Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая Ирина Александровна

Социальное партнерство в системе профессионального образования представлено как один из важнейших аспектов государственно-общественного управления системой образованием. Модернизация системы профессионального образования происходит в условиях обновления системы отношений между субъектами на рынке труда и образовательных услуг. Наличие функциональных связей системы высшего образования с производственными, коммерческими и общественными структурами решает стратегические задачи регулирования рынка труда в стране. В статье рассматривается роль государства в становлении новой системы отношений между потребителями и заказчиками образовательных услуг с учетом максимального согласования интересов всех субъектов образовательного процесса. Системный подход к анализу типов взаимодействия профессиональных образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда является методологическим основанием социального партнерства в профессиональном образовании. Цель: анализ условий и факторов государственно-общественного управления системой профессионального экономического образования. Метод или методология проведения работы: в статье использовались экономико-математические, системно-аналитические и структурно-ретроспективные методы, а также статистические и факторные методы анализа. Результаты: Установлено, что социальное партнерство в системе общественных отношений есть важный элемент в формировании современного подхода к профессиональному образованию. Проведен анализ регионального социального партнерства в Кузбассе с целью выявления общих тенденций развития государственной поддержки сетевого партнерства в образовании на муниципальном уровне. Организация сетевого партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне отражает потребность современного общества в высококвалифицированных кадрах и характеризуется интеграцией всех ответственных субъектов в вопросе организации профессионального образования. Область применения результатов: Рассмотрены факторы и условия становления системы сетевого взаимодействия организаций высшего образования и различных субъектов и институтов рынка труда с целью повышения социальной значимости профессионализации и конкурентоспособности будущих специалистов. На основе факторного анализа выявлен комплекс системных противоречий инновационного социально-экономического развития и модернизации педагогического процесса и системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Нормативное включение профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации есть показатель реальной заинтересованности общества и государства в дальнейшем развитии социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левицкая Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL EDUCATION: INSTITUTIONAL AND ORGANIZATIONAL BASICS

Social partnership in the system of vocational education is presented as one of the most important aspects of state-public management of the system of education. Modernization of vocational education occurs in the context of upgrading the system of relations between actors on the labour market and educational services. The presence of functional relationships of the higher education system with industrial, commercial and public structures decides the strategic objectives of labour market regulation in the country. The article examines the role of the state in the development of a new system of relations between consumers and customers of educational services, taking into account the maximum harmonization of the interests of all subjects of the educational process. A systematic approach to analyzing the types of interaction between vocational educational institutions with the subjects and institutions of the labour market is the methodological basis of social partnership in vocational education. Methodology in article economic-mathematical, system-analytical and structural-retrospective methods, as well as statistical and factor analysis methods were used. Results: It is established that social partnership in the system of public relations is an important element in the formation of a modern approach to vocational education. The analysis of regional social partnership in Kuzbass is carried out with the purpose of revealing the general tendencies of development of the state support of social partnership in municipalities. Organization of social partnership in vocational education at the regional level reflects the need of modern society for highly qualified staff and is characterized by the integration of all responsible entities in the organization of professional education. Practical implications: The factors and conditions for the formation of the system of network interaction of higher education organizations and various subjects and labor market institutions with the purpose of raising the social significance of professionalization and competitiveness of future specialists are considered. Based on the factor analysis revealed a complex system of contradictions of the innovative socio-economic development and modernization of the pedagogical process and the system of professional training of future specialists. The normative inclusion of vocational education in the system of basic priorities for the social and economic development of the Russian Federation is an indicator of the real interest of society and the state in the further development of social partnership.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ»

84

Мегпайопа! иоигпа! оТ Advanced ЗШ1еБ, Vol. 8, N0 1, 2018

Б01: 10.12731/2227-930Х-2018-1-84-105 уДК 378

социальное ПАРТНЕРСТВО В профессиональном ОБРАЗОВАНИИ: институционально-организационные основы

Левицкая И.А.

Социальное партнерство в системе профессионального образования представлено как один из важнейших аспектов государственно-общественного управления системой образованием. Модернизация системы профессионального образования происходит в условиях обновления системы отношений между субъектами на рынке труда и образовательных услуг. Наличие функциональных связей системы высшего образования с производственными, коммерческими и общественными структурами решает стратегические задачи регулирования рынка труда в стране. В статье рассматривается роль государства в становлении новой системы отношений между потребителями и заказчиками образовательных услуг с учетом максимального согласования интересов всех субъектов образовательного процесса. Системный подход к анализу типов взаимодействия профессиональных образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда является методологическим основанием социального партнерства в профессиональном образовании.

Цель: анализ условий и факторов государственно-общественного управления системой профессионального экономического образования.

Метод или методология проведения работы: в статье использовались экономико-математические, системно-аналитические и структурно-ретроспективные методы, а также статистические и факторные методы анализа.

Результаты: Установлено, что социальное партнерство в системе общественных отношений есть важный элемент в фор-

мировании современного подхода к профессиональному образованию. Проведен анализ регионального социального партнерства в Кузбассе с целью выявления общих тенденций развития государственной поддержки сетевого партнерства в образовании на муниципальном уровне. Организация сетевого партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне отражает потребность современного общества в высококвалифицированных кадрах и характеризуется интеграцией всех ответственных субъектов в вопросе организации профессионального образования.

Область применения результатов: Рассмотрены факторы и условия становления системы сетевого взаимодействия организаций высшего образования и различных субъектов и институтов рынка труда с целью повышения социальной значимости профессионализации и конкурентоспособности будущих специалистов. На основе факторного анализа выявлен комплекс системных противоречий инновационного социально-экономического развития и модернизации педагогического процесса и системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Нормативное включение профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации есть показатель реальной заинтересованности общества и государства в дальнейшем развитии социального партнерства.

Ключевые слова: профессиональное образование; социальное партнерство; профессионально-личностное самоопределение; субъектно-профессиональная позиция.

SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL EDUCATION: INSTITUTIONAL AND ORGANIZATIONAL BASICS

Levitskaya I.A.

Social partnership in the system of vocational education is presented as one of the most important aspects of state-public management of the system of education. Modernization of vocational education occurs

in the context of upgrading the system of relations between actors on the labour market and educational services. The presence of functional relationships of the higher education system with industrial, commercial and public structures decides the strategic objectives of labour market regulation in the country. The article examines the role of the state in the development of a new system of relations between consumers and customers of educational services, taking into account the maximum harmonization of the interests of all subjects of the educational process. A systematic approach to analyzing the types of interaction between vocational educational institutions with the subjects and institutions of the labour market is the methodological basis of social partnership in vocational education.

Methodology in article economic-mathematical, system-analytical and structural-retrospective methods, as well as statistical and factor analysis methods were used.

Results: It is established that social partnership in the system of public relations is an important element in the formation of a modern approach to vocational education. The analysis of regional social partnership in Kuzbass is carried out with the purpose of revealing the general tendencies of development of the state support of social partnership in municipalities. Organization of social partnership in vocational education at the regional level reflects the need of modern society for highly qualified staff and is characterized by the integration of all responsible entities in the organization of professional education.

Practical implications: The factors and conditions for the formation of the system of network interaction of higher education organizations and various subjects and labor market institutions with the purpose of raising the social significance of professionalization and competitiveness offuture specialists are considered. Based on the factor analysis revealed a complex system of contradictions of the innovative socio-economic development and modernization of the pedagogi-calprocess and the system of professional training of future specialists. The normative inclusion of vocational education in the system of basic priorities for the social and economic development of the Russian Fed-

eration is an indicator of the real interest of society and the state in the further development of social partnership.

Keywords: professional education; social partnership; professional-personal self-determination; subject-professional position.

Профессиональное образование в настоящее время становится инструментом решения, в первую очередь, социально-экономических проблем общества. Таким образом, ориентация будущих специалистов на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей становится все более очевидной. В тоже время, профессионально-личностное самоопределение и становление субъектно-профессиональной позиции является актуальным результатом профессионального образования. Поэтому воздействие социальных и экономических факторов на состояние профессионального образования в настоящее время меняется.

Профессиональное самоопределение и концепция непрерывного обучения («lifelong learning» - обучение всю жизнь) способствует профессиональному росту и конкурентоспособности специалистов на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста и становления субъектно-профессиональной позиции [4, 11, 15, 23, 25, 33].

В современных условиях происходит становление новой системы отношений между работодателями, профессиональными объединениями, профессиональными образовательными учреждениями, службами занятости и др., т.е. между потребителями и заказчиками образовательных услуг. Поэтому «продукция» образовательного учреждения является важным источником финансового благополучия всего общества [21, 29, 31].

Однако необходимо отметить наличие комплекса принципиальных противоречий инновационного социально-экономического развития и в большинстве случаев традиционной организации процесса профессионального образования. В частности, в качестве основных противоречий выделим несоответствия:

- между интенсивно происходящей модернизацией педагогического процесса в системе профессионального образования и сложившейся системой профессиональной подготовки будущих специалистов;

- между потребностью информационного общества в высококвалифицированных кадрах и недостаточной интеграцией всех ответственных субъектов в вопросе организации профессионального образования;

- между сложившейся традиционной системой профессионального самоопределения и концепцией формирования человеческого и интеллектуального капитала и становления субъек-тно-профессиональной позиции будущего специалиста;

- между сменой приоритетов в стратегических целях и задачах образования и декларацией роли социального партнерства в профессиональном образовании.

Нормативно-правовая база сетевого партнерства регламентируется ФЗ РФ № 273 «Об образовании» через организацию сетевой формы реализации образовательных программ. Механизм сетевого партнерства базируется на использовании ресурсов сторонних организаций (научных, медицинских, производственных, физкуль-турно-спортивных и др.) не только для осуществления обучения и иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой. Использование сетевого партнерства для организации учебной и производственной практики, проведения профориентационных мероприятий положительно отражается на процессе становления субъектно-профессиональной позиции будущих специалистов, формировании человеческого и интеллектуального капитала в масштабах страны и способствует профессиональному росту и конкурентоспособности на рынке труда [1].

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, производственными, коммерческими и общественными организациями, а также государственными и муниципальными органами власти. Характер сетевого партнерства определяет нацеленный на максимальное согласование и учет

интересов всех субъектов образовательного процесса результат. Социальное партнерство в системе общественных отношений как важный элемент в формировании современного подхода к профессиональному образованию есть показатель реальной заинтересованности общества и государства в его дальнейшем развитии с целью повышения социальной значимости профессионализации и конкурентоспособности будущих специалистов в целом [18].

Понятие «социальное партнерство» рассматривается как сетевое участие различных государственных и общественных организаций, коммерции и индустрии, а также отдельных субъектов (физических и юридических лиц) в активной совместной деятельности, направленной на решение практических задач, стоящих перед конкретной отраслью производства.

Социальное партнерство по отношению к профессиональному самоопределению следует рассматривать как:

- сетевое партнерство внутри системы образования между социальными группами определенного профессионального сообщества (например, профсоюзы);

- внешнее взаимодействие субъектов системы образования, контактирующих с представителями различных сфер общественного воспроизводства;

- сотрудничество, которое инициирует система образования как основная сфера социальной жизни, наиболее ответственная за профессионально-личностное самоопределение и становление субъектно-профессиональной позиции будущих специалистов [20].

Социальное партнерство как сотрудничество в расширенных рамках является наиболее значимым, т.к. позволяет проектировать, апробировать, модифицировать элементы образовательной системы и устанавливать новые общественно значимые функции профессионально-личностного самоопределения в системе образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одномоментно в различных сочетаниях [11].

В настоящее время социальное партнерство в системе профессионального образования представлено как один из важнейших аспектов государственно-общественного управления системой образованием. Обычно это касается преобразования основных элементов системы управления, которые регламентируют применение управленческих, финансовых, организационно-педагогических, методических средств. Особое значение в организации сетевого партнерства в профессиональном образовании, на наш взгляд, имеют следующие ресурсы:

- кадровые (так называемый социальный капитал) направлены на инициацию активности профессиональных и педагогических объединений и актуализацию основных параметров профессионально-личностного самоопределения;

- финансовые ресурсы обеспечивают открытость и рациональность финансовых потоков социального партнерства в профессиональном образовании;

- информационные системы регламентируют трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных направлений становления субъектно-профессиональ-ной позиции [22].

В организации сетевой формы реализации образовательных программ категорию социального партнерства необходимо рассматривать локально и масштабно. В первом случае речь идет о сетевой форме реализации образовательных программ применительно к отдельному учебному заведению профессионального образования в системе отношений на рынке труда. Если рассматривать социальное партнерство в системе образования в целом, т.е. в масштабах страны (региона), участвующей (-щих) в социальном взаимодействии, тогда совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием образует единую систему сетевой формы реализации образовательных программ. Таким образом, в организации сетевого взаимодействия основными субъектами выступают основные категории социальных партнеров образования: субъекты рынка труда и работодатели, пред-

ставляющие промышленные предприятия различных отраслей и индустрию в целом; коммерческие и некоммерческие учреждения в различных организационно-правовых формах; государственные и муниципальные унитарные предприятия; объединения профессиональных работников, представляющих профсоюзы и общественные организации; государственные органы управления, включая центр занятости населения, департамент образования, отделы по социальным вопросам и т.п. [28].

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» одной из основных задач государства в сфере образования определяет социальное партнёрство организаций профессионального образования и работодателей как основных заказчиков специалистов с целью удовлетворения потребностей рынка труда [3]. Это является основой взаимовыгодного сотрудничества для оптимального и своевременного решения возникающих на рынке труда проблем, например, нехватки специалистов-профессионалов в сфере образования, производства и т.п. Таким образом, в современном образовании возникает необходимость в организации социального партнёрства не только локально, т.е. на уровне одного образовательного учреждения, но и между образовательным учреждением и учреждениями культуры, промышленными предприятиями, учреждениями дополнительного образования и будущими работодателями в масштабах, необходимых для полной реализации образовательных программ.

Роль государства в координации процесса профессионально-личностного самоопределения в настоящее время определяется планированием и воплощением концепции реформирования профессионального образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. Таким образом, становление субъек-тно-профессиональной позиции есть задача не только социально-педагогическая, сколько социально-экономическая, учитывая позитивное влияние на состояние экономики большого спектра специалистов на рынке труда. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в си-

стему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение ключевых задач, способствующих становлению системы сетевого взаимодействия организаций высшего образования и различных субъектов и институтов рынка труда:

1. Создание условий для развития индустрии и реального сектора экономики как основных институциональных субъектов рынка труда, которые определяют профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Введение общероссийского классификатора специальностей и поэтапная замена профессиональными стандартами квалификационных справочников позволит преодолеть сложившуюся ситуацию острого дефицита квалифицированных работников на рынке труда. Устойчиво работающее производство является мощнейшим регулятором системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта. Кроме того, создание единых в масштабах страны стандартов профессионального образования (ФГОС) и приведение их в соответствие с международными стандартами (Болонская система, академическая мобильность и др.) наряду с усилением регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг является мощным стимулом организации сетевого сотрудничества образовательных организаций и индустрии в целом.

2. Формирование нормативно-правовой базы для регламентации нового типа взаимодействия образовательных учреждений с промышленными предприятиями, производственными, коммерческими и общественными организациями, научными, медицинскими, производственными, физкультурно-спортивными организациями, а также государственными и муниципальными органами власти. Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (№ 597 от 7 мая 2012 г.) определил параметры разработки и введения профессиональных стандартов [2].

Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы предполагает необходимость замены Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов (Трудовой кодекс РФ (ч.2 ст.195.1), Федеральный закон от 2.05.2015 г. № 122-ФЗ). Необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, уже не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Использование более современных конструкций к определению требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы способствует удовлетворению основных интересов субъектов рынка труда на взаимовыгодной основе [2].

3. Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования управления качеством образования в масштабах страны и регионов, обеспечение эффективного отражения состояния образования в учреждениях профессионального образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогнозных характеристик дальнейшего развития мониторинговой деятельности является необходимыми параметрами формирования инновационной системы социального взаимодействия. Создание приемлемых условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности (Минобр, министерство путей и сообщений, Минздрав, МВД, МЧС и др.), а также прозрачность в планировании, распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений применительно к системе образования в целом выступают организационно-правовыми условиями государственного регулирования системы сетевого взаимодействия организаций высшего образования и различных субъектов и институтов рынка труда.

ФЗ № 273 «Об образовании» определяет в качестве приоритета осуществление единой государственной политики в сфере образования (ст.3 п.2) и недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования (ст.3 п.1). Во-первых, государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации и создании благоприятных условий для интеграции отечественной и мировой систем образования. Во-вторых, законом определяется автономия образовательных организаций, а также информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций, что обеспечивает демократический характер управления образованием. Таким образом, государственное регулирование системы образования направлено на обеспечение прав на образование и свободы выбора образовательной организации, формы обучения, направленности образования каждого человека [10].

Современный кризисный этап вскрыл институциональные проблемы социального партнерства, решение которых необходимо для реализации стратегии модернизации и инновационного развития в региональном и отраслевом аспектах. Анализ реальной практики регионального социального партнерства в Кузбассе позволил выявить общую тенденцию развития, при которой административное регулирование трудовых отношений не является достаточным для инновационного производственно-технического развития предприятия и формирования его кадрового потенциала с учетом отраслевой и квалификационной специфики [16].

Недостаточно налаженное взаимодействие между сетевыми партнерами приводит, с одной стороны, к неполной информированности учреждений профессионального образования о постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, и, с другой стороны, выявляется элементарная нехватка информации об актуальных проблемах рынка образовательных услуг для производственных, коммерческих и общественных организаций. Недостаточная осведомленность о таких важных параметрах современной экономики,

как потребности и региональные особенности развития рынка труда, перспективные профессиональные направления и новые тенденции в формировании системы профессиональных стандартов (СПС) и справочника должностей (ЕКС) затрудняет процесс профессионально-личностное самоопределения и становления субъ-ектно-профессиональной позиции субъектов профессионального образования, что, к сожалению, ухудшает качество подготовки будущих специалистов. Дифференциация информационных потоков и усиление «прозрачности» информации об актуальной ситуации на рынке труда и образовательных услуг, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, своевременное и полное информирование о профессиональной и квалификационной структуре спроса и требованиях профессиональных стандартов, проблемах трудоустройства выпускников и других не менее важных современных характеристиках рынка труда становится действенным инструментом решения, в первую очередь, социально-экономических проблем общества [9].

Интерес к теме социального партнерства наиболее актуален и в связи с разрушением связей высшего образования с производственными и коммерческими предприятиями, общественными организациями в период институциональной перестройки экономики. Однако в настоящее время многими исследователями фиксируется перелом отношения к профессиональному образованию со стороны бизнес-сообществ, особенно в вопросах переподготовки и повышения квалификации кадров [4, 5, 6, 7, 9, 11]. Именно учреждения профессионального образования имеют необходимые информационные, профессиональные, материально-технические ресурсные средства для решения проблем бизнеса по обеспечению производства компетентными кадрами высокой квалификации. Внимание к системе социального партнерства наблюдается и у профессиональных сообществ, объединений трудящихся и профсоюзов, заинтересованных в качественной профессиональной подготовке будущих специалистов, которую они оценивают как объективную гарантию минимизации социальных проблем, кон-

фликтов с работодателями, снижения социальной напряженности [8, 13. 14]. Последнее особенно актуально в монопродуктовых регионах, находящихся в стадии структурной трансформации базовых отраслей промышленности. Именно социально ответственная модель поведения отраслеобразующих предприятий имеет ключевую роль в формировании действенной системы социального партнерства в регионе [15, 16, 17].

В организации сетевого партнерства в профессиональном образовании проявляют заинтересованность также департаменты и центры занятости населения, отделы по социальным вопросам муниципальных образований и другие организации подобного функционала. Партнерство с профессиональной школой решает стратегические задачи регулирования рынка труда в стране. Несоответствие требованиям рынка труда, отсутствие актуальной информации о потребностях и региональных особенностях рынка труда, несоответствие квалификации требованиям профессиональных стандартов отрицательно влияет на трудоустройство выпускников и приводит специалистов в центры занятости населения. Поэтому в настоящее время существует практическая заинтересованность общества в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании с целью минимизировать поток безработных в рядах выпускников высшей школы, сократить расходы на их переподготовку, содействовать их самозанятости и т.д. [10].

Государственная поддержка сетевого партнерства на муниципальном уровне также является действенным рычагом становления субъектно-профессиональной позиции будущих специалистов в процессе профессионально-личностного самоопределения. Муниципальные власти в лице департамента образования, местных органов управления экономикой в сотрудничестве с центром занятости населения, отделами по социальным вопросам правомочны организовать работу по ключевым направлениям, входящим в их перечень компетенций. На наш взгляд, актуально формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы с целью более качественной подго-

товки будущих специалистов; создание актуального перечня профессий, требующихся на локальном рынке труда, и организация профессиональной переподготовки по данным направлениям деятельности; разработка образовательных программ совместно с работодателями и/или корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей; привлечение специалистов промышленных предприятий для организации прохождения производственной и иных видов практик и для осуществления иных видов учебной деятельности обучающихся в профессиональных учебных заведениях.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов (состояния экономики, социальной среды и особенностей социального климата, готовности включиться в процесс сетевого сотрудничества органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений), что делает этот процесс достаточно длительным и сложным. Результативность и эффективность работы профессионального учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции. Это взаимодействие наиболее актуально в связи с введением в сферу индустрии профессиональных стандартов, которые позволяют систематизировать требования работодателей к работникам, а также проводить оценку соответствия компетенций сотрудников требованиям конкретного работодателя. Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

Список литературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956a e575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/

2. Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (№ 597 от 7 мая 2012 г.). http:// ivo.garant.ru/#/basesearch/

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 No 751. http://base.garant.ru

4. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Теория сетевого образования как новая методологическая платформа высшего образования // Гуманизация образования. 2012. № 4. С. 8-19.

5. Зарипова М.М. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 2. С. 20-21.

6. Коробко О.В. Взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования и социальных партнеров в обеспечении качества подготовки специалистов// Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 4 (10). С. 83-86.

7. Корсакова Т.В. Социальное партнерство в образовании как условие развития человека и общества // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 7-2 (46). С. 65-68.

8. Кирьянов А.Е. Сетевое взаимодействие вуза и учреждений дополнительного образования как один из путей инновационного образования // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2016. № 1 (27). С. 63-65.

9. Левицкая И.А. Социальное партнерство как общественный феномен: педагогические принципы и социокультурные основания // В мире научных открытий. 2015. № 9.1 (69). С. 118-127.

10. Ожерельева О.Ю., Усманов С.Р. Трансформация системы управления образованием в условиях сетевого взаимодействия // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. 2016. С. 491-494.

11. Осипова С.И., Рудницкий Э.А., Лощилова М.А. Продуктивное сетевое взаимодействие в контексте повышения качества инженер-

ного образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С.543-547.

12. Свирин Ю.А., Титор С.Е. Социальное партнерство в профессиональном образовании в России // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 1 (44). С. 107-113.

13. Сидоров Г.В. Сетевое взаимодействие и непрерывное образование как инструмент повышения эффективности и качества профессионального образования // Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 110-113.

14. Урбан О.А. Региональная практика социального партнерства // Труд и социальные отношения. 2012. № 11. С. 60-70.

15. Хузина С.А., Драпкин М.А. Сетевое взаимодействие социальных партнеров в профессиональном образовании // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2015. № 2 (49). С. 284-291.

16. Bult-Spiering, M.; Dewulf, G. (2006) Strategic Issues in Public-Private Partnerships: an International Perspective. Oxford: Blackwell Publishing.

17. Canning Roy (2015) Education: Skills Training. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition), 2015, рр. 215-217.

18. Carnicelli Sandra, Boluk Karla (2017) The promotion of social justice: Service learning for transformative education. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, Volume 21, Part B, November 2017, рр. 126-134.

19. Cooke, P. (1988) Municipal Enterprise, Growth Coalitions, and Social Justice, Local Economy, 3, рр. 191-200.

20. J.A. van Beek, F.P.C.M. de Jong, A.E.M.G. Minnaert, Th. Wubbels (2014) Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation. Teaching and Teacher Education, Volume 40, May 2014, рр. 1-9.

21. Hughes M., Hughes C. (2010) Industry Involvement in the Vocational Education and Training System. International Encyclopedia of Education (Third Edition), 2010, рр. 455-462.

22. Hasanefendic Sandra, Heitor Manuel, Horta Hugo (2016) Training students for new jobs: The role of technical and vocational higher education and implications for science policy in Portugal.

23. Lee Kerry, Hope John, Abdulghani Fatima (2016) Planned approaches to business and school partnerships. Does it make a difference? The business perspective. Evaluation and Program Planning, Volume 55, April 2016, pp. 35-45.

24.Nisar Tahir M. (2013) Implementation constraints in social enterprise and community Public Private Partnerships. International Journal of Project Management, Volume 31, Issue 4, May 2013, pp. 638-651.

25. Original Research Article. Technological Forecasting and Social Change, Volume 113, Part B, December 2016, pp. 328-340.

26. Maclean R., Pavlova M.(2010) Planning and Policy Development for Technical Vocational Education and Training Systems. International Encyclopedia of Education (Third Edition), 2010, pp. 469-475.

27.Mohd Yusop Ab. Hadi, Razali Hassan, Abdul Rashid Abdul Razzaq, Mohamad Zaid Mustafa (2015) Application of Thinking Skills in Career: A Survey on Technical and Vocational Education Training (TVET) Qualification Semi-professional Job Duties. Social and Behavioral Sciences, Volume 211, 25 November 2015, pp. 11631170.

28. Public Private Partnerships in Vocational Education and Training: International Examples and Models https://siteresources.worldbank.org/ EXTECAREGT0PEDUCATI0N/Resources/4446071192636551820/ Public_Private_Partnerships_in_Vocational_Education_and_Train-ing.pdf

29. Social partnership in vocational Education and training // European Training Foundation, 2013. Issue 15. http://www.etf.europa.eu/ webatt.nsf/0/45A9C75B6AA860E1C1257B6C0056EB64/$file/ INF0RM_15_Social%20partners.pdf

30. Yescombe E.R. (2007) Public-Private Partnerships: Principles of Policy and Finance. Butterworth-Heinemann, Elsevier.

31. Zuhal Polat, Sel?uk Uzmanoglu, Nuriye £evik i^goren, Ay§e £inar, Necla Tekta§, Bekir Oral, Gulhan Buyukpehlivan, Leyla Ulusman,

Demet Oznaz (2010) Internship education analysis of vocational school students. Social and Behavioral Sciences, Volume 2, Issue 2, 2010, pp.3452-3456.

References

1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.05.2017, s izm. ot 05.07.2017) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii") [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on May 1, 2017, as amended on July 5, 2017) «On Education in the Russian Federation»)]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae-575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (in Russian).

2. Ukaz Prezidenta RF «O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstven-noy sotsial'noy politiki» (№ 597 ot 7 maya 2012 g.) [Decree of the President of the Russian Federation «On Measures to Implement State Social Policy» (No. 597 of May 7, 2012)]. http://ivo.garant.ru/tf/bas-esearch/Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. N 597 O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki:0 (in Russian).

3. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda ot 04.10.2000 No 751. [The National Doctrine of Education in the Russian Federation until 2025 from 04.10.2000 No 751]. http://base. garant.ru (in Russian).

4. Berulava G.A., Berulava M.N. Teoriya setevogo obrazovaniya kak nova-ya metodologiche-skaya platforma vysshego obrazovaniya [The theory of network formation as a new methodological platform of higher education]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2012. N° 4, pp. 8-19. (in Russian).

5. Zaripova M.M. Sotsial'noye partnerstvo v professional'nom obrazovanii [Social partnership in vocational education]. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda. 2013. № 2, pp. 20-21. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Korobko O.V. Vzaimodeystviye obrazovatel'nykh uchrezhdeniy pro-fessional'nogo obrazo-vaniya i sotsial'nykh partnerov v obespechenii kachestva podgotovki spetsialistov [Interaction of educational institutions of professional education and social partners in ensuring the quality of training specialists]. Pedagogicheskoye masterstvo i peda-gogicheskiye tekhnologii. 2016. № 4 (10), pp. 83-86. (in Russian).

7. Korsakova T.V. Sotsial'noye partnerstvo v obrazovanii kak usloviye razvitiya cheloveka i obshchestva [Social partnership in education as a condition for the development of man and society]. European Social Science Journal. 2014. № 7-2 (46), pp. 65-68. (in Russian).

8. Kir'yanov A.E. Setevoe vzaimodejstvie vuza i uchrezhdenij dopolni-tel'nogo obrazovaniya kak odin iz putej innovacionnogo obrazovani-ya [Social Partners of universities and institutions of further education as one of the ways of innovative education]. VestnikIvanovskogo go-sudarstvennogo universiteta. Seriya: EHkonomika. 2016. № 1 (27), pp. 63-65. (in Russian).

9. Levitskaya I.A. Sotsial'noye partnerstvo kak obshchestvennyy fenomen: pedagogicheskiye printsipy i sotsiokul'turnyye osnovaniya [Social partnership as a social phenomenon: pedagogical principles and socio-cultural foundations]. Vmire nauchnykh otkrytiy. 2015. № 9.1 (69), pp. 118-127. (in Russian).

10. Ozherel'eva O.YU., Usmanov S.R. Transformaciya sistemy upra-vleniya obrazovaniem v usloviyah setevogo vzaimodejstviya [The transformation of the system of education management in the conditions of Social Partners]. Ustojchivoe razvitie Rossii: vyzovy, ris-ki, strate-gii materialy XIXMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: k 25-letiyu Gumanitarnogo universiteta. 2016, pp. 491494. (in Russian).

11. Osipova S.I., Rudnitskiy E.A., Loshchilova M.A. Produktivnoye sete-voye vzaimodeystviye v kontekste povysheniya kachestva inzhener-nogo obrazovaniya [Productive network interaction in the context of improving the quality of engineering education]. Sovremennyye nau-koyemkiye tekhnologii. 2016. № 2-3, pp. 543-547. (in Russian).

12. Svirin YU.A., Titor S.Ye. Sotsial'noye partnerstvo v professional'nom obrazovanii v Rossii [Social partnership in vocational education in Russia]. Uchenyye trudy rossiyskoy akademii advokatury i notariata. 2017. № 1 (44)., pp. 07-113. (in Russian).

13. Sidorov G.V. Setevoe vzaimodejstvie i nepreryvnoe obrazovanie kak instrument povysheniya ehffektivnosti i kachestva professional'nogo obrazovaniya [Social Partners and continuing education as a tool to

improve the efficiency and quality of vocational education]. Nauka i obrazovanie v zhizni sovremennogo obshchestva sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii: v 18 chastyah. 2013, pp. 110-113. (in Russian).

14. Urban O.A. Regional'naya praktika sotsial'nogo partnerstva [Regional practice of social partnership]. Trudi sotsial'nyye otnosheniya. 2012. № 11, pp. 60-70. (in Russian).

15. Huzina S.A., Drapkin M.A. Setevoe vzaimodejstvie social'nyh part-nerov v professional'nom obrazovanii [Networking of social partners in vocational education]. Vestnik Uchebno-metodicheskogo obedineni-ya po professional'no-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2015. № 2 (49), pp. 284-291. (in Russian).

16. Bult-Spiering, M.; Dewulf, G. (2006) Strategic Issues in Public-Private Partnerships: an International Perspective. Oxford: Blackwell Publishing.

17. Canning Roy (2015) Education: Skills Training. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition), 2015, pp.215-217.

18. Carnicelli Sandra, Boluk Karla (2017) The promotion of social justice: Service learning for transformative education. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, Volume 21, Part B, November 2017, pp. 126-134.

19. Cooke, P. (1988) Municipal Enterprise, Growth Coalitions, and Social Justice, Local Economy, 3, pp. 191-200.

20. J.A. van Beek, F.P.C.M. de Jong, A.E.M.G. Minnaert, Th. Wubbels (2014) Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation. Teaching and Teacher Education, Volume 40, May 2014, pp. 1-9.

21. Hughes M., Hughes C. (2010) Industry Involvement in the Vocational Education and Training System. International Encyclopedia of Education (Third Edition), 2010, pp. 455-462.

22. Hasanefendic Sandra, Heitor Manuel, Horta Hugo (2016) Training students for new jobs: The role of technical and vocational higher education and implications for science policy in Portugal.

23. Lee Kerry, Hope John, Abdulghani Fatima (2016) Planned approaches to business and school partnerships. Does it make a difference? The business perspective. Evaluation and Program Planning, Volume 55, April 2016, pp. 35-45.

24.Nisar Tahir M. (2013) Implementation constraints in social enterprise and community Public Private Partnerships. International Journal of Project Management, Volume 31, Issue 4, May 2013, pp. 638-651.

25. Original Research Article. Technological Forecasting and Social Change, Volume 113, Part B, December 2016, pp. 328-340.

26. Maclean R., Pavlova M.(2010) Planning and Policy Development for Technical Vocational Education and Training Systems. International Encyclopedia of Education (Third Edition), 2010, pp. 469-475.

27. Mohd Yusop Ab. Hadi, Razali Hassan, Abdul Rashid Abdul Razzaq, Mohamad Zaid Mustafa (2015) Application of Thinking Skills in Career: A Survey on Technical and Vocational Education Training (TVET) Qualification Semi-professional Job Duties. Social and Behavioral Sciences, Volume 211, 25 November 2015, pp. 1163-1170.

28. Public Private Partnerships in Vocational Education and Training: International Examples and Models https://siteresources.worldbank.org/ EXTECAREGT0PEDUCATI0N/Resources/444607192636551820/ Public_Private_Partnerships_in_Vocational_Education_and_Train-ing.pdf

29. Social partnership in vocational Education and training // European Training Foundation, 2013. Issue 15. http://www.etf.europa.eu/ webatt.nsf/0/45A9C75B6AA860E1C1257B6C0056EB64/$file/IN-F0RM_15_Social%20partners.pdf

30. Yescombe, E.R. (2007) Public-Private Partnerships: Principles of Policy and Finance. Butterworth-Heinemann, Elsevier.

31. Zuhal Polat, Sel?uk Uzmanoglu, Nuriye £evik i^goren, Ay§e £inar, Necla Tekta§, Bekir Oral, Gulhan Buyukpehlivan, Leyla Ulusman, Demet Oznaz (2010) Internship education analysis of vocational school students. Social and Behavioral Sciences, Volume 2, Issue 2, 2010, pp.3452-3456.

данные об авторе

Левицкая Ирина Александровна, заведующая инженерно-экономической кафедрой, кандидат педагогических наук

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, филиал в г.Междуреченске пр. Строителей, 36, г. Междуреченск, Кемеровская область, 652881, Российская Федерация levitskaya_ia@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Levitskaya Irina Aleksandrovnа, Head of the Department of Engineering and Economic, PhD of Pedagogic Sciences

Kuzbass State Technical University of T.F. Gorbachev, Mezhdu-rechensk branch

36, pr. Stroitelej, Мezhdurechensk, Kemerovo Region, 652881, Russian Federation levitskaya_ia@mail. ru SPIN-code: 6322-8440

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.