A.A. Tsvirko
State regulation and agriculture support abroad
Pressing questions of state financing of the agricultural enterprises of the are considered The statistical data reflecting a current state of a problem is cited. On the basis of the spent researches the basic directions of the state support agricultural producers are revealed.
Key words: State financing, the federal budget, the regional budget, the state support, the agricultural enterprises, efficiency of an agricultural production.
УДК 334.012.6:338.465.4:332.146
И.С. Пакулина, канд. экон. наук, ассистент, (7910) 302-55-77, inessa pakulina@,mail.ru. (Россия, Орел, ГОУ ВПО «ОРАГС»)
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА
Дается определение социального предпринимательства, проведено исследование факторов его развития и эффективности, обосновывается тезис о том, что социальное предпринимательство является эффективным инструментом решения социально-экономических проблем региона.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная сфера, регион, государственное регулирование, эффективность.
Актуальная идея социального предпринимательства очень подходит нашему времени, соединяя социальную миссию организации со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью. В современных условиях необходимо решать социальные проблемы предпринимательскими средствами. Тем более что, как отмечает теоретик социального предпринимательства Д. Диз, благотворительные организации оказались далеки от предполагаемых стандартов их функционирования, а большая часть институтов социальной сферы все чаще рассматриваются как нерезультативные, неэффективные [1]. Социальные предприниматели, по его мнению, нужны для того, чтобы создать новые модели социально значимой деятельности «для нового века». В своей статье «The meaning of social entrepreneurship» (2001) [1] ученый определяет место социального предпринимательства в современном мире, описывает социальных предпринимателей как таковых, которые играют роль генератора изменений в социальной сфере. Им он приписывает характерные черты и умения. Именно они, по его мнению, действуют следующим образом: определяют миссию, направленную на создание и поддержку социальных, не только материальных ценностей; постоянно ищут и отыскивают новые возможности выполнения миссии; постоянно привлекают учебу к процессу учебы, используют
нововведения и инновации; действуют смело, не ограничиваясь имеющимися на данный момент ресурсами; демонстрируют высокий уровень ответственности за своих клиентов и результаты деятельности.
Следует отметить, что определенные и описанные Д. Дизом виды деятельности в своем сочетании уникальны и в известной мере идеализируют социальных предпринимателей. Лидерам социальной сферы в той или иной мере присущие приведенные характеристики, но не все они являются социальными предпринимателями. Да и не все должны быть ими, теми, кто готов принять вызов и реализовать возможности рыночной экономики. Ясно одно: социальные предприниматели требуют эффективно, инновационно и изобретательно использовать маркетинговые технологии, которые действуют для сугубо бизнес-предпринимателей. И это не все. Они должны привлекать и использовать ресурсы других для достижения своих социальных целей, будь то финансовые ресурсы, волонтерский труд или государственная программа поддержки.
Развитие социального предпринимательства выступает в качестве важного фактора роста потенциала хозяйственного развития регионов России, является приоритетом стратегии их социально-экономического развития. Этим объясняется актуальность рассматриваемой нами научной проблемы, которая тесно связана со следующими научно-практическими задачами: выявление закономерностей и тенденций развития современного предпринимательства в социальной сфере; прогнозирование структурных изменений развития социального предпринимательства в условиях глобализации мирового рынка; особенности разработки и реализации государственной политики в социальной сфере; критерии оценки эффективности социального предпринимательства; анализ эффективности и приоритетов развития региональных социально-экономических систем.
Проблемы развития социального предпринимательства не нашли должного отображения в научных трудах российских и зарубежных ученых. Следует отметить, что весомый вклад в разработку отдельных аспектов развития предпринимательства сделали Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй, Й. Шумпетер, П. Друкер [2], Т. Шульц, Д. Диз и другие. Территориальные аспекты развития социального предпринимательства освещают в работах такие научные работники, как Н. Зверева [4], Л. Кочеткова [6], А. Рубинштейн [7] и другие. Однако проблема развития, государственного регулирования и поддержки социального предпринимательства как инструмента решения социально-экономических проблем региона остается недостаточно изученной как в российской, так и мировой науке. Анализ имеющихся исследований социального предпринимательства свидетельствует о том, что в большинстве из них отсутствует комплексное видение концептуальной модели развития социального предпринимательства, его приоритетов на коротко- и долгосрочную перспективу. Этим определяется актуальность
и выбор темы проведенного исследования, его научная и прикладная значимость.
Целями проведенного исследования являются: определение сущности социального предпринимательства; исследование факторов его развития и эффективности; обоснование тезиса о том, что социальное предпринимательство является эффективным инструментом решения социально-экономических проблем региона.
В настоящее время актуализируется необходимость разработки научной проблематики, связанной с поиском новой модели современного социального государства. Его современность определяется не самим по себе фактом присутствия в настоящем, а глубинными сущностными характеристиками, выражающими основные закономерности и тенденции развития общества, актуальные социальные потребности и интересы. России для этого необходима реализация целого ряда условий, среди которых важнейшими являются преодоление резкого разграничения в доходах населения, достижение высокого уровня занятости как условия повышения качества жизни рядовых граждан, повышение степени социальной защищенности наиболее уязвимых групп и всего населения, обеспечение широкого объема экономических и социальных прав граждан. Как показывает опыт развитых стран, одним из механизмов достижения этих целей является развитие социального предпринимательства. Дело в том, что переход к постиндустриальному, информационному обществу приводит к коренным изменениям в сфере труда, в частности трудовых отношений. Определенное время будут существовать параллельно старая система производственно-трудовых отношений с гарантированной оплатой труда, нормируемыми процессами и в то же время будет развиваться новая система, которая будет функционировать благодаря информационным технологиям, что позволит эффективнее разрешать производственные проблемы и избавиться от многих ограничений, которые накладывают на них индустриальные производственные отношения. Поэтому актуальным становится использование на практике такой инновационной для российского общества социальной технологии, как социальное предпринимательство.
Целью проведенного нами исследования явилась попытка найти ответы на следующие вопросы. В чем сущность социального предпринимательства? Так ли нова идея социального предпринимательства?
Некоторые ученые (М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина [3]), в том числе и Д.Г. Диз, предлагают расширить трактовку социального предпринимательства, при которой часто игнорируется сложившееся ранее разграничение между прибыльной и неприбыльной деятельностью, так как размывание межсекторных границ является отличительной чертой социального предпринимательства. Помимо неприбыльных венчурных организаций социальное предпринимательство нередко включает и прибыльные организации социального назначения, такие, как банки развития местных
сообществ, а также «гибридные» организации, содержащие прибыльные и неприбыльные подразделения. Мы с этим согласны, так как к пересмотру границ прибыльной и неприбыльной деятельности обязывает само понятие социального предпринимательства, которое предполагает объединение особенностей бизнеса с чертами некоммерческой неприбыльной организации. В то же время размывание границ не означает игнорирования специфики этого явления и отнесения к социальному предпринимательству любой деятельности по реализации социальных проектов, будь то благотворительность или так называемое «межсекторное взаимодействие» государства, бизнеса и некоммерческих организаций.
Термин «предпринимательство» («entrepreneur») возник во Франции в XVII-XVIII вв. Его введение в оборот связано с именем французского экономиста XVIII в. Р. Кантильона. В его понимании предпринимательство связано с рисковым характером доходной деятельности, способно стимулировать экономический прогресс посредством поиска новых и лучших путей реализации своего дела. Ж.-Б. Сэй указывал на экономическую эффективность предпринимателя, переводящего экономические ресурсы из сферы низкой в сферу высокой производительности. Признанным классиком теории предпринимательства считается Йозеф Шумпетер, который в своей книге «Теория экономического развития» пишет о том, что главная функция предпринимателя состоит в том, чтобы быть инноватором, осуществлять нововведения и тем самым быть проводником экономического развития. Однако в отличие от предшественников для Шумпетера доходность предпринимательства была слабо связана с личной выгодой предпринимателя, а скорее, служила средством оценки результата.
Питер Друкер утверждал, что «предпринимательство предполагает управление, отличное от существующего» [2]. При этом Друкер совершенно не считал всякое развитие бизнеса предпринимательством. Расширение бизнеса может быть рутинным процессом, не сопряженным с преобразованием и новаторством. Также он не считал значимой характеристикой предпринимательства доходность деятельности.
Среди первых организаций, преобразующих социальную жизнь сообществ, были церкви и связанные с ними группы, торговые ассоциации, профессиональные общества, гражданские организации, молодежные организации, братства, тайные общества или ордена, этнические сообщества, соседские общины, экологические группы, а также всевозможные клубы.
Социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды, стало активно себя проявлять во второй половине XX в. Особо выделим время появления социального предпринимательства как практической деятельности.
По нашему мнению, время появления социального предпринимательства как практической деятельности именно во второй половине XX в. объ-
ясняется тем, что в это время социальная сфера занимает заметное место в национальных экономиках. Этот процесс не обошел стороной и Россию.
Социальная сфера представляет собой часть экономической системы, функциональным назначением которой является предоставление услуг социального характера. В данном случае понятие «сфера» следует рассматривать как совокупность видов экономической деятельности, которые имеют четко выраженную общность функций, особенное предназначение в общественном разделении труда и ряд характеристик, которые существенно отличают эти виды экономической деятельности от материального производства, в частности по большей части совпадение стадий производства и потребления, наличие непосредственного контакта с потребителем, ориентация на индивидуального потребителя или общество в целом, локальность потребления из-за невозможности транспортировки и накопления услуг.
Сложные задания, которые стоят перед экономикой России в настоящее время, требуют внедрения новых технологий обслуживания и совершенствования структуры социальной сферы, поиска на этой основе путей повышения эффективности ее функционирования, оптимальных управленческий решений и активной социальной политики [4]. По мнению ЭЛ. Русецкой [8], ускоренный экономический рост и преодоление бедности — важнейшие стратегические задачи, поставленные перед российской экономикой. Наиболее острые угрозы безопасности страны, особенно в условиях финансового кризиса, проявились именно в социальной сфере. В целях создания эффективной системы экономической безопасности в социальной сфере необходим новый подход к мониторингу количественных показателей в социальной сфере с последующей качественной его оценкой.
В основе реализации активной социальной политики должно лежать комбинированное использование государством механизмов и методов разного типа, направленных на ускорение адаптации к рыночной системе работоспособных граждан, способных получить достойную оплату труда; укрепление гарантированной социальной защищенности для неработоспособных и социально незащищенных граждан, которые не имеют возможности поддерживать свое существование в рыночной конкурентной среде без помощи государства; расширение инвестиций в «человеческий капитал» — здоровье, образование, подготовку кадров, воспитание подрастающего поколения, культуру и информатику, науку, экологию.
Таким образом, идея социального предпринимательства не так уж и нова, а причины популярности социального предпринимательства кроются в повышении значимости социальной сферы в национальных экономиках. И именно это заставляет предпринимателей задуматься о том, каким образом обеспечить эффективное функционирование своего капитала в динамично развивающейся отрасли, имеющей неоспоримые положительные трендовые тенденции. Работа в социальной сфере позволяет бизнесу получать хорошие политические дивиденды, повысить свой имидж и его оцен-
ку со стороны общества. Однако несмотря на то что преимущества, которые дает социальное предпринимательство, ясны очень многим, его реальное значение и специфика недостаточно исследованы. В условиях растущей популярности социальное предпринимательство означает разное для разных людей. Это обусловлено как относительной новизной термина, так и разнообразием социальных инициатив, которые различаются по масштабам, целевым группам и странам [5]. Для значительной части аудитории социальное предпринимательство ассоциируется исключительно с неприбыльными организациями, открывшими какие-либо доходные предприятия. Другие понимают под социальным предпринимательством непременно неприбыльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответственности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры [3].
Социальное предпринимательство имеет длинную личную историю, но короткую публичную. В ведущих странах мира, таких, как США, Великобритания, неприбыльные общественные организации (НПО) уже давно используют бизнес-инструменты и зарабатывают средства в дополнение или в продолжение их миссии. Например, в Британии кооперативы функционировали уже с середины XIX в. как средство финансирования социальных потребностей общества. Начиная с 60-х годов XX в. в США провели эксперимент, создавая рабочие места для социально-уязвимых групп. В 70-х годах XX в. в экономически развитых странах появились системы микрокредитования для населения [9].
В России социальным предпринимательством ранее можно было назвать строительные кооперативы, коллективные хозяйства, проекты кооперативного строительства жилья, где социальная составляющая является очень выраженной. В стране была создана и эффективно функционирует по сей день система предприятий, на которых работают инвалиды.
Только в последние 20-25 лет ученые и практики обратились к изучению и систематизации опыта в сфере социального предпринимательства. Развитие и активизация данного направления, перенесения его на другой, можно сказать глобальный уровень, стала возможной благодаря нескольким факторам:
- изменение приоритетов бизнеса и переосмысления функции и роли предпринимательства в обществе. Эти функции эволюционировали в течение нескольких веков от исключительно экономическим к больше социальным;
- неприбыльные организации все чаще прибегают к адаптации предпринимательских механизмов — к социальному предпринимательству. На это существуют весомые причины — постоянное сокращение таких традиционных источников финансирования, как благотворительные пожертвования, государственные и донорские средства, и повышение уровня конкуренции за свободные финансовые ресурсы;
- социальное предпринимательство дает возможность решать проблемы общества не только с помощью свободных средств, а и с помощью привлечения населения к самопомощи. Это дает лучшие результаты и стабильность.
В связи с ростом популярности термин «социальное предпринимательство» приобрел в последние пять лет в российской экономической науке такой широкий круг значений, что стал употребляться практически в любом контексте, как только речь заходит о социально полезной деятельности. Столь расширительная трактовка вредит самому явлению, так как если под вывеской социального предпринимательства окажется слишком много непредпринимательских по сути и, возможно, неэффективных организаций, то явление окажется дискредитированным. И тогда привлекательность социального предпринимательства может быть утеряна как для предпринимателей с точки зрения заниженной оценки их деятельности со стороны общества, так и потребителей услуг социального предпринимательства. По нашему мнению, ключевым словом в категории социального предпринимательства является «предпринимательство», а «социальность» играет лишь модифицирующую роль. Ключевые свойства всякого предпринимательства — создание ценности (в результате перемещения активов в область более высокой производительности); творческое изменение как преобразующая деятельность; использование возможностей. Однако все это в равной степени касается как предпринимательства, так и социального предпринимательства, каждое из которых предлагает новую ценность (благо), преодолевая устоявшееся равновесие.
Основное различие, по нашему мнению, лежит не в плоскости мотивации, а сфере характеристик производимой ценности (услуг). В случае обычного предпринимательства это — рыночная ценность, которая может быть выражена в категории дохода и прибыли. В случае социального предпринимательства это — ценность, выражаемая в преимуществе, которое получает значимая часть общества или общество в целом от произведенных социальным предпринимателем существенных изменений. При этом целевыми группами, которым предназначена «ценность», служат преимущественно наименее защищенные и наименее благополучные слои населения, не имеющие финансовых ресурсов для достижения получаемой в результате изменений ценности собственными силами.
Развитие социального предпринимательства требует серьезных научных исследований, поскольку они выявляют факторы его развития и эффективности, ограничения, связанные как с неизученностью самого феномена социального предпринимательства, так и среды, в которой оно осуществляется.
Если допустить, что на отдельных предприятиях региона проблемы социального партнерства успешно решаются, то подобная ситуация не будет означать автоматически благосостояния всего населения региона. Про-
блему можно решить, только поднявшись над масштабами конкретного предприятия, оценивая социальное партнерство с позиций региона как субъекта государственного управления.
В таких условиях именно органы региональной власти должны сыграть ключевую роль в построении стабильной и эффективной связи между бизнесом и обществом в решении социальных проблем территории на принципах добровольности и взаимовыгоды. В таком случае бизнес извлекает от выполнения принципов социальной ответственности следующие выгоды: обеспечение общественной репутации организации; рост доверия населения к деятельности компании, ее товаров и услуг; повышение профессионализма и развитие кадрового потенциала на предприятии, обеспечение лояльности персонала; возможность формирования безопасной среды деятельности и развития компании благодаря собственной корпоративной политике; соответствие нормам и стандартам развитого экономического сообщества; возможность формирования партнерских отношений с властными структурами, общественностью и СМИ. А общество также получает следующие преимущества: возможность установления партнерских отношений между бизнесом, властью и общественностью; возможность предоставления адресной экстренной помощи гражданам, которые в ней нуждаются; усовершенствование и развитие социальной защищенности населения; возможность привлечения инвестиций в определенные общественные сферы; возможность поддержки общественных инициатив, инновационных проектов, развитие социальной и творческой активности населения, сохранение и использование интеллектуального ресурса на потребности государства и региона.
Социальные предприятия, как отмечает исследователь Н. Зверева [4], строятся на принципах самоокупаемости, финансовой устойчивости и инновационное™ используемых подходов. Применение новых, уникальных инструментов, способность решать проблемы до тех пор, пока это необходимо, и за счет собственных доходов формируют ключевые преимущества социального предпринимательства. При этом следует особо отметить то, что если благотворительность ограничена в объеме ресурсов, времени и пространстве, то социальное предпринимательство изначально предполагает масштабируемость и тиражируемость. Целью становится не локальное решение единичного вопроса, а достижение качественно нового уровня в преодолении социально значимых проблем. Сильной стороной социального предпринимательства являются и встроенные механизмы контроля эффективности. Решение общественно значимых вопросов непосредственно включено в бизнес-процесс, что существенно снижает вероятность нерационального расходования ресурсов. Именно социальное предпринимательство обладает наиболее высоким уровнем отдачи на единицу вложенных средств [4]. Социальный предприниматель руководствуется бизнес-стратегией, основанной на знании сильных и слабых сторон своего продукта, поиске новых рыночных возможностей и определении угроз. Ис-
пользование предпринимательского подхода позволяет в итоге резко повысить вклад в достижение долгосрочного социального эффекта.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы.
1. Внедрение социального предпринимательства является реальным механизмом для решения социальных проблем региона. Мы определяем социальное предпринимательство как возможность частичного и эффективного решения на местном уровне острых проблем наиболее уязвимых слоев населения, которые не по силам решить государству, а также включения в экономическую деятельность тех предприятий, которые ставят целью не только получение прибыли ради обогащения, накопления капитала, но и поддержку уязвимых групп населения, уменьшение безработицы благодаря созданию новых рабочих мест.
2. Социальное предпринимательство как относительно новое явление в российской практике должно более активно использоваться правительством страны как один из инструментов решения социально-экономических проблем общества. Оно должно быть направлено на улучшение условий жизни россиян в отдаленных регионах с помощью производства необходимых товаров и услуг; предоставления услуг в таких сферах, как здравоохранение, трудоустройство, образование, защита окружающей среды, обеспечения жильем и т. д.; обслуживание и социальную адаптацию незащищенных групп населения (инвалиды, безработные, национальные меньшинства). Развитие социального предпринимательства — это компромисс между общественными и коммерческими интересами, который необходим для социального благополучия и эффективного решения социальных задач региона.
3. Развитие социального предпринимательства выступает в качестве важного фактора роста потенциала хозяйственного развития регионов, экономики России в целом.
4. Российской экономической науке следует пойти по пути признания социального предпринимательства как эффективного средства достижения устойчивого развития общества и экономики, а самих социальных предпринимателей — как лидеров преобразований. Социальным предпринимателям необходимо оказывать поддержку со стороны государства — финансовую, информационную, консультативную.
5. Научные проблемы оценки эффективности и обоснование направлений рационализации ресурсного обеспечения социального предпринимательства остаются недостаточно разработанными. Это актуализирует и определяет перспективы дальнейших научных разработок в данном направлении: определение направлений повышения эффективности социального предпринимательства; количественное определение влияния отдельных компонентов макроокружения на развитие социального предпринимательства; адаптация зарубежного опыта социального предпринимательства для России. Отдельная и исключительно важная проблема социального
предпринимательства — это отсутствие адекватного нормативно-правового обеспечения. Все еще не создана законодательная база, регламентирующая деятельность социальных предпринимателей. Они вынуждены работать на общих началах, что в определенной степени снижает их возможности в решении социальных задач.
Библиографический список
1. Dees J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.caseatduke.org/documents/dees sedef.pdf.
2. Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and principles. New York: Harper Business [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// search-pdf-books. com/innovation-and-enteфreneurship-by-drucker.-peteг-
w
3. Баталина M., Московская А., Тарадина JI. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. socpo litika.ru/rus/ngo/research/document9919. shtml.
4. Зверева H. Социальное предпринимательство: взгляд в будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://f5■ru/socbusiness/post/336689.
5. Кавасаки Гай. Социальное предпринимательство: 10 вопросов Дэвиду Борстайну [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://howtosell.ru/2007/09/26/socialnoe-predprinimatelstvo-10-voprosov-devidu-borstainu/.
6. Кочепсова JI.H. Социальное государство: цели и функции // Соц. гуман. знания. 2008. № 3. С. 68-79.
7. Рубинштейн А.Я. Двадцать пять тезисов об активности государства в социальной сфере // Экон. наука соврем. России. 2009. № 1. С. 25-38.
8. Русецкая Э.А. Индикаторы социальной сферы, характеризующие угрозы безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 1.С. 62-68.
9. Социальное предпринимательство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://h.ua/storv/89999/.
I S. Pakulina
Social enterprise as the instrument of solving the socio-economic problems of the region
The determination of the essence of social enterprise has been given, the research of the factors of its development and efficiency has been conducted, there has been grounded the thesis that a social enterprise is the effective instrument of solving the socio-economic problems of region.
Keywords: social enterprise, social sphere, region, government control, efficiency.