^ Гареева В. Г.
§ Социальное проектирование в формировании I и продвижении идеи о межэтнической толерантности
о
- Гареева Вилена Галимьяновна
ш Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна О Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Кандидат политических наук [email protected]
РЕФЕРАТ
В данной статье рассматривается проблема формирования межэтнической толерантности. Раскрыта последовательность проектирования идеи формирования межэтнической толерантности школьников-подростков. Представлены основные этапы проектирования межэтнической толерантности, указаны цель, задачи, методы формирования данного личностного качества.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
межэтническая коммуникация, межэтническая толерантность, социальное проектирование, социальный проект, молодежь
Gareeva V. G.
Social Design in Formation and Promotion of Idea of Interethnic Tolerance Gareeva Vilena Galimyanovna
Saint-Petersburg State University of Technology and Design (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Advertizing and Public Relations PhD in Political Science [email protected]
ABSTRACT
The article discusses the problem of formation of inter-ethnic tolerance. The author reveals the sequence of design ideas formation of interethnic tolerance teenage schoolboys. The main stages of the design of inter-ethnic tolerance presented here, indicate the purpose, objectives, methods of forming part of the personal quality.
KEYWORDS
interethnic communication, inter-ethnic tolerance, social engineering, social project, youth
Проблема проектирования и реализации социальных проектов является весьма актуальной для современного российского общества. На настоящий момент существует тенденция реализации большого количества проектов для решения острых социальных проблем. Одной из таких является проблема формирования и продвижения идеи межэтнической толерантности, проявляющейся в активной жизненной позиции личности и находящей свое выражение в открытости, готовности к диалогу с представителями разных этносов, проявляя при этом уважительное отношение к иным ценностям, нормам, образу жизни, традициям, убеждениям. Проектные технологии в этой сфере применялись давно, но зримые формы социальное проектирование межэтнической, межкультурной толерантности приобрело в середине прошлого века. На Западе прежде всего это было связано с послевоенной ситуацией и необходимостью борьбы с антисемитизмом и ксенофобией в целом. В нашей стране реализовалась политика так называемого интернационализма и дружбы народов, которая многими воспринимается сейчас как советский вариант
политики мультикультурализма. В последнее время в силу политических, экономи- з ческих и социальных причин государственные и некоммерческие организации все ^ активнее стали заниматься реализацией проектов в этой сфере. 0
На самом деле проектирование является составной частью управления межэт- £ нической коммуникацией и направлено на определение различных вариантов ее ^ развития. Проектирование социальных процессов и отношений, каковыми собствен- ° но являются межэтнические отношения, называется социальным проектированием1. о При этом отметим, что это не просто конструирование возможного желаемого ^ состояния объекта, это деятельность, имеющая реальную цель и необходимые для ш ее достижения ресурсы. Пишет об этом и доктор философских наук, профессор В. А. Луков: «Социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам» [4, с. 3].
При проектировании социальных объектов кроме всего прочего важно учитывать субъективный фактор. Именно он предопределяет, по словам В. И. Курбатова [3, с. 6], специфику социального проектирования, которая выражается в:
• противоречивости социального объекта;
• многовекторности развития социального объекта;
• невозможности описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальной неформализуемости);
• многофакторности бытия социального объекта;
• наличии множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
• наличии субъективных факторов формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
• наличии факторов, определяющих разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
Например, проектирование процесса формирования межэтнической толерантности школьников-подростков целесообразно проводить с учетом их возрастных особенностей: «стремление к взрослости у них переплетается со стремлением к справедливости: это создает благоприятную почву для того, чтобы воспитать у них культуру поведения. Происходит своеобразная переоценка ценностей, которая является выработкой новой системы критериев оценки поведения и личности человека с иной иерархией морально-этических требований» [7, с. 282].
Молодежь действительно является одной из важнейших целевых групп, на которые направлены различные программы по воспитанию толерантности. Довольно трудно описать всевозможные образовательные, культурные и мониторинговые проекты в этой сфере, реализуемые сегодня в нашей стране. Это прежде всего проекты, реализуемые различными учреждениями в соответствии с Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.) (проекты эти рассчитаны на более длительный период), или же проекты, реализуемые в нашем городе в соответствии с Программой гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа Толерантность 2.0).
1 Сущность социального проектирования, его исходные принципы были разработаны Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем и другими исследователями. В отечественной социологии теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н. А. Аитова, Г. А. Антонюка, Н. И. Лапина, А. И. Пригожина, Ж. Т. Тощенко, а также в исследованиях Т. М. Дридзе, Ю. А. Крючкова и др.
з Тем не менее общий подход к формированию и продвижению идеи толерантности о_ сводится к ряду основных принципов [2, с. 39]. Во-первых, к точному определению 0 целевых групп, работа с которыми будет наиболее очевидно влиять на изменение £ ситуации с интолерантностью (прежде всего речь идет о сотрудниках полиции, ми-^ грационной службы, преподавателях школ и университетов, работниках музеев и ° библиотек, школьниках и студентах). Во-вторых, эффективность проектов зависит от о тематики, методов реализации цели в рамках каждого проекта. Наиболее важными g методами в воспитании толерантности среди молодежи является метод личного ш участия, предполагающий личное включение в тот или иной опыт; часто применяется также групповой метод, предполагающий общее обсуждение бытующих предрассудков и стереотипов, прежде всего с целью борьбы с ними в самих себе. «Совместная деятельность позволяет увлечь школьников общим делом, снять межличностную напряженность во взаимоотношениях детей. Школьники учатся находить компромиссы, приходить к единому мнению, анализировать свою деятельность и других, нести ответственность за свои действия», — пишет О. И. Юдина [Там же, с. 284].
В отношении сотрудников государственных органов более приемлемы тренинги, направленные на обучение работе с различными культурными сообществами, практику мониторинга, работу с жертвами преступлений на почве ненависти, расследование преступлений такого рода. В-третьих, общим для всех проектов является критический подход, предполагающий дискуссию, в том числе и очень резкую. Формирование толерантности, в том числе межэтнической, возможно только при плюрализме, насильственное насаждение толерантности, как правило, непродуктивно. В-четвертых, особая роль в решении этой проблемы во всем мире отводится учреждениям культуры и искусства. Например, уникальным в своем роде проектом стала «Школа мигранта», реализованная в 2006 г. на базе Пермской областной библиотеки имени А. М. Горького [6]. В 2012 г. эту инициативу подхватили и в Вологде.
Алгоритм разработки проекта, направленного на формирование идеи межэтнической толерантности, в целом соответствует правилам создания и реализации любых других социальных проектов. Рассмотрим этот процесс на примере проекта «Солнечное сияние» (SUNSHINE), реализуемого НКО «Ассоциация студентов Санкт-Петербурга, изучающих экономику и управление»1. Ранее, в 2009 г., Ассоциация занималась реализацией проекта по формированию толерантности молодежи «Широко открытыми глазами» посредством проведения образовательных и культурных мероприятий волонтерами из разных стран мира для школьников 8-11 классов Санкт-Петербурга.
Проект «Солнечное сияние» (SUNSHINE) также своей целью ставит развитие толерантности детей: «в этом проекте самое главное то, что каждый школьник, отдыхающий в детском лагере, может свободно общаться с представителями разных культур, задать любой интересующий вопрос о стране или образе жизни среднестатистического молодого человека в другой стране и получить честный ответ. На наш
1 Некоммерческая организация «Ассоциация студентов Петербурга, изучающих экономику и управление» является частью международной молодежной организации AIESEC (аббр. от франц. Association Internationale des Etudiants en Sciences Economiques et Commerciale — международная ассоциация студентов, изучающих экономику и коммерцию), созданной в 1948 г. в Стокгольме студентами из 7 стран: Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Голландии, Норвегии и Швеции с целью развития дружеских взаимоотношений между странами и народами после Второй мировой войны. За 66 лет к организации присоединилось более 100 стран, и миссия организации изменилась в сторону укрепления межкультурного взаимопонимания и внесения позитивного вклада в общество через развитие потенциала молодых людей. AIESEC официально признана ЮНЕСКО крупнейшей в мире организацией, управляемой молодежью на всех уровнях управления от локального до глобального. URL: http://aiesec. org.ru/about/aiesec-international-history (дата обращения: 15.06.2014).
взгляд, именно из таких разговоров и складывается понимание других культур, з именно так молодой человек становится толерантным к представителям разных на- cl циональностей. И именно таким образом AIESEC вносит свой вклад в решение про- § блемы толерантности России. Ведь согласно данным ОЭСР Society at a Glance £ 2011 индекс толерантности в России составляет 31, что ниже среднего уровня в s мире практически в 2 раза», — так презентуют свой проект организаторы [8]. °
Любое социальное проектирование вне зависимости от масштабов, сроков или о качества реализации, несомненно, начинается с разработки его концепции. Обыч- g но в концепции получают отражение актуальность проекта, его цель и задачи, со- ш держание предполагаемой деятельности, правовое, экономическое, организационное обоснование проекта и ожидаемые последствия его осуществления [4, с. 104].
Актуальность проекта связана с осмыслением поставленной проблемы, некоего социального противоречия, требующего организации целенаправленных действий для его устранения, и определением социальной потребности ее решения. Здесь целесообразно определить объект проекта, т. е. его целевую аудиторию. Актуальность проекта «Солнечное сияние» (SUNSHINE) обусловлена тем, что сегодня, в век информатизации и глобализации, серьезной проблемой остается дефицит качественной, эффективной межкультурной коммуникации, позволяющей подростку узнать больше о традициях, обычаях народов других стран. Участники проекта получают уникальную возможность пообщаться с представителями других культур и народов, улучшить свои навыки общения на английском и иных языках, находясь на каникулах в детском лагере. Целевой аудиторией проекта являются школьники в возрасте от 9 до 16 лет, отдыхающие в детских оздоровительно-образовательных лагерях в 20 регионах России.
В соответствии с актуальностью проблемы и выбранной целевой аудиторией формулируется главная цель и задачи проекта. В данном случае главной целью проекта выступает воспитание духа толерантности и интереса к другим культурам у современной молодежи и подрастающего поколения посредством привлечения для работы в детских оздоровительных лагерях молодых людей из-за рубежа. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
• углубление знаний школьников о зарубежных странах, их истории, культуре, традициях и обычаях;
• формирование уважительного отношения школьников к представителям разных стран и этносов;
• развитие лидерских качеств, презентационных и коммуникационных навыков школьников;
• повышение уровня владения английским языком среди российских школьников. Далее следует оценить жизнеспособность проекта. Для этого нужно собрать
информацию, связанную с проектом и проанализировать ее. Андропова Ю. Ю. предлагает провести SWOT-анализ, чтобы определить сильные и слабые стороны учреждения в достижении поставленной цели на момент разработки проекта, а также определить возможности, возникающие при реализации проекта, осознать угрозы, возникающие в ходе реализации проекта, и способы их минимизации [1, с. 166].
Следующим шагом является определение основных принципов реализации проекта и описание сути социальной технологии1, предлагаемой для достижения поставленной цели. Здесь устанавливается перечень мероприятий и порядок действий по реализации проекта. На данном этапе могут быть выбраны разные форматы
1 Социальная технология — это технология создания проектов коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации.
Таблица 1
Методы реализации проекта «Солнечное сияние» (SuNSHINE)
Методы реализации проекта Деятельность/Мероприятия
Формирование команды проекта 1. Проведение интервью. 2. Распределение обязанностей среди членов команды
обеспечение проекта участниками 1. Поиск детских лагерей, заинтересованных в участии в данном проекте. 2. Поиск иностранных волонтеров. 3. информирование иностранных волонтеров о направлениях их деятельности в рамках проекта. 4. Помощь стажерам в подготовке контента для их занятий с детьми
организация встреч команды во время работы над проектом 1. Разработка основных направлений рабочей программы стажеров. 2. Поиск площадок для проведения мероприятий
Проведение мероприятий на английском языке с привлечением иностранных волонтеров 1. Разработка программы совместно с волонтерами, участниками проекта и лагерями-участниками. 2. Проведение мероприятий в лагерях несколько раз в неделю/каждый день
Подведение итогов проекта 1. Создание буклета-отчета по проекту. 2. Вручение сертификатов участия детским лагерям
проведения мероприятий, это зависит от задач проекта, а также от органа, инициирующего проект. Так, методы у государственных органов и некоммерческих организаций могут быть разные.
При планировании необходимо рассчитать временные рамки проекта (обычно социальные проекты рассчитаны на длительный период) и составить календарный план.
Так, проект «Солнечное сияние» (SUNSHINE) состоит из двух этапов:
1)этап подготовки проекта — с января по май;
2) этап реализации проекта — с июня по август.
В рамках первого этапа происходит набор команды проекта, разработка наполнения проекта, поиск лагерей, поиск волонтеров, их приезд и адаптационный семинар. В рамках второго этапа иностранными стажерами проводятся дискуссионные клубы, в ходе которых рассказывают о своих странах, культурах и традициях, а также организуются другие мероприятия, посвященные толерантности в России и в странах носителей культур — волонтеров.
Методы реализации проекта представим в табл. 1.
Выбор методов реализации проекта зависит также от имеющихся ресурсов (трудовых, информационных, финансовых), соответственно, на этом этапе составляются медиа- и бюджетный планы. Источниками финансирования социокультурных проектов могут быть:
1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы.
2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фон-
дами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов куль- з турной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образо- cl ваний граждан. 0
3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.). £
4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты). s
5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные ° пожертвования граждан) [5, с. 154]. о Финансирование проектов по формированию идеи межэтнической толерантности g
обычно происходит из государственного бюджета. Некоммерческие организации ш применяют фандрайзинг или подают документы на государственные гранты.
В бюджет проекта входят затраты на единовременные расходы (на реализацию подготовительных мероприятий) и регулярные расходы (заработная плата, аренда помещений, коммунальные платежи, налоги, закупка расходных материалов и др.). Организационное обоснование включает описание помещений (территории), перечня материально-технического оборудования и кадров — штатных и привлекаемых сотрудников.
Приведем в пример бюджет проекта «Солнечное сияние» (табл. 2). Бюджет покрывается за счет оплаты детскими лагерями работы волонтеров. Две недели работы в лагере группы из трех волонтеров стоит 5000 рублей, волонтеры работают по 3 смены. Соответственно, планируемый доход — 390 000 рублей, который покроет расходы, отраженные в таблице.
Возможны также альтернативные варианты покрытия расходов — за счет грантов, сотрудничества с социально ответственными компаниями, например с «Арм-РЕСТ», «Google», которые поддерживали подобные проекты.
Оценить степень подготовки к реализации проекта, проверить все ресурсы позволяет различного вида контроль:
• предварительный контроль — осуществляется до фактического начала реализации. Он позволяет заранее проверить, насколько проект обеспечен ресурсами, в каком состоянии кадровое обеспечение;
• текущий контроль — реализация проекта происходит поэтапно, соответственно, определенный контроль происходит на каждом этапе. Это дает возможность контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству;
• заключительный контроль — при завершении работ стоит задача дать общую оценку того, что достигнуто при реализации проекта в целом.
В соответствии с полученными данными в случае необходимости вносится корректив в существующие планы реализации проекта (в т. ч. за счет добавления или перераспределения ресурсов, расширения или сужения масштаба проекта, корректировки технологии, изменения состава проектной команды, перераспределение обязанностей и т. п.).
На этапе завершения проекта проводится детальный анализ достигнутых результатов, определяются дальнейшие перспективы проекта.
В проекте «Солнечное сияние» (SUNSHINE) в конце его реализации команда проекта организует финальную конференцию, на которой руководитель проекта подводит итоги, награждает лагеря-участники, иностранных волонтеров, а также заключает договоры о партнерстве с лагерями на следующий проект.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что сегодня проектирование в целях формирования идеи межэтнической толерантности — это не сколько дань моде, а, скорее, проверенный инструмент в системе управления межэтнической коммуникацией. Об этом говорят как сами школьники, участвовавшие в анализированном нами проекте, так и волонтеры организации. Успешно реализованные
-О Таблица 2
s
cl Смета расходов проекта «Солнечное сияние» (SuNSHINE)
Расходы
Перечень расходов Расходы на одного волонтера Кол-во волонтеров Сумма, руб.
Взнос в национальный комитет 630 80 50 400
Оформление приглашения 500 80 40 000
Отправка приглашения 1500 80 120000
Регистрация иностранного волонтера по месту жительства 300 80 24 000
Всего - - 234000
проекты не только позволяют решить поставленную проблему, но и являются фундаментом, на котором субъекты строят свое будущее.
Литература
1. Андропова Ю. Ю. Проектное управление как инструмент развития социального обслуживания населения в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). С. 164-168.
2. Дубровский Д. В. Технологии и роль НКО в развитии межнационального сотрудничества и профилактика межнациональной напряженности [Электронный ресурс] // Вектор добровольчества в России : информационно-методический портал. URL: http://www.kdobru.ru/ materials/.pdf (дата обращения: 15.06.2014).
3. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов н/Д : Феникс, 2001. 416 с.
4. Луков В. А. Социальное проектирование. М. : Изд-во Московского государственного университета : Флинта, 2007. 240 с.
5. Марков А. П. Основы социокультурного проектирования / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. СПб., 1997. 260 с.
6. Орлова О. В Перми успешно действует уникальная школа межэтнической толерантности [Электронный ресурс] // Фергана.Ру : информационное агентство. URL: http://www.ferga-nanews.com/articles/4727 (дата обращения: 15.06.2014).
7. Юдина О. И. Проектирование модели формирования этнической толерантности школьников-подростков // Вестник ОГУ. 2013. № 2 (151). С. 281-287.
8. SUNSHINE [Электронный ресурс] // Сайт международной, некоммерческой организации AIESEC. URL: http://aiesec.org.ru/projects (дата обращения: 15.06.2014).
References
1. Andropova Yu. Yu. Project management as the instrument of development of social service of the population in modern conditions [Proektnoe upravlenie kak instrument razvitiya sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya v sovremennykh usloviyakh] // Messenger of the Chelyabinsk State University [Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2009. N 11 (149). P. 164-168.
2. Dubrovsky D. V. Technologies and a role of NPO in development of international cooperation and prevention of international intensity [Tekhnologii i rol' NKO v razvitii mezhnatsional'nogo sotrudnichestva i profilaktika mezhnatsional'noi napryazhennosti] [Electronic resource] // Volunteering Vector in Russia [Vektor dobrovol'chestva v Rossii] : information and methodical portal. URL: http://www.kdobru.ru/materials/.pdf (date of the address: 15.06.2014).
3. Kurbatov V. I., Kurbatova O. V. Social design [Sotsial'noe proektirovanie]. Rostov-on-Don : Phoenix [Feniks], 2001. 416 p.
4. Lukov V. A. Social design [Sotsial'noe proektirovanie]. M. : Publishing house of Moscow State 3 University : Flinta [Izd-vo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta : Flinta], 2007. 240 p. J
5. Markov A. P. Bases of sociocultural design [Osnovy sotsiokul'turnogo proektirovaniya] / A. P. Mar- o kov, G. M. Birzhenyuk. SPb., 1997. 260 p. 2
6. Orlova O. In Perm successfully acts unique school of interethnic tolerance [V Permi uspeshno Q-deistvuet unikal'naya shkola mezhetnicheskoi tolerantnosti] [Electronic resource] // Fergana. ^ Ru : news agency. URL: http://www .fergananews.com/articles/4727 (date of the address: m 15.06.2014). £
7. Yudina O. I. Design of model of formation of ethnic tolerance of teenage school students ^ [Proektirovanie modeli formirovaniya etnicheskoi tolerantnosti shkol'nikov-podrostkov] // Mes- m senger of Orenburg State University [Vestnik OGU]. 2013. N 2 (151). P. 281-287. °
8. SUNSHINE [Electronic resource] // Site of international, non-profit organization AIESEC. URL: http://aiesec.org.ru/projects (date of the address: 15.06.2014).