Научная статья на тему 'Социальное служение религиозных организаций как фактор устойчивого развития постсоветской России'

Социальное служение религиозных организаций как фактор устойчивого развития постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДОКТРИНЫ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костылева Т.А.

В статье анализируются основные положения концепции устойчивого развития, обосновывается необходимость социального партнерства религиозных организаций, государства, некоммерческих организаций, предпринимательства в целях укрепления межнационального согласия, результативности межконфессионального диалога, воспитания толерантности и веротерпимости, налаживания конструктивного межконфессионального диалога и сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное служение религиозных организаций как фактор устойчивого развития постсоветской России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

вождь, правитель и др. При этом, руководителем часто назначаютмужчину, опираясь на патриархальные стереотипы - мужчина лучший вождь.

Геополитическая особенность. Этот фактор характеризуется тем, что Россия имеет протяженную территорию, промежуточное положение между Европой и Азией, незащищенность границ естественными преградами, имеет развитую речную сеть.

Протяженность территории предопределила тот факт, что в течение веков экономическое развитие шло вширь, обеспечивалось за счёт количественных факторов (экстенсивный тип). Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это сохраняло архаичные традиции общинной организации деревенской жизни. Все эти характеристики наложили отпечаток на менталитет русского человека, на способность русского к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувству традиционного коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. В то же время вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.

Религиозный фактор. Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия - восточное христианство, православие - воспитала их душу. Именно различие Православия и католицизма делает наш менталитет особенным. Если для католичества характерно внешнее единство, то для православия - скорее единство внутреннее. Православие не стремится к прямой светской власти, концентрируя свое внимание на душах людей. На Западе христианство имело характер рассудочной отвлеченности - в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там раздвоение сил разума - здесь стремление к их живой совокупности.

В русском менталитете более развито эстетическое, художественное начало, а в Европе - рационализм, рассудочность, правовая сфера. Менталитет любого народа, так или иначе связан с историей. У русского народа, своя, не похожая на другие история.

Список использованной литературы:

1. Еромасова А.А. Русский менталитет: антропо-культурное своеобразие. СПб, 2011 42 с.

2. Кочнова К.А Языковая картина мира писателя: аспекты и методы исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология, журналистика. 2015. № 3. С. 53-57.

3. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.

© Клементьева К.А., 2015

УДК 364.054; 291.6

Т.А. Костылева

к. филос. н., доцент,

Югорский государственный университет, г.Ханты-Мансийск, РФ

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье анализируются основные положения концепции устойчивого развития, обосновывается необходимость социального партнерства религиозных организаций, государства, некоммерческих организаций, предпринимательства в целях укрепления межнационального согласия, результативности межконфессионального диалога, воспитания толерантности и веротерпимости, налаживания конструктивного межконфессионального диалога и сотрудничества.

Ключевые слова

Социальное служение, социальные доктрины, концепция устойчивого развития, социальное партнерство.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Социальное служение, межрелигиозное взаимодействие осмысливаются через призму реализации концепции устойчивого развития и толерантности.

Разговор о перспективах российского государства и общества побуждает обратиться к существующей концепции устойчивого развития. Эту концепцию можно рассматривать как модель, позволяющую решить или сгладить глобальные проблемы современности, в частности, проблему соотнесения потребности экономического роста и оздоровления экологической ситуации - проблему, затрагивающую все сферы общественной жизнедеятельности.

Церковь обращает внимание на упущение из виду в политических и научных рассуждениях об устойчивом развитии самого существенного в этой теории: «устойчивость развития» имеет лишь одно социальное измерение и один критерий - право будущих наследников на жизнь и на получение наследия предков - природного, культурного и духовного. Обеспечение этого права как основную цель социального служения видят представители религиозных общин и организаций.

Концепция устойчивого развития ноосферной цивилизации в России разрабатывается с учетом традиционных принципов народной культуры, соборности, восходящих к особому типу социально-экономических отношений.

Будущее зависит от того, насколько успешным будет поиск новых форм сотрудничества государства и негосударственных структур, которые бы позволили эффективнее бороться с бедностью, создать механизмы более справедливого обмена и распределения внутри общества и между странами с различным уровнем развития, изменить структуру потребления, сделать ее более рациональной, дружественной для окружающей среды.

Обеспечение устойчивого развития - это задача, которую нельзя решить лишь на уровне управленческих решений. Необходимо участие всех слоев населения, так как каждый человек значим и имеет право на развитие своих физических и духовных способностей. Поэтому концепция предусматривает привлечение всех слоев населения в процесс осуществления концепции устойчивого развития. Требуется приложение максимума усилий для ликвидации различных дискриминационных ограничений, еще существующих в мире: по полу, возрасту, национальному признаку - что будет способствовать усилению роли этих групп в создании предпосылок устойчивого развития.

Опираясь на признание тесной взаимосвязи экономического роста с проблемами сохранения окружающей природной среды и благосостоянием общества, концепция устойчивого развития предполагает комплексные действия, направленные на установление более справедливых социально-политических отношений в обществе и гармонизацию взаимодействия общества с природой, выходящие далеко за рамки экономических отношений. На одном из первых мест стоят вопросы, связанные с ликвидацией нищеты, решением демографических проблем, сохранением здоровья человека, улучшением экологических условий населенных пунктов и городов - вопросов, приоритетных для социально ориентированного государства.

Построение социального государства составляет важнейшую конституционную цель государственного строительства в современной России, и социальное служение гармонично вписывается в реализацию этой цели.

В условиях изменяющегося внешнего мира религия вынуждена искать актуальные средства воздействия на человека, что в конечном итоге требует обновления ее самой. Кроме того, посредством заботы о людях религиозные организации могут показать собственную значимость в секуляризованном обществе. В свое время католической церковью была выдвинута концепция aggiomamento - обновления церковной жизни, отвечающего требованиям и знамениям времени, а также выявления апостольской и пастырской миссии церкви. Обновление католической церкви должно было позволить ей стать способной к диалогу с остальными христианами.

В богословии религиозных конфессий, несмотря на их известную замкнутость и консервативность, происходят серьезные изменения. Начало XXI в. ознаменовалось становлением в отечественном богословии социального дискурса, о чем свидетельствует и выработка социальных учений, рассмотренных выше.

Действительно, необходимо, на наш взгляд, вести речь о социальном партнерстве не только религиозных организаций, но и государства, некоммерческих организаций, предпринимательства, так как

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

именно такое партнерство способно сделать более эффективным социальное служение религиозных организаций, вспомоществование, снимая при этом груз отдельных проблем с плеч государства.

Социальное служение религиозных организаций может способствовать укреплению межнационального согласия, результативности межконфессионального диалога, воспитанию толерантности и веротерпимости, налаживанию конструктивного межконфессионального диалога и сотрудничества, но только в том случае, если оно не будет связано с прозелитизмом, если религиозные организации не будут вступать в конкурентную борьбу друг с другом, а станут заинтересованными в благе общества партнерами. В рамках служения, консолидируя свои силы друг с другом, с государственными, общественными институтами и организациями, они способны решать даже такие глобальные задачи, как ведение активной борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Примером реализации стремления представителей различных религиозных учений и конфессий к диалогу служит экуменическое движение в современном христианстве.

В практике социального служения религиозных организаций существуют проблемы, решение которых, на наш взгляд, должно выстраиваться в соответствии с нижеследующими положениями.

1. Необходимо придать взаимодействию церковных и государственных структур, занимающихся решением социальных проблем, динамичный и стабильный характер, вопреки сложившейся практике периодического взаимодействия, осуществляющегося исключительно благодаря личным контактам и инициативным сотрудникам.

2. Требуют особого внимания такие проблемы, как несовершенство правовой базы благотворительной деятельности; отсутствие системы профессиональной подготовки церковных социальных работников; отсутствие координации в деятельности государственных, церковных и общественных организаций, занимающихся социальной работой; индифферентное отношение государственных чиновников к деятельности на территории России различных сект под видом благотворительных и гуманитарных организаций.

3. Нужно признать, что многие социальные проблемы порождены государством, его непродуманной политикой, а следовательно, и решаться эти проблемы должны в первую очередь государством и могут быть решены исключительно государственными мерами. Религиозные и общественные организации готовы помочь, и государство должно им предоставить возможность участия в социальной жизни, но нельзя решить все социальные проблемы ценой усилий общественных, благотворительных, религиозных организаций.

4. Необходимо развести в социальной сфере деятельность религиозных организаций, государственных органов и негосударственных объединений, определить место в едином поле социальной деятельности для различных конфессий.

5. В качестве общих ценностных установок для подлинного межрелигиозного диалога необходимо выявить общие мировоззренческие взгляды и традиции. Для мировых религий таковыми являются идея единства человечества, уважение прав и жизни каждого человека, свобода, терпимость, справедливость, солидарность, забота об окружающей среде.

На наш взгляд, такое социальное партнерство государства и религиозных организаций расширит возможность последних вести работу в области милосердия и благотворительности, получая необходимую поддержку в виде налоговых и иных льгот, материально-технического обеспечения и субсидирования, финансирования на конкурсной основе разработанных ими благотворительных программ и т.д.

Весьма продуктивными видятся:

- создание законодательной базы, регулирующей вопросы расширения и углубления взаимосвязей государства, благотворительных организаций, предпринимательства и религиозных организаций в сфере благотворительности;

- разработка совместных социальных программ и действий, носящих как кратковременный, так и долговременный характер;

- заключение соответствующих договоров между государственными и религиозными организациями, которые расширили бы возможности религиозных организаций вести работу в области

МЕЖДУНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

милосердия и благотворительности, получая необходимую финансовую поддержку от местных органов власти;

- подготовка кадров, обладающих определенными нравственными, психологическими и профессиональными качествами;

- регулярное проведение научных конференций, круглых столов и семинаров по проблемам благотворительности, в которых принимали бы участие представители государственных структур, ученые, представители различных конфессий, общественные деятели;

- содействие дальнейшему развитию благотворительной деятельности религиозных организаций, которая способствовала бы реализации концепции устойчивого развития и толерантности.

© Костылева Т.А., 2015

УДК 009, 001

И.А. Лебедев

К.ф.н., доцент кафедры философии Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, СПб, РФ

ГЕГЕЛЬ И НАРОДНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию значения философии Гегеля в социально-политических учениях Русского революционного народничества XIX века.

Ключевые слова

Прогресс, социализм, революция, идея, демократия.

Учение величайшего немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, вокруг которого уже полтора столетия длится острейшая борьба, многообразно и противоречиво. Наследие, оставленное Гегелем человечеству, велико и многогранно. Это значительно предопределило парадоксальность и полную драматизма история распространения гегелевских идей в России. Одни мыслители видели в них венец развития мировой науки, другие искали в гегелевской философии аргументы для обоснования политического консерватизма. Клерикалы говорили о безбожии гегелевского учения, его пантеизме и атеизме. Атеисты напротив, упрекали немецкого философа в уступках богословию.

Пионерами распространения философии Гегеля в России считаются А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые написали первые серьезные работы популяризации гегелевских идей в России в первой половине XIX века. Впоследствии философия Гегеля явилась одним из важнейших теоретических источников идеологии русской революционной демократии XIX века. «В русской социалистической литературе 40-х годов отчетливо просматривается два варианта философского обоснования социализма: первый, это социалистический идеал, опирающийся на определенные рационалистические философские положения, предстает либо как извечное требование «человеческой природы», либо как нечто неизбежно вытекающее из действия всеобщих законов развития мира, как требование «разума»» [2, с. 233].

Важнейшим вопросом, поставленным Герценом и Чернышевским, был вопрос о взаимоотношении философских идей, почерпнутых передовыми мыслителями-демократами России XIX века из учения Гегеля, и воодушевлявшего их социалистического идеала. Так Герцен в работе «О развитии революционных идей в России» писал: «Союз новой философии с социализмом представить себе не трудно», где под «новой философией» он понимал учение Гегеля, а под социализмом - теорию освобождения народа от уз политического, экономического и социального рабства. Там же, говоря о «социалистических тенденций» в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.