Научная статья на тему 'Социальное проектирование в образовании'

Социальное проектирование в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3691
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ / SOCIAL ENGINEERING / MODERNIZATION AND EDUCATION / NEW METHODS OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / A NETWORK OF SOCIAL PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонян Райса Ясовиевна

В статье раскрываются новые методы образования, основанные на необходимости активизации процесса социализации обучающихся и преподавателей в условиях модернизации социально-экономических отношений между различными организациями России, предлагаются новые формы и способы взаимодействия заинтересованных в повышении качества образования физических и юридических лиц, описывается модель сети социального партнерства в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social design in education

The article describes new methods of education, based on the need of activation of the process of learning and socialization of instructors in the modernization of social and economic relations between the various organizations in Russia, proposes new forms and methods of cooperation between interested parts in improving the quality of education, is described the network model of social partnership in education.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в образовании»

УДК 37.014.3 ББК 6/8 С/Ю (С) 60,5

Симонян Райса Ясовиевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра экономика, управление и право Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Simonyan Rice Yasoviyevna candidate of pedagogical sciences, associate professor chair Economy, Control and Right Chelyabinsk state pedagogical university Chelyabinsk simonaynray@cspu.ru Социальное проектирование в образовании Social design in education

В статье раскрываются новые методы образования, основанные на необходимости активизации процесса социализации обучающихся и преподавателей в условиях модернизации социально-экономических отношений между различными организациями России, предлагаются новые формы и способы взаимодействия заинтересованных в повышении качества образования физических и юридических лиц, описывается модель сети социального партнерства в образовании.

The article describes new methods of education, based on the need of activation of the process of learning and socialization of instructors in the modernization of social and economic relations between the various organizations in Russia, proposes new forms and methods of cooperation between interested parts in improving the quality of education, is described the network model of social partnership in education.

Ключевые слова: социальное проектирование, модернизация, образование, новые методы образования, качество образования, сеть социальных партнеров.

Key words: social engineering, modernization and education, new methods of education, quality of education, a network of social partners.

Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза

социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования объектов, результатом социального проектирования является нечто, имеющее субъективный характер. Это обстоятельство определяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие принципы :

социальный объект - противоречив; у социального объекта существует много-векторность развития (несколько путей развития); невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); на социальный объект влияет много объективных факторов; существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования можно также назвать "социальным конструированием".

«Магистральным ориентиром перестройки педагогического сознания при решении задач социально-психологического проектирования должен стать переход от пассивно-созерцательной «психологии присутствия» к активносозидательной «психологии участия» в обучающих ситуациях» [1, с. 33].

Таким образом, становится понятным, что технологии социального проектирования актуально востребованы общественным сознанием, однако до конца не проработан понятийный аппарат и механизм внедрения в образовательную практику российской образовательной системы.

Для начала определимся с существующими в образовательной практике противоречиями между запросами общества, государства и реальными условиями функционирования образовательных систем. Проведенные нами исследования по вопросу актуального состояния использования технологий социального проектирования в образовательных организациях разного уровня дали следующие результаты:

1. Педагогические работники не имеют представления (50%), не владеют, но имеют представление (35%) или слабо владеют (15%) технологией социального проектирования.

2. В образовательных организациях не создаются благоприятные условия по повышению профессионализма педагога в области социального проектирования.

3. В основном в образовательном процессе реализуются формы и методы образования, не ориентированные на личностные потребности и интересы обучающихся. Формы и методы воспитательной работы слабо ориентированы на формирование опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся, которая может быть актуализирована в процессе социального проектирования.

4. В современном российском образовании недостаточно развита система профессионального самоопределения обучающихся. Недостаточно технологично обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием. Технологии социального проектирования могут помочь решить эту проблему.

5. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный выпускник образовательной организации должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Социализация выпускника должна активизироваться с применением технологии социального проектирования в учебном процессе

6. Современная российская образовательная система практически не ориентирована на формирование образовательной компетентности обучающихся, то есть не в полной мере формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Средством в этом процессе может служить технология социального проектирования, которая может быть реализована на разных этапах образования.

7. Технологии социального проектирования призваны повысить уровень социализации и педагогов, и обучающихся, однако это может эффективно происходить в условиях социального партнерства образовательной организации с другими государственными и негосударственными, коммерческими и некоммерческими организациями.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки: он должен быть создан на научной основе, не противоречить нравственным нормам, выражать общепринятые социальные ценности, выражать социальный заказ, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, должен быть предназначен для реализации [2].

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности [2].

Учитывая вышеуказанные теоретические положения, нами были разработаны социальные проекты двух уровней образования : общеобразовательная

организация и образовательная организация высшего профессионального образования [3]. Рассмотрим их по порядку.

Основная идея социального проекта для общеобразовательной организации - создание системы организационно-педагогических условий для педагогов и школьников, обеспечивающих эффективное использование технологии социального проектирования в образовательном пространстве школы.

Анализ целей проекта позволил выявить те управленческие педагогические действия, которые обеспечили бы продвижение к результату, то есть к цели проекта. Поэтому представляется, что значение анализа проблем и анализа целей для проекта можно рассматривать в двух направлениях : 1) для проекта как такового и 2) для субъектов, занимающихся проектированием. Тогда в направлении 1) (для проекта) значение анализа проблем и целей является базовым, фундаментальным, необходимым для дальнейшего проектирования; в направлении 2) (для субъектов, занимающихся проектированием) значение в том, что развиваются управленческие компетенции человека независимо от должности.

Прогнозируемый социальный эффект (эффекты) от реализации проекта представлены в следующей редакции : для обучающихся в условиях внедрения новых ФГОС - высокий уровень сформированности универсальных учебных действий и наличие метапредметных образовательных результатов; высокий уровень социализации выпускников в соответствии с уровнем образования; для педагогических работников - администрация школы и педагоги имеют высокий уровень компетенции в области социального проектирования; для образовательной организации как социального института - высокий уровень имиджа, престижа образования в школе.

Пути достижения вышеуказанных социальных эффектов могут быть сформулированы как определенный план. Представим поэтапное планирование проекта, которое затем может быть структурировано в календарный план мероприятий проекта:

1. Организованы курсы повышения квалификации по социальному проектированию (в т.ч. силами методистов - модераторов).

2. Демонстрация результатов внедрения технологии социального проектирования (далее ТСП) в практику педагогической деятельности других образовательных организаций (далее ОО).

3. Популяризация технологии социального проектирования (социальный эффект - ТСП признана педагогами как эффективный способ обучения и развития).

4. Выделяются часы на соц. проектирование в рамках внеурочной деятельности (производится оплата).

5. Администрация школы материально и морально мотивирует педагогов на использование ТСП в процессе обучения и воспитания.

6. Создана система социально-психологического сопровождения педагогов, осваивающих ТСП.

7. Созданы материально-технические условия для освоения педагогами ТСП.

8. Педагогу реально предоставлена возможность само реализоваться, работая по технологии социального проектирования.

9. Создан банк очных и дистанционных конкурсов социальных проектов педагогов и школьников.

10. Педагоги участвуют в грантовых проектах, очных и дистанционных конкурсах социальных проектов педагогов и школьников.

11. В систему работы классных руководителей введена ТСП как эффективный инструмент планирования и управления воспитательным процессом.

12. Организована деятельность творческих групп педагогов по использованию ТСП в процессе обучения и воспитания школьников.

13. Создан школьный информационно-методический банк по ТСП.

14. Разработана система тьюторского сопровождения педагогов, осваивающих и внедряющих ТСП.

15. Создана внутришкольная система повышения педагогического мастерства в области ТСП.

16. Создана постоянная методическая поддержка педагогов в рамках освоения технологии социального проектирования

17. Усовершенствована система методического сопровождения освоения и внедрения ТСП педагогами школы

18. Создана система эффективного взаимодействия школы, вузов-партнеров и социальных партнеров - создана сеть социального партнерства

19. Создана и реализуется целевая программа (комплекс мероприятий) освоения педагогами технологии социального проектирования.

Таким образом, цель, сформулированная и реализованная в соответствии с принципами SMART как результат, будет достигнута : в течение учебного года в образовательном учреждении разработан и реализован комплекс мероприятий по освоению педагогами школы технологии социального проектирования.

Основная идея социального проекта для образовательной организации высшего профессионального образования такова : «в течение учебного года разработаны организационно-методические условия для функционирования сети социального партнерства вуза».

Прогнозируемый социальный эффект (эффекты) от реализации проекта представлены в следующей редакции : для выпускников вуза - гарантированное качество образования, высокий уровень социализации в будущей профессии, адекватное трудоустройство; для педагогических работников - повышение уровня профессионально-педагогических компетенций в вопросах применения ТСП в образовательном процессе, повышение качества преподавания; для вуза как социального института - эффективное позиционирование на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования, адекватный имидж у работодателей, на рынке труда, экономическая эффективность образования.

Пути достижения вышеуказанных социальных эффектов могут быть сформулированы как определенный план. Представляем поэтапное планирование проекта, которое затем моет быть структурировано в календарный план мероприятий проекта: разработан пакет технологического обеспечения сетевого взаимодействия с субъектами образования в вопросах кадрового насыщения. Технологический пакет обеспечения эффективного сетевого взаимодействия включает следующие элементы:

• разработана нормативно-правовая база сетевого взаимодействия;

• организован управляющий общественно-государственный Совет Сети с конкретными полномочиями;

• разработана функционально-деятельностная модель сетевого взаимодействия с субъектами образования в вопросах кадрового насыщения;

• разработана карта сетевого взаимодействия педвуза с субъектами образования в вопросах кадрового насыщения;

• составлен план сетевого взаимодействия педвуза с субъектами образования в вопросах кадрового насыщения;

• составлен план потребности в педагогических кадрах в Сети на долгосрочную перспективу;

• составлен план качества педагогических кадров в Сети на долгосрочную перспективу;

• сформирован социальный запрос в сети к качеству абитуриентов и выпускников педвуза.

Итак, эффективное взаимодействие педвуза с субъектами образования в вопросах кадрового насыщения приведет к формированию социально обоснованной системы оплаты труда педагогов (без трудовых перегрузок), и, в конечном итоге, к насыщению образовательных систем государства высокопрофессиональными компетентными педагогическими кадрами, имеющими в обществе, социуме, государстве высокий социальный статус, престиж профессии.

Таким образом, социальное проектирование в образование можно на-

звать тем современным педагогическим инструментом, который востребован в процессе модернизации образования как необходимый элемент педагогической системы социализации выпускников образовательных организаций.

Библиографический список

1. Емельянов, Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике [Текст] / Ю.Н. Емельянов // Вопросы психологии, № 5, 1987, с. 26-33. ISSN: 0042-8841.

2. Соловцова, И. А. Социальная педагогика: учебник для ст-тов пед. вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 8). ISBN 5-7087-0274-5.

Bibliography

1 . Yemelyanov, Yu.N.Sotsialno-psikhologicheskoye design in [Text] / Yu.N pedagogics. Yemelyanov//Questions of psychology, No. 5, 1987, page 26-33.

2 . Solovtsova, And. And. Social pedagogics: the textbook for St-tov пед. higher education institutions / I.A.Solovtsova, N. M. Borytko; under the editorship of N. M. Borytko. — Volgograd: VGIPKRO publishing house, 2006. 40 pages. (Sulfurs. "Humanitarian pedagogics". Vyp. 8). ISBN 5-7087-0274-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.