Научная статья на тему 'Социальное обеспечение в Великобритании'

Социальное обеспечение в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5054
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное обеспечение в Великобритании»

Валентина СОРОКИНА

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Социальное обеспечение рассматривается в Великобритании как способ выражения социальной солидарности в обществе, и финансовый аспект этой солидарности предназначен для покрытия основных потребностей нуждающегося населения.

Существующая в настоящее время система государственного социального обеспечения была создана более 40 лет тому назад. За прошедшие десятилетия она претерпела значительные изменения, превратившись в сложный, гибкий и весьма подвижный механизм, гарантирующий предоставление различных видов пособий, пенсий, а также медицинское обслуживание населения, хотя по уровню развития социального обеспечения Великобритания значительно отстает от других стран Западной Европы, занимая 9-е место среди членов ЕС. Тем не менее расходы на эти цели составили в 1999-2000 годах 101,2 млрд ф. ст., т. е. более 30% всех государственных расходов. Это самая обширная программа социального обеспечения страны в послевоенные годы. (В 1949-50 годах аналогичные расходы составляли 13,5%).

На чем же базируется система социального обеспечения Великобритании? Основой ее являются страховые взносы населения (55%) и доходы от налогообложения. Страховые взносы рабочих, служащих и предпринимателей выплачиваются, как правило, в течение 20 лет работы и аккумулируются в фонде национального страхования. Сумма взносов зависит от размера заработной платы либо от доходов предпринимателей. Существуют также добровольные страховые взносы, что дает право на получение дополнительной государственной пенсии. От уплаты взносов освобождаются рабочие, чья зарплата либо доходы ниже установленного минимума, и люди пенсионного возраста, продолжающие свою трудовую деятельность.

Увеличение социальных пособий населению находится в зависимости от уровня государственных доходов: они тем больше, чем выше эти доходы. Влияют на увеличение пенсий, дополнительных выплат и пособий и такие факторы, как динамика заработной платы и розничных цен на потребительские товары и услуги.

В 1998 году правительство лейбористов в рамках концепции "третьего пути" предложило новую социальную стратегию "Новый курс" ("New Deal") - государственную программу вспомоществования, которая охватывает наиболее нуждающиеся слои граждан. В ее орбиту попали разные категории населения: к концу ХХ впервые получили работу 270 тыс. молодых людей в возрасте от 18 лет; были трудоустроены более 60 тыс. лиц в возрасте от 25 лет, не работавшие в течение длительного времени; предоставлены дополнительные пособия матерям-одиночкам и рабочие места

Сорокина Валентина Федоровна, (1928-2001 г.) кандидат экономических наук, старший

научный сотрудник ИМЭМО РАН

© 2002

80 тыс. женщин, половина которых не имела работы в течение свыше 10 лет. Правительство считает, что к 2010 году 70% матерей-одиночек получит работу. Кроме того для них организуются шестимесячные бесплатные курсы переподготовки и получения другой профессии.

Правительство разработало также специальные программы трудоустройства лиц старше 50 лет, так как, несмотря на улучшение ситуации на рынке труда, уровень их занятости остается низким. Программа "Нового курса" помогла вернуться на рабочие места 27 тыс. человек такого возраста.

Снижение темпов роста экономики в Великобритании во второй половине 2001 года привело к увеличению безработицы. К тому же в стране уже давно существуют неблагополучные регионы, где сохраняется ее высокий уровень и острые социальные проблемы. Основная часть этих регионов расположена в старых городах, в приморских районах, в местах угольных разработок. Они населены, главным образом, выходцами из стран Азии и Африки, одинокими родителями, инвалидами, лицами с хроническими заболеваниями. Большая часть населения здесь живет на пособия, в неблагоустроенных квартирах, в местах, где не развита инфраструктура, существуют проблемы с экологией.

В 2000 году для оказания помощи таким регионам правительство создало в Великобритании и Шотландии 15 "зон занятости" и "групп действия", которые разработали программы решения ряда социальных проблем. Для их выполнения были привлечены местные органы власти. Реализация программ для неблагополучных регионов "Новый курс" и "Зоны занятости" оказывает положительное влияние на всю экономику страны.

В Великобритании, как и в других развитых странах, быстро увеличивается доля людей пожилого возраста как в численности всего населения, так и среди экономически активного. Так, доля лиц в возрасте 75 лет выросла с 4% в 1961 году до 7% в 1997-м, а к 2021 году население страны в возрасте 80 и более лет достигнет 3 млн. чел., или 5% от общей численности. К этому же времени, по прогнозам, 65-летних и старше станет больше, чем лиц до 16 лет. Однако старение населения и связанные с этим проблемы - не единственная причина роста расходов на социальное обеспечение. Расширение программ социальной политики государства направлено на то, чтобы адекватно реагировать на изменение общественной среды, на научно-технический прогресс, в условиях которых возрастает значение социальной безопасности людей.

Пенсионное обеспечение

Одной из важнейших составляющих этой безопасности является пенсионная система, которая проделала долгий путь к своему нынешнему состоянию. В 1945 году лейбористским правительством был принят закон о национальном страховании. В то время пенсионерам выплачивалась базовая пенсия без учета их заработной платы. Право на ее получение имели лица, которые делали взносы в национальное страхование в течение всей трудовой жизни. Пенсии выплачивались государством из текущих доходов. Такая система была предложена социальным реформатором лордом У. Бевериджем. Его программа предусматривала единый размер пенсий, а работающие и их хозяева должны были делать одинаковую сумму взносов в национальное страхование на протяжении двадцати трудовых лет.

В конце 50-х годов стало очевидно, что размер пенсий недостаточен, так как составляет лишь небольшую часть заработной платы. В связи с этим в пенсионную систему были внесены изменения - увеличены взносы в национальное страхование со стороны работников и их нанимателей. Часть населения страны стала получать государственную пенсию с учетом заработной платы.

Пришедшие на смену правительству лейбористов консерваторы одобрили эти изменения и разработали на их основе свою пенсионную программу, учитывающую род занятий (Occupational pension scheme). Она брала за основу для начисления пенсии сумму заработной платы, которую человек получал в течение всех своих трудовых лет.

В середине 70-х годов государственная пенсионная система вновь подверглась изменениям. На этот раз лейбористское правительство, пришедшее к власти в 1974-м, предложило внести коррективы в реформу 1961 года. Первое, установить формальную связь между размерами базовой государственной пенсии и заработной платой работающего населения путем проведения ежегодной индексации; второе, усовершенствовать пенсионную систему посредством включения в нее "второго яруса" - зависимости от размера зарплаты уже для всего населения. При этом величина пенсии была установлена на уровне 25% от самой высокой заработной платы, которую человек получал в течение 20 лет своей работы.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 году, внесло очередные поправки в пенсионную программу. Оно отменило формальную связь между пенсиями и заработной платой и установило ее между базовой государственной пенсией и розничными ценами. Такое решение было продиктовано, в частности, экономическим кризисом в Великобритании в 1980-м. Далее, в 1985 году правительство консерваторов, изучив программу пенсионного обеспечения, принятую ранее лейбористами, предложило снизить его уровень до 20% заработной платы.

И, наконец, правительство М. Тэтчер впервые провело в жизнь программу частных или накопительных пенсий. Каждый британец получил возможность вкладывать в пенсионный фонд часть своих доходов до вычета налогов. Частные пенсионные фонды, инвестирующие средства в британскую экономику, получили большое распространение в стране в последние годы. В 2001 году общая сумма средств в таких фондах составила 830 млрд ф. ст. (1,4 трлн долл.) - больше, чем в пенсионных фондах других европейских стран вместе взятых.

Лейбористское правительство Т. Блэра выработало свои предложения по пенсионной программе. Они включали: создание "нового паевого пенсионного фонда" (ПФ), который объединяет и использует лучшие характеристики ранее принятых в стране программ, введение гарантированного минимального дохода для всех пенсионеров и организацию ежегодной публикации сведений о величине будущих пособий.

Этот новый план строится на частичной приватизации системы социального обеспечения. Фактически было подтверждено, что каждый гражданин может инвестировать свои взносы в частный пенсионный фонд. Подобно организациям, занимающимся профессиональными пенсиями, паевые ПФ будут управляться попечителями. На них возлагается ответственность за инвестиционную политику. Членами ПФ могут быть работники, получающие от 9 до 18 тыс. ф. ст. в год (14 850-29 700 долл.).

В то же время правительство лейбористов предприняло шаги для привлечения в фонды работников, получающих меньше 9 тыс. ф. ст. в год. Ожидается, что со временем в результате создания различных льгот, таких как налоговые скидки, услугами фондов будут пользоваться все больше работников с низкими доходами.

Государственный секретарь по социальным вопросам А. Дарлинг отмечал: "В перспективе, мы планируем сбалансировать государственные и частные пенсионные системы, чтобы убедить как можно большее количество британцев зарегистрироваться на получение частных пенсий. И в последующие 50 лет доля государственных расходов на пенсионное обеспечение по отношению к ВВП сократится, поскольку значительная часть населения сможет накопить средства в пенсионных фондах".

Таким образом, после проведения всех реформ и изменений государственные пенсии по старости выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, женщинам - 601. В 2000 году средний размер основной пенсии по старости одинокого пенсионера, выплатившего страховые взносы, составлял 67,50 ф. ст. в неделю, супружеской пары - 107,90 ф. ст. - соответственно 16 и 26% от уровня средней заработной платы в стране.

Пенсионеры могут работать, и их заработок не влияет на размер пенсии. Лица, достигшие пенсионного возраста и продолжающие работать, при уходе на пенсию получают надбавки за каждый проработанный год, но только в тех случаях, когда сумма их страховых взносов превышает требуемую. Надбавка выплачивается государством либо частной компанией и может составить четвертую часть заработной платы.

Право на получение основной пенсии сохраняется и для лиц, чьи возможности работать ограничены необходимостью сидеть с ребенком, либо ухаживать за больными родственниками. Чтобы поддержать материальное положение женщин, вышедших на пенсию, закон содержит положение о равном разделении пенсионного обеспечения между разведенными супругами.

Частные пенсии, являясь разновидностью пенсионного обеспечения, по сути формируются самими людьми, о чем говорилось выше. Инвестируя свои взносы в пенсионные фонды, они, при достижении соответствующего возраста, получают их в виде солидной суммы, чтобы поместить ее в любой финансовый институт - страховую или инвестиционную компанию, строительное общество, коммерческий банк и т. п.

Лицам, не делающим страховых взносов в фонд национального страхования, выплачиваются пособия по старости за счет доходов от налогообложения.

Нынешняя пенсионная система Великобритании, несмотря на свои неоднократные изменения, все же не сняла вопроса о том, за счет чего осуществлять дальнейшее увеличение пенсий. Поэтому весьма вероятно, что будет проводиться еще не одна реформа, чтобы решить эту проблему.

Пособия по безработице и при потере трудоспособности

Люди, потерявшие работу, трудоспособность, кормильца, инвалиды и престарелые имеют в Великобритании право на различные пособия.

Выплаты по безработице регламентируется ростом числа безработных и осуществляются в течение одного года Фондом национального страхования за счет страховых взносов потерявшего работу. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия.

В 2000 году сумма выплат по безработице составила 52,20 ф. ст. в неделю. Существуют пособия по безработице, полагающиеся лицам, которые активно ищут работу. По действующим сейчас правилам они выплачиваются тем, кто сделал достаточно отчислений в Фонд государственного страхования, и тем, кто имеет статус "малообеспеченные лица". В обоих случаях сумма пособия составляет 51,4 ф. ст. в неделю и выплачивается в течение 6-12 месяцев.

Лица, утратившие трудоспособность в результате болезни, первые 28 недель получает выплаты по больничному листу от предприятия. Это установленное законом пособие зависит от размера заработной платы и составляет в среднем 67,0 ф. ст. в неделю.

Существуют и другие виды пособий при потере трудоспособности, например, краткосрочные - для лиц, не достигших пенсионного возраста. Они составляют 50,90 ф. ст. в

1 В 1995 г. был принят закон, по которому предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста для женщин до 65 лет.

неделю в первые 28 недель, а после этого срока увеличиваются до 60,20 ф. ст. Краткосрочные пособия для людей старше пенсионного возраста находятся в пределах от 64,75 до 67,50 ф.ст. в неделю; размер долгосрочных пособий - 67,50 ф. ст. в неделю (выплачивается после 53 недель нетрудоспособности).

Пособия по инвалидности назначаются тем гражданам, которые представляют заключение врачебной экспертизы. Получивший инвалидность имеет право и на единовременное пособие, и на пенсионное обеспечение (в среднем 40,80 ф. ст. в неделю) в зависимости от возраста.

По данным статистики труда, в настоящее время 20,6% инвалидов, или около 1,4 млн чел. способных выполнять некоторые виды работ, являются безработными. Возможность для инвалидов найти работу приблизительно в 7 раз меньше, чем у здоровых людей. Правительство прилагает усилия, чтобы сократить этот разрыв. Как результат - ежегодно находят работу до 5% инвалидов, получающих пособия. Кроме того, создан особый фонд помощи им, благодаря которому оплачиваются услуги консультантов, медицинских работников и т. п.

Люди, не достигшие пенсионного возраста, включая домашних хозяек, которые по состоянию здоровья не могут работать, но не подходят под категорию инвалидности, получают пенсии.

В 1997 году правительство приняло программу "Новая перспектива для инвалидов". В ней рассматриваются вопросы привлечения их к активной жизни, посильному участию в сфере образования, науки, искусства и т. п.

В тех случаях, когда семья теряет кормильца, вдова получает единовременное пособие в 1 тыс. ф. ст. и пенсионное обеспечение в течение первых 26 недель. Кроме того, ей выплачивается дополнительное пособие на каждого ребенка. Размер пенсии составляет в среднем 67,50 ф. ст. в неделю, пособие на ребенка, которое выделяет Детский фонд, - от 9,9 до 11,35 ф. ст. в неделю.

В Великобритании широко распространена система государственных социальных дополнительных выплат. Их получают работающие, достигшие 16 лет и занятые неполную рабочую неделю, и те, кто имеет заработок ниже прожиточного минимума, а также престарелые с небольшой пенсией.

Государственные дотации выдаются и малообеспеченным семьям. Максимальная выплата семье с двумя детьми до 11 лет составляет около 100 ф. ст.

Социальные выплаты матерям и детям

Для этой категории граждан в Великобритании существует специальный материнский страховой фонд, созданный на основе взносов потенциальных матерей (продолжительность уплаты страховых взносов не менее двух лет).

Большинству беременных положены установленные законом пособия непосредственно от предприятия. Они выдаются женщинам, чей стаж работы на данном предприятии составил не менее 26 недель, а зарплата была в среднем 67 ф. ст. в неделю. Выплата производится в течение 18 недель в размере 90% зарплаты в первые шесть недель и 60,20 ф. ст. в неделю в течение двенадцати оставшихся.

При рождении ребенка мать получает единовременное пособие. Средства матерям поступают от органа социальной защиты "Детский фонд" в период от рождения ребенка и до 16 лет, а если ребенок продолжает учебу в школе - до 19 лет (в среднем 15 ф. ст. в неделю). Сумма в размере 10 ф. ст. в неделю выплачивается на каждого следующего ребенка. С апреля 1987 года социальные выплаты матерям производит также фонд национального страхования, но в основном семьям с низкими доходами.

В стране сейчас более 1 млн матерей-одиночек, воспитывающих 1,7 млн детей. Значительную помощь им оказывает действующая в Англии и Северной Ирландии социальная "Государственная стратегия заботы о детях", провозглашенная "Новым курсом". Она рассчитана на период 2001-2004 годов. В соответствии с ней 540 тыс. детей были увеличены пособия. Планируется создание специальной службы по уходу за детьми, живущими в неблагополучных семьях с низкими доходами. К 2004 году она станет обслуживать 1 млн детей из таких семей. Особое внимание уделяется созданию детских учреждений -яслей и садов - в экономически слаборазвитых регионах: к 2004 году войдут в строй 900 новых яслей для 45 тыс. детей.

Льготы по оплате жилья

Важным видом помощи государства малообеспеченным семьям является предоставление дешевых квартир в муниципальных домах. Как правило, эти достаточно благоустроенные квартиры обходятся съемщикам в три-четыре раза дешевле, нежели при аренде у частных владельцев. Многие семьи, живущие в таких домах либо арендующие жилье у частных владельцев, вправе рассчитывать на частичную или полную оплату своего жилья, если их доход невысок. Так, любой британец, арендовавший квартиру у частного владельца, а затем потерявший работу, имеет право на жилищное пособие. Государство помогает не только оплачивать жилье, но и возвращать ссуду, если квартира или дом куплены на деньги, взятые в свое время в долг в банке или в строительном обществе.

Муниципальные квартиры распределяются на основе системы баллов. Баллы присваиваются местными органами самоуправления и врачом, причем в разных городах и городских регионах эта система может быть неодинаковой.

Если в семье есть дети, беременные женщины, больные, старики или инвалиды, если семья неполная и ребенка воспитывает один родитель, все эти обстоятельства дают лишние баллы и претендент на субсидируемое жилье вносится в список очередников. Продвижение очереди зависит от количества баллов и от того, как быстро освобождаются субсидируемые квартиры или строятся новые муниципальные дома.

В последние годы введена новая программа льготной оплаты жилья. Ею пользуются отдельные лица и семьи, чьи доходы ниже прожиточного минимума. За них выплачивается до 60% квартирной платы, ренты, аренды и т. д. Этот процент сокращается либо увеличивается в зависимости от роста или падения доходов семьи.

Заявления на получение дополнительной финансовой помощи рассматриваются в каждом отдельном случае компетентными органами здравоохранения и социального обеспечения либо местными властями, занимающимися этими вопросами.

Система здравоохранения

Комплексная программа медицинского обслуживания за счет средств государства была принята в Великобритании в 1948 году. Она выполняется правительством на протяжении уже более пяти десятилетий, расширяясь и изменяясь в соответствии с новыми требованиями и условиями жизни населения. Принцип, что каждый британец должен иметь равные права на медицинское обслуживание независимо от его дохода, провозглашенный в свое время одним из разработчиков государственной системы здравоохранения лордом У. Бевериджем, остается в силе и сейчас. Однако специфика заключается в том, что каждый гражданин обязан вносить еженедельные взносы в специальный фонд здравоохранения (за исключением некоторых категорий лиц - неимущих, престарелых и т. п.).

Центральное правительство несет полную ответственность за деятельность государственной системы здравоохранения (ГСЗ), которая управляется медицинской администрацией и медицинскими учреждениями по всей стране. Они тесно сотрудничают с мест-

ными органами власти и занимаются не только обеспечением медицинского обслуживания, но также выполняют некоторые виды социальных работ, например по охране окружающей среды, образованию и др. На ГСЗ возложены также функции национального стратегического планирования здравоохранения.

В 1999-2000 годах 79% расходов ГСЗ было покрыто за счет налогов, 13% - взносов в социальное страхование и остальные 8% - за счет различного рода поступлений и выплат. Общие расходы на здравоохранение Великобритании достигли в тот период 43,4 млрд ф. ст. Иногда администрация больниц увеличивает свои доходы за счет предоставления платного лечения пациентам.

В Великобритании широко практикуется льготный отпуск лекарств. Бесплатно они выдаются людям 60 и более лет, детям до 16 лет, учащимся 16-18 лет, беременным женщинам, лицам, имеющим хронические заболевания, тем, кто получает социальные пособия, а также низкооплачиваемым.

В начале 90-х годов началось сотрудничество между ГСЗ и частным сектором на коммерческой основе. Оно позволяет использовать частные финансы для проектирования, строительства, а также функционирования медицинских учреждений, оснащенных новейшим оборудованием. Эта программа, называемая "частная финансовая инициатива" (ЧФИ), - инновационная экономическая стратегия правительства консерваторов. В ее рамках ГСЗ подписало ряд контрактов на строительство госпиталей. Утверждены и получили поддержку премьера Т. Блэра 13 контрактов для Англии и 4 - для Шотландии. В июле 1997 года министр здравоохранения представил план строительства еще 30 госпиталей в соответствии с концепцией ЧФИ. В целом это крупнейшая программа ГСЗ Великобритании с 60-х годов. Лечебные учреждения, построенные частным сектором, затем передаются в аренду ГСЗ, существенно увеличивая ее возможности обслуживания населения.

И все же, несмотря на разветвленную систему медицинских учреждений, больничных коек явно не хватает, поэтому в Англии существуют списки очередников в больницы. На конец июля 2000 года 1 млн человек ожидали своей очереди на лечение. И эта цифра продолжает увеличиваться, что побуждает власти к дальнейшим действиям. В 19982000 годах ими ассигновано свыше 700 млн ф. ст. на строительство еще ряда лечебных учреждений, чтобы сократить списки желающих попасть в больницы.

Улучшение состояния системы здравоохранения - одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед лейбористским правительством Т. Блэра. В ближайшие годы предполагается существенно увеличить долю здравоохранения в расходах государства. Создается система, при которой пациенты государственных лечебных учреждений получают право бесплатно пользоваться услугами частных клиник и больниц, где уровень обслуживания значительно выше, чем в государственных. В 1999 году правительство опубликовало Белую книгу под названием "Сохранение жизни: наша выздоравливающая нация". В ней обосновывается стратегия, направленная на улучшение здравоохранения и тем самым на увеличение продолжительности жизни населения. Среди прочего стратегия особое внимание уделяет проблеме употребления сигарет детьми и подростками. Если взглянуть на статистику, то ежегодно в Великобритании умирает около 120 тыс. человек от рака, легочных заболеваний, болезней сердца. И зачастую причиной тяжелых заболеваний является курение. Вот почему нужны большие усилия общества, чтобы воспрепятствовать распространению этой пагубной привычки среди молодого поколения. Правительство намерено также использовать механизм Европейского сообщества в целях запрещения рекламы табачных изделий и ограничения спонсирования их производителей.

В упомянутой выше социальной стратегии "Новый курс" особо подчеркивается важность трехстороннего сотрудничества правительства, населения и отдельных лиц для решения проблем, возникающих в сфере здравоохранения, и устранения причин, влияющих

на здоровье людей: нищеты, безработицы, жилищных проблем, проблем экологии и т. п.

И это не случайно. Ведь несмотря на ежегодный прирост ВВП в течение 10 лет (с 1990 по 2000 годы - от 2% до 2,6%) и рост за 1971-2000 годы реальных доходов населения почти в 2 раза, разрыв между лицами, получающими высокие доходы, и теми, у кого они на очень низком уровне, заметно увеличился, в особенности в 80-е годы.

На сложившуюся ситуацию обратил внимание, в частности, директор Лондонской школы экономики профессор Э. Гидденс, который отмечал в своих лекциях, что в современном британском обществе создалась проблема экономического и социального неравенства и необходимы меры по его ликвидации. В этой связи становится очевидным то доминирующее место, которое постепенно заняли в системе британских государственных и общественных приоритетов мероприятия по развитию и улучшению всех компонентов

человеческого бытия, укрепляющих социальную безопасность страны.

* * *

Ухудшение экономической ситуации в Великобритании привело к снижению налоговых поступлений. Профицит государственного бюджета уступает место его дефициту. По всей вероятности, в связи с антитеррористической кампанией, в которой Лондон принимает самое активное участие, возрастут расходы на оборону и безопасность. В этих условиях дальнейшее развитие социального обеспечения в стране уже в ближайшее время столкнется с огромными трудностями. Многие из объявленных правительством социальных программ могут быть свернуты.

Источники:

1. Britain 2001, The Official Yearbook of the United Kingdom; Ibidem 1993, 1998.

2. The Financial Times, June 6, 2000; May 17, 2001.

3. МЭиМО, 1997, № 6, с. 19-26; 1999, № 10, с. 74-83; 2000, № 8, с. 82-88, 103-106.

4. Ветрова Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М., "Наука" 1993.

5. Department of Health. The Government's Expenditure Plans 1999-2000, L., 1999.

6. The Goverment's Expenditure Plans 1999-2000. Social Security Departmental Report. L.,

1999.

7. The Heritage Foundation, Backgrounder, February 12, 1999;

8. Reforming Social Security: Lessons from Great Britain. Manhattan Institute Forum. N.Y.,

2000. P. 1-6.

9. A. Giddens. Social Change in Britain, Inequality and Social Democracy. L., 2000.

10. R. Moffit. Learning from Britain's Next Step in Privatizing Social Security Benefits. Washington, 1999.

11. Social Trends, 1998 Edition. L. P. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.