РЕГИОНЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONS AND REGIONAL DEVELOPMENT
Серия «Политология. Религиоведение»
2012. № 2 (9), ч. 2. С. 92-102 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 316.3
Социальное предпринимательство как фактор регионального развития (теория и практика)
Т. Г. Калугина
Межрегиональный институт общественных наук при Иркутском государственном университете, г. Иркутск
В статье проанализированы теоретические подходы к феномену социального предпринимательства, связанные с различными составляющими данного вида бизнеса. В ходе исследования была выявлена связь социального предпринимательства с предпринимательством в целом, а также рассмотрена специфика социального предпринимательства, обусловленная вниманием предпринимателей к решению проблем, существующих в обществе. В работе исследуются процесс развития социального предпринимательства в современной России. Отдельная часть работы посвящена анализу социального предпринимательства как возможного фактора регионального развития (на примере деятельности Школы социального предпринимательства в Иркутской области).
Ключевые слова: социальное предпринимательство, предпринимательство, социальные проблемы, виды капитала, социальный капитал, креативность, инновация.
Данная статья посвящена анализу социального предпринимательства. В ней рассматриваются различные теоретические подходы к этому феномену. Одной из задач работы стал анализ различных теорий социального предпринимательства, обусловленных историческим и социокультурным контекстом региона, где развивается данный вид деятельности. Также одной из задач статьи является описание развития данного вида предпринимательства в современной России, при этом отдельно анализируется процесс становления подобной формы бизнеса в Иркутском регионе.
Социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды, получило широкое развитие во 2-й половине XX в. Широко известна «Гильдия манчестерских ремесленников», основанная Б. Стриклэндом в 1968 г. и использовавшая возможности изобразительного и исполнительского искусства для развития городских сообществ [http://www.manchesterguild.org], и банк «Грамин», основанный в 1976 г. профессором М. Юнусом для искоренения
Введение
бедности и поддержки бедных женщин в Республике Бангладеш [http://www.grameen-info.org]. За свою деятельность М. Юнус стал в 2006 г. лауреатом Нобелевской премии мира. На русском языке опубликована его работа, посвященная разработанной им концепции «социального бизнеса» [1]. Институт здоровья одного мира (The Institute for One World Health (IOWH)), основанный доктором Викторией Хале в 2000 г., стал первой в мире некоммерческой фармацевтической компанией. Он разрабатывает лекарственные препараты для лечения заболеваний, на которые общество не обращает внимания (http://www.iowh.org). Институт разрушил традиционные представления о, казалось бы, неконкурентоспособной промышленности, предоставляющей лекарства особо нуждающимся в развивающихся странах, перестроив всю цепочку получения дохода от разработки лекарств до их доставки.
Типичным представителем глобальной организации социального предпринимательства, поддерживающей социально-предпринимательские инициативы по всему миру, является фонд «Ашока», основанный Б. Драйтоном в 1981 г. [http://www.ashoka.org]. Б. Драйтон говорит о социальном предпринимателе следующее: «Для социальных предпринимателей недостаточно просто дать человеку рыбы или научить ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль». В этом популярном определении содержится, пожалуй, вся суть социального предпринимательства. От других явлений социальной работы, которую ведут различные по сфере деятельности и условиям предоставления услуг организации коммерческого и некоммерческого сектора, социальное предпринимательство отличается способом своей работы. Понятия инновации и предпринимательства при этом являются ключевыми. В соответствии с этим социальное предпринимательство стремится уменьшить социальные проблемы инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы так, чтобы создать самовоспроизводящийся, способный к расширению механизм производства и предоставления целевого социального блага.
Теория социального предпринимательства
В разных странах социальное предпринимательство развивается в разных социально-экономических и культурных контекстах. Глубокий сравнительный анализ данной проблематики содержится в работе «Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования» [2]. В европейских странах исследователи связывают усиление внимания к данному феномену с кризисом европейской модели государства всеобщего благосостояния. Все предложения о ее реформировании носят противоречивый характер. Но очевидно, что, например, несогласие рядовых граждан платить большие налоги, деньги от которых могут пойти на решение социальных проблем, не означает, что люди выступают за демонтаж существующих сетей социальной поддержки. Именно поэтому сейчас очень востребованы идеи новой философии социального государства, новые практики их осуществления, идеи новой организации благосостояния государства. В таких условиях социальное предпринимательство развивается путем создания гибких организаций, характеризующихся ограниченным количеством ресурсов и развитой
креативной культурой, нацеленной на объединение ресурсов из разделенных до этого общественных сфер [3]. С самого начала рост социального государства воспринимался гражданами как символ социального прогресса. Но этот же процесс сопровождался развитием сферы обслуживания социального государства как неповоротливой безынициативной структуры, наполненной бюрократией.
Часть исследователей рассматривает социальное предпринимательство как процесс создания ценности путем сочетания ресурсов новыми способами. Эти комбинации ресурсов предназначены в первую очередь для изучения и использования возможностей получения социального блага путем стимулирования социальных изменений или удовлетворения социальных потребностей. Нетрудно заметить, что приведенные определения в значительной степени согласуются с классическими подходами к анализу предпринимательства, предложенными уже упоминавшимися Сэем, Шумпетером и Друкером. Это подтверждают Мартин и Осберг [4]. С их точки зрения, ключевым словом в категории социального предпринимательства является «предпринимательство», а «социальность» играет лишь модифицирующую роль. Уделяя внимание заслугам классиков теории предпринимательства, они подчеркивают ключевые свойства всякого предпринимательства: создание ценности («в результате перемещения активов в область более высокой производительности», - Сэй), «творческое разрушение» как преобразующая деятельность (Шумпетер), поиск изменений и использование возможностей (Друкер). Все это в равной степени касается как предпринимательства вообще, так и социального предпринимательства: в обоих случаях предлагается новая ценность (благо), преодолевается устоявшееся равновесие.
Основное различие, по мнению авторов, лежит не в плоскости мотивации (делать ради денег или из альтруизма), а в сфере характеристик «предвосхищаемой и производимой ценности» (блага). В случае обычного предпринимательства благом становится рыночная ценность, которая может быть выражена в категории дохода и прибыли (что и вводит в заблуждение при сравнении мотивации двух видов предпринимателей). В случае социального предпринимательства это ценность, выражаемая в преимуществе, которое получает значимая часть общества или общество в целом от произведенной социальным предпринимателем «крупномасштабной трансформации». При этом целевыми группами, для которых предназначена «ценность», служат наименее защищенные и наименее благополучные слои населения, не имеющие либо финансовых ресурсов, либо политических рычагов для достижения «получаемой в результате трансформации ценности» собственными силами.
Несмотря на то, что преимущества, которые дает социальное предпринимательство, ясны очень многим, его значение и специфика исследованы недостаточно. В условиях растущей популярности социального предпринимательства данное понятие может разными людьми пониматься по-разному. Это обусловлено как относительной новизной термина, так и разнообразием социальных инициатив, которые различаются по масштабам, целевым группам и странам, в которых они осуществляются. Для одних социальное пред-
принимательство ассоциируется исключительно с неприбыльными организациями, открывшими какие-либо доходные предприятия. Другие понимают под этим непременно неприбыльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответственности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры.
Наиболее часто цитируемое определение социального предпринимательства принадлежит Грегори Дизу, который выделил пять основных факторов, определяющих данный вид деятельности:
1) принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);
2) выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
3) осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
4) решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;
5) ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [5].
В экономической теории главными признаками любого предпринимателя считаются готовность рисковать и делать инвестиции и стремление к прибыли. Но после работ Пьера Бурдье также известно, что типов капитала бывает много: социальный капитал, культурный капитал, символический капитал и т. д. Таким образом, говоря о прибыли, необходимо понимать, что она может выражаться не только в финансовом капитале. Прибыль может быть связана и с приращением символического капитала, например, деловой репутации. Прибыль может выражаться в приращении социального капитала: доверия, связей, общественной поддержки. Она может выразиться и в приросте культурного капитала: человек получает новые знания и т. д. Именно прирост другого типа капитала и является той самой прибылью социального предпринимателя. Причем разные виды капитала могут конвертироваться друг в друга: репутация - в деньги, деньги - в знания, знание - в доверие и т. п.
Можно ли провести границу между некоммерческими организациями, благотворительностью и социальным предпринимательством? Благотворительность не ориентирована на приращение инвестированного капитала (даже социального), это осознанно сделанные чистые расходы. Некоторые специалисты сравнивают ее не с предпринимательством, а с потребительским поведением, в том смысле, что человек, отдающий свои средства кому-то в виде пожертвования, таким образом покупает (и «потребляет») определенные эмоции (удовлетворение чувства сострадания, гордость за сделанное доброе дело и т. п.). Это совсем не похоже на предпринимательство. А если говорить про некоммерческие организации, то среди них есть и социальные предприятия, и «учреждения». Разница понятна и связана с наличием/отсутствием субъекта-предпринимателя, инвестирующего свой обобщенный капитал (в том числе труд, активность, знания) и несущего ответственность (и все риски) за его возврат и прирост (прибыль). У «учреждения» такого субъекта нет, и прибыль оно получать не обязано, оно просто осуществляет расходы исходя из бюджета, выделенного учредителем, спонсором, государством и т. п.
Иногда трудно определить, где находится четкая граница между обычным коммерческим предприятием и некоммерческим социальным предприятием, так как нельзя определенно раз и навсегда сказать, что какое-то конкретное предприятие является исключительно коммерческим: в какой-то момент оно вполне может сработать в виде социального предприятия.
Еще раз повторим, что в феномене социального предпринимательства можно выделить две важных составляющих. Первая из них связана с социальным развитием и выражается в том, что
1) результаты деятельности предпринимателя связаны с социальным бытием;
2) предприниматели используют различные формы социального капитала, связанные с другими формами капитала;
3) создаваемые предпринимателями для реализации своего бизнеса организации являются общественными, так как не принадлежат своим владельцам и не делают своей основной целью получение прибыли; кроме того, эти организации представляют собой часть гражданского общества;
4) социальные предприниматели связаны с конкретными, локальными сообществами.
Вторая составляющая социального предпринимательства отражается в том, что
1) предприниматели всегда сталкиваются с вызовом со стороны неожиданных обстоятельств;
2) они вдохновляются осознанием своей миссии, связанной с решением определенных проблем;
3) социальный предприниматель всегда выступает как инноватор: он занят развитием новых сервисов и организаций [6].
Развитие социального предпринимательства в России
В России на данный момент реализуются различные проекты, целью которых является развитие социального предпринимательства в различных сферах. На этом пути встречаются разные препятствия. Проведенный И. Б. Рутковской анализ ситуации в ряде российских городов позволяет сделать следующие выводы:
1) в силу новизны и неоднозначности понятия социального предпринимательства необходимо уделить особое внимание формированию в российском обществе в целом и в предпринимательском сообществе в частности однозначного понимания не только этого термина, но и связанных с ним понятий «социальное предприятие» и «социальный предприниматель»;
2) большинство участников состоявшихся встреч и интервью видят главную причину социальных проблем в низких доходах населения и связывают социальное предпринимательство с вовлечением трудоспособных представителей малообеспеченных слоев/групп населения в активную экономическую деятельность посредством создания ими собственного бизнеса или создания для них рабочих мест с учетом их возможностей;
3) каждый из городов, участвовавших в исследовании, обладает достаточным потенциалом для развития социального предпринимательства;
4) к числу основных препятствий, сдерживающих развитие социального предпринимательства, следует отнести отсутствие у людей необходимых знаний и навыков предпринимательской деятельности; именно поэтому необходимо обучение основам предпринимательства и применению бизнес-подходов для решения социальных задач.
В нашей стране сегодня четко выделяется несколько видов бизнес-моделей социального предпринимательства. Перечислим некоторые из них:
1) социальное предпринимательство в сельском хозяйстве:
- социальный предприниматель приобретает земли сельхозназначения, создает инфраструктуру, приобретает необходимую технику и технологии, после чего к проекту привлекаются те группы населения, которые принято называть социально незащищенными: дети, выходящие из детских домов во взрослую жизнь, недавние заключенные, люди, страдающие наркозависимостью или алкогольной зависимостью. Им предоставляется все необходимое, чтобы начать новую жизнь на основе своего собственного дела;
- аналогичная технология работает и в «депрессивных» регионах (для того чтобы молодежь не стремилась в города, а оставалась в своих деревнях и селах).
Примеры используемых технологий: кролиководство, пасеки, разведение перепелов и т. п.
2) решение проблемы занятости многодетных матерей, матерей-одиночек и других категорий людей, для которых занятость на полный рабочий день невозможна. Происходит создание бизнеса на дому (обычно с максимальным вовлечением всех членов семьи в созидательную деятельность), и, что очень важно, организуется доставка сырья и его дистрибуция.
3) обеспечение полноценной жизни для инвалидов. Примером может служить фирма «Доспехи»: благодаря разработанной в фирме технологии изготовления специальных индивидуальных корсетов у вчерашнего лежачего больного появляется возможность вернуться в мир здоровых людей.
- специальные туристические компании. Не секрет, что наши города часто мало приспособлены для передвижения людей в инвалидных колясках. Создаваемые туркомпании значительную долю своих усилий тратят на проработку маршрутов для беспрепятственного передвижения людей, прикованных к инвалидным креслам.
-Трудоустройство инвалидов по зрению, слуху и т. п. Примерами таких производств могут служить производство гофрокартона и иной бумажной продукции, производство ПЭТ-тары, домашней еды и т. п.
4) образование, организация досуга:
- детские сады и школы, особенно в «депрессивных» регионах, спортивные секции;
- создание точек питания, в которых одновременно есть развлекательные и развивающие центры для детей;
5) развитие предпринимательской культуры. При этом предоставляется помощь тем, кто хочет начать свое собственное дело: проводится обучение
необходимым азам, в том числе и написанию бизнес-планов, оказывается поддержка при последующей их реализации;
6) развитие инфраструктуры. В качестве примеров таких проектов можно привести парикмахерские, мастерские, прачечные эконом-класса, бани (в особенности там, где нет горячего водоснабжения), проекты по сортировке и переработке мусора, облагораживанию территорий.
В последнее время социальное предпринимательство получает все большую поддержку правительства и президента РФ, формируется нормативное обоснование феномена «социальное предпринимательство» и ставится вопрос о его законодательном закреплении. В июне 2011 г. в Министерстве экономического развития РФ утвержден перечень видов предпринимательской деятельности, которые в 2012 г. будут поощряться грантами из госбюджета. В этот список впервые включена строка «социальное предпринимательство». В мае 2011 г. по инициативе премьер-министра Владимира Путина создано Агентство стратегических инициатив, в чьи задачи, в частности, входит поддержка социальных проектов и нового бизнеса - социально ориентированных организаций, а также распространение лучших практик развития социальных проектов в регионах РФ. Особую роль в развитии социальнопредпринимательской деятельности играют некоммерческие фонды. Среди них необходимо выделить фонд «Наше будущее», основанный в 2007 г., который инициирует проекты, развивает их, оказывает им финансовую поддержку посредством грантов и беспроцентных кредитов. Данным фондом уже было поддержано 23 проекта.
Развитие социального предпринимательства в Иркутской области
Расширение сети социально-предпринимательских инициатив ориентировано прежде всего на региональный уровень, что предполагает конструктивное отношение к ним со стороны местных органов власти. Правительством Омской области совместно с ООО «Ресурсный центр общественно активных школ» за период с декабря 2010 г. по июль 2011 г. была разработана и реализована программа развития социального предпринимательства «Школа социального предпринимательства». В результате реализации программы было разработано и запущено 32 социально-предпринимательских проекта, открыто 8 новых бизнес-проектов, создано 73 рабочих места, привлечено более 5 млн руб. финансовых ресурсов для реализации проектов. С сентября 2007 г., по заказу управления по делам молодежи Новосибирской области, в рамках программы «Территория развития» работает Школа социального предпринимательства. Деятельность школы направлена на развитие молодежных инициатив в медиасфере, сфере бизнеса и образования, а также в культурной и социальной сферах. За период работы школы в ней прошли обучение более 300 молодых людей, 19 проектов было поддержано в рамках публичной экспертизы, а позже воплощено в жизнь.
В Иркутске и Иркутской области движение социального предпринимательства еще не оформилось, хотя регион обладает достаточным потенциалом для развития данного типа бизнеса:
■ существуют инициативные люди, у которых есть реалистичные бизнес-идеи с целевой направленностью на решение/смягчение существующих социальных проблем и улучшение качества жизни местного сообщества. О наличии подобных проектов свидетельствуют результаты конкурсов, реализуемых в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, молодежных и социальных программ Иркутской области.
■ существует необходимая инфраструктура, включающая организации, оказывающие поддержку начинающим и действующим предпринимателям, а также организации/структуры, ориентированные на решение социальных проблем и способные оказать содействие социальным предпринимателям в реализации их инициатив;
■ развиваются целевые программы, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства и решение социальных проблем, которые можно использовать для ресурсного обеспечения деятельности социальных предпринимателей.
Возможность задействовать этот потенциал в Иркутске обеспечивается реализацией в городе модели социально-предпринимательского города. Предпосылки применения такой модели в городском развитии закладывает и широко обсуждаемая Концепция стратегии развития города Иркутска, которая предполагает активное включение городского сообщества в решение проблем города. Социальное предпринимательство может стать одним из механизмов, с помощью которого горожане смогут включиться в работу по развитию города. А поскольку, как и всякая бизнес-деятельность, социальное предпринимательство требует инициативности, творчества, умения и желания увидеть новое, то предлагаемая модель будет также работать и на развитие в Иркутске «креативного класса», что является еще одним из приоритетов перспективного развития города.
Ключевой структурой для реализации программы развития социального предпринимательства в Иркутске может стать «Школа социального предпринимательства». Реализация данного проекта направлена на решение ключевой проблемы развития социального предпринимательства - недостаточного уровня профессиональной подготовки социальных предпринимателей, их слабой информированности по различным вопросам предпринимательской деятельности, в том числе в сфере социальных бизнес-проектов. «Школа социального предпринимательства» - это технология, которая опирается на институт частно-государственного партнерства и позволяет развивать территорию через мобилизацию социального капитала, разработку и реализацию социально-предпринимательских проектов. Институт частно-государственного партнерства в рамках «Школы социального предпринимательства» представлен:
■ на уровне субъекта РФ - технологией создания и функционирования Наблюдательского Совета Школы как органа ее стратегического развития;
■ на уровне муниципальных и сельских образований - технологией организации и проведения переговорных площадок.
Обучение в Школе социального предпринимательства проводится на основе международной сертифицированной программы «Социальное предпри-
нимательство 2.1». Эта программа была разработана специально сформированной группой российских и международных экспертов из России, Бельгии, Финляндии, прошла апробацию в рамках работы ШСП в Омске. Результатом обучения по международной программе «Социальное предпринимательство 2.1» являются не только сформированные у обучавшихся компетенции в области социального предпринимательства, но и разработанный, а позже запущенный социально-предпринимательский проект.
Программа обучения включает в себя:
1) образовательный компонент в виде трех модулей:
вызовы времени и социальное предпринимательство;
социально-предпринимательский проект;
инструменты продвижения социально-предпринимательского проекта;
2) консалтинговый компонент, который предусматривает консультации слушателей школы с экспертами; коучинг слушателей школы менторами из числа успешных действующих предпринимателей и представителей органов власти
Обучение в школе ведется в очно-заочной форме: три выездные сессии по 4 дня. Срок обучения 6 месяцев. По итогам обучения слушатели получают удостоверение установленного образца. Важно подчеркнуть, что результаты работы «Школы социального предпринимательства» не ограничиваются жестко заданными показателями, а создают возможность для совершенно неожиданных проектов. Главное, что в данном случае срабатывает технологичность сопровождения проекта, качественная экспертиза, технология частногосударственного партнерства, связанная с созданием Наблюдательского Совета и запуском такой сопровождающей любой проект структуры, как переговорная площадка.
Работа по развитию институтов социального предпринимательства предполагает, что в ситуации ограниченности ресурсов на муниципальном уровне задействуется технология, позволяющая рационально расходовать бюджетные средства, предоставляющая возможность решать проблемы региона силами самого сообщества без значительных финансовых вложений, но на условиях административной поддержки со стороны властей различных предпринимательских инициатив. Это соотносится с основными принципами Концепции стратегии развития Иркутска. Важным принципом, связанным с идеей «степ-бай-степ», является тиражируемость результатов работы ШСП, возможность распространения результатов. Деятельность Школы связана с проработкой конкретных бизнес-проектов и формирования на их базе (благодаря интеллектуальному экспертному ядру Школы) моделей [7]. Как возможная стратегия развития ШСП может стать эффективной частью инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в городе? Это связано не только с конкретными проектами, но и с определенными технологиями. В Иркутске развивается инфраструктура поддержки МСБ, включающая Фонды развития МСБ, муниципальную Программу развития МСБ, проект создания Центра поддержки МСБ, систему оказания специальных образовательных услуг (консультации и обучение в сфере МСБ).
Поскольку социальное предпринимательство реализуется преимущественно инструментами МСБ, включение последней в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства вполне целесообразно. В частности, технологичность работы ШСП может предоставлять франшизы для деятельности Центра поддержки МСБ. Технологичность работы ШСП связана также с существованием и постоянным пополнением базы Школы через использование архива конкурсов, что предполагает возможность актуализации ранее не поддержанных проектов, имеющих социальную составляющую, и возможность разработки данной социальной составляющей предпринимательскими методами.
Среди возможных сфер развития СП наиболее очевидными являются сфера образования (в том числе дошкольного и дополнительного) и национально-культурные центры как ресурс городского развития. В сфере дополнительного образования возможна реализация проектов на базе средних общеобразовательных школ, системы среднего и высшего профессионального образования. Социально-предпринимательские проекты могут решать следующие задачи:
- укрепление позиций самих образовательных структур (с точки зрения развития автономности таких структур, что подразумевает создание при них коммерческих структур);
- решение проблем профессиональной адаптации и частичное решение проблемы трудоустройства (для ССУЗов и вузов);
- для дошкольного образования - развитие различных форм детских садов (частные сады, школы временного пребывания).
Распространенными в социальном предпринимательстве являются проекты, направленные на постинтернатное сопровождение, - привлечение де-тей-сирот к разным проектам. Отдельной группой, которая может быть задействована в различных формах СП, являются лица с ограниченными возможностями. Важно подчеркнуть, что, помимо развития МСБ, социальное предпринимательство работает на активизацию деятельности НКО как важного ресурса местного сообщества. В рамках социального предпринимательства НКО могут наметить новые перспективы своего развития, в том числе предпринимательской деятельности, не противоречащей приоритетности решения социальных задач.
Социальное предпринимательство выступает как значимый фактор решения сложных региональных социальных проблем, как фактор развития инновационной региональной среды, как дополнительный стимул к развитию малого и среднего предпринимательства и как важный резервуар накопления социального капитала, способствующий развитию доверия в современном российском обществе.
1. Юнус М. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 312 с.
2. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. 284 с.
3. Leadbeater C. The Rise of the Social Entrepreneur. L.: Demos, 1997. 87 с.
4. Martin R. L., Osberg S. Social Entepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review, 2007. Spring. С. 28-39.
5. Dees J. G. The Meaning of Social Entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship. Duke University's Fuqua School of Business, 2001 [Electronic resource]. URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf.
6. Борнштейн Д. Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей. М.: Альпина паблишер, 2012. 499 с.
7. Чистая предприимчивость. В Иркутской области зарождается социальный бизнес // Восточно-Сибирская правда. Конкурент. 25 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://vsp.ru/economic/2012/07/26/52393.
Social Entrepreneurial Activity as a Factor of Regional Development (Theory and Practice)
Kalugina T. G.
Irkutsk CASE hosted by the Irkutsk State University, Irkutsk
The article analyses theoretical approaches to the phenomenon of social entrepreneurial activity related with different components of this business. In the course of research the relation of social entrepreneurial activity with whole entrepreneurship was revealed. Moreover the specific character of social entrepreneurial activity caused by entrepreneurs' regard to the social problems is considered. The article examines the processes of development of social entrepreneurial activity in modern Russia. Besides, the article analyses social entrepreneurial activity as a possible factor of regional development (by the example of the School of social entrepreneurial activity in the Irkutsk region).
Key words: social entrepreneurial activity, entrepreneurship, social problems, types of capital, social capital, creativity, innovation.
Калугина Татьяна Геннадиевна -
кандидат исторических наук, ведущий инженер Научно-образовательного центра Межрегионального института общественных наук при Иркутском государственном университете, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, оф. 312, тел. 8(914)8705959, e-mail: [email protected]
Kalugina Tatiana Genndyevna -
Candidate of Historical Sciences, Principal Engineer of the Irkutsk CASE, 664003, Karl Marx St, 1, of. 312,
Irkutsk, phone 8(914)8705959, e-mail: [email protected]