Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сиротство / методология исследования / семья / социальные процессы / социализация / трудовые отношения / устойчивое развитие / фундаментальное образование / orphanhood / research methodology / family / social processes / socialization / labor relations / sustainable development / fundamental education
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Логвиненко В.П.

D.Ed., профессор, академик МАФО, первый вице-президент Международного консорциума фундаментального

образования

consortium@live.ru

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Ключевые слова: сиротство, методология исследования, семья, социальные процессы, социализация, трудовые отношения, устойчивое развитие, фундаментальное образование.

Keywords: orphanhood, research methodology, family, social processes, socialization, labor relations, sustainable development, fundamental education.

На данном этапе выбранная проблематика исследования вновь является актуальной в связи с всплеском уровня детской беспризорности и углублением социальных противоречий в обществе.

Проблема сиротства возникла в 1950-е гг., причем стремительная урбанизация общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения усугубляли данную проблему. В это время появились первые отказные дети. С середины XX в. сиротство как социальное явление стало приобретать угрожающие масштабы. Академик Н.Д. Ни-каноров отметил, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме»1.

На начало 2002 года число беспризорных в стране составляло более миллиона человек2, тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры и создание системы профилактических мероприятий, по данным МВД в последние годы в РФ дети вновь стали чаще уходить из дома. За 2019 год было выявлено 75,5 тысяч беспризорных несовершеннолетних. Годом ранее их количество составляло 68,7 тыс.3

На данном этапе проблематика сиротства вновь стала актуальной в связи с всплеском уровня детской беспризорности и углублением социальных противоречий в обществе.

Рассмотрим теоретико-методологические основы формирования подходов к изучению и принятию мер по оптимизации ситуации в данном направлении.

Если исходить из того, что в новой посткоммунистической реальности исследователи делают попытки найти новые подходы и методы решения демографических и других социальных проблем, одной из который является проблема детского сиротства, то появление понятия «социальное сиротство» как социального явления, обусловленного «наличием в обществе детей, оставшихся без родительского попечения и опеки4, обусловлено именно этими условиями.

В словаре советского периода Д.Н. Ушакова «сирота» - это «ребенок или несовершеннолетний, отец и мать или один из родителей которого умерли»5. Однако, если учесть, что в русском языке слово «сирота» берет начало от прилагательного «сиръ» со значением «безродный, одинокий» и является синонимом современному русскому «сирый», обозначающему «одиноких, бедных, осиротелых»6, то становится понятным, почему в современном языке слово «сирота» используется и как синоним одиночества, бедности, зависимости, отчуждения от общества и отсутствия жизненных навыков.

С распадом СССР в декабре 1991 года население всех республик попало в зону системного кризиса. С вводом частной собственности, трансформации социально-экономической модели экономики произошло расслоение общества и его дифференциация по имущественному и материальному принципам. Для значительной части населения была разрушена система ценностей, утрачены жизненные смыслы, ориентиры и перспективы. Значительная часть людей, работающих на благо страны, достигших своим трудом определенного социального статуса, оказались на обочине жизни, вынуждены были заниматься неквалифицированным трудом, в основном в сфере мелкой торговли (челночники, сфера услуг) и пр. Немногочисленные программы (в основном на основе гранатовых зарубежных программ) по социальной поддержке населения выявили острую потребность людей, не имеющих явных предпринимательский наклонностей (исполнителей), в специальной образовательной переподготовке, психологической поддержке, включающей помощь в овладении навыками коммуникации. Однако таких программ не было или было недостаточно. Люди были брошены на произвол судьбы. Интеллигенция, бывшие военнослужащие, пенсионеры, рабочие предприятий,

1 Проблемы социального сиротства в современной России. - https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18234

2 Ненужные дети России. - http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0113/tema01 .php

3 Самое слабое звено: в России растет число беспризорных детей // News.ru. 10.04.2020.

4 Багаева Е.Н. Социальное сиротство: явление, особенности, социальное значение // Социальное сиротство: проблемы профессионального обучения, трудоустройства и социальной интеграции. - М., 2005. - С. 23.

5 https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=69865

6 https://ru.wikipedia.org/wiki

обреченных на вымирание, и другие категории населения по существу заняли нишу социального сиротства (изгои). В теории, отражающей особенности социальных деформаций при капитализме, эта проблема рассматривается в контексте социального исключения. Как отмечено в работе «Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика экс-клюзии», в современном российском обществе существует колоссальный разрыв в обеспеченности различных групп населения экономическими, социальными, культурными, властными, квалификационными и иными видами ресурсов. Особенно тревожно, что у определенной части россиян эти ресурсы практически полностью отсутствуют, а значит, некоторая часть российского населения не просто бедна - она оказалась на периферии социального пространства, практически утратив связи с остальной частью общества1. Под эксклюзией автор понимал «механизм, отделяющий группы людей от главного социального потока», введенный Э. Гидденсом2.

Современная западная наука концентрирует свои усилия на обосновании социальных явлений включение/исключение. В публикации «Социальное включение/исключение как принцип структурации современного общества» обращает на себя внимание следующее замечание автора: «Изначально определения понятия «социальное исключение» тесно переплетаются с понятиями «депривация» и «дискриминация». Весьма близкое к современному смыслу исключения определение депривации дал еще А. Смит, обозначив ее как «неспособность появляться на публике без стыда». Развивая идеи классика, нобелевский лауреат А. Сен, заменяет понятие «бедность» понятием «исключение», которое интерпретируется как поиски обстоятельств, в которых личность является абсолютно депривиро-ванной в способности функционировать (действовать или существовать), не испытывая стыда»3.

Анализ научных публикаций дает основание утверждать, что отечественная социально-гуманитарная наука проявляет тенденцию к рассмотрению проблематики современной России с позиций методологии Запада. Параллельно с этим следует отметить, что при реконструкции всех институтов государства постсоветского периода, несмотря на многочисленные попытки, государство не предъявило обществу системную оценку и обоснованное стратегического видение перспектив развития, что не позволяет и на данном этапе сделать адекватные выводы и выработать адекватные меры в отношении перспектив социального развития, в том числе по заявленной проблематике. Тем не менее, при ее анализе важно учитывать, что Россия является социальным государством, а значит, все социальные деформации (исключение, радикализация, увеличение уровня беспризорности, смертности, демографического спада и др.) необходимо рассматривать в качестве индикаторов (признаков) неустойчивости социальной системы государства. В этом контексте зарождающийся дискурс о социальной интеграции, рассматривающий сиротство как проблему общества в целом, является, на наш взгляд, безальтернативным.

Проблема сиротства тесно связана с проблемой детской беспризорности как социального явления ослабления попечения от родителей или попечителей и полного отстранения несовершеннолетнего от семьи, сопряженной с утратой места жительства и занятий. Т.е. при рассмотрении проблем сиротства и беспризорности невозможно абстрагироваться от семьи как института формирования человека, личности и гражданина и (наряду со школой) первичной социализации ребенка, а также института взаимопомощи и социальной ответственности, в том числе за представителей старшего поколения. Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многозначно и его научное определение считается довольно затруднительным. Рассмотрим одно из современных определений: «Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью хозяйственной деятельности и общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Специфика этого социального института согласно теории состоит в том, что семья:

обладает устойчивой структурированной организацией из двух и более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами;

выступает как саморегулирующаяся система;

существует как санкционированный обществом союз»4.

Но это идеальный вариант семьи, то, что характерно для здоровой семьи. Для достижения устойчивой структурной организации семьи необходимо наличие устойчивых связей (гармоничных отношений) между ее членами. Нарушенные коммуникации свидетельствуют о неустойчивости семьи как системы, что зачастую приводит к ее распаду.

На современном этапе актуальным является представление об обусловленности состояния семьи социальными процессами в обществе, улучшением экономической и политической ситуации, совершенствованием законодательства.

На наш взгляд, продуктивно рассматривать семью как систему, находящуюся на стыке биологического и социального.

1 Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии: автореферат дисс. на соискание уч. степени д.соц.н. - Ростов-на-Дону, 2007.

2 Giddens A. The Third Way The Renewal of Social Democracy. - Cambridge, 1998. - P. 105.

3 Дмитриева А.В. Социальное включение/исключение как принцип структурации современного общества // Социологический журнал. 2012. - № 2. - С. 98-114.

4 https://www.grandars.ru/college/sociologiya/semya-kak-institut.html

мента социума. В семье человек получает естественные навыки взаимодействия и зачатки искусственных (цивилиза-ционных) навыков.

Проведенный анализ подтверждает указания на то, что: «В настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании процесса ресоциализации беспризорных детей. Недостаточно полно раскрыты механизмы данного процесса, не разработаны условия, формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти муниципальных образований с различными службами и учреждениями по профилактике и преодолению беспризорности»1.

В российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей или попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм семейного устройства. Однако наряду с другими аспектами этого процесса, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отмечает бессмысленные требования нынешнего законодательства - «обязанность органов опеки в семидневный срок [после изъятия ребенка из семьи] подать в суд на лишение родителей прав, хотя в каждом случае этот

2

вопрос должен решаться индивидуально» .

Возвращаясь к проблеме социального сиротства, отметим, что она тесно коррелирует с проблемой бедности. На данном этапе, по данным Росстата ниже черты бедности находится около 20 млн. человек, а по нашим оценкам - около 80 процентов населения. Увеличивается разрыв между социальными группами в обеспечении удовлетворения необходимых жизненных потребностей человека. Невозможность самореализации и содержания на своем обеспечении подрастающего поколения и родителей является угрозой для устойчивого развития и самого существования государства как такового. Люди, умирающие от голода в мирное время, не будут защищать государство. В такой ситуации биологические потребности начинают превалировать над социальными, что приводит к социальным деформациям и создает почву для проявления и возникновения деструктивных процессов (коррупция, воровство, грабежи, убийства, предательство и т.д.).

Академик РАН В.Н. Кудрявцев определил социальные деформации как нарушения социальных норм, отклонения от них, что приводит всю систему в целом, и в частности, ее подсистемы к необратимым разрушительным про-

3

цессам .

Приведенные аспекты явления социального сиротства, отражающего кризисные проблемы общества, целесообразно учитывать при разработке и реализации национальных программ и принятии иных антикризисных мер и могут быть использованы при попытке заинтересованных институтов осуществить ситуационный системный анализ проблемы и разработать действенные меры по выходу из кризиса в режим устойчивого развития.

Научно-общественное сообщество Международной Академии Фундаментального Образования и Сетевого консорциума непрерывного образования готовы оказать содействие в реализации таких намерений, разработке интеллектуальных технологий устойчивого развития, в том числе моделей УР отдельных территорий России и страны в целом на основе социального партнерства.

1 https://kpfu.ru/staff_files/F220846692/Monografiya._Valeeva_Ildarhanova_Iskandrova_pdf

2 https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/11/16/847138-zakonoproekt-detei?utm_campaign=editorchoise2112020&utm_con tent=847138-zakonoproekt-detei&utm_medium=email&utm_source=vedomosti

3 https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_deformaciya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.