Научная статья на тему 'Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия'

Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7804
2109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ШКОЛА / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ / ПРИНЦИПЫ / ТИПЫ / КАЧЕСТВО ПОМОЩИ / SOCIAL PARTNERSHIP / EDUCATIONAL INSTITUTION / SCHOOL / COMPONENTS OF SYSTEM / PRINCIPLES / TYPES / QUALITY ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дроздов Никита Анатольевич

В статье представлены определения, раскрывающие сущность и содержание социального партнерства применительно к сфере образования. Указаны компоненты системы социального партнерства школы и основные принципы, реализация которых приводит к развитию организационного менеджмента образовательного учреждения и повышению его воспитательного потенциала. Приведены типы социального партнерства школы в воспитании учащихся и рассмотрены составляющие качества помощи социальных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дроздов Никита Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership in education: essence and content of concept

The article presents the definitions that reveal the essence and content of social partnership. Components of a system of social partnership of school and the basic principles which realization leads to the development of organizational management of an educational institution and increase of its educational potential are specified. Types of social partnership of school in education are provided and the components of the quality assistance of social partners are considered.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия»

Н. А. Дроздов

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

В статье представлены определения, раскрывающие сущность и содержание социального партнерства применительно к сфере образования. Указаны компоненты системы социального партнерства школы и основные принципы, реализация которых приводит к развитию организационного менеджмента образовательного учреждения и повышению его воспитательного потенциала. Приведены типы социального партнерства школы в воспитании учащихся и рассмотрены составляющие качества помощи социальных партнеров.

Ключевые слова. социальное партнерство, образовательное учреждение, школа, компоненты системы, принципы, типы, качество помощи.

N. Drozdov

SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATION: ESSENCE AND CONTENT OF CONCEPT

The article presents the definitions that reveal the essence and content of social partnership. Components of a system of social partnership of school and the basic principles which realization leads to the development of organizational management of an educational institution and increase of its educational potential are specified. Types of social partnership of school in education are provided and the components of the quality assistance of social partners are considered.

Keywords. social partnership, educational institution, school, components of system, principles, types, quality assistance.

Социальное партнерство в педагогической деятельности в образовательных учреждениях характеризуется появлением и развитием новых форм, связей, получаемых эффектов и результатов. Существует множество определений социального партнерства. Юристы, педагоги, представители бизнес-сектора определяют данное явление, исходя из специфики профессиональной деятельности. Социальное партнерство в системе российского образования основано на привлечении дополнительных ресурсов для развития образовательного процесса учреждения [5]. Если рассматривать школу и особенности построения партнерских отношений с представителями общественности, профессиональных организаций, то вполне возможно выявить

то основное, что свойственно данным отношениям. Мы рассмотрим содержание социального партнерства и определения, раскрывающие его сущность в современных изменяющихся условиях образования, используя методы анализа, синтеза и классификации.

Социальное партнерство понимается И. М. Реморенко как «совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемыми всеми участниками данной деятельности эффектам» [цит. по 1, с. 8]. Существует три базовых модуса феномена социального партнерства, в котором оно выступает как социальное действие, взаимодействие социальных субъектов и социокультурный

феномен [3]. Субъект-объектное социальное действие как модус данного феномена, исходя из работы С. А. Иванова, выделяет четыре базовых элемента:

- субъект действия (индивид, социальная группа);

- объект действия (Иванов трактует это как «поведение и мышление социальных партнеров: их установки, интересы, ценности, нормы» [3]);

- процесс социального действия;

- ситуационные условия [3].

Также нужно определить основные принципы социального партнерства. И. А. Левицкая в статье, посвященной социальному партнерству, пишет: «Основные принципы социального партнерства предполагают:

- уважение и учет интересов участников соглашения;

- заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;

- равноправие и доверие сторон, вступающих в отношения социального партнерства;

- свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

- добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

- систематичность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

- наличие определенных соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей при ведении переговоров и во время подписания соглашения о партнерстве;

- реальность обеспечения принятых партнерами обязательств, то есть объектом соглашения о партнерстве должны стать только обеспеченные своими средствами и ресурсами мероприятия;

- обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

- систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений каждой из сторон, подписавших соглашение» [5].

Б. В. Авво под социальным партнерством в сфере образования подразумевает следующее:

- партнерство между социальными группами в системе образования определенной профессиональной общности;

- партнерство работников системы образования и установление контактов с представителями «иных сфер общественного воспроизводства» [1, с. 9];

- партнерство в системе образования как сфера социальной жизни, связанная со становлением гражданского общества [1].

Основное в понимании социального партнерства школы связано с планомерным направлением ресурсов, ведущее к развитию совместной деятельности с учреждениями-партнерами и усовершенствованию образовательного процесса в школе, самоорганизации и самоуправления [7].

В сфере образования О. Н. Олейниковой, А. А. Муравьевой выделяются четыре основные направления европейского социального диалога: непрерывное обучение, профессиональная ориентация молодежи и взрослых, профессиональная квалификация и беспристрастное взаимное признание квалификаций, ресурсы и финансирование [6]. Форма социального партнерства определяется главенствующей моделью профессионального образования и обучения конкретной страны и «формируется в зависимости от типа производственных отношений» [6].

Социальное партнерство приводит участников процесса к созданию, разработке моделей эффективного решения посредством сотрудничества появляющихся, в том числе и комплексных, проблем [9].

Школы как общеобразовательные учреждения обладают собственными специфичными проблемами и социальное партнерство выступает в качестве некоторой поддержки и тем, что указывает на способ в устранении появляющихся проблем. Если рассматривать проблемы школы в сфере воспитания учащихся, то необходимо определить следующие компоненты системы социального партнерства школы, усовершенствование работы с которыми приводит к повышению воспитательного потенциала школы:

- участники партнерства (индивидуальные, групповые);

- цель партнерства (добровольные и взаимовыгодные отношения и взаимная поддержка субъектов партнерства);

- принципы партнерства (добровольность; принятие решений на основе переговоров, соглашений, компромиссов; ответственность субъектов; открытость, «прозрачность» отношений);

- содержание деятельности (взаимное обучение; соуправление воспитательным процессом; разработка и осуществление совместных проектов, носящих воспитательный характер; профессиональные консультации);

- формы организации партнерства (советы, комиссии, коллективы, группы и т. д.);

- механизм партнерства и его реализация (включает методы и технологии, в основном связанные с менеджментом как с наукой об управлении организацией, ведущие к развитию партнерских отношений) [2].

Социальное партнерство выступает как путь к содружеству, способ разрешения противоречий между интересами организаций и повышения образовательного воспитательного потенциала субъектов партнерской деятельности. Заинтересованность сторон социального партнерства

и формирование имиджа престижности социального партнерства с разными организациями, где партнер помогает другому в решении организационных, также материально-технических проблем, тем самым становится значимым для представителей общественности. В связи с этим ставится вопрос о качестве помощи. Качество помощи предполагает:

- полученный результат равен ожидаемому; более высокое качество — превосходство полученного результата над ожидаемым результатом помощи;

- средства и действия, привносящие позитивные изменения в организационную структуру учреждения (в данном случае — школа);

- средства и действия, привносящие позитивные изменения в управление профессиональной деятельностью учреждения, миссии и цели организации;

- средства и действия, привносящие позитивные изменения в организационную культуру, формы отношений внутри организации.

Качество помощи заключается в соотношении возможностей и их полноценной реализации, готовности к партнерской деятельности, понимании целей, функций партнерства. Цель социального партнерства формируется исходя из социальной проблемы [10]. Функции связаны с характером партнерской деятельности, становясь при этом функциями-механизмами данной деятельности [10].

Среди типов социального партнерства школы в воспитании учащихся выделяются следующие:

- коммуникативно-дидактический (взаимное обучении через общение педагогов и социальных партнеров);

- управленческий (совместное управление педагогами и социальными партнерами воспитательным процессом школы);

- экспертный (оценка работников ОУ и социальных партнеров воспитательного процесса школы);

- проектно-деятельностный (разработка и осуществление совместных проектов, акций и пр.);

- консультативный (профессиональное консультирование педагогами, работников ОУ и социальных партнеров) [4].

Стандарт современной отечественной школы, в котором значимым становится «гибкость» школьного образования, реализуется за счет определенных условий. Условия нового стандарта предоставляют «возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума» [11, с. 18]. Становится необходимым открытость образовательного учреждения социуму. Приобретение обучающимися социального опыта и социальной компетентности, благодаря установлению партнерских отношений школы с организациями и их представителями, которые становятся субъектами образовательного процесса, ведет к формированию новой образовательной развивающей среды, которая в свою очередь соответствует требованиям и условиям реализации основной образовательной программы ОУ.

Социальное партнерство школ с разными организациями не в полной мере изученный феномен в системе российского образования, носящий стихийный самодеятельный характер, раскрывающийся внутри

организации, то есть, прежде всего, социальное партнерство ОУ как процесс зависит от организационно-педагогических условий ОУ. И. М. Реморенко писал о том, что установлению партнерских отношений необходимо учиться и «это особая образовательная область» [8, с. 223], в которой создается смысл и основа для позитивных эффектов взаимодействия социальных групп [8]. Понимание базовых модусов, принципов, компонентов системы социального партнерства, функций-механизмов, обоюдных возможностей со стороны субъектов партнерских отношений впоследствии приведут к установлению определенного типа или комбинаций типов социального партнерства. Процесс формирования престижа социального партнерства становится наиболее актуальным, где формируется имидж и общественное мнение о школе и социальном партнере. Социальное партнерство в воспитании учащихся реализуется в разных типах партнерства, школа и социальный партнер создают обоюдно выгодные условия друг другу, качество и престижность помощи социального партнера выступает гарантом продолжительных партнерских отношений со школой. Обзор представленных в данной статье определений данного понятия позволяет увидеть многообразие точек зрения, позиций и аспектов рассмотрения и анализа этого сложного, но востребованного явления образовательной практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авво Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. 96 c.

2. Заславская О. В., Сальникова О. Е., Кожурова О. Ю. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-shkoly-v-sfere-vospitaniya-vektory-vzaimodeystviya (Дата обращения 17.02.2016)

3. Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf (Дата обращения: 17.02.2016)

4. Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

5. Левицкая И. А. Социальное-образовательное партнерство в современных социокультурных условиях // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnoe-partnerstvo-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (Дата обращения: 17.02.2016)

6. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза. URL: http://edu.rspp.ru/site.xp/057052124049050049.html Дата обращения 17.02.2016)

7. Рашидова А. И. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012. С. 31-33.

8. Реморенко И. М. Разное управление для разного образования. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

9. Тарасенко Л. В., Угольницкий Г. А. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования: методология исследования. URL: http://ww.ivdon.ru/uploads/ article/pdf/IVD_24_Tarasenko.pdf_2473.pdf (Дата обращения 17.02.2016)

10. Тиховодова А. В. Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-suschnost-funktsii-osobennosti-razvitiya-v-rossii (Дата обращения 17.02.2016)

11. Федорова Н. М. Стандарт условий как пространство развития личности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012. С. 18-21.

REFERENCES

1. Avvo B. V. Social'noe partnerstvo v uslovijah profil'nogo obuchenija: Uchebno-metodicheskoe posobie dlja administracii i uchitelej obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / Pod red. A. P. Trjapicynoj. — SPb.: KARO, 2005. 96 c.

2. Zaslavskaja O. V., Sal'nikova O. E., Kozhurova O. Ju. Social'noe partnerstvo sem'i i shkoly v sfere vospi-tanija // Nauchnaja jelektronnaja biblioteka «Kiberleninka». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-shkoly-v-sfere-vospitaniya-vektory-vzaimodeystviya (Data obrashhenija 17.02.2016)

3. Ivanov S. A. Social'noe partnerstvo kak fenomen civilizacii. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/196/762/ 1219/007-Ivanov.pdf (Data obrashhenija: 17.02.2016)

4. Kozhurova O. Ju. Social'noe partnerstvo shkoly i sem'i kak faktor povyshenija ih vospitatel'nogo potenciala: Dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011.

5. Levickaja I. A. Social'noe-obrazovatel'noe partnerstvo v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah // Nauchnaja jelektronnaja biblioteka «Kiberleninka». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnoe-partnerstvo-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (Data obrashhenija: 17.02.2016)

6. Olejnikova O. N., Murav'eva A. A. Social'noe partnerstvo v sfere professional'nogo obrazovanija v stranah Evropejskogo Sojuza. URL: http://edu.rspp.ru/site.xp/057052124049050049.html Data obrashhenija 17.02.2016)

7. Rashidova A. I. Social'noe partnerstvo v professional'nom obrazovanii // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2/2012. S. 31-33.

8. Remorenko I. M. Raznoe upravlenie dlja raznogo obrazovanija. SPb.: Agentstvo obrazovatel'nogo sotrud-nichestva, 2005.

9. Tarasenko L. V., Ugol'nickñ G. A. Modelirovanie social'nogo partnerstva v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: metodologija issledovanija. URL: http://ww.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_ 24_Tarasenko.pdf_2473.pdf (Data obrashhenija 17.02.2016)

10. Tihovodova A. V. Social'noe partnerstvo: sushhnost', funkcii, osobennosti razvitija v Rossii // Nauchnaja jelektronnaja biblioteka «Kiberleninka». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-suschnost-funktsii-osobennosti-razvitiya-v-rossii (Data obrashhenija 17.02.2016)

11. Fedorova N. M. Standart uslovij kak prostranstvo razvitija lichnosti // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2/2012. S. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.