УДК 32.019.51
DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51810
САИДОВ Ахмед Аминович кандидат политических наук, доцент, кафедры философии и социально-политических наук ДГУ
E-mail: [email protected]
Социальное неравенство в российском обществе: причины и последствия
Статья посвящена исследованию причин и последствий растущего социального неравенства, являющегося ключевым понятием, раскрывающим характер социально-экономических отношений общества. Актуальность исследуемых проблем обусловлена тем, что требования к государству, российских граждан, повысить эффективность в решении их социальных неурядиц значительно выросли, массовой бедности нет никакого оправдания. Показано что взаимосвязь олигархических кругов с руководством страны привела к игнорированию курса на развитие реального, несырьевого сектора экономики. Основное внимание уделено анализу, тесно между собой связанных, социально-экономических и политических оснований растущего социального неравенства. Делается вывод о том, что его бесконтрольное развитие ведёт к социальной напряжённости и конфликтам, угрожает национальной безопасности.
Ключевые слова: социальное неравенство, бедность, дециль-ный коэффициент, олигархический капитализм, работающие бедные, модель развития.
Причины и основные признаки растущего социального неравенства СССР развалили руководители, служившие интересам иностранных государств, так оценил данное событие Президент РФ В.В. Путин 23 декабря 2021 г. на своей ежегодной пресс-конференции. Социалистическое государство считало социальную политику важнейшим направлением своей деятельности и жёстко контролировало негативные проявления социального неравенства, которое в основном проявлялось в конвенциональных формах, общепризнанных заслугах человека, престиже профессии, а не в различии уровня доходов и материального благосостояния. Децильный
коэффициент в СССР колебался от 3 до 5. Главной характеристикой этой политики был патернализм, благодаря которому практически отсутствовали безработица, беспризорность, бродяжничество и т.д., были бесплатными и доступными образование, медицинское обслуживание, курортный отдых советских граждан и т.д. Социальную защиту и стабильность чувствовала каждая советская семья, в обществе доминировал социальный оптимизм.
Главными действующими лицами процесса развала этой великой страны, как известно, были М.С. Горбачёв и Б.Н. Ельцин. Произошёл искусственно спровоцированный распад развивавшейся много веков, евразийской по своей культурно-цивилизационной сущности страны, обладавшей огромным потенциалом созидательного развития и не только по пути марксизма-ленинизма. Подтверждением сказанному служит тот факт, что после развала единого социально-экономического, культурно-цивилизационного организма каким был СССР, на постсоветском пространстве, включая РФ, сформировались малоэффективные, стремящиеся не к созиданию, а наращиванию сырьевого экспорта, модели экономического развития. Постсоветские государства, в которых все последние десятилетия наблюдался рост социального неравенства, оказались в финансово-экономической и технологической зависимости от Запада, нацеленными на продажу зарубежным корпорациям своих важнейших активов в виде земельных ресурсов, крупных инфраструктурных объектов, имеющихся полезных ископаемых и т.д.
Будучи искусственно созданной конструкцией, навязанной Б. Ельцину «консультантами» из США как единственно возможный вариант, современная модель экономического развития РФ представляет собой антинародный сценарий олигархического капитализма. Прикрываясь мошеннической приватизацией, народное хозяйство огромной страны, создававшееся несколькими поколениями советских людей, вместе с природными ресурсами было передано в управление узкой группе лиц, приближённых к так называемой «семье». Работавший в то время вице-премьером М. Полторанин отмечал, что главе государства была предложена олигархическая модель. «И он принял её, согласился на передачу природных богатств кучке нуворишей» [17, с. 13]. Происходили эти процессы без учёта реальной социально-экономической, общественно-политической ситуации в стране, без научного обсуждения оптимальной стратегической модели развития страны.
В совокупности, все эти факторы привели к формированию в нашей стране худшего вида олигархического капитализма, не ориентированного на нужды общества.
Социально-экономические основания, причины и последствия растущего социального неравенства уже угрожающего национальной безопасности РФ, по нашему мнению, исходят из природы российского олигархического капитализма. Он представляет собой социально-экономическую модель состояния общества и государства, основанную на тотальном контроле всех ресурсов общества узкой группой сверхбогатых кругов, пользующихся поддержкой правительства. Российские олигархи опираются на чудовищную по меркам цивилизованных стран, но «узаконенную» эксплуатацию лиц наёмного труда. Происходит несправедливое присвоение практически всех результатов труда россиян. Из-за жадности российских бизнесменов, не останавливающихся ни перед чем ради увеличения своей прибыли (загрязнение рек, разливы нефтепродуктов, взрывы на шахтах и т.д. подтверждают это), большинство работающих имеют низкие заработки, а работающие бедные уже стал чисто российским феноменом. Объясняя очередное резкое повышение цен весной 2021 г. на социально значимые продовольственные товары премьер-министр М. Мишустин, в своём выступлении двенадцатого мая 2021 г. перед депутатами Госдумы, отметил, что причиной является жадность производителей и торговых сетей [11].
Следующими важнейшими, определяющими систему социально-экономических отношений, причинами, способствующими росту социального неравенства, в нашем обществе являются: сращивание финансово-промышленной олигархии с государством, вывоз капиталов из страны, внушительные размеры теневой экономики, отстранение широких слоёв населения, институтов гражданского общества от участия, как в экономической, так и в политической жизни общества, превышение децильного коэффициента всех мыслимых пределов, отсутствие при этом прогрессивного налогообложения на сверхдоходы и т.д. Самым главным в поведении российской олигархии стало получение сверхприбыли, в максимально кратчайшие сроки, во всех сферах жизнедеятельности, разрушая при этом экологию, подвергая опасности жизни работников, лоббируя свои интересы через подкуп государственных чиновников и т.д., не останавливаясь даже перед нанесением ущерба национальной безопасности государства. По данным доклада Global Wealth Report, опубликованного в 2012 г. на
долю 1% самых богатых россиян приходилось 71% всех личных активов, что в 2 раза больше чем в США. Функционирующие финансовые, социально-экономические механизмы российской модели олигархического капитализма, наживающегося в основном за счёт продажи за границу полезных ископаемых, привели к отсутствию политической воли у руководства страны, нацеленного на развитие реального сектора экономики, значимых отраслей машиностроения, станкостроения, лёгкой промышленности, повышения инвестиционной активности внутри страны и т.д.
Ещё одним элементом в системе причин растущего социального неравенства является позиция Центробанка России, который не создаёт системы кредитования адекватного нуждам реального сектора экономики. Перечень причин можно продолжить отсутствием контроля над финансовыми трансграничными перемещениями капиталов, а также отсутствием специального государственного органа для возвращения из-за границы (из оффшоров) активов приобретённых, в первую очередь, преступным путём и т.д.
Критически оценивает результаты социально-экономического развития РФ за последние двадцать лет известный экономист член-корреспондент РАН Р. Хасбулатов, который характеризует эти годы как «полный провал всей экономической политики государства при благоприятных условиях для развития: послушное население, переполненная деньгами казна, грамотные специалисты, неисчерпаемые природные ресурсы и т.д.» [14]. Но при этом важно отметить, что благодаря новой социально-экономической политике В. Путина удалось остановить процессы потери экономического и политического суверенитета, разрушения российской государственности, сепаратизма и распада страны. Выстроенная им новая государственная система в виде вертикали власти, позволила вернуть стране управляемость, государству конституционные полномочия по обеспечению единства страны и т.д.
В то же время, наряду с позитивными, судьбоносными для российского государства свершениями приходится констатировать, что новой политике недоставало и недостаёт чёткого стратегического социально-политического курса, базирующегося на защите интересов большинства российских граждан, минимизации последствий растущего социального неравенства. Многочисленные вмешательства Президента РФ в социальную политику правительства, его собственные указы, направленные на поддержание уровня жизни населения,
решение демографических проблем в условиях кризисных явлений в экономике и пандемии, осуществление различного рода выплат, компенсаций, детских пособий материнского капитала и т.д., конечно помогают выживать многим российским семьям. По данным Росстата денежные доходы населения ежегодно увеличиваются. Однако, всё время ускоряющаяся инфляция, замораживание зарплат, сокращения штатов, безработица приводят к тому, что реальные доходы населения снижаются, что отрицательно сказывается на фактическом потреблении домашних хозяйств. По данным Росстата инфляция в 2021 г. оказалась самой высокой с 2015 г. и составила 8,4% (хотя многие, в том числе автор статьи, считает эту цифру заниженной). Если в других странах расходы семей на питание составляют менее 30% доходов семьи, то в РФ в среднем по стране, составляют около 50%, а в бедных семьях эта цифра доходит до 70% и выше. Анализируя данные процессы И. Герсонская констатирует, что «...перечень государственных пособий, выплат не маленький, однако их фактический размер незначителен и не удовлетворяет потребности большинства российских семей с детьми» [4, с. 9].
Следующая важная причина растущего социального неравенства, соответственно падения доверия граждан к властям связана с тем, что они в основном стремятся выражать свои корпоративные интересы, не считаясь с гражданскими инициативами, общественным мнением, оппозицией. По данным опросов Центра независимой общественной экспертизы АКСИО, проводившихся во всех федеральных округах летом 2019 г. лишь 5% россиян хоть в какой-то степени положительно отнеслись к пенсионной реформе. «Становится всё более очевидным, что подлинный мотив этой реформы заключается в том, чтобы возложить основные издержки от нынешней малоэффективной модели экономического развития России, являющейся преимущественно сырьевой и самоедской, на население страны, прежде всего людей предпенсионного возраста» [16, с. 54-55]. Отсутствие в нашем обществе динамично развивающихся, эффективно борющихся за права граждан, институтов гражданского общества, позволяет правительству, на протяжении многих лет, проводить несправедливую социально-экономическую политику, ведущую к росту социального неравенства. Закономерным результатом этих процессов является отсутствие демократической партийно-политической системы, независимых СМИ и т.д. Сформировавшаяся в постсоветские десятилетия модель социально-
экономического развития РФ, в виде олигархического капитализма, система власти и управления, только усугубляет процессы социального расслоения и неравенства, сея напряжённость и вражду между россиянами. «Приватизация позволила повысить уровень олигархизации и коррупции. Государство в лице олигархической бюрократии не стремится к диалогу с гражданским обществом» [12, с. 233-235].
Анализируя современную социально-экономическую модель развития РФ и причины растущего социального неравенства, М.Я. Яхьяев, А.Ф. Поломошнов, Л.В. Мельникова, А.И. Бардаков, П.А. Поломошнов в фундаментальной научной монографии «Современная Россия. Социально-философский анализ» устанавливаю, что проводимая внутренняя политика государства привела страну к системному кризису. Эти авторы выводят необходимость коренной перестройки политического курса российского государства, которая должна происходить в форме мирной консолидации власти, народа и оппозиции, и главное, на основе научно-экспертного подхода. Для вывода России из системного кризиса значимо независимые эксперты при самом широком участии институтов гражданского общества должны разработать специальную Программу вывода страны из кризиса. Важной частью такой Программы должен стать научный анализ реального положения дел, причин плачевного социально-экономического положения страны. Сегодня при толковании причин, приведших к такому негативному состоянию российское общество, по мнению этих учёных, среди исследователей наблюдаются принципиальные расхождения. «Выбор модели развития страны, - считают они, - должен сделать народ и реализовать её может только народ. Она должна адекватно выражать интересы народа и России. Модель должна быть спасительным выходом для страны из современной критической ситуации» [18, с. 448].
Дальнейший поиск причин отсутствия в нашей стране эффективных механизмов борьбы граждан за свои права и интересы привёл к поиску в социальной структуре российского общества среднего класса, представляющего собой гаранта социальной стабильности и демократической социальной политики государства. В отличие от развитых демократических стран в России он очень слабо представлен, поскольку по общепринятым, международно-признанным критериям «Credit Suisse относит к среднему классу граждан со сбережениями не меньше двух среднегодовых доходов. При таком подходе в России всего 4% или 6 млн граждан составляют средний
класс» [12, с. 233-235]. Судя по всему, средний класс в нашей стране в постсоветские десятилетия так и не сформировался, и этим, во многом, можно объяснить пассивную борьбу россиян за свои экономические, политические права и интересы, их нежелание, в должной мере, защищать своё благополучие, объединять усилия, создавать организации.
Наше исследование показывает, что важной причиной сложившегося состояния дел является недобросовестное взаимодействие высшего руководства, крупных чиновников и крупного бизнеса. Эти категории населения относятся к малочисленным, но высшим по доходам, стратам. На крупный бизнес, по воле государства захватившего почти все ликвидные ресурсы страны, общество возлагает социально ответственные функции, как перед населением, так и перед государством. По нашему мнению, в современных российских условиях, в его обязанности входит быть экономически эффективным и социально ответственным, создавать приемлемые условия жизни для всех граждан. Выплачивать работникам достойную заработную плату, добросовестно отчислять налоговые платежи государству, помогая ему в осуществлении социальной политики. Характер взаимоотношений крупного бизнеса и государства в развитых демократических и многих развивающихся странах, методы осуществления социально значимых функций давно стали предметом открытого всестороннего анализа учёных, общественно-политических деятелей, экспертов, журналистов. «Однако в России действия многих представителей крупного бизнеса остаются «за кадром» публичности, хотя нередко они противоречат интересам государства и игнорируют интересы наёмных работников, создающих их доходы. Такие действия не выдерживают сравнения с социально-ответственным поведением бизнесменов в развитых (западных) и быстро развивающихся восточных странах (Китай и др.)» [10, с. 22].
Перечисленные и многие другие причины вызывающие рост социального неравенства, усиливают социальную напряжённость, приводят к конфликтам во взаимоотношениях между олигархическими кругами и беднеющим населением. Социальное неравенство одно из ключевых понятий, используемых при анализе характера социально-экономических отношений в обществе, выявлении причин социальной напряжённости и конфликтов, форма дифференциации доходов, статусов, ролей индивидов, социальных групп, классов, наций
и т.д. Оно приводит к тому, что социальные общности распределяются по разным ступеням социальной иерархии, поэтому обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей и защиты своих социальных интересов. В самом общем виде социальное неравенство означает, что люди, страты, общности живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным материальным и духовным ресурсам общества, в котором живут. Соответственно, бесконтрольное развитие социального неравенства ведёт к социальной напряжённости и экономическим кризисам. Социальное неравенство объективно присуще любому обществу, полностью преодолеть его невозможно и не нужно, поскольку неравенство в разумных пределах способствует всестороннему развитию общества. Однако, когда эти пределы безмерно нарушаются, избыточное неравенство ведёт к снижению производительности труда, ухудшению здоровья населения, сокращению рождаемости, повышению смертности, торможению процессов социально-экономического развития и т.д. В соответствии с современными исследованиями нормальным считается неравенство, при котором отношение доходов 10% наиболее богатых к доходам 10% наиболее бедных не превышает 6-8 раз, а при более высоких значениях этого показателя (децильного коэффициента) социальное неравенство считается чрезмерным, разрушительным, вызывающим социальную напряжённость в обществе и конфликты. По данным современных исследований в РФ децильный коэффициент раскрывает критическое состояние расслоения общества и составляет около 25. «Это сближает нашу страну со странами с отсталой экономикой и не справедливой социальной структурой» [1, с. 52].
Анализ причин растущего социального неравенства показывает, что они вытекают из природы российской модели социально-экономического развития, носят системный долговременный характер. Экономика России, принявшая форму сырьевого олигархического капитализма, стремящегося любой ценой и в кратчайшие сроки получить сверхприбыль, не выполняет возложенные на него обществом социальные функции. Российский бизнес опирается на чудовищную по меркам цивилизованных стран, но «узаконенную» эксплуатацию лиц наёмного труда. Органы государственной власти и управления, сросшиеся с олигархическими кругами, не считаются с интересами населения, гражданскими инициатива-
ми, общественным мнением, оппозицией, теряют свою легитимность. Всё это угрожает национальной безопасности, поэтому лимит времени этой модели «развития» исчерпан.
Проблемы и последствия растущего социального неравенства
Постсоветские десятилетия в РФ не без основания характеризуются исследователями временем наибольшей социальной нестабильности и кризисов, важнейшими последствиями которых являются чрезмерное неравенство доходов, соответственно социальное неравенство, снижающее уровень легитимности власти. Политические группировки, руководители разных уровней управления, сменявшие друг друга, разрабатывали и продолжают разрабатывать многочисленные программы социально-экономического развития РФ. Однако необходимость учёта и согласования интересов различных социальных общностей и слоёв, преодоления чрезмерного социального расслоения и напряжённости, достижения на этой основе согласия и поддержки социально-экономических преобразований населением, игнорируется властями. Проблемы минимизации негативных последствий для общества растущего социального неравенства, разработка, базирующегося на защите интересов большинства населения, социально-экономического курса, не рассматривается в качестве приоритетной задачи. Сегодня в российском обществе фактически отсутствует дискурс о социально-политическом согласии, его важности и путях достижения, хотя социальная напряжённость, недовольство своим социально-экономическим, часто бедственным, положением налицо.
Анализируя последствия для российского общества функционирующей социально-экономической модели, невозможно обойти стороной тот факт, что всё большее количество россиян, особенно молодёжи, не видя перспектив в своей стране, потеряв чувство уверенности в завтрашнем дне, хотели бы навсегда уехать из страны. В условиях новой, непонятной с точки зрения потребностей социально-экономического и технологического развития страны системы образования большинство студентов не знают смогут ли они трудоустроиться после окончания учёбы. Данное обстоятельство разрушает стимул хорошо учиться, достигать вершин избранной профессии. А многие трудоустроенные специалисты не развивают своих профессиональных компетенций на производстве, не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, вынуждены думать
о новой работе, поскольку контракты заключаются в основном на год. В современном российском обществе, по сути, любая семья может оказаться без средств к существованию или за чертой бедности. Всеобщий характер приобрели массовый пессимизм, нигилизм и т.д. В феврале 2019 г. «Левада-центр» опубликовал результаты социологических исследований, в соответствии с которыми 41% россиян в возрасте от 18 до 24 лет изъявили желание уехать из РФ на постоянное место жительства заграницу. «Это, - по мнению профессора П. Цитки-лова, - является подтверждением состояния системного неблагополучия современной России» [16, с. 54].
Растущее социальное неравенство существенным образом влияет на социально-психологическое настроение и социальные позиции подавляющего большинства граждан. Результатом чего становится низкий уровень доверия органам власти, с одной стороны, и нарастающая пассивность граждан в отстаивании своих интересов, с другой. Многочисленные социологические исследования свидетельствуют о низком уровне доверия населения РФ к органам власти и управления, кроме Президента РФ. Не более 40% жителей доверяют региональным и муниципальным властям. Наша страна находится на 11-м (из 1б стран) месте по уровню доверия парламенту, на 10-м месте - партиям, по уровню доверия судебно-правовой системе - на 14-м месте, а полиции - на последнем месте [6]. Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин, анализируя взаимоотношения российских властей с обществом, констатируя недоверие граждан к ним, характеризуя причины и последствия растущего социального неравенства, отмечает многофакторность этих процессов и явлений. Наряду с алчностью и ханжеством он вскрывает также аксиологическую природу этих взаимоотношений, отмечая, что российское общество «расщепилось» на конфликтующие страты с очень разными представлениями о справедливости, морали, нравственности и. т.д. «При этом, во всех социальных стратах, - считает он, - в значительной степени утрачены и альтруизм, и разумность эгоизма. Причём особенно явно это выражено. в нашей нынешней элите» [7].
Массовое сознание россиян, основывающееся на определённых ценностных установках, приводит к социально-психологическому расколу, неприязненным отношениям в современном российском обществе. Негативное отношение подавляющего большинства россиян к чрезмерному богатству и
привилегиям олигархических кругов объясняется тем, что приобретено оно несправедливым, заведомо незаконным путём, в результате так называемой «прихватизации». Социально-психологический раскол, усиливающаяся социальная напряжённость, оценка благосостояния олигархических кругов подавляющим большинством россиян как результат социальной несправедливости - все это последствия социально-экономической политики постсоветского российского государства, растущего социального неравенства.
Важным звеном в данной цепи негативных последствий растущего социального неравенства являются работающие бедные - специфическое изобретение российского олигархического государственно-бюрократического капитализма. Проблема в том, что эта довольно многочисленная категория граждан не видит связи между своим трудом и собственным благосостоянием, наиболее активно выражают своё недовольство степенью их эксплуатации и социально-экономической политикой государства. И это несмотря на то, что большинство учреждений, компаний, фирм самых, разных форм собственности, проводят так называемую «оптимизацию» персонала, значительно сокращая его количество. По расчётам экономистов, в мире в целом на каждые 170 млрд долл. дохода граждан приходится 1 миллиардер, тогда как в РФ - 1 миллиардер возникает на почве 11 млрд. дохода граждан [5].
По данным соцопросов ИС РАН подавляющее большинство россиян признают справедливым неравенство, вызванное приносимой пользой обществу и самому себе, талантами, личными заслугами человека, его достижениями честным трудом. При этом, подавляющее большинство населения считает, что главной причиной несправедливостей является отсутствие равных возможностей для получения образования, профессии, устройства на работу, служебного роста, повышения доходов. Существующие различия в доходах, ведущие к росту социального неравенства считают слишком большими 83% россиян, причины и последствия этих процессов их возмущают. «Подавляющее большинство граждан - две трети считают сложившуюся систему распределения частной собственности в России несправедливой, и столько же граждан полагает, что люди не получают достойного вознаграждения за свои навыки, способности и квалификацию» [2].
Социально-психологическая неприязнь к богатым подогревается также их поведением, характеризующимся игнориро-
ванием интересов бедных, стремлением наращивать элитарное потребление, поражающее воображение шикарными загородными дворцами, дорогой собственностью на престижных мировых курортах, дорогими яхтами, частными самолётами, покупкой акций зарубежных предприятий, футбольных клубов, крупных земельных участков и т.д. Демонстрируя дорогостоящие забавы, банкеты, фешенебельные курорты, другие красочные картинки из их жизни, симпатизирующие им СМИ, ещё больше провоцируют общественность, усиливая социальную напряжённость в обществе. К сожалению, это не полная мозаика социальной жизни современной РФ. Растущее социальное неравенство ведёт к тому, что количество бедных увеличивается. Бедность, образ и стиль жизни людей, доходов которых не хватает на удовлетворение самых необходимых потребностей, являясь не только экономическим, но и социокультурным, социально-психологическим феноменом порождает, с одной стороны, пессимизм, отчуждение от власти, зависимость, подчинённость и т.д., а с другой, повышенную агрессивность.
Актуальность проблемы определяется ещё и тем, что она усугубляет множество других, напрямую с ней связанных проблем, таких как: кризис института семьи, образования, общая социальная деградация, ухудшение здоровья населения, человеческого капитала и т.д. По официальным данным, оглашенным на съезде «Единой России» декабрь 2017 г., к началу 2018 г. бедных уже насчитывалось 20,3 млн.. По методике этой партии бедными считаются те, чей доход ниже прожиточного минимума (ПМ). Однако, по мнению квалифицированных специалистов, такой подход не выглядит корректным, поскольку не учитывает потери социальных благ, которые в реальной жизни недополучены гражданами, но которые соответствуют общепринятому в обществе стандарту потребления материальных благ (например, жилищные условия или полноценное питание). Следуя данной общепризнанной методике специалисты Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, подсчитали, что уровень бедности в РФ составляет более 25% (около 36 млн. человек), т.е. почти вдвое выше официального [15].
Признанная в современном мире международная Организация экономического сотрудничества, занимающаяся выработкой общих подходов по совершенствованию государственной социально-экономической политики, и Евростат к числу
бедных относят тех, кто имеет доход ниже 60% медианного дохода в стране. Под последним понимается доход, выше и ниже которого получают одинаковое количество граждан. Получается, что если применить к подсчёту количества бедного населения в РФ их подходы, то по этим критериям данного населения в стране гораздо больше. Рассматривая и сравнивая различные подходы анализа данного феномена, исследователи Д. Кравцов, В. Понкратьев пришли к следующему выводу: «... прожиточный минимум трудоспособного населения в России не отвечает реальной жизненной ситуации, и если бы он рассчитывался объективно, то количество бедных, согласно статистике, выросло бы ещё в разы» [9, с. 111].
Вот как, в реальных цифрах, выглядят последствия «развития» российского олигархического капитализма. Анализируя данные процессы, профессор А. Тонконогов отмечает, «Олигархический капитализм, исходя из своей сути, не предполагает честную открытую конкуренцию, так как монополисты, не вкладывая значительных средств в модернизацию, научные исследования, улучшение инфраструктуры труда и отдыха рабочих могут получать гарантированную сверхприбыль» [15].
Перечисленными и многими другими негативными последствиями современной социально-экономической жизни российского общества, в значительной степени определяется поведение широких слоёв населения. Более образованная, деятельная часть стремится найти применение своим способностям за границей, менее образованная, но деятельная, не соглашаясь на официальные условия жизнеобеспечения уходят в теневые, криминальные структуры. Остальные либо доживают, влача жалкое существование, либо связываются с противозаконной деятельностью, либо уходят в мир наркомании, алкоголизма и т.д. Доказательством чему служат статистические данные об этих пагубных для общества явлениях. Неприемлемое для большинства граждан РФ растущее социальное неравенство, по всеобщему признанию, явилось результатом политики, проводимой на протяжении многих лет правящей элитой, отдававшей предпочтение интересам олигархических кругов. Неизбежным результатом этого стало отчуждение большинства граждан от социально-экономических преобразований, проводимых органами власти и управления. Исследуя данные проблемы, А. Галкин отмечает, что «В России отчуждение сказалось, в первую очередь, на отношении к представительным органам, правительству и средствам мас-
совой информации. На рейтинге президента оно пока сказалось в меньшей степени, хотя некоторые признаки уже налицо» [3].
П. Козырева и А. Смирнов, анализируя масштабы и динамику социально-экономического неравенства в постсоветские десятилетия, опираясь на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ», многолетние лонгитюдные обследования домохозяйств, констатируют, что последствиями этого процесса является рост количества бедных семей. В обществе формируется неравенство возможностей для многих слоёв населения в пользовании услугами здравоохранения, образования, культуры и другими социальными благами. По их мнению, данные процессы повышают общую неудовлетворённость российских граждан своим социально-экономическим положением в обществе и делают вывод о том, что «.наблюдается огромная и постоянно возрастающая ускоренными темпами концентрация капиталов у очень узкой прослойки самых богатых людей» [8. с. 290]. Поэтому остаются, во многом, непонятными цели и задачи современной российской власти. Защитники современной системы управления страной объясняют недостатки социально-экономической политики переходным периодом. Однако, по мнению подавляющего большинства исследователей он слишком затянулся и характеризуется не реальным социально-экономическим развитием страны, а его имитацией. Следовательно, необходимо преодоление перечисленных деструктивных социально-экономических процессов и явлений в российском обществе, ведущих к росту социального неравенства и напряжённости.
Таким образом анализ причин и последствий растущего социального неравенства выявил их системный и долговременный характер, определяемый социально-экономическим курсом нынешнего руководства, что усиливает запрос россиян на участие государства в решении их социальных проблем. И объясняется это усиление не иждивенческими настроениями, а существующим неравенством, отсутствием, для большинства населения легальных возможностей самостоятельно решать объективные повседневные проблемы. Курс руководства представляет собой модель развития экономики, основанную на тотальном контроле всех ресурсов общества узкой группой сверх богатых олигархических кругов, пользующихся поддержкой правительства.
Растущее социальное неравенство, огромный разрыв в доходах между богатыми и бедными вызывают социальную напряжённость, поскольку наше общество многие десятилетия жило в условиях социалистического государственного обеспечения, регулировавшего социальное неравенство. Такая политика позволяла минимизировать негативные последствия данного, объективно присущего любому обществу явления. Современное социально-экономическое состояние российского общества демонстрирующее крайние формы неравенства возможностей, параллельное существование нищеты большинства населения, бок о бок с огромными богатствами и роскошью узких олигархических кругов, характеризуется социально-экономической деградацией и заметной социальной напряжённостью.
В соответствии с социально-мировоззренческой позицией подавляющего большинства населения и оценками исследователей роскошная жизнь современных богачей, к тому же вывозящих капиталы за границу, представляется не оправданной. Сомнения вызывают этическая, правовая, социальная и культурная основы их богатства и нового социального статуса в российском обществе. Поэтому устранение причин растущего социального неравенства видится в плоскости учёта реальной социально-экономической ситуации в обществе, организации широкого, демократического, научного обсуждения оптимальной стратегической модели развития страны, базирующейся на защите интересов большинства российских граждан, создании им равных условий для социализации.
Перечисленные и многие другие причины лежат в основе современных негативных социально-экономических процессов и явлений, происходящих в нашей стране, вызванных растущим социальным неравенством. Поэтому смягчение или устранение указанных причин и последствий растущего социального неравенства поможет создать условия бедному большинству улучшить своё социальное положение и повысить статус в обществе, снизит растущее социальное напряжение, создаст новую более надёжную и позитивную основу для единства и социально-экономического развития страны. Рост бедного населения, ухудшение социальной сферы диктуют необходимость оперативной реакции на последствия растущего социального неравенства со стороны государства, в первую очередь федерального центра.
Наступил момент, когда российское государство должно значительно усилить свои регулирующие функции в социально-экономических процессах, изменить принципы налогообложения, финансовую систему в целом и т.д. Существующему в РФ растущему социальному неравенству и массовой бедности нет никакого социально-экономического, политического, тем более морального оправдания. В то же время, устранение указанных причин, смягчение социально-экономического неравенства необходимо осуществлять, не подрывая мотивации честного, творческого, добросовестного труда, всемерно развивая реальный, не связанный с продажей за границу сырьевых ресурсов сектор экономики.
Литература
1. Варшавский А.Е. Чрезмерное неравенство доходов - проблемы и угрозы для России // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 52.
2. Восканян М., Ремизов М. Патология неравенства. -URL:http://expert.ru/2016/12/6/patologiya-neravenstva/ (дата обращения 21.12.2021).
3. Галкин А.А. Общественно-политические последствия социального неравенства. https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-politiches-kie-posledstviya-sotsialnoqo-neravenstva (дата обращения 21.12.2021).
4. Герсонская И.В. Государственная социальная политика на современном этапе развития России/Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т.15 № 2 (109). С.9.
5. Домачёва Е. Богач - бедняк // Российская газета. 2013. 31 октября.
6. Европейское социальное исследование (The European Social Sur-vey).URL:http://www.ess-ru.ru (дата обращения 26.12.2021).
7. Зорькин В.Д. Доверие и право // Российская газета [Электронный ресурс] URL:http://rg.ru/2013/04/28/ (дата обращения 28.12.2021).
8. Козырева П.М, Смирнов А.И. Масштабы и динамика социально-экономического неравенства в современной России // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 16 / Отв. ред. М.К. Горшков. М., 2018. С. 290.
9. Кравцов Д.И., Понкратьев В.В. Проблемы бедности в России // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. № 1. С. 111.
10. Лапин Н.И., Ильин В.А., Морев М.В. Экстремальные неравенства и социальное государство // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 22.
11. Мишустин назвал жадность причиной роста цен на продукты https://www.rbc.ru/economics/12/05/2021/609b8de99a7947805ea9f (дата обращения 21.12.2021).
12. Мосева Д.Н. Социальное неравенство в реалиях современной России // 2020. № 29 (319) С. 233-235. URL: https://moluch.ru (дата обращения 30.12.2021).
13. Руслан Хасбулатов: 20 лет правления Владимира Путина. Экономические достижения, нерешённые задачи и опасные тупики // Независимая газета, 9 сентября 2019г. URL:http://www.ng.ru/ideas /2019-09-09/5 (дата обращения 21.12.2021).
14. Тонконогов А.В. Олигархический капитализм как угроза национальной безопасности современной России. https://cyberleninka.ru /article/n/oligarhicheskiy-kapitalizm-kak-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-sovremennoy-rossii (дата обращения 21.12.2021).
15. Фаляхов Р.А. Бедность в России: десятки миллионов за чертой. Эксперты: в России не 20, а более 35 миллионов бедных, 09.05.2018г. https://www.qazeta.ru/business/2018/05/09/11745109.-shtml-12.01.2019 (дата обращения 24.12.2021).
16. Циткилов П.Я. Современная российская социальная организация и её кризисные тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 2.
17. Черных Е. Бывший вице-премьер Михаил Полторанин: Олигархическую приватизацию для России утвердил Ельцин. Чубайс был у него на подхвате // Комсомольская правда. 2011. 10-17 ноября. С. 13.
18. Яхьяев М.Я., Поломошнов А.Ф., Мельникова Л.В., Бардаков А.И., Поломошнов П.А. Современная Россия: социально-философский анализ. - М., 2021. С. 448.
SAIDOV A.A.
candidate of Political Sciences, associate Professor of the Department of Philosophy and Socio-Political Sciences, DSU
Social inequality in russian society: causes and consequences
The article is devoted to the study of the causes and consequences of growing social inequality, which is a key concept that reveals the nature of the socio-economic relations of society. The relevance of the problems under study is due to the fact that the demand of Russians for the participation of the state in solving social problems has grown significantly, there is no justification for mass poverty that already threatens national security. It is shown that the relationship of oligarchic circles with the country's leadership led to ignoring the course towards the development of the real, non-primary sector of the economy. The main attention is paid to the analysis of the closely related socioeconomic and political foundations of the growing social inequality. It is
concluded that its uncontrolled development leads to social tension and conflicts.
Keywords: social inequality, poverty, decile coefficient, oligarchic capitalism, working poor, development model.
Literature
1. Varshavsky A.E. Excessive income inequality - problems and threats for Russia // Sociological research. 2019. № 8. p. 52.
2. Voskanyan M., Remizov M. Pathology of inequality. - URL:http://ex-pert.ru/2016/12/6/patologiya-neravenstva/ (accessed 1.12.2021).
3. Galkin A.A. Socio-political consequences of social inequality. https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-politicheskie-posledstviya-sotsialnoqo-neravenstva (accessed 12/21/2021).
4. Gersonskaya I.V. State social policy at the present stage of Russia's development//Socio-economic phenomena and processes. 2020. Vol.15 № 2 (109). p. 9.
5. Domacheva E. Rich - poor//Rossiyskaya Gazeta. 2013. October 31.
6. The European Social Survey (The European Social Survey).URL:http://www.ess-ru.ru (accessed 26.12.2021).
7. Zorkin V.D. Trust and law // Rossiyskaya Gazeta [Electronic resource] URL:http://rg.ru/2013/04/28 / (accessed 28.12. 2021).
8. Kozyreva P.M., Smirnov A.I. The scale and dynamics of socioeconomic inequality in modern Russia // Russia is being reframed: Yearbook: vol. 16/ed. M.K. Gorshkov. M., 2018. p. 290.
9. Kravtsov D.I., Ponkratiev V.V. Problems of poverty in Russia // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2018. № 1. p. 111.
10. Lapin N.I., Ilyin V.A., Morev M.V. Extreme inequalities and the social state // Sociological research. 2020. № 2. p. 22.
11. Mishustin called greed the reason for the rise in food prices https://www.rbc.ru/economics/12/05/2021/609b8de99a7947805ea9f (accessed 12/21/2021).
12. Moseva D.N. Social inequality in the realities of modern Russia // 2020. № 29 (319) p. 233-235. URL: https://moluch.ru (date of formation 30.12.2021).
13. Ruslan Khasbulatov: 20 years of Vladimir Putin's rule. Economic achievements, unsolved tasks and dangerous dead ends//Nezavisimaya Gazeta, September 9, 2019 URL:http://www.ng.ru/ideas /2019-09-09/5 (accessed 12/21/2021).
14. Tonkonogov A.V. Oligarchic capitalism as a threat to the national security of modern Russia. https://cyberleninka.ru/article/n/oligarhiches-kiy-kapitalizm-kak-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-sovremennoy-ros-sii (accessed 12/21/2021).
15. Falyakhov R.A. Poverty in Russia: tens of millions over the line. Experts: there are not 20, but more than 35 million poor people in Russia, 09. 05. 2018. https://www.qazeta.ru/business/2018/05/09/11745109.-shtml-12.01. 2019 (date of appeal 24.12.2021).
16. Tsitkilov P.Ya. Modern Russian social organization and its crisis trends // Socio-humanitarian knowledge. 2020. №. 2.
17. Chernykh E. Former Deputy Prime Minister Mikhail Poltoranin: Yeltsin approved the oligarchic privatization for Russia. Chubais was at his side // Coma, really. 2011. November 10-17. p. 13.
18. Yakhyaev M.Ya., Polomoshnov A.F., Melnikova L.V., Bardakov A.I., Polomoshnov P.A. Modern Russia: socio-philosophical analysis. -M., 2021. p. 448.