Социальное одиночество как атрибут урбанистических практик в контексте вынужденной самоизоляции
Коркия Эка Демуриевна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии коммуникативных систем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается вопрос о причинах появления социального одиночества в контексте вынужденной самоизоляции из-за пандемии COVID-19 в городском пространстве. Раскрываются различные поля изоляции и формы ее актуализации. Автор подчеркивает тезис о социальной вариативности одиночества в городе, её маркерах. Обсуждается влияние средств электронной коммуникации на переживание чувства одиночества.
Ключевые слова: социальное одиночество, TOVID-19, межличностная коммуникация, изоляция, пандемия, отчуждение, социальные процессы, истина, городское пространство, социализация, массовая урбанизация.
По официальным данным, из-за эпидемии СOVID-19 почти 1,7 миллиардам человек предписано быть на вынужденной домашней изоляции. СOVID-19 вывел на передний план и актуализировал ранее незаметную другую эпидемию - эпидемию одиночества. По большому счету вирус сделал всех жителей планеты участниками самого масштабного социально-психологического эксперимента. Первый удар СOVID-19 нанес по экономике, что повлекло за собой увеличение расходов на здравоохранение, резкое сужение сферы услуг и вместе с тем массовое падение производительности труда. Отмечается снижение качества человеческого капитала. В нынешних обстоятельствах на помощь приходят технологии, которые еще недавно называли одной из первопричин социальной самоизоляции людей. На сегодняшний день, когда есть надежда, что эпидемия все-таки идет на спад, важным является подготовка к неминуемым последствиям изоляции, а именно усугублении ситуации социального одиночества. Настала острая социальная необходимость в выработке социально-технологических мер профилактики в будущем в аналогичных обстоятельствах.
Социальное одиночество феномен в той или иной форме занимающий умы мыслителей на протяжении всей человеческой истории. Со времён библейского Иова до Грека Зор-бы вся литература пронизана этой проблемой. Еще древние греки отмечали, что с момента появления каждый человек как социальное существо с не мог существовать обособлено от сородичей, за границами общества, но и вместе с тем не мог существовать в социуме, не обладая собственной идентичностью. Возникновение феномена первоначально было определено преимущественно естественными и физиологически-адаптивными яв-
81
лениями: вовремя спродуцированная из предыдущего опыта новая реакция на опасное проявление окружающего мира, действительно, предоставлял человеку возможность выжить и продолжать исследование себя и мира вокруг [1]. На сегодняшний день консолидация позиций исследования феномена одиночества находит отражение во многих дефинициях в социальном дискурсе: «Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» [2, с. 27]. Социум и общественные институты, по сути своей, так же, как любой индивид динамичны по своей природе, а с точки зрения тенденций и дифференциации путей дальнейшего развития непредсказуемы. Переживать одиночество было свойственно человечеству на каждом этапе становления общества, особенно кризисном. Понимание одиночества было специфично и опиралось на доминирующие философские взгляды своего времени, однако одно оставалось без изменений на протяжении всей истории - проблема личностной, психологической и социальных сторон одиночества, и что не менее важно - объективность и важность каждой из сторон.
На заре становления человеческого общества возникает и укореняется важная истина, из которой берут начало большинство современных теоретических подходов к понимаю человеческой психики. Речь идет об идеи поэтапного формирования личности индивида в процессе появления и дифференциации отношений в межличностном плане и в плане коммуникации с группой. На тот момент основополагающими характеристиками человеческого мировоззрения были мифологичность, анимизм, а также жесткие границы внешнего проявления эмоций, вместе с тем, язык еще не был достаточно развит, что являлось существенным барьером для передачи всей гаммы чувств и палитры психологических состояний че-
ловека словесно. Описанная проблема языка и создавало первичный субстрат для формирования ощущения изолированности [1].
В эпоху Античности мыслителями формируется особый пласт концептуального виденья, который позволяет увидеть нам первые попытки описания феномена одиночества с точки зрения влияния последнего на социальную жизнь личности. Здесь стоит отметить трансформацию внешнего нормативного пространства личности, заключающуюся в дифференциации и специализации социального на непосредственно общественное и политическое [3]. Таким образом, уже человек Античности становится в определённой степени зависим от достаточного количества разнообразных социальных систем, что в большинстве и определяет специфический подход к трактовке феномена одиночества в данный период развития человеческого общества. И как раз доказательством данного факта является жизнь Сократа, трагедии Эсхила.
Здесь нам видеться важным указать, на то, что именно труды античных философов стали отправной точкой к развитию рефлексивного теоретического описания переживания одиночества в виде специфичного пути познания истинной идентичности, гармонии, а также приобретения способности созерцать и постигать истину мироздания в его воплощениях.
Центральной мыслью многих античных философов был анализ социализации человека с точки зрения принесения блага полису. Например, Софокл предлагает идею введения запрета на основание философских школ в пределах города, потому как обособленные от общественной жизни философы, которые выбрали нелюдимый образ жизни и лишь активное суждение о сущности и морали социального, не являются достойными жителями полиса, так как не осознают и не реализуют всеобщую необходимость внесения своего вклада в общественное благо и процветание полиса и общества в целом [4].
82
Идеи миропонимания у пифагорейцев определяют гармонизацию всех физических и душевных состояний человека в виде стремления к истинному благу, что включает переживание одиночества в сложный и разносторонний процесс постижения мудрости в безличной истине. Одиночество, у представителей описанного направления античной философской мысли, не является внесоциальным состоянием, в скорее напротив, его переживание определяли в качестве значимого атрибута стремления к истинному бытию человека и использованию его уникального ресурса гармонии для роста уровня духовной жизни, оставаясь при этом гражданином полиса.
Аристотель определяет продуктивность переживания человеком одиночества как возможность истинного сосредоточения и духовного уединения. Появления чувства себялюбия Аристотель видит как основу любой дружбы, что последний определяет как наиболее значительную добродетель для реализации энтелехии человеческой души [3].
В период средних веков, во времена тотального господства религиозной доктрины мира и теософского подхода в исследовании бытия выделяется особая дифференциация внутренних факторов возникновения феномена одиночества. Конфликт между духовным и телесным рождает в сознании идею об отторжении того, что не сможет стать частью его сущности в высшей жизни - собственного тела. [1]. Одиночество в Средние века становится атрибутом достижения трансценденции, что сопровождает строгая канонизирован-ность реализации человека в обществе. Социум теряет решающее значение в человеческом бытии. Процессы, которые происходят в нем, рассматриваются в качестве искушений и духовных заблуждений, в отличии от бытия внутреннего и вечного. Однако сам Фома Аквинский (13 в.) считает, что человек социален от природы, с самого рождения, в контексте чего уход от общества есть также грех перед богом.
Подобных же идей до этого придерживался и Августин Блаженный, добавляя тезис об абсолютной важности стремления человека к высшим формам бытия. Таким образом, концептуально христианская религиозная философия средневековья признает социальную природу человека и необходимость быть включенным в общественные отношения, однако высшую форму духовной гармонии можно обрести только в служении богу, отказываясь от мирских преимуществ.
Эпоха романтизма и просвещения характеризуется консолидацией подходов к проблеме одиночества вокруг созависмости человека-общества. Мыслители того периода, такие как Гердер и Дж. Байрон, видят необходимость увеличения уровня образования и отказ от однозначных догматов как необходимые условия для повышения осознанности личностью своей жизни и выработки персонального отношения к окружающему обществу. В период эпохи Возрождения одиночество начинает рассматриваться как необходимость в жизни каждого субъекта. В русской литературе данный феномен рассмотрен сквозь призму «лишних» людей. Благодаря умению быть в одиночестве, индивид приобретает способность не быть одиноким, движется к личностному самопознанию, эмоциональной стабильности и рефлексии, что делает его полноценным членом общества [6].
Однако уже в период 19 века в силу ряда причин (последствия наполеоновских войн) одиночество снова воспринимается в социальных науках среде в негативном ключе. Все чаще речь идет не только о персональном одиночестве, но и групповой изолированности, об одиночестве социума. Все явственнее вводится термин отчуждение для характеристики социальных процессов. В частности, немецкая школа философии того периода опиралась на мысль, что социально желательное поведение и коммуникабельность развиваются ярко как фора бегства человека от самого себя и страха перед собственными
83
мыслями. В тот же временной период К. Маркс приводит трактовку одиночества как форму протеста личности. Последний считал, что в случае, когда общество не может удовлетворить потребность индивида в социализации, из-за неприятия личности культурных, политических и экономических правил индивид вправе дистанцироваться от этого общества, но при этом ведя поиск или создавая самостоятельно другую ценностно-релевантную социальную общность [7]. Значительный вклад внесли в данную проблему также А. Шопенгауэр и Фр. Ницше.
Во второй половине 20 века, особенно в послевоенный период, значительное распространение получает экзистенциальное направление гуманитарной мысли. Европе казалось, что любое ограничение бытия человека есть путь к тоталитаризму. Опираясь на идеи личной ответственности личности за свою жизнь, постулируя важность персональной свободы выбора и необходимости самостоятельного принятия решений, экзистенциалисты связывают деструктивное влияние одиночества с феноменом «омассовления» сознания личности. К. Ясперс утверждает, что универсализация общественной жизни способствует выключению личности из социальных межличностных связей, что ведет к нежеланию интегрировать в социальные и внутриличностные структуры идей гуманизма и взаимоуважения. В результате человек начинает испытывать мнимое одиночество: он находится в какой-либо социальной группе, осуществляет там коммуникацию, но не ощущает удовлетворения от этого. В своем уникальном понимании человеческой экзистенции Ж.П. Сартр утверждает, что одиночество человека есть закономерное следствие необходимости делать выбор, в рамках которого личность становится полностью одинокой. Сартр постулирует, что человеческая свобода существует в категории обреченности. Личность обречена брать ответственность за свои совершенные и не совершенные поступки, осознавая возможную ответственность
за них и необходимость быть готовым к этой ответственности. Современник Ж.П. Сартра, А. Камю выделяет имманентность определяющего влияния внутренних переживаний и образов, которые и составляют человеческую сущность: «Очевидным фактом морального порядка является то, что человек -извечная жертва своих же истин» [8; 9]. Таким образом, можно сделать вывод, что экзистенциалисты постулируют, что одиночество есть универсальное условие человеческого бытия, которое дает ему возможность исследовать глубины личности и лучше осознать себя и свое место в социуме.
В нынешнее время человечество накопило большой объём знаний и подходов к трактовке феномена одиночества. Каждый вправе выбрать концептуальный подход, отражающий его взгляды и ценности. Однако самым важным является прагматическая эффективность взглядов. В 2020 году значимое большинство поневоле оказались заперты в собственных квартирах, скоротечность распространения вируса не позволило каждому человеку и социуму, в частности, подготовиться к нарушению привычных способов межличностной коммуникации и заменить их аналогами с использованием дистанционных средств общения. Выше перечисленное стало причиной острого чувства одиночества у многих людей, кто не привык долго находиться дома. Наглядно это доказывает падение работоспособности в условиях удаленной работы. Исследования доказали, что люди, испытывающие чувство одиночества чаще болеют, быстрее устают и теряют интерес к выполняемой деятельности [10]. Сегодня очевидно - социум не может эффективно функционировать в условиях изоляции. Проблема одиночества всегда была актуальной, особенно в период массовой урбанизации. Кто-то чувствует себя одиноким в толпе, а кто-то, наоборот, в городской суматохе видит средство спасения от одиночества. Треть населения Земли испытали на себе, что такое быть одиноким, что рождает ве-
84
роятность появления новой проблемы, а именно - страх оказаться в одиночестве. Подобный феномен наблюдался и раньше, выражающийся в поиске социальных контактов без критического отношения к их качеству [11]. У подобного выделяют разные причины: от патологического страха оставаться одному до попыток повысить самооценку за счет мнимой «нужности» индивида другим представителям социума. Однако в посткоронавирусном мире к описанным выше причинам добавляется страх потерять всю коммуникацию одномоментно, тем самым оказавшись наедине с самим собой без привычных средств коммуникации. Особенно актуальна данная проблема в среде людей, не достаточно приспособленных к пользованию современными технологиями общения. В силу чего становится острой необходимостью уделить внимание наряду с привычными формами социализации индивида в коллективе, средствам и путям виртуальной социализации. Человек в буквальном смысле становится тем, что он о себе заявляет. Важно предоставить каждому возможность широкой альтернативы личному общению через специальные средства: мессенджеры, чаты и видеоконференции. И все эти поля социализации, как показал опыт, не являются антиподом, они могут вполне быть взаимодополняемыми. Особенно следует отметить, что на сегодняшний день электронные средства коммуникации решают проблему точности передачи сообщения, но не дают в нужной степени возможности чувствовать себя включенным в коммуникацию [11]. Речь идет о том, что в привычном прямом общении мы выражаем отношение к собеседнику помимо вербальных средств с помощью жестов, движений и эмоций, чего мы оказываемся лишены в электронном общении. Вследствие чего, сообщение, которое передается «дословно», может быть понято не так, как этого хотел бы автор.
В заключение следует отметить, что на протяжении всей своей истории человечество старалась понять феномен
социального одиночества, а также интерпретировать его в контексте различных сторон социальной жизни [12]. Научиться справляться с негативными последствиями одиночества и выносить выгоду из возможного позитивного влияния последнего на личность. Однако очевидным остается то, что социальное одиночество есть одна из характеристик нашей данности. COVID-19 указал человечеству на слабые звенья внутренней организации социума и хрупкость социальных связей, что требует внимательного изучения последствий этого и практической реализации задач по качественной разработки средств электронной и виртуальной социализации человека.
Литература
1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 17-е изд. М., 2019.
2. Садлер А. Уильям. От одиночества к аномии / Уильям А. Садлер, Томас Б. Джонсон // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 13-29.
3. Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Cambridge: University Press, 1962.
4. Суриков И.Е. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н.э.: Софокл, Ев-рипид и Аристофан в их отношении к традиционной религии. М.: Изд-во ИВИ РАН, 2002. С. 304.
5. Августин А. О христианском учении // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т. 1. СПб., 2001. С. 37-109.
6. Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал // Несчастнейший: сборник сочинений / С. Кьеркегор. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.
7. Маркс К. Из ранних произведении / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Государ-
85
ственное издательство политической литературы, 1956. С. 690.
8. Мамардашвили М. Психологическая топология пути // Мир человека. Хрестоматия для учащихся полной средней школы (X-XI кл.) / под ред. А.Ф. Малышевского. М.: Ин-терпракс, 1993. С. 304.
9. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. M.: Политиздат, 1990. С. 415.
10. Пузанова Ж.В. Социологическое измерение одиночества: автореф. дис... д-ра соц. наук / Ж.В. Пузанова. - М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2009. С. 23.
11. Коркия Э.Д. Феномен культурного одиночества в цифровую эпоху // в сборнике Россия в эпоху цифрового общества: границы, барьеры и солидарности (Материалы xXlV Социологических чтений РГСУ) М., 2019. С. 293-300.
12. Коркия Э.Д. Одиночество как предмет социокультурологическо-го исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, № 12, 2020. С. 3841.
SOCIAL LONELINESS AS AN ATTRIBUTE OF URBANIST PRACTICES IN THE CONTEXT OF FORCED SELF-ISOLATION
Korkiya E.D.
Moscow State University
This article examines the issue of the reasons for the emergence of social loneliness in the context of forced self-isolation due to the COVID-19 pandemic. Various fields of isolation and forms of its actualization are revealed. The author emphasizes the thesis about the social variability of loneliness, its markers. The influence of electronic communication means on the feeling of loneliness is discussed.
Keywords: social loneliness, OOVID-19, interpersonal communication, isolation, pandemic, alienation, social processes, truth, urban space, socialization, mass urbanization.
References
1. Mukhina V.S. Age psychology. Phenomenology of development: a textbook for students. higher. study. institutions. 17th ed. M., 2019.
2. Sadler A. William. From loneliness to ano-mie / William A. Sadler, Thomas B. Johnson // Labyrinths of loneliness: trans. from English / comp., total. ed. and foreword. N.E. Pokrovsky. Moscow: Progress, 1989. pp. 13-29.
3. Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Cambridge: University Press, 1962.
4. Surikov IE Evolution of the religious consciousness of the Athenians in the second half of the 5th century. BC e.: Sophocles, Euripides and Aristophanes in their relation to traditional religion. Moscow: Publishing house of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2002. S. 304.
5. Augustine A. About Christian doctrine // Anthology of medieval thought. Theology and philosophy of the European Middle Ages. T. 1.SPb., 2001. S. 37-109.
6. Kierkegaard S. Harmonious development of aesthetic and ethical principles in the human personality // The most unfortunate: a collection of works / S. Kierkegaard. Moscow: St. Apostle Andrew, 2005.
7. Marx K. From early works / K. Marx, F. Engels. Moscow: State Publishing House of Political Literature, 1956, p. 690.
8. Mamardashvili M. Psychological topology of the path // The world of man. Reader for high school students (X-XI grades) / ed. A.F. Malyshevsky. M.: Interpraks, 1993. S. 304.
9. Camus A. Rebellious man. Philosophy. Politics. Art. M.: Politizdat, 1990.S. 415.
10. Puzanova Zh.V. Sociological dimension of loneliness: abstract of Ph.D. dis ... Dr. sots. sciences / J.V. Puzanov. - M.: Ros. University of Friendship of Peoples, 2009. p. 23.
11. Korkiya E.D. The phenomenon of cultural loneliness in the digital era // in the collection Russia in the era of the digital society: boundaries, barriers and solidarity (Materials of the XXIV Sociological Readings of the RSSU) M., 2019, pp. 293-300.
12. Korkiya E.D. Loneliness as a subject of so-ciocultural research // Humanities, socioeconomic and social sciences, No. 12, 2020. P. 38-41.
86