ББК 60.543.172
Т. Лондаджим
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ (Гендерный аспект)
Исследование социального самочувствия представителей различных социальных групп является одним из важнейших аспектов социологического анализа тенденций развития российского общества, поскольку позволяет оценить изменения, происходящие в общественном сознании и социальной структуре, выявить зоны социальной напряженности, а также изучить многообразные и противоречивые групповые представления о социальной жизни общества.
В обыденном сознании понятие «самочувствие человека» трактуется как характеристика его физического состояния или, другими словами, уровня его здоровья. На вопрос «Как ты себя чувствуешь?» человек обычно отвечает «Хорошо», если он здоров, и «Плохо», если болен. В то же время данный вопрос часто выступает аналогом вопроса «А как у тебя дела?», и ответ характеризует «состояние физических и душевных сил человека» [3] в целом, акцентируя внимание скорее на нравственном состоянии.
Подобную двоякость в определении данного понятия можно наблюдать и в современных науках, занимающихся изучением самочувствия. Если общая психология трактует самочувствие скорее с физиологических позиций, как «органическое» самочувствие человека, то в социальной психологии и социологии самочувствие выступает как интегральная характеристика, детерминируемая социальными факторами.
Изучением социального самочувствия российские социологи занялись примерно с 80-х гг. XX в. И хотя данный термин уже вошел в науку, до сих пор существует проблема четкого определения понятия. В отечественной социологии можно выделить несколько подходов к определению социального самочувствия.
1. Самочувствие определяется через понятие удовлетворенности человека различными сторонами жизни. Можно даже отметить существование тенденции к отождествлению понятий «социальное самочувствие» и «интегральная удовлетворенность жизнью» [2, с. 6—7; 4]. Сторонники данного подхода рассматривают социальное самочувствие как своего рода отражение образа жизни и для полноты его измерения стараются учитывать различные сферы жизнедеятельности (например, трудовая, бытовая, социально-политическая).
2. Близок к вышеописанному подход, в котором социальное самочувствие рассматривается как интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности, субъективные ее стороны (см.:
[5]).
3. Социальное самочувствие трактуется и как синдром сознания, отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний (в основном определяемой содержательными характеристиками жизненной стратегии) и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей (удовлетворенность реализованностью жизненной стратегии) (см.: [5]).
Таким образом, можно сделать вывод, что самочувствие выступает в качестве одного из результатов рефлексии человеком собственной жизни, своих успехов и неудач.
Одним из социологических подходов к изучению социального самочувствия является концепция Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко о социальном настроении. Социальное самочувствие вписывается в данную концепцию в качестве базового
© Лондаджим Т., 2011
элемента, первого уровня социального настроения и включает в себя актуальное знание, эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение. В данной концепции социальное самочувствие выступает как некая основа, исходный структурный элемент для формирования социального настроения личности, ее направленности [6].
Мы изучали социальное самочувствие в рамках социологического исследования социальной адаптации иностранных студентов из Азии и Африки, обучающихся в российских вузах. Исследование проводилось весной 2010 г. методом полуформализованного интервьюирования. Было опрошено 100 человек — 50 студентов, обучающихся в Москве, 50 — в Иванове. Среди респондентов, принявших участие в опросе, мужчины составляли 62 %, женщины — 38 %; большинство студентов были холосты (не замужем). Наличие диспропорции в отношении представительства полов связано с тем, что численность мужчин среди иностранных студентов в целом существенно превышает численность женщин. Женщины — выходцы из стран Азии и Африки значительно реже покидают свою страну в целях обучения. В этом сказывается сохранение патриархальных пережитков в жизни некоторых обществ, выражающееся в сверхконтроле мужчин — членов семьи над женщинами. Поэтому девушкам крайне неохотно позволяют выезжать за рубеж для получения образования [1].
В процессе исследования социальное самочувствие мы рассматривали как некий результат, индикатор успешности процесса адаптации.
Мы предположили, что социальное самочувствие складывается из трех составляющих: внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма); оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить); восприятия собственного положения в новых условиях.
Все наши респонденты живут в общежитиях. Это общепринятая практика проживания иностранных студентов во всех российских городах. Иногда студенты-старшекурсники или семейные пары снимают квартиры, но делают это редко по материальным причинам. Общежитие для иностранного студента становится домом на длительный срок.
Беседуя со студентами, мы интересовались, устраивают ли их жилищно-бытовые условия и как они влияют на успех приспособления к новой обстановке. Разумеется, чем меньше бытовые условия отличаются от тех условий, в которых респонденты проживали на родине, или чем больше они отличаются от этих условий в сторону лучшей благоустроенности, тем безболезненней будет протекать адаптация. Результаты опроса показали, что большинство студентов не устраивают условия проживания.
Девушек беспокоят такие элементарные бытовые проблемы, как невозможность принимать душ в удобное для них время, отсутствие хороших условий для приготовления пищи; а мужчин — отсутствие возможности принимать гостей со стороны (жесткий контроль на вахте). Что касается общей оценки приспособленности к жизни в общежитии, то было установлено: 38 % студентов жилищно-бытовые условия в целом устраивают, значительная же их часть (62 %) этими условиями не довольны. Отметим, что удовлетворенность бытом влияет на оценку социального самочувствия человека.
Важной частью повседневной жизни является свободное от учебы время. От того, как оно организовано, зависит, насколько человек может восстановить свои физические и духовные силы. Полученные ответы позволяют говорить о разнице в проведении досуга мужчинами и женщинами, московскими и ивановскими студентами. Мужчины значительно чаще проводят его вне общежития (75 %), в отличие от женщин, среди которых 60 % предпочитают оставаться дома. Это объясняется рядом причин. Во-первых, даже оказавшись далеко от родины, женщины придерживаются норм поведения, принятых в своей стране, проявляя сдержанность в публичном поведении. Во-вторых они проживают в общежитии либо с землячкой, либо с девушкой из своего региона. В своей комнате девушки создают домашний микроклимат, который позволяет в некоторой
степени сохранять связь с родиной. Довольно часто их комнаты в общежитии являются своего рода центрами притяжения земляков-юношей, которые относятся к своим соотечественницам с большим уважением. В общежитиях девушки общаются с девушками-иностранками, а иногда с российскими студентками. Мужчины активнее находят общий язык со всеми проживающими в общежитиях.
Положительный эмоциональный фон взаимодействия с коллективом факультета и учебного заведения в целом существенно облегчает адаптацию в ходе обучения. Если человек чувствует себя в вузе комфортно и привычно, то он легче переносит все материальные проблемы, связанные с бытовыми условиями, нехваткой денег, плохой погодой и пр.
Беседуя с респондентами, мы просили их охарактеризовать свои отношения с преподавателями и российскими студентами, которые складываются во время учебы. Ни разу нами не были услышаны высказывания о недоброжелательном отношении к ним со стороны преподавателей и сотрудников своего вуза. Большинство девушек считают, что преподаватели хорошо относятся к ним. Юноши считают так же, но некоторые из них сказали, что иногда у них бывают проблемы в общении с преподавателями.
Что касается взаимоотношений с российскими студентами и коллективом своей студенческой группы, то они устанавливаются легче, чем с преподавателями. Более 40 % респондентов отметили, что в целом коллектив студенческой группы оказал помощь и поддержку в ходе учебы. В студенческой группе, как правило, всегда находится 2—3 человека, которые охотно идут на контакт с иностранными студентами, предлагают свою помощь и фактически берут их под опеку. Девушки часто общаются с российскими студентками, и у них складываются хорошие отношения. Мужчины общаются и с девушками и с юношами. Они иногда находят друзей вне стен института. 45 % респондентов охарактеризовали отношения с российскими студентами как дружеские, 37 % — приятельские, лишь 7 % испытывают некоторую напряженность в отношениях, а 11 % занимают нейтральную позицию. Юноши имеют больше друзей, чем девушки, а московские студенты больше, чем ивановские. Что касается девушек, то они чаще характеризуют свои отношения с ребятами в университете как приятельские. Близких подруг среди российских студенток имеют немногие, т. к. преимущественно общаются с девушками-иностранками, проживающими в общежитии. Наличие большего количества друзей из числа россиян у иностранных студентов в Москве, очевидно, детерминировано большей космополитичностью жителей этого города.
На социальное самочувствие оказывает влияние степень толерантности принимающего социума по отношению к иностранным гражданам. В настоящее время в России еще существует расовая дискриминация. Результаты социологических опросов, проведенных в Москве и Иванове в 2010 г., показали, что 68 % иностранных студентов (сами или их соотечественники) подвергались насилию со стороны местного населения. В большей степени страдают мужчины. 77 % мужчин отметили, что столкнулись с насилием, причем многие неоднократно. 23 % женщин также обозначили наличие данной проблемы. Принципиальной разницы в ответах студентов из Москвы и Иванова не было.
Разумеется, это не может не сказаться на социальном самочувствии студентов. 49 % подвергнувшихся насилию респондентов постоянно испытывают чувство страха за свою безопасность и здоровье. Более половины этой группы респондентов (и юноши и девушки) отметили, что если бы они сейчас выбирали место обучения, то поехали бы в другую страну, а не в Россию.
В большинстве случаев респонденты сталкиваются с дискриминацией и насилием на улице (их оскорбляют, обзывают) — 66 % (в основном мужчины), 13 % опрошенных отмечают, что их права ущемляются в сфере обслуживания: магазинах, прачечных, парикмахерских (мужчины и женщины в равной степени), и 14 % студентов чаще всего сталкиваются с этой проблемой в общественном транспорте (в основном мужчины), 7 % — испытывают дискриминацию в стенах учебных заведений (опять же мужчины). На
вопрос, в чем же проявляется эта дискриминация, респонденты отвечали: оскорбления, отказ от оказания услуг по причине их расовой принадлежности, различный подход в обслуживании русскоязычных и иностранных граждан. Чаще дискриминации подвергаются выходцы из африканских стран (91 %) и Монголии (75 %), реже — представители Китая (33 %) и Вьетнама (11 %).
Результаты исследования показали, что 29,3 % респондентов чувствуют себя «скорее некомфортно», 28,4 % — удовлетворительно, 19 % — некомфортно и лишь 6,9 % — полностью комфортно. То есть в целом можно говорить о некомфортном самочувствии в России опрошенных иностранцев.
Подводя итоги, следует сказать, что от социального самочувствия иностранных студентов зависит их удовлетворенность своей жизнью в целом, оценка своего сегодняшнего положения в новых условиях. Иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах, некомфортно чувствуют себя в общежитиях из-за плохих условий проживания. Почти половина опрошенных недовольны организацией своего досуга. Большинство проводит свободное время дома. Отношениями с преподавателями удовлетворена половина иностранных студентов, отношениями с одногруппниками — большинство студентов. К сожалению, расовая дискриминация, с которой встречаются иностранные граждане постоянно и всюду (на улице, в сфере обслуживания и даже в университете), затрудняет их социальную адаптацию, ухудшает социальное самочувствие и вызывает чувство опасности и страха за свое здоровье и жизнь.
Респонденты (мужчины и женщины) испытывают дискомфорт почти в равной степени. В связи с этим они даже не рассматривают вариант постоянного проживания в России.
Библиографический список
1. Аргунова В. Н., Лондаджим Т. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // Вестн. ННГУ. 2008. № 4. С. 7—12.
2. Давыдова Е. В. Измерение социального самочувствия молодежи. М. : Ин-т социол. РАН, 1992.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1990. 574 с.
4. Орлова Л. А. О социальном самочувствии учителей Московской области // Социол. исслед. 1998. № 8. С. 88—94.
5. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Там же. 2000. № 12. С. 51—55.
6. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М. : Academia, 1996. 196 с.