Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / СТАРШЕКЛАССНИК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Надия Геннадьевна, Скударёва Галина Николаевна

Актуализирована проблема социального партнерства, которая рассматривается в контексте деятельности педагогического класса и технологий ее организации. Рассмотрена теоретическая сущность феномена с позиций современных научных взглядов, где «социальное партнерство» раскрывается через характеристики: «совместная деятельность», «система сотрудничества», «форма и вид взаимодействия», «структурная организационная форма». Подчеркнута междисциплинарная этимология термина «социальное партнерство», наиболее ярко проявляющаяся в сфере образования во взаимодействии с политикой, экономикой, культурой, иными социальными структурами. Акцентировано внимание на технологическом аспекте социального партнерства, который проецируется на технологическую организацию деятельности педагогического класса. Описана технологическая организация деятельности педкласса в условиях социального партнерства, представленная трехкомпонентной структурой, включающей: технологии организации образовательного процесса; технологии организации социально-педагогического взаимодействия субъектов образования; технологии организации социальных образовательно-деятельностных пространств. Установлено, что субъектами социального партнерства в технологической организации деятельности педагогического класса выступают: обучающееся сообщество (старшеклассники), профессиональное педагогическое сообщество, непрофессиональное заинтересованное сообщество. Обобщены успешные практики социального партнерства с родителями обучающихся в Открытой школе одаренных родителей по направлениям: родительское просвещение; родительское менторство; родительская экспертиза; родительское творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова Надия Геннадьевна, Скударёва Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN THE TECHNOLOGICAL ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL CLASS'S ACTIVITIES

The study actualizes the problem of social partnership, which is considered in the context of the activities of the pedagogical class and the technologies of its organization. The theoretical essence of the phenomenon is considered from the standpoint of modern scientific views, in which “social partnership” is revealed through the characteristics: “joint activity”, “system of cooperation”, “form and type of inter action”, “structural organizational form”. The interdisciplinary etymology of the term “social partnership” is emphasized, which is most clearly manifested in the field of education in connection with politics, economy, culture, and other social structures. The attention is focused on the technological aspect of social partnership, which is projected onto the technological organization of the pedagogical class. The technological organization of the pedagogical class’s activity in the context of social partnership is represented by a three-component structure, including: technologies of organizing the educational process; technologies of organizing social and pedagogical interaction of educational subjects; technologies of organizing social educational and activity areas. The subjects of social partnership in the technological organization of the activities of the pedagogical class are: the learning community (high school students), the professional pedagogical community, the non-professional interested community. The article summarizes the successful practices of social partnership with parents of gifted parents studying at the Open School in the following areas: parental education; parenting mentoring; parental expertise; parental creativity.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА»

DOI : 10.25586ZRNU.HET.21.06.R18

УДК 379

Н.Г. Юсупова, Г.Н. Скударёва,

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

Социальное партнерство в технологической организации деятельности педагогического класса

V

?

Взаимодействие учителя и ученика, взрослого и ребенка должно основываться

на взаимном доверии

Феномен социального партнерства является результатом длительной эволюции общественного развития. Теория социального партнерства формировалась на протяжении столетий в процессе трансформации философской, социологической, экономической, политической, юридической, психологической и педагогической мысли. Это обусловливает междисциплинарную этимологию термина «социальное партнерство», которая наиболее ярко проявляется

в сфере образования, важнейшем социальном институте, тесно взаимодействующем с основными сферами социума - политикой, экономикой, культурой и другими социальными структурами [3]. Данное взаимодействие основывается на гармонизации социально-партнерских отношений заинтересованного партнерского сообщества при решении новых сложных задач и актуальных проблем.

Системно-перспективное видение развития современного педа-

гогического образования сопряжено с формированием педагогического корпуса, способного адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации и новые требования к профессиональной деятельности педагога [12]. Намеченные стратегии современной образовательной политики России задают вектор-тенденцию к подготовке педагогических кадров еще со школы. Весьма своевременным представляется осмысление позиции Министерства просвещения Российской Федерации, озвученной впоследствии его руководителем, С.С Кравцовым, на Гайдаровском форуме (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 1415 января 2021 г.) и на заседании комитета Госдумы по образованию и науке (24 марта 2021 г.), о том, что скоро будет создано пять тысяч профильных педагогических классов, в которых будут учиться школьники, будущие высококлассные учителя, и что «учителей необходимо отбирать со школы, выявлять детей, которые заинтересованы в педагогической работе» [2]. С учетом вышеизложенного, в настоящем исследовании мы предпримем попытку обосновать социальное партнерство как условие технологической организации деятельности педагогического класса

© Юсупова Н.Г, Скударёва Г.Н., 2021

ЮСУПОВА Н.Г., СКУДАРЁВА Г.Н.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ЮСУПОВА НАДИЯ ГЕННАДЬЕВНА Российская Федерация, г. Орехово-Зуево

кандидат филологических наук, доцент, ректор Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево). Сфера научных интересов: теория и практика современного профессионального педагогического образования, проблемы социального партнерства его субъектов, проблемы повышения качества подготовки педагогических кадров для системы образования Московской области и России. Автор более 100 опубликованных научных работ. Электронная почта: rektorat@ggtu.ru

NADIYA G. YUSUPOVA Orekhovo-Zuevo, Russian Federation

Candidate of Philology, Docent, Rector of the State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuevo). Research interests: theory and practice of modern professional pedagogical education, problems of social partnership of its subjects, problems of improving the quality of training of teachers for the education system of the Moscow region and Russia. Author of more than 100 published scientific papers. E-mail address: rektorat@ggtu.ru

СКУДАРЁВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА Российская Федерация, г. Орехово-Зуево

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево). Сфера научных интересов: теория и методология современного непрерывного педагогического образования, профориентация и профессиональное самоопределение старшеклассников в системе допрофессионального педагогического образования, становление допрофессио-нально-педагогической компетентности обучающихся педагогического класса. Автор более 160 научных работ. Электронная почта: skudarevagalina@yandex.ru

GALINA N. SKUDAREVA Orekhovo-Zuevo, Russian Federation

Candidate of Pedagogy, Docent, Head of Pedagogical Department of the State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuevo). Research interests: theory and methodology of modern continuous pedagogical education, vocational guidance and professional self-determination of senior pupils in the system of pre-vocational pedagogical education, the formation of pre-vocational and pedagogical competence of students in the pedagogical class. Author of more than 160 scientific works. E-mail address: skudarevagalina@yandex.ru

Актуализирована проблема социального партнерства, которая рассматривается в контексте деятельности педагогического класса и технологий ее организации. Рассмотрена теоретическая сущность феномена с позиций современных научных взглядов, где «социальное партнерство» раскрывается через характеристики: «совместная деятельность», «система сотрудничества», «форма и вид взаимодействия», «структурная организационная форма». Подчеркнута междисциплинарная этимология термина «социальное партнерство», наиболее ярко проявляющаяся в сфере образования во взаимодействии с политикой, экономикой, культурой, иными социальными структурами. Акцентировано внимание на технологическом аспекте социального партнерства, который проецируется на технологическую организацию деятельности педагогического класса. Описана технологическая организация деятельности пед-класса в условиях социального партнерства, представленная трехкомпонентной структурой, включающей: технологии организации образовательного процесса; технологии организации социально-педагогического взаимодействия субъектов образования; технологии организации социальных образовательно-деятельностных пространств. Установлено, что субъектами социального партнерства в технологической организации деятельности педагогического класса выступают: обучающееся сообщество (старшеклассники), профессиональное педагогическое сообщество, непрофессиональное заинтересованное сообщество. Обобщены успешные практики социального партнерства с родителями обучающихся в Открытой школе одаренных родителей по направлениям: родительское просвещение; родительское менторство; родительская экспертиза; родительское творчество.

Ключевые слова: социальное партнерство, образование, педагогический класс, старшеклассник, деятельность, технологии, родители.

The study actualizes the problem of social partnership, which is considered in the context of the activities of the pedagogical class and the technologies of its organization. The theoretical essence of the phenomenon is considered from the standpoint of modern scientific views, in which "social partnership" is revealed through the characteristics: "joint activity", "system of cooperation", "form and type of interaction", "structural organizational form". The interdisciplinary etymology of the term "social partnership" is emphasized, which is most clearly manifested in the field of education in connection with politics, economy, culture, and other social structures. The attention is focused on the technological aspect of social partnership, which is projected onto the technological organization of the pedagogical class. The technological organization of the pedagogical class's activity in the context of social partnership is represented by a three-component structure, including: technologies of organizing the educational process; technologies of organizing social and pedagogical interaction of educational subjects; technologies of organizing social educational and activity areas. The subjects of social partnership in the technological organization of the activities of the pedagogical class are: the learning community (high school students), the professional pedagogical community, the non-professional interested community. The article summarizes the successful practices of social partnership with parents of gifted parents studying at the Open School in the following areas: parental education; parenting mentoring; parental expertise; parental creativity.

Keywords: social partnership, education, pedagogical class, high school student, activities, technologies, parents.

и выявить его теоретическую сущность с позиций научных взглядов современных исследователей.

Феномен социального партнерства в различных работах рассматривается:

1) как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами рынка труда [7];

2) явление, предполагающее социальное взаимодействие субъек-

тов в целях поддержания жизнеспособности общества [1];

3) особый тип социально-экономических взаимоотношений классов, социальных групп и властных структур [4, 11];

4) фактор формирования общественных отношений [8], развития международной конкурентоспособ-носи педагогического вуза [15], развития непрерывного образования [14].

В Тезаурусе «Новые ценности образования» «партнерство» определяется как «особый тип совместной деятельности <...> основанный на доверии, общих целях и ценностях, добровольности и долговре-менности отношений и понимании взаимоответственности сторон за результат образования его субъектов» [9]. Данное определение мы примем в нашем исследовании как рабочее.

Как видно, теоретическая сущность социального партнерства раскрывается через характеристики: «совместная деятельность», «система сотрудничества», «система и форма взаимодействия», «структурная организационная форма», «фактор формирования общественных отношений, развития международной конкурентоспособности вуза и непрерывного педагогического образования». Субъектами партнерства при этом выступают классы, социальные группы и властные структуры, различные учреждения и организации, социальные институты. Основой их партнерства становятся взаимная заинтересованность, доверие, гуманистические цели и ценности, добровольность отношений и взаимоответственность сторон. При проекции данного положения на контекст исследования нашей проблемы ключевыми субъектами партнерства в системе образования предстают общественно-активная школа, гуманитарный (педагогический) вуз, педагогический класс, обучающееся сообщество (старшеклассники), педагогическое профессиональное сообщество, заинтересованное непрофессиональное сообщество (родительство, государственная власть, общественные и бизнес-структуры).

Ключевым в методологии нашего исследования является прин-

цип открытости, позволяющий отождествлять социальное партнерство с открытым образовательным пространством, участниками которого являются перечисленные выше субъекты. В свою очередь, образовательные учреждения должны быть открытыми перед социумом [5]. Это позволяет обеспечить интеграцию интересов различных социальных групп в едином образовательном и информационном поле современного открытого образования [8, 10].

Как утверждает О.А. Врублев-ская, еще одной важной характеристикой социального партнерства является технологичность. Исследовательница соотносит социальное партнерство с технологией реализации социальных стратегий, цель которых напрямую зависит от уровня жизни людей, от степени их удовлетворенности результатами социального взаимодействия [1]. Вслед за О.А. Врублёв-ской на технологический аспект при рассмотрении социального партнерства указывает Л.Г. Гусля-кова, выделяя в технологии социального партнерства метод диалога для предотвращения и разрешения социальных конфликтов как коммуникативный инструментарий организации социального взаимодействия [6].

Принимая во внимание вышесказанное, в нашем исследовании мы проецируем технологичность социального партнерства на технологическую организацию деятельности педагогического класса, сопрягая ее с условиями социального партнерства и представляя в трехкомпонент-ной структуре:

1) технологии организации образовательного процесса в условиях социального партнерства;

2) технологии организации социально-педагогического взаимодействия субъектов образования в условиях социального партнерства;

3) технологии организации социальных образовательно-деятель-

ностных пространств в условиях социального партнерства.

Представим последовательно технологии организации образовательного процесса в условиях социального партнерства, начиная с организационно-технологического компонента деятельности педагогического класса. Формирование педагогических классов осуществляется на основе желания потенциальных обучающихся с проведением их анкетирования (диагностический минимум), организационно-образовательных мероприятий по разработке Учебного плана педагогического класса, мотивации педагогических кадров для его реализации, определения всевозможных образовательных ресурсов, активизации вовлечения социальных партнеров. Результаты выявления мотивов выбора педагогического профиля старшеклассником представлены в таблице.

При анализе результатов выявлены ответы, не отмеченные достаточно высокими показателями, наиболее высокий из которых составляет 24%. При этом мотивы выбора учащимися педагогического класса характеризуются достаточно ровно, о чем свидетельствуют следующие показатели: «мне интересна профессия учителя» (23%), «мне интересны занятия, предлагаемые в педагогическом классе» (24%), «в моей семье есть представители педагогической профессии (22%). Выбрали педагогический класс, ориентируясь на выбор друзей, 9% респондентов. Также представляют интерес целенаправленные мотивы выбора профессии педагога, продемонстрированные в своих вариантах ответов: «Собираюсь поступать в ГГТУ» (8%), «Возможность заключения Целевого договора с университетом» (7%), принадлежность к представителям педагогических династий (7%).

Выявленные показатели опроса по результатам диагностического минимума потенциальных учащихся педагогического клас-

Мотивы выбора педагогического профиля старшеклассником

№ Мотивы выбора педагогического профиля Доля учащихся, %

1 Выбрал(а) его вместе с друзьями 9

2 Мне интересна профессия учителя 23

3 Мне интересны занятия, предлагаемые в педагогическом классе 24

4 В моей семье есть представители педагогической профессии (какой?) 22

5 Другое (напишите свой вариант): - собираюсь поступать в ГГТУ, - возможность заключения Целевого договора с университетом, - в педклассе в другом городе учатся мои родственники 8 7 7

са необходимо принять во внимание на начальном этапе работы и с их учетом спрогнозировать смысло- и формосодержание социально-педагогической деятельности с акцентом на формировании и развитии личностных качеств обучающихся, проявленных пока на недостаточно высоком уровне.

Следующее важное организационно-педагогическое мероприятие - разработка учебного плана педагогического класса, который отличается профильно-педагогической направленностью внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что научно-методическая роль при этом отведена педагогическому университету как социальному партнеру. Технологическая организация внеурочной профильно-педагогической деятельности осуществляется в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования. Нормативным регуля-тивом здесь выступает особенный учебный план педагогического класса, в котором на реализацию профильно-педагогической внеурочной деятельности выделено пять часов еженедельно, планируемых на осуществление определенных смыслосодержательных направлений, проектов и цикла психолого-педагогических тренингов обучающихся педкласса.

1. Проект «Путь к успеху» - это цикл интерактивных занятий с преподавателями вуза различного формосодержания, где старшеклассники овладевают педагогическими знаниями и навыками, по-

стигают ценности педагогической профессии, обретают уверенность и смелость в достижении своей цели. Данный Проект наиболее подробно представлен в мастер-классах «Приемы мнемотехники для учебы и для жизни»; часах рефлексии «Смелые мысли будущего педагога», постоянно действующей виртуальной выставке-презентации «Мои успехи» и др.

2. Проект «Мое педагогическое электронное портфолио» - цифровой социально-образовательный проект, реализуемый индивидуально каждым учащимся для систематизации своих личностных и профессионально-педагогических достижений и презентации их заинтересованному сообществу. При его реализации задействована современная цифровая образовательная среда университета. Проект включает разделы «О себе», «Достижения», «Блог», «Публикации», «Методические разработки занятий в рамках профессиональных проб». Экспертная оценка проекта осуществляется независимыми преподавателями-экспертами вуза единожды в полугодие.

3. Проект «Учимся у мастера» -предполагает взаимодействие с наставниками Педагогической лаборатории допрофессиональ-но-педагогического образования, с Клубом молодых учителей «Педагогический навигатор» в целях знакомства с наиболее успешными педагогическими практиками, в том числе в процессе «доверительных завтраков» с лучшими педагогами и ветеранами, «деловых завтраков» с лидерами педагоги-

ческого образования, «научных бесед» с профессорско-преподавательским составом университета и др.

4. Проект «Яркие люди» (социальные волонтерские практики) - реализуется в целях развития у обучающихся педагогического класса социальной и профессионально-педагогической компетенций и нацелен на удовлетворение потребности старшеклассников в волонтерской деятельности в условиях интеграции совместного социально-образовательного потенциала в системе отношений «школа -вуз». В ходе реализации проекта обучающиеся участвуют в различных благотворительных и патриотических акциях и экологическом волонтерстве. Повышенная мотивация к участию обеспечивается за счет возможности получения старшеклассником дополнительных баллов за волонтерскую деятельность, которые фиксируются в волонтерской электронной книжке, иными словами - в волонтерском портфолио старшеклассника, и учитываются при поступлении в университет.

5. Проект «Я супер-дублер» - осуществляется старшеклассниками в условиях квазипрофессиональной педагогической деятельности и предполагает видовое многообразие профессиональных проб, а именно организацию полезных перемен в начальных классах, помощь классному руководителю в проведении воспитательных мероприятий, подготовку фрагментов внеурочных занятий в начальной школе и др. Подчеркнем, что

профессиональные пробы старшеклассников оцениваются независимыми экспертами в лице представителей вуза в рамках промежуточной и итоговой аттестаций. Характерно, что подготовленные учащимися педагогического класса сценарии проведения перемен «Полезная десятиминутка» и фрагменты внеурочных занятий фиксируются в электронных портфо-лио старшеклассника.

6. Проект «Школа начинающего вожатого» сопряжен с овладением учащимися навыками вожат-ского мастерства сначала в Летней педагогической школе с использованием университетских ресурсов для реализации намеченных целей, а потом - при прохождении вожатских практик в оздоровительных лагерях при школах, в учреждениях дополнительного образования, а также в дошкольных образовательных организациях, в Центрах дополнительного образования. Вожатские практики старшеклассника являются дополнением к проекту «Я супердублер» и расширяют возможности прохождения педагогических практик в начальной школе.

7. Цикл психолого-педагогических тренингов ученых-психологов университета в партнерстве со школьным психологом нацелен на формирование soft skills современного учителя (развитие лидерских, коммуникативных, креативных, управленческих навыков) и реализацию целей поступления в вуз профессионально ориентированных будущих студентов, подготовленных к адаптации в вузовском образовательном пространстве и современном обществе.

Рассмотрим технологии организации социальных взаимодействий субъектов образования с родительским сообществом как наиболее заинтересованным представителем непрофессионального сообщества. Образовательный коворкинг-центр «Открытая школа одаренных родителей» создана с целью переориентации позиции роди-

телей «сторонние наблюдатели» на позицию «активные социальные партнеры». Вовлечение родительского сообщества в Открытую школу одаренных родителей осуществляется посредством организации просветительской,диагностической и общественно-экспертной работы с ними. Можно выделить следующие основные направления социального взаимодействия родителей с субъектами образования: 1) родительское просвещение; 2) родительское менторство; 3) родительская экспертиза; 4) родительское творчество.

Технологическая организация родительского просвещения как направления социального взаимодействия направлена на информирование и осведомленность родителей в актуальных проблемах современного образования, формирующих социальные потребности их решения в партнерском взаимодействии с субъектами образования. Технологически данное направление представлено широкими блоками мероприятий и информационных кампаний, а именно:

1) родительским консультированием с психологом, социальным педагогом, представителями соцзащиты, здравоохранения, культуры и др. организаций;

2) родительским просвещением по вопросам нормотворчества в системе образования;

3) встречами с представителями вузов по вопросам приема и поступления детей;

4) практикумами по овладению технологиями работы в государственно-общественных структурах.

Технологическая организация родительского менторства предопределяет двуединую цель, ориентированную на повышение авторитета родителей как наставников обучающихся педагогического класса и активизацию их социального взаимодействия в организации социально-значимых проектов «Добрая пища», «Чистые окна» и др., в которых родители являются тьюторами, наставниками, руководителями.

Родители-наставники организуют и проводят профориентационные лекции и беседы, экскурсии на свою работу, воркшопы, интерактивные площадки «Территория открытий», участвуют в волонтерской деятельности в качестве наставников. Результаты родительского менторства информационно открыты и освещаются на школьном сайте, в ин-стаграм-аккаунте школы и фиксируются в Книге родительской экспертизы.

Родительская экспертиза качества организации образовательного процесса осуществляется с целью контроля за обеспечением здоро-вьесберегающих условий, наличием высокопрофессиональных педагогов, созданием комфортной психологической среды, достаточностью материально-технической оснащенности образовательного процесса. Технологически родительская экспертиза качества организации образовательного процесса осуществляется по отдельному графику: ежемесячно проводятся Дни открытых школьных дверей для родителей, когда родители могут посетить урок в педагогическом классе, внеурочное занятие, классный час, секцию и кружок, дополнительный внебюджетный и элективный курс, проконсультироваться с учителями-предметниками, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией и др.

Родительское творчество родители избрали как стратегическое направление партнерского взаимодействия по результатам проведенного анкетирования, исходя из потребности старшеклассника - будущего учителя в творчестве во взаимодействии с родителями. Данный процесс характеризуется специфическими особенностями и должен быть обеспечен продуманной технологической организацией формосодержания. В направлении «Родительское творчество» наиболее масштабными родительскими объединениями стали Семейный театр, семейный

клуб «Отцы-молодцы» и семейная Фото-студия. Как мероприятия, подводящие итог деятельности родительских творческих объединений и отдельных родительских инициатив, отмечены: театральные постановки и вечера, проведение досуговых мероприятий, концертная деятельность, мастер-классы по изготовлению подарков и сувениров, создание творческих локаций в школе.

Все вышеизложенное предвосхищает технологическую организацию открытого социокультурного образо-вательно-деятельностного пространства «общественно-активная школа - вуз». Методологически оно базируется на научном социокультурном подходе и научных принципах открытости, социального партнерства, интеграции и сетевого взаимодействия. Это способствует преодолению замкнутости общественно-активной школы и вуза и проецированию вектора их развития в открытое образовательное пространство, которое задается возникновением массовых потребностей в создании высококачественной информационно-образовательной среды. Его многовектор-ность определена совокупностью урочной, внеурочной предметно-ориентированной и внеурочной профильно-педагогической сфер деятельности. Значимыми компонентами образовательно-деятель-ностного пространства являются школьная воспитательная и дополнительно-образовательная сфера деятельности. Каждая из них имеет свои особенности и специфику формо- и смыслосодержания. К сожалению, формат статьи не позво-

ляет остановиться на этом вопросе подробнее. Тем не менее организация всех видов деятельности подразумевает вовлечение широкого круга партнеров школьного, университетского, территориально-регионального, всероссийского и международного уровней.

Здесь уместно и логично дифференцировать объективный и субъективный характер социального партнерства. Объективность социального партнерства продиктована нормативами и методическими рекомендациями локально-средо-вого, регионального и федерального уровней власти от образования, предопределяя и задавая соответствующий уровень социального партнерства. Его субъективный характер обеспечивается прочными социально-партнерскими связями и отношениями субъектов социального взаимодействия, что является особенностью открытого социокультурного образовательно-деятельностного пространства общественно активной школы и вуза-партнера, технологический базис которого позволяет перейти к открытым информационно-педагогическим технологиям обучения в педагогическом классе (сетевые информационные технологии, дистанционные формы взаимодействия и др.) и вовлечь в систему социального взаимодействия всех заинтересованных субъектов.

Рассмотрев теоретическую сущность феномена «социальное партнерство» с позиций современных научных взглядов, мы увидели его сущностное наполнение в характеристиках «совместная деятельность», «система сотрудничества»,

«форма, вид и тип взаимодействия», «фактор формирования общественных отношений», «фактор развития международной конкурентоспособности вуза и непрерывного образования». Проекция теоретических положений на практическую деятельность в заданном контексте позволила представить технологическую организацию деятельности педагогического класса в условиях социального партнерства с определяющими позициями субъектов социально-педагогического взаимодействия: обучающегося сообщества (старшеклассники), профессионального педагогического сообщества (школа - вуз), непрофессионального заинтересованного сообщества с акцентуацией родительского сообщества.

Контекстный анализ решения обозначенной проблемы в ходе исследования позволил определить интегрирующий совместный социально-образовательный потенциал субъектов социального партнерства с выделением социальных взаимодействий «школа - вуз» с различным спектром инфраструктурных, организационно-содержательных, кадровых, учебно-методических ресурсов, использование которых обеспечивает продуктивность и устойчивость результатов педагогической профили-зации в школе в условиях педагогического класса при достижении взаимовыгодных целей и решении общей социально-значимой проблемы - трансформации социального статуса старшеклассника, обучающегося педагогического класса, в студента университета в условиях социального партнерства [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Врублевская О.А. Социальное партнерство как форма социального взаимодействия: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Красноярск, 2012. 27 с.

2. В школах могут появиться профильные педагогические классы / Учительская газета. 11К1_: https://ug.ru/v-5|1ко1а1'1-тоди^роуау№5уа-р|^1пуе-рес1адодк11е5Ие-к1а55у/ (дата обращения: 03.06.2021).

3. Галкова И.В. Социальное партнерство как современный социальный институт // В мире научных открытий. 2014. № 3-4. С. 1760-1770.

4. Генкин Б.М. Экономка и социология труда: учеб. для вузов. 7-е изд., доп. М.: Норма, 2007. 448 с.

5. Гром С.Д., Шульга И.И. Социальное партнерство в сфере образования // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: Сб. ст. по Мат. XIV Междунар. науч.- практ. конф. № 9. Новосибирск: СибАК, 2018. С. 10-14.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

6. Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В., Григорьев С.И. Основы социального образования: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 164 p.

7. Князева Н.Г. Учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средства активизации социального партнерства: дис. ... канд. пед. наук. Москва, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2014. 237 с.

8. Ковалева М.А. Социальное партнерство как фактор формирования и развития общественных отношений: дис. ... канд. философ. наук. М., 2007. 194 с.

9. Крылова Н.Б. (ред.) Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. Народное образование. 2005. № 5. 182 с.

10. Милькевич О.А., Скударёва Г.Н. Социально-культурное партнерство как механизм непрерывного педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 133-137.

11. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996. 200 с.

12. Скударёва Г.Н. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве: дис. . канд. пед. наук. М., 2008. 182 с.

13. Скударёва Г.Н. Теоретико-методологические основы непрерывного педагогического образования: довузовский компонент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, № 191. С. 160-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Цквитария Т.А. Социальное партнерство как фактор развития непрерывного образования // Мир науки. 2018. Т. 6, № 4. С. 1-7. URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN418.pdf (дата обращения: 03.06.2021).

15. Yusupova N.G., Skudareva G.N. Social Partnership as a Factor in Increasing the International Competitiveness of Pedagogical Universities // Proceedings of the VI International Forum on Teacher Education. Pp. 2833-2846. DOI: 10.3897/ ap.2.e2833

REFERENCES

1. Vrublevskaya O.A. (2012) Sotsial'noye partnerstvo kak forma sotsial'nogo vzaimodeystviya [Social Partnership as a Form of Social Interaction. Extended Abstract of Ph.D. Thesis]. Krasnoyarsk. 27 p. (in Russian).

2. (2020) V shkolakh mogut poyavit'sya profil'nyye pedagogicheskiye klassy [Specialized Pedagogical Classes May Appear in Schools]. Uchitel'skaya gazeta. Available at: https://ug.ru/v-shkolah-mogut-poyavitsya-profilnye-pedagogicheskie-klassy/ (date of the application: 03.06.2021).

3. Galkova I.V. (2014) Sotsial'noye partnerstvo kak sovremennyy sotsial'nyy institute [Social Partnership as a Modern Social Institution]. Vmire nauchnykh otkrytij, no. 3-4, pp. 1760-1770 (in Russian).

4. Genkin B.M. (2007) Ekonomika i sotsiologiya truda [Economics and Sociology of Labor]. 7th Rev. Ed. Moscow, Norma Publishing. 448 p. (in Russian).

5. Grom S.D., Shul'ga I.I. (2018) Sotsial'noye partnyorstvo v sfere obrazovaniya [Social Partnership in the Field of Education]. In: Sovremennaya psikhologiya i pedagogika: problemy i resheniya: Sb. st. po Mat. XIV Mezhdunar. nauch.- prakt. konf. [Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, the 19 of November 2018. Novosibirsk, SibAK Publishing, pp. 10-14 (in Russian).

6. Guslyakova L.G. (2020) Osnovy sotsial'nogo obrazovaniya [Fundamentals of Social Education]. Moscow, Yurayt Publishing House. 164 p. (in Russian).

7. Knyazeva N.G. (2014) Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kolledzha kak sredstva aktivizatsii sotsial'nogo partnerstva: dis. ... kand. ped. nauk [Educational and Research Activities of College Students as a Means of Enhancing Social Partnership. Extended Abstract of Ph.D. Thesis]. Moscow, Sholokhov Moscow State University for the Humanities. 237 p. (in Russian).

8. Kovaleva M.A. (2007) Sotsial'noye partnerstvo kak faktor formirovaniya i razvitiya obshchestvennykh otnosheniy: dis. ... kand. ped. nauk [Social Partnership as a Factor in the Formation and Development of Social Relations. Ph.D. Thesis]. Moscow. 194 p. (in Russian).

9. Krylova N.B. (2005) Antropologicheskiy, deyatel'nostnyy i kul'turologicheskiy podkhody [Anthropological, Activity and Cultural Approaches]. New Values of Education. Public Education, no. 5. 182 p. (in Russian).

10. Mil'kevich O.A., Skudareva G.N. (2019) Sotsial'no-kul'turnoye partnerstvo kak mekhanizm nepreryvnogo pedagogi-cheskogo obrazovaniya [Socio-Cultural Partnership as a Mechanism of Continuous Pedagogical Education]. Problems of Modern Teacher Education, no. 62-4, pp. 133-137 (in Russian).

11. Semigin G.Yu. (1996) Sotsial'noe partnerstvo v sovremennom mire [Social Partnership in the Modern World]. Moscow, Mysl' Publishing. 199 p. (in Russian).

12. Skudareva G.N. (2008) Pedagogicheskiye usloviya professional'nogo stanovleniya molodogo uchitelya v munitsipal'nom obrazovatel'nom prostranstve [Pedagogical Conditions for the Professional Development of a Young Teacher in the Municipal Educational Space. Ph.D. Thesis]. Moscow. 182 p. (in Russian).

13. Skudareva G.N. (2021) Teoretiko-metodologicheskiye osnovy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: dovuzov-skiy komponent [Theoretical and Methodological Foundations of Lifelong Pedagogical Education: Pre-University Component]. Tambov University Bulletin, vol. 26, no. 191, pp. 160-168 (in Russian).

14. Tskvitaria T.A. (2018) Sotsial'noye partnerstvo kak faktor razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya [Social Partnership as a Factor of Continuous Education Development]. World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 6, no. 4. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN418.pdf (date of the application: 03.06.2021) (in Russian).

15. Yusupova N.G., Skudareva G.N. (2020) Social Partnership as a Factor in Increasing the International Competitiveness of Pedagogical Universities. Proceedings of the VI International Forum on Teacher Education, pp. 2833-2846. DOI: 10.3897/ ap.2.e2833

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.