содействия и его оценка.
5. Личностные особенности.
6. Амбициозность.
7. Намерение и решимость к социальному содействию.
8. Направленность на партнерство в ходе решения социальных проблем.
Разделы содержат 15 шкал, каждая из которых описывает составляющие, без которых, по нашему убеждению, компетенция в социальном содействии не может быть оценена наиболее полно.
Выборка исследования представлена жителями Калининграда и Калининградской области — студентами старших курсов БФУ им. И. Канта. Всего 500 респондентов. Несмотря на то что выборку студентов составляли в основном женщины (более 75 %), мы считаем ее репрезентативной в возрастной группе «молодежь». В исследовании принимали участие студенты специальностей (направлений) «Психология», «Социальная работа», «Физика».
Результаты
Анализ данных позволил нам сделать следующие выводы:
1. Установка к мигрантам из среднеазиатских республик бывшего СССР у молодежи негативная и имеет средний уровень выраженности.
2. Существует противоречие между когнитивным и эмоциональным компонентами установки. Оно выражается в понимании равенства прав коренных жителей и мигрантов, знании норм общежития, с одной стороны, и негативными эмоциями при оценке поведения мигрантов — с другой.
3. Существует неадекватная оценка личностных качеств мигрантов, выражающаяся в занижении их нравственных качеств и завышении склонности к насилию.
4. Имеется прямая сильно выраженная связь (корреляция) между компетенцией в социальном содействии и адекватным отношением к мигрантам.
Таким образом, молодые люди, чья активность направлена на улучшение ситуации в обществе в целом, относятся к мигрантам боле толерантно и даже положительно.
Проведенное нами интервью помогло понять, что молодые люди с высоким уровнем компетенции в социальном содействии видят различия в культуре, особенностях поведения, но придают этому меньшее значение и рассматривают это не как препятствие для взаимоотношений, а как потенциал для использования.
Была обнаружена обратная сильно выраженная связь между негативной установкой к мигрантам и шкалами «Ориентация личности на одну глобальную цель в жизни», «Осознание своей миссии, направленной на совершенствование мира и наличие чувства гордости за собственные поступки», «Уровень социетизма», «Уровень взаимного доверия с окружающими и желание его поддержки», а также «Уровень упорного и обобщенного стремления к успеху, достижению и благоустройству, то есть конкретному результату, значимому для себя и общества». Это говорит о том, что для молодежи, которой свойственны основные элементы социального содействия — глобальность и социальная значимость цели, видение миссии, социетизм, амбициозность и взаимное доверие, — свойственно более осознанное, менее эмоциональное отношение к мигрантам в сочетании с пониманием их роли в обществе.
Отмечена и другая особенность: респонденты с «гармоничным профилем» (в случае если отдельные показатели по шкалам близки по значениям, вне зависимости от самого уровня) имеют менее эмоциональное отношение и склонны к практико-ориентированной оценке значения мигрантов в обществе.
Эксперимент с воздействием фактора
Основной целью эксперимента было изучение влияния социального содействия на установку к мигрантам, дополнительной — формирование у молодежи компетенции в социальном содействии. Мы предполагали, что с повышением компетенции в социальном содействии установка к мигрантам будет более осознана, менее негативна и станет проявляться в сотрудничестве в решении социально значимых проблем.
Объем экспериментальной группы — 42 респондента. Формирование оптимального уровня компетенции в социальном содействии проводилось в 2013 — 2014 гг.
В качестве конкретных просоциальных действий, направленных на решение глобальных проблем, использовалась благотворительность, охрана окружающей среды от загрязнения, защита прав студентов, помощь людям в самоопределении в жизни.
Формирование компетенции в социальном содействии проводилось последовательно, по следующим условным этапам:
1. «Привлечение внимания» в ходе интервью о социальных глобальных проблемах XXI в.
2. «Включение мышления» — обсуждение в ходе специально организованных дискуссий о проблемах взаимодействия с мигрантами.
3. «Творческое расширение представлений» о спектре возможного просоциального поведения в ходе реализации мозгового штурма.
4. «Принятие ощущений» от социального содействия в ходе получения первичного опыта взаимодействия в решении социальных проблем.
5. «Принятие себя» как специалиста в социальном содействии в ходе углубления и понимания личного и группового опыта, переоценки и формулирования новых индивидуальных целей-ценностей.
69
70
6. «Формирование команды» — передача опыта социального содействия другим, формирование оптимальных взаимосвязей, определение своего места в группе содействия.
Результаты эксперимента
Наблюдение за процессом позволило нам выделить следующие условные стадии формирования опыта социального содействия:
1. «Отторжение». Стадия характеризуется сопротивлением как идеям, так и их реализации на практике. При этом часто используются фразы «устарело», «не в нашем обществе». Личность активно защищается изменению в ценностях, сформированных в обществе через семейные связи и СМИ.
2. «Понимание необходимости». Стадия характеризуется принятием идей, согласием с их важностью, но сопровождается попытками логического обоснования неготовности личности, группы и общества к активной деятельности. При этом часто используются фразы «да, но...».
3. «Обсуждение методов». На этой стадии личность начинает предлагать методы содействия, хотя и указывает на их недостатки. Фразы типа «можно конечно так. или так.» являются характерными для этого этапа.
4. «Индивидуальный вклад». Этап отличается готовностью к личному вкладу в решение социальной проблемы, индивидуальной активностью и положительной оценкой результата, однако сопровождается неуверенностью в помощи и возможностях других. Типичная фраза — «я могу, но другие не захотят».
5. «Активный интерес». Этап самореализации в просоциальной деятельности, формирования опыта группового взаимодействия, сопровождаемый фразами типа «Это интересно».
6. «Мой вклад в общество». Для этого этапа характерно понимание и осознание вклада в общественный прогресс, оценка опыта и переоценка индивидуальных возможностей. Стандартная фраза — «Я могу сделать это общество лучше».
7. «Наш вклад в общество» — завершающий пункт формирования компетенции, на котором происходит осознание своего места в обществе, взаимосвязи собственных и групповых возможностей. Фраза этапа — «Мы сможем сделать общество совершеннее».
Применение Т-критерия Стьюдента позволило найти достоверные различия (при р = 0,01) в уровне компетенции в социальном содействии, что говорит о результативности формирования компетенции. В контрольной группе достоверных изменений не было обнаружено.
При этом наибольшие изменения были отмечены по таким элементам компетенции, как «Осведомленность о глобальных проблемах современности», «Опыт социального содействия и его оценка», «Намерение и решимость к социальному содействию», «Направленность на партнерство» и «Просоциальные ценности». Менее заметны, но достоверны различия по следующим элементам: «Мотивы социального содействия», «Личностные особенности», «Амбициозность».
Важно отметить гармонизацию профиля элементов компетенции у большинства участников эксперимента.
Применение того же математического метода позволило найти достоверные различия в эмоциональном, когнитивном и конативном компонентах установки к мигрантам до и после педагогического эксперимента только в экспериментальной группе. Более наглядно различия в уровне исследуемых показателей в экспериментальной и контрольной группах после формирующего эксперимента представлены на рисунках 1 и 2.
71
Рис. 1. Уровень сформированности элементов компетенции в социальном содействии (нумерация в соответствии со структурой) [5] после формирующего эксперимента
Рис. 2. Уровень выраженности компонентов социальной установки к мигрантам после формирующего эксперимента
Таким образом, исследование установки к мигрантам у представителей молодежи, которые реализовывали в своем поведении элементы социального содействия в течение года и повысили свою компетент-
72
ность, показало, что у значительной части из них (почти 87 %) происходит смена негативной или нейтральной установки на положительную. То есть именно при возрастании уровня компетенции в социальном содействии отмечалась положительная динамика в отношении лиц с иной культурой, в том числе мигрантам: они чаще рассматривались как источник иного, интересного мнения, объекты помощи, возможные коллеги в реализации целей жизни. В контрольной группе, где воздействие ограничивалось информацией и беседами на темы взаимопонимания различий между этносами, такой динамики обнаружено не было.
Наш опыт показал, что лекционные и дискуссионные способы формирования положительного отношения к мигрантам недостаточно результативны. Формирование толерантности, а также положительной установки к мигрантам происходит гораздо эффективнее в ходе повышения уровня компетенции в социальном содействии, в процессе самой деятельности, реализации просоциального поведения, в ходе совместного решения социально значимых проблем.
Эксперимент доказал, что с повышением компетенции в социальном содействии установка к мигрантам будет более осознанна, менее негативна и станет проявляться в сотрудничестве в решении социально значимых проблем, то есть специально организованное поведение, даже не связанное напрямую с взаимодействием с представителями иного этноса, изменяет отношение к представителям другой культуры.
К сожалению, педагогика поведения в России хотя и встречается в публикациях, но редка и не поддерживается рядом ученых. Однако мы считаем, что некоторые наши публикации, которые были подвергнуты определенной критике за близость к социальному бихевиоризму, имеют право на существование, хотя в них и существуют формулировки «формирование поведения», «миссия человека», а также немодное в настоящее время понятие «общественные интересы» [6].
Мы считаем, что процесс становления компетенции в социальном содействии может быть рассмотрен как важный фактор снижения остроты межэтнических противоречий и реализован в учреждениях общего среднего и высшего образования.
Список литературы
1. Миграционное движение населения Калининградской области за январь-март 2014 года. URL: http://kaliningrad.gks.ru/ (дата обращения: 05.05.2014).
2. О целевой программе Калининградской области «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 — 2017 годы». URL: http://gov39.ru/zip/ pereselenie2013-2017.pdf (дата обращения: 05.05.2014).
3. Отношение к мигрантам. Пресс-выпуск от 03.07.2013. Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/03-07-2013/otnoshenie-k-migrantam (дата обращения: 05.05.2014).
4. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы» : док. DECS / SC / Sec (96) 43. Берн, 1996.
5. Торопов П. Б. Исследование установки на социальное содействие: методы и методики // Социальное содействие: опыт без границ. 2013. № 1. С. 66 — 76.
6. Торопов П. Б. Формирование поведения: практическое применение идей бихевиоризма // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 81-85.
7. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58 — 64.
Об авторе
Павел Борисович Торопов — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: Toropov. pavel@gmail. com
About the author
73
Dr Pavel Toropov, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: Toropov. [email protected]