Научная статья на тему 'Социальное служение православного духовенства в тюрьмах периода Российской империи XIX в'

Социальное служение православного духовенства в тюрьмах периода Российской империи XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
781
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ТЮРЬМА / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ / RUSSIAN EMPIRE / SOCIAL SERVICE / CHARITY / PRISON / CLERGY / MORAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зубанова Светлана Геннадиевна

В статье рассматривается опыт благотворительного социального служения духовенства Российской империи в отношении заключенных. Анализируется состояние условий содержания осужденных в местах отбывания наказания, а также меры, принимаемые священнослужителями с целью духовно-нравственного исправления части общества, преступившей законодательные основы государственно-общественной жизни. Исследуется деятельность Обществ и Комитетов, возглавляемых священнослужителями и занимавшихся попечением тюрем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SERVICE OF THE ORTHODOX CLERGY IN PRISONS OF THE RUSSIAN EMPIRE OF THE 19TH CENTURY

The subject matter of the article is the experience of charitable social service of the clergy in relation to the imprisoned people in the Russian empire. The conditions in which the imprisoned were serving their sentences, as well as the steps that were taken by the clergy with the aim of moral improvement of this part of the society which has outraged the legal basis of the public and social life are analyzed in the article. The activities of the Societies and Committees which were headed by the clergy and which patronized the prisons are reviewed in the article.

Текст научной работы на тему «Социальное служение православного духовенства в тюрьмах периода Российской империи XIX в»

УДК 364.044.68

Зубанова Светлана Геннадиевна

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы Российского государственного социального университета (филиал в г. Люберцы), заведующий кафедрой иностранных языков Московского авиационного института -Национального исследовательского университета

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ТЮРЬМАХ ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX В.

Zubanova Svetlana Gennadyevna

PhD in History, Professor, Social Work Department, Russian State Social University (branch in Liubertsy), Head of the Foreign Languages Subdepartment, Moscow Aviation Institute -National Research University

SOCIAL SERVICE OF THE ORTHODOX CLERGY IN PRISONS OF THE RUSSIAN EMPIRE OF THE 19th CENTURY

Аннотация:

В статье рассматривается опыт благотворительного социального служения духовенства Российской империи в отношении заключенных. Анализируется состояние условий содержания осужденных в местах отбывания наказания, а также меры, принимаемые священнослужителями с целью духовно-нравственного исправления части общества, преступившей законодательные основы государственно-общественной жизни. Исследуется деятельность Обществ и Комитетов, возглавляемых священнослужителями и занимавшихся попечением тюрем.

Ключевые слова:

Российская империя, социальное служение, благотворительность, тюрьма, священнослужители, духовно-нравственное влияние.

Summary:

The subject matter of the article is the experience of charitable social service of the clergy in relation to the imprisoned people in the Russian empire. The conditions in which the imprisoned were serving their sentences, as well as the steps that were taken by the clergy with the aim of moral improvement of this part of the society which has outraged the legal basis of the public and social life are analyzed in the article. The activities of the Societies and Committees which were headed by the clergy and which patronized the prisons are reviewed in the article.

Keywords:

Russian empire, social service, charity, prison, clergy, moral influence.

Социальное служение Русской православной церкви (РПЦ) обширно и имеет глубокие исторические корни. Документы, которые регламентируют социальную деятельность РПЦ, выходили в свет дважды: в 2001 и в 2011 гг. [1].

Социальное служение является особой сферой общественной деятельности. В научно-исторических исследованиях принято понимать под социальным служением бескорыстную благотворительную деятельность, которая выходит за рамки профессиональных задач. Другими словами, социальное служение - это хобби добропорядочных, благотворящих людей, исполняющих христианские заповеди милосердия в отношении той части общества, которая нуждается в социальной, духовно-нравственной помощи.

В истории социального служения РПЦ были разные периоды, определявшиеся тем, что спектр компетенций Церкви в сфере социального служения зависел от характера государственно-церковных отношений. Возрождение традиции этого служения РПЦ в наше время является насущной и актуальной задачей в жизни российского государства как по причине серьезных социально-экономических проблем в обществе, так и в связи с существенным снижением уровня духовно-нравственной культуры социума.

В наше время Церковь оказалась лицом к лицу перед задачей широкомасштабно развернуть свою социальную деятельность. Для этого необходим опыт прошлого, изучение и систематизация его. Также не обойтись без учета конкретной современной ситуации и принятия компетентных решений, а главное - без подвижников церковного социального служения: благотворителей, жертвователей, волонтеров и прочих верных чад Церкви.

Опыт организации социального служения Церкви в XIX в. представляет интерес сегодня; возрождение некоторых направлений и форм социального служения могло бы способствовать решению конкретных острых социальных проблем в современном обществе.

Задачей РПЦ в XIX в. в решении социальных вопросов (в рамках ее микродименциональ-ной диаконии) [2] было воспитание христианской морали, нравственности и благочестия у членов общества, повышение уровня духовно-нравственной культуры. Для этого предпринимались попытки искоренения причин, порождавших зло. Например, проблемы нищенствующих решались

предоставлением им возможности зарабатывать себе на жизнь, и лишь отчасти - подачей милостыни; проблемы искоренения преступности решались не просто изолированием преступника от общества, а тем, что священник занимался духовным врачеванием осужденных, чтобы антисоциальный образ жизни не повторился.

Особенный вид социальной деятельности Церкви в области воспитания и развития духовно-нравственных основ жизни - социальное служение духовенства в российских тюрьмах. В работах исследователей этот вид служения РПЦ называется неодинаково; встречаются такие словосочетания синонимического ряда, как пастырское служение, патронат заключенных, тюремное попечительство, духовно-нравственное окормление осужденных.

С 1835 г. в России ссылка в монастырь осуществлялась только по Высочайшему повелению, а со второй половины XIX в. заключение в монастырь перестало быть явлением, распространенным широко [3]. Об этом Указ Святейшего Синода от 11 июля 1851 г. содержал следующее: «Заключение светских людей в монастыри (открытые эпитимии) не достигает цели и стеснительно для самих монастырей», по этой причине Синод рекомендовал отбывать наказание «негласно, под надзором отца духовнаго, каковая мера более действенная, способная возбудить в кающемся сознание совершенного им греха». Об этом пишет в своей монументальной книге В.Н. Никитин - один из первых авторов, исследовавших проблему тюремного социального служения (патроната или попечения) в России, длительное время занимавший пост директора Санкт-Петербургского комитета Общества попечительного о тюрьмах [4].

История социального служения тюремных священников в России начинается со времени правления императора Александра I, до которого состояние мест отбывания наказания характеризовалось крайней неустроенностью: «...в некоторых казармах теснота превеликая, крыши ветхи и грозят обрушиться и продовольствие арестантов не обеспечено. Тюремные сидельцы умирали без исповеди и причастия; настояние правительства перед духовенством о посещении их оставались без последствий, так как духовенство, поддерживаемое синодом, требовало жалованья, а дать его было не из чего» [5].

Общество попечительное о тюрьмах было учреждено императором Александром I в 1819 г. Этим было положено начало организационно-правовым основам деятельности губернских тюремных Комитетов и уездных Отделений. В члены Общества сразу стали вступать многочисленные желающие заниматься бескорыстной благотворительной деятельностью. В числе первых были митрополит Санкт-Петербургский Михаил и архиепископ Тверской Филарет (Дроздов), возглавивший впоследствии Московскую митрополию. Общество находилось под покровительством Александра I, который утверждал президента Общества и членов Комитета.

Целью вновь учрежденного Общества попечительного о тюрьмах провозглашалось нравственное исправление содержащихся в местах заключения преступников. Император приветствовал стремление членов Общества проявлять милосердие к заключенным в соответствии с христианскими заповедями: «был в темнице, вы пришли ко Мне» [6, с. 31].

В том же 1819 г. были Высочайше утверждены «Правила для Общества попечительного о тюрьмах», регламентирующие меры по оказанию помощи осужденным в России. В числе этих «Правил.» и пункт о «наставлении в правилах христианского благочестия и доброй нравственности.» и «Правило XI. Снабжение книгами Священного Писания и другими духовнаго содержания книгами. <...> Наставление и поучение священника, когда и где возможно такового иметь, весьма нужны и содействуют благотворной цели попечения о тюрьмах. Если найдется средство, при которой тюрьме устроить и церковь, то сие есть превосходным учреждением для душевной пользы содержащихся. Провождение воскресных и праздничных дней в благочестивых чтениях, беседах и молитве, поставляется в обязанность для Начальства тюремнаго, вводить между заключенными, общими стараниями с Комитетом попечительным» [7].

С 1820 г. Тюремный Комитет все активнее способствовал открытию на свои средства тюремных церквей, финансируя при этом и содержание причта. Деятельность РПЦ в тюрьмах определялась не только церковным установленным порядком, но и определениями Комитета Общества Попечительного о тюрьмах, и непосредственно тюремным ведомствами. Так, например, в Уставе о содержащихся под стражей [8, т. XIV] имеются следующие определения о тюремных церквях: «Ст. 226. Исправление нравственности заключенных есть один из главных предметов попечительства и занятий тюремных комитетов и отделений. Ст. 227. <...> Тюремные Комитеты и Отделения должны заботиться о сооружении церквей при тех тюрьмах, где оных не имеется. Ст. 307. В праздничные дни арестанты посылаются в церковь для слушания Божественной Литургии» [9].

Духовенство в Российской империи XIX в. достаточно внимательно относилось и к нарушителям в воинских частях. В них устраивались часовни, и приходские священники имели указание

от митрополита осуществлять патронат военных заключенных. В 1869 г. были утверждены правила, вошедшие в Свод Военных Постановлений, которые касались развития у арестантов «грамотности религиозного элемента» [10]. Приведем выдержку из Правил: «Грамоте обучают арестантов унтер-офицеры, под руководством и в присутствии священника, или помощника начальника роты. <...> В воскресные и праздничные дни и накануне их, арестанты выводятся в церковь, для слушания Богослужения. При этом соблюдается: <...> б) чтобы испытуемые выводились отдельно от исправляющихся, и занимали в церкви особо назначенные для них места. Посторонние лица в церковь не допускаются. В воскресные и праздничные дни, по исправлении хозяйственных в роте работ, арестанты разряда исправляющихся и те из испытуемых, которые не содержатся в одиночном заключении, собираются в столовую, и, оставаясь в ней до обедни, слушают чтение Св. Писания. Арестанты православного исповедания обязаны в течение Великого Поста говеть поочередно, а других христианских исповеданий исполняют эту обязанность по обрядам своей Церкви, когда представится к тому возможность» [11].

Комитет Общества Попечительного о тюрьмах организовывал школы для желающих обучаться грамоте, в которых преподавали местные священники.

В 1879 г. в Российской империи при тюрьмах имелось 165 церквей, некоторые из которых были устроены на деньги благотворителей. Об том свидетельствует архивная переписка Министерства Внутренних Дел, обер-прокурора Св. Синода, сохранившаяся до наших дней в Фонде № 123 Общества попечительного о тюрьмах [12]; например, «об устройстве церкви при женском отделении тюрьмы в доме Соколова» [13]. Там, где не было церквей, богослужение совершалось в часовнях, устроенных в отдельных камерах или же просто в камерах. Вопросы штатной укомплектованности тюремными священниками мест лишения свободы были в ведении Попечительных о тюрьмах комитетов, которые практически никак не решали проблему материального достатка священников. Тюремный священник, согласно архивным документам ГАРФ [14], получал жалование из государственной казны, которое было меньше зарплаты смотрителя тюрьмы и практически уравнивалось с жалованием фельдшера, надзирателя, сторожа. Об этом свидетельствует архивное «Циркулярное предписание городских тюрем»: иногда размер оплаты труда священника составлял до 40 р. в год [15].

Часто труд духовенства в местах заключения оставался без оплаты. Особенно это было характерно для губернских и уездных городов России. Церкви, находившиеся территориально при тюрьмах, имели крайне бедственное состояние из-за отсутствия достаточных средств для поддержания даже внешнего вида. Сумма пожертвований от тюрем на церкви России в 80-е гг. XIX столетия за 10 лет составила 67 375 р. 57 3/4 к. или в год 6 700 р. - на 165 церквей, то есть на 1 церковь в год - 40 р. [16]. Если основу материального благополучия сельского духовенства составляли пожертвования прихожан, то тюремный священник имел дело с паствой преступников, которая никак не могла быть приравнена к обыкновенной пастве прихожан, и рассчитывать на какую-либо материальную поддержку с ее стороны не приходилось.

В 1878 г. было учреждено петербургское Общество Патроната [17] для несовершеннолетних рецидивистов Коломенского полицейского дома. По своему уставу это Общество имело право открывать отделения на всей территории Российской Империи. Подопечные не имели определенных занятий и места жительства, поэтому их выход на свободу предвещал возвращение вновь в тюремную камеру. Общество Патроната трудоустраивало своих подопечных и снабжало одеждой. В воскресные дни управитель Общества обязан был обеспечить присутствие всех опекаемых на Литургической службе в Церкви, затем - на занятиях в воскресной школе.

Во главе тюремных Комитетов стояли директора и вице-президенты, на должности которых часто назначались лица духовного звания, причем не ниже протоиерея. Например, директором пермского губернского тюремного комитета был протоиерей Евгений Попов; директором Дмитровского тюремного комитета - архимандрит Виктор [18].

Священнослужители, исполнявшие свое служение среди заключенных, составляли для своих подопечных специальные молитвословы, которые подвергались тщательному рецензированию представителей высших церковных чинов, после чего давалось заключение Обер-прокурора Св. Синода. Так, например, на ходатайство об издании молитвенника для заключенных, составленного священником Евгением Поповым и отрецензированного архимандритом Гела-сием, имеется в архивах отрицательная резолюция Обер-прокурора Св. Синода: «Молитвенник оказался неудовлетворительным» [19].

Кроме составления молитвенников, некоторые священнослужители занимались написанием поучительных книг, например, «Поучение к подсудимым и ссыльным» (1862 г.) священника Евгения Попова [20].

Общества Попечительные о тюрьмах в Российской империи имели особенно большой размах деятельности во второй четверти XIX в. Усилиями Обществ заключенные были заняты общественно полезными работами; они получали литературу из тюремных библиотек, с ними проводились беседы священнослужителями и занятия по обучению грамоте; места лишения свободы, по мере возможности, обустраивались; возводились новые здания, строились тюремные церкви или устраивались молельные комнаты в специально приспособленных камерах [21].

Одной из основных задач их деятельности оставалось всегда нравственное исправление осужденных. О таком направлении деятельности свидетельствует документ, хранящийся в Архиве Канцелярии Общества Попечительного о тюрьмах «О исправлении нравственности пересылаемых арестантов посредством духовного их назидания во время пути» [22]. Документ гласит: «Государственный Совет <...> обратил внимание на способы к исправлению нравственности преступников, признал весьма полезным употреблять меры духовного назидания как при отправлении преступников в Сибирь, так и во время пути их» [23].

В Святейшем Синоде было составлено руководство для священнослужителей. Для иллюстрации гуманистических, христианских подходов к решению священником сложных нравственно-психологических задач приведем одно из «Правил для назидания пересылаемых в Сибирь преступников в обязанностях веры и нравственности, во время следования их к местам назначения» - правило № 5: «Священник должен беседовать с христианской любовью, простотою и снисхождением и тщательно остерегаться, чтобы не говорить уничижительно и оскорбительно. Ибо низко преступление, а человек достоин сострадания» [24].

Примером морально-нравственного воспитания заключенных может служить опыт священника Иосифа Фуделя, который в течение 15 лет (1892-1907) осуществлял патронат осужденных Бутырской тюрьмы [25].

Тюремные Общества в Российской империи просуществовали до 1893 г., потом они были преобразованы в Тюремно-благотворительные комитеты, которые лишились большинства полномочий за исключением вопросов материальной помощи заключенным. В течение 1918-1919 гг. церкви в российских тюрьмах закрылись и прекратилось посещение тюрем священнослужителями. Общество попечительное о тюрьмах, распространявшее свою благотворительную деятельность на места лишения свободы, и было ликвидировано в связи с учреждением в январе 1918 г. Тюремной коллегии при Народном комиссариате юстиции РСФСР.

Таким образом, духовно-нравственному врачеванию осужденных уделялось особенное внимание в социальном служении священнослужителей в российских тюрьмах в XIX в.: активно участвовали в деятельности Комитетов Общества Попечительного о тюрьмах архипастыри; церкви при тюрьмах устраивались в городах, где успешно работали Комитеты и Отделения Общества Попечительного о тюрьмах.

Приведенным анализом не исчерпывается все многоплановое социальное служение Русской православной церкви в отношении заключенных в XIX в. В рамках одной статьи невозможно осветить огромный социально-исторический опыт этого служения. Однако, представленные в данной работе материалы свидетельствуют о том, что многие формы и методы социального служения РПЦ остаются актуальными и сегодня. В настоящее время во многих исправительно-трудовых учреждениях открыты православные храмы, часовни или молельные дома. Священники патронируют заключенных, проповедуют Евангелие, совершают богослужения, способствуя смягчению сердец людей, преступивших закон, и многих приводят к истинному раскаянию. Вместе с этим, постоянные поучения священника, разъясняющего заключенным важнейшие догматы религии и приводящего им разнообразные примеры христианской жизни, пробуждают в них готовность с терпением и смирением переносить наказание за совершенные преступления и воздерживать себя от них в будущем.

Поэтому одна из основных задач тюремного социального служения православного духовенства, поставленных государством и современным обществом перед Церковью: через духовно-нравственное возрождение заключенных содействовать их ресоциализации во время отбывания срока наказания и после их освобождения.

Ссылки:

1. Основы социальной концепции РПЦ // Информ. Бюл. № 1. Апрель, 2001; О принципах организации социальной работы в РПЦ // Док. от 04.02.2011. URL: patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 20.03.2014).

2. Дорская А.А. История социального служения Русской Православной Церкви (Рецензия) // История. Право. Политика. 2010. № 1. С. 12.

3. Скоморох О. Пастырское служение в тюрьме в настоящее время. СПб., 1998. URL: http://otechnik.narod.ru/skomor-cvp_1.htm (дата обращения: 20.03.2014).

4. Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи, со времен возникновения русской тюрьмы до наших дней. 1560-1880 г. СПб., 1880. С. 398.

5. Фридман Е.Ф. Материалы к изучению тюремного вопроса. СПб., 1894. С. 5.

6. Новый Завет. Евангелие от Матфея. М., 1992. Гл. 25-36. С. 31.

7. Дело об учреждении Комитета Общества попечительного о тюрьмах // РГИА. Ф. 1287. Оп. 11. Д. 1858.

8. Свод Законов Российской Империи: в 5 кн. СПб., 1912. Кн. 5.

9. Коковцов В.Н., Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб., 1894. С. 324-329.

10. Свод Военных Постановлений. СПб., 1869. Кн. IV.

11. Никитин В.Н. Быт военных арестантов в крепостях. СПб., 1873. С. 25, 37.

12. Зубанова С.Г. Социальное служение волонтера: учеб. пособие. М., 2012. С. 51.

13. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 637. Л. 5.

14. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 506. Л. 12.

15. ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 50. Л. 70-76.

16. Сборник сведений по общественной благотворительности. СПб., 1886. Т. 7. С. 447.

17. Зубанова С.Г. Социально-историческая роль Русской Православной Церкви в XIX столетии. М., 2002. С. 138.

18. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 438. Л. 6.

19. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 447. Л. 6-13.

20. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 279. Л. 31.

21. Галкина Н.И. Институт тюремного попечительства в Российской империи и его особенности на Кубани: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. URL: http://lawtheses.com/institut-tyuremnogo-popechitelstva-v-rossiyskoy-imperii-i-ego-osobennosti-na-kubani (дата обращения: 20.03.2014).

22. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 85. Л. 21.

23. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 85. Л. 3-8.

24. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 85. Л. 10-12.

25. Фудель С.И. Собрание сочинений: в 3 т. Воспоминания. У стен Церкви. Воспоминания об отце Николае Голубцове. Моим детям и друзьям. Письма / сост., подгот. текста и коммент. прот. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной; предисл. прот. В. Воробьева. М., 2001. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.