Научная статья на тему 'Социальное самочувствие: понятие, факторы формирования и показатели измерения'

Социальное самочувствие: понятие, факторы формирования и показатели измерения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6800
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING / ФАКТОРЫ / FACTORS / ТИПОЛОГИЯ / МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ / METHODS OF MEASUREMENT / УРОВНИ САМОЧУВСТВИЯ / LEVELS OF WELL-BEING / СУБЪЕКТИВНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / SUBJECTIVE SATISFACTION WITH LIFE / СЧАСТЬЕ / HAPPINESS / TYPES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осинский Иван Иосифович, Бутуева Зинаида Арсентьевна

В статье рассматриваются содержание понятия «социальное самочувствие» и его трактовка в современной отечественной и зарубежной литературе. Раскрываются основные факторы формирования социального самочувствия, типология, подвергаются анализу методы измерения, которые позволяют отслеживать происходящие изменения, выявлять и прогнозировать конфликтные ситуации. Знание социального самочувствия населения позволяет принимать адекватные управленческие решения в социальной сфере, оптимизировать социальную политику государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осинский Иван Иосифович, Бутуева Зинаида Арсентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING: CONCEPT, FACTORS OF FORMATION AND INDICATORS TO MEASURE

The article discusses the concept «social well-being», its interpretation in modern domestic and foreign literature. The main factors of social well-being formation, typology is revealed, the methods of measurement that allow to track the changes, identify and predict the conflict situations are analyzed. Knowledge of social well-being of the population allows to make adequate management decisions in the social sphere and optimize social policy of the state.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие: понятие, факторы формирования и показатели измерения»

УДК 316.47

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЕНИЯ

© Осинский Иван Иосифович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: intellige2007@rambler.ru © Бутуева Зинаида Арсентьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: butueva_z@mail.ru

В статье рассматриваются содержание понятия «социальное самочувствие» и его трактовка в современной отечественной и зарубежной литературе. Раскрываются основные факторы формирования социального самочувствия, типология, подвергаются анализу методы измерения, которые позволяют отслеживать происходящие изменения, выявлять и прогнозировать конфликтные ситуации. Знание социального самочувствия населения позволяет принимать адекватные управленческие решения в социальной сфере, оптимизировать социальную политику государства. Ключевые слова: социальное самочувствие, факторы, типология, методы измерения, уровни самочувствия, субъективная удовлетворенность жизнью, счастье.

SOCIAL WELL-BEING: CONCEPT, FACTORS OF FORMATION AND INDICATORS TO MEASURE

Osinsky Ivan I., Doctor of Philosophy, Professor, Department of philosophy, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: intellige2007@rambler.ru Butueva Zinaida A., PhD in Philosophy, A/Professor, Department of the theory of social work, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: butueva_z@mail.ru

The article discusses the concept «social well-being», its interpretation in modern domestic and foreign literature. The main factors of social well-being formation, typology is revealed, the methods of measurement that allow to track the changes, identify and predict the conflict situations are analyzed. Knowledge of social well-being of the population allows to make adequate management decisions in the social sphere and optimize social policy of the state.

Keywords: social well-being, factors, types, methods of measurement, levels of well-being, subjective satisfaction with life, happiness.

Исследование социального самочувствия - одна из значимых задач современного обществоведения. Социальное самочувствие выступает одним из ведущих показателей состояния общества, его различных социальных групп и отдельных людей. Оно фиксирует эмоциональный уровень отношений людей, групп и общества в целом, их положение в социальной структуре, степень включенности в систему общественных отношений.

Отражая разные стороны жизни социума, понятие «социальное самочувствие» широко используется многими отраслями научного знания - социологией, психологией, социальной антропологией, философией и др. Каждая из них рассматривает социальное самочувствие под своим специфическим углом зрения, существенно расширяя и обогащая его проблемные рамки. В то же время многообразные дисциплинарные исследования данного явления порождают различия в подходах к трактовке понятия «социальное самочувствие», умножая количество и качество его характеристик. Полисемантизм в репрезентации этого термина несколько затрудняет возможность фиксации его смысла.

Еще больше трудностей в поиске однозначной трактовки понятия вызывает сам объект исследования - социальное самочувствие. Это связано с тем, что социальное самочувствие как эмоционально-ценностная форма сознания проявляется в результате субъективного переживания людьми своего состояния и изменяется под воздействием внутренней структуры личности, а также окружающей социальной среды. «Люди порой не знают, - пишет Д. Канеман, - что чувствуют, или не помнят, что чувствовали, но даже если они знают и помнят это, ученые не в состоянии определить, каким образом на описание переживания влияет само переживание. Следовательно, не знают точно, как интерпретировать утверждения испытуемых. Все это говорит о том, что научные исследования субъективного переживания - дело нелегкое» [6, с. 90].

Сложность предмета научного познания, обилие дисциплинарных подходов обусловливают необходимость обращения к анализу сущности социального самочувствия, факторов, влияющих на него, способов измерения, нашедших свое отражение в отечественной и зарубежной литературе.

Понятие «социальное самочувствие» вошло в социологию относительно недавно. До этого времени оно использовалось преимущественно в психологии. Его содержательная сторона в значительной мере выражалась термином «настроение». Изучение настроения выступает предпосылкой социально-психологического поиска социального самочувствия. Интерес к настроению, причинам его изменения мыслители проявляли еще в глубокой древности. К ним можно отнести Сократа, Эпикура, позже Декарта, Спинозу, Гегеля. В первой половине XIX в. это понятие вошло в научный оборот, с этого времени оно широко используется российскими и зарубежными учеными, в том числе

B. М. Бехтеревым, П. П. Викторовым, В. О. Ключевским, Г. В. Плехановым, П. А. Сорокиным, Г. Ле-боном, Г. Тардом, З. Фрейдом, К. Хартом, У. Липпманом и др. Появляются понятия «общественное настроение», «социальное настроение», «индивидуальное настроение», «групповое настроение», которые все больше по своей природе приближаются к социальному самочувствию.

В 1960-е и последующие годы проблемами социального самочувствия, включая социально-философские, психологические, социологические и политические трактовки, занимаются Е. А. Ануфриев, И. В. Бестужев-Лада, Б. А. Грушин, Б. В. Дубина, Т. И. Заславская, И. С. Кон, Н. И. Лапин, Ю. А. Левада, И. Т. Левыкин, Б. Д. Парыгин, Н. С. Римашевская, Л. В. Сохань, Н. Е. Тихонова, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, В. А. Ядов и многие другие. Исследуются вопросы сущности социального самочувствия, его природа, факторы, мотивы поведения различных социальных групп. В работах предпринимаются попытки осмысления теоретических основ категориального конструкта социального самочувствия, выявления его генезиса, структуры, уровней и т.п. Поиск критериев социального самочувствия, особенностей его проявления у различных социальных и возрастных групп в условиях трансформации современного российского общества ведется в трудах З. Т. Голенковой, М. К. Горшкова, А. А. Грачева, А. Г. Здравомыслова, И. И. Осинского, Г. Г. Татаро-вой и др.

Феномен социального самочувствия в здравоохранении рассматривается через понятие «качество жизни». Термин включает в себя физическое, психологическое и социальное благополучие так, как его воспринимает сам пациент, и позволяет качественно оценить влияние на такие составляющие факторы социального самочувствия, как болезнь и методы лечения. Исследования, посвященные данной проблематике в медицине, условно можно разделить на две группы. Первая группа посвящена изучению уровня качества жизни при различной патологии и разрабатывается учеными А. А. Новиком, Т. И. Ионовой, К. К. Яхиным, В. И. Петровым, Ю. Л. Шевченко. Вторая группа - это фарма-коэкономические исследования, позволяющие многомерно оценить эффективность биологической терапии при разных заболеваниях. Данное направление рассматривается в трудах А. Б. Гехта,

C. А. Прониной, С. В. Давыдова. Изучение и определение параметра «качество жизни» является на сегодняшний день непременным условием исследований доказательной медицины.

В психологической науке наблюдается активный интерес к анализу составляющих социального самочувствия. Предпосылками исследования социально-психологического самочувствия стали труды ученых К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, П. П. Викторова, Л. Н. Войтоловского, К. К. Платонова, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Л. И. Петражицкого, А. В. Петровского, А. К. Уледова, Е. В. Шорохова и др. Так, Б. Д. Парыгин в своей работе «Общественное настроение», посвященной анализу социального настроения, делает вывод, что социальное самочувствие зависит от таких факторов, как статус, семейно-бытовое положение и физическое здоровье индивида [15].

Изучению показателей социального самочувствия посвящена работа А. А. Грачева и А. А. Ру-салиновой [8, с. 9]. По их мнению, к таким показателям относятся: индекс общей удовлетворенности жизнью в целом; показатель уверенности в завтрашнем дне; оценка степени личного переживания чувства социального дискомфорта, то есть неустроенности и неуютности в жизни; качественная характеристика доминирующего эмоционально-динамического настроя личности, отражающего его стратегическую жизненную поведенческую установку. Говоря о социальном самочувствии, нельзя не учитывать степень включенности человека в различные структуры и уровни общества.

При исследовании социального самочувствия, по мнению Н. Е. Симонович, должна использоваться конкретная совокупность параметров его проявления, каждый из которых содержит определенный набор эмпирических показателей (референтов) и включает социальную активность, матери-

альное положение, самореализацию, здоровье, идентификацию, социальную комфортность, эмоционально-чувственную сферу, индивидуально-личностные особенности и др. [18, с. 5].

Как видим, структура воздействующих на социальное самочувствие факторов достаточно обширна и охватывает различные уровни социально-психологических явлений. Подобная двоякость наблюдается в современных науках, занимающихся изучением самочувствия в общей психологии, социальной психологии и социологии. Социальное самочувствие не должно интерпретироваться как объективный показатель благополучия населения, в него должны войти и субъективные факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование социального самочувствия. Эти факторы также должны учитывать характеристику населения: его половозрастную структуру, состояние здоровья, этнонациональные и индивидуальные особенности человека и т.д.

Осмысление зарубежной и отечественной социологических традиций позволит изучить проблематику социального самочувствия, проанализировать глубинные процессы, происходящие в обществе и найти способы и механизмы позитивного влияния на эти процессы.

Украинскими социологами Е. И. Головахой, Н. В. Паниной и А. П. Горбачиком в 90-е гг. ХХ в. была разработана методика измерения социального самочувствия [7, с. 59]. Измерительный индекс социального самочувствия (ИИСС-20) охватил практически все сферы жизнедеятельности личности, подлежащие самооценке респондентами: «материальное благополучие», «личная безопасность», «политические условия жизнеобеспечения», «межличностные отношения», «самооценка своего образования и способностей», «состояние физического и психического здоровья», «обеспеченность жизненно необходимыми и престижными товарами», «уверенность в своих силах и в своем будущем».

Л. Е. Петрова дает следующую цепочку факторов, которые определяют характер социального самочувствия личности: «...мотивация, вырастающая из потребностей и интересов => идентификация в соответствии с ее направленностью => коммуникация => жизненная стратегия, из нее вырастающая => ее практическая реализация => сравнение результатов с группой идентификации => социальное самочувствие». Как видим, в социологическом подходе в исследовании социального самочувствия большое значение имеет обращение к общему уровню самооценки и учет компонентных характеристик. Л. Е. Петрова подчеркивает: «Социальное самочувствие, будучи сложным формированием, задействует множество процессов и механизмов сознания и деятельности личности, оказывающих на него влияние» [16, с. 52].

Трактовку уровней социального самочувствия приводит Я. Н. Крупец. По ее мнению, социальное самочувствие может рассматриваться как «индикатор успешности процесса адаптации, который состоит из трех составляющих: внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма); оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить); восприятие собственного положения в новых условиях. Если у большинства населения будет наблюдаться плохое самочувствие, возникнет повод задуматься об успешности произошедших изменений, «цене реформ» и о путях улучшения ситуации в стране» [13, с. 143]. Поэтому Я. Н. Крупец предлагает интерпретировать социальное самочувствие как интегральный показатель социальной адаптации населения к реформам, общий индикатор успешности процесса адаптации.

Исследуя социальное самочувствие пенсионеров, Н. Г. Ковалева акцентирует внимание на таких его аспектах, как ценностная система, социальные стереотипы старости, отношение к новым условиям бытия (восприятие социальных перемен в стране). Такой подход позволяет понять содержание и направленность «ценностного кризиса» старшего поколения, выйти на проблемные узлы его взаимоотношений с обществом [11, с. 74].

Д. М. Рогозин выявляет восемь компонентов социального самочувствия, к ним относятся: работа, материальное положение, возраст, семья, личные желания, социальный статус, государство, образование. Эти компоненты наиболее часто упоминаются респондентами при тестировании. Он пишет: «Безусловными лидерами по частоте упоминаний оказываются "работа" и "материальное положение". Второй эшелон составляют сразу три концепта: "возраст", "семья" и "личные желания, устремления"» [17, ^ 99].

Социальное самочувствие населения как один из компонентов качества жизни, куда входят индекс уверенности в будущем, индекс удовлетворенности жизнью и индекс самостоятельности, исследуется Л. А. Беляевой. В ее работе предлагается методика измерения качества жизни на основе субъективных представлений с использованием индексного метода. Социальное самочувствие населения рассматривается как четвертый компонент качества жизни, по нему рассчитывается индекс социаль-

ного оптимизма, который основывается на оценках населением своего будущего, удовлетворенности жизнью, уверенности, что оно само может решать проблемы ее улучшения [1, с. 37].

По мнению Л. И. Михайловой, «социальное самочувствие детерминировано множеством факторов, прежде всего социального, но вместе с тем и личностного характера. Оно зависит от здоровья, обустроенности семьи, жизни и быта, от характера и качества включенности в социальную жизнь во всех ее сферах, от степени удовлетворенности социальными благами, доступными для пользования, а также от восприятия и отношения к вышеназванным и другим факторам. В его основе эмоциональное восприятие своего «Я» и бытия, которое формирует отношение к себе, к другим людям, к обществу и делу, которым человек занимается [14, с. 46]. Л. И. Михайлова выделяет ведущие факторы социального самочувствия: социально-производственная среда и положение человека в ней, влияние социальных общностей и групп в социуме.

П. М. Козырева раскрывает индекс социального самочувствия в качестве взаимосвязанных трех компонентов: индекса удовлетворенности и стабильности существования, индекса статусно-престижной идентичности (самооценки), индекса самооценки состояния здоровья [12, с. 35].

В монографии Г. Д. Гриценко, О. И. Лепилкиной, Т. Ф. Масловой, А. Л. Стризое, М. М. Шуль-ги социальное самочувствие определяется как «органичное сочетание субъективных и объективных жизненных факторов, физиологических и психологических возможностей личности, позитивных и негативных условий формирования жизненной стратегии. Степень успешности прохождения процесса социальной адаптации и интеграции оказывает решающее влияние на состояние социального самочувствия, с одной стороны, а с другой - состояние самочувствия детерминирует данные процессы» [20, с. 14-15].

Социальное самочувствие пожилых людей рассмотрено в монографии под редакцией Н. М. Байкова и Л. В. Кашириной. В качестве факторов, влияющих на социальное самочувствие пожилых людей, были выявлены: социальные факторы, социально-психологические, субъектно-личностные, индивидуально-личностные и индивидуально-демографические [19, с. 17].

В настоящее время российские исследовательские компании (АРИЦ «Группа 7/89», ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ, Циркон и др.) регулярно проводят мониторинговые исследования социального самочувствия населения. В качестве измерительного инструментария, как правило, используют классификацию по трем направлениям: оценка материального положения семьи на момент исследования; оценка уровня жизни семьи через 1-2 года; уровень адаптированности к происходящим в стране переменам [17, с. 107].

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводит ежемесячные построения индексов социального самочувствия, используя в качестве измерительного инструментария классификацию по следующим направлениям: индекс удовлетворенности жизнью, социального оптимизма, индекс самооценок материального положения. Эмпирической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 39 областях, краях и республиках России в 100 населенных пунктах (количество респондентов - 1600 человек) [5].

Фонд «Общественное мнение» выстраивает рейтинг социального самочувствия регионов России. Межстрановые исследования динамики социального самочувствия населения стран постсоветского пространства проводятся в рамках проекта «Евразийский монитор». Социальное самочувствие изучается по следующим показателям: оценка экономического положения страны, материальное положение семьи, социальная адаптация, социальный оптимизм [10].

Крупномасштабные исследования социального самочувствия за рубежом проводятся в рамках измерения всемирного индекса счастья (The happy planet index), индекса лучшей жизни (OECD Better life index), индекса процветания (Legatum prosperity index), индекса удовлетворенности жизнью в странах мира (Satisfaction with life index). Эти индексы официально признаны ООН в качестве альтернативных для измерения уровня развития стран. Одна из главных задач этих индексов - отразить реальное благосостояние наций. Поэтому экономические показатели в методологии расчета индексов не используются.

Так, всемирный индекс счастья (The happy planet index) включает субъективную удовлетворенность жизнью, ожидаемую продолжительность жизни и состояние окружающей среды в разных странах мира и отдельных регионах с точки зрения их способности обеспечить своим жителям счастливую жизнь. Составители рейтинга подчеркивают, что в тех странах, где упор делается на развитие производства, а с ним и на экономический рост, люди, как правило, счастливее не становятся, так как

экономические теории, которых придерживаются власти этих государств, не имеют ничего общего с жизнью реальных людей. Индекс измеряет показатели удовлетворенности жителей каждой страны и среднюю продолжительность их жизни в соотношении с количеством потребляемых ими природных ресурсов. Такие показатели как ВВП и ИРЧП не отражают реальное положение вещей в плане счастья и здоровья людей. По итогам рейтинга Всемирного индекса счастья в 2006 г. Россия заняла 172 место из 178 стран, в 2009 г. - 108 место из 143 стран, в 2012 г. - 122 место из 151 стран [4]. Отметим, что низкие показатели счастья характерны для всех славянских народов, которые входят в данный рейтинг. Это обстоятельство является крайне важным и обусловлено этнокультурными особенностями стран, их традициями и нормами поведения. Поэтому реальное представление о счастье нельзя рассматривать вне культурного контекста.

Понятие счастья или удовлетворенность жизнью - в последнее время одно из важнейших направлений исследований в области социологии, психологии, экономики и государственного управления. Показатели удовлетворенности жизнью стали особенностью нынешнего политического дискурса и часто рассматриваются в качестве определенной альтернативы показателям экономического роста, так как в целом имеют больше общего с жизнью реальных людей, чем абстрактные экономические теории.

Индекс удовлетворенности жизнью в странах мира (Satisfaction with life index) - комбинированный показатель, который измеряет уровень субъективного благополучия людей в странах мира. Разработан в 2006 г. английским социальным психологом Э. Уайтом (A. G. White). Индекс удовлетворенности жизнью позиционируется как глобальная проекция субъективного благополучия людей на планете и основывается на статистическом анализе данных метаисследования различных опросов, индексов и других показателей по уровню счастья граждан соответствующих стран [9].

Таким образом, методы измерения социального самочувствия и субъективного благополучия позволяют в режиме реального времени отслеживать происходящие изменения как в регионе, в стране, так и в целом в мире, анализировать динамику социального самочувствия, выявлять конфлик-тогенные ситуации, прогнозировать настроения населения. Знание результатов исследований социального самочувствия населения позволяет своевременно реагировать на него и регулировать социальные процессы, происходящие в обществе. Принятие адекватных управленческих решений в социальной сфере и проводимой социальной политике во многом зависит от правильного социального диагноза общества.

В западной социологии термин «социальное самочувствие» используется как синоним «субъективного благополучия». В структуре субъективного благополучия (SWB) выделяются следующие компоненты: глобальная оценка удовлетворенности жизнью, позитивные и негативные, аффективные реакции на жизнь. Э. Кэмпбелл, изучая представления американцев о хорошей жизни, получил следующий набор сфер, ранжированных в порядке убывания: экономическая стабильность, хорошие отношения в семье, сильный и жизнестойкий характер, верные друзья, внешне привлекательная окружающая среда. Другие исследователи, например, Ф. Андрюс и С. Вити, проводя операционализацию субъективного благосостояния, рассматривали пять компонентов: дом, работа, семья, свободное время и государство [17, с. 109]. Анализ зарубежных ученых приводит к выводу, что социальное самочувствие - это многомерная характеристика, охватывающая все аспекты человеческой жизни.

Исследователи В. М. Чугуненко и Е. М. Бобкова подчеркивают, что «в самочувствии акцентируется внимание на субъективной, рефлексивной стороне восприятия реальности индивидами и общностями, что и подчеркивается в американском термине «субъективное благополучие». Самочувствие населения не должно интерпретироваться социологом как объективный, интегрирующий показатель благополучия и социальной устроенности. Потому что оно формируется под влиянием ряда побочных объективных и субъективных обстоятельств жизни респондентов. Эти обстоятельства образуют многоуровневую систему факторов (глобального, социетального, регионального и индивидуального масштабов), оказывающих в совокупности интегральное воздействие на самочувствие населения» [21, с. 17].

Анализ теоретических и методологических подходов зарубежных и отечественных ученых приводит к выводу о том, что социальное самочувствие как многомерная характеристика социально-психологического состояния, определяемая внутренней структурой личности и социальными условиями, должна иметь вполне конкретное содержание в практике социологических исследований. Отечественная социологическая наука использует зарубежные подходы, но в то же время вырабатывает собственные принципы в изучении социального самочувствия. Следует признать, что на социальное самочувствие воздействует широкий спектр факторов, усложняя его изучение и анализ. Факторный

анализ позволяет классифицировать и типологизировать социальное самочувствие по многим основаниям. Рассмотрим поподробнее некоторые их них.

Обобщив результаты социологических исследований социального самочувствия российских ученых, и используя собственные результаты факторного и корреляционного анализа, Л. Е. Петрова приводит типологию социального самочувствия молодых взрослых в трудовой сфере. Эти типологические группы получили название «карьера», «мобилизация», «стабильность», «негативные ожидания» и «альтернативная реализация». Она отмечает: «В семейной сфере мы зафиксировали четыре типа социального самочувствия - "критический", "проблемный", "стабильный" и "позитивный". Характеризуя типологические группы социального самочувствия молодых взрослых по их поведению в трудовой и семейной сферах, следует сказать, что на наполнение каждой из них в неодинаковой степени влияют факторы ориентации на достижение (образование, доход, положение на рынке труда, социальная страта и пр.), аскриптивные (пол, среда выхода), жизненного цикла (семейный статус, наличие детей, тип населенного пункта и пр.), а также ресурсные (характеристики активности субъекта)» [16, с. 53].

В ходе российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 19941996-1998 гг. Г. Л. Ворониным на основе факторного анализа были сформулированы основные мета-типы социального самочувствия: конфронтирующие, дискомфортные, толерантные и комфортные. Эти метатипы проанализированы в модели двухфакторного пространства: «уровень удовлетворенности жизнью» с полюсами - высокая удовлетворенность жизнью/низкая удовлетворенность жизнью и «характер миропонимания» с полюсами социальная апатия/социальная активность [3, с. 59-60]. Я. Н. Крупец в рамках социологического исследования социально-экономической адаптации населения Самарской области к меняющейся социальной реальности, проведенного в 2001-2002 гг. выявила пять групп респондентов с различным социальным самочувствием: 1) самочувствие «очень хорошее»; 2) самочувствие «скорее хорошее»; 3) самочувствие «так себе»; 4) самочувствие «скорее плохое»; 5) самочувствие «очень плохое» [13, с. 143-144]. Типологизация социального самочувствия в зависимости от степени удовлетворенности личности материально-экономическими, социальными, социально-психологическими и социокультурными условиями существования приводится в монографии под редакцией М. К. Горшкова. Выдвигается предположение, что социальное самочувствие может типологизироваться как позитивное, пограничное и негативное, отражающее степень выраженности чувств, оценок эмоционального и физического состояния [20, с. 14-15].

Таким образом, «социальное самочувствие» - сложное и многогранное понятие. До настоящего времени не достигнута однозначность в толковании и отсутствует его операционализация через систему индикаторов и показателей. Это также обусловлено разрывами методологической традиции в исследовании социального самочувствия, динамическим состоянием объекта изучения и отсутствием репрезентативной базы для межрегиональных сравнений. Факторы, влияющие на социальное самочувствие, коррелируют с социально-демографическими показателями, личностным статусом, этнокультурными и индивидуальными особенностями, зависят от ценностных ориентаций, потребностей и интересов личности. Немаловажное влияние на изменение социального самочувствия оказывает социально-экономическая, этнополитическая и экологическая ситуация в стране и в регионе. Социальное самочувствие выражает потребности и интересы личности, которые являются важным сигналом для государственной власти о степени соответствия проводимой ими социальной политики ожиданиям различных слоев населения.

Мы также рассматриваем социальное самочувствие как интегральную характеристику, имеющую субъективные и объективные компоненты. Субъективные характеристики социального самочувствия сосредоточены на рассмотрении ценностных установок, оценке своего сегодняшнего положения в новых условиях, общем эмоциональном состоянии, уверенности относительно своего будущего, то есть степени удовлетворенности своей жизнью в целом, в то время как объективные характеристики - на таких компонентах, как уровень здоровья, образования, семейного положения, социальной активности в различных сферах жизни, уровень социальной защищенности. При этом субъективные показатели социального самочувствия взаимодополняют объективные [2, с. 66].

Разработка инструментария, позволяющего адекватно оценивать социальное самочувствие населения, анализировать его динамику, выявлять позитивные и негативные сдвиги в этой области, выступает одним из важнейших условий формирования эффективной социально-экономической политики и в связи с этим представляется актуальной научно-практической задачей.

Литература

1. Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. - 2009. - № 1. - С.33-42.

2. Бутуева З. А. Особенности социального самочувствия людей старшего возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 9. - С.64-68 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teoria-practica.ru/ru/9-2013.html (дата обращения: 12.08.15).

3. Воронин Г. Л. Социальное самочувствие россиян (1994-1996 гг.) // Социологические исследования. -2001. - № 6. - С.59-66.

4. Всемирный индекс счастья. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://gtmar ket.ru/ratings/happy-planet-index/info (дата обращения: 10.08.15).

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom. ru/social-well-being/ (дата обращения: 05.05.15).

6. Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. - М.: Альпина Палбишер, 2015. - 320 с.

7. Головаха Е. И., Панина Н. В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. - Киев: Изд-во Ин-та социологии НАН Украины, 1997. - 214 с.

8. Грачев А. А., Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в организации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - № 30. - С.7-17.

9. Индекс удовлетворенности жизнью в странах мира [Электронный ресурс]. - URL: http://gtmarket. ru/ratings/satisfaction-with-life-index/info (дата обращения: 10.08.15).

10. Исследовательская группа ЦИРКОН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zircon.ru/publications/ evraziyskiy-monitor-issledovaniya-v-stranakh-sng/ (дата обращения: 05.05.15).

11. Ковалева Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. - 2001. -№ 7. - С.73-79.

12. Козырева П. М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период // Социологические исследования. - 2011. - № 6. - С.24-36.

13. Крупец Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С.143-144.

14. Михайлова Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. - 2010. - № 3. - С.45-50.

15. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. - М.: Мысль, 1966. - 328 с.

16. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. - 2000. -№ 12. - С.50-55.

17. Рогозин Д. М. Тестирование вопросов о социальном самочувствии // Социальная реальность. - 2007. -№ 2. - С.97-113.

18. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2003. - 37 с.

19. Социальное самочувствие и положение пожилых людей в регионе / под ред. Н. М. Байкова, Л. В. Ка-шириной. - Хабаровск: ДВАГС, 2012. - 186 с.

20. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М. К. Горшкова. - М.: Нестор-История, 2011. - 176 с.

21. Чугуненко В. М., Бобкова Е. М. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения // Социологические исследования. - 2013. - № 1. - С.15-23.

References

1. Belyaeva L. A. Uroven' i kachestvo zhizni. Problemy izmereniya i interpretatsii [Level and Quality of Life. Problems of Measurement and Interpretation]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2009. No. 1. Pp. 33-42.

2. Butueva Z. A. Osobennosti sotsial'nogo samochuvstviya lyudei starshego vozrasta, nakhodyashchikhsya v trudnoi zhiznennoi situatsii [Social Well-being of Elder People Faced Difficult Life Situations]. Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Community Development. 2013. No. 9. Pp. 64-68. Available at: http://www.teoria-practica.ru/ru/9-2013.html (accessed August 12, 2015).

3. Voronin G. L. Sotsial'noe samochuvstvie rossiyan (1994-1996 gg.) [Social Well-being of Russians (19941996)]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2001. No. 6. Pp. 59-66.

4. Vsemirnyi indeks schast'ya. Gumanitarnaya entsiklopediya [World Happiness Index. Humanitarian Encyclopedia]. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/happy-planet-index/info (accessed August 10, 2015).

5. Vserossiiskii tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya [The Russian Public Opinion Research Center]. Available at: http://wciom.ru/social-well-being/ (accessed May 5,2015).

6. Gilbert D. Stumbling on Happiness. New York: Knopf, 2006.

7. Golovakha E. I., Panina N. V. Integral'nyi indeks sotsial'nogo samochuvstviya (IISS): konstruirovanie i primenenie sotsiologicheskogo testa v massovykh oprosakh [Integral Index of Social Well-being (IISW): Designing and Application of Sociological Test in Mass Surveys]. Kiev: Institute of Sociology, NAS Ukraine. 1997. 214 p.

8. Grachev A. A., Rusalinova A. A. Sotsial'noe samochuvstvie cheloveka v organizatsii [Social Well-being in an Organization]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Proc. of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. 2007. No. 30. Pp.7-17.

9. Indeks udovletvorennosti zhizn'yu v stranakh mira [The Index of Life Satisfaction in Countries]. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/satisfaction-with-life-index/info (accessed August 10, 2015).

10. Issledovatel'skaya gruppa TsIRKON [ZIRCON Research Group]. Available at: http://www.zircon.ru/publi cations/evraziyskiy-monitor-issledovaniya-v-stranakh-sng/ (accessed May 5, 2015).

11. Kovaleva N. G. Pozhilye lyudi: sotsial'noe samochuvstvie [Elderly: Social Well-being]. Sotsiologicheskie is-sledovaniya - Sociological Research. 2001. No. 7. Pp.73-79.

12. Kozyreva P. M. Sotsial'naya adaptatsiya naseleniya Rossii v postsovetskii period [Social Adaptation of Russian Population in the Post-Soviet Period]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2011. No. 6. Pp. 24-36.

13. Krupets Ya. N. Sotsial'noe samochuvstvie kak integral'nyi pokazatel' adaptirovannosti [Social Well-being as an Integral Component of Adaptation]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2003. No. 4. Pp. 143-144.

14. Mikhailova L. I. Sotsial'noe samochuvstvie i vospriyatie budushchego rossiyanami [Social Well-being and Future Perceptions of Russians]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2010. No. 3. Pp. 45-50.

15. Parygin B. D. Obshchestvennoe nastroenie [Public Mood]. Moscow: Mysl', 1966. 328 p.

16. Petrova L. E. Sotsial'noe samochuvstvie molodezhi [Social Well-being of Young People]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2000. No. 12. Pp. 50-55.

17. Rogozin D. M. Testirovanie voprosov o sotsial'nom samochuvstvii [Testing of Questions on Social Well-being]. Sotsial'naya real'nost' - Social Reality. 2007. No. 2. Pp. 97-113.

18. Simonovich N. E. Sotsial'noe samochuvstvie lyudei i tekhnologii ego issledovaniya v sovremennoi Rossii. Avtoref. dis. ... d-rapsikhol. nauk [Social Well-being of People and Technology of Its Identofication in Modern Russia: Author's abstract of Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2003. 37 p.

19. Sotsial'noe samochuvstvie i polozhenie pozhilykh lyudei v regione [Social Well-being and Status of Elder People in the Region]. Khabarovsk: FEASS Publ., 2012. 186 p.

20. Sotsial'noe samochuvstvie naseleniya v usloviyakh reform: regional'nyi aspekt [Social Well-being of Population in the Conditions of reform: Regional Aspect]. Moscow: Nestor-Istoriya Publ., 2011. 176 p.

21. Chugunenko V. M., Bobkova E. M. Novye tendentsii v issledovanii sotsial'nogo samochuvstviya naseleniya [New Trends in Study of Population Social Well-being]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological research. 2013. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.