УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
144
Социальное партнерство как форма существования некоммерческих организаций в современном обществе
Дымникова А. И.
Анна Иосифовна Дымникова —
доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
Успешное развитие социально-культурной сферы в России невозможно без ее достаточной финансовой поддержки. Поддержка эта, как известно, в большинстве европейских стран мира приходит из государственного бюджета и от благотворителей, которыми могут выступать как организации частного бизнеса, так и отдельные граждане1. В России социальная политика государства реализуется прежде всего при условии финансирования из средств бюджетов различных уровней. В течение последнего десятилетия в нашей стране активно развиваются различные формы внебюджетного финансирования учреждений и организаций социальной сферы, но они покрывают лишь незначительную часть расходов.
В условиях проводимой в настоящее время реформы бюджетной сферы, когда перед учреждениями образования, здравоохранения, культуры поставлены принципиально новые задачи повышения эффективности собственной хозяйственной деятельности, увеличения доходов, привлечение дополнительных внебюджетных средств (фандрей-
1 См.: Художественная жизнь современного общества. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. — СПб.: Изд-во «Сергей Буланов», 1998.
2/2005
зинг) становится важным направлением деятельности2. Диверсификация источников финансирования организациям социальной сферы гораздо большие возможности по удовлетворению разнообразных потребностей населения, уменьшает зависимость от единственной «руки дающей», способствует демократизации деятельности. В этой связи представляют особую актуальность в современных условиях исследования процесса установления организациями социальной сферы партнерских отношений со всеми структурами общества, в особенности с бизнесом.
Потенциальными группами партнеров, с которыми могут сегодня работать некоммерческие организации социальной сферы, являются:
- частные предприятия различных организационно-правовых форм собственности;
- благотворительные организации, и в том числе фонды;
- физические лица;
- государственные органы (поступления сверх обещанного учредителем или от других госорганов)3.
В зарубежных странах наиболее готовыми для социального партнерства являются физические лица и благотворительные организации4. Структуры же бизнеса не всегда являются благоприятной почвой для усилий организаций куль-
туры по поиску партнеров. Это естественно, т. к. цели коммерческих фирм, существующих в жестких рыночных условиях, связаны, прежде всего, с наращиванием прибыли, а значит с расширением рынка, с поиском новых клиентов. Не всегда организация культуры может быть помощником в решении этих проблем. Иногда она мала, деятельность ее не масштабна, не вызывает большого общественного резонанса, зачастую уникальна, направлена на элитарного, не массового потребителя. И все же структуры бизнеса: банки, предприятия, агентства — являются в условиях России самым значительным источником дополнительных финансовых поступлений в бюджет некоммерческих организаций. Это связано, прежде всего, с фактическим отсутствием в стране среднего класса, а значит с не масштабностью благотворительности физических лиц, с неразвитостью благотворительных структур (фондов, обществ, ассоциаций), в особенности грантодающих. Значит именно с коммерческими структурами, с миром бизнеса «обречены», прежде всего, сотрудничать российские некоммерческие организации культуры: театры, музеи, библиотеки, центры досуга. При этом, как советуют американские специалисты, занимаясь поиском потенциальных партнеров, занимаясь фандрейзингом, нужно помнить, что это искусство завязывать дружбу5.
Фандрейзинг от английского слова «Fundraising» — привлечение средств.
См.: Гордин В. Э., Дымникова А. И. Новое в теории и практике фандрейзинга // Менеджмент и культуры / Сб. научных трудов. — СПб.: СПГАК, 1998. С. 43-65.
См.: Иксанов А. Г., Дымникова А. И. Как просить денег на культуру / Реферат книги К. Л. Столпер, К. Б. Хопкинс «Успешный фандрейзинг для учреждений культуры». СПб.: Изд-во «Нотабене», 1995. С. 25.
ПулДж.Х. Когда менеджмент приносит деньги. — СПб.: «Контрфорс», 1999. С. 98.
ЕЕ
ОИ
СА ЕВ s- о
Е
< < Ус
145
2/2005
2
3
4
5
м к
О 5 ^ I О < м ес
р- о
2==
^ ь-
С
146
2/2005
Завязывание же дружбы, выстраивание дружеских взаимоотношений невозможно без знания всех аспектов жизни, деятельности предполагаемых друзей, партнеров, без вовлечения их в свое дело.
Конечно, по-прежнему ключевым вопросом в выстраивании партнерства является вопрос о мотивах вступления коммерческой структуры во взаимоотношения с организацией культуры. Достаточно изученный в литературе6, он по-прежнему требует осмысления со стороны менеджера, занимающегося фандрейзингом. И здесь со счета нельзя сбрасывать деловые, т. е. влияющие на цели развития коммерческой фирмы, мотивы. Это создание благоприятного имиджа; уменьшение отрицательного воздействия фирмы на общество (для фирм, производящих табак, алкоголь); получение дополнительных рекламных возможностей; получение новых общественных связей за счет контактов с партнерами-бизнесменами и чиновниками; получение доступа к ключевым фигурам общества; улучшение жизни в регионе; повышение уровня корпоративности в работе фирмы, повышение квалификации сотрудников. Перечень таких мотивов можно было бы продолжить. Но они — не единственные, побуждающие бизнес помогать некоммерческому сектору. Не стоит, на наш взгляд, недооценивать понимание лучшими
представителями предпринимателей России той пограничной ситуации, в которой оказалась сегодня страна, уйдя от коммунистической диктатуры, от коммунистического тоталитаризма к гражданскому демократическому обществу. По-прежнему остаются актуальными слова А. Вербицкого, сказанные им в 1994 г.: «Лишь взаимоподдержка бизнеса и благотворительности способна обеспечить нормальное развитие гражданского общества, а значит уменьшить экспансию государственного сектора, предотвратить введение необязательного регулирования в различные области жизни»7.
Мониторинг деятельности некоммерческих организаций культуры Санкт-Петербурга, осуществляемый кафедрой менеджмента исполнительских искусств Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, позволяет прийти к определенным выводам об активности этих организаций в привлечении внебюджетных источников финансирования, об уровне достигнутого ими социального партнерства. Последним таким исследованием стало изучение фанд-рейзинговой деятельности театров города в 2000-2002 гг.
Целью анализа было выявить, насколько активно сегодня занимаются театры поиском партнеров, с какими проблемами они при этом сталкивают-
См., напр.: Ваганова Н. К., Гордин В. Э. Маркетинговая деятельность в театральной сфере // Известия СПБГАФ. 1995. № 1. С. 68-77; Соловьева А. Третий сектор в культуре Петербурга или некоторые особенности нашей благотворительности. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1996; Дымни-кова А. И. Управление культурой в рыночной экономике. — СПб.: Изд-во СПБГУЭФ. 2000. Вербицкий А. Благотворительность банков на пути к социальному партнерству // Роль благотворительности в деятельности банков. — М.: Информационно-аналитическое агентство А.С.Н. и Издательский дом «Банковское дело», 1994. С. 17.
ся, какие из сегментов донорского рынка особенно интенсивно помогают театрам.
Для этого были исследованы данные, содержащиеся в статистических формах отчетности и в бухгалтерских документах (форма 9-НК, «Расшифровка статей баланса»), отражающие доходы театра от фандрейзинговой деятельности. Также была разработана анкета и проведено анкетирование руководителей. Это позволило узнать их мнение о ситуации с партнерством в их театре.
В результате анализа основных экономических показателей и анкетирования руководителей представительной группы государственных театров были выявлены два сегмента донорского рынка, которые наиболее часто оказывают помощь театрам: бизнес-структуры и органы государственной власти.
Действительно, сегодня в России бизнес уже делает значительные благотворительные пожертвования, вступает в контакты с организациями некоммерческого сектора, и в частности с организациями культуры. Современную ситуацию можно проследить на примере деятельности российских банков в 2002 г. Нам удалось найти уникальные сведения о благотворительной деятельности восемнадцати банков, входящих в Ассоциацию банков Северо-Запада. Данная Ассоциация выпустила брошюру, в которой представлена информация о приоритетах благотворительной политики банков региона, о конкретных, поддерживаемых банками программах. К сожалению, в этом издании не указаны суммы пожертвований банков на каждый конкретный проект, но некоторые банки указали суммы пожертвован-
ных средств за год. К примеру, Балтийский банк направил в 2002 г. на благотворительную деятельность 3,8 млн рублей, Банк «Менатеп-Санкт-Петер-бург» — 11 млн рублей, Северо-Западный Сбербанк России — 8 млн рублей. Как видно, банки перечисляют значительные средства на благотворительность. Анализируя список поддерживаемых проектов (всего проектов 189), представленных каждым из этих банков, мы пришли к выводу, что благотворительная политика банков сегодня направлена в наибольшей степени на поддержку следующих программ:
■ на первом месте (45 проектов) — оказание социальной помощи малообеспеченным, инвалидам, больным, особенно нуждающимся в поддержке детям;
■ на втором месте — поддержка культуры, искусства и восстановление исторических памятников Петербурга (41 проект);
■ на третьем, четвертом и пятом местах — благотворительные взносы в проекты, связанные с развитием города и общества (30 проектов), науки и образования (29 проектов) и спорта (17 проектов).
Замечательно, что сегодня в Петербурге одним из приоритетных направлений оказания благотворительной помощи является поддержка культуры. Отметим, что поддержка организаций исполнительских искусств занимает здесь значительное место — 14 проектов из 41, что составляет 35% от поддерживаемых культурных программ и 7% от общего количества проектов, на которые были выделены донорские средства. Приведем некоторые приме-
2/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
147
м к
О 5 ^ I О < м ес
р- о
2==
^ ь-
С
148
2/2005
ры помощи ОИИ: «Балтонэксим Банк» оказал финансовую помощь Межрегиональному общественному благотворительному Фонду Развития Мариинского театра для реализации программы Мариинского театра в юбилейный год Санкт-Петербурга; «Промышленно-строительный банк» особое внимание уделяет поддержке «центров отечественного искусства» — Государственной академической филармонии им. Шостаковича и Мариинскому театру; БДТ им. Товстоногова неоднократно помогал Северо-Западный банк Сбербанка России; Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития поддерживает Академический Малый Драматический театр, основываясь «на понимании роли данного театра в культурной жизни Санкт-Петербурга и России».
Лидер по количеству поддержанных театров в 2002 году (театр Комедии им. Н. А. Акимова, театр им. Ленсовета, ТЮЗ им. Брянцева, театр «Зазеркалье») — банк «Санкт-Петербург». Этот банк является генеральным спонсором Филармонического общества, при его поддержке был проведен 38-й Международный фестиваль «Петербургская музыкальная весна», а также юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию Филармонического общества Санкт-Петербурга. Кроме того, банком были перечислены средства на восстановление и реставрацию музея-квартиры Ф. И. Шаляпина, на восстановление Константиновского и Юсуповского дворцов, на оказание помощи православным храмам, на проведение фестивалей им. Е. Мравинского, «Золотой Остап» и
др. В помещении банка были организованы выставки художников Санкт-Петербурга. Огромный вклад в сохранение и развитие культурных и духовных традиций нашего города был оценен жителями Петербурга: председатель правления банка А. В. Савельев удостоен национальной народной награды — Ордена «Созидателя Петербурга».
Итак, эти банки активно участвуют в благотворительной деятельности, у каждого из них есть выработанная благотворительная политика. Одним из приоритетных направлений банковской поддержки является культура. Из восемнадцати банков — шесть (т. е. треть) помогает театрам.
Если говорить о том, какие именно театры сегодня получают банковские средства, то, конечно, немаловажное значение имеет имя театра, его престиж, известность в Петербурге и за его пределами. Но, на наш взгляд, не это является определяющим. Если проанализировать список театров, получивших благотворительные пожертвования, то там мы увидим и БДТ, и Театр «Зазеркалье», и ТЮЗ, известность и значимость которых невозможно сравнивать. Деньги от банков получают именно те театры, которые активно и успешно занимаются фандрейзин-гом, ищут партнеров, работают с ними.
Работая с коммерческим сектором, устанавливая с ним партнерские отношения, должен быть «соблюден баланс между удовлетворением острейших потребностей сегодняшнего дня и деятельностью, направленной на совершенствование общества»8. Сделать же это гораздо легче на основе
Вербицкий А. Указ. соч. С. 18.
создания общей структуры, такой, как, например, Клуб, Общество друзей или Благотворительный фонд специального назначения. В какой бы форме ни была создана такая структура, важны задачи по формированию вокруг организаций культуры друзей, партнеров, способных помочь, поддержать, воспринимающих ее заботы как свои. В последнем — воспитании в донорах чувства соучастия в делах организации культуры — состоит высшая цель деятельности такого сообщества. Путей же достижения этой цели может быть множество.
Так, Международное общество «Друзья Русского музея», основанное в 1997 г., привлекает новых членов, в основном используя мотив престижности помощи одному из самых значительных и уникальных объектов культуры на планете. Первыми почетными членами общества стали Б. Ельцин, М. Ростропович, Г Вишневская, Е. Образцова, В. Войнович, А. Петров, Ю. Темир-канов, Д. Гранин, Д. Лихачев. Мотив присоединения к интеллектуальной высшей элите — немаловажный фактор привлечения новых друзей музея. А перечень корпоративных членов общества — различных фирм и компаний — крайне обширен и значителен9.
У членов общества, в том числе корпоративных, есть определенные льготы. Это и получение информации о деятельности музея, и бесплатное
посещение экспозиций; и приобретение музейных сувениров со скидкой; и бесплатная аренда музейных залов для проведения внутренних мероприятий и т. п. Все они не столько важны для фирм финансово, сколько способствуют формированию их репутации, общественного влияния, позволяют почувствовать себя соучастником поддержки художественного российского наследия.
Важность мотива соучастия бизнеса в достойном творческом деле подтверждает проводимое нами с середины 1990-х годов исследование деятельности одного из самых успешных и стабильных благотворительных фондов Санкт-Петербурга специального назначения — Благотворительного фонда БДТ10.
Благотворительный фонд БДТ был создан в 1994 г. Его основателями стали В. Спиваков, Ю. Темирканов, М. Ян-сонс, К. Лавров, А. Собчак. В течение первого года работы фонда образовалось ядро высшего органа его управления — Совета попечителей.
Первые восемь человек — членов Совета попечителей — стали приводить за собой других ярких представителей бизнеса Санкт-Петербурга. При этом Совет придерживается строгой процедуры вступления в Фонд и в высший орган его управления новых членов. Так, невозможно стать членом Совета попечителей без рекомендации одного или нескольких действующих членов Сове-
См.: Международное общества «Друзья Русского музея» // http://www.rusmuseum.ru/museum.ru/ museum/friends/corporate friends. html
См.: Дымникова А. И., ИксановА. Г. Благотворительный фонд БДТ / Теория и практика успеха. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1997. Исследование же деятельности фонда в 1998-2000 гг. было проведено мною совместно с заместителем директора БДТ им. Г. А. Товстоногова, выпускником СПГАТИ — Ф. Шеповаловым и выпускницей СПГАТИ Ю. Воронцовой.
2/2005
9
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
149
м к
О 5 ^ I О < м ес
р- о
2==
^ ь-
С
150
2/2005
та. Но и таких рекомендаций недостаточно. На заседании Совета специально обсуждаются новые кандидатуры, анализируется вся имеющаяся информация о кандидате, о его организации. Интерес членов Совета вызывает финансовое состояние организации, отсутствие связи с теневым бизнесом, сложившаяся в фирме благотворительная политика, наконец, биография самого руководителя. И только после такого обсуждения кандидат приглашается на очередное заседание Совета, где ему задают вопросы о мотивах его вступления в Фонд, а затем происходит голосование. Так, по рекомендации директора предприятия «Перспектива» в Совет были приглашены руководители АО «Ленгазтеплострой» и Сев-дорбанка. А представитель Севдорбан-ка привел в Фонд и Совет начальника Центральной медико-санитарной части № 122 Минздрава РФ. В процессе формирования фонда и его высшего органа управления, как ярко видно на этом примере, применяется так называемый многоуровневый фандрейзинг. Это такая система сбора пожертвований, когда благотворитель не только сам жертвует средства, но и содействует привлечению новых потенциальных бла-готворителей11. Так находит новых партнеров Фонд БДТ.
Фонд не забывает о профессиональных интересах членов Совета. Без участия театра не обходятся мероприятия, проводимые организациями, возглавляемыми членами Совета Попечителей. Концерты, творческие про-
граммы, поздравления разнообразят и одухотворяют жизнь мира бизнеса. По-прежнему, как и в начале деятельности Фонда12, организациям — его коллективным членам — предоставляется возможность абонировать ложи на спектакли БДТ. Это дает возможность работникам фирмы посещать спектакли, не прибегая к дополнительной процедуре заказа и приобретения билетов. Пользование ложей может являться актом поощрения отдельных работников фирмы. Ну, а руководители организаций отмечают, что посещение театра благотворно влияет на психологический климат в коллективе, повышает его сплоченность и усиливает мотивацию к труду,
БДТ, заботясь о профессиональных интересах своих попечителей, предоставляет им возможность проводить в театре встречи со своими деловыми партнерами, принимать коллег в неформальной, дружеской обстановке. Это повышает престиж главы принимающей фирмы и способствует формированию его положительного имиджа.
Лидеры бизнеса в связи со своей крайней занятостью, как правило, не имеют возможности достаточное время уделять своим семьям, и это учитывает театр. Стало нормой приглашать семьи членов Совета не только на премьеры и другие мероприятия БДТ, но и на самые престижные общегородские театральные мероприятия: вечера в Доме актера, вечера, посвященные вручению высших театральных наград Санкт-Петербурга «Золотой софит» и т. п. (м. б. совместное посеще-
11 См.: Гордин В. Э., Дымникова А. И. Новое в теории и практике фандрейзинга. Цит. соч. С. 28.
12 См.: Дымникова А. И., Иксанов А. Г. Благотворительный Фонд БДТ // Теория и практика успеха. Цит. соч. С. 61-62.
ние мероприятий). Посещение их приносит редкую общую радость предпринимателям и их семьям. Часто в театре отмечают знаменательные события, связанные с жизнью членов Совета попечителей, — юбилейные даты; присвоение правительственных наград и т. п. На такие торжества приходят не только близкие друзья и родственники «виновника», но и его коллеги, партнеры и, конечно же, друзья-актеры.
Учет профессиональных и личных интересов попечителей театра — важная составляющая работы Фонда. Но все же самым главным остается вовлечение членов Совета во все стороны творческой и организационной работы театра.
Во-первых, все члены Совета регулярно получают самую последнюю информацию о деятельности БДТ в виде пресс-релизов, репертуара на текущий месяц, сообщений о специальных мероприятиях, которые намечены в театре или вне его. Кроме того, творческие планы, финансовое состояние театра и другие проблемы члены Совета имеют возможность обсудить на регулярных заседаниях. Именно максимальная информированность членов Совета о жизни творческой организации позволяет им принять решение — где, когда и как они могут включиться в общее дело.
Каждое заседание Совета попечителей начинается с творческого отчета художественного руководителя театра. Члены Совета знакомятся с макетами намеченных к постановке спектаклей. Беседы с создателями сценических произведений позволяют изнутри проследить художественный процесс от рождения замысла до его реализации на сцене в день премьеры. Здесь важно, чтобы
еще у макета будущего спектакля режиссер-постановщик и художник смогли увлечь их своими идеями, сделать членов Совета соучастниками создания произведения искусства. В результате можно рассчитывать на их поддержку в реализации этого проекта в самых разнообразных формах — от частичного финансирования выпуска спектакля, безвозмездного предоставления оборудования и материалов для изготовления декораций, рекомендаций по использованию новых материалов в оформлении спектаклей до премирования творческого состава, занятого в премьере.
Постепенно вовлекаясь в жизнь театра, воспринимая его нужды, как свои и своей организации, члены Совета часто сами, не дожидаясь просьб, помогают БДТ деньгами, идеями, материалами и услугами. Организации, возглавляемые членами Совета, и их партнеры осуществляют ремонт здания и коммуникаций театра, дворовых и прилегающих территорий, поставляют оборудование и материалы, оплачивают телефонные переговоры на гастролях, оказывают медицинскую помощь сотрудникам, поддерживают социальные программы театра, да и просто по-человечески помогают решать житейские проблемы артистов. Все это, безусловно, свидетельствует о том, что попечители в определенном смысле стали членами коллектива театра. Театр стал и их делом.
Мотив соучастия в достойном творческом деле не случайно оказался, по результатам опроса членов Совета попечителей, самым значительным. Члены Совета попечителей стали реальными партнерами БДТ. Придя когда-то работать в Фонд, они преследовали разные
2/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
151
Таблица 1. Структура доходов Благотворительного фонда
БДТ в 1999-2002 гг.13
Годы 1999 2000 2001 2002
Показатели Факт (тыс. руб.) % Факт (тыс. руб.) % Факт (тыс. руб.) % Факт (тыс. руб.) %
1. Благотворительные взносы частныхлиц 55 192 15,4 28 400 8 30 000 0,8 50 000 3,5
2. Благотворительные взносы коллективных членов Фонда 25 307 70,6 220 000 62,3 3182217 90,1 1 280 833 89,5
3. Благотворительные взносы прочих организаций 50 000 14,0 105000 29,7 325000 9,1 150000 10,5
Итого 358268 100 353 400 100 3 537 217 100 1 430 839 100
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
152
2/2005
и в основном связанные с задачами своего бизнеса цели. Постепенно произошло слияние этих «личных» целей с целями развития театра. Не случайно вот уже скоро 10 лет Фонд оказывает театру неоценимую постоянную помощь.
Так, за четыре года: с 1999 по 2002 гг., самые значительные поступления приходят в Фонд от его коллективных членов - коммерческих структур, руководители которых являются членами Совета попечителей (см. таблицу 1). Они же являются основными донорами целевых программ.
Анализ структуры расходов Фонда дает основание утверждать, что он оказывает огромную помощь театру. Традиционно большая часть средств (до 60,7%) идет на социальную поддержку сотрудников БДТ. Это матери-
альная помощь работникам, премии, подарки, дотации на питание, компенсации проезда, материальная помощь детям сотрудников, приобретение путевок, оплата лечения сотрудников, оплата ритуальных услуг и т. п.
На втором месте в расходах Фонда — затраты на приобретение оборудования. Стабильно небольшая часть средств Фонда шла в этот период на проведение общегородских театральных мероприятий, что свидетельствует еще раз о том, что Фонд БДТ является фондом специального назначения. Фонд является важнейшей структурой, объединяющей партнеров театра. Члены Совета попечителей Фонда стали верными и преданными друзьями БДТ, Этим же им отвечает коллектив театра.
13 См.: Отчеты о финансовой деятельности Благотворительного Фонда БДТ за 1999-2002 гг. В итоговых показателях доходов и расходов не учитываются средства, поступающие и расходуемые непосредственно на целевые программы (финансирование курса п./р. А. Толубеева, юбилеи, памятники и т. п.).
Таблица 2. Структура расходов Благотворительного фонда
БДТ в 1999-2002 гг.
Годы 1999 2001 2002 2003
Показатели Факт (тыс. руб.) % Факт (тыс. руб.) % Факт (тыс. руб.) % Факт (тыс. руб.) %
1. Социальная поддержка сотрудников БДТ (мат. помощь, пособия и пенсии, лечение, путевки и т.п.) 193 810 60,7 393 758 54 1 125014 58,8 805 789 60,7
2. Приобретение и безвозмездная передача мат. ценностей и оплата текущих расходов БДТ 36 959 11,6 13 226 1,8 530 033 28,7 366 139 27,6
3. Проведение общегородских и театральных мероприятий 17 020 5,3 250155 34,3 132 544 6,9 128565 9,6
4. Содержание театра 71 633 22,4 71 007 9,9 132 544 6,9 128565 9,6
Итого 319 422 100 728146 100 19 111 100 1325793 100
2/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
153