Научная статья на тему 'Социальное партнерство как условие развития человеческого капитала'

Социальное партнерство как условие развития человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
189
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / SOCIAL PARTNERSHIP / HUMAN CAPITAL / VITAL WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маслова Татьяна Федоровна

Социальное партнёрство вид общественного взаимодействия, функционально обеспечивающее различные сферы общества. Обращение к социальному партнерству как условию развития человеческого капитала тесно связано с актуализацией ценностных приоритетов в современном социальном пространстве и формированию социальных свойств индивидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маслова Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP AS THE CONDITION OF DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Social partnership is a type of public interaction which functionally provides various spheres of society. The appeal to social partnership as to a condition of development of the human capital is closely connected with updating of valuable priorities in modern social space and to formation of social properties of individuals.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как условие развития человеческого капитала»

УДК 316.47: 303.6 (470.630)

Маслова Т.Ф.1

социальное партнерство как условие развития человеческого капитала

Аннотация. Социальное партнёрство - вид общественного взаимодействия, функционально обеспечивающее различные сферы общества. Обращение к социальному партнерству как условию развития человеческого капитала тесно связано с актуализацией ценностных приоритетов в современном социальном пространстве и формированию социальных свойств индивидов.

Ключевые слова: социальное партнёрство, человеческий капитал, жизненный мир.

Maslova T.

SOCIAL PARTNERSHIP AS THE CONDITION OF DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Abstract. Social partnership is a type of public interaction which functionally provides various spheres of society. The appeal to social partnership as to a condition of development of the human capital is closely connected with updating of valuable priorities in modern social space and to formation of social properties of individuals.

Keywords: social partnership, human capital, vital world.

Социальное партнёрство представляет собой вид общественного взаимодействия, которое функционально обеспечивает различные сферы общества, включая сферу жизненного мира личности. Обращение к социальному партнерству как условию развития человеческого капитала тесно связано с актуализацией ценностных приоритетов в современном социальном пространстве. В этой связи злободневны воззрения П.А.Сорокина о том, что люди и общественные отношения являются носителями и проводниками системных ценностей, формируя тот или иной духовно-идеологический стиль жизни, «нормо-законы», -отмечал он. Исходя из этого, новейшее время связывается им с «моральной реконструкцией человечества» и этикой солидарности [1], а социальное партнерство можно рассматривать как феномен цивилизации, поддерживающий согласованность и реализацию интересов различных социальных субъектов.

Становясь ценностно-нормативной состав-

ляющей социума, интереоризируясь в ценностный мир и поведение личности, партнёрство формирует основу социального консенсуса, мира и социального развития; содержит механизмы социальной стабильности и благополучия жизни личности, социальных групп. Однако осуществляемое в той или иной сфере, с той или иной целью оно может представлять как конструктивный, так и деструктивный феномен, исходя из целей и действий субъектов отношений.

Являя собой ценностно-нормативную связь, обусловленную субъект - субъектными отношениями, данный вид взаимодействия отражает главный признак: - консенсус-ориентированность на формы, технологии взаимодействия, на общие для всех участников культурные образцы и ценности, модели поведения [2].

Отсюда, устойчивость и «жизнеспособность» позитивных (стабилизирующих) партнёрских отношений субъектов в систе-

1 Маслова Татьяна Федоровна, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и культурологи, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, e-mail: tatianamaslova@rambler.ru, т. 89614757882

Tatyana F. Maslova, Doctor of Social Science, Professor, Department of Philosophy and Culturology, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, e-mail: tatianamaslova@rambler.ru, t. 89614757882

ме общества (сообщества) связывается с их ценностными, инструментальными и ком-петентностными свойствами; с состоянием соединенности в рамках партнерства социально-технологических (профессиональных, деловых) и ценностно-целевых, в том числе гражданских, качеств.

В расширенной интерпретации представление о социальном партнерстве отражает значимость гражданских свойств личности и ценностных основ общества. Учитывая сложность социального взаимодействия в русле социального партнерства по обозначенной модели, его важности в современном мире, остановимся на проблеме реализации позитивного партнерства с точки зрения человеческого капитала, или ресурса устойчивости личности в системе социальных отношений. Здесь наиболее важным представляется наличие таких социально-ценностных качеств субъектов отношений, как: гражданская идентичность, патриотизм, гражданская ответственность, соучастие, взаимопомощь и др., культивируемые обществом в целом, социальными группами.

Эти свойства сопоставимы с характеристиками современного гражданина как социального партнера. О его некоторых характеристиках позволяют судить данные исследований. Так, по российской выборке Института социологии РАН, 2010 г. [3], для 21% молодежи гражданская идентичность связывается, прежде всего, с этнической принадлежностью; 11% из этого числа ощущают себя «представителем своей национальности», 10% - «гражданином своей республики». В Северо-Кавказском регионе эти тенденции имеют несколько иную выраженность. В ходе нашего опроса студентов краевого центра (400 чел., 2010), 95% ответили, что в полной мере ощущают себя гражданами России. При этом более 80% - выделяют для себя значимость «своей национальности» Для них характерен ответ: «Для меня моя страна - это в первую очередь люди моей национальности». Как видим, в процессе взаимодействия этническое часто подавляет общегражданское.

В массовом сознании молодежи «жизненный успех» практически не соотносится с понятием служения на благо общества. Здесь вы-

деляется, прежде всего, крепкая семья и дети (по большинству исследований). Для 35% в качестве идеала выступают родственники, для 29% - друзья; для 9,7% - учитель [4].

Надо ли, рассматривать партнерство в совокупности с профессиональными качествами, и имеют ли значение ценности партнерства, например, в профессиональном сообществе? этой проблеме было посвящено исследование, проведенное в 2015 году [5]. Участниками опроса стали будущие профессионалы - обучающиеся ведущих вузов Ставрополя как университетского центра Северо-Кавказского федерального округа.

На вопрос «Как вы оцениваете значимость партнерства в профессиональной деятельности?» почти 80% студентов ответили положительно, имея в виду как «внутренне», так и внешнее взаимодействие с различными специалистами и структурами. Формирование партнерства студенты находят в основах своего взаимодействия с такими, как они. Свой выбор круга общения в вузе студенты связывают со следующими обстоятельствами: увлечения на досуге (55,3%), общественная активность (38,1%), учеба (37,6%), землячество (15,9%), национальность, религия (по 13%), материальное положение, статус семьи; физические, внешние данные; авторитет, лидерские качества (по 10,0%), связи (7,4%).

Участие студентов в организации коллективных дел позволяет им приобретать навыки совместной продуктивной деятельности, межкультурного, межэтнического, межконфессионального общения.

Другие факторы, говорящие об ориентации студентов на конструктивные, партнерские отношения лежат скорее в плоскости мировоззренческих установок, связанных с «толерантным отношением к представителям иной культуры», на что указали в своих ответах 47% выходцев республик Северного Кавказа; 50,6% - Ставропольского края и 66% - сту-дентов-местных жителей.

Сюда же относится стремление молодых людей оказать «помощь студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»; подтверждено ответами 41,1% респондентов из республик Северного Кавказа, 36% - с территорий Ставропольского края и 24,5% сту-

105

дентов-местных жителей. Желание «находить компромиссы», по данным анкетного опроса, характерно для 32,2% студентов-местных жителей; 31% - республик Северного Кавказа, 23,1% - Ставропольского края.

Значительная доля студентов, участвующих в анкетировании, согласны с суждением «Мы живем на Северном Кавказе, где происходит обмен культурными ценностями и традициями. Мы стремимся взаимодействовать друг с другом». Эту точку зрения разделяют 69,4% респондентов из числа представителей республик СКФО; 57,2% - из территорий Ставропольского края; 49,2% - из числа местных студентов. Лишь единицы участников опроса считают нормой жизни утверждение о превосходстве представителей одной культуры перед людьми другой культуры (3,5%).

На вопрос «Могли бы вы выбрать для выполнения социального (профессионального) проекта партнера, чьи действия противоречат принципам общественной морали?» - «Нет» и «Скорее нет» - ответили 78% респондентов.

Очевидно, что способность к партнерству имеет культурно-нравственные основания; отражает ориентиры личности на интересы и

ценности межличностного характера; общих стратегий.

Исследователи подтверждают приверженность молодежи ценностям, связанным со стабильностью жизни, целостностью общества. В то же время до 60% не являются сторонниками никаких идейных и/или политических течений, связанных с достижением этого. Активность большей части молодежи реализуется вне общественно-политической и социальной активности, что может привести к своего рода «гражданской маргинальности», обусловливающей переход черты безопасности в сторону неопределенности и конфликта.

Итак, рассмотрение социального партнерства как условия человеческого капитала позволяет сделать некоторые выводы и предположения. Наиболее значимыми областями партнерского взаимодействия выступают как минимум три. Это: области соотношения личных и общественных интересов для достижения блага и позитивного развития; область взаимодействия людей в социуме с итогом общественного консенсуса; область формирования, поддержания и трансляции гражданской и нравственной культуры.

библиографический список

1. Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации // Информационный пор-

тал [Электронный ресурс]. URL: http://www.iourssa.ru (дата обращения 20.04.2015)

2. Социальное партнерство в профессиональном образовании: методологические и организа-

ционные аспекты / Под ред. С.А. Иванова и Г.В. Борисовой. СПб.: Скифия, 2003.

3. По: Общая тетрадь. Вестник Московской школы политических исследований. 2011. № 3. С. 28.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

5. Леонова Н.А., Маслова Т.Ф., Нестеров А.С. Социологическое сопровождение адаптации

студентов-мигрантов в поликультурной среде: опыт моделирования. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2015. 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.