Научная статья на тему 'Социальное проектирование в системе управленческих практик'

Социальное проектирование в системе управленческих практик Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
466
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIAL PROJECTION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бирюкова Марина Васильевна

Исследованы особенности использования социального проектирования в управленческой деятельности. Выявлены возможности субъектно-праксиологического похода к социальному проектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в системе управленческих практик»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Social projection in the management practices Birukova M.

Социальное проектирование в системе управленческих практик

Бирюкова М. В.

Бирюкова Марина Васильевна / Birukova Marina - кандидат социологических наук, доцент, профессор,

кафедра социологии и политологии, Национальный технический университет Харьковский политехнический институт, г. Харьков, Украина

Аннотация: исследованы особенности использования социального проектирования в управленческой деятельности. Выявлены возможности субъектно-праксиологического похода к социальному проектированию.

Abstract: especially the use of social engineering Researches in management. Possible subject-praxeological campaign identified for social projection.

Ключевые слова: социальное проектирование, управление. Keywords: social projection, management.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016-58-002

Современное социальное проектирование под влиянием динамичного развития нелинейных, нестабильных процессов социума резко дифференцируется от социального прогнозирования, функционирует в пределах собственных концепций и подходов, воплощает телеологическую логику рассуждений, деятельности и стратегию практики [1]. В этом контексте нами доказано, что современное социальное проектирование базируется на субъектно-праксиологических основаниях и предполагает осознание, исследование и создание поля возможностей, в котором сплетены как общественные, так и субъектные установки о желаемом, которое ограничено ресурсами и технологиями воплощения, средой внедрения и активистской позицией субъекта. В таком проекте учтены не только желаемое будущее, но и риски, и угрозы по его воплощению.

Цель статьи выявить особенности новой разновидности социального проектирования как управленческой практики, что позволит конкретизировать специфику методов его социологической разработки и осуществления. В нашем понимании базовая особенность социального проектирования, основанного на субъектно-праксиологических основаниях, - это слияние его методов исследования и типов практики и фокусирование на выполнение определенных функций, среди которых управление.

История развития управления достаточно многогранна. Естественно, что каждая эпоха изменяла роли участников процесса управления, методы стимулирования, масштабы организации самого процесса, средства контроля и регулирования, способы высвобождения отработанных элементов. Но именно XXI век характеризуется качественно иным характером таких изменений. Именно в XXI веке с его рациональной направленностью зарождаются и развиваются научные подходы к управлению, обновляются методологические подходы и методические приемы, причем одно из них тесно связано с социальным управлением и проектами его реализации.

Как правило, под «социальным управлением» понимают воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Социальное управление имеет главной целью упорядочивание воздействия на участников деятельности. Оно осуществляется с помощью комплекса методов целенаправленного воздействия на индивидов или их группы. Характер действия может быть прямым, в соответствии с мотивами и потребностями, системой ценностей, а также условиями окружающей среды. По мнению В. Щербины, социальное управление осуществляется с помощью ключевых функций - планирования, организации, мотивации, контроля. Реализацию их во времени можно рассматривать как полный управленческий цикл, который, благодаря функции контроля (в виде обратной связи), приобретает характер частично замкнутого контура. Субъекты управления и управленческого решения не всегда совпадают, что связано с занятыми ими позиции в управленческой иерархии, объемом полномочий, делегируемых, и мерой ответственности за принимаемые решения [4, с. 202-203, 211].

О социальном управлении можно говорить как об отрасли общественной жизни, предметом которой является изучение, разработка и внедрение закономерностей, определяющих социальные

предпосылки, содержание и результаты управления жизнедеятельностью общества и его важнейших сфер. Эти закономерности выявляются с помощью анализа взаимосвязи управленческой деятельности и социальной реальности с учетом фактора времени. Таким образом, важнейшей предметной областью социального управления является изучение взаимосвязи управленческой деятельности и социального контекста - социального пространства и времени, во многом определяет суть социального проектирования, направленного не только на изучение, но и преобразование социальных объектов с учетом специфики социального пространства и времени.

Социальное управление - это воздействие на общество или его элементы с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. В таком контексте социальное управление является свойством любого общества, вытекает из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной жизни. Итак, социальное проектирование - это регулятивы, которые используются в рамках социального управления для реализации основных его целей и задач, а именно для учета специфики социального пространства и времени, придания процессу управления гуманности, согласованности интересов различных социальных субъектов.

В целом, как указывает В. Кочергин, у социального управления и социального проектирования можно обнаружить немало общих признаков [2, с. 21]. Так, в основе и того, и другого лежит организованная совокупность действий и операций для достижения целей. Результатом этого может быть структурное упорядочение объекта действия, активация, поддержка или завершения процесса в соответствии с критериями оптимальности, которые присутствуют в цели. Кроме того, социальному проектированию, так же как и социальному управлению, присуща сложная структура, подразумевает наличие собственного субъекта, способов реализации и внутреннего контура управления. На наш взгляд, сравнение структур социального управления и социального проектирования показывает, что между ними могут возникать следующие варианты взаимосвязи:

• социальное проектирование является логическим элементом социального управления. В этом контексте субъект социального управления выступает в роли заказчика проекта, а субъект проектирования -адепта или исполнителя. Выбор проекта может делаться на рациональной основе, но может быть осуществлен и на основе традиции или под давлением авторитета самого субъекта управления;

• тождество субъектов управления и проектирования с выполнением единственным субъектом роли заказчика и исполнителя проекта.

Предложенные модели взаимосвязи позволяют описывать и объяснять процессы, происходящие в производственной, финансовой и других средах, где реализуется социальное проектирование.

Конструирование социального проекта в ходе социального управления осуществляется в несколько этапов:

• Теоретический (связанный с определением цели, объекта проектирования, расщеплением социального объекта на составляющие и выявления социальных связей - системный анализ).

• Методический (связанный с выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации).

• Процедурный (связанный с организацией практической деятельности по разработке и применению социальных проектов).

Социальному управлению, а соответственно, и социальному проектированию, подвластны и поведение людей, и отношения в целом. Управлять или применять социальное проектирование по управлению социальными процессами научно - это значит:

• познавать общественные закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) их развитие;

• своевременно раскрывать противоречия общественного развития и решать их, преодолевать препятствия на пути к цели;

• обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее возможности, преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия;

• проводить реалистичную политику, основанную на учете объективных возможностей, соотношения социальных сил.

В целом, когда речь идет об управлении социальными системами и процессами, о проектах можно говорить как о его способах. В то же время пристальный взгляд на названные катего рии показывает, что социальное проектирование не всегда связано только с социальным управлением, а последнее, в свою очередь, не исчерпывается только проектными характеристиками. Так, учебные проекты выбирает не только субъект управления (педагог), а управление учебным процессом (как разновидность социального управления) включает множество нестандартных ситуаций, которые не подпадают ни под какой известный вид проектов. Однако применение

проектирования по социальному управлению выступает как систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное действие людей на социум в целом и на его звенья (сферы общественной жизни, отрасли экономики и т. д.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития общества и достижения поставленных целей. Это дает основание квалифицировать объекты применения социального проектирования как «квазиприродные» и применять по отношению к ним весь арсенал методов естественных прогнозов и проектов, среди которых особое место занимает социальная инженерия.

Вместе с тем, идея управления проектами была известна как сетевой метод, управление проектами звучит так - управление изменениями. Таким образом, управление проектами - это инновационное управление, то есть управление инновациями [3]. Управление проектами - это научная дисциплина, главная задача которой определить цель деятельности и организовать работу так, чтобы эта цель достигалась после завершения деятельности.

Таким образом, динамика развития теории и практики управления и социального управления привели к появлению управленческого праксиса, который, с одной стороны, является динамической методологией деятельности по исследованию и принятию решений, а с другой, - метод осуществления управленческих практик. В рамках такого управленческого праксиса проектирование является вероятностным регулятивом, что предполагает познание будущего с целью оптимальной адаптации или трансформации и синтезируется с процессом познания, и во многом определяется практикой. На наш взгляд, проектирование выступает именно регулятивом (инструментом) управления, именно с помощью проектов осуществляется процесс управления. Под регулятивами мы понимаем методы и инструменты осуществления управления, предполагает выработку управленческого воздействия в соответствии с отклонениями регулируемого параметра от заданной величины для приведения системы в ее устойчивое состояние. Классической функцией регулятивов, как следует из определения, является поддержка системы в стабильном устойчивом состоянии, недопущении больших отклонений, способных нанести разрушения системе.

В контексте праксиологичного подхода осуществляется проектирование-управление человекомерных объектов и отработки ризомы возможностей желаемого будущего. Креативность управленца-проектировщика связана с процессом познания ценностей, установок, жизненных стратегий объекта расчетом рисков ресурсов и последствий принимаемых решений, выработкой спектра возможных перспектив, согласование проекта с объектом и вписывания его в контекст среды. Ответственность за принятие решения об осуществлении проекта лежит на социологе-проектировщике совместно с заказчиком.

Сейчас в научной литературе встречаются предложения по подготовке проектов по наиболее важным социально-экономическим проблемам. К таким проблемам, выступающих объектами проектирования, некоторые авторы относят развитие новых социальных механизмов взаимодействия в период социальных трансформаций, отношения конкуренции, развитие и изменение социальной структуры общества, возникновение новых социальных объектов.

Считая, что указанные объекты подвержены социальному проектированию, мы только обращаем внимание на то, что они не имеют единой основы и сами по себе не могут выступать в виде четко выраженной классификации. На наш взгляд, учитывая общественные функции, осуществляемые человеком, проектирование может ориентироваться на основные виды деятельности человека, которые включают трудовую, общественно-политическую и духовную деятельность, а также деятельность, направленную на удовлетворение повседневных нужд. Таким образом, виды человеческой деятельности могут быть положены в основу классификации видов социального проектирования. Однако то, что социальное проектирование может осуществляться по сферам жизнедеятельности, не означает, что эти сферы являются замкнутыми системами. Руководствуясь указанными посылками, мы считаем допустимым сделать вывод, что социальное проектирование может быть связано с разработкой проектов развития тех социальных объектов, которые обеспечивают условия эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. С другой стороны, проектирование условий, обеспечивающих социальную деятельность людей, также могут лежать в основе этой классификации.

Социальные проекты имеют определенный потенциал, то есть предполагают совокупность изменений, которые они способны произвести в окружающей среде в течение своего жизненного цикла. Потенциал проекта измеряется количественно и качественно. По мере новизны различают:

• радикальные проекты - открывают принципиально новые практические средства для удовлетворения новых или уже известных потребностей, вносят качественные изменения в способы человеческой деятельности;

• модификационные, обеспечивая совершенствование существующих практических средств для быстрого удовлетворения текущих изменений общественных потребностей.

С праксиологичних, прагматических позиций важным критерием разработки проектов и управления ими выступает надежность, выраженная в отношении результата проекта к целям. Говоря о надежности социальных проектов, мы приходим к выводу, что они имеют свои видовые различия по степени обеспечения достижимого результата:

• проекты гарантированности, при которых все последствия реализации проекта заранее известны благодаря предыдущему, всестороннему анализу, учета всех факторов и наличия предыдущего опыта использования аналогичных проектов на подобных объектах;

• проекты риска, когда подобные проекты на аналогичном объекте реализуется впервые. Однако необходимо отметить, что при современных темпах общественных трансформаций степень риска использования даже традиционных проектов увеличивается, что связано с изменениями ценностных ориентаций, устареванием и накоплением информации, динамикой социальных процессов;

• проекты неопределенности, когда проекты применяется в экспериментальном порядке.

В любом из этих случаев степень надежности будет разной: от минимальной в последнем случае до максимальной - в первом. Однако это никоим образом не влияет на степень эффективности проектирования, поскольку в каждом из трех указанных вариантов цель создания проекта разная, что и определяет вид эффективности.

Таким образом, на наш взгляд, проектированием является особым видом регулятивов как классических, обеспечивающих стабильность развития управляемой системы, так и преобразующих, осуществляющих поиск наиболее оптимальных образов функционирования социального объекта. Соответственно, методология социального проектирования тесно связана с базовыми концептами теорий управления и социального управления.

Управление становится праксисом, поскольку ему присуща контекстность; оно определяется средой применения, является динамичной и самоорганизованной неоднозначной системой, сопровождается активной познавательно-преобразовательной деятельностью субъекта, предполагает одновременное познание особенностей управляемого объекта и апробацию принятых решений.

В рамках управленческого праксиса проектирования создает и реализует «ризома» управленческих перспектив желаемого, выступает вероятностным регулятивом, что предполагает познание будущего с целью оптимальной адаптации или трансформации и синтезируется с процессом познания, а также во многом обусловливается практикой.

Литература

1. Бирюкова М. В. Социальное проектирование: современные тренды развития / М. В. Бирюкова // Методологш, теорш та практика соцюлопчного анатзу сучасного суспшьства: - Соцюл. асоц. Украши, Харк. нац. ун-т ш. В. Н. Каразша. Х., 2015. С. 355-365.

2. Кочергин В. Ролевая структура механизма взаимодействия социальных технологий и управления / В. Кочергин // Проблемы теории и практики упр., 2003. № 5. С. 20-24.

3. Самбуров Э. Социальное моделирование, прогнозирование и проектирование: курс лекций / Э. Самбуров. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. 173 с.

4. Щербина В. Социальные теории организации: словарь. / В. Щербина М.: ИНФРА-М. 2000. 566 с.

Academic risks of young scientist's migration Rekhtina L.1, Sokolov N.2 Риски академической миграции молодых ученых Рехтина Л. С.1, Соколов Н. В.2

'Рехтина Лилия Сергеевна /Rekhtina Liliia - социолог; 2Соколов Николай Викторович / Sokolov Nikolai — кандидат социологических наук, доцент,

факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: процессы миграции во все времена были связаны с большим числом рисков и современная академическая миграция не исключение. Часть этих рисков очевидна для участников процесса миграции и их можно попытаться предотвратить или предсказать, но есть ряд непредсказуемых рисков. Последствия таких рисков могут быть не менее серьезными. Данная статья рассматривает некоторые риски академической миграции, как для самих участников, так и для включенных в этот процесс сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.