Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6679
1225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОЛУЧАТЕЛЬ И ПОСТАВЩИК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / WELFARE STATE / SOCIAL SERVICE / INDIVIDUAL PROGRAM / RECIPIENT AND PROVIDER OF SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирова А.А., Спиридонова М.А.

Рассмотрены конституционные принципы социального государства РФ в контексте норм ст. 7 Конституции РФ и задачи, решаемые для обеспечения социального характера Российского государства. Раскрыто содержание социального обслуживания с точки зрения положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ. Проанализирована трансформация законодательства РФ в части существующих ранее Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ. Приведены некоторые изменения, появившиеся в результате принятия нормативно - правового акта от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, регламентирующего функционирование института социального обслуживания в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SERVICES FOR THE POPULATION: MODERN ASPECTS OF LEGAL REGULATION

Considered by the constitutional principles of social state of the Russian Federation in the context of the rules of article 7 of the Constitution and tasks of the social nature of the Russian state. The content of social services is disclosed in terms of the provisions of the Federal law of December 28, 2013. №442-FL. The article analyzes the transformation of the legislation of the Russian Federation in terms of the previously existing Federal laws №195-FL of December 10, 1995 and №122-FL of August 2, 1995. Some changes that have appeared as a result of the adoption of the regulatory act №442-FL of December 28, 2013, regulating the functioning of the Institute of social services in the Russian Federation are presented.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.А. Кирова, студент М.А. Спиридонова, студент

Научный руководитель: С.В. Старцева, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11262

Аннотация. Рассмотрены конституционные принципы социального государства РФ в контексте норм ст. 7 Конституции РФ и задачи, решаемые для обеспечения социального характера Российского государства. Раскрыто содержание социального обслуживания с точки зрения положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ. Проанализирована трансформация законодательства РФ в части существующих ранее Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ. Приведены некоторые изменения, появившиеся в результате принятия нормативно - правового акта от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, регламентирующего функционирование института социального обслуживания в РФ.

Ключевые слова: социальное государство, социальное обслуживание, социальная услуга, индивидуальная программа, получатель и поставщик социальных услуг.

Основной закон государства - Конституция РФ идентифицирует Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека и гражданина и достойные параметры его жизнедеятельности (ст. 7) [1]. В этом смысле для реализации социальных характеристик Российского государства институты публичной власти преследуют достижение следующих задач:

- охраняется здоровье и труд людей, занятых в структуре национальной экономики;

- устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;

- обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, признаваемых важнейшими институтами социального развития;

- организуется система социальных служб, деятельность которых направлена на оказание социальных услуг населению РФ;

- устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, законодатель устанавливает и признает защиту прав и интересов граждан как неотъемлемую и важнейшую характеристику социального государства РФ. В данном контексте право социального обеспечения, которое является самостоятельной отраслью системы российского права, направлено на реализацию гарантий всех социальных прав, декларированных Конституцией РФ и иными нормативно - правовыми актами, уточняющими конституционные принципы.

Базовые положения правового регулирования в сфере социального обслуживания населения РФ устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 442-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 3 Закона № 442-ФЗ, социальное обслуживание представляет собой деятельность различных органов власти и государственных учреждений по предоставлению социальных услуг [1]. При этом социальная услуга выражается в совершении действия в сфере социального обслуживания, осуществляемого на постоянной или периодической основе, в адрес гражданина, с одной стороны, для улуч-

шения им условий своей жизнедеятельности, а с другой, для расширения возможностей самостоятельного удовлетворения своих потребностей.

В совокупности Закон № 442-ФЗ предопределяет экономико-правовые основы и инструменты реализации мер социального обслуживания населения через систему институтов публичной власти РФ, а также права и обязанности как получателей социальных услуг, так и непосредственно поставщиков. В совокупности, с учетом существующих социально-экономических потребностей общества и основываясь на принципе гуманизма, можно выделить такие функции системы социального обслуживания, как:

- помощь и поддержка малоимущих, больных и попавших в сложную жизненную ситуацию категорий граждан;

- обеспечение приемлемого уровня нормального потребления всех социальных групп.

Стоит отметить, что Закон № 442-ФЗ подвергается определённым нормативным уточнениям в связи с тем, что социальные обслуживание ежегодно охватывает свыше 34 млн. человек: инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, которые по воли жизненной ситуации оказались в трудном положении [1]. Именно поэтому для того, чтобы обеспечивать население в социальных услугах высокого качества, стоит учитывать реалии времени, существующие запросы, тенденции и новации в сфере предоставления социальных услуг с тем, чтобы система социального обслуживания носила интегральный и эффективный характер, максимально удовлетворяя запросы граждан. Существующий Закон № 442-ФЗ сменил ранее действовавшие Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», отражающие особенности социального обслуживания населения в РФ и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, соответственно [1]. Существующий Закон № 442-ФЗ в современной

редакции дополнился не только положением о разделении полномочий в сфере социального обслуживания между РФ и субъектами РФ, но и отразил введение новых институтов в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти и уполномоченного органа субъекта РФ.

На данный момент в предметы ведения федеральных институтов власти в сфере социального обслуживания входит установление минимальных требований к объемам предоставляемых социальных услуг. В данном случае речь идет об утверждении нижеследующих параметров:

- инструменты реализации государственной политики, в том числе в правовой сфере, касающейся системы социального обслуживания;

- примерный перечень социальных услуг, которые будут оказываться гражданам на безвозмездной основе;

- методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

- утверждение порядка размещения информации в сфере «Интернет», связанной с поставщиком, предстающим социальные услуги;

- управление федеральной собственностью, задействованной в сфере социального обслуживания;

- ведение системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания, а также организация контроля и надзора в указанной сфере;

- международное сотрудничество РФ с точки зрения ратификации международных договоров, связанных со сферой социального обслуживания (п. 1 ст. 7 Закона № 442-ФЗ) [1].

В свою очередь к предметам ведения субъектов РФ в контексте организации сферы социального обслуживания можно отнести все полномочия, перечисленные в п. 1 ст. 8 Закона № 442-ФЗ, как, например, координация деятельности поставщиков социальных услуг, утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, финансирование программ социального обслуживания и т.д.

Закон № 442-ФЗ модифицирован с той точки зрения, что в него в 2013 году введены понятия получателя и поставщика социальных услуг как нуждающегося гражданина, которому предоставляется социальная услуга, и юридического лица, осуществляющего социальное обслуживание, соответственно. Дополнительно появились дефиниции стандарта социальных услуг, профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.

В разрезе лет, прошедших между рассматриваемыми Законами, качественно изменилось само понимание социальной услуги. Так, если в Законе № 195-ФЗ содержание социальной услуги в большей мере сводилось к адресности поддержки нуждающихся граждан, то Закон № 442-ФЗ закрепил, что итоговая цель видится в качественном улучшении жизнедеятельности граждан и самостоятельном обеспечении ими возникающих потребностей.

Исключена трактовка о трудной жизненной ситуации как совокупности обстоятельств, спровоцировавших необходимость получения гражданином социального обслуживания. На данный момент Закон № 442-ФЗ употребляет дефиницию «нуждающегося в социальном обслуживании» гражданина, который может получить социальные услуги в результате обстоятельств, ухудшивших условия его жизнедеятельности и перечисленных в п. 1 ст. 15 Закона № 442-ФЗ. При этом важно отметить, что данный перечень является открытым, что подразумевает самостоятельностью субъектов РФ в дополнении обстоятельств, которые могут спровоцировать ухудшение жизни гражданина РФ. Так, Правительство Самарской области в Постановлении от 29 декабря 2014 г. № 848 уточняет, что гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в том случае, если в его жизни имелись обстоятельства, которые ухудшили или могли ухудшить условия его жизнедеятельности в соответствии со ст. 15 Закона № 442-ФЗ, а также ряд иных, перечисленных ниже:

- доход, который на основании законодательства РФ свойственен гражданину (семье), признаваемых как малоимущие;

- у гражданина имеется имущественный ущерб, полученный в результате стихийного бедствия, эпидемии, катастроф различных причин возникновения, пожара и т.д.;

- семья имеет статус многодетной, имеющей трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, жертв насилия и т.п.;

- семья имеет статус находящейся в социально опасном положении [1].

Таким образом, Самарский регион как и иные субъекты РФ с учетом существующих и свойственных субъекту особенностей определяет, обстоятельства какого рода могут привести к ухудшению жизнедеятельности граждан.

Основной приоритет, преследуемый в рамках Закона № 442-ФЗ - это индивидуальный подход обслуживания гражданина с учетом факторов, воздействующих на условия его жизнедеятельности. С учетом этого принципа составляется индивидуальная программа, которая, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона №442-ФЗ, является документом, отражающим нижеследующие аспекты:

- форма социального обслуживания;

- виды, объем и периодичность оказания социальных услуг, а также условия и сроки ее оказания;

- список рекомендуемых юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, в компетенцию которых входит предоставление социальных услуг;

- мероприятия по социальному сопровождению.

Можно сказать, что составление и внедрение данной программы в структуру взаимоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг также является новацией в сфере законодательства РФ о социальном обслуживании, поскольку ранее основным источником регулиро-

вания возникающих правоотношений яв- индивидуальным подходом к потребно-лялся договор о предоставлении социаль- стям граждан, что в целом свидетельствует ных услуг. Сейчас договор систематизиру- о многоступенчатом развитии института ет положения, определенные индивиду- социального обслуживания в РФ. Как и альной программой, пункты которой пере- всякое развитие, оно сопряжено с рядом сматриваются на регулярной основе не трудностей, требующих своего решения с реже одного раза в три года (п. 2 Закона точки зрения достижения прогресса суще-№ 442-ФЗ). ствующих норм, например, обеспечение

Наконец, отметим возникшее у граждан планомерного сопровождения получателей право выбора поставщиком социальных социальных услуг, контроля за своевре-услуг, чего ранее также не наблюда- менностью получаемого социального об-лось [1]. Указанное нововведение не толь- служивания, разграничение институтов ко будет способствовать более полному социальной помощи и срочных социаль-удовлетворению граждан в качестве ока- ных услуг и т.д. Однако в данных услови-зываемого социального обслуживания, но ях стоит говорить о качественной прове-и в целом будет стимулировать конкурен- денной работе в отношении реформирова-цию среди предприятий рынка предостав- ния анализируемой сферы с тем, чтобы ления социального обслуживания. большее число граждан РФ были доволь-

Таким образом, существующий Закон ны уровнем и качеством предоставляемых № 442-ФЗ отличается большей адресно- услуг. стью, стандартизацией социальных услуг,

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 12.10.2020).

2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 №442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 12.10.2020).

3. Козловская С.Н., Титова О.В. Социальное обслуживание в контексте нового социального законодательства // Социальная работа в России: проблемы и решения. - М., 2019. - С. 212-219.

4. Слиткова А. Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации // Труды Института государства и права РАН. - 2016. - №3 (55). - С. 205-217.

5. Васильцова Л.И., Невьянцева Н.Н. Рынок социальных услуг: векторы развития и социально-экономические последствия // Дискуссия. - 2017. - №5 (79). - C. 68-73.

6. Атякшева М. А. Реформирование системы социального обслуживания в России // Гуманитарные научные исследования. - 2018. - №6. - С. 11-15.

7. Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области и внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 7 сентября 2011 г. № 447 «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области и Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг: Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2014 г. №848 // Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://minsocdem.samregion.ru/dokumenty/postanovleniya-resheniya-

polozheniya/postanovlenie-pravitelstva-samarskoy-oblasti-ot-41 (дата обращения 12.10.2020).

8. Корсаненкова Ю. Б. Единство публичных и частных начал в правовом регулировании отношений по социальному обслуживанию // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2017. - №2 (8). - С. 114-124.

SOCIAL SERVICES FOR THE POPULATION: MODERN ASPECTS OF LEGAL

REGULATION

A.A. Kirova, Student M.A. Spiridonova, Student Supervisor: S.V. Starsteva, Senior Lecturer Samara State University of Economics (Samara, Russia)

Abstract. Considered by the constitutional principles of social state of the Russian Federation in the context of the rules of article 7 of the Constitution and tasks of the social nature of the Russian state. The content of social services is disclosed in terms of the provisions of the Federal law of December 28, 2013. №442-FL. The article analyzes the transformation of the legislation of the Russian Federation in terms of the previously existing Federal laws №195-FL of December 10, 1995 and №122-FL of August 2, 1995. Some changes that have appeared as a result of the adoption of the regulatory act №442-FL of December 28, 2013, regulating the functioning of the Institute of social services in the Russian Federation are presented.

Keywords: welfare state, social service, social service, individual program, recipient and provider of social services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.