Научная статья на тему 'Социальное партнерство как институт регулирования экономических отношений'

Социальное партнерство как институт регулирования экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАБОТНИКИ / РАБОТОДАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL PARTNERSHIP / EMPLOYEES / EMPLOYERS / THE STATE / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Валентина Владимировна, Ефанова Анна Ивановна

Рассмотрены принципиальные моменты становления социального партнерства как экономического феномена. Показано его влияние на развитие современной инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Partnership as an Institution of Economic Relations Regulation

Principal elements of formation of social partnership as an economic phenomenon are considered. Its influence on the development of the modern innovational economy is revealed.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как институт регулирования экономических отношений»

V.V. Gerasimova, A.I. Yefanova Social Partnership as an Institution of Economic Relations Regulation

Principal elements of formation of social partnership as an economic phenomenon are considered. Its influence on the development of the modern innovational economy is revealed.

Key words and word-combinations: social partnership, employees, employers, the state, economic development.

Рассмотрены принципиальные моменты становления социального партнерства как экономического феномена. Показано его влияние на развитие современной инновационной экономики.

Ключевые слова и словосочетания: социальное партнерство, работники, работодатели, государство, экономическое развитие.

УДК 338.24 ББК 65.050

В.В. Герасимова,

А.И. Ефанова

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТИТУТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

^Социальное партнерство как общественный феномен начало активно обсуждаться в странах Западной Европы и США в конце 1980-х - начале 1990-х годов, что было связано с рядом причин. В частности, появилась практика коллективного обсуждения представителями бизнеса и представителями работников социальных конфликтов, возникающих на предприятиях. Так, в середине 1990-х годов доля такой тематики занимала ощутимое место в общем объеме обсуждаемых сторонами проблем, однако довольно сильно различалась по странам: в США этот показатель составил не многим более 18%, в Великобритании - 47%, а в Австрии достигал рекордного уровня в 98% [1].

В этот же период отмечается ускорение динамики течения социально-экономических процессов, что вынуждало государство занимать более активную позицию и играть роль ведущего игрока в регулировании отношений занятости и отношений, складывающихся в сфере социального обеспечения нетрудоспособных и пенсионеров. Однако такая активизация не снижала остроты социальных противоречий, а принимаемые государством решения не всегда находили поддержку у основной массы трудящихся в странах Западной Европы. В связи с этим особую актуальность приобретал вопрос консенсуса интересов государства, бизнеса и наемных работников. Таким инстру-

146 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ментом налаживания взаимопонимания и нахождения путей взаимодействия трех сторон и стало социальное партнерство, базирующееся на трехсторонней основе.

Институты социального партнерства и социальной защиты стали составной и неотъемлемой частью «европейской модели социального развития». Эта модель описана в экономической литературе как «совокупность ценностей, которые включают демократию, индивидуальные права, свободное коллективное обсуждение социально-экономических проблем, рыночную экономку, равные возможности для всех в обеспечении социальными благами и солидарность» [2, с. 75].

Совместный поиск компромиссных решений и способов сочетания интересов представителей капитала и наемного труда в проводимой социальной политике государства вызывал широкий резонанс в общественных политических кругах стран Западной Европы и США. Так, Правительство Дании приложило значительные усилия в деле пропаганды в Европейском Союзе социальной защиты и социального обеспечения работника как важного фактора производства, организовало множество конференций и осуществило серию публикаций по этой проблеме. Австрия официально объявила себя одной из стран, чья экономическая политика строится на принципах социального партнерства [3, с. 83-85].

Институты, которые ассоциировались с различными формами коллективного представительства и коллективного обсуждения актуальных для бизнеса и наемного труда социальных, трудовых и экономических вопросов, привлекли повышенный интерес исследователей. Использование различных форм коллективного представительства, коллективного обсуждения при разработке социальной политики и первые положительные успехи в борьбе с социальными конфликтами и противоречиями заставили ученых - экономистов, социологов - серьезно подойти к разработке новой концепции социально-экономической политики в странах Западной Европы.

Анализ теоретических постулатов европейской социальной модели позволяет сделать вывод, что в основе лежит институциональный подход, изложенный в «новой институциональной экономике» и преследующий цель сокращения трансакционных издержек [4, с. 1-31].

С позиции институционального подхода социальное партнерство рассматривается как общественный институт, созданный в условиях усиления взаимодействия субъектов с целью развития экономических, социальных, трудовых, управленческих отношений. Он предназначен для обеспечения взаимодействующих субъектов необходимой и достаточно полной информацией как о самих субъектах, так и об их желаниях и стремлениях к разного рода контактам, к условиям, на базе которых эти контакты и взаимодействия могут осуществляться, к обсуждению условий подписания контрактов и соглашений, к проведению необходимой экспертизы подписанных контрактов.

На наш взгляд, подчеркивая значимость институционального подхода к анализу социального партнерства и его роли в развитии и регулировании социально-экономических отношений, следует отметить ряд моментов.

Институциональный подход к анализу сущности социального партнерства позволяет рассматривать его как общественный институт, объективная необходимость в котором возникла в период перехода общества в фазу постиндустриально-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 147

го развития. Это сопровождается структурными изменениями, вызванными современной научно-технической революцией и развитием научно-технического прогресса, развитием коммуникативного сектора в экономике, созданием производственных и социальных сетей. В итоге коренным образом изменяются условия труда, организация производства, что вызывает объективную необходимость изменения взаимоотношений и взаимодействий бизнеса и работников наемного труда.

Усиление динамизма развития социально-экономических отношений и социально-трудовых отношений в совокупности с повышением значимости человеческого (личностного) фактора в процессе непосредственного производства, его организации и управления потребовало расширения участия субъектов социально-трудовых отношений в управлении производством, в регулировании социально-экономических отношений. Как следствие, возникла объективная необходимость ликвидации социальных конфликтов, социальных противоречий, являющихся в определенной мере тормозом и сдерживающим фактором развития социально-экономических отношений.

Активизация личностного (человеческого) фактора для реализации новых целей и задач современного производства потребовала включения работников наемного труда в процесс управления производством и выполнения ими управленческих функций в активных и пассивных формах. Изменение взаимодействия бизнеса с работниками наемного труда предопределило формирование партнерского, равноправного взаимодействия при решении важных для производства, злободневных и актуальных для субъектов социально-трудовых отношений социально-экономических проблем.

С учетом изложенного социальное партнерство с позиций институционального подхода рассматривается как новый вид взаимодействия равноправных и равнозначных партнеров, участвующих в переговорах, в социальном диалоге представителей бизнеса и наемного труда, озабоченных общей целью, общими задачами и интересами в сфере организации приемлемых условий труда, организации и оплаты труда, организации производства. Считается, что социальное партнерство в конечном итоге обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства, повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Партнерское взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений нуждалось в признании обществом и законодательном оформлении со стороны государства, то есть в институционализации. Институт социального партнерства стал формальным институтом, имеющим определенную миссию, цель и задачи по регулированию социально-экономических отношений.

Институционализация социально-экономических и социально-трудовых отношений требует учета общественных, социальных затрат на создание новых институтов и повышение эффективности производства как в масштабе фирмы, организации, так и в масштабе общественного производства в целом или в масштабе реального сектора экономики. В связи с этим методологические постулаты институционального подхода ориентированы на учет социальных затрат при организации новых формальных институтов. Думается, что предложенная Р. Коузом методология правомерна и при оценке затрат на формирование и организацию соци-

148 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ального партнерства как института и учета его вклада в повышение эффективности производства, активизации процесса труда и его рациональной организации.

Учет затрат на формирование социального партнерства предполагает учет затрат на объединение (формирование) партнеров по их интересам и желаниям, на получение информации о желании и условиях создания партнерского взаимодействия, на проведение переговоров, ведущих к обсуждению, на подписание контрактов (соглашений) и разработку определенных положений соглашения, его подписания и проверки или инспекции со стороны государственных структур. При сборе определенной информации следует учитывать стоимость посреднических услуг информационных агентств (посредников), информационных дилеров, обеспечивающих релевантной информацией организаторов переговоров, включая затраты времени на переговорный и информационный процессы. В институциональном соглашении, примером которого является социальное партнерство, принимается во внимание информация о поведении субъектов социального партнерства с учетом обычаев и традиций, правил и законов.

Одним из основных преимуществ институционального подхода к формированию социального партнерства является поиск путей сокращения затрат в реальном секторе экономики при комплексном экономическом и социальном взаимодействии экономических агентов, апеллирующих к подписанию контрактов, соглашений на принципах и условиях социального партнерства. Затраты на формирование и организацию социального партнерства, сопоставимые с общественными выгодами, являются стержнем институционального подхода при анализе социального партнерства.

Кроме того, при институциональном подходе к социальному партнерству обращается внимание на поиск преимуществ и потерь для отдельных представителей социального партнерства, подписавших контракт на условиях агентских отношений (в краткосрочном периоде), а также на возможное получение преимуществ или потерь для всех участников социального партнерства (в отдаленной перспективе).

Для нового институционального подхода важно не только определить основных игроков, реализующих функции «принципалов» и «агентов» в процессе осуществления социального партнерства, подписания и реализации партнерских соглашений, но и установить соответствующие правила игры, нормы поведения участников и игроков на рынке. Требуется выработать подходы к оценке продуктивности и эффективности поведения с учетом того, что расходы на осуществление продуктивного поведения принципалов и агентов рассматриваются не как социальные затраты, а в определенной мере как социальные инвестиции, выделяемые на совершенствование организации социальных процессов и социально-трудовых отношений.

Анализ эффективности общественных формальных и неформальных институтов с учетом сопоставления социальных затрат на их формирование и обслуживание и социальных общественных выгод в масштабе всего общества является важнейшей составляющей институционального анализа при определении рациональности и эффективности социального партнерства как института. При этом следует иметь в виду, что соглашения на условиях принципал-агентских соглаше-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 149

ний определяют условия оплаты и условия труда, а соглашения на условиях социального партнерства предполагают создание условий для развития партнерского взаимодействия и продолжение выбранной траектории в развитии социально-трудовых отношений, основанных на консенсусе интересов и доверительности. Институт социального партнерства с учетом его социальной значимости должен обеспечить каждый «голос» с каждого рабочего места в оценке различных позиций при проведении переговоров, поскольку результаты переговоров способствуют реализации потенциальных резервов производительности труда.

Институциональный подход применительно к анализу социального партнерства свойствен главным образом странам Западной Европы. Великобритания, Австрия, Германия, Дания опираются на анализ результативности социального партнерства, его роли в организации производства и труда на предприятии с учетом влияния социального партнерства на активизацию факторов производства. Особое внимание уделяется прежде всего личностному или человеческому фактору, который в современных условиях содействует техническому и социальному прогрессу в обществе, заметно повышает производительность труда на основе технологических, экономических, социальных, управленческих инноваций, обеспечивает обслуживание технического базиса производства с применением современных технологий. Влияние институциональных факторов на спрос и предложение на рынке труда проявляется в том, что социальные институты, к которым относится и институт социального партнерства, смещают кривую спроса на труд вправо, а кривая предложения труда поднимается вверх.

Вопрос активизации экономической деятельности на всех уровнях хозяйствования является центральным. Отсутствие в стране института социального партнерства или недостаточное его развитие могут означать отсутствие оптимального варианта развития экономики для страны ввиду высоких трансакционных издержек и отсталости. В связи с этим широко обсуждаются факторы, обеспечивающие активную экономическую деятельность и экономическое развитие общества.

Как подчеркивается в Программе развития людских ресурсов ООН (1990 г.), экономический успех любой страны неразрывно связан с развитием демократии, капитализм как общественное устройство теряет свои преимущества при отсутствии демократических преобразований в обществе. Продуктивно развивающееся общество должно формировать такие институты, которые толерант-ны к любому общественному устройству, гарантирующему своим гражданам политические и экономические свободы. Признается, что к институтам, реализующим в определенной мере экономические свободы, могут относиться институты социального партнерства и социальной защиты.

В новых условиях изменяются приоритеты деятельности государства. Теперь точно так же, как оно обеспечивает закон, порядок и защиту граждан, государство должно создать условия и правовые границы для развития страхования, чтобы обеспечить определенные социальные стандарты в обществе, выступить гарантом основных видов социального страхования и минимальных социальных стандартов. В свою очередь, институты социального партнерства и социальной защиты должны способствовать и непосредственно реализовывать государственные обязательства в данной области. Это важно потому, что институты

150 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

социального партнерства и социального страхования включены в систему обеспечения экономического развития страны.

Такой контекст позволяет рассматривать социальное партнерство как своеобразный индикатор эффективности или неэффективности экономического развития. Наряду с определением оптимальности института социального партнерства в институциональной системе общества и важности его роли в экономическом развитии страны широкому обсуждению подвергаются вопросы количественной и качественной оценки социального партнерства.

Тот факт, что институт социального партнерства доминирует и занимает главенствующие позиции в системе институтов данной страны, ее институциональном устройстве и ставка делается только на него, означает, что не учитывается радикальная альтернатива в экономической политике и все подчинено только экономическим и социальным интересам занятого населения, национальным фирмам, резидентам данной страны. При этом практически полностью игнорируются интересы безработного населения, не включенного в процесс общественного воспроизводства, и нерезидентов, прежде всего рабочих-мигрантов. В основе экономической политики в таком случае закладывается и будет доминировать распределение прибыли, распределение доходов, и прежде всего национального дохода, с последующим перераспределением. Наряду с распределением будут рассматриваться и решаться вопросы, связанные с инвестированием, занятостью населения.

Подобные проблемы встают и при анализе развития социальной защиты в стране. Она также может рассматриваться как индикатор экономического и социального развития общества в отдельной стране.

В целях достижения экономического, технического, социального прогресса необходимо определить потенциал использования социального партнерства и социальной защиты и варианты использования преимущества института социального партнерства. При этом важно знать, насколько «много» или «мало» социального партнерства в институциональной системе государства, каковы его количественные и качественные характеристики, к каким последствиям в экономическом развитии общества они приведут и в каком направлении следует двигаться, чтобы избежать отрицательных последствий. В результате рассматривается влияние социального партнерства на развитие не только социально-трудовых, но и шире -социально-экономических отношений. Социальному партнерству отводится роль регулятора, особенно в сфере организации производства и управления им.

Таким образом, активизация факторов производства, и главным образом человеческого фактора, способствует повышению эффективности производства, а следовательно, и экономического развития. Это служит обоснованием финансовых расходов на социальные нужды производства, на развитие социального партнерства и социальной защиты работников. Такого рода вложения следует рассматривать как инвестиции, а не как затраты.

Расходы на человеческий капитал, направленные на повышение квалификации и связанные с переобучением, повышением профессионального мастерства, приобретением новых профессиональных навыков и совершенствование профессиональных компетенций, обеспечивают развитие человеческого фактора, интеллекта работников. Вложения в человеческий капитал, в интеллектуаль-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 151

A.A. Макаров

ное и профессиональное развитие работников обеспечивают развитие производства, повышение его эффективности в связи с ростом производительности труда и развитием инновационной деятельности на предприятии. Реализация человеческого фактора проявляется и в социальной активности работника, который включается в обсуждение и принятие решений по социальным вопросам, в частности по вопросам организации и оплаты труда, распределения прибыли, инвестирования. Это не только обеспечивает общемировую тенденцию «гуманизации труда», но и способствует экономическому развитию общества, повышению эффективности производства.

Библиографический список

1. Casey В., Jold M. Social Partnership and Economic Performance: the Case of Europe. London, 2000.

2. The Challenges and Ways for ward into 21th Century. London, 1993.

3. Hostasch L. The European Social Model - a Social Dialogue. London, 1997.

4. Coase R.H. The Firm, the Market and the Law. Chicago, 1998.

A.A. Makarov

Motivation of Labor - the Base of Partnership Type Social Interaction Management in the Employment Market

Based on the analysis of self-esteemed motivation of enterprises personnel in conditions of current changes in Russia the necessity of abandoning the conflict type management and of the transition to management based on the social contract is justified. It is noted that the change of management model entails the introduction of a new model of labor market regulation.

Key words and word-combinations: motivation, labor, self-motivation, quality of life.

C помощью анализа самооценки мотивации персоналом предприятий в условиях современных изменений в России раскрывается необходимость отказа от управления конфликтного типа и перехода к управлению на основе социального контракта. Отмечается, что изменение модели управления влечет за собой внедрение новой модели регулирования рынка труда.

Ключевые слова и словосочетания: мотивация, труд, самомотивация, качество жизни.

УДК 331.108 ББК 60.823.3

A.A. Макаров

МОТИВАЦИЯ ТРУДА -ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ПАРТНЕРСКОГО ТИПА НА РЫНКЕ ЗАНЯТОСТИ

I I арастающий дисбаланс интересов главных агентов рынка - работодателей и наемных работников - повышает практическую значимость мотивации труда. Актуальность проблемы в таком контексте на российском рынке занятости подтверждают данные социологических исследований, которые фиксируют, что у работающего населения России, по сравнению с населением других стран, выраженность достижительных ценностей слабее. При этом у российских работников наблюдается сильное стремление к высокому заработку и желание минимизировать трудовые усилия.

152 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.