Научная статья на тему 'Социальное самочувствие населения Пензенской области в условиях трансформации российского общества*'

Социальное самочувствие населения Пензенской области в условиях трансформации российского общества* Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
716
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / SOCIAL STATE OF HEALTH / TRANSFORMATION / SOCIAL EXPECTATIONS / SOCIAL CLAIMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толубаева Людмила Тимофеевна

В статье анализируется социальное самочувствие жителей Пензенской области, прежде всего городского населения, через их самооценку, полученную в результате социологического исследования. Как показало исследование, значительное влияние на самочувствие горожан оказал глобальный экономический кризис, заставивший внести коррективы в оценку своего экономического положения, в возможности адаптации к изменяющимся условиям жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Толубаева Людмила Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие населения Пензенской области в условиях трансформации российского общества*»

УДК 316.42:35

Л. Т. Толубаева

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*

Аннотация. В статье анализируется социальное самочувствие жителей Пензенской области, прежде всего городского населения, через их самооценку, полученную в результате социологического исследования. Как показало исследование, значительное влияние на самочувствие горожан оказал глобальный экономический кризис, заставивший внести коррективы в оценку своего экономического положения, в возможности адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Ключевые слова: социальное самочувствие, трансформация, социальные ожидания, социальные притязания.

Abstract. In article the social state of health of inhabitants of the Penza region, first of all urban population, through their self-estimation received as a result of sociological research is analyzed. As research has shown, considerable influence on state of health of townspeople was rendered by the global economic crisis, which forced them to introduce a corrective amendment in an estimation of the economic situation, in possibility of adaptation to changing living conditions.

Keywords: social state of health, transformation, social expectations, social claims.

Интерес исследователей к анализу социального самочувствия тех или иных слоев населения в разные периоды развития общества вызван, в первую очередь, необходимостью изучения его влияния на процессы адаптации различных социальных групп к изменяющимся условиям жизни. Уровень социального самочувствия населения выступает одним из значимых показателей эффективности социальной политики, проводимой в обществе, успешности адаптации населения к изменяющимся условиям жизни. В случае если у большинства населения будет наблюдаться плохое социальное самочувствие, возникает повод сомневаться в эффективности и даже целесообразности проводимых преобразований.

Вместе с тем изучение социального самочувствия сталкивается с большими затруднениями, так как оно сложно поддается измерению социологическими методами, поскольку данный феномен, в первую очередь, носит эмоциональный, а не рациональный характер. Это приводит к появлению как различных научных интерпретаций процессов формирования социального самочувствия, так и к возникновению двойственности его определения в научных исследованиях, посвященных изучению данного социального явления. Социальное самочувствие обладает высокой степенью динамики, возникающей в результате накопления разнородных характеристик и показателей социального и социально-психологического состояния. Как у отдельных инди-

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Влияние социокультурных ценностей на жизненные стратегии трудоспособного населения Пензенской области в изменяющихся социально-экономических условиях России», проект № 08-03-28301 а/В.

видов, так и в различных социальных стратах социальное самочувствие сложно свести к единому показателю, но, тем не менее, оно образует в совокупности устойчивое социальное явление. Поэтому изучение социального самочувствия необходимо проводить в тесной взаимосвязи с объективными условиями и социальной практикой, в процессе которой реализуются или не реализуются социальные цели, установки и интересы людей, а также с учетом социально-психологического состояния индивидов, социальных групп, институтов и организаций.

Процессы трансформационных изменений в России, начавшиеся в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., привлекли активное внимание отечественных исследователей к проявлению в этот период социального самочувствия у различных социальных групп россиян. Его анализировали с разных сторон: разрабатывались методические и методологические проблемы изучения данного явления; проводился анализ интегрального индекса социального самочувствия и применение социологических тестов в массовых опросах для его изучения; определялись показатели, влияющие на социальное самочувствие и адаптацию населения крупных промышленных городов, а также анализировались сущность социального самочувствия, его роль в адаптации населения [1, с. 3-20]. Значительное место в исследованиях в это время уделялось гендерным аспектам социального самочувствия [2]; анализу социального самочувствия через занятость [3, с. 34-40]; анализу социального самочувствия молодежи, ее профессионального становления как молодых специалистов [4, 5].

Более глубокое понимание социального самочувствия как социального явления, оказывающего значительное влияние на жизнеспособность общества, предполагает рассмотрение составляющих его основных характеристик. Прежде всего, это анализ содержательной части словосочетания «социальное самочувствие», а внутри его - этимология слова «самочувствие». В его основу положено понятие «чувство», что согласно толковому словарю русского языка С. И Ожегова означает: «Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее. Способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений» [6, с. 873]. Другие фундаментальные словари дополняют эти значения. Таким образом, толкование понятия «самочувствие» определяется через срез чувств индивида и отражает его место в мире. Социальное самочувствие в сравнении с физическим самочувствием (срез ощущений организма под призмой собственных претензий к состоянию организма) и психологическим самочувствием (отражает состояние психики индивида в окружающей среде в соотношении с его претензиями к данному состоянию) означает более общее понятие. Групповое социальное самочувствие имеет более высокий уровень обобщения социального самочувствия, чем самочувствие отдельной личности. Оно формируется под воздействием различных факторов человеческой практики, непосредственно присутствующих в жизнедеятельности той или иной социальной группы, и фиксируется в понятиях, положительных или отрицательных, устойчивых или динамичных эмоциях, в чувствах, ощущениях и представлениях. Таким образом, социальное самочувствие проявляет себя как функциональная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действительности, вызывающего то или иное самочувствие, социальное настроение.

Вместе с тем при всей важности детального исследования и понимания феномена социального настроения необходимо осознавать влияние на него социальных условий, проявляющихся в социокультурных, экономических, политических, духовных отношениях как на макро-, так и на микроуровне общественной жизни. В зависимости от степени осознания причин происходящих событий самочувствие может выступать в качестве нерасчлененного общего социально-психологического фона или как четко идентифицированное состояние, воздействующее на общественные процессы. То, в каком состоянии находится общество, позволяет определять степень зрелости общественных отношений. Знание особенностей функционирования общества, его влияния на изменения в нем социокультурных процессов позволяет правильно судить о состоянии, этапах, направлениях и темпах развития общественной жизни.

Таким образом, выявляя сущность социального самочувствия, следует обращать внимание на то, что оно, по сути, представляет собой целостную характеристику, в которой в интегрированном виде воплощаются основные формы восприятия действительности с позиций определенной ценностной установки, что можно называть и жизнеощущением, и проявлением настроений человека. Настроение человека оказывает влияние на создание моральной атмосферы вокруг него, тем самым отражает не только его личные переживания, но и его отношение с окружающей средой, т.е. приобретает социальный характер. Социальное настроение, в свою очередь, либо объединяет, либо разъединяет людей, характеризуя состояние общества в различные периоды его развития.

Среди характеристик социального самочувствия, по мнению ряда исследователей, важное место занимает самосохранение (Ж. Тощенко, А. Бородкина, В. Герчикова), проявляющееся в определенных жизненных ситуациях. А на жизненные ситуации человека влияют следующие факторы: личное благополучие, защищенность близких для него людей или ближайшего его окружения, уверенность в своем будущем, будущем своих детей и гарантии этой уверенности через восприятие им социальных проблем мира, страны, региона, конкретного места, где человек работает и живет.

Большое влияние на социальное самочувствие оказывает социальная память, выступающая как историческая, или профессиональная, или в виде традиций и обычаев. В отличие от эмоционального настроя, сформировавшегося под влиянием какой-то приходящей ситуации, социальная память способна более долговременно влиять на состояние социального самочувствия, так как включает в себя специфически отобранную информацию, полученную в результате личного и общественного опыта. Социальная память всегда присутствует в реальном сознании и повседневном поведении людей, что в определенном аспекте проявляется в социальном самочувствии.

Среди характеристик, оказывающих влияние на функционирование социального самочувствия, необходимо выделить оценки индивида, социальной группы или социального института по поводу системы ценностей, присутствующих в обществе, социального престижа. Это может быть индивидуальное отношение к материальным и духовным ценностям, к вещам и предметам, воспринимаемое как проявление социального престижа, так и восприятие общественного мнения, присутствующего в обществе. На формирование престижных оценок влияют как одобрение официальных структур власти, в том

числе и экономических, доступ к почетным функциям (формализованные позитивные санкции), так и признание заслуг и авторитета, похвала, поддержка и содействие со стороны окружающих (неформальные позитивные характеристики).

Среди характеристик социального самочувствия значительное место занимают социальные ожидания и социальные притязания, присущие всем людям. От степени реализации социальных ожиданий и социальных притязаний зависит социальное самочувствие индивида. Наиболее высокий уровень социальных ожиданий проявляется тогда, когда они сопровождаются социальными притязаниями человека, социальной группы, т.е. не ограничиваются провозглашением своих установок, а стремятся активно их реализовать в форме непосредственно ожидаемого результата. Социальные притязания, в отличие от нередко пассивного ожидания, могут быть самыми разнообразными и проявляются: в стремлении добиться от общества удовлетворения своих прав; в предъявлении своих прав для получения определенных социальных результатов; в стремлении добиться одобрения со стороны других лиц, институтов, организаций своих действий, своего поведения и т.д. При этом социальные притязания по отношению к окружающим иногда могут быть весьма завышенными и не только носить созидательный характер, но и вносить противоречивость в поведение людей, непредвиденность в их поступках, а порою проявляться в трудно объяснимых парадоксах.

Завершенность в раскрытии основных характеристик социального самочувствия дает анализ социальной позиции личности, социальной группы. Эта характеристика включает в себя намерения, которые готов реализовать человек либо социальная группа, их убежденность в правомерности своих ожиданий и притязаний. Подобная позиция проявляется на уровне мировоззрения, а так же как убежденность, готовность реализовать желаемые личные и общественные цели. При этом социальная позиция может быть ярко или слабо выражена, четко или нечетко определена, могут быть осознаваемые или неосознаваемые возможности духовного развития, раскрытия потенциала самопознания, потребностей общения, понимания и признания. Все это дает возможность людям самовыразиться и самоутвердиться, проявить готовность к действию, к превращению социального самочувствия в активное начало.

Таким образом, социальное самочувствие, проявляя себя как функциональная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действительности, в интегрированном виде является воплощением основных форм восприятия действительности отдельным человеком либо социальной группой с позиций определенных ценностных установок. Являясь проявлением массовых настроений, ожиданий, а также проявлением чувств отдельных индивидов, различных социальных групп, слоев населения, социальное самочувствие выражает отношение людей к разным сторонам жизни, через устойчивые мнения, оценки социальных явлений, проявляется в социальных ожиданиях и притязаниях, в степени удовлетворенности своей жизнью. Анализ социального самочувствия различных слоев населения позволяет правильно судить о состоянии, этапах, направлениях и темпах развития общественной жизни, как в России в целом, так и в отдельных ее регионах, в частности в Пензенской области. Пензенская область является достаточно крупным в территориальном отношении субъектом Российской Федерации с

разнородным составом населения. Доля городского и сельского населения в области составляет соответственно 65,1 и 34,9 % (рис. 1).

Рис. 1 Соотношение городского и сельского населения в Пензенской области, %

Переход к рынку, осуществленный в нашей стране, затронул многие стороны жизни пензенцев. Глубина преобразований проявилась не только в том, что изменились форма и содержание социально-экономических отношений, - установились новые имущественные отношения. В результате произошли изменения в экономическом поведении людей, изменилась система социальных действий, связанных с использованием экономических ценностей. Как показали исследования, социальное самочувствие населения Пензенской области зависит от многих факторов, как положительных, так и отрицательных [7, 8]. В проведенном исследовании в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ социальное самочувствие населения области рассматривалось с учетом социально-экономической стратификации, т.е. на основании дифференциации респондентов по признаку материального положения. Для определения статусного положения респондентов был использован субъективный метод оценок. В основу самооценок опрашиваемых были положены следующие показатели: материальное положение по сравнению с положением окружающих; степень удовлетворенности своим положением; представление о том, каким будет материальное положение в будущем, и др. В результате были выделены такие социальные страты, как «богатые», «зажиточные», «со средним достатком» и «бедные». К «обеспеченному, достаточно зажиточному слою» отнесли себя всего 4,8 % сельских респондентов, «к слою со средним достатком» - 66,8 %, «к бедным» - 28,4 %.

В целом среди опрошенных нами сельских и городских жителей области только 0,4 % ощущали себя богатыми. Все они - городские жители. Среди сельских респондентов, которые ощущали бы себя богатыми, не было ни одного человека. В табл. 1 показано, как распределились ответы сельских и городских респондентов на вопрос «К какому социальному слою по материальному положению Вы себя относите?».

Как видно из табл. 1, большая часть респондентов (69,4 %) отнесли себя к слою со средним достатком, вместе с тем довольно большая часть опрошенных (23,4 %) чувствуют себя бедными, лишь 6,8 % респондентов отнесли себя к обеспеченному, достаточно зажиточному слою. При этом ответы респондентов из малого города (Кузнецк - 88,3 тыс. населения) отличались от

0

В Г о роде кое население В Сельское население

ответов опрошенных из более крупного (Пенза - 507,8 тыс. населения). В свою очередь, ответы сельских респондентов отличаются от ответов горожан.

Таблица 1

Распределение сельских и городских респондентов по социальным стратам (%)

К какому социальному слою по материальному положению Вы себя относите? Всего Сельские жители Городские жители

г. Пенза г. Кузнецк

К богатым 0,4 - 0,5 1,8

К обеспеченному, достаточно зажиточному слою 6,8 4,8 7,4 14,3

К слою со средним достатком 69,4 66,8 72,3 62,5

К бедным 23,4 28,4 19,8 21,4

Итого 100 100 100 100

Начавшийся кризис в России потребовал анализа его влияния на социальное самочувствие населения в этих условиях. Такой анализ дает возможность не только принимать наиболее оптимальные решения по структуре и содержанию социально-экономической антикризисной политики, разрабатывать наиболее действенные программы в поддержку населения в этих условиях, но и, опираясь на общероссийскую практику, решать эти задачи на региональном уровне. В связи с этим представляется важным исследование социального и экономического самочувствия жителей Пензенской области в условиях кризиса. В данной статье будет проанализировано, прежде всего, социальное самочувствие городского населения. Социальное самочувствие сельского населения Пензенской области по материалам исследования в рамках гранта РГНФ было рассмотрено в статье Толубаевой Л. Т. «Социальноэкономическое самочувствие сельских жителей Пензенской области: субъективный аспект» [9].

В апреле 2009 г. исполнители гранта РГНФ, реализуя план научноисследовательского проекта второго года, провели исследование социального самочувствия в условиях кризиса жителей городов Пензы и Кузнецка. В выборочную совокупность исследований были включены представители разных социальных страт: рабочие, служащие, предприниматели, учащиеся, студенты, пенсионеры, домохозяйки, безработные, военнослужащие. Всего 475 респондентов (419 - жители Пензы, 56 - жители Кузнецка).

На вопрос «Какое влияние оказал на Вас экономический кризис?» только 9,9 % респондентов ответили «Никак не повлиял», 17,9 % - «Пока еще не повлиял, но может повлиять отрицательно», но у 38,7 % респондентов уже ухудшилось материальное положение, а у 26,9 % - «появилось чувство неуверенности, страха» (рис. 2). Иными словами, для большинства городских жителей в условиях кризиса возникла ситуация, при которой социальное самочувствие ухудшилось.

При таком самочувствии более всего городских жителей тревожит неуверенность в завтрашнем дне (44,4 %) и будущее детей (41,7 %). Для сравнения: ответы сельских респондентов на вопрос «Что больше всего тревожит Вас в современной жизни?» год назад были следующие: на неуверенность в завтрашнем дне указали 32,6 % опрошенных, тревожатся за будущее своих детей - 29,1 %. Иными словами, кризисная ситуация в течение года увеличи-

ла в социальном самочувствии горожан чувство тревожности и за свое будущее, и за будущее своих детей.

□ пока еще не повлиял, но может повлиять отрицательно

■ ухудшил материальное положение

□ появилось чувство неуверенности, страха

□ никак не повлиял

■ по-новому посмотрели на жизнь

□ затрудняюсь ответить

Рис. 2 Влияние экономического кризиса на самочувствие горожан, %

В ходе опроса городским респондентам задавались вопросы о том, коснулся ли кризис семьи и как справляется семья с возникшими проблемами. 28 % респондентов ответили, что «с проблемами справляются, но очень тяжело», а 46,7 % «более тщательно продумывают каждый свой шаг». Для 57,9 % городских респондентов средств на текущие расходы хватает, но уже нет возможности делать другие покупки; 37,2 % из числа опрошенных горожан уже вынуждены экономить на некоторых вещах и продуктах, а 11,4 % выживают с трудом. При этом 49,3 % респондентов считают, что за последнее время ухудшилась социальная помощь населению, 48 % - что снизилась поддержка государства, а для 57,9 % ухудшилась возможность заработка для семьи. Подавляющее большинство респондентов считают, что в нынешних условиях кризиса при потере работы горожане более всего могут рассчитывать в трудоустройстве только на себя (60,8 %) либо на помощь родных, знакомых, друзей (33,9 %). Только 14,5 % городских и 4,8 % сельских респондентов ответили, что в современных условиях горожане могут рассчитывать в трудоустройстве на государственную службу занятости и на помощь городской администрации.

Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть респондентов в решении материальных проблем надеется, прежде всего, на себя, на свои способности. Так, при решении своих материальных проблем рассчитывают на самого себя 69,9 % городских респондентов, на собственные способности -33,3 %, на уровень своего образования - 11,4 %, на востребованность на рынке труда своей профессии - 16 %. На свой профессионально-квалификационный потенциал рассчитывают 15 % респондентов. Кроме того, 31,8 % респондентов считают, что им поможет решить материальные вопросы наличие постоянной работы; 28,2 % - собственное трудолюбие, а также возможность

иметь подработки при наличии постоянной работы (10,9 %). В то же время

22.7 % опрошенных считают, что их материальное положение зависит от политики государства; 7,2 % - от деятельности руководства предприятия; лишь

1.7 % надеются на помощь городской администрации. Подобные ответы свидетельствуют о том, что преобразования, которые происходили в России в последние десятилетия, привели к изменениям в экономическом поведении людей. Изменились также социальные ожидания, проявившиеся в заметной переориентации от патерналистских надежд на государство к расчету в решении проблем своими силами.

По всей вероятности, нельзя утверждать, что произошли необратимые процессы в переориентации в экономическом поведении людей, но в то же время нельзя не замечать позитивных процессов в этих изменениях, в осознании собственных возможностей в решении своих проблем. Однако положительные результаты подобных изменений возможны только при поступательном развитии России. В условиях кризиса тенденция улучшения социального самочувствия населения однозначно прервалась. Об этом свидетельствуют ответы респондентов на вопрос «Что больше всего тревожит Вас в период экономического кризиса?». 42,9 % городских респондентов указали на «неуверенность в завтрашнем дне»; 31,1 % - на «материальное неблагополучие»; 19,2 % - на «угрозу потерять работу»; 17 % - на «инфляцию в стране». Затруднились ответить на этот вопрос 6,7 % респондентов. Подобные ответы свидетельствуют, что в социальном самочувствии опрашиваемых городских жителей преобладают тревожные, негативные ожидания. Такой вывод подтверждают и ответы на вопрос «Что может повлиять на Ваше материальное положение в условиях кризиса?». 35,4 % респондентов считают, что их материальное положение может усугубить инфляция; 22,5 % - сокращение рабочих мест в бюджетных организациях; 17,3 % - снижение социальной защиты;

17.7 % - разорение частных фирм; 3,6 % - сокращение строительства жилья; 16 % затруднились ответить на этот вопрос. При этом респонденты отмечали негативное влияние таких факторов, как низкая зарплата, потеря работы, уменьшение зарплаты, рост цен, нестабильность налоговой политики, потеря рабочего места, увольнение с работы.

Таким образом, анализ социального самочувствия жителей Пензенской области, как городских, так и сельских, показал, что в условиях кризиса на него оказывает влияние переплетение непростых социальных, экономических, психологических процессов. Социально-экономические трансформации изменяют как институциональные параметры жизнедеятельности общества, так и основные модели социального поведения населения. Исследование подтверждает, что самочувствие жителей области во многом определяет модели их социально-экономического поведения, а кризисное состояние вызывает ощущение неопределенности происходящих изменений и, как следствие, появление чувства тревожности. Появление тревожности в социальном самочувствии пензенцев связано с различными факторами, которые можно наблюдать в разных сферах жизнедеятельности людей. На социальное самочувствие жителей влияют и материальная обеспеченность, и образование, и возраст, и социальное положение. Однако каждое из этих обстоятельств важно еще и потому, что воздействует не изолированно, а включено в модель поведения человека, в условиях кризиса оно резко увеличивает ощущение опас-

ности, снижает чувство защищенности, тем самым влияет на ухудшение социального самочувствия людей.

Список литературы

1. Гуревич, М. А. Социальное самочувствие и адаптация населения крупного промышленного региона в период перехода к рыночным отношениям / М. А. Гуревич. - Челябинск : НТЦ-НИИОГР, 2001.

2. Хасбулатова, О. А. Социальное самочувствие женщин и мужчин [Электронный ресурс] / О. А. Хасбулатова, Л. С. Егорова. - Режим доступа: http://www.ecs0cman.edu.ru/images/pubs/2006/01/30/0000248164/005.KHASB0ULA T0VA.pdf

3. Удальцова, М. В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность / М. В. Удальцова, Н. М. Воловская // Социологические исследования. - 2005. - № 7.

4. Милюкова, И. А. Социальное самочувствие молодежи: опыт социологического исследования [Электронный ресурс] / И. А. Милюкова. - Режим доступа: http://tm.karelia.ru/docs/library/docs/25doc.

5. Петрова, Л. Е. Социальное самочувствие молодежи [Электронный ресурс] / Л. Е. Петрова. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/ 2005/02/05/0000203783/006.РБта^А^

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1960.

7. Кошарная, Г. Б. Социокультурные основания адаптации населения к проводимым реформам / Г. Б. Кошарная // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза,

2008.

8. Толубаева, Л. Т. Самооценка сельскими жителями качества своей жизни (по

результатам социологических исследований) / Л. Т. Толубаева // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты : материалы Всероссийской научно-

практической конференции. - Пенза, 2008.

9. Толубаева, Л. Т. Социально-экономическое самочувствие сельских жителей Пензенской области: субъективный аспект / Л. Т. Толубаева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2008. - № 4.

Толубаева Людмила Тимофеевна кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет

Tolubaeva Lyudmila Timofeevna Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University

E-mail: TLTG@mail.ru

УДК 316.42:35 Толубаева, Л. Т.

Социальное самочувствие населения Пензенской области в условиях трансформации российского общества / Л. Т. Толубаева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -

2009. - № 3 (11). - С. 79-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.