Научная статья на тему 'Социальное партнерство в социально-культурной сфере: контекст развития проектной деятельности в условиях муниципального образования'

Социальное партнерство в социально-культурной сфере: контекст развития проектной деятельности в условиях муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2971
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL PARTNERS / A MODEL OF SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE / THE PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чефонова Елена Анатольевна

В статье рассмотрена модель социального партнерства на основе анализа результатов проектной деятельности социально культурной сферы Ракитянского района. Уточнены понятия социального партнерства в контексте социокультурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership in the sociocultural sphere: the context of project activity in the municipality

The paper discusses a model of social partnership based on an analysis of the results of project activity in sociocultural sphere of Rakityansky region. The concepts of social partnership in the context of sociocultural development were clarified.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в социально-культурной сфере: контекст развития проектной деятельности в условиях муниципального образования»

УДК 316.7(470.325) ББК 60.523(2Рос. Ады) Ч — 55

Е.А. Чефонова,

аспирант кафедры социальной работы социально-теологического факультета НИУ «БелГУ», г. Белгород, тел.: 89205851056, e-mail: 56294@rambler.ru

Социальное партнерство в социально-культурной сфере: контекст развития проектной деятельности в условиях муниципального образования

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрена модель социального партнерства на основе анализа результатов проектной деятельности социально — культурной сферы Ракитянского района. Уточнены понятия социального партнерства в контексте социокультурного развития.

Ключевые слова: социальные партнеры, модель социального партнерства, социокультурная сфера, проектная деятельность.

Е.А. Chefonova,

Post-graduate student of the Department of Social Work of Social and Theological

Faculty NIU «BSU», Belgorod, ph.: 89205851056, e-mail: 56294@rambler.ru

Social partnership in the sociocultural sphere: the context of project activity in the municipality

Abstract. The paper discusses a model of social partnership based on an analysis of the results of project activity in sociocultural sphere of Rakityansky region. The concepts of social partnership in the context of sociocultural development were clarified.

Keywords: social partners, a model of social partnership, social and cultural sphere, the project activity.

Сегодня к учреждениям социально- В соответствии с указанной целью

культурной сферы общество предъяв- поставлены следующие задачи исследо-

ляет новые требования, что способству- вания:

ет развитию общественного диалога 1) проанализировать основные те-

и повышению значения культур- оретико-методологические подходы

но-экологических и гуманитарных к изучению социального партнёрства

аспектов социально-экономической в социально-культурной сфере;

деятельности, а также стимулирует 2) исследовать причины отстранен-

поиск и внедрение инновационных ности многих учреждений социально-

форм и технологий культурной ра- культурной сферы от поиска новых

боты с населением. Стремительными форм работы;

темпами разрастается коммуникатив- 3) исследовать современные аспек-

ное пространство социального партнёр- ты повышения социальной ответствен-

ства, объединяя новые, разнородные ности в динамике партнёрских отно-

средства коммуникации. шений представительств и учреждений

Цель исследования состоит в из- социально-культурной сферы, профсо-

учении факторов и тенденций обще- юзных организаций;

ственного развития, определяющих 4) обосновать содержание проблем

противоречия, влияющие на состояние социологического анализа партнер-

и развитие партнёрских отношений ского взаимодействия в социокуль-

в социально-культурной сфере муници- турной сфере муниципального образо-

пального образования. вания;

5) исследовать перспективные возможности выбора средств и способов социального партнёрства в совершенствовании культурной парадигмы современного общества.

В области культуры, как и во всех сферах общественной жизни современной России, ярко прослеживаются происходящие преобразования. Среди осуществляющихся модернизационных изменений следует выдвинуть на первый план, прежде всего, формирование единого поля культуры, как следствие единого социокультурного пространства на основе унификации экономической, политической и культурной жизни, различных форм сознания. Постоянно совершенствующиеся средства массовой коммуникации закладывают фундамент социокультурным реалиям, где социальное партнерство является одним из инструментов регулирования взаимодействия между большими социальными группами. Подобная система отношений актуальна как для территории всего государства, так и для отдельного муниципального образования.

В сфере культуры социальное партнёрство направлено на развитие и удовлетворение интеллектуальных, информационных и эстетических интересов людей, сосредоточено на нахождении компромисса между культурными запросами разных групп населения и общими целями культурной политики государства. O.A. Волкова и А.Н. Оставная пишут, что «социальная политика, с одной стороны, должна отражать сложившиеся социально-экономические условия, с другой — отвечать потребностям как индивидуального, так и общенационального уровня» [1; 102].

В контексте сегодняшнего дня, уровень действенности социального взаимодействия не отвечает потребностям времени и требует комплексного социологического синтеза. Включение проблем социального партнёрства в область научного интереса социологии культуры становится основополагающим фактором для формирования современного направления работы в проблемном поле специальности.

Методика данного направления деятельности устанавливается из социокультурной концепции взаимодействия партнёров в преодолении возникающих противоречий в области культуры и других основополагающих сторон: производстве, экономике и др. В методологии социологии культуры, социальное партнёрство понимается как результативный механизм достижения полного взаимодействия между всеми сторонами. По мнению ряда современных авторов, социальное партнёрство — это взаимообусловленность, взаимоувязка интересов различных групп социально разделенного общества, в целях достижения стабильности. Как общественное явление, социальное партнёрство тесно связано с осуществлением власти (Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова) [2; 1].

Данная формулировка, по нашему мнению, несколько сужает социокультурные возможности теоретической и практической реализации социального партнёрства в современном мире. Так, «социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» [3]. В то же время, важную часть нашего исследования составляет обоснование научного предмета социального партнёрства в социологии культуры. В данный момент развитие взаимоотношений социального партнерства крайне перспективно. Прежде всего потому, что в социологическом срезе социальное партнерство — это система цивилизованных общественных отношений, направленных на согласование и защиту интересов представителей различных социальных групп, слоев, классов, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, государственных учреждений [4; 16].

Текущий период развития общества отличается стремительным ростом

социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Социокультурные нормы общения и взаимодействия изменяются, отмирают устаревшие образцы, рождаются новые модели. Органы местной власти представляют интересы граждан, проживающих на конкретной территории, в публичной политике и государственной власти для того, чтобы они были учтены и услышаны. Это делает местное самоуправление актуальной формой развития системы управления всем обществом. При этом поднимается проблема организации взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, где возможно возникновение противостояния. Для избежания этого необходимо дать информацию в руки людей, способных её использовать в интересах дела, обеспечить участие пользователей в разработке системы сбора данных. Особую значимость при этом имеет устремленность устройства системы социального партнерства на достижение социального согласия, консенсуса в обществе, путем установления компромиссов, заключение договоров и соглашений. Только социальное партнерство может минимизировать расхождение интересов, сделать борьбу за удовлетворение тех или иных позиций менее конфликтной. Его механизм при эффективном функционировании способен сохранять стабильность экономического и политического развития. Система социального партнерства в целом представляет собой один из важнейших факторов формирования гражданского общества. В современных условиях социальное партнерство выступает как альтернатива социальному противостоянию, как способ согласования интересов различных социальных групп, применяемый в процессе разрешения перманентно возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в различных сферах общественной практики.

Основные принципы социального партнерства, по мнению В.Михеева, можно сгруппировать в несколько следующих блоков:

— демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;

— гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;

— социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;

— конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;

— толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет [5; 448].

На данный момент в России сформировались социальные группы и слои, действуют новые формы отношений, в частности, отношения взаимовыгодного (делового) партнерства, основанные на свободе и рационализации деятельности.

Установившийся (для российской экономической теории и социологических наук) анализ российских экономических организаций происходит «снизу» — от трудового коллектива к администрации и директору как членам этого коллектива. При этом анализируются управленческие механизмы и структуры, эффективность управления на микроуровне, организационная культура, трудовые взаимоотношения. В основе анализа лежат принципы труда и трудового участия, справедливого распределения, участия в управлении. Такая социологическая методика берет начало в трудах Э. Дюркгейма [6], который видел основу социального порядка в органической солидарности, основанной на общественном разделении труда. Управление при этом рассматривается в общем, как разновидность трудовой деятельности, а партнерские отношения, если и рассматриваются, то только косвенно, как разновидность экономических или трудовых. Формирование партнерских отношений является основой возникновения и функционирования фирм

в рыночной экономике, которое функционально предшествует разделению труда и созданию систем управления. Именно деловые партнеры определяют ее культуру, формируют назначение и стратегию. Именно вследствие обезличенных, не персонифицированных и не эмоциональных отношений партнерства, возможна работа действующих социокультурных ориентаций для обществ, групп и других организаций со сложной структурой собственности.

Социальное партнёрство позволяет личности успешно продвигать те интересы, которые совпадают с интересами большинства членов сообщества. Анализ соотношения личности и общества в социальном партнерстве осуществляется по следующим направлениям:

— обеспечение доступности вариативных форм в культуре социального партнерства;

— создание условий для повышения качества жизни и деятельности с помощью социального партнерства;

— обеспечение безопасности и сохранение здоровья задействованных в социальном партнерстве субъектов;

— ресурсное обеспечение развития профессиональных ориентаций и потребностей при условии социального партнерства;

— повышение эффективности управления для социокультурной сферы при социальном партнерстве; — систематическое и перспективно ориентированное обеспечение профессиональными кадрами работодателей.

Исполнение данной группы условий, являющихся основными для различных версий социокультурного подхода, подразумевает реализацию процессов партнёрства на основе конструктивного диалога, ориентации на индивидуальные интересы и способности, стимулирования стремления к самопознанию, самопрогнозированию и саморазвитию. Важность данного функционализма для процесса межкультурной коммуникации заключается в том, что он направляет на понимание других типов культур, формирует стремление к исследованию и изучению иных культурных ценностей.

Особое значение в данном случае имеет программно-методическая ресур-сообеспеченность процесса подготовки личности к социальному партнерству. В соответствии с целевыми направлениями этой работы, предлагаются три ее формы: нормативная, ориентирующая и технологическая. Нормативная форма представлена нормативными актами, регулирующими деятельность партнеров взаимодействия. Ориентирующая форма включает в себя материал, необходимый для самостоятельного изучения отдельных вопросов проблемы, выполнения заданий в избранной сфере. Технологическая форма содержит материалы, раскрывающие отдельные механизмы подготовки различных категорий населения к социальному партнерству.

Партнерские отношения приводят к созданию деловых сетей — прочных связей между предприятиями, их структурами, отдельными индивидами и социальными группами, которые накладывают кардинальный оттиск на управление, мотивацию, культуру и экономическое поведение различных социальных слоев изменяющегося российского общества. Так, существующие в России общественные организации и ассоциации (профсоюзы, женские, молодежные и тд.) самостоятельно решают множество проблем, возникающих пред ними. Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный разносторонний вклад в развитие конкретного региона.

Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нон-профитную), так и коммерческую (платные услуги). Некоммерческая деятельность в отрасли культуры претворяется в жизнь организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными

лицами. В российском законодательстве предусматривается основанная на членстве некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Между властными структурами и населением муниципального объединения в установках социологии культуры актуализируется потребность в обеспечении эффективных механизмов информационного обмена. В общекультурных рамках социального партнерства развивается направление распространения общегосударственной и муниципальной информации. Зафиксировано возрастание потребности в удовлетворении информационных запросов жителей муниципального образования к фактографической информации социального, экономического и правового характера. Ведущим препятствием во взаимодействии власти и общественности является бездеятельность населения в решении задач социально-культурного развития территории и потребительская позиция общественных организаций, выступающих в качестве просителя бюджетных средств и не умеющих оказывать социальные услуги населению. То есть, партнерские отношения с местными администрациями затруднены разобщенностью между собой для самих общественных организаций. Население и общественность, как правило, не знакомы с приоритетами развития территории и не озабочены проблемами, стоящими перед властью.

Рассмотрим пример социального партнерства на примере Ракитянского района Белгородской области. Актуальность данной темы в Ракитянском районе возникла как понимание того, что только совместная, комплексная, целенаправленная, системная работа всех субъектов муниципальной системы, заинтересованных в решении конкретной проблемы, может достичь положительных результатов, способствует повыше-

нию их социальной значимости. В настоящее время социальное партнерство достаточно эффективно используется как инструмент стратегического планирования комплексного развития социальной сферы и проектной деятельности.

Ведущим звеном в объединении всех социальных партнеров является проектная деятельность. За последние годы в районе накоплен значительный опыт многолетней работы различных социальных институтов по реализации социально-значимых проектов.

Началом создания современной модели социального партнерства в Ракитянском районе стала реализация масштабного районного проекта «Движение за район высокой культуры», поддержанного Губернатором Белгородской области и рекомендованного для внедрения во всех районах области.

Инициатором данного проекта выступили глава администрации Ракитянского района В.Н. Перцев и члены Общественной палаты. Координация деятельности по реализации проекта возложена на управление культуры и кинофикации администрации района, объединившее около пятидесяти социальных партнеров:

— управление организационно-контрольной и информационно-аналитической работы аппарата главы администрации района;

— благочиние Ракитянского района;

— Совет безопасности;

— управление строительства, транспорта, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса администрации Ракитянского района;

— управление экономического развития администрации Ракитянского района;

— управление АПК и природопользования администрации Ракитянского района;

— управление культуры и кинофикации администрации Ракитянского района;

— управление образования, управление физической культуры и спорта администрации Ракитянского района;

— управления социальной защиты населения администрации Ракитянско-го района;

— отдел по делам молодежи администрации Ракитянского района;

— отдел ЗАГС администрации Ракитянского района;

— ОГБУЗ Ракитянская центральна районная больница;

— общественные объединения.

Их деятельность была направлена на создание результативной и эффективной системы повышения культуры населения, путем проведение комплекса инновационных мероприятий по следующим 14 направлениям.

1. Духовная культура.

2. Нравственно-этическая культура.

3. Спорт и физическая культура.

4. Культура здоровья.

5. Культура семейных отношений.

6. Правовая культура и культура безопасности.

7. Экологическая культура.

8. Производственная культура.

9. Интеллектуальная культура.

10. Культура досуга. Художественно-эстетическое воспитание.

11. Культура молодежной среды.

12. Патриотическое воспитание.

13. Культура среды обитания.

14. Информационная культура.

В ходе реализации проекта решалась стратегическая задача, направленная на улучшение качества жизни населения района, формирования комфортного для жизни людей солидарного общества, путем создания эффективной системы населения на территории Ракитянского района. Совместно с социальными партнерами проведен ряд инновационных мероприятий, получивших поддержку жителей района и ставших традиционными.

Направление: Духовная культура. Нравственно-этическая культура.

Духовность является основным стержнем развития личности и общества. У населения Ракитянского района значительно повысился интерес к духовно-православным, традиционно-народным ценностям. Сегодня плодотворно работает духовно-просветительский центр имени архимандрита

Тяпочкина на базе Свято-Никольского храма и филиал на базе Пролетарского МЦКД, воскресные школы для детей и взрослых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По инициативе благочиния Ракитянского района и личном участии благочинного Ракитянского округа, настоятеля Свято-Никольского храма протоиерея Николая (Германского) проводятся: Крестный ход в честь небесного покровителя нашего края Святителя Николая Чудотворца, областной фестиваль православной песни и художественного слова памяти Серафима Тяпочкина «Возвращение к свету», научно-практическая конференция «Серафимовские чтения» с участием ученых, просветителей, духовенства района, области, России, экскурсионные поездки по святым местам Белогорья, России, стран ближнего зарубежья.

Использование всех ресурсов социальных партнеров позволяет проводить благотворительные рождественские балы для детей инвалидов, проводы призывников в ряды Российской Армии, дни православной молодежи, славянской письменности и культуры, православные гостиные, познавательные программы, встречи с настоятелями храмов.

Направление: Культура семейных отношений.

При управлении культуры и кинофикации создан центр семьи, который объединил социальных партнеров в целенаправленной работе по повышению статуса семьи, оказанию помощи многодетным и молодым семьям. За семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации закреплены общественные воспитатели. При отделе ЗАГС действует консультативный центр, где специалисты ведут индивидуальную работу по сохранению семьи с супругами, подавшими заявление на развод.

Направление: Культура здоровья. Спорт и физическая культура.

В Ракитянском районе повысился престиж здорового образа жизни, понимание того, что без физической культуры и спорта невозможно формирование

сильной и целеустремленной личности. Ведется активная модернизация физкультурно-спортивных объектов, их оснащение, вовлечение в массовое физкультурное движение жителей. Имеется 163 спортивных сооружения, работает районный шахматный клуб «Ракита», районный клуб «Ветераны спорта», Ракитянская детско-юношеская спортивная школа. Созданы условия занятия новыми современными видами спорта: воркаутом, паркуром, финской ходьбой, скалолазанием, пейн-болом, картингом. В открытом доступе лыжная трасса, многофункциональные спортивные площадки, предназначенные для занятий различными видами спорта в любое время года. Регулярно проводятся физкультурно-спортивные праздники «Физкультура. Спорт. Здоровье», «Папа, мама, я - спортивная семья», конкурсы, массовые соревнования, эстафеты, информационно-пропагандистские акции «Знать, чтобы жить!», «День без курения», «День без алкоголя», конкурсы агитбригад и плакатов «Твое сознание», показ тематических киносеансов, молодежные пробежки, велопробежки, марш-броски участников военно-патриотических клубов. В общеобразовательных школах введен единый спортивный день - суббота.

Благодаря старту спартакиад сельских и городских поселений к занятию спортом привлечено 80% жителей района, почти 2 раза увеличилось число мероприятий с использованием здоро-вьесберегающих технологий. Сегодня ракитянские спортсмены достойно представляют наш район на соревнованиях различных уровней.

Направление: Информационная культура.

Совокупность информационных потоков вокруг человека сегодня столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знаний информационной среды, умения ориентироваться в информационном пространстве. На базе «Комплексного центра социального обслуживания населения» проводятся курсы компьютерной грамотности для пенсионеров и людей с ограничениями в жизнедеятельности.

Для всех категорий населения доступна информация размещенная на сайтах государственных и муниципальных структур. В Центральной районной библиотеке установлен информационный сенсорный киоск. Единая информационная оптоволоконная система в Ракитянском районе обеспечит скоростной бесперебойный доступ к ресурсам Интернета.

Направление: Правовая культура. Экологическая культура.

Культура среды обитания.

Основной принцип правовой и экологической культуры — это доступность и оперативность оказания правовой помощи. В режиме реального времени через аппаратно — программный комплекс «Безопасный город» осуществляется контроль за состоянием общественного порядка в местах массового пребывания граждан. Постоянно проводятся единые информационные дни, сходы граждан, юридические консультации, заседания клубов, которые рассчитаны на самую широкую аудиторию. При централизованной библиотечной системе действуют центр правовой информации и его филиалы, установлена бесплатная электронная база данных «Законодательство России».

По инициативе Почетного гражданина Ракитянского района, референта Губернатора области Николая Матвеевича Никонорова стартовал пилотный проект «Семейные парки и скверы», где родителям предлагается при рождении мальчика высаживать дуб, если девочка-липу.

Привлекательный имидж городских и сельских территорий района создается жителями района, стремящихся сделать свою малую родину цветущей и благоустроенной. Рекреационные зоны, парки, скверы, сады, цветники, клумбы, газоны, многочисленные малые архитектурные сооружения и фонтаны радуют ракитянцев и вызывают восхищение гостей.

Направление: Производственная культура.

Обеспечение населения высокоэффективными услугами производствен-

ной культуры оказывают непосредственное влияние на результативность, производительность, качество всей деятельности. С этой целью состоялись совещания с индивидуальными предпринимателями, руководителями хозяйствующих субъектов по благоустройству производственных помещений и прилегающих территорий. Для повышения значимости человека-труда проводятся районные конкурсы профессионального мастерства «Лучшая трудовая династия», «Предприниматель года», «Лучшее предприятие», «Лучший по профессии» и т.д. Ежегодно проходит церемония чествования молодых специалистов, ярмарки рабочих мест, дни открытых дверей Ракитянского агротехнологического техникума.

Направление: Патриотическое воспитание. Культура молодежной среды.

Патриотическое воспитание - понятие многогранное, оно включает в себя любовь к Родине, уважение к ее истории, принятие этой истории с ее вековыми, духовными, боевыми, трудовыми, культурными, семейно-бытовыми традициями.

Ракитянцы граждане района с великим прошлым, с высочайшим духовным потенциалом, который бережно хранят, чтобы передать будущим поколениям. На протяжении ряда лет ведется кропотливая работа по созданию видеоархива «Воспоминания участников Великой Отечественной войны», изданы: Книга Памяти Ракитянского района «Они сражались за Родину», «Ракитянский район. История и современность», «Праведник наших дней. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин)».

В Ракитянском районе на государственном учете состоит 21 памятник воинской славы, 5 архитектуры, 35 курганских и скифских захоронений. Увековечивая память знатных земляков, установлены мемориальные доски, барельефы, стелы, бюсты и памятники. Школам и улицам района присвоены имена Героев, известных земляков. Проведена реконструкция памятника погибшим воинам-земля-

кам в селе Борисполье, обновлен сквер «Воинской славы» поселка Ракитное, установлена стела в память о подвиге медицинских сестер в годы Великой отечественной войны.

В Книгу Почета ежегодно вписываются имена людей, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие района.

Дети, подростки, молодежь, работники социальной сферы не по долгу службы, а по зову сердца принимают активное участие в общественном проекте «Бессмертный полк», патриотических движениях «Георгиевская лента», «Вахта памяти», «Звездная эстафета Победы», акциях милосердия, праздничных и поздравительных акциях. Работают волонтерские отряды, объединившие людей всех возрастов, в стремлении помочь инвалидам, ветеранам, одиноким пожилым людям, многодетным семьям.

Использование богатого жизненного опыта и духовного потенциала земляков позволяет обеспечить преемственность славных боевых и трудовых традиций, для подростков и молодежи организуются встречи с ветеранами, тружениками тыла, воинами запаса, представителями трудовых династий. Большой популярностью пользуются вечера-встречи трех поколений, вечера воспоминаний и чествования, уроки— мужества, Дни воинской славы, День защитников Отечества и День Победы.

В районе действует два военно-патриотических клуба «Альфа», «Восход», двенадцать «Кадетских классов», три «Казачьих», проводятся районные марш-броски для участников военно-патриотических клубов и учащихся школ района. Открыто местное отделение добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), которое пропагандирует среди населения военные знания, традиции, воспитывает в духе постоянной готовности к защите интересов Родин.

На преемственность славных героических традиций направлены проекты создания в средних общеобразовательных учреждениях Ракитянского района кадетских и казачьих классов.

С сентября 2014 года на базе детского сада №7 п. Пролетарский работает группа казачей направленности, где занимается 31 воспитанник. Детский сад №6 поселка Пролетарский строит всю работу с православным уклоном. Планируется открыть в детском саду №3 поселка Ракитное кадетскую группу морской направленности. С юношами призывного возраста ведется системная работа всех социальных партнеров в рамках проекта «Юный призывник».

Создано Молодежное правительство и Совет молодых депутатов, куда вошли парламентарии представительных органов городских и сельских поселений.

Направление: Интеллектуальная культура.

Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Учреждена персональная премия главы администрации Ракитянского района «Одаренность». Создана муниципальная база данных одаренных детей, в которую внесено более 500 учащихся, и банк руководителей работающих с одаренными детьми. Проводятся благотворительные акции «Подарим будущее детям!»

На базе оздоровительного лагеря имени Аркадия Петровича Гайдара организуется работа смен по профилям: православная, спортивная, военно-патриотическая для подростков группы «социального риска» и находящихся в сложной жизненной ситуации, интеллектуальная, с изучением английского языка.

Направление: «Культура досуга. Художественно-эстетическое воспитание».

Сфера культуры Ракитянского района динамично развивается, стабильно занимая лидирующие позиции в областном рейтинговом соревновании.

В культурно-досуговую деятельность активно внедряются новые формы работы, которые активизируют досуг населения и развивают творческую инициативу.

Сегодня учреждения культуры работают над созданием достойной

культурной среды в районе, улучшением качества и содержания работы, расширением и модернизацией форм досуговой деятельности путем внедрения инновационных моделей и технологий, формированием духовно-нравственного и художественно-творческого потенциала.

Значимым вектором плодотворной работы учреждений культуры и социальных партнеров является брен-дирование территории Ракитянского района, приоритетная цель которого конструирование индивидуального образа района, за счёт выработки единой эффективной имиджевой политики, а так же значительное повышение общественно-политической, куль-

турно-исторической и инвестиционной привлекательности района на региональном уровне. В каждом из поселений создан свой культурно-символический образ, опирающийся на реальные достижения (факты), разработан «мини-бренд» ставший своеобразной «визитной карточкой» поселения. Сегодня в информационную, постиндустриальную эпоху роль брендов и брендинга колоссальна, решаются задачи продвижения культурных продуктов через проведение брендовых мероприятий.

На базе ведущих Домов культуры по приоритетным направлениям работы созданы центры: фольклорно-этно-графический, культурно-спортивный, центры молодежного общения, семейного отдыха, творческих инициатив, декоративно-прикладного и песенного творчества, авторской художественной куклы, знатоков народной культуры. Проводятся зрелищно-театрализованные презентации, творческие отчеты учреждений культуры, программы выходного дня, анимационные программы, циклы мероприятий, направленные на формирование солидарного общества «Единство в главном», парады колясок, невест, парад-шествие колон представителей трудовых коллективов района, смотры талантов творчески одаренных жителей «Ра-китянский Арбат», циклы пластилиновых анимационных представлений

«Творчество и увлечение», форумы, круглые столы, конференции и т.д.

Своеобразным результатом комплексной работы участников проекта стало впервые, в честь дня района, проведение торжественного парада-шествия, в котором участвовало более 3 тысяч ракитянцев. Плечом к плечу в торжественной колонне, оснащенной специализированной техникой, украшенной флагами, транспарантами, цветами, воздушными шарами, прошли руководители и коллективы всех структур, отраслей, предприятий и организаций района. Многие жители пришли семьями, чтобы чествовать человека труда, порадоваться за свой район, отпраздновать знаменательную юбилейную дату.

В Ракитянском районе давно поняли, что без повышения уровня культуры каждого человека невозможно эффективное социально-экономическое развитие территории и создание соборного солидарного общества.

Созданная модель социального партнерства получила дальнейшее развитие. Практическим подтверждением этому стало заключенные соглашения о межведомственном взаимодействии между структурными подразделениями социально-культурной сферы Ракитянского района, в результате чего в учреждениях культуры размещаются филиалы Дома детского творчества и центра молодежных инициатив, местные отделения Совета ветеранов, Женсовета, Советов общественности, общества слепых, Совета пенсионеров.

Сформировавшаяся и эффективно действующая система социального партнерства позволяет успешно реали-зовывать проекты, направленные на решение социальных проблем Ракитянского района. Так, районный проект «Создание Центров досуга «Творчество без границ» на базе учреждений культуры городских и сельских поселений Ракитянского района» позволил объединить всю социальную сферу на проведение помимо плановых мероприятий единых дней досуга: вторник — «День игры и развлечений» — посетителями Центра досуга станут уча-

щиеся дошкольных и образовательных учреждений, совместно с преподавателями проводятся игровые, развлекательные и познавательные программы; среда - «День подросткового досуга» с проведением мероприятий технического, исследовательского, духовно-нравственного направления; четверг

— «День уважения возраста» досуг пожилого населения организуется с привлечением специалистов пенсионного фонда, социальной защиты, органов юстиции, медицинскими работниками, представителями местного отделения Совета ветеранов, женсовета; пятница

— «День молодежного общения», проводятся встречи с лидерами молодежного движения, специалистами отдела по делам молодежи администрации района, молодыми семьями, школы молодежного актива, волонтерские акции, этнокурсы для молодых мам; суббота — «День спортивных рекордов» для всех жителей проводятся программы по здоровому образу жизни, турниры и состязания; воскресенье — «День семейного общения» состоятся встречи со специалистами семейно-консультативного центра отдела ЗАГС, литературно-музыкальные гостиные, заседания семейных клубов, клубов выходного дня. Особое внимание уделяется семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Центры досуга предоставляют населению широкий выбор «технологий до-суговых занятий» или же создают для них благоприятные условия.

Центры ориентируются на массового посетителя. Вместе с тем здесь формируется постоянный контингент, имеющий собственную структуру социальных ролей, например, такую: разовый посетитель постоянный клиент-член клуба (студии, кружка, секции). Социально-разовая структура центра создает предпосылки для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуговой квалификации его посетителей.

Центры досуга, имея гибкую организационную и функциональную модель, используют в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые

изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

Сфера культуры объединяет социальных партнеров на реализацию проектов, направленных на повышение уровня культурной среды сельской территории.

Проект «Проведения цикла выездных культурно-туристических программ «Поезд добра и творчества» открыл широкие возможности для активной самореализации всех жителей, обеспечил интересный разносторонний досуг всех возрастных категорий населения. Выявил ядро творческих, талантливых людей: 2 скульптора, 17 художников, 19 фотохудожников, 22 поэта и писателя, 83 мастера-надомника.

Сохранить культурную самобытность сел района, возродить утрачиваемые традиции добрососедства, сплоченности, единства, духовности, культуры общения и проживания нацелен проект проведения народных праздников «Моя улица — гордость моя». Особое внимание уделяется старшему поколению, мы чествуем старожилов, ветеранов войны и труда, знатных земляков. Эти люди окружены всесторонней поддержкой, заботой и теплом.

Проект «Создание Музея семьи села Солдатское» пропагандирует образцовые семьи, семейные династии, которые берегут и передают накопленный опыт, семейные традиции и ценности. При управлении культуры создан Центр семьи, который решает задачи укрепления семьи, повышения ее роли в обществе, как важнейшего института, определяющего его стабильность, экономическое и духовное развитие.

Проект «Равные возможности» оказывает поддержку семьям, имеющим детей с ограничениями жизнедеятельности и здоровья.

На оказание социальных туристических услуг инвалидам, ветеранам, гражданам пожилого возраста, направлен проект «Создание клуба «Социальный туризм».

Реализация проекта «Ракитянский район — территория здоровья» обеспечила работу «Выездной поликлиники»

по обслуживанию населения отдаленных территорий, способствовала проведению лекториев, встреч медицинских работников с населением, циклов консультативных и профилактических мероприятий.

Проект «Фестиваль традиционных Русских игр «Богатырская наша сила» воспитывает подрастающее поколение на основе народных традиций вековой культуры.

В целях воспитания здоровой личности в районе стартует пилотный проект по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

В Ракитянском районе социальное партнерство выстроено таким образом, что все участники дополняют друг друга, а результаты взаимодействия становятся общими. Совместная работа доказала свою эффективность и отстояла свое право на существование, как одна из прогрессивных форм развития района.

Сегодня государственная система обеспечивает социальными гарантиями, создает правовую базу, поддерживает рыночную экономику через защиту прав собственности, предпринимательства и защиту прав потребителей. Рыночная структура регулирует и активизирует деятельности через различные методы, направленные на получение доходов. Вся социальная сфера финансируется как государством, так и рыночными структурами через программы страхования. В контексте сегодняшнего дня особую значимость обретает одна из фундаментальных тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом, где осуществляется объединение государственной и негосударственной форм социального регулирования и формируется эффективная модель взаимосвязи социальных партнеров.

Все стороны социального партнерства строят свою деятельность с опорой на основные правила, которыми являются: равноправие, уважение и учет интересов сторон; заинтересованность участия в договорных отношениях; работа партнеров на демократической

основе; соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов; ответственность сторон; добровольность и реальность принятия сторонами обязательств; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений и др.

Вся система социального партнерства в социокультурной сфере, обеспечивает достойное взаимодействие между субъектами партнерства, направленных на решение задач социокультурного развития общества. Сущность социальной методологии в сфере культуры заключается в понимании культуры и искусства как социального заказа. Связь между сторонами задаются комплексом институциональных ограничений, определяющих способ действия партнёрства, как социально-экономической и социально-культурной системы. Изучение культуры социального взаимодействия в сфере социального партнёрства значимо на государственном, коллективном, межличностном, и институциональном уровнях. На современном уровне для нашей страны создание системы социального партнерства является одной из приоритетных задач. Изменение существующих подходов характеризуется некоторыми особенностями: кардинально меняются функции, появляются новые социальные партнеры, которых не было при прежнем социально-экономическом режиме.

В самодвижении социума, партнерство — это особая форма взаимодействия культурных, образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, центральными и местными органами власти, общественными организациями, ориентированная

на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Это вызвано и тем, что профессиональное образование все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рын-

ка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь экономических проблем общества. Поэтому, главным критерием конкурентоспособности граждан становится уровень их профессионального образования. Таким образом, профессиональное образование и подготовка кадров рассматриваются в качестве стратегического ориентира развития экономики и социальной защиты граждан России.

Социальное партнерство способствует объединению всех его участников в поиске оптимальных путей реализации, как своих собственных интересов, так и общего экономического интереса, заключающегося в подготовке квалифицированных кадров, востребованных расширяющимся рынком труда. В сфере культуры, социальное партнерство— это не только перераспределение ресурсов для решения соответствующих проблем. Здесь для социологического анализа актуальны как социальные проблемы сами по себе, так и способы их решения. Это гражданские действия, предполагающие инициативу народа, действия в рамках гражданского общества. Реальностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и, тем самым, создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации.

Разрабатываемая для отечественных условий модель социального партнерства основывается на общих закономерностях и принципах социальной коммуникации, присущих этому феномену, независимо от его принадлежности к той или иной стране. Но и с учётом новых факторов и явлений, которые привносят в практику социального партнерства отечественный опыт и современные реалии. Культура в современном обществе

во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества.

В современном обществе социальное партнерство выстроено таким образом, что все участники дополняют друг

друга, а результаты взаимодействия являются общими. Совместная работа доказала свое право на существование, как одна из прогрессивных форм развития. Многогранная, системная, четкая и слаженная работа заинтересованных сторон, объединенных общими целями и способами их достижения всегда является залогом успеха и гарантом высокого, стабильного результата.

Примечания:

1. Волкова О.А., Оставная А.Н. Приднестровская трудовая миграция: штрихи к потенциальной социальной политике // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. №1 (01). С. 102.

2. Алисова JI.H., Голенкова З.Т. Политическая социология. Модели социального партнерства. URL: http://society.polbu.ru/alisova_politsociology/ch36_i.html.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014). Ч. 1. Ст. 23. // СПС КонсультантПлюс. М., 2015.

4. Бурляева В.А. Культура социального партнерства как условие модернизационных процессов современного российского общества: состояние и перспективы развития: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2010. С. 49.

5. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М.: Экзамен, 2001. 448 с.

6. Правила социологического метода. URL: http://socio.rin.ru.

References:

1. Volkova О.A. Transdniester labour migration: touches to potential social policy / Volkova O.A., Octavnaya A.N. // Present day problems of economics and management. 2014. No. 1 (01).P. 102.

2. Alisova L.N. Political sociology. Models of social partnership / Alisova L.N., Golenkova Z.T. URL: http://society.polbu.ru/alisova_politsociology/ch36_i.html.

3. Labour Code of the Russian Federation. Dated from 30.12.2001 N 197-FZ (ed. 31.12.2014). Part 1. Art. 23. URL: http://www.consultant.ru.

4. Burlyaeva V.A. Culture of social partnership as a condition of modernizational processes of modern Russian society: state and development prospects: Author's abstract diss. ... cand. Sociol. Sciences: 22.00.06. Maikop, 2010. P. 49.

5. Mikheev V.A. Foundations of social partnership: theory and politics M.: Examen, 2001. P. 448.

6. Standards of sociological method. — URL: http://socio.rin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.