СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КАК ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Селютина
Долгие годы в практике педагогов общеобразовательной школы приоритет отдавался образовательным задачам, поэтому сфера воспитания оставалась в средних школах на втором плане. Сегодня же главные образовательные результаты обучения смещаются с показателей учебной успеваемости на личные и социальные успехи учащегося [2, с. 153]. Данная тенденция отражена в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начальной ступени общего образования второго поколения, который постепенно внедряется в массовых учреждениях с сентября 2011 г. Таким образом, социальное развитие младших школьников востребовано, и его обязательность закреплена государственной политикой в области образования.
Младшие классы являются связующим звеном между дошкольным периодом ребенка и средним школьным возрастом [1; 5]. Именно на данном этапе ребенок адаптируется к условиям образовательного заведения и социума, усваивает нормы межличностного и делового общения со сверстниками и взрослыми, учится «учиться». Начальное звено «готовит» ребенка для его перехода в сложный подростковый период, что крайне важно, так как появляющиеся трудности в обучении и воспитании подростков часто берут свои истоки в более ранний период.
Одной из главных сложностей работы педагогов в начальной школе является высокая наполняемость классов и наличие обучающихся с различным уровнем интеллектуального и личностного развития, среди них следует отметить заметное увеличение количества учеников «группы риска». Этим подтверждается необходимость пересмотра подходов к работе с подрастающим поколением. В этой связи важно, что в начале 1990-х гг. зародилось относительно новое направление педагогической отрасли - адаптивная педагогика. Е.П. Стрелецкая отмечает, что понятие «адаптивность» впервые появилось в Законе РФ «Об образовании» как принцип государственной политики, подразумевающий приспособление системы обучения к особенностям учащихся [4]. Мы определяем адаптивную педагогику как теоретико-практическое направление в обучении и воспитании детей, основная цель которого - сделать образование доступным, гуманным, интересным и развивающим через осуществление образовательной деятельности, содержание и способы реализации которой соответствуют особенностям каждого ребенка. Один из основоположников идеи адаптивной школы Т.М. Давыденко отмечает, что первостепенное значение в работе такой школы приобретает опора на «сильные» стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к знаниям, другим людям, к себе и выполняемой деятельности [3]. Мы считаем целесообразным введение термина «модель адаптивного учебно-воспитательного процесса», так как в данном понятии в отличие от «адаптивной системы обучения» подчеркивает-
177
ся воспитательная направленность действий педагога. Данную модель мы определяем как систему построения взаимодействий учителя и детей в рамках конкретного предмета или внеклассной деятельности, при которой реализуется идея адаптивной педагогики.
Релаксационные игры, коммуникативные, на развитие познавательных процессов, на формирование культуры поведения, подвижные и спортивные игры;
речитативы, музыкальное сопровождение; использование пословиц, поговорок, крылатых выражений, считалок; элементы самомассажаирепаксации; дыхательные упражнения;
модифицированные строевые упражнения и с не сколькими де йствиями, пальцевая гимнастика; упражнения с предметами;
тематические комплексы упражнений и эстафеты;
задания в парах, группах, в сцеплении; полосы препятствий;
элементы музыкально-ритмического воспитания иОлимпийского образования; домашнее задание по созданию комплекса упражнений или игры
_______________________Организационно-педагогические условия______________________
Гибкость учебно-воспитательного процесса; использование дифференцированного подхода и многообразие форм работы; непрерывное психолого-педагогическое сопровождение школьников; уважение к личности обучаемого; опора на положительное в личности; формирование творческой, психологически комфортной атмосферы; признание особой важности воспитательного процесса; инновационность.
Методические приемы
I
Обеспечение наглядности; опережающее консультирование; авансирование успеха и создание ситуаций успеха на занятии;
элементы самоорганизации и самоуправления;
применение развернутых оценок педагога с
акцентом на положительное, групповых, взаимо- и
самооценок;
использование юмора;
статусное перемещение детей;
выборочное игнорирование отрицательных поступков обучающихся;
неформальное общение педагога и школьников вне занятия;
соблюдение спортивных обычаев.
Рис. Модель социального развития младших школьников средствами адаптивной педагогики
178
В рамках нашего исследования была создана и внедрена в практику модель социального развития детей младшего школьного возраста средствами адаптивной педагогики (см. рис.), которая была реализована на занятиях физического воспитания (урочная и неурочная деятельность). Однако ее элементы могут быть использованы в процессе преподавания других учебных предметов или во внеклассной работе. По результатам нашего эксперимента отмечается положительная тенденция к снижению тревожности, а также улучшение эмоциональной атмосферы в классе, о чем свидетельствует уменьшение числа детей, с которыми не хотели бы общаться одноклассники. Мы считаем, что это закономерное явление и позитивный эффект от коммуникативных игр и упражнений в группах, систематично применявшихся в процессе физического воспитания на протяжении двух лет.
В целом, в результате педагогического эксперимента наблюдаются значительные улучшения (Р<0,05) показателей объема, концентрации внимания, снижения тревожности испытуемых в обеих группах, что подтверждает возможность социального развития младших школьников в процессе физического воспитания средствами адаптивной педагогики.
Список литературы
1. Борисова Т.В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 2. -С. 5-11.
2. Григорьева Е.В. Стандарты второго поколения в начальной школе // Герценовские чт. Начальное образование. - 2010. - Т. 1. - С. 152-156.
3. Давыденко Т.М. Сущность и функции адаптивной школы // Психолого-пед. журн. Гау-деамус. - 2002. - № 1. - С. 125-138.
4. Стрелецкая Е.П. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда в системе дополнительного образования: дис. ... докт. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 34 с.
5. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников // Начальная шк. -2010. - № 11. - С. 6-8.
6. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). - М.: Нов. шк., 1997. - 346 с.
179