Библиографический список
1. Коц А. Как Россию будут спасать от вымирания? // Комсомольская правда. 2007. 15 окт.
2. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р Исследование в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза: учеб. пособие. Саратов, 2004.
3. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX, № 1.
4. Лаптева Е. Гражданские браки - любовь или враки? // Комсомольская правда. 2005. 19 окт.
5. Миронов Н. Россию учат курить и заниматься фитнесом // Комсомольская правда. 2008. 15 мая.
6. Огнева Т. Брак будущего: погостил у жены - и домой! // Комсомольская правда. 2008. 16 авг.
7. Тесно, скучно и папа на работе... // Комсомольская правда. 2008. 11 февр.
8. Черных С., Хрусталева С. Гражданский брак: так мы женаты или как? // Комсомольская правда. 2006. 22 апр.
9. Гамологический подход к гражданскому браку. иКЬ: http://lovepr.by.ru/art/st37.htm.
A.B. Padiarova
Social Inequality
in the Factor Model
of the Young Russians’ Health
The tendencies of young Russians' health changes are analyzed. The place and the role of social inequality in the factor model of the new Russian generation's health are shown.
Key words and word-combinations: social inequality, new Russian generation's health, factor model of health.
Проанализированы тенденции изменения здоровья молодых россиян. Вымвлены1 место и роль социального неравенства в факторной модели здоровья нового поколения россиян.
Ключевые слова и словосочетания: социальное неравенство, здоровье молодого поколения, факторная модель здоровья.
УДК 316.334:37 ББК 60.52
А.Б. Падиарова
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
МОЛОДЫХ РОССИЯН
МЛ ониторинговые исследования показывают, что за годы социально-экономических трансформаций здоровье значительной части российского населения изменилось в худшую сторону. Но в большей мере реформы отразились на здоровье нового поколения, чье становление пришлось на период активного расслоения общества и радикального изменения социальных установок. Можно констатировать, что произошло усиление критических тенденций в функционировании всех основных органов и систем молодых россиян (как в объективных показателях, так и в самооценках), выросли показатели социальной дезадаптации [1, с. 48].
Сегодня молодым людям, выросшим в условиях формирования рыночной экономики
и смены идеологических установок, от 15 до 23 лет. В этом возрасте формируются психическая и духовная зрелость, происходит социализация личности. В связи с этим представляется необходимым выделение данной группы в качестве эмпирического объекта проводимого социологического исследования, целью которого является анализ влияния социального неравенства на динамику здоровья молодых россиян.
В научной литературе проблема зависимости здоровья от уровня социального неравенства поднималась как зарубежными, так и отечественными социологами [2, с. 56; 3, с. 94]. Нами было проведено исследование «Здоровье нового поколения россиян в социальном контексте» в январе - марте 2008 г. методом анкетного опроса (выборка квотно-гнездовая 1150 человек, погрешность не более 2-2,5%). В опросе принимали участие молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет, проживающие в Ульяновской области, обучающиеся в различных типах учебных заведений: школа, профессионально-техническое училище, колледж, техникум, вуз. Мы исходили из возрастных границ нового «рыночного» поколения россиян, но ограничились верхним пределом в 20 лет, поскольку к этому возрасту здоровье достигает своего максимума. Основными критериями формирования выборочной совокупности стали типы населенных пунктов (областной центр, малый город, поселок городского типа, село), типы семей (по количеству иждивенцев в семье), возраст респондентов.
Теоретико-методологические положения, на которых базировалось наше исследование, состоят в следующем. Мы исходили из социологического видения здоровья, которое отличается от медицинского понимания. Здоровье видится нам как многоаспектный феномен, соединяющий элементы биологического и социального характера. В его структуре функционируют относительно самостоятельные компоненты, каждый из которых обладает своей природой и механизмом развития. Поэтому в ходе исследования изучались следующие характеристики:
- соматическое здоровье и его динамика - уровень физического самочувствия, частота и характер заболеваний;
- психическое здоровье - гармоничность психического самочувствия, умственная работоспособность, эмоциональное состояние;
- духовное здоровье поколения - характер ценностно-смысловых ориентаций, уверенность в завтрашнем дне, осознание себя субъектом собственной жизни.
Соединение компонентов здоровья в единое целое реализуется через социальную адаптивность и мобильность индивидуально-групповых носителей. В связи с этим определяющее значение имеет оценка факторов, оказывающих существенное влияние на здоровье молодых людей. В факторной модели здоровья молодежи на долю социальной среды приходится 50-55%, на долю экологического состояния среды - 18-20%, роль наследственности оценивается в 15-20%, на здравоохранение приходится 10-15% [4, с. 50].
Следует отметить, что фактор «социальная среда» - не только самый значимый, но и комплексный по содержанию. Во многом он определяется образом жизни - его ведущей составляющей, которая зависит от принадлежности чело-
века к определенному социальному слою и состояния социального неравенства в конкретном регионе, населенном пункте. Одной из основных характеристик комфортности социальной среды является уровень социального неравенства.
Учеными отмечено, что социальное неравенство имеет комплексный характер и в современной России находит выражение во всех сферах жизни. Применительно к формированию жизненных ресурсов нового поколения наиболее ощутимыми являются материальное, образовательное и территориальное виды неравенств. Их влияние на здоровье молодежи, выросшей в условиях нарастающей дифференциации, были проанализированы на основании полученных эмпирических данных.
Материальное неравенство семей респондентов нами идентифицировано по двум основным критериям - уровень среднедушевого дохода и качественная оценка материальных возможностей семьи. В целом по выборке (среди городского и сельского населения области) больше половины семей отнесены к бедным и малообеспеченным (53%); каждая четвертая семья (23%) - к базовому слою; каждая шестая (17%) - к среднему; только 7% - к числу состоятельных и обеспеченных. Исходя из полученных данных, представляется необходимым определить, каким образом материальное неравенство влияет на здоровье молодых людей.
Физическое здоровье (по самооценке) более стабильно у молодых людей, чьи семьи принадлежат к базовому и среднему слоям: среди них больше практически здоровых (52% и 55% соответственно) и меньше больных. В группу риска попала молодежь из бедных и состоятельных семей: в первой группе здоровых (35%); во второй - почти в 2 раза больше совсем больных (с затяжными и хроническими заболеваниями - 24%; в среднем по возрастной группе - 13%). Последнее обстоятельство может быть связано с более частыми обращениями к врачам детей из обеспеченных семей. Но вывод о лучшем здоровье молодежи из среднедоходных групп совпадает с таким же выводом относительно взрослого населения.
Анализ частоты заболеваний показал прямую зависимость от уровня жизни семьи: чем ниже уровень жизни, тем выше уровень частоты заболеваемости детей. Это позволяет выделить условия их текущей жизни в качестве факторов риска. Отмечено, что среди бедных семей болеют часто 27% детей, среди малообеспеченных - 25%, среди базовых и средних 13% и 12% соответственно.
Заболеваемость менее одного раза в год и раз в полгода признается медиками естественным процессом в жизнедеятельности растущего организма и не является признаком серьезных отклонений в развитии. В целом таких молодых людей в среднем и базовом слоях - более половины; среди бедных - только каждый третий. Для выходцев из бедных и малообеспеченных слоев населения наиболее распространенными являются заболевания органов пищеварения (29%), органов дыхания (21%), сердечно-сосудистой системы (16%).
Следует обратить внимание на то, что повышение уровня жизни семьи сопряжено с понижением показателей психического здоровья детей. Молодежь из обеспеченных семей чаще отмечает чувство одиночества (44% против 29% в среднем по выборке), внутреннее напряжение (33% против 25%), наличие беспричинных приступов тревожности.
Материальные ценности среди молодых представителей всех социально-экономических слоев сегодня признаны ведущими. Можно сказать, что материальное благополучие - единственная ценность, которая признается всеми социально-экономическими слоями нового поколения. Здоровье как ценность находится в структурном резерве ценностного сознания молодого поколения: около половины молодых людей видят в здоровье смысло-жизненную ценность. Однако среди выходцев из бедных семей такую позицию разделяет лишь каждый пятый. Очевидно, что молодежь, не обеспеченная материально, чаще других разделяет инструментальное отношение к своему здоровью - если нет другого капитала, в ход идет здоровье (таблица).
Ценностно-смысловые ориентации нового поколения (в %)
Каким ты видишь себя через 10 лет? Всего Уровень жизни семьи
состоя- тельные средние базовые мало- обеспе- ченные бедные
Материально обеспеченным 57 58 52 59 62 67
Здоровым, сильным 49 43 47 55 58 20
Свободным, независимым 39 44 42 37 37 26
Настоящим профессионалом 38 36 39 36 39 53
Человеком с крепкой семьей 34 27 32 34 43 40
Образованным 34 26 40 34 25 35
Общительным 33 44 35 32 30 27
Инициативным 20 27 19 21 20 13
Патриотом 10 2 8 12 10 13
Справедливым 9 5 9 13 8 7
Для средних слоев весома ценность образования. Такие ценности, как справедливость, чистая совесть, патриотизм на сегодняшний день можно признать неактуальными для молодежи из всех социальных слоев.
Образовательное неравенство семей наших респондентов и их самих мы классифицировали по двум критериям - уровень образования родителей и уровень образования молодых людей (тип учебного заведения, в котором учатся или закончили).
В целом среди занятого населения области 17% имеют высшее образование. В совокупности с теми, кто имеет среднее специальное образование, просвещенная группа составляет половину занятого населения.
С образовательным потенциалом родителей коррелируют такие показатели психического здоровья молодых людей, как беспричинные приступы тревожности, невозможность сосредоточиться на умственной деятельности, постоянное внутреннее напряжение, чувство одиночества. Эти характеристики становятся типичными для детей из семей с низким уровнем образования матери (ниже среднего специального). Каждый из указанных показателей снижается
практически вдвое по мере повышения уровня образования матери от среднего до высшего (с 57 до 30%). В семьях, где оба родителя имеют высшее образование, 70% детей указали, что они легко справляются со стрессовыми ситуациями и обычно пребывают в спокойном душевном состоянии. Подобная закономерность - скорее результат не более высокой культуры здоровья, а более высокой культуры общения и взаимопонимания в семье.
Сопоставление уровня здоровья молодежи с уровнем ее собственного образования показало: практически здоровыми себя считают 45% школьников, 43% учащихся профессиональных технических училищ, 40% учащихся колледжей и техникумов и 33% студентов высших учебных заведений. Таким образом, к 18 годам, когда достигается максимум здоровья, здоровыми ощущают себя менее половины представителей нового поколения, далее уровень здоровья падает. И это новая тенденция, открытая нами в пореформенный период: в исследованиях XX в. после 18 лет фиксировалось ровное сохранение достигнутого статус-кво до 30 лет, а потом спокойное снижение с временными остановками [5, с. 71].
Учащиеся высших учебных заведений чаще остальных отмечают наличие широкого спектра недомоганий: плохой аппетит (21%), вялость (26%), сонливость (29%), бессонницу (29%), головную боль (31%), раздражительность (26%), плохое настроение (28%). Среди школьников, учащихся ПТУ и техникумов уровень указанных недомоганий значительно ниже. Это позволяет сделать еще один вывод: высшее образование не формирует навыков самосохранения и культуры собственного благополучия. Освоение учебных программ и реализация жизненных планов становятся возможными лишь ценой собственного здоровья.
Очевидна взаимосвязь социального самочувствия молодых россиян с уровнем их образования: чем выше уровень образования, тем более уверены в успешности своего будущего молодые люди. Только каждый пятый студент вуза испытывает страх за свое будущее, среди учащихся техникумов - каждый третий, а среди учащихся ПТУ - каждый второй. Можно констатировать: более высокий уровень профессионального образования дает большую уверенность в своих жизненных ресурсах. Сформированность базовых ценностей и внутреннего жизненного стержня более присуща студентам высших учебных заведений.
Таким образом, влияние образовательного неравенства на здоровье нового поколения противоречиво: несмотря на то, что показатели физического и психического здоровья снижаются по мере подъема на более высокую ступень образования, образовательный ресурс дает уверенность в будущем и сформиро-ванность базовых ценностей.
Территориальное неравенство в сегодняшней России проявляется в двух формах: неравенство развития различных регионов страны и неравные возможности жизни в населенных пунктах разного типа. Результаты нашего исследования мы сравнили с данными аналогичных исследований в других регионах страны [6, с. 157].
Нами выявлено снижение показателей здоровья детей в Ульяновской области. В частности, в Ульяновской области больных в 2 раза больше (13%), чем в
Оренбургской области (6%), и в 4 раза больше, чем в Москве (3%). Это указывает на углубление территориального неравенства в России, а также на то, что последствия кризиса в стране острее всего проявляют себя в регионах.
Тип населенного пункта, как критерий другого вида территориального неравенства, демонстрирует достаточно четкие различия здоровья нового поколения в крупном и малом городах, поселках городского типа и селах. Более половины молодых людей (53%), живущих в поселках городского типа, считают себя практически здоровыми. Среди жителей малых городов и сел таковых оказалось по 46%, среди жителей областного центра 33%.
Крупный город, несмотря на его развитую социальную инфраструктуру, более губительно действует на физические компоненты здоровья нового поколения. Наиболее низкая подверженность заболеваниям различных органов и систем отмечается среди молодежи малых городов и поселков городского типа: почти в 2 раза реже здесь отмечаются заболевания органов дыхания (12%), зрения, слуха (10%), органов пищеварения (16%). Это перечень тех заболеваний, которые являются наиболее распространенными среди большинства детей и подростков крупных городов. В то же время молодежь из сел и малых городов уступает молодым жителям областного центра по показателям социальной мобильности и адаптивности. Молодежь областного центра более уверена в себе, с большим оптимизмом смотрит в будущее, отмечает наличие хороших перспектив. Это является частью культурного потенциала городских семей.
Таким образом, проведенное социологическое исследование позволяет сформулировать ряд выводов.
По совокупному индексу (комплексное состояние физического, психического, духовного здоровья) более благополучная картина здоровья складывается не в самых состоятельных семьях, а в семьях со средним уровнем жизни. Такие индикаторы, как место жительства (тип населенного пункта), состав семьи (количество иждивенцев, полная, неполная семья) являются не просто социальнодемографическими характеристиками, а показателями определенных типов неравенства, влияющих на условия жизни и поведение в сфере здоровья. Более высокая оценка здоровья и навыков самосохранительного поведения наблюдается у молодежи, проживающей в малых городах и поселках городского типа.
Все большее влияние на состояние здоровья молодых россиян в последние годы оказывают социокультурные факторы: культурные традиции, уровень образования и характер труда родителей, культура здоровья и восстановления собственных ресурсов. Фундаментом построения новой модели укрепления здоровья молодого поколения является соединение культуры семьи и необходимого уровня жизни. Более благополучными являются молодые люди из семей, в которых родители имеют высшее образование, а среднедушевой доход превышает прожиточный минимум региона хотя бы в три раза. Они более уверены в будущем, в них выше сознание ценности каждого члена семьи и лучше сформированы навыки самосохранения.
Таким образом, исследования показывают, что новое поколение российского общества вступает в самостоятельную жизнь не только с более низким, но и
И.С. Самарина
более стремительно падающим потенциалом здоровья. Весомым фактором в этом процессе является углубляющееся и расширяющееся социальное неравенство.
Библиографический список
1. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002.
2. Штайнкамп Г Смерть, болезнь и социальное неравенство // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11, вып. 1.
3. Тихонова Н.Е. Состояние здоровья среднего класса в России // Мир России. 2008. № 4.
4. Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. 1998. № 3.
5. ВенедиктовД.Д. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования // Общественные науки и здравоохранение. М., 1987.
6. Максимова Т.М. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. М., 2008.
I.S. Samarina
Features of Shaping Student’s Youth Cultural Capital
Theoretical preconditions of shaping student's youth cultural capital are considered. Common and specific features of shaping the Russian student's youth cultural capital are clarified.
Key words and word-combinations: student's youth, cultural capital, shaping student's youth cultural capital.
Рассматриваются теоретические предпосыглки формирования культурного капитала студенческой молодежи. Уточняются общие и специфические черты культурного капитала студенческой молодежи России.
Ключевые слова и словосочетания: студенческая молодежь, культурный капитал, формирование культурного капитала.
УДК 330.142 ББК 60.5
И.С. Самарина
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
туденческая молодежь является значимым фактором и ресурсом общественного и экономического развития современной России. Именно молодежь выступает перспективной силой, имеющей наибольший трудовой потенциал (образование, здоровье, мобильность). Особое значение в связи с этим приобретает тематика культурного капитала студенческой молодежи.
Общие черты и параметры оценки культурного капитала молодежи можно сформулировать на основе известных концепций, представленных в рамках классической экономической социологии. Для уточнения содержательной компоненты процесса формирования культурного капитала человека обратимся к идеям классика французской социологии П. Бурдье.