Научная статья на тему 'Социальное пространство как организованная по законам дифференциации символическая система'

Социальное пространство как организованная по законам дифференциации символическая система Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / СИСТЕМА / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / SOCIAL SPACE / SOCIOHISTORICAL TIME / SYSTEM / SYMBOLICAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марусидзе Нестер Фирузиевич, Сиротинский Сергей Александрович

В статье показано, что возникновение социально-организованной материи связано с формированием специфических пространственно-временных структур, которые функционально расчленены на ряд подпространств. Их характер и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social space as a symbolical system organized under differentiation laws

The paper shows that emergence of socially organized matter is related to the formation of specific spatial-temporal structures which are functionally dismembered in a number of subspaces. Their character and interrelation historically change in process of development of societies.

Текст научной работы на тему «Социальное пространство как организованная по законам дифференциации символическая система»

УДК 1:316 ББК 60.021 М 29

Н.Ф. Марусидзе,

аспирант Северо-Кавказского социального института, г. Ставрополь, тел.: 8-91822 7-73-21, e-mail: [email protected]

С.А. Сиротинский,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры производственного менеджмента, Ессентукский институт управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: 8-928-812-35-01,e-mail: [email protected]

Социальное пространство как организованная по законам дифференциации символическая система

(Рецензирована)

Аннотация. В статье показано, что возникновение социально-организованной материи связано с формированием специфических пространственно-временных структур, которые функционально расчленены на ряд подпространств. Их характер и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Ключевые слова: социальное пространство, социально-историческое время, система, символический капитал.

N.F. Marusidze,

Post-graduate student of the North-Caucasus Social Institute, Stavropol, ph.: 8-918-227-7321, e-mail: [email protected]

S.A. Sirotinsky,

Candidate of Philosophy, Associate Professor of Production Management Department, Yessentuki Institute of Management, Business and Law, Yessentuki, ph.: 8-928-812-35-01, e-mail: [email protected]

Social space as a symbolical system organized under differentiation laws

Abstract. The paper shows that emergence of socially organized matter is related to the formation of specific spatial-temporal structures which are functionally dismembered in a number of subspaces. Their character and interrelation historically change in process of development of societies.

Keywords: social space, sociohistorical time, system, symbolical capital.

Возникновение социально-организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур. Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо.

Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ. Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека, в том числе и те, которые охватывают его трудовую и деловую жизнь, а также инновационную деятельность.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального

времени, которое является внутренним временем общественной жизни и вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Родоплеменные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации Древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существовавшие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда - особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия «древний» и «хороший», «добрый» были почти синонимами. Идея направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в большей мере это ускорение свойственно современной эпохе, когда бурно развертывается научно-техническая революция. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социальноисторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное время предполагает, что социальные смыслы (знания, эмоции, стимулы) обладают свойством старения, т.е. утрачивают ценность со временем. Но только не с календарно-астрономическим временем, измеряемым сутками, годами, веками, а с социальным временем, измеряемым скоростью общественных преобразований. Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества.

Освоенное человеком «очеловеченное» и неосвоенное пространство и время природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения. Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. В древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности. Современные представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних буржуазных отношений и было связано с ломкой мировоззренческих ориентаций, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Различался земной греховный мир и мир небесный - мир «чистых сущностей». Такой подход к пониманию социального пространства был использован позднее, в тот момент, когда социологической наукой были

вычленены основные закономерности общественного развития.

Нелинейный подход к изучению природы социального пространства, сформированный социологической наукой, способствовал складыванию субстанционального и структурного видения социального пространства. Один из основателей субстанционального подхода П.А. Сорокин отмечал, что «социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета» [1]. Разработчик идеи структурного подхода к социальному пространству П. Бурдье считал, что оно представляет собой «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине» [2]. Очевидно, что субстанциональный и структурный походы к социальному пространству, выделяя в нем в качестве значимых несколько различные аспекты, не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. Современное научное понимание социального пространства уже выходит за пределы субстанциональных и структурных идей, используя инструментарий системного подхода и достижения синергетики, описывающей нелинейные процессы в сложных системах.

В настоящее время социальное пространство описывается и как интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними и как поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих индивидах. С точки зрения П. Бурдье социальное пространство представляет собой множественность социальных полей. При этом социальное поле - многомерная совокупность позиций. Любая из этих позиций представляет многомерную систему координат, значения которых коррелируют с соответствующими переменными. В качестве переменных могут выступать различные виды капитала -экономического, социального, символического. Каждый вид капитала распознается набором общественно значимых (или легитимированных) признаков. Для экономической собственности - это документ, подтверждающий право владения, для культурной собственности - диплом и ученое звание, для социального капитала - дворянский титул. Символическим капиталом П. Бурдье предлагает называть престиж, репутацию, имя, авторитет и т.п.

Существование социального пространства у его наиболее крупного исследователя - П. Бурдье неразрывно связано с другим понятием - видением или восприятием социального мира. Это - продукт двойного социального структурирования. С одной стороны, восприятие структурировано объективно, т.е. определяется условиями проживания, социальным положением и происхождением. С другой - субъективно, поскольку детерминируется ценностным миром, диспозициями, имиджем, предпочтениями и прочими атрибутами символического пространства [3]. В отличие от объективных внешних условий, определяющих восприятие, его субъективная составляющая подвижна, неопределенна и расплывчата. Однако, хотя взгляды и мнения людей то и дело меняются, в них тоже имеет место определенная структурированность. Она определяется общепринятыми предрассудками, стереотипами массового сознания, языком, который имеет свою логику и в то же время выступает коллективным продуктом, и объективируется традициями, обычаями и общими социальными практиками.

Объективное и субъективное, в понимании социального пространства П. Бурдье, находит консенсус в феномене т.н. габитуса. Габитус, - это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику социальных агентов, их представления. Он функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту спонтанно ориентироваться

в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации. Габитус одновременно представляет собой систему моделей воспроизводства поведения и систему моделей восприятия и оценки поведения. Причем в обоих случаях функционирование данных моделей отражает ту социальную позицию, в рамках которой они были сконструированы. Следовательно, габитус продуцирует поддающиеся классификации и объективно дифференцированные образцы поведения и представления, однако их немедленное восприятие доступно только субъектам, обладающим кодом, то есть классификационными моделями, позволяющими понять социальную значимость данного поведения и представлений. Габитус позволяет субъекту не только «чувствовать свое место», но и определять места других субъектов [4].

Таким образом, социальное пространство, в котором существует дифференциация характерных признаков, объективно является организованной по законам дифференциации символической системой. Социальное пространство обладает способностью функционировать как символическое пространство жизненных стилей и статусных групп, характеризующихся различным стилем жизни. Восприятие социального мира возникает в результате двойного структурирования. На объективном уровне оно социально структурировано, поскольку характерные признаки, присущие субъектам или институтам, сочетаются между собой с разной степенью вероятности. На субъективном уровне восприятие социального мира структурировано, поскольку модели восприятия и оценки, особенно зафиксированные в языке, отражают строение связей символической власти. При помощи этих двух механизмов восприятия обыденное сознание создает целостный мир здравого смысла или, по меньшей мере, вырабатывает минимальный консенсус в отношении социального мира.

Примечания:

1. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 2004. С. 123.

2. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологических исследований // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 2. С. 56-57.

3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Указ. соч. С. 98-99.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2010. С. 34.

References:

1. Derkach A.A., Kuzmina N.V Acmeology: ways of achieving the tops of professionalism. M., 2004. P. 123.

2. Nurkova VV. Autobiographical memory as a problem of psychological studies // Psychological journal. 1996. V. 17, No. 2. P. 56-57.

3. Derkach A.A., Kuzmina N.V. The mentioned work. P. 98-99.

4. Asmolov A.G. Psychology of personality: principles of the general psychological analysis. M.: Smysl, 2010. P. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.