Научная статья на тему 'Социальное самочувствие россиян'

Социальное самочувствие россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Вилен Николаевич

Vilen N. Ivanov in "Social SelfAssessment of the Russians" evaluates the results of the polls conducted in 2003 in Siberia, the Urals, the Volga Region, Central Russia and in the South of Russia and notes growing social differentiation between the rich and the poor. The life of the rich is improving, while the self-assessments of the poor are quite pessimistic. Meanwhile, Russia faces the emergence of a group of "middle layers", whose life has become more stable. The public is more concerned about personal problems (family, health, etc.) rather than external circumstances (of natural or social character).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social SelfAssessment of the Russians

Vilen N. Ivanov in "Social SelfAssessment of the Russians" evaluates the results of the polls conducted in 2003 in Siberia, the Urals, the Volga Region, Central Russia and in the South of Russia and notes growing social differentiation between the rich and the poor. The life of the rich is improving, while the self-assessments of the poor are quite pessimistic. Meanwhile, Russia faces the emergence of a group of "middle layers", whose life has become more stable. The public is more concerned about personal problems (family, health, etc.) rather than external circumstances (of natural or social character).

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие россиян»

ЗАМЕТКИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

В.Н. Иванов СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РОССИЯН

В ходе опроса, проведенного в 2003 г. Институтом социально-политических исследований РАН, выяснились социальное самочувствие, настроения, социальные ожидания, протестные аспекты политического сознания и поведения различных групп россиян. Был применен квот-но-пропорционапьный принцип построения выборки, обеспечивающий пропорциональное представительство основных социально-демографических групп населения России и отвечающий статистическим критериям достоверности. По этому принципу выборка была рассчитана по каждому региону и по стране в целом. В регионах она строилась с учетом основных социальных и демографических показателей: занятости (работающие — неработающие), социального положения, возраста, пола. На последнем этапе формирования выборки единицы наблюдения (респонденты) отбирались случайным образом.

Всего методом анкетного опроса охвачено 1000 человек, представляющих население важнейших географических, социально-экономических и социально-культурных зон страны: Сибирь (Омск, Иркутск), Волго-Вятский район (Нижний Новгород, Ижевск), Юг России (Краснодар), Урал (Екатеринбург), Центрально-Черноземный район (Воронеж).

Основные качественно-количественные характеристики выборки в сравнении с данными статистики приведены в табл. 1.

Как видно, отклонения выборочных характеристик от данных статистики укладываются в допустимую для 1000 единиц наблюдения статистическую погрешность (4%). Это позволяет проводить качественный статистический анализ полученной информации по различным уровням социальной стратификации, а также полагать, что выявленная в ходе исследования картина состояния массового сознания вполне достоверно отражает настроения жителей России в целом.

Прежде чем проанализировать полученные результаты1, обратим внимание на распределение респондентов по уровню образования как косвенного гаранта материального благополучия и распределение по уровню жизни, определяемого на основе самооценки.

Целесообразно представить образование и уровень жизни как не-

ИВАНОВ Вилен Николаевич — член-корреспондент РАН, доктор философских наук, первый заместитель Института социальнополитических исследований РАН.

1 В настоящей статье речь пойдет об ответах на вопросы, касающиеся социального самочувствия россиян: как изменилась их жизнь по сравнению с 2000 г.; какие проблемы беспокоят больше всего; как респонденты реагируют на нынешнюю жизненную ситуацию.

Таблица 1

Качественно-количественные социально-демографические показатели, характеризующие население старше 18 лет, %

Социально- демографические характеристики Данные статистики по России Данные по выборке

Пол

Мужчины 46 44

Женщины 54 56

Возраст

До 30 лет 24 27

31-49 38 39

51-59 17 17

60 лет и старше 21 16

Род занятий

Рабочий 14 17

Работники

производственной сферы 20 17

(ИТР и др.)

Работники

непроизводственной 15 17

сферы

Предприниматели 3 5

Студенты 5 7

Неработающие 23 20

пенсионеры

Военнослужащие и

сотрудники 2 4

правоохранительных

органов

Безработные 3 5

кое качество, различаемое по трем категориям (низшее, среднее, высшее). К низшей относятся люди с неполным средним образованием и с уровнем жизни, который характе-

ризует семьи, где "денег хватает только на приобретение продуктов питания" и "денег не хватает даже на приобретение продуктов питания" (по классификации западных

экономистов, семья, которая тратит на еду более 10% своих доходов, входит в категорию бедных). К средней категории относятся люди со средним образованием и уровнем жизни, когда "денег хватает на приобретение необходимых продуктов и одежды, а более крупные покупки приходится откладывать". К высшей категории относятся люди с высшим и средним специальным образованием и с уровнем жизни, при котором они либо "в состоянии купить квартиру, дом, автомобиль" (эта категория, по западным меркам, причисляется к так называемому среднему классу), либо когда "покупка товаров длительного пользования (телевизор, холодильник) не вызывает трудностей, но новая автомашина — недоступна".

Судя по приведенным в табл. 2 данным, распределение по образованию и квалификации не соответствует распределению людей по

уровню жизни. Если бы в обществе соблюдался принцип оплаты труда по количеству и качеству произведенной продукции (материальной или интеллектуальной), если бы уровень производства и общественной жизни были бы настолько высокотехнологичными, что только высокая квалификация гарантировала бы успех, то распределение по образованию должно было бы более или менее соответствовать распределению по уровню жизни. Точности ради, следует сделать поправку на то, что среди людей с высоким уровнем образования есть пенсионеры и занятые в непроизводственной сфере — врачи, учителя, т.е. традиционно низкооплачиваемые категории. Но даже с учетом этого обстоятельства напи-цо диспропорция и отсутствие со-циапьной справедливости, выражаемой в принципе "оплата по труду", который не смог воплотиться

Таблица 2

Сравнение трех категорий опрашиваемых, %

Категории опрашиваемых Образование Уровень жизни (по самооценке) %

Высшая Высшее В состоянии купить квартиру, дом, автомобиль, ни в чем себе не отказывать Покупка товаров длительного пользования (телевизор, холодильник) не 2, 9

Среднее специальное вызывает трудностей, но новая автомашина — недоступна 16, 5

Средняя Среднее Денег хватает на приобретение необходимых продуктов и одежды, а более крупные покупки приходится откладывать 43, 8

Низшая Неполное среднее Денег хватает только на приобретение продуктов питания Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания 24, 3 9, 9

ни при социализме, ни в настоящее время.

Анализ полученных данных показывает, что в группе респондентов, самых благополучных по уровню жизни, доля лиц, которые признают улучшение своего положения по сравнению с 2000 г., составляет 57%. В то же время среди тех, кому денег не хватает даже на еду, таковых лишь 8%. Альтернативу "живут как раньше" отметили 47% опрошенных в самой многочисленной группе "середняков".

Значимых различий в оценке своего социального самочувствия между женщинами и мужчинами не выявлено. Возрастные различия, напротив, очень заметны. Так, среди лиц в возрасте до 30 лет на улучшение жизни указали 57%, а среди лиц старше 5б — лишь 12%.

Образование также связано линейной зависимостью с оценкой респондентами изменений в своей жизни. Среди лиц с неполным и средним образованием доля отметивших улучшение ситуации равна 17%, тогда как среди лиц с высшим образованием — 33%.

На оценку социального самочувствия влияет и принадлежность к тем или иным социапьно-професси-онапьным группам. По этому признаку весь массив опрошенных разделился на две категории. В первую вошли ИТР, управленческий персонал организаций, учреждений, непроизводственная интеллигенция (врачи, учителя и т.п.), предприниматели, студенты, работники правоохранительных органов. Здесь доля тех, кто считает, что жизнь по сравнению с 2000 г., стала лучше, составляет от 34 до 44% (чаще остальных такое мнение выражают предприниматели). Среди представителей второй категории (рабочих, пенсионеров, безработных) позитивно оценивающих произошедшие

в жизни изменения заметно меньше — от 10 до 25%. Наиболее пессимистически настроены пенсионеры и безработные — для 54% из них жизнь значительно ухудшилась.

Не выявлено сколь-либо существенных различий в ответах в зависимости от религиозной принадлежности. Выделяется лишь группа лиц, считающих себя атеистами, где самая низкая доля позитивно оценивающих ситуацию (16% при среднем показателе по выборке 26%) и самая высокая давших негативную оценку (41% при среднем показателе 35%).

Приведенные данные свидетельствуют, что большинству "богатых" стало по сравнению с 2000 г. жить еще лучше, а большинству "бедных" — еще хуже. В то же время образовалась относительно стабильная группа "середняков", материальная жизнь которых, судя по всему, упорядочилась.

Рассмотрим теперь с чем связаны опасения респондентов.

Больше всего их беспокоят благополучие семьи и будущее детей — 57%. Далее следуют боязнь заболеть тяжелой болезнью — 27%; стать безработным — 12%; стать жертвой преступления (терроризма) — 12%; пострадать от произвола чиновников — 11%; пострадать от произвола правоохранительных органов — 9%; пострадать от катастроф или экологических бедствий — 7%; стать алкоголиком или наркоманом — 2%.

Таким образом, опрошенных в большей степени беспокоят обстоятельства, зависящие от них самих (благополучие семьи, здоровье), и в меньшей — обстоятельства внешние (природного или социального характера).

Хотя обеспокоенность экологическими проблемами высказали

только 7% опрошенных, тем не менее 77% считают, что эти проблемы должны решаться в первую очередь независимо от экономической или политической целесообразности, а 50% готовы отказаться от употребления экологически вредных продуктов, даже если это экономически не выгодно.

Выявлены определенные различия в ответах опрошенных, принадлежащих к тем или иным социапь-но-демографическим группам. Так, опасаются безработицы чаще других лица до 24 лет и 30-39 лет (от 15 до 18%). В старшей возрастной группе соответствующий показатель не превышает 4%. Беспокойство по поводу безработицы характерно и для 15% респондентов, имеющих среднее специальное образование. Это связано, видимо, с тем, что из-за реорганизации производства сокращается практика использования техников на должностях инженеров.

Что касается социальных групп, то больше всего боятся остаться без работы рабочие (22%) и непроизводственная интеллигенция (17%), меньше всего — предприниматели и студенты (8%).

Совершенно не волнует проблема безработицы респондентов с высоким уровнем благосостояния, несколько больше других опасаются ее те, кто причисляет себя к "середнякам" (16%).

Преступлений мужчины и женщины опасаются в одинаковой мере. В зависимости от возраста соответствующие показатели следующие: до 20 лет и 55—60 лет — 18%; 20—24 лет, 50—55 лет и старше 60 — 6—9%. Среди социальных групп чаще всего испытывают страх стать жертвой преступлений предприниматели (24%), безработные (17%) и студенты (16%), а также те, кто причисляет себя к "богатым" (24%).

Среди опасающихся заболеть тяжелой болезнью больше женщин, чем мужчин, лиц старше 50 лет (от 37 до 40%), пенсионеров (45%) и безработных (31%). Думается, комментарии в данном случае излишни.

Что касается благополучия семьи и будущего детей, то эта проблема волнует прежде всего тех, кому от 30 до 49 лет (66%), т.е. представителей возрастных групп, на которые в силу понятных причин ложится вся тяжесть ответственности за судьбу семьи и детей. По социальным группам соответствующие показатели распределились следующим образом: непроизводственная ин-

теллигенция — 70%; ИТР — 50%; пенсионеры — 54%; предприниматели — 44%; студенты — 41%.

Стать жертвой экологических бедствий и катастроф страшатся в большей степени женщины и молодежь до 30 лет (10-13%). Среди социальных групп наиболее чувствительны к этим проблемам ИТР и студенты (13%).

Опасаются пострадать от произвола чиновников заметно больше женщин, чем мужчин, а также респондентов в возрасте 30-39 лет (17%), чем молодежи до 20 лет (2%) и стариков старше 60 (5%) (для одних возрастов проблема произвола "еще" не актуальна, для других "уже" не актуальна).

Среди социальных групп более других озабочены такой возможностью предприниматели (40%), ИТР (21%) и безработные (19%), менее других — пенсионеры (5%), студенты (3%), непроизводственная интеллигенция (5%).

Боязнь пострадать от произвола правоохранительных органов в большей степени свойственна мужчинам и тем, кому от 30 до 39 лет (16%). Группу "риска" образуют, по собственному признанию, предприниматели (40%) и безработные (25%). А

вот пенсионеры и служащие организаций, учреждений считают, что эта участь их не коснется.

Среди лиц, причисляющих себя к богатым, доля опасающихся пострадать от произвола правоохранительных органов в 4 раза выше (31%) среднего по выборке показателя.

Наконец, стать алкоголиком или наркоманом больше женщин опасаются мужчины, молодые люди до 20 лет (9%), респонденты с неполным средним образованием (10%) и рабочие (8%).

О социальном самочувствии опрошенных можно судить и по ответам на вопрос, как они реагируют на нынешнюю жизненную ситуацию:

• недовольны, но активно пытаются улучшить положение — 41%;

• принимают нынешнюю ситуацию как необходимый этап реформы — 30%;

• пали духом, утратили надежды на улучшение жизни — 9%;

• готовы идти "на баррикады" в прямом смысле слова — 5%;

•довольны нынешней ситуацией — 4%;

• затруднились с ответом — 12%.

Таким образом, несмотря на непростую ситуацию, стабилизационный потенциал общества достаточно высок.

Более подробный анализ выявил следующую картину.

"Доволен нынешней ситуацией". В большей степени удовлетворена молодежь до 24 лет (7—11%), в меньшей — те, кому от 50 до 60 лет (2—3%). Различий по уровню образования не обнаружено. Среди социальных групп в большей мере удовлетворены студенты (13%) и предприниматели (8%), в меньшей-безработные и непроизводственная интеллигенция (2%).

Наблюдается четкая линейная зависимость между материальным

благосостоянием и удовлетворенностью ситуацией: от 2% — среди бедных, до 14% — среди богатых.

"Принимаю ситуацию как необходимый этап реформ". Такой ответ дали чаще остальных лица от 20 до 29 лет (34%) и 50—55 лет (42%), респонденты с высшим образованием (36%), предприниматели (60%), непроизводственная интеллигенция (42%), служащие учреждений, организаций (37%), реже остальных — рабочие (19%), студенты (21%), пенсионеры (19%), безработные (12%), лица 55—60 лет (9%), респонденты с неполным средним и средним образованием (19%).

Примечательно, что эту альтернативу отметили 38% опрошенных, исповедующих нетрадиционные религии.

Выявлена также четкая линейная зависимость между экономическим положением и принятием нынешней ситуации: от 9% среди бедных до 59% среди богатых.

"Пал духом, утратил надежды на улучшение жизни". Такой ответ характерен в большей степени для женщин, чем для мужчин, для возрастных групп от 50 до 60 лет (13—20%), в меньшей степени — для лиц от 20 до 29 лет (2—4%). Эту позицию чаще отмечают лица со средним специальным образованием (15%), реже — с высшим (5%); чаще — безработные (23%) и пенсионеры (19%), реже — производственная и непроизводственная интеллигенция (4%), студенты (3%). Среди опрошенных предпринимателей нет никого, кто бы пал духом. А вот среди тех, кто причисляет себя к атеистам, таковых 20%. Кроме того, выявлена четкая зависимость между экономическим положением и согласием с данной позицией: от 0% среди богатых до 59% среди бедных.

"Недоволен, но активно пытаюсь улучшить свое положение (ищу дополнительный источник доходов, заработок)". Такой ответ чаще давали мужчины, чем женщины, лица от 25 до 49 лет (46%), ИТР (52%), служащие учреждений и организаций (48%), безработные (48%), рабочие (46%); реже — лица 50—55 лет (35%) и старше 60 (26%), респонденты с неполным средним образованием (33%), пенсионеры (29%) и предприниматели (24%). Последним двум группам проявлять активность по разным причинам не нужно. Несколько реже других эту позицию отмечали атеисты (24%).

Среди групп, выделенных по уровню материального благополучия, менее склонны проявлять активность в поисках дополнительного заработка богатые (20%), в то время как для бедных этот показатель равен 33—45%.

"Готов идти на баррикады в прямом смысле слова". Эту позицию чаще отмечали мужчины, лица от 56 лет и старше (7—8%), реже — те, кому от 20 до 29 лет (1—3%). Различий по образованию не выявлено. Среди социальных групп в большей мере разделяют подобные решительные настроения безработные (17%) и пенсионеры (8%). Совершенно не склонны их поддерживать служащие учреждений, предприниматели, непроизводственная интеллигенция (0% ответов).

Таковы вкратце результаты, характеризующие социальное самочувствие россиян: оценки, данные ими изменениям, произошедшим в их жизни за последние три года; проблемы, которые беспокоят респондентов сегодня; удовлетворенность нынешней ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.