Научная статья на тему 'Социальное самочувствие жителей Хабаровска и Хабаровского района в 2014 г'

Социальное самочувствие жителей Хабаровска и Хабаровского района в 2014 г Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING / ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ / SOCIAL WELL-BEING INDICATES / МАССОВЫЙ ОПРОС / MASS SURVEY / ХАБАРОВСК / KHABAROVSK / ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН / KHABAROVSK REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клиценко Максим Вадимович

В работе рассматриваются некоторые результаты исследования социального самочувствия жителей Хабаровска и Хабаровского района, полученные в ходе массового опроса летом 2014 г. Расхождения, выявленные в ответах на отдельные вопросы, наглядно демонстрируют специфику подобного рода исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Клиценко Максим Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Well-Being of Khabarovsk and Khabarovsk Region’s Citizens in 2014

Some results based on data of the mass survey of social well-being of inhabitants of Khabarovsk and Khabarovsk region in the summer of 2014 are discussed in this paper. Discrepancies identified in the responses to some questions are demonstrated the specificity of this kind of research.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие жителей Хабаровска и Хабаровского района в 2014 г»

V-XipC 3

кегианааистика

л/,.. ' I br/;" t ' -• ' ' X г„':,

веш'^*..... — j 1 If jg., ШнакцйьЬнКа |ЦЙ||Й

*

//

5Р J % У ■5? a, jffiv1

SV"

DOI: 10.14530/reg.2014.

СООБЩЕНИ1

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЖИТЕЛЕЙ ХАБАРОВСКА И ХАБАРОВСКОГО РАЙОНА В 2014 Г.

В работе рассматриваются некоторые результаты исследования социального самочувствия жителей Хабаровска и Хабаровского района, полученные в ходе массового опроса летом 2014 г. Расхождения, выявленные в ответах на отдельные вопросы, наглядно демонстрируют специфику подобного рода исследований.

Социальное самочувствие, индикаторы социального самочувствия, массовый опрос, Хабаровск, Хабаровский район

КЛИЦЕНКО Максим Вадимович

Преподаватель, аспирант Тихоокеанский государственный университет, ул. Тихоокеанская, 136, Хабаровск, Россия, 680035

KLITCENKO

Maksim

Vadimovich

Teacher, graduate student

Pacific National University, 136, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680035

SOCIAL WELL-BEING OF KHABAROVSK AND KHABAROVSK REGION'S CITIZENS IN 2014

Some results based on data of the mass survey of social well-being of inhabitants of Khabarovsk and Khabarovsk region in the summer of 2014 are discussed in this paper. Discrepancies identified in the responses to some questions are demonstrated the specificity of this kind of research.

Social well-being, social well-being indicates, mass survey, Khabarovsk, Khabarovsk region

grekk27@yandex.ru

© Клиценко М.В., 2014

1 згноналистика

/ . ■ '.: 1 .. " --"т&'Г^ ' >' 1 \ '. % \

Гч------- 1 а »--Г"- ■ 1 • .-- ■, 1 у.

К-1ГГ IV

/ ж

"5? а, ЖГ

-V

ш

В данной работе под социальным самочувствием населения понимается интегральная оценка условий и качества жизни населения, определяемая посредством индикаторов физической, эмоциональной и ментальной привязанности к месту прожи-вания1.

Одной из основных проблем в изучении социального самочувствия является выбор индикаторов, которые позволят наиболее объективно описать состояние общества в конкретном временном промежутке [1]. Необходимо учитывать и то, что рассматриваемый феномен сложно поддаётся измерению, поскольку носит в первую очередь эмоциональный, а не рациональный характер [5, с. 79].

Летом 2014 г. при поддержке Правительства Хабаровского края был проведён социологический опрос, нацеленный на выявление наиболее острых, по мнению жителей Хабаровска и Хабаровского района, проблем. Всего в опросе участвовало около 600 жителей г. Хабаровск и около 200 жителей прилегающих к этому городу сельских населённых пунктов (с. Ильинка, п. Хор, п. Сергеевка, п. Георгиевка, п. Фе-доровка). Для сбора информации использовался поквартирный обход, в ходе которого проводилось очное индивидуальное анкетирование.

В опросе использовалось более 35 индикаторов социального самочувствия, в том числе такие, которые позволили оценить отношение жителей к таким проблемным вопросам, как сфера образования, качество медицинской помощи, организация мероприятий для занятий физической культурой и спортом, качество жилищно-коммунальных услуг, транспортное обслуживание и т. д. В настоящей работе освещена лишь часть полученных данных.

Оценка каждого из 35 индикаторов предполагала использование нескольких конкретных вопросов. Смысловыми анало-

001: 10.14530/гед.2014. _

1 Автор не одинок, придерживаясь подобной точки зрения (см., например, [2]).

гами оценки «удовлетворён» в анкете выступали такие слова, как «устраивает», «нравится», в эту группу также были включены ответы, в которых отсутствовали замечания и претензии.

Остановимся несколько подробнее на некоторых оценках социального самочувствия. Одним из первых в анкете шёл блок вопросов, касающихся образования. Как известно, образование определяет положение человека в современном обществе, его профессиональную деятельность, обеспечивает приобретение новых знаний и навыков и повышение общего уровня культуры [4, с. 54]. Данный блок был разделён на три части в соответствии с видами образовательной деятельности: вопрос о дошкольном образовании, вопрос об общем образовании и вопрос о дополнительном образовании. В таблице 1 показано, как отвечали респонденты на данные вопросы.

Как видно из приведённых данных, хабаровчане довольно положительно оценивали качество образования в дальневосточной столице. В сравнении с ними оценки жителей пригородных посёлков были более неуверенными. Впрочем, и здесь суммарная доля положительных ответов значительно превышала долю отрицательных оценок. В целом образованием были удовлетворены 51% опрошенных, неудовлетворены - 35%.

Следующим важным индикатором социального самочувствия выступила оценка здравоохранения (табл. 2).

Анализ ответов на вопросы относительно удовлетворённости оказываемой медицинской помощью показывает, что не удовлетворено здравоохранением более половины (54%) опрошенных, в целом довольно им - только 36%.

На общем негативном фоне можно выделить лишь работу скорой медицинской помощи, которую оценили несколько выше в сравнении с другими службами здравоохранения.

На фоне кризиса среди турагентов и

Распределение ответов на вопросы относительно удовлетворённости услугами сферы образования, %

Место проживания респондентов Варианты ответов

да скорее да скорее нет нет затрудняюсь ответить

Дошкольное образование

Хабаровск 16,28 27,79 25,84 15,04 15,04

пригородные населённые пункты 6,61 50,41 24,79 8,26 9,92

Общее образование

Хабаровск 17,26 34,16 25,09 12,81 10,68

пригородные населённые пункты 9,24 55,46 20,17 6,72 8,40

Дополнительное образование

Хабаровск 21,51 30,11 19,89 14,34 14,16

пригородные населённые пункты 7,44 32,23 26,45 11,57 22,31

Таблица 2

Распределение ответов на вопросы относительно удовлетворённости медицинской помощью, оказываемой медицинскими работниками, учреждениями и службами, %

Место проживания респондентов Варианты ответов

да скорее да скорее нет нет затрудняюсь ответить

Участковый врач поликлиники / фельдшер

Хабаровск 16,87 20,00 30,26 25,57 7,30

пригородные населённые пункты 4,96 37,19 36,36 12,40 9,09

Врачи-специалисты поликлиники

Хабаровск 9,77 20,07 34,90 30,89 4,36

пригородные населённые пункты 2,50 25,83 40,83 18,33 12,50

Скорая медицинская помощь

Хабаровск 15,10 31,94 25,52 17,19 10,24

пригородные населённые пункты 9,09 38,84 32,23 9,92 9,92

Стационарная медицинская помощь

Хабаровск 8,07 20,18 31,58 25,61 14,56

пригородные населённые пункты 2,48 23,14 43,80 13,22 17,36

т 87

Л

кегиана листика

_

\\;\.Л

< /• Л

V С,:. \

"Г""'-'

\Б>ЕЛЬ

Р

туроператоров, не так давно разразившегося в России, в том числе банкротства крупных игроков на рынке туристского бизнеса, дополнительный интерес вызывает оценка общественного мнения в отношении сферы туризма (табл. 3).

DOI: 10.14530^.2014.4 - -

с аналогичным периодом 2013 г. и на 40 тысяч меньше в сравнении с аналогичным периодом 2012 г. [3].

Следующий блок вопросов касался качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Как и ожидалось,

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос относительно удовлетворённости

развитием туризма, %

Место проживания респондентов Варианты ответов

да скорее да скорее нет нет затрудняюсь ответить

Хабаровск 13,18 23,02 21,97 23,73 18,10

пригородные населённые пункты 4,17 10,83 21,67 35,00 28,33

В ответах на вопрос относительно удовлетворённости развитием туризма наглядно виден контраст между оценками городского и сельского населения. Однако в целом негативное мнение преобладало. Напомним, что опрос проводился в период спада туристского рынка в России в целом и в Хабаровском крае в частности. Отрицательные ответы респондентов также могут объясняться высокими ценами на авиа-и железнодорожные билеты, удалённостью от центра России и рядом других причин. Нужно признать, что полученные в ходе опроса результаты были вполне предсказуемы и подкрепляются соответствующими фактами: за первую половину 2014 г. за границу выехало 116,5 тысяч хабаровчан, что почти на 26 тысяч меньше в сравнении

очень небольшая доля респондентов полностью удовлетворена качеством этих услуг (табл. 4). Однако анализ результатов анкетирования в разрезе отдельных видов услуг ЖКХ (теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение) выявил некоторое противоречие в массовом сознании жителей: респонденты оказались по большей части довольны отдельными «составляющими» (табл. 5).

Другими словами, если в целом качество услуг жилищно-коммунального хозяйства, по мнению респондентов, не соответствует норме, то работа ключевых элементов этого хозяйства не вызывает значительных нареканий. Таким образом, устоявшаяся «стереотипная» оценка не подкрепляется на уровне более частных и

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение ответов на вопрос относительно удовлетворённости оказываемыми жилищно-коммунальными услугами в целом, %

Место проживания респондентов Варианты ответов

да скорее да скорее нет нет затрудняюсь ответить

Хабаровск 9,38 19,44 26,56 38,72 5,90

пригородные населённые пункты 10,92 29,41 23,53 21,01 15,13

ТГГЧ^С ' V -■ ' : , 11

regionalistica.org 2014 Том 1 № 4 88

-I / Ш к *Ь> г, . ' /

Таблица 5

Распределение ответов на вопросы относительно удовлетворённости качество отдельных жилищно-коммунальных услуг, %

Место проживания респондентов Варианты ответов

да скорее да скорее нет нет затрудняюсь ответить

Теплоснабжение

Хабаровск 35,90 43,43 11,21 6,48 2,98

пригородные населённые пункты 18,18 44,63 20,66 5,79 10,74

Водоснабжение

Хабаровск 33,51 42,20 14,36 7,45 2,48

пригородные населённые пункты 17,65 46,22 20,17 5,88 10,08

Электроснабжение

Хабаровск 36,94 43,34 12,08 4,80 2,84

пригородные населённые пункты 22,03 46,61 15,25 4,24 11,86

Газоснабжение

Хабаровск 35,48 41,22 7,53 5,38 10,39

пригородные населённые пункты 19,33 40,34 14,29 5,88 20,17

конкретных оценок.

Подводя итог, следует отметить, что изменчивость субъективных, эмоционально окрашенных оценок, характеризующих социальное самочувствие населения, требует постоянного мониторинга соответствующих индикаторов.

Список литературы

1. Асланова О.А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 59-63.

2. Ли Е.Л., Логинова А.Г. Южные районы Хабаровского края: оценка социального самочувствия населения // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 2. С. 29-41.

3. Подпенко Е.А. Крах туроператоров пока не коснулся Хабаровска. URL: http://habinfo.ru/ krax-turoperatorov-poka-ne-kosnulsya-xabarov ska.html (дата обращения: 26.09.2014).

4. Степанова А.П. Социальное самочувствие населения Камчатского края: Дис... канд. соц. наук. Хабаровск, 2012. 183 с.

5. Толубаева Л. Т. Социальное самочувствие населения Пензенской области в условиях трансформации российского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. № 3. С.79-87.

References

1. Aslanova O.A. of Social Well-Being: Measuring Instruments, Indicators and Social Criteria. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2012. No. 2. Pp. 59-63. (In Russian)

2. Li E.L., Loginova A.G. The Southern Areas of Khabarovsk Kray: Evaluation of Social Well-Being of the Population. Regionalistica [Region-alistics]. 2014. Vol. 1. No. 2. Pp. 28-41. (In Russian)

3. Podpenko E.A. The Collapse of the Tour Op-

m

■■"""lucTUKa

^¿Ц. SS; ■■ ï

К-1ГГ ly

/// 'Li. ■

j?\ 'i

"л EfcC/^V

'КГ:

DOI: 10.14530/reg.2014.

t ■ Д V fi Ц-.ly - - tjtjl f '/ •. 1 • *v

Y1, Л* A 4

erators Have Not Yet Touched Khabarovsk. Available at: http://habinfo.ru/krax-turoperatorov-poka-ne-kosnulsya-xabarovska.html (accessed 26 September 2014). (In Russian)

4. Stepanova A.P. Social Well-Being of the Population of Kamchatka Kray. Theses of candidate dissertation in sociology. Khabarovsk, 2012. 183 p. (In Russian)

5. Tolubaeva L.T. Social Well-Being of the Population of Penza Region in the Transformation of Russian Society. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [Proceedings of the Higher Educational Institutions. Volga region. Social Sciences]. 2009. No. 3. Pp. 79-87. (In Russian)

Для цитирования:

Клиценко М.В. Социальное самочувствие жителей Хабаровска и Хабаровского района в 2014 г. // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 4. С. 85-90. For citing:

Klitcenko M.V. Social Well-Being ofKha-barovsk and Khabarovsk Region's Citizens in 2014. Regionalistica [Regionalistics]. 2014. Vol. 1. No. 4. Pp. 85-90. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.