Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ РЕГУЛИРВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ТРУДА'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ РЕГУЛИРВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / IMPERFECT COMPETITION / THE LABOUR MARKET / SOCIAL AND LABOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцевич Сергей Витальевич

Несовершенное конкурентное поведение работодателей в отношении работников на российском рынке руда становится причиной не только конфликтных ситуаций между ними, но и причиной негативных социально-экономических явлений рынка труда, таких как неравенство в распределение доходов, дискриминация в оплате труда и многие другие. Альтернативной формой выстраивания для конкурентных социально-трудовых отношений, приобретающих на российском рынке труда несовершенный характер, становится социальное партнерство, направленное на достижение социальных интересов сторон участников российского рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ РЕГУЛИРВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ТРУДА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ РЕГУЛИРВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

Кравцевич Сергей Витальевич

к.э.н., докторант базовой кафедры Тогово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» г. Москва, Россия

Аннотация. Несовершенное конкурентное поведение работодателей в отношении работников на российском рынке руда становится причиной не только конфликтных ситуаций между ними, но и причиной негативных социально-экономических явлений рынка труда, таких как неравенство в распределение доходов, дискриминация в оплате труда и многие другие. Альтернативной формой выстраивания для конкурентных социально-трудовых отношений, приобретающих на российском рынке труда несовершенный характер, становится социальное партнерство, направленное на достижение социальных интересов сторон участников российского рынка труда.

Annotation. The imperfect competitive behaviour of employers towards workers in the Russian ore market is not only the cause of conflict between them, but also the cause of negative socio-economic phenomena of the labor market, such as income inequality, wage discrimination and many others. An alternative form of building for competitive social and labor relations, which become imperfect in the Russian labor market, is a social partnership aimed at achieving the social interests of the parties to the participants of the Russian labor market.

Ключевые слова: несовершенная конкуренция, рынок труда, социально-трудовые отношения.

Keywords: imperfect competition, the labour market, social and labor relations.

Альтернативным способом государственного регулирования несовершенного конкурентного поведения работодателей, направленного на отчуждение части свободного располагаемого времени работника, выступает механизм социального партнерства с главенствующей ролью государства, которое выступает гарантом реализации достигнутых соглашений между участниками социально-трудовых отношений. «Партнерские отношения являются важным и необходимым атрибутом рыночных отношений, организующим общественный труд и обеспечивающим социальный мир и политическую стабильность в обществе» [3, ст. 249].

«В России в начале 90-х годов принят ряд законодательных актов, положивших начало для создания правовой базы социального партнерства. Образованна российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально трудовых отношений. В 1993 г. при Министерстве труда РФ создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов между сторонами трудовых отношений (государством, объединением работодателей и работников), а в последующем региональные отделения» [3, ст. 255].

0,600

0,000

-Численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, % к списоч числ.

Численность работников,

которым были предоставлены

отпуска без сохранения

заработной платы по

заявлению работника, % к

списоч числ. -Численность работников,

учавствующих в забастовках,

Забастовэд к списоч числ.

0 о ГЧ О О 6 О 00 О 0 гч Ю 00

+J (Л +J (Л +J (Л +J (Л +J (Л +J (Л +J (Л +J (Л +J (Л +J (Л

Рис. 1 Анализ причин не выхода работников на работу

Анализ статистики забастовок и других причин невыхода работников на работу за период 2000-2018 гг. показал, что численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы по заявлению работников в 2000 году составляла 5,2 % от списочной численности, в 2007 году — достигла своей минимальной отметки в 1 % от списочной численности и в 2018 году составила 8 % от списочной численности. Численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя в 2000 году составляла 3,6 % от списочной численности, в 2007 году — достигла своей минимальной отметки в 0,5 % от списочной численности и в 2018 году составила 0,2 % от списочной численности. Численность работников, участвующих в забастовках в 2000 году составляла 0,074 % от списочной численности, в 2004 году — достигла своей максимальной отметки в 0,497 % от списочной численности и в 2018 году составила 0,0003 % от списочной численности (см. рис. 1).

Численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, % к списоч числ.

Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы по заявлению работника, % к списоч числ.

Численность работников, работающих неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем, % к списоч числ.

Численность работников, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам не зависящим от работодателя и работника, % к списоч числ.

Рис. 2 Анализ причин не выхода работников на работу

Таким образом, за рассматриваемый период отмечается положительная динамика в направлении конструктивного решения трудовых споров и разногласий между работниками и работодателями. Отмечается сведение к нулевой отметке забастовок и значительное снижение невыходов работников на работу по инициативе работодателей. С 2007 по 2018 год отмечается стабильный рост невыходов на работу по заявлению работников без сохранения заработной платы.

Анализ статистики причин невыхода работников на работу за период 2010-2018 гг. (см. рис. 2) показал, что начиная с 2012 года численность работников, не вышедших на работу в простое, по соглашению сторон, по заявлению работников увеличивалась и в 2018 году составляла в процентах от списочной численности соответственно 0,5 %, 2,3 %, 8 %, а численность работников, не вышедших на работу по инициативе работодателя снижается и в 2018 г. составила — 0,2 %. Анализ динамики рассматриваемых показателей за период 2010-2018 гг. показал, что рост невыхода работников по заявлению составил 205 %, а рост невыхода работников по соглашению сторон составил 177 %. При этом отмечается снижение невыхода работников на работу по инициативе работодателей в 17 % и вследствие простоев в 63 % (см. табл. 1).

Талица 1

Анализ динамики причин невыхода работников на работу

Признак/Период янв.12 янв.14 янв.16 янв.18 янв.10-янв.18

Рост/снижение численности работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, % к сп. числ. 25 100 133 50 17

Рост/снижение численности работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы по заявлению работника, % к сп. числ. 97 184 106 108 205

Рост/снижение численности работников, работающих неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем, % к сп. числ. 46 317 121 100 177

Рост/снижение численности работников, находившихся в простое по

вине работодателя и по причинам не зависящим от работодателя и 63 140 86 83 63

работника, % к сп. числ.

Таким образом, социальное партнерство как способ регулирования негативных последствий распространения несовершенной конкуренции на социально-трудовые отношения, становится частью современного рынка труда. Социальное партнерство направлено на разрешение конфликтных ситуаций в социально-трудовых отношениях между субъектами труда по поводу обмена ими рабочей силы на заработную плату и тем самым разрешает противоречивость конкурентных ситуаций, где интересы сторон участников рынка труда не способствуют взаимному удовлетворению интересов, т.е. где присутствуют несовершенные принципы конкурентного поведения в социально-трудовых отношениях работников и работодателей.

Список литературы:

1. Кравцевич С.В. Факторы влияния несовершенной конкуренции на социально-трудовые отношения: монография / С.В. Кравцевич. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 306 с.

2. Майер Я. А. Конституционное право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда / Я. А. Майер // В сборнике: Молодежь Сибири - науке России международная научно-практическая конференция. Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. 2017. С. 219-222

3. Страков А.И. Безопасность общества — социально-трудовой аспект / А.И. Страков // РАН. Ин-т экономики. — М., 2001. — 320 с.

4. Татаринов А.А. Рассмотрение трудовых споров на муниципальном уровне: новый взгляд на организационные основы деятельности комиссий по трудовым спорам / А.А. Татаринов // Право и практика. Научные труды института Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. 2017. № 2 (17). С. 83-85

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИИ

Макарчук Иван Анатольевич

РАНХиГС

Аннотация. В статье автор рассматривает основные аспекты совершенствования государственной политики в сфере коррупции - одного из самых злободневных явлений общественной жизни современной России. Первым системообразующим аспектом автор называет "закрытие лазеек" в законодательстве, ранее позволяющим недобросовестным чиновникам уходить от ответственности. Автор подробно анализирует соответствующие новеллы, определяя их значимость. Вторым важным аспектом названа и рассмотрена необходимость изменения гражданского самосознания россиян, формирования антикоррупционного правосознания, своеобразного "движения снизу". В заключение автор предлагает методы решения рассмотренных проблем, в частности, включение в систему среднего и высшего образования программ, направленных на изучение основ антикоррупционной политики.

Abstarct. In the article the author examines the main aspects of improving state policy in the field of corruption - one of the most pressing phenomena of public life in modern Russia. The author calls the first system-forming aspect "closing loopholes" in legislation, which previously allowed unscrupulous officials to evade responsibility. The author analyzes in detail the relevant novels, defining their significance. The second important aspect is named and considered as the need to change the civic consciousness of Russians, the formation of anticorruption legal consciousness, a kind of "movement from below." education of programs aimed at studying the basics of anti-corruption policy. In conclusion, the author proposes methods for solving the problems considered, in particular, the inclusion of programs aimed at studying the foundations of anti-corruption policy in the system of secondary and higher education.

Ключевые слова: коррупция, проявление, противодействие, закон

Keyword: corruption, manifestation, opposition, law

Коррупция - социально-негативное явление, разъедающее государственные устои, снижающее доверие к государственным институтам, замедляющее развитие экономики.

По утверждению ученых, появление коррупции на Руси относится к временам XV - XVI веков, когда княжеских волостелей ставили на кормление. По своей сущности коррупция это зона, где расходятся интересы государства и частных лиц и корпораций. Этим и объясняется постоянная необходимость регулирования отношений между частными лицами и корпорациями и государством.

По данным международной консалтинговой компании EY в 2019 году России удалось сохранить 9 место в Европе по инвестиционной привлекательности, однако, несмотря на это, количество прямых иностранных инвестиций, в сравнении с 2018 годом, стало меньше на 9%, также уменьшилось количество проектов, в которые были вложены средства, в 2018 году таких проектов было 211, а в 2019 - 191 проект.[1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.