О.А. Нор-Аревян
кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета *
Социальное партнерство в сфере вторичной занятости студентов как механизм снижения рисков депрофессионализации1
Одной из характерных особенностей профессиональной социализации российской студенческой молодежи стало активное включение во вторичную занятость. Условно можно выделить три траектории развития вторичной занятости студентов: спонтанно сложившаяся (случайно предложили хорошую занятость с высоким уровнем оплаты), планируемая (целенаправленный поиск вторичной занятости преимущественно по получаемой в вузе специальности в целях развития профессиональных компетенций и приобретения опыта) и вынужденная (занятость в целях улучшения или поддержания финансово-экономического благополучия, как правило, не по профилю получаемого образования).
Безусловно, для оценки значимости того или иного явления необходимо определить его масштабы. Именно поэтому в числе первых закономерно встает вопрос о том, какова распространенность вторичной занятости, т.е. какая часть студенческой молодежи российских вузов вовлечена в подработки.
Данные опроса старшекурсников (анкетирование 5 тыс. студентов старших курсов в 22 вузах по всей территории России) по поводу их образовательных стратегий и карьерных траекторий, проведенного в 2013 г. НИУ ВШЭ совместно с «Левада-Центром» в рамках проекта «Мониторинг экономики образования»2, отразили, что опыт совмещения учебы и работы имеют 64,7 % российских старшекурсников, никогда не работали 35,3 %. При этом учебу с работой чаще совмещают мужчины, чем женщины: 70 % против 61,5. По характеру временной занятости студентов в 2013 г. лидирует постоянная работа, ее указали 41 % респондентов, имеющих опыт совмещения учебы и работы. Каждый третий старшекурсник работал временно по договору или контракту (32 %), 17 % имели разовые или нерегулярные заработки и только 9,5 % работали в прошлые годы, но в 2013 г. учебу и работу не совмещали.
* Нор-Аревян Оксана Аведиковна, e-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-03-00236.
2 Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152-179.
Главный выигрыш от совмещения учебы и работы студенты видят в возможности получить опыт работы, который будет оценен на рынке труда (77,5 %). Весьма значим также финансовый мотив: для многих старшекурсников работа - это способ дополнительного заработка (48,9 %). Значительная часть студентов выходит на рынок труда в период обучения в вузе с целью «разведки боем» - чтобы понять, какие навыки и компетенции наиболее востребованы (33,1 %). Также респонденты отвечают, что, работая параллельно с учебой, можно завязать нужные контакты (25 %), и полагают, что работа обеспечивает карьерный рост после окончания вуза (14 %). И только 13,3 % указали на то, что работа только мешает учебе (13,3 %).
Таким образом, вторичная занятость для российских студентов -это не только получение опыта работы и возможность дополнительного заработка, но еще и этап профессионализации студенчества. Условия и характер вторичной занятости отражаются на результативности профессионализации, где получение опыта работы, установление профессиональных контактов и перспектива трудоустройства после окончания вуза рассматриваются в качестве выигрыша от вовлечения студенческой молодежи во вторичную занятость. Однако возможны и потери: отвлечение от учебы, пропуски занятий, возникновение академических задолженностей, разочарование в профессии в случае несоответствия ожиданий и реалий профессиональной деятельности. Как результат, студенты теряют интерес в получении профессии по этой специальности и попадают в группу риска депрофессионализации.
Для определения масштаба рискогенности вторичной занятости как фактора депрофессионализации необходимо отразить ее сущность. Прежде всего, отметим, что вторичная занятость студенчества понимается автором как дополнительная к основной занятости (обучение в учебных заведениях по очной форме подготовки) деятельность. Эта трудовая деятельность имеет характер разовых и временных подработок, а также может выступать и постоянной работой для студента. Однако специалисты в области экономической социологии не склонны включать студентов в трудовые ресурсы современного рынка труда. Так, В.В. Радаев относит учащихся дневных отделений вузов (наряду с занятыми в домашнем натуральном хозяйстве, служащими срочной службы и т.д.) к населению, не включенному в рынок труда3.
Вопросы изучения вторичной занятости студенческой молодежи были рассмотрены в работах В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок, Т.П. Меркуловой, Е.Д. Вознесенской, С. Ю. Рощина и В.Н. Рудакова, Д.Л. Константиновского и Г.А. Чередниченко, В.И. Филоненко и других авторов. Интересен подход к анализу характера вторичной занятости и в работах молодых ученых. Так, О.Ю. Посухова рассматривает вторичную
з
Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М., 1997. С. 184.
занятость как одно из условий профессиональной социализации в профессиональных династиях, где старшекурсники, получающие профессию в вузе, уже активно включены в семейный бизнес, например, и являются продолжателями семейного дела4.
Однако практически во всех работах, в том числе и автора, вторичная занятость рассматривалась как механизм профессионализации, освоения практических навыков и умений в целях приобретения опыта в профессиональной деятельности и успешного трудоустройства после окончания вуза. Однако итоги проведенных в 2011-2013 гг. региональных социологических исследований отражают и деструктивную функцию вторичной социализации. Полученные в ходе исследований эмпирические данные обосновывают рискогенный характер вторичной занятости студенческой молодежи. Вторичная занятость может порождать следующие риски депрофессионализации:
1) ведущим фактором вторичной занятости у студентов вузов Ростовской области выступает стремление к финансовой самостоятельности. Для студентов, чей уровень материального обеспечения недостаточен, подработка выступает условием социально-экономического существования. Таким образом, чаще подработки имеют студенты, чей уровень материального благосостояния низок, и у этой социально-экономической группы студентов возникают проблемы с успеваемостью и развивается вероятность наступления рисков депрофессионализации. Вторичная занятость преимущественно отрицательно сказывается на успеваемости студентов вплоть до образования академических задолженностей и, возможно, отчисления из вуза. Исследования показали, что каждый второй студент вузов Ростовской области подрабатывает, при этом постоянную работу имеют 10,5 % студентов, временную работу - 14 % и 20,8 % эпизодически подрабатывают где придется. Но только каждому третьему студенту удается сочетать работу и учебу вполне успешно (32,2 %). Анализ социологических данных позволил выявить взаимосвязь вторичной занятости студентов с качеством их успеваемости. Плохо успевающие студенты в большей степени относятся к получаемому образованию формально, прагматически. Оно не является для них профессиональным, специализированным, а своеобразной предпосылкой для следующего профессионального самоопределения и периодом социализации из необходимости и по желанию родителей5;
2) трудоустроившись не по специальности и закрепившись на рабочем месте с приемлемым уровнем оплаты труда, студенты прилагают максимум усилий в сфере работы, а не получения
4 Посухова О.Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность? // Власть. 2013. № 12. С. 100-103.
5 Нор-Аревян О.А. Мотивация и тенденции вторичной занятости студенческой молодежи (на примере социологического исследования в вузах Ростовской области) // Социология образования. 2013. № 8. С. 53-61.
профессиональных знаний. Таким образом, сомневающиеся в будущем дипломе окончательно теряют интерес к будущей профессии и завершают свое обучение только лишь с целью получить диплом о высшем образовании. Но при этом каждый второй студент вуза не имеет каких-либо подработок, в большей степени это касается студентов управленческих, юридических и экономических направлений подготовки. Такая ситуация вполне может быть объяснима как нежеланием и отсутствием необходимости вторичной занятости студентов, с одной стороны, так и, возможно, проблемами поиска подходящей работы, удовлетворяющей интересам студентов и не мешающей их учебе, - с другой. Прагматизм молодежи в отношении будущей профессии по мере обучения в вузе от курса к курсу возрастает, уходят романтические иллюзии и остаются все больше разочарований и тревог относительно дальнейшего трудоустройства. Только пятая часть студентов к последним курсам собирается работать по специальности, полученной в вузе, остальные будут искать высокооплачиваемое место либо положатся на возможности случая, соизмеряясь с обстоятельствами. Будущий социальный и профессиональный статус для многих оказывается неопределенным и не связанным с получаемой в вузе профессией, также становится более устойчивым представление о возможности стать безработным после окончания вуза6.
Также вызывает исследовательский интерес и спонтанно организованная траектория вторичной занятости, которую можно также условно обозначить как «прекариатизационную». На сегодняшний день студенты, занятые вторично, составляют весомую часть современного российского прекариата.
Комплексное исследование прекариата и масштабов его распространения проведено в книге британского социолога Г. Стэндинга7. Он исследует прекариат (от англ. precarious -«ненадежный») как новый класс, численность которого неуклонно растет. Черты прекариатизации можно увидеть и в российской повседневности (временные рабочие-мигранты, стажеры, фрилансеры, работники креативных индустрий).
Вместе с тем студенты, занятые вторично, составляют потенциал современного российского прекариата. Для того чтобы вторичная занятость не стала рискогенным фактором депрофессионализации и студенческая молодежь не пополняла ряды российского прекариата, необходимо развитие социального партнерства в сфере вторичной занятости по планируемой траектории, т. е. целенаправленный поиск работы для студентов старших курсов в организациях, учреждениях и на предприятиях по профилю получаемой в вузе специальности.
6 Нор-Аревян О.А. Социальное партнерство в сфере трудоустройства студентов российских вузов: опыт регионального исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 6. С. 103-117.
7 См.: Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М., 2014.
В кризисных условиях рынка актуализируется не только образование как ценность, которое дает возможность людям подняться на более высокий интеллектуальный и культурный уровень, занять более высокую ступень в социальной иерархии, достичь высоких результатов карьерного роста. Также остро стоит проблема качества предлагаемой рабочей силы и еще более проявляется конкуренция среди ищущих работу, в числе которых зачастую и выпускники вузов. В подготовке специалистов заинтересованы не только преподаватели и работодатели, но и сами студенты проявляют повышенную активность в получении качественного образования, старшекурсники российских вузов демонстрируют стремление трудоустроиться по специальности.
Под воздействием фактора неопределенности, присутствующего в современной экономике, обостряется конкуренция, подстегивающая к приобретению новых знаний, дополнительных профессий и специальностей. На сегодняшний день быть конкурентоспособным на рынке труда - значит иметь хорошую теоретическую подготовку, практический опыт в сфере профессиональной деятельности, обладать профессиональными компетенциями и быть в курсе инновационных технологий трудоустройства.
Профессиональная подготовка современных специалистов требует глубоких и разносторонних компетенций во многих сферах деятельности, что в свою очередь делает выпускника привлекательным для работодателя. Результаты региональных социологических исследований позволили выявить важные профессиональные качества молодого специалиста, на которые указали работодатели. Тройку лидерства составили уровень профессиональных знаний (61 %), готовность учиться и переучиваться (56,5 %), дисциплинированность и соблюдение трудовой дисциплины (51,1 %)8.
Важным социально ориентированным направлением деятельности вуза является внедрение системы адаптации обучающихся к рынку труда посредством сотрудничества с работодателями и развития технологии дополнительного образования.
В целях повышения конкурентоспособности выпускников представляются возможными разработка и внедрение программ дополнительного образования для студентов, дающих возможность получения дополнительной специальности параллельно с основным образованием, а также организация и проведение семинаров, тренингов с выдачей свидетельства (сертификата). Таким образом, студенты вуза могут за один и тот же нормативный срок обучения получить два и более документа об образовании (основное и дополнительное).
8 Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А. Специфика профессиональной социализации современного российского студенчества (на примере вузов Ростовской области). Азов, 2013. С. 131.
Важным аспектом формирования конкурентоспособности выпускника является сотрудничество с работодателями. В числе приоритетных направлений социального партнерства можно выделить:
1) проведение переговоров и заключение договоров о прохождении студентами практики в учреждениях потенциальных работодателей;
2) приглашение представителей работодателей для проведения обзорных занятий по актуальным вопросам профессиональной деятельности и практического опыта работы учреждений, организаций;
3) совместная разработка программ студенческих стажировок, в том числе оплачиваемых работодателем;
4) организация и проведение встреч представителей работодателей с выпускниками и студентами старших курсов, участие представителей работодателей в работе итоговой аттестационной комиссии.
Формирование и развитие конкурентоспособности выпускников вуза представляется возможным в условиях тесного сотрудничества с вузовским центром карьеры, в том числе активное участие студентов в мероприятиях, организованных и проведенных центрами карьеры.
Подчеркивая теоретическую и практическую значимость разработки и развития концепции практико-ориентированного образования, отметим, что ее реализация позволит образовательному учреждению развивать социально-экономическое партнерство и позиционировать себя как социально ответственную образовательную структуру, обеспечивающую полное трудоустройство своих выпускников. В современном мире ресурсы практико-ориентированного образования включены в систему управления качеством образования в высшей школе и, несомненно, являются инновацией в развитии конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда.
В силу вышеперечисленных факторов, с одной стороны, актуализируется потребность научного осмысления состояния и тенденций процесса социально-профессиональной интеграции молодых людей в сферу трудовой занятости, в том числе поиска способов и форм оптимизации профессионализации студенческой молодежи и минимизации степени рисков депрофессионализации. В условиях, когда не осуществляется распределение выпускников на рабочие места, в условиях кризиса социально-трудовой сферы остро стоит проблема трудоустройства молодого специалиста. Чем больше проходит времени после окончания обучения в поисках работы по специальности, тем выше риск депрофессионализации, и молодой специалист уже готов выбыть из идентичной ему социально-профессиональной группы в целях поиска работы с достаточным уровнем оплаты труда. Как правило, работа находится не по специальности. Поэтому в целях преодоления и минимизации рисков депрофессионализации необходимо разработать комплексную государственную программу
социального партнерства в сфере профессиональной социализации студенческой молодежи, возможно, в форме трехстороннего партнерства: студент - вуз (кадровая служба вуза) - работодатель (социально ответственный бизнес).
Нор-Аревян О.А. Социальное партнерство в сфере вторичной занятости студентов как механизм снижения рисков депрофессионализации. В статье рассматриваются различные аспекты проблемы профессиональной социализации студенческой молодежи. Показано, что российская молодежь активно вовлечена во вторичную занятость, что, с одной стороны, способствует ее профессиональной социализации, а с другой - может выступать рискогенным фактором депрофессионализации. В целях минимизации рисков депрофессионализации и содействия трудоустройству по специальности необходимо развивать социально-экономическое партнерство вузов, обучающихся и работодателей.
Ключевые слова: профессиональная социализация, депрофессионализация, социальное партнерство, трудоустройство, вторичная занятость, прекариатизация.
Nor-Arevyan O.A. Social partnership in the sphere of secondary employment of students as a mechanism to minimize the deprofessionalization's risks. The article is devoted the problems of students' professional socialization. It is shown that Russian young people are actively involved in the secondary employment, that, on the one hand, it contributes to their professional socialization, and, on the other hand, can be a risk-factor of deprofessionalisation. That's why to minimize the deprofessionalization's risks and help to be employed in the profession, it is necessary to develop the social economy partnership between higher school, students and employers.
Key words: professional socialization, deprofessionalisation, social partnership, employment, secondary employment, precarious employment.