Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство в здравоохранении'

Социальное предпринимательство в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1340
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕДИЦИНСКИЙ БИЗНЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ / HEALTH / HEALTHCARE SYSTEM / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / MEDICAL BUSINESS / PROFESSIONAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филимендиков Юрий Александрович

В статье представлено мнение об основных структурных изменениях, которые помогли бы сделать систему здравоохранения в России более социальной. Начальной точкой изменений может стать социальное предпринимательство. Выделены основные признаки социального предпринимательства: социальное воздействие, направленное на смягчение существующих социальных проблем, постоянное развитие, финансовая устойчивость, тиражируемость. Определены барьеры развития социального предпринимательства в здравоохранении: отсутствие общественных, экономических и налоговых предпосылок, недостаточность контроля со стороны профессиональных сообществ, негибкость системы налогообложения и поощрения социальных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social entrepreneurship in Public healthcare service

The paper analyses social entrepreneurship the use of the best traditional entrepreneurship practices to achieve social goals or fulfill a social mission. The author identified the main characteristics of social entrepreneurship: social impact aimed at mitigating the existing social problems, continuous development, financial sustainability, replicability; and formulated the existing barriers to its development: lack of social, economic and fiscal prerequisites, insufficient control of professional associations/ inflexible taxation and promotion of social entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство в здравоохранении»

■ Г п \ РОССИЙС ■ \Zs првдпр РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1

. гт""" - !§=■ ^^^^ издательство Креативная экономика

ru., Russian Journal of Entrepreneurship 1

_ 1-

Социальное предпринимательство в здравоохранении

Филимендиков Ю.А)

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлено мнение об основных структурных изменениях, которые помогли бы сделать систему здравоохранения в России более социальной. Начальной точкой изменений может стать социальное предпринимательство. Выделены основные признаки социального предпринимательства: социальное воздействие, направленное на смягчение существующих социальных проблем, постоянное развитие, финансовая устойчивость, тиражируемость. Определены барьеры развития социального предпринимательства в здравоохранении: отсутствие общественных, экономических и налоговых предпосылок, недостаточность контроля со стороны профессиональных сообществ, негибкость системы налогообложения и поощрения социальных предпринимателей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье, здравоохранение, социальное предпринимательство, медицинский бизнес, профессиональные ассоциации.

Social entrepreneurship in Public healthcare service

Filimendikov Yu.A}

1 Plekhanov Russian University of Economics

Высокий уровень общественного сознания в развитых странах привел к формированию новой формы деловой активности — социальному предпринимательству, направленному на решение задач социально значимых задач. Российская система здравоохранения как социальная сфера экономики часто подвергается критике, а степень недоверия у населения к ней с каждым годом растет. Изменить ситуацию можно средствами социального предпринимательства.

Общепризнанного определения социального предпринимательства пока нет. В самом общем виде оно воспринимается как бизнес, выделяющий средства для решения острых социальных проблем, таких как возрождение культуры, лечение и социализация инвалидов, трудоустройство незащищенных групп граждан, образование и просвещение, спорт и здоровье. Классическим считается определение социального предпринимательства, приведённое Грегори Дизом [1] (Alvord Sarah H., Brown David L., Letts Christine W., 2004): социальное предпринимательство — это применение лучших практик традиционного предприни-

мательства для достижения социальных целей или выполнения социальной миссии. Джерр Боши [8] (Кошагоу Yu., 2016) более четко описывает социального предпринимателя как руководителя, который уделяют повышенное внимание рыночным механизмам, не упуская при этом из виду свою основную миссию, он способен создать баланс между моральными императивами и жаждой прибыли.

В литературе выделяются четыре признака социального предпринимательства. Во-первых, деятельность предприятия должна быть направлена на смягчение острых социальных проблем. Во-вторых, оно должно постоянно развиваться, используя наиболее эффективные, новые, уникальные методы работы и организации. В-третьих, оно должно быть финансово устойчивым, то есть решение социальных проблем должно осуществляться средствами предпринимательства и приносить доход. Наконец, четвёртый признак — это тиражируемость, то есть условия существования социального предпринимательства не должны быть уникальными.

Согласно мнению Дэвида Борнштейна [7] (ВогпзЫ:еуп, 2015), основной причиной подъёма в развитых странах социального предпринимательства, или как он назвал ее «всемирной мобилизации» и вызванной ею «социальной революции», является рост благосостояния населения этих стран, повышения уровня грамотности, информированности и правосознания. Существенную роль в развитии социального предпринимательства сыграло развитие коммуникаций и снижение языковых и финансовых барьеров. В итоге почти одновременно к большому числу людей пришло понимание изъянов и несовершенств современного общества, а также глубокое разочарование в государственных и частных институтах, неспособных, по их мнению, быстро

ABSTRACT:_

The paper analyses social entrepreneurship — the use of the best traditional entrepreneurship practices to achieve social goals or fulfill a social mission. The author identified the main characteristics of social entrepreneurship: social impact aimed at mitigating the existing social problems, continuous development, financial sustainability, replicability; and formulated the existing barriers to its development: lack of social, economic and fiscal prerequisites, insufficient control of professional associations/ inflexible taxation and promotion of social entrepreneurs.

KEYWORDS: Health, healthcare system, social entrepreneurship, medical business, professional associations.

Received: 10.01.2017 / Published: 16.02.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Filimendikov Yu.A. (yu59@mail.ru )

CITATION:_

Filimendikov Yu.A. (2017) Sotsialnoe predprinimatelstvo v zdravookhranenii [Social entrepreneurship in Public healthcare service]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). — P. 275-282. doi : 10.18334/ rp.18.3.37293

реагировать на возникающие или хронически присутствующие проблемы социума. Результатом стало стремление граждан изменить жизнь к лучшему своими силами.

Одной из основных обсуждаемых проблем современного Российского общества остается низкое качество медицинских услуг, которое создает социальную напряженность. Общество недовольно высокой смертностью, частотой заболеваемости социально-значимыми болезнями, отсутствием профилактических мер и т.д. Кроме того, у общества есть потребность в системе оценки качества оказанных медицинских услуг и возможности ее сравнения с системами других стран.

В российском здравоохранении на сегодняшний день превалируют модели управления качеством медицинской помощи, основанные на «бюрократической модели». Оценивается уровень качества лечения, соответствия или несоответствия случая лечения стандартам и протоколам ведения больных: «качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения, некачественное оказание медицинской помощи — это оказание медицинской помощи с нарушением медицинских технологий и правильности их проведения» [2] (Drayton, 2002). При таком подходе качество медицинской помощи является, чаще всего, объектом внешнего контроля со стороны страховых компаний, органов государственного регулирования сферы здравоохранения. При этом невозможно оценить истинные причины недостаточного уровня качества медицинских услуг в каждом конкретном случае и внедрить непрерывную систему повышения качества в каждом отдельном медицинском учреждении и в отрасли в целом.

Формирование новых клиент-ориентированных моделей управления качеством становится важным фактором развития организационно-экономических процессов на всех уровнях. Повышение экономичности, минимизация затрат на производство медицинских услуг при повышении их качества приводят к значительной оптимизации процессов. При формировании моделей процессов предоставления качественных медицинских услуг, которые позволили бы снять существующие проблемы ограниченных ресурсов, можно использовать опыт передовых стран. К такому опыту можно отнести самостоятельное профессиональное регулирование деятельности медицинских работников через врачебное самоуправление, при котором за государством закрепляется обязанность создания оптимальных условий для его осу-

ОБ АВТОРАХ:_

Филимендиков Юрий Александрович, докторант кафедры предпринимательства и логистики (yu590 mail.ru )

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Филимендиков Ю.А. Социальное предпринимательство в здравоохранении // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3 - С. 275-282. doi: 10.18334/rp.18.3.37293

ществления. В развитых странах сертификация, определение степени квалификации специалистов, лицензирование и аккредитация частных практик относятся к направлениям работы профессиональных медицинских сообществ. Врачебные ассоциации в своей деятельности не только опираются на действующие нормативные акты, но и постоянно улучшают их. Это постоянный процесс, который связан с развитием научно-технического прогресса в медицине, изобретением новых лекарств и форм их введения. Улучшение идет через непрекращающийся диалог с властью и фондодержателями, где определяются максимальные возможности отрасли при заданном объеме финансирования. Профессиональным ассоциациям делегируется ряд регуляторных государственных функций в области стандартизации, сертификации, аккредитации и лицензирования профессиональной деятельности [7] (ВогпзЫ:еуп, 2015). Например, Европейское общество кистевых хирургов сертифицирует на безопасность ручной электроинструмент. Прежде чем попасть на рынок, инструменты проходят тесты на безопасность у специалистов, которые сталкиваются с негативными последствиями их использования.

В России зарегистрированы многие профессиональные медицинские организации, ассоциации и партнерства, однако, их деятельность значительно отличается от зарубежных как по задачам, так и по результатам. Российские организации выполняют в большей степени представительские и координирующие функции для узких специалистов, не привлекая широкий круг специалистов разных профессий. В современной высокотехнологичной медицинской науке и практике большое значение имеют горизонтальные связи между членами различных профессиональных ассоциаций. Часто в программах научных исследований принимают участие представители разных специализаций. Налаживать такие связи также должны помогать профессиональные ассоциации, координируя поиски финансирования для решения социальных программ, обмен контактами и информацией. Таким образом, профессиональные ассоциации должны перестать быть закрытыми клубами для избранных, превратиться в открытые для идей и научных исследований площадки. Важнейшей функцией профессиональных обществ должна быть ответственность за профессиональную пригодность каждого ее члена. Практически со студенческой скамьи национальные медицинские организации в развитых странах курируют и экзаменует специалиста, что, несомненно, приводит к повышению доверия общества к данной форме контроля профессиональной квалификации.

Таким образом, чтобы вывести качество оказания медицинской помощи на новый уровень в современных экономических условиях, следует делегировать профессиональным медицинским организациям/ассоциациям права по введению систем профессиональной автономии врача; разработке стандартов оказания медицинской помощи и введения протоколов лечения больных; организации мониторинга за исполнения стандартов и протоколов; введение и сопровождение систем оценки качества медицинской помощи; организацию, внедрение и контроль системы непрерывного про-

фессионального обучения специалистов; введение систем внутренней аккредитации и лицензирования профессиональной деятельности. В развитых странах сертификация, определение степени квалификации специалистов, лицензирование и аккредитация частных практик осуществляются профессиональными ассоциациями.

Сегодня на рынке услуг здравоохранения можно выделить три основные модели социального предпринимательства:

1. Некоммерческая модель использует традиционные доступные ресурсы (кредиты, гранты, пожертвования) для того, чтобы реагировать на социальные нужды [5] (Seelos, Mair, 2005). Данную модель характеризует низкая мотивация к увеличению дохода. Некоммерческая организация может извлекать прибыль, но она используется для достижения предусмотренных уставом организации целей, кроме того, грантода-тели или жертвователи сами определяют объекты и сроки выделяемого финансирования. Предпринимательская составляющая при этой модели сводится к разумному использованию выделенных средств. Владельцы социальных предприятий в форме НКО имеют минимальный контроль за своей деятельностью, а также за новыми поступлениями средств [1]. Данная модель в здравоохранении используется для решения конкретной разовой социальной проблемы (строительства больницы, закупки оборудования, лечения орфанного (редко встречающегося) заболевания и т.п.)

2. Коммерческая социальная модель предполагает решение социальной проблемы коммерческой организацией за счет собственных средств. В США создан экспериментальный тип корпораций — корпорации по обеспечению общественных интересов (benefit corporation или B-корпорация). Такие предприятия проходят специальную сертификацию и обязаны следовать ясно выраженной социальной миссии, выполнение которой отслеживается независимыми наблюдателями, в обмен на налоговые послабления для всей корпорации [1] (Alvord Sarah H., Brown David L., Letts Christine W., 2004). На 2016 год закон о B-корпорациях принят в 30 штатах США. В России частные медицинские корпорации также существуют, однако государством не предусмотрены налоговые послабления или преференции при направлении средств этих компаний на решение социальных проблем. Данный тип социального предпринимательства малоэффективен в сложившейся экономической ситуации.

3. Гибридная некоммерческая модель может принимать множество форм, суть которых заключается в выделении в единой бизнес-структуре подразделений, отвечающих за социальный сектор, причем за счет использования прибыли самой корпорации [6] (Dzhill Kikal, Tomas Layons, 2014). В рамках этой модели социального предпринимательства некоммерческие подразделения корпораций по сути становятся исследовательскими и позволяют предприятию через социально направленную деятельность изучать и тестировать новые рынки. Гибридная модель предприятия, на наш взгляд, идеально подходит к системе здравоохранения, включая фармацию, где некоммерческое подразделения ведут научную, исследовательскую, волонтерскую деятельность, предоставляя головному коммерческому предприятию результаты

в виде новых лекарственных препаратов, статистических данных, обученного персонала, а корпорация финансирует некоммерческую деятельность своих подразделений.

Примером развития социального предпринимательства в здравоохранении может служить подход к использованию метода Понсети при лечении врожденной косолапости. Врожденная косолапость считалась инвалидизирующей патологией, пока американский педиатр И. Понсети в 80-х годах прошлого столетия не предложил метод лечения, который в 95% случаев приводил к полному выздоровлению. Однако мировая врачебная общественность по разным причинам долго не принимала его методику. Ему пришлось в течение многих десятилетий через клинические испытания на средства благотворительных фондов доказывать эффективность и малозатратность своей методики. В России данный метод так же не нашел поддержки государства по причине несоответствия устоявшейся системе лечения и распределения финансовых потоков. За популяризацию метода Понсети в России взялись две частных медицинских организации. Организовав НКО, на собственные средства и средства благотворительных фондов через медицинские конференции, семинары и мастер-классы происходило распространение знаний среди врачей. За 8 лет работы общими усилиями была оказана медицинская помощь детям с тяжелой формой деформации стоп в объемах, превышающих государственные заказы за тот же период по той же патологии. По сути была выстроена гибридная коммерческая модель социального предпринимательства с четким разделением коммерческой и социальной составляющей, которые постоянно подпитывали друг друга: одна — средствами, другая — новыми рыночными возможностями. Обученные этому методу врачи находятся в разных регионах страны и, применяя передовой метод, используют не только методику лечения, но и материалы, производимые одной из частных компаний, входящих в объединение.

Оценить в цифрах эффективность социального предпринимательства в здравоохранении даже на представленном выше примере пока не представляется возможным, так как эффективность означает соотношение между затратами и полученными результатами, но, как было отмечено ранее, для социального предпринимателя важное значение имеют те социальные изменения, которые происходят в результате его деятельности. Для оценки этих изменений нужны другие качественные оценки. В мировой практике используется два индекса: DALY (Disability-adjusted life years), который отражает число трудоспособных лет жизни; индекс QALY (Quality-adjusted life years), который отражает качественно прожитые годы. На основании этих индексов, оценивающих социальный результат работы предпринимателей, возможно составление рейтингов предпринимательских организаций для распределения, например, налоговых преференций.

Любое решение и практическое действие по государственному регулированию социально-экономических систем должно оцениваться исходя из того, в какой мере оно способствует сохранению, улучшению, развитию качества жизни. На разных этапах нашей истории государственное регулирование в здравоохранении характеризо-

валось разной степенью вмешательства в деятельность субъектов, влияющих на формирование условий воспроизводства здорового населения [9] (Leonteva, Filimendikov, 2012). В условиях кризиса, когда происходит сворачивание социальных программ, замедление развития медицинской науки, государству было бы рационально переложить часть ответственности за качество медицинских услуг на профессиональные организации через делегирование части прав по регулированию и сертификации профессиональной деятельности. Внедрение новых методик лечения и развитие медицинской техники возможно реализовать через социальное предпринимательство с использованием налогового стимулирования.

Если рассматривать четвертый критерий социального предпринимательства — тира-жируемость (масштабирование), то, анализируя огромный всемирный опыт, можно с уверенностью сказать, что на уровне небольшой группы единомышленников реализуются многие, подчас весьма инновационные начинания, но на этапе масштабирования их до уровня общества в целом, часто возникают трудности [5] (Seelos, Mair, 2005). Очень немногие люди обладают предпринимательским талантом и навыками в сочетании с высокой степенью социальной ответственности [2] (Drayton, 2002). Таким образом, социальные инициативы оказываются локальными и часто не доходят до широкой аудитории. Социальное предпринимательство в здравоохранении носит пока характер единичных примеров. Изменив подход к регулированию в системе здравоохранения и создав стимулирующие инструменты для социальных предпринимателей, государство может получить быстро развивающуюся и рентабельную отрасль экономики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Alvord Sarah H., Brown David L., Letts Christine W. Social Entrepreneurship and Societal Transformation: An Exploratory Study // The Journal of Applied Behavioral Science. — 2004. — № 3. — с. 260-282.

2. Drayton William The Citizen Sector: Вecoming as entrepreneurial and competitive as Business // California management review 44. — 2002. — № 3.

3. Hemingway Christine A. Corporate Social Entrepreneurship: Integrity Within // Cambridge: Cambridge University Press. — 2013. — с. 135.

4. J. Gregory Dees. The Meaning of Social Entrepreneurship. CASE at Duke 1998

5. Seelos Christian, Mair Johanna Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor // Business Horizons. — 2005. — № 3. — с. 241-246.

6. Джилл Кикал, Томас Лайонс Социальное предпринимательство: миссия — сделать мир лучше. — М.: «Альпина Паблишер», 2014. — 304 с.

7. Дэвид Борнштейн Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей. — М.: «Альпина Паблишер», 2015. — 496 с.

8. Комаров Ю. Новации в системе охраны здоровья. [Электронный ресурс]. URL: http://viperson.ru/articles/yuriy-komarov-novatsii-v-sisteme-ohrany-zdorovya ( дата обращения: 29.11.2016 ).

9. Леонтьева Л.С., Филимендиков Ю.А. Общественное здоровье как мотиватор развития национальной экономики // Интеграл. — 2012. — № 1(63). — с. 32-33.

REFERENCES:

Alvord Sarah H., Brown David L., Letts Christine W. (2004). Social Entrepreneurship and Societal Transformation: An Exploratory Study. The Journal of Applied Behavioral Science. (3). 260-282.

Devid Bornshteyn (2015). Kak izmenit mir. Sotsialnoe predprinimatelstvo i sila novyh idey [How to change the world. Social entrepreneurship and the power of new ideas] M: «Alpina Pablisher». (in Russian).

Drayton William (2002). The Citizen Sector: Becoming as entrepreneurial and competitive as Business California management review 44. (3).

Dzhill Kikal, Tomas Layons (2014). Sotsialnoe predprinimatelstvo: missiya — sdelat mir luchshe [Social entrepreneurship: mission — to make the world a better place] M.: «Alpina Pablisher». (in Russian).

Hemingway Christine A. (2013). Corporate Social Entrepreneurship: Integrity Within [Corporate social entrepreneurship: integrity within]. Cambridge: Cambridge University Press. 135..

Leonteva L.S., Filimendikov Yu.A. (2012). Obschestvennoe zdorove kak motivator razvitiya natsionalnoy ekonomiki [Public healthcare service as a motivator of national economy development]. Integral. (1(63)). 32-33. (in Russian).

Seelos Christian, Mair Johanna (2005). Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor Business Horizons. (3). 241-246.

Komarov Yu. Innovations in health-care(in Russian). Retrieved November 29, 2016, from http://viperson.ru/articles/yuriy-komarov-novatsii-v-sisteme-ohrany-zdorovya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.