netcat_files/userfiles/VDSP/Dobrovolchestvo v stranah mira.ppt.
5. Официальный сайт международного волонтерского объединения Alliance of European Voluntary Service Organizations [Электронный ресурс]. URL: http://www.alliance-network.eu/
6. Официальный сайт международного волонтерского объединения International Cultural Youth Exchange [Электронный ресурс]. URL: http://www.icye.org/
7. Официальный сайт международного волонтерского объединения Service Civil International [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciint.org/
8. Официальный сайт международно-
го волонтерского объединения Youth Action for Peace [Электронный ресурс]. URL: http:// www.yap.com/
9. Официальный сайт международного волонтерского объединения Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.unv.org/
10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 2001 г. A/RES/56/38.
11. Стенограммы выступлений государственных деятелей и официальных лиц Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс]. URL: http://www.america.gov/st/educ-russian/2009/April/200904231159451CJsamoh T3.272647e-02.html.
УДК 327.3: 378.18
ЛЮ СЮЙЯН
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТОВ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)
На основе анализа социально-проектной деятельности студентов ведущих университетов Китая предпринята попытка определить и охарактеризовать некоторые педагогические формы и стратегии инициирования социально-проектной деятельности, направленной на развитие инновационного потенциала молодежи.
Ключевые слова: инновационный проект, исследовательская деятельность, молодежный парламентаризм, волонтерское движение.
The author attempts to determine and characterize some pedagogical forms and strategies in initiation of social-project activity determined to develop the innovative potential of the youth.
Key words: innovative project, research activity, youth parliamentarism, volunteer movement.
Овладение проектной и исследовательской деятельностью со студенческой скамьи - задача, актуальная для России, но еще в большей степени она
© Сюйян Лю, 2015
актуальна для культуры Китая, где ценности сохранения и воспроизводства традиций существенно преобладают над ценностями инноваций и развития. В связи с этим в КНР разработка стратегий продвижения проектной де-
ятельности как важнейшего условия повышения инновационного потенциала молодежи вышла на уровень государственной задачи. Среди наиболее эффективных форм и подходов к организации социально-проектной деятельности студентов ведущих университетов Китая выделим следующие.
Молодежный
парламентаризм
как форма организации
социально-проектной
деятельности студентов
Молодежный парламентаризм позволяет перейти к решению вопросов организации социально-проектной деятельности с индивидуального уровня, как при участии студентов в управлении собственным образовании, на групповой или даже на уровень университетской организации в целом. В университетах создаются студенческие союзы и союзы аспирантов, студенческие советы факультетов, которые разрабатывают и реализуют проекты по защите прав студентов, по проведению парламентерских мероприятий, обеспечивают участие студентов в жизни университета города и государства в целом.
Союзы формируются из самых представительных и авторитетных студентов, для которых союз становится платформой для выявления управленческих способностей и совершенствования парламентерского мастерства. Пекинский университет поддерживает и направляет свой студенческий союз и союз аспирантов, постоянно укрепляет рабочие институты и стандарты путем проведения выборов, оповещения по важным вопросам, стандартизации финансового управления и других конкретных мер.
Студенческий и аспирантский союзы Пекинского университета контролируют работу учебного центра, вычисляют перспективные направления, формируют рабочие объединения, активно участвуют в установлении связей между различными отделами университета и студентами, а также развивают творческие инициативы учащихся, организовывая так полюбившиеся всем научные, технические и культурные мероприятия [1].
Например, многоплановый конкурс «Десятки лучших» включает состязание 10 лучших певцов, состязание 10 лучших ведущих, состязание 10 лучших спикеров, выборы 10 лучших преподавателей, 10 лучших общественных организаций. Данное направление подарило много талантов CCTV, Phoenix Satellite TV и другим общенациональным СМИ. Студенческая ассоциация является важной составляющей культурной жизни Пекинского кампуса, ведь из нее вышли многие культурные и политические деятели. В студенческой ассоциации свободно развиваются разные стили и формы в искусстве. Свободные дискуссии стали одним из успешных достижений принципа «свободомыслия и полного объединения», расцвет которого пришелся на 1916 г. - время руководства ректора Цао Юаньпэя.
Сегодня влияние студенческой ассоциации вышло за пределы Пекинского университета. Такие организации, как общество «Горный орел», общество «Сердце любви», своими инновационными проектами привлекают широкое внимание общественности. Ежегодно в мероприятиях, проводимых ассоциациями, принимают участие около 20 тыс. бакалавров, аспирантов и докторантов университета [2].
Социально-проектная деятельность в волонтерских студенческих организациях
Инновационные проекты на волонтерской основе стали новым воплощенным в жизнь большим делом с лозунгом «самоотверженность, дружественность, взаимопомощь, прогрессивность». Такой вид деятельности дает возможность студенческой молодежи узнать больше об обществе, ситуации в стране, жизненном уровне населения, внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя как личность и стать ценным связующим звеном в развитии общества. В процессе такой деятельности у студентов формируется мировоззрение, видение возможностей реализации проектов социальных инноваций.
Молодежь Пекинского университета занимается волонтерской практикой уже 20 лет. В ноябре 1993 г. было основано первое волонтерское сообщество Пекинского университета. Сейчас волонтеры принимают участие практически в каждой сфере социальной жизни: программа по улучшению школьного образования в экономически отсталых регионах, охрана окружающей среды, помощь старикам и людям с ограниченными возможностями, юридические консультации, общественное обслуживание, бесплатное консультирование, сбор благотворительных взносов, популяризация Олимпийских игр и др. С 2010 г. в Пекинском университете существует 29 ассоциаций волонтеров, 19 благотворительных общественных организаций и несколько специальных волонтерских отрядов, добровольные услуги которых покрывают почти все основные сферы общественной жизни; зарегистрировано более 18 590
волонтеров, которые в совокупности предоставили более миллиона часов благотворительных услуг.
Летние школы как формы усвоения социально-проектной деятельности
Пекинский университет стремится к созданию новой, объемной, комплексной модели образования. Путем многолетних исследований и практической деятельности общественные практические мероприятия постепенно расширяют масштабы, становятся стандартным, общераспространенным, научным явлением, а также играют важную роль в становлении и развитии студентов. Общественная практика стала неотъемлемым звеном в процессе образования, получив статус «Третьей аудитории» («Первая аудитория» - обучение по специальности, «Вторая аудитория» - университетская среда).
Будучи одним из важных методов образования и эффективной формой обучения, студенческие общественные практические мероприятия прошли путь развития от стихийно возникающих до осознанных, от односторонних до комплексных, от мелких до широкомасштабных. Эти мероприятия обладают многими особенностями: длинной историей, широкими масштабами, разнообразными формами и богатым содержанием.
Например, в летней общественной практике 2011 г. принимали участие 266 команд, 3043 студентов Пекинского университета выехали с проектами в 30 провинций страны, участвовали в благотворительных акциях, промышленном туризме, сельскохозяйственных предприятиях, юридическом консультировании, волонтерских программах по улучшению образования в
экономически отсталых районах и других видах социально-проектных практик [2].
Социально-проектная деятельность в системе «наука - бизнес -производство»
Научно-исследовательский институт инноваций был учрежден при Пекинском университете в 2008 г. Сегодня это научное учреждение, где концентрируется исследовательская, методическая и практическая деятельность в области инноваций. Институт инноваций объединяет междисциплинарные научные ресурсы всех учебных и исследовательских подразделений Пекинского университета, а также других научных учреждений. Таким образом, общими усилиями в глобальном масштабе строится научная сеть, где интегрируются интеллектуальные ресурсы в области инновационных разработок и менеджмента. Создание такой сети - это новый шаг для китайского инновационного образования и исследовательской деятельности, и в то же время это - инновационный по своей сути процесс привлечения талантов со всего мира.
Под эгидой Образовательного фонда Пекинского университета НИИ инноваций основал «Инновационный фонд Пекинского университета», задачей которого является повышение научно-технического уровня высокотехнологичных разработок, подготовка и развитие инновационного потенциала студентов, развитие связей с бизнесом и производством, поддержка важных образовательных и научно-исследовательских проектов в области инноваций и сотрудничества с предприятиями в формате «наука - бизнес -
производство», а также международного обмена инновационным опытом. К этим видам проектов могут быть отнесены следующие проекты и фестивали.
1. Проектно-производственные интернет-проекты - они выступают как исследовательские организации в виде интернет-сообществ, которые занимаются разработкой и внедрением инновационных технологий, являются платформой для сотрудничества в формате «наука - бизнес - производство», специализируются на выполнении проектов за короткие сроки путем распределенной разработки членами интернет-сообщества.
2. Проекты по расчету коммерческой стоимости - выступают как организации, действующие в сфере управления бизнесом, занимающиеся исследованиями, планированием, управлением и консалтингом, специализируются на консалтинговых услугах в области коммерции, оперативного управления, вложения капитала и т.д.
3. Стратегические инновационные проекты в области экологически чистых производств в Китае. Эта деятельность объединяет усилия ведущих китайских и зарубежных научных организаций и специалистов в данной области для междисциплинарных исследований, интегрирует передовые технологии, новейшие знания, прогрессивные методы управления и опыт экономических исследований с целью удовлетворить насущные потребности остро конкурирующих промышленных предприятий в теоретических и опытных разработках в области экологизации производства, что позволит китайским экологическим производствам выйти на новый уровень технологий и услуг, а также вырастить новые кадры исследователей и менеджеров, подго-
товленных на высоком уровне и в междисциплинарном ключе.
4. «Международный фестиваль молодежных инноваций». Проводимый при всесторонней общественной поддержке конкурс стал сегодня одной из самых массовых вузовских платформ для демонстрации студенческих инноваций в КНР. Для проведения конкурса используется сетевая платформа. Программа фестиваля включает четыре конкурса: инновационное проектирование, творческий маркетинг, инновационный менеджмент, создание предприятия на практике. Попробовать свои силы в состязаниях могут все желающие в возрасте от 15 до 45 лет, кто увлечен новыми идеями и деловыми проектами.
Фестиваль инновационных проектов призван выявить достижения молодежи в части проектного мышления и социального дизайна, помочь развить соответствующие способности. Участники выбирают определенную тему и отрасль производства, для продукции которой создается оригинальный проект. Критериями оценки выступают практичность, функциональность, экономичность.
5. Проекты, нацеленные на выявление и подготовку лидеров, способных повести за собой, брать на себя ответственность, организовывать работу команд и т.п. «Программа всемирных молодых руководителей» - это проект, организованный Пекинским университетом совместно с Гонконгским политехническим университетом. Данный проект организован для молодых студентов во всем мире, в качестве основного научного элемента он включает в себя последовательный план воспитания молодых руководителей. Данный проект рассчитан на 2 го-
да, каждый год будет посвящен отдельной теме. Цель заключается в разработке комплексной, имеющей международный взгляд, методической и специализированной учебной программы по воспитанию талантливых руководителей. Сейчас программа ориентирована на то, чтобы отбирать лучших студентов-бакалавров для принятия участия в данном проекте, ниже следует более подробная информация. Проект призван воспитывать новых молодых лидеров, обладающих чувством социальной ответственности, имеющих международный взгляд и обладающих знаниями о современном мире, а также имеющих глубокие знания о своей стране и не боящихся применять инновационные методы для решения социальных проблем.
После выполнения программ в рамках данного проекта участники получают от Пекинского университета и Гонконгского политехнического университета зачеты. Также в Китае на протяжении всего проекта придерживается одна основная тема: «Общественное развитие китайского народа и его взаимодействие с остальным миром».
6. Фестивали научно-технического творчества молодежи. Ассоциация студенческого предпринимательства при старейшем и самом известном китайском университете Цинхуа организовала первый фестиваль научно-технического творчества молодежи «Кубок вызова», вызвавший большой резонанс в экономических и образовательных кругах. Теперь это мероприятие, проводимое раз в два года, по праву называют «Олимпийскими играми науки и техники китайских студентов». Значительные успехи, достигнутые участниками такой социально-проектной деятельности по
программе «Кубка вызова», как конкурс бизнес-планов и конкурс научно-технических работ, привлекают сегодня всеобщее пристальное внимание. Некоторые разработки еще до начала конкурса вызывают интерес у публики, особенно со стороны предпринимателей и представителей венчурного бизнеса. В ходе участия в таких проектных практиках, охватывающих самые разные области, уровни и темы, формируется особая университетская среда глубокого почитания науки и смелой инновации.
7. Бизнес-конкурсы, развивающие экономическую культуру. Прежде всего это программы создания молодежных бизнес-инкубаторов при университетах. Школа бизнеса имени Роберта Г. Смита Мэрилендского университета совместно с Институтом управления «Гуанхуа» Пекинского университета начали работу по организации «Всекитайского конкурса бизнес-планов» в 2011 г. Для поощрения победителей конкурса был учрежден призовой фонд в 10 тыс. долларов. В ходе конкурса обучающиеся по программе МВА студенты из Школы бизнеса Смита соревновались с китайскими коллегами в совершенстве представленных бизнес-проектов. В итоге первой премии в 3000 долларов и приза за командный дух в 1000 долларов был удостоен проект команды Школы бизнеса Смита по замораживанию и перевозке выращенных в Индии овощей. В ходе конкурса студенты смогли лично пообщаться с успешными предпринимателями и топ-менеджерами из США и Китая и тем самым еще глубже разобраться в ситуации на мировом рынке, приобрести полезную информацию и реальный опыт относительно конкуренции в бизнесе.
8. Педагогическая поддержка и сопровождение талантливых студентов. Программа «План поддержки талантов нового века», инициированная китайским правительством, призвана помочь одаренным студентам вузов, достигшим особенных успехов в постижении наук. Программа нацелена на многочисленную группу студентов, обладающих творческим потенциалом, призвана помочь им реализовать свои инновации в исследовательской работе ради решения насущных задач государственной важности. Данная программа, создавая одаренным студентам оптимальные условия, выступает как ступень на пути к научным вершинам.
Ежегодно программа поддержки охватывает около 1000 молодых научных талантов. С 2004 г., когда Министерством образования КНР было положено начало проведения в жизнь «Плана поддержки талантов нового века», уже воспитано множество образованных и одаренных представителей молодежи, сумевших реализовать свои выдающиеся способности. С января 2013 г. по декабрь 2015 г. на материальную поддержку стипендиатов естественных и точных наук выделяется 500 000 юаней, а на представителей гуманитарных наук - 200 000 юаней [2].
9. Другие формы организации социально проектной деятельности. Приведенные примеры не исчерпывают всех возможных вариантов. Более того, каждый день возникают новые и завершаются достигшие цели проекты. В качестве перспективного рассматривается направление социальных проектов в социальных сетях. Если существенная часть молодежи находит себя в социальных сетях, имеет смысл использовать и эту виртуальную площадку.
Гранты как форма стимулирования социально-проектной деятельности студенческой молодежи
В апреле 2007 г. Министерство образования КНР начало работу по организации и реализации программы инновационных исследований студентов. Задачами программы были поддержка инновационных исследований выдающихся студентов, способствование росту интереса студентов к инновациям. Разрешение на реализацию этой программы получили 60 высших учебных заведений по всей стране. Среди них - Пекинский университет, Китайский народный университет, Университет Цинхуа, Пекинский педагогический университет, Пекинский технологический университет и др.
Все студенческие инновационные проекты можно разделить на три уровня: проекты государственного значения, проекты общеуниверситетского значения и проекты на уровне факультетов. Проекты государственного уровня финансируются государством при поддержке университета; проекты университетского уровня финансируются университетом; проекты на уровне факультета финансируются за счет факультета.
Среди студенческих проектов можно отметить такие, как «Исследование на основе моделирования профессионального признания и факторов влияния на студентов-бюджетников педагогического университета», «Дошкольное образование детей рабочих-мигрантов», «Влияние китайских диалектов на выразительность английского произношения», «Исследование психологии распространения сплетен среди девушек-студенток», «Исследование
факторов влияния и налогового регулирования жилищного ценообразования в Пекине», «Изучение государственной политики по оптимизации общественного транспорта в Пекине», «Сайт карпула - новая идея для снижения загруженности городского движения транспорта», «Административная политика в деревнях от студентов Пекинского университета» и др.
Особенности организации проектной деятельности в студенческой среде в направлении исследовательских проектов характеризуют следующие принципы создания проекта: инновационный исследовательский проект может быть создан как студентом самостоятельно, так и инновационной группой студентов; основной упор в инновационных исследовательских проектах должен делаться на процесс исследования, а не на результат.
Необходимо, чтобы проект стал «активатором», мобилизующим учебную инициативность, активность и творческую инициативу студентов, дал толчок к развитию инновационного мышления и инновационного сознания студентов, научил обдумывать задачу, искать пути решения, повышал инновационный потенциал и умение реализации на практике.
В Китае «Государственное управление по планированию инновационных студенческих исследований» контролирует ход инновационных исследований, устраивает студенческие собрания по обмену опытом и достижениями, готовит сводные отчеты и другие соответствующие материалы по инновационным исследованиям студентов для передачи в министерство образования.
Учитывая, что овладение любой деятельностью предполагает осуществле-
ние самой деятельности, каждого из ее элементов с дальнейшей рефлексией, а также, принимая во внимание особенности именно проектной деятельности, мы зафиксировали этапы усвоения проектной компетенции. Первый охватывает работы по самому проектированию, второй этап - этап реализации проекта на практике и, соответственно, уже третий - этап рефлексии проделанной работы и подведение итогов.
Усвоение проектной деятельности, результатом которой является появле-
ние новых знаний, новых объектов, является залогом появления инноваций в будущем. По мере развития проектной компетенции увеличиваются возможности созидания нового, а значит, имеет место рост инновационного потенциала.
Особенности именно социально-проектной деятельности демонстрируют, что она влияет на картину мира проектировщика, а это как раз и является основой развития инновационного потенциала молодежи.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. URL: http://www. wikipedia.org/wiki/ 2. URL: http://www.pku.edu.cn. Peking University.
УДК 323.2: 378.1 Г.А. СТЮХИНА, К.В. МАКАРОВА
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРИМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Рассматриваются проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде, необходимость включения элективных специальных курсов в подготовку студентов психолого-педагогического профиля в вузе. Приводятся результаты анкетирования студентов по вопросам экстремизма.
Ключевые слова: профилактика экстремизма в молодежной среде, студенческие группы, федеральные государственные образовательные стандарты, психолого-педагогическая подготовка студентов.
The article discusses basic concept of spiritual and moral education of students, the need to include elective courses in training psycho-pedagogical profile in higher education. The results of the survey of students on extremists.
Key words: spiritual and moral education, the federal state educational standards, psychological and pedagogical training of students, prevention of extremism in the youth environment.
Изменение приоритетов современного образования требует отказа от по-
© Стюхина Г.А., Макарова К.В., 2015
нимания задач образования только с точки зрения выполнения обучающих функций. Особое внимание сегодня должно быть уделено формированию